Интервью главы ЕКА Жан-Жака Дордэна

Автор Salo, 24.11.2008 20:44:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.euronews.net/ru/article/21/11/2008/dordain-lays-out-esas-next-10-years/
Цитировать21/11 20:47 CET
Во вторник и среду в Гааге состоится совещание европейских министров, курирующих вопросы освоения космоса. Оно проводится раз в три года. В повестке дня – утверждение годового бюджета Европейского космического агентства и план работы на ближайшее годы. Накануне этого совещания генеральный секретарь Европейского агентства Жан-Жак Дордэн дал интервью корреспонденту телеканала "ЕвроНьюс".

ЕвроНьюс:
Какие основные программы будут обсуждаться в Гааге?

ДОРДЭН:
Одной из основных целей европейской космической политики является улучшение качества жизни на Земле. Это программы, затрагивающие интересы всех граждан, в частности, программа мониторинга Земли ГМЕС -Global Monitoring for Environment and Security. Она направлена на наблюдение за Землей и ее атмосферой, за экологической безопасностью.

Вторая программа, которая будет принята – это программа запусков на геостационарную орбиту метеоспутников третьего поколения.

Есть еще одна программа – она направлена на дальнейшее развитие системы "Галилео". Разговоры об усовершенствовании "Галилео", которая пока еще не начала функционировать, могут показаться странными, но нужно всегда предусматривать следующий этап развития, который позволит улучшить качество навигационных систем, используемых в воздухе, на море и на земле.

Далее, имеется целая категория программ, касающихся научно-технического развития и совершенствования имеющихся знаний. Это научные программы исследования космоса. Они направлены на то, что больше узнать о планетах, о Вселенной, о взаимодействии Земли и Солнца. И все это не для того, чтобы доставить удовольствие ученым. Ясно, что Земля не является изолированной системой. Мы хотим изучить планеты, изучить Вселенную также, как мы изучили Землю.

Следующий вопрос – это конкурентоспособность нашей промышленности. Важно, чтобы европейская промышленность с успехом
конкурировала на мировых рынках. Это исключительно важный элемент, от которого зависят экономическое благосостояние и занятость людей. Важным направлением космической коммерческой деятельности являются телекоммуникации. Чтобы повысить конкурентоспособность всей промышленности нужно улучшать телекомминикационные технологии.

И последнее – полеты в космос и его исследование, это самое главное. Без полетов невозможно использовать космическое пространтсво. Доступ к космосу обеспечивает носитель "Ариан-5", а через год к нам присоединятся корабли "Союз" и "Вега". У нас появится полный спектр ракета-носителей, которые будут использоваться. Исследование космоса – это не только развитие науки, совершенствование технологий и повышение конкурентоспособности, но также мечты, связанные с улучшением качества жизни людей. Программа освоения космоса включает в себя международные исследования Луны, затем Марса. И Европа должна стать полноправным участником этих программ.

ЕвроНьюс:
Имеются ли у вас козыри, которые позволят убедить тех, кто распоряжается средствами, в необходимости двигаться вперед?

ДОРДЭН:
Европа, несмотря на гораздо меньшие инвестиции, чем выделяются на исследования космоса в других местах, лидирует во многих направлениях – как в исследованиях, так и в космических запусках. Наша доля на рынке запусков составляет 60%, а в вопросе охраны окружающей среды на планете даже больше. На мой взгляд, Европейское космическое агентство является мировым лидером в исследовании Земли и ее экологии. Думаю, что ради этого необходимы инвестиции и для изучение космического пространства и для развития ЕКА. Это инвестиции в будущее. Я знаю, что сегодня мы переживаем большие экономические трудности, но инвестиции предназначенные на освоение космоса, рассчитываемые на 10-летний период, должны быть независимы от ежегодных колебаний экономики. Выделенные сегодня инвестиции принесут свои плоды через 10 лет.


ЕвроНьюс:
Вы знаете, очень часто простые люди не понимают что дают эти инвестиции. Я помню, как однажды, в Эдинбурге, один прохожий на вопрос "Что дает космос?" заявил: "Космос? Да это создание липучек на одежде... но какой ценой!" Что бы вы ему сказали в ответ?

ДОРДЭН:
Вы знаете, что было бы, если бы на один день отключить космические спутники? Вы поняли бы, что ни один человек не сможет нормально жить без космоса. Без помощи системы космической навигации ни один шофер в Париже сегодня не сможет работать. Самолеты не смогут перелетать с одного континента на другой. У вас не будет метеопрогноза на ближайшие 5 дней и фермеру придется работать без отдыха, поскольку он не знает какая будет погода. А если бы отключение спуников совпало с финалом чемпионата мира по футболу, то болельщики не увидели бы матч в прямом эфире – вот тогда, я думаю, стало бы всем ясно насколько качество нашей жизни на земле зависит от космоса.

ЕвроНьюс:
А что вы скажете о новых игроках? Индии и Китае?

ДОРДЭН:
Прежде соперничество шло между СССР и США. Европа на десяток лет отстала. Сегодня Европа наверстала упущенное в сфере технологий и науки, но в финансировании своих программ по-прежнему отстает. В последние годы мы стали свидетелями появления на сцене новых игроков. Это не только Китай и Индия, это также Япония и Бразилия. Космос занимает все более и более важное место, все больше стран его осваивают. Международное сотрудничество в исследовании космоса – это сотрудничество не только великих космических держав. Мы в Европейском агентстве сотрудничаем со всем миром, а не только с ведущими исследователями. Мы работаем вместе со странами, которые сами пока не могут летать в космос, но им нужен доступ к космическому пространству. Это страны Африки, Южной Америки, Востока. Им нужны возможности, которые предоставляет космос для борьбы с засухой, развития сельского хозяйства, образования, медицины. Космос – это важный вектор развития стран, которые не располагают возможностями самостоятельно его использовать.

ЕвроНьюс: Благодарю Вас.

ДОРДЭН: Спасибо.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Кенгуру

ЦитироватьЕвроНьюс:
Имеются ли у вас козыри, которые позволят убедить тех, кто распоряжается средствами, в необходимости двигаться вперед?

ДОРДЭН:
Европа, несмотря на гораздо меньшие инвестиции, чем выделяются на исследования космоса в других местах, лидирует во многих направлениях – как в исследованиях, так и в космических запусках. Наша доля на рынке запусков составляет 60%, а в вопросе охраны окружающей среды на планете даже больше. На мой взгляд, Европейское космическое агентство является мировым лидером в исследовании Земли и ее экологии. Думаю, что ради этого необходимы инвестиции и для изучение космического пространства и для развития ЕКА. Это инвестиции в будущее. Я знаю, что сегодня мы переживаем большие экономические трудности, но инвестиции предназначенные на освоение космоса, рассчитываемые на 10-летний период, должны быть независимы от ежегодных колебаний экономики. Выделенные сегодня инвестиции принесут свои плоды через 10 лет.

И это называется "козыри"? После такого невнятного ответа, те, кто располагает деньгами должны повернуться и уйти.


ЦитироватьЕвроНьюс:
Вы знаете, очень часто простые люди не понимают что дают эти инвестиции. Я помню, как однажды, в Эдинбурге, один прохожий на вопрос "Что дает космос?" заявил: "Космос? Да это создание липучек на одежде... но какой ценой!" Что бы вы ему сказали в ответ?

Во-во.
Дайте людям мечту вместо липучек!


ЦитироватьДОРДЭН:
Вы знаете, что было бы, если бы на один день отключить космические спутники?

Лично я наверное не заметил бы.


ЦитироватьВы поняли бы, что ни один человек не сможет нормально жить без космоса. Без помощи системы космической навигации ни один шофер в Париже сегодня не сможет работать.

А как же раньше работали?


ЦитироватьСамолеты не смогут перелетать с одного континента на другой.

А как же раньше летали?


ЦитироватьУ вас не будет метеопрогноза на ближайшие 5 дней и фермеру придется работать без отдыха, поскольку он не знает какая будет погода.

...


ЦитироватьА если бы отключение спуников совпало с финалом чемпионата мира по футболу, то болельщики не увидели бы матч в прямом эфире – вот тогда, я думаю, стало бы всем ясно насколько качество нашей жизни на земле зависит от космоса.

Если это про матч Германия-Турция на чемпионате Европы, то это потому, что эти идиоты, вместо того, чтобы передавать картинку по кабелю, зачем то стали гнать её через спутник. Ударила молния, и всё накрылось.
Это не реклама, а антиреклама.

В общем не нравится он мне. Не амбициозный какой-то.
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

Дмитрий Виницкий

ЦитироватьИ это называется "козыри"? После такого невнятного ответа, те, кто располагает деньгами должны повернуться и уйти.

Он не выступал перед инвесторами. Они не делают выводы из интервью в евроньюс.  10 лет - нормальный, обыкновенный срок для инвестиций.

ЦитироватьВо-во. Дайте людям мечту вместо липучек!

Мечты - дело персональное. Совсем не факт, что кто-то согласится платить за ваши мечты.



ЦитироватьЛично я наверное не заметил бы.
Ну-ну...




ЦитироватьА как же раньше работали?

Медленне и с большим расходом бензина.

ЦитироватьА как же раньше летали?

Реже и с большими расходами.


ЦитироватьЕсли это про матч Германия-Турция на чемпионате Европы, то это потому, что эти идиоты, вместо того, чтобы передавать картинку по кабелю, зачем то стали гнать её через спутник. Ударила молния, и всё накрылось.
Это не реклама, а антиреклама.

Идиотами были бы, если бы передавали по кабелю. Чего в принципе не бывает, кстати.

ЦитироватьВ общем не нравится он мне. Не амбициозный какой-то.

Он даже не подозревает о ваших вкусах. Черта ЕСА - космос по мере необходимости. А не любой ценой.
+35797748398

Кенгуру

Цитировать
ЦитироватьВо-во. Дайте людям мечту вместо липучек!

Мечты - дело персональное. Совсем не факт, что кто-то согласится платить за ваши мечты.
А за мечту всего человечества?


Цитировать
ЦитироватьА как же раньше работали?

Медленне и с большим расходом бензина.
Необорот. Если таксист настолько не знает свой город, что ездит по GPS-навигатору, то он как раз и доедет медленнее. Таких вообще увольнять надо.


Цитировать
ЦитироватьА как же раньше летали?
Реже и с большими расходами.
Летали по гироскопам.


Цитировать
ЦитироватьЕсли это про матч Германия-Турция на чемпионате Европы, то это потому, что эти идиоты, вместо того, чтобы передавать картинку по кабелю, зачем то стали гнать её через спутник. Ударила молния, и всё накрылось.
Это не реклама, а антиреклама.

Идиотами были бы, если бы передавали по кабелю. Чего в принципе не бывает, кстати.
Чем по-вашему кабель хуже? Вот вы пользуетесь Интернетом через космос или через кабель?


Цитировать
ЦитироватьВ общем не нравится он мне. Не амбициозный какой-то.

Он даже не подозревает о ваших вкусах. Черта ЕСА - космос по мере необходимости. А не любой ценой.
Ну раз по мере необходимости - то надо распускать ЕСА.
GPS - американская система, и уже есть, а в исследованиях Луны и Марса никакой необходимости нет.
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

ОАЯ

Для Европы мониторинг водных ресурсов из космоса жизненно необходим. От этого зависит экономичный способ лова и воспроизводства рыбы. Остальное притянуто из военной сферы:
А) Навигация – еще не было ни одного интервью с живым таксистом или водителем трамвая на тему пользы навигационных приборов. А уж независимой экономической экспертизы и подавно. Это военное дело.
Б) Экономичность от космической навигации в воздушном транспорте нулевая. Все определено коридорами, разрешениями, договорами, направлением ветра, выбором модели и рейса. Громадный плюс в высокоширотных морских перевозках. Это да.
В) Конкурентоспособность промышленности, если только в серийном производстве спутников связи. Да и то маловероятно, т.к. заказ дело всегда было политическое (скорее стандартов, организации наземных служб, местных условий – яркий пример переход на цифровое вещание), а стоимость второстепенное. В изготовлении межпланетных зондов и экспедиций посещения Лунамарсов конкурентоспособности ни где. А вот комплексные решения в военной технике увеличат конкурентоспособность военно-космической техники для третьих стран. Да и свои генералы могут раскошелиться.

Большой

Совещание министров состояось. Какие решения приняты по ППТС? Европа будет создавать собственный пилотируемый корабль или совместно с нами? Кто знает?
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Salo

http://cybersecurity.ru/space/59732.html
ЦитироватьЕвропа выступает за продление работы МКС до 2020 года

(20:40) 25.11.2008
В Европейском космическом агентстве сегодня прошло первое заседание по утверждению трехлетнего плана работы объединенной Европы в космосе. Среди прочих вопросов, рассмотренных странами-участницами ЕКА, в агентстве поддержали российскую позицию о продлении сроков использования МКС.

Напомним, что мнения трех основных участников проекта Международной космической станции - России, США и Европы - по вопросу о ее существовании после 2015 года расходятся. В НАСА говорят, что после означенного срока следует сосредоточится на межпланетных космических программах, российская сторона выступала за продление работы на МКС, Европа не могла определиться.

"Мы продвигаемся по проекту и надеемся, что МКС будет работать и после 2015 года, как минимум до 2020 года. Сейчас мы находимся в ситуации, когда хотим и готовы использовать МКС для исследовательских работ", - сказал представитель космического агентства Европы Франко Боначино.

Европейские делегаты говорят, что МКС было вложено около 100 млрд долларов и бросать этот проект в 2015 году означало бы значительную потерю инвестиций. При этом, в Гааге высказали озабоченность тем фактом, что с 2010 года Россия станет единственным участником проекта, способным доставлять на орбиту космонавтов. В США в 2010 году программу шаттлов свернут, а у Европы при любом раскладе ни в 2010, ни в 2011 году своего пилотируемого корабля не будет. Особенно Европу и США беспокоит то обстоятельство, что с 2009 году число постоянных обитателей МКС увеличится до 6 человек, что в условиях "транспортной" проблемы может оказаться непозволительной роскошью.

Сегодня в Гааге на заседании стан-участников глава ЕКА Жан-Жак Дорден отметил, что в Европе значительно прибавилось оптимизма после того, как прошла успешная стыковка грузового модуля Коламбус. Дорден также отметил, что для продолжения работ ЕКА в полном объеме агентству на следующие три года понадобятся 9,3 млрд евро, что на 15% больше предыдущего трехлетнeго лимита.

Согласно предложенному сегодня плану, до 2012 года Европа потратит на МКС 1,4 млрд евро, однако Германия настаивает на том, что эту сумму следует увеличить до 1,6 млрд долларов.

Для того, чтобы в обозримом будущем хоть как-то решить проблему доставки людей и грузов на станцию, Европа намерена модифицировать грузовой аппарат ATV до состояния многоразового использования с целью доставки грузов на орбиту и их забора обратно на Землю, а в перспективе создать на основе ATV пилотируемый аппарат. Одни лишь исследования такой возможности обойдутся в 30 млн евро.

Среди других "космических трат" в Европе намерены выделить 2,1-2,2 млрд долларов на научные программы до 2013 года. Эта сумма на 3,5% больше прежнего лимита. Французская сторона предлагает включить в сумму затрат и разработку нового криогенного двигателя для тяжелой ракеты-носителя Ariane 5, благодаря которому мощность ракеты увеличится до более чем 12 тонн. На эти разработки требуется 340 млн евро.

Наконец, последней крупной статьей расходов станет создание спутниковой системы мониторинга земной поверхности Kopernicus, на которую планируется выделить еще 850 млн евро.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

ESA PR 44-2008:

Цитировать5.2 Human Spaceflight and Exploration
The European Transportation and Human Exploration Preparatory Activities Programme includes the initial definition
phases of an ATV-based cargo download system (Automated Reentry Vehicle – ARV) and the continuation of cooperation with
Russia. This new transportation system is planned to comprise a service module, a reentry module and a launch escape system
(for a possible subsequent crewed version).

Studies on the definition of a Moon lander will also be pursued, along with the development of enabling human exploration
capabilities including Moon-landing technologies, habitation and life support systems and demonstrators. Scenario and
architecture studies will be carried out to prepare future activities as well as to support the refinement of a common European
vision for space exploration involving ESA, the EU and their respective Member States.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дмитрий Виницкий

ЦитироватьА) Навигация – еще не было ни одного интервью с живым таксистом или водителем трамвая на тему пользы навигационных приборов. А уж независимой экономической экспертизы и подавно. Это военное дело..

А ты с доставкой поговори.

ЦитироватьБ) Экономичность от космической навигации в воздушном транспорте нулевая. Все определено коридорами, разрешениями, договорами, направлением ветра, выбором модели и рейса. Громадный плюс в высокоширотных морских перевозках. Это да..

А как в эти коридоры попадать? Громодскими и неточными инерциалками?

ЦитироватьВ) Конкурентоспособность промышленности, если только в серийном производстве спутников связи. Да и то маловероятно, т.к. заказ дело всегда было политическое (скорее стандартов, организации наземных служб, местных условий – яркий пример переход на цифровое вещание), а стоимость второстепенное. В изготовлении межпланетных зондов и экспедиций посещения Лунамарсов конкурентоспособности ни где. А вот комплексные решения в военной технике увеличат конкурентоспособность военно-космической техники для третьих стран. Да и свои генералы могут раскошелиться..


Ну да, гонкогские производители спутников - чисто политическое предприятие :) Кстати и роверы производятся на конкурсной основе.
+35797748398

ОАЯ

Только для таксиста 1200 евро за навигационный комплект, при стоимости поездки в 50 км от Парижа - 12 евро. Срок службы авто 3 года. И вклад в стоимость поездки не 50%, а размазано на большинство прямых трасс от аэропорта (где навигация не нужна), и единичные по закоулкам. Даже если допустить по 1 евро экономии за день за счет навигационных приборов с такси, то вряд ли она окупит все запуски навигационных спутников.
А если кем-то за 2...3 млн. приобретается ракета, которая нуждается в навигационном спутнике, то запуски вполне можно окупить.
В авиации еще Антуан Экзюпери описывал радиокомпас на почтовом самолете в Южной Америке. А точность навигационного комплекса в том числе с ИКВ 50 метров. Столько приблизительно пролетает самолет за секунду.
По высоте еще точнее, за счет встроенного радиолокатора. Т.е. можно говорить об удобстве при пользовании спутниковыми навигационными приборами. Но без них войти в коридор и эшелон легко, что и было в прошлом.

В том-то и дело, что изготовление спутников происходит там, где это выгодно из-за низкой себестоимости. Причем, выгодно гражданину той страны, чьи акции этих заводов, а не работникам завода. В том числе гражданам Франции, Германии... Повысить конкурентоспособность в данном случае можно только оплачивая труд рабочего во Франции меньше, чем малазийца или китайца. Это невозможно. Поэтому поступают по другому:

 Вводят искусственные барьеры. Например, у нас автомобили только с повышенной экологичностью, т.е. с дорогими катализаторами.
Или телевиденье только цифровое, разработанное у нас и защищенное патентами с напряженностью поля не более такого-то на нашей территории.
Или мясо без ваших добавок, но с нашими добавками по нашим санитарным требованиям.
Или наша военная техника дорогая, но другую вы не купите, т.к. спутников, к которой привязана техника у других нет.

Дмитрий Виницкий

Экономия от навигации - вовсе не 1 евро в день. Скорее, евро в час. Опыт.
+35797748398

ОАЯ

2 евро за литр. Вообще-то дешевле, но оставим. 100 км -10 литров.
100 км – 20 евро.
Скорость - 50 км/час = 10 евро в час.
1 евро в час - это лишних 5 км не проехал.
Или:
в день за 8 часов смены 40 км лишних удается не проехать благодаря GPS? И так каждый день?

(Пробки сюда не входят – это дело не учитываемое: из пробки можно не выехать, выключать двигатель, объезд может выйти более затратным. Экономия времени тоже не учитывается, т.к. это у кого как.)

Лютич

Кстати. В Озерах (МоскОбл) таксисты и водилы маршруток на навигаторы жаловались - диспетчеры теперь видят, где они, и работать налево за казенную горючку не получается.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

ОАЯ

Э.. Я хотел сказать, что «улучшение качества жизни на Земле» во многом - прикрытая помощь в зарабатывании денег производителям военной техники. В этом, конечно, ничего плохого нет. Но когда убежденно уверяют, что это не так, уши сворачиваются в трубочку.

Раз уж офтоп:
1990 г. GPS юк. Латвия. Пригород Риги. Я спрашиваю прохожего: «Где здесь остановка автобуса?». «Там где вы стоите». Рядом нет пассажиров. Проходит 10 минут. Никого. Вдруг сразу со всех сторон и калеки, и мамаши, и просто неторопливые подходят. Через секунду из-за поворота появляется автобус. Все садятся и автобус трогается. На все ушло 10 секунд. И снова никого нет. Это может быть в Италии, Испании, Франции и нужен GPS. Как говаривали Ильф и Петров: «Раньше люди думали, что с радио придет счастье. Вот радио есть, а счастья все равно нет». А немцам, датчанам и прочим шведам он, неверное, только помешает.
 :D

Дмитрий Виницкий

Это где это бензин по 2 евро???
Навигатор позволяет пробки обьезжать, и не только пробки, но различные раскопы и перекрытия. Или вы думаете, что профессионалы ездят с навигатором за 80 евро?
Автобусу, ходящему по регулярной линии навигп\атор вообще не нужен. Как и трамваю.
+35797748398

FarEcho

ЦитироватьВ авиации еще Антуан Экзюпери описывал радиокомпас на почтовом самолете в Южной Америке...
... можно говорить об удобстве при пользовании спутниковыми навигационными приборами. Но без них войти в коридор и эшелон легко, что и было в прошлом.

Ну уж если ссылаться на Экзюпери :
Цитировать...в ту  ночь  все  радиопеленги,  посланные  с  аэродромов   Сахары,  невероятно искажались и совсем сбили  меня и  моего  радиста  Нери с толку.  Неожиданно сквозь просвет в тумане под нами блеснула вода, и я круто повернул к берегу, но невозможно было понять, далеко ли мы ушли над морем.
     Как знать, доберемся ли мы теперь до берега? Может не хватить горючего. И даже если доберемся, надо еще  найти посадочную площадку.  А  меж тем луна уже заходила. Все трудней  становилось  производить  измерения сноса - и мы, уже оглохшие, постепенно слепли. Луна угасала в тумане, словно тлеющий уголь в сугробе.  Небо над  нами тоже затягивалось  облачной пеленой,  и  мы плыли
между облаками и туманом, в тусклой мертвой пустоте.
     Аэродромы,  которые откликались на наш зов, не могли определить, где мы находимся. "Пеленг дать не  можем... Пеленг  дать  не  можем..." - повторяли они, потому что наш голос доносился до них отовсюду и ниоткуда.
     И вдруг, когда мы  уже отчаялись,  впереди слева на горизонте сверкнула огненная точка. Я неистово обрадовался... Конечно  же  это аэродром,  конечно  же маяк!  Ведь больше здесь нечему светить - по ночам вся огромная  Сахара погружается  во тьму, вся она словно вымирает. Но  огонек  померцал  немного  и угас.  То  была  заходящая
звезда,  всего  на  несколько  минут  проглянула она  над горизонтом,  между облаками и пеленой тумана, и на нее-то мы взяли курс...
     А потом перед  нами вставали  еще  и еще огни, и мы со смутной надеждой брали курс на каждый новый огонек...
     -  Видим  огонь, -  передавал Нери  аэродрому  в  Сиснеросе.  -  Трижды погасите и зажгите маяк.
     Сиснерос гасил и вновь зажигал свой маяк, но не мигал жестокий свет, за которым мы жадно следили, - неподкупная звезда.
     И хоть горючее все убывало, мы каждый раз попадались на золотой крючок: уж теперь-то впереди настоящий маяк! Уж теперь-то  это аэродром - и жизнь!.. И опять мы меняли звезду.

Так что насчет "легко" - Экзюпери вряд ли бы с вами согласился.

ОАЯ

Почему мне в голову засела Ю.Америка? Конечно, Африка!
Спасибо за фрагмент. Талант! Я даже стал ярым поклонником GPS/Глонасс.

Petrovich

FarEcho -Спасибо за отрывок, как то между разными делами получилось, что лет 30 не перечитывал...
Пора повторить  :D
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...