Р.Ахметов:У российских ракетостроителей достойные конкуренты

Автор Salo, 01.11.2008 20:54:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://63.ru/newsline/115.html
ЦитироватьРавиль Ахметов, генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс»:
«У российских ракетостроителей появились достойные конкуренты»  
  25 октября 2008  


 
На днях экипаж МКС с орбиты поблагодарил самарское ЦСКБ «Прогресс» за легкость полета и надежность ракеты «Союз». «Этап выведения «Союза» в космос – это просто сказка!» – сошлись во мнении российские космонавты и американские астронавты. Однако не секрет, что «Союз» – разработка давняя, еще времен великого Королева. Как скоро на смену «Союзам» придет новое поколение ракет? Когда будут осуществлены первые запуски с космодрома Куру? И сохраняют ли российские ракетостроители ведущие позиции? На эти и многие другие вопросы 63.ru ответил первый заместитель генерального директора, генеральный конструктор ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Равиль Ахметов.

– Равиль Нургалиевич, расскажите, над какими разработками сейчас ведется работа на предприятии? Какие направления являются приоритетными?

– По сути, приоритетными являются все направления без исключения. Но если все же расставить акценты – то работа по заказам министерства обороны и Роскосмоса. Это прежде всего работы, связанные с пилотируемой космонавтикой, пусками на международную космическую станцию (МКС). Не секрет, что МКС в основном обслуживается ракетами нашего предприятия, «Союзом – ФГ» и «Союзом – У». И основная задача – это доставлять космонавтов и грузы на МКС. Мы ежегодно, в рамках программы, должны обеспечивать шесть пусков ракет-носителей. С 2010 года это количество может быть увеличено, так как программа по запуску американских шаттлов заканчивается.

Традиционно «ЦСКБ – Прогресс» занимается разработкой и изготовлением космических аппаратов «Фотон» и «Бион», кроме этого существует новый проект – по разработке аппарата ОКА-Т. Это довольно интересная программа...

– Что она из себя представляет?

– Если говорить вкратце, то ОКА-Т – это отдельный космический аппарат, летающий на орбите. В определенный период времени он самостоятельно осуществляет стыковку с МКС. Затем в модуль заходят космонавты, берут необходимое оборудование, закладывают новые образцы, проводят эксперименты. Далее аппарат отстыковывается от станции, а в специальных капсулах на Землю сбрасываются результаты экспериментов. Но пока что данное направление слабо финансируется, так что это перспектива на будущее.

– А по линии министерства обороны много поступает заказов?

– Заказов хватает. Это и аппараты наблюдения, и аппараты картографии, и многие другие. Хочу сказать, что есть довольно интересные и перспективные программы, которые позволят совершить принципиальный прорыв вперед в отрасли.

– Равиль Нургалиевич, но это заказы «оборонки» и Роскосмоса... А помимо государства есть ли частные инвесторы, интересующиеся работой предприятия?

– Практически нет. Связано это прежде всего с тем, что частный инвестор старается обращать внимание прежде всего на те отрасли, где можно быстро получить финансовую отдачу, деньги. В сферу высоких технологий, а тем более в космическую отрасль, частные инвесторы сейчас не идут – знают, что здесь быстрой отдачи нет. Вообще космонавтика – это убыточная отрасль, точно так же как, к примеру, образование или медицина. Да, в конечном итоге все вложенные деньги возвращаются – через электронику, материалы, химию, лекарства. Но говорить инвесторам: «Вот мы вложили рубль и получили пять» –нельзя, ну нет такого. Поэтому они не горят желанием вкладывать свои деньги в космонавтику. А отдельные государства или крупные иностранные фирмы, корпорации также работают скорее на развитие, на перспективу. А не для того, чтобы как можно скорее заработать. Возить за деньги в космос туристов – вот, по сути, единственная возможность заработать...

– Но летают космические туристы пока на наших, самарских «Союзах»... А вот широко разрекламированная на Западе ракета-носитель «Союз-СТ». В чем ее принципиальное отличие от «Союз-2»?

– «Союз-СТ» не отличается от «Союза-2» коренным образом. Разница лишь в том, что данная модификация была разработана для иностранного заказчика, который предъявил определенные требования к ракете-носителю. В частности, заказчик попросил нас модернизировать этот носитель с точки зрения безопасности использования ракеты. На Западе принято так: когда стартует ракета, служба безопасности наблюдает за ее полетом. И в случае, если ракета изменила угол полета и вышла за пределы определенного коридора, то офицер безопасности нажимает кнопку, происходит подрыв ракеты. Это сделано из соображений безопасности, чтобы ракета случайно не упала на какой-нибудь объект. Для этого на ней размещают специальные взрывные устройства, локатор, прибор для приема команды с Земли и так далее. Что касается России, то традиционно, еще со времен СССР, у нас работает другая система. Русская ракета сама в состоянии определить, когда она отклоняется от курса и когда ей следует самоликвидироваться. Ставка на эту систему была оправдана – это доказали десятилетия нашей работы. Однако иностранные коллеги попросили нас изменить систему. И хотя мы долго с ними спорили, все-таки пришлось уступить. Сама ракета «Союз-СТ» принципиально отличается лишь этим от «Союз-2». Остальные изменения «Союза-СТ» от «Союза-2» – незначительные.

– Но как скоро на смену «Союзам» придет новая ракета-носитель? Говорят, «Союзы» вскоре заменит принципиально новая разработка – ракета «Русь».

– «Русь» – понятие обширное. К слову, «Союз-2» тоже раньше по бумагам носил название «Опытная конструкторская работа "Русь"». Что касается следующего поколения ракет, которые будут отличаться от «Союза-2», то здесь проблема следующая. Как известно, Россия собирается строить новый космодром в Амурской области. Но для этого космодрома необходимо разрабатывать новую ракету. Поэтому эта ракета вполне может иметь название «Русь». И я очень надеюсь, что данный аппарат станет следующим этапом развития ракетостроения в стране. Естественно, что в работе над ракетой наше предприятие принимает активное участие. Ведь только два предприятия в стране могут делать ракету-носитель в полном объеме, и «ЦСКБ-Прогресс» одно из них. Будет обязательно объявлен конкурс на работу по изготовлению ракеты-носителя для нового космодрома. Конкурс должен пройти в этом году. И мы обязательно примем в нем участие.

– Равиль Нургалиевич, но не растеряла ли страна тот внушительный задел в отрасли, накопленный еще при Советском Союзе? Какими качествами русских ракет можно гордиться?

– Если говорить о современных «Союзах», то в первую очередь – высокой надежностью. Это главный критерий в ракетостроении и космонавтике. 12 октября текущего года мы произвели запуск пилотируемого аппарата с тремя космонавтами на борту. И это был 1736 пуск ракеты типа Р-7, ту, которую еще начинал разрабатывать Сергей Королев. Должен вам сказать, что в мире нигде больше таких цифр нет, ракета доказала свою надежность. Второй показатель – это стоимость ракеты. Запуск наших ракет, а также их себестоимость, обходится дешевле, чем зарубежных аналогов. Тоже самое можно сказать о ракете «Протон», которая отвечает тем же параметрам как в плане надежности, так и в плане стоимости. Благодаря этому мы пока еще сохраняем лидирующие позиции по количеству запусков в мире.

– Тем не менее сейчас появились достойный конкуренты?

– Да. Уже вплотную к нам подбираются индийцы. У них ракеты также отвечают необходимым требованиям надежности, и в то же время они дешевые. К тому же на сегодняшний день индийцы активно демпингуют, хотят «оттянуть» рынок запуска в свою пользу. Совсем близко подбираются китайцы, которые вначале испытывали сложности с запусками. Но сегодня они активно наверстывают упущенное. Поэтому нам никак нельзя терять ни одну из тех позиций, о которых я упомянул. Пока нашей стране удается сохранить этот баланс – высокой надежности и сравнительно низкой цены. В связи с этим на Западе наши ракеты пользуются большим спросом, больше половины мировых запусков ракет приходится на русские ракеты.

– И поэтому, как и в любой другой отрасли, вам нужны ноу-хау и оригинальные решения. Расскажите, как ведется подготовительная работа по запуску ракет с космодрома Куру?

– Летом во французскую Гвиану был отправлен первый корабль с оборудованием. Сейчас продолжается монтаж на самом космодроме. Практически все необходимые стартовые сооружения – стартовая площадка, испытательный, а также заправочный корпуса готовы. В 2009 году мы должны запустить первую ракету. Напомню, космодром находится в Южной Америке во французской Гвиане, чуть ниже экватора. Это французский космодром, который существует уже давно. Именно с Куру осуществляются запуски ракет типа «Ариан». И вот теперь мы совместно с ними строим там еще одну стартовую площадку для запуска «Союзов». Преимущество этого космодрома в том, что он располагается вблизи экватора. Это позволяет «вывезти» в космос дополнительный полезный груз порядка тонны. Поэтому все страны стараются делать космодромы как можно ближе к экватору.

– «ЦСКБ-Прогресс» раньше носил название «Авиационный завод №1». Сохранилась ли преемственность, есть ли авиационные разработки?

– Преемственность сохранилась. Сейчас предприятию 114 лет, а ЦСКБ как конструкторскому бюро в следующем году исполняется 50 лет. А ведь начиналось все с московского велосипедного завода. После чего на нем стали собирать мотоциклы и автомобили, позднее начали изготовлять аэропланы. Во время войны первый московский завод был эвакуирован в Самару, где на одной площадке вместе с ним был расположен воронежский авиационный завод №18. Собирали штурмовики Ил-2, другую авиационную технику. Позже, в 50-е годы, было решено производить ракеты. Но сегодня руководство нашего завода понимает, что акцент лишь на одно ракетостроение делать не стоит. И сейчас совместно с фирмой «Техноавиа» мы разрабатываем самолет «Рысачок».

– Что он из себя представляет?

– По сути, самолет является современным аналогом всем известного восьмиместного биплана АН-2.

– Но есть ли необходимость в производстве такого аппарата, ведь техника ушла далеко вперед?

– На нем можно обучать молодых пилотов, окончивших летное училище. Дело в том, что раньше в процессе обучения молодежи был четкий переход. Курсант оканчивал училище гражданской авиации, не менее трех лет летал на самолете АН-2. Потом его переучивали и сажали на Ту-134, затем – на Ту-154. То есть была определенная цепочка, человек рос как пилот. Летать на Ту-154 считалось высшим классом, поэтому и сажали туда людей с большим опытом. А что сегодня? Молодежь выходит после училища, а летать не на чем... Их и сажают за штурвал Ту-154, а бывает, и на «Боинг» сразу. Соответственно, и катастрофы чаще случаются. «Рысачок» позволит исправить ситуацию. Кроме того, он хорошо подходит для региональных перевозок. Его можно использовать, к примеру, как грузовой или санитарный. «Рысачок» – самолет-трудяга!

– Когда планируете выпустить первый самолет?

– Пока точных сроков назвать не могу. В ближайшее время планируем изготовить опытные образцы. Если все будет в порядке, то «Рысачок» начнем выпускать серийно.
 
Николай ЯКОВЛЕВ, специально для 63.ru  
Фото автора
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

И ещё несколько интервью:
Равиль Ахметов: «Наш коллектив готов к работе любой сложности»
ЦитироватьРавиль Ахметов: «Наш коллектив готов к работе любой сложности»
11:38 07 августа 2008
Самарские космические ракеты, эксплуатирующиеся уже почти полвека, давно завоевали авторитет самых надёжных в мире. А каковы перспективы нашего ракетостроения? Об этом корреспондент агентства беседует с генеральным конструктором научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ – Прогресс» Равилем Ахметовым.

- В 2009 году исполнится 50 лет эксплуатации носителей, изготавливаемых в Самаре. Скажите, пожалуйста, Равиль Нургалиевич, есть ли в мире аналоги подобного долголетия ракет космического назначения?

- Конечно, в мире таких аналогов нет. Весь мир идёт несколько по иному, так сказать, американизированному пути. Как поступают американцы? Есть задача, есть проект. Набирается коллектив под этот проект. Проект завершается, задача выполняется, контракты заканчиваются – коллектив распускается. Та же знаменитая ракета «Сатурн-5», ракета «Сатурн-1Б» и другие. Коллективы блестяще выполнили задачи, ничего не могу сказать, молодцы, слетали на Луну, высадились... А сейчас даже не могут найти чертежи конструкторской документации по «Сатурну-5». Кто там его делал и как делал? Здесь, конечно, есть и положительные, и отрицательные моменты. Положительное: старый коллектив распускается, создаётся новый под новую задачу, приходят люди, не обременённые прежними знаниями и опытом, молодые, приносят новые, иногда уникальные идеи. Получается хороший результат. По крайней мере, американцы пока впереди планеты всей в области космонавтики. А отрицательная сторона в том, что порой безвозвратно теряется опыт прошлого. И заново надо людей учить, заново шишки набивать...

А ракетостроение – консервативная отрасль. Здесь опыт значит очень многое. Космонавтика как таковая – там да, больше приветствуется новизна, а вот в ракетостроении, на мой взгляд, больше приветствуется опыт.

Поэтому у нас немало плюсов. Они в том, что ракета, которую мы эксплуатируем вот уже пятьдесят лет, это, понятно, бывшая знаменитая Р-7. Что является в ракетостроении показателем надёжности? Статистика запусков, статистика безаварийных пусков. Или, используя западную терминологию, - лётная квалификация носителя. Мы только что выполнили 1734-й пуск. В мире таких цифр нет даже близко: сотня в лучшем случае. Подавляющее большинство пусков у нас успешные. Аварии были, конечно, особенно на начальной стадии. Так что тут здоровый консерватизм только приветствуется.

- На это сложно что-либо возразить. Однако не так давно один западный специалист назвал наш носитель «Союз» «старой стиральной машиной». С одной стороны, я понимаю, это, видимо, от зависти, берущей начало от той самой надёжности. Но, с другой стороны, нет ли оснований говорить о том, что самую надёжную в мире «космическую лошадку» среднего класса  действительно пора отправлять на заслуженный отдых?

- Та «семёрка», которая была задумана Сергеем Павловичем Королёвым, и те «Союзы», которые сейчас летают – это совершенно разные ракеты. За полвека носитель прошёл девять модификаций в стенах нашего предприятия. Кроме внешних обводов боковых блоков и центрального блока ничего не осталось от ракеты Королёва. А так как обводы, аэродинамика, схема разделения и многое другое оказалось настолько простым и, главное, надёжным, то почему бы всё это не использовать и дальше? Тут существует правило: лучшее – враг хорошего.

А вот внутри ракета теперь совсем другая. Тем более, последняя модификация – ракета «Союз-2», которую мы делаем, ракета этапов 1А и 1Б. Это вообще полностью новый носитель.  Современный, с цифровой машиной, с цифровыми приборами – и управлением, и телеметрией, и так далее.

За это время были изменены двигатели, поменялись практически все системы. Более того, последний запуск, который мы делали для министерства обороны, это был запуск принципиально новой ракеты – «Союз-2-1Б» с новым головным обтекателем диаметром 4,11 метра и длиной 11,4 метра. Один внешний вид этого носителя  у всех, кто в ракетостроении что-нибудь понимает, вызывает изумление: как она может летать? Тем не менее, она прекрасно летает. Там стоят новые двигатели – и в центре, и по бокам. Новый двигатель на блоке «И» третьей ступени. Это блок вообще новый, он разработан в «ЦСКБ – Прогресс», нами изготовлен, собран и испытан, двигатель изготовлен в Воронеже, в КБХА. Так что, вообще, это уникальная ракета. Причём – полностью российского изготовления.

Новым носителям предстоит, мы полагаем, очень долгая жизнь. Потому что мы наработали программу, подписали её с Роскосмосом – о переводе носителя «Союз-2-1А» на пилотируемую программу вместо носителя «Союз-ФГ», который летает сейчас. Сначала мы адаптируем новый носитель, затем сделаем на нём  несколько пусков грузовых транспортных кораблей «Прогресс», а затем года через два отправим на орбиту пилотируемый корабль. Спешить здесь нельзя, нужна высокая надёжность и статистика нормальных полётов без экипажа. А ракета «Союз-2-1Б» в дальнейшем пойдёт под «Прогрессы». Это наши ближайшие перспективы.

- А более долгосрочные, к примеру, «Союз-2-3»?

- Эта ракета, скорее всего, будет использоваться для вывода в космос автоматических аппаратов. Однако с этой машиной есть проблема: мы никак не можем пробиться через непонимание некоторых чиновников. Речь идёт об использовании двигателей НК-33. У чиновников не укладывается в головах, что хранившиеся сорок лет двигатели можно поставить на ракету – и они будут работать. За этими людьми тянутся и некоторые технари, хотя многие авторитетные специалисты уже дали положительные заключения. И мы 2 июня продемонстрировали высоким гостям из столицы, в том числе военным, двигатель НК-33 в деле. Он проработал на стенде 266 секунд. Увиденное впечатлило гостей...

Поэтому так важно с «Союзом-2-3» пробить чиновничьи преграды. Конструкторская документация у нас на хорошей стадии разработки, мы готовы начать изготовление, прожиги, испытания. А по двигателям необходимо всю документацию привести в соответствие с современной нормативной базой – и у нас будет ещё одна новая ракета.

Чтобы приблизиться к «Союзу-2-3», мы собираемся реализовать проект лёгкой ракеты «Союз-1». Эта идея возникла чуть больше года назад. Она очень проста: убрать боковые блоки, поставить ракету на старт и запустить. Правда, в центре нужны двигатели НК-33, поскольку старые просто-напросто не потянут. Идею даже у нас сначала не восприняли. Но потом всё просчитали – оказалось, ракета будет летать. Самое главное здесь: полностью сохраняется старт. Это крайне важно, потому что старт стоит в сотни раз дороже, чем любая ракета. Таким образом, три старта на космодроме Плесецк и два на Байконуре можно использовать для пусков «Союзов-1» практически без модернизации. Носитель сможет выводить на разные орбиты груз от 1,5 до 3 тонн. Мы разработали эскизный проект на ракету, получили несколько замечаний на него, сейчас проводим доработки. Разослали документы в разные институты – отзывы, в основном, положительные. Полностью отрицательного нет ни одного.

- Значит, вы создали конкуренцию ракете лёгкого класса «Ангара»? А за проект «Ангара», как известно,  активно выступал ряд чиновников в Москве...

- «Ангара» очень дорогая ракета. Цена «Ангары» лёгкого класса и цена «Союза-1», как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому мы позиционируем свою ракету, во-первых, как надёжную и летающую, во-вторых, дешёвую – она значительно дешевле «Ангары» и, в-третьих, о чём я только что сказал – можно использовать все имеющиеся старты, не строя новых.

Это понимают  и в Роскосмосе, и военные. Мы сейчас оттачиваем свои эскизы. И в сентябре готовы защищать полноразмерный эскизный проект. После начала финансирования уже через три или четыре года может состояться первый пуск «Союза-1». Примерно на то же время планируется запуск «Ангары». Только наша ракета во многом отработана и надёжна, а там будет лишь первый испытательный полёт...

- На последнем заседании коллегии Федерального космического агентства говорилось, в частности, о необходимости создания новой ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъёмности для запусков с космодрома Восточный. Его скоро начнут строить в Амурской области. Уже определены КБ и предприятие, где будет создаваться эта ракета?

- Формирование космодрома Восточный идёт уже более года. Россия должна иметь свой собственный космодром, с которого можно производить, в том числе, и запуски пилотируемых кораблей. Площадка выбрана. И стоит вопрос  предметный – о создании средств выведения для этого космодрома. Ведь космодром не делается просто так, а делается под какую-то ракету.

Кто может её построить? В настоящее время дискуссия повернулась в плоскость двигателя: открытого типа или закрытого, какая схема и так далее. Наше мнение: нельзя противопоставлять одну ракету другой, один двигатель другому. Все страны имеют по два, а то и по три типа как ракет, так и двигателей. В противном случае  вдруг что-то случится с носителем, он развалится на старте – и вся космическая программа этой страны закроется на долгое время. Не бывает так, чтобы не случалось аварий. И у нас они были, только их, к счастью, мало. Наши технологии отработаны десятилетиями, о чём мы с вами говорили в начале беседы.

Тем более, что ракета для Восточного должна быть, подчёркиваю, пилотируемая.  В этом году будет объявлен конкурс. И сейчас Роскосмос, все отраслевые институты, все организации определяют, куда двигаться. С тем, чтобы после завершения конкурса с его победителем подписать контракт – и вперёд, к новой ракете.


- За кем будет решающее слово в конкурсе?

- Это крайне трудно предполагать. Потому что здесь завязаны не только технические, но политические и серьёзные финансовые вопросы. Ведь не всё понятно и доступно нам, технарям. Но мы намерены биться за этот конкурс, намерены выиграть его, доказав, что то, что мы предлагаем для Восточного, и лучше, и надёжнее, и качественнее, и дешевле, и долговечнее.

- Пусть вам сопутствует успех в конкурсе. И пусть самарские ракеты ещё не один десяток лет выводят в космос «грузовики»,  автоматические аппараты и лаборатории, а главное, пилотируемые корабли.

- Спасибо за добрые слова. Пусть никто не сомневается: коллектив Центра «ЦСКБ – Прогресс» готов к работе любой сложности и любого масштаба.
Равиль Ахметов: «Наш самолёт «Рысачок» нужен всей стране»

Цитировать13:24 13 августа 2008  Автор: Юрий Кандауров
Равиль Ахметов: «Наш самолёт «Рысачок» нужен всей стране»
 
Как уже сообщало информационное агентство «Самара», флагман нашего ракетостроения – научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» приступил к изготовлению новой продукции – самолёта «Рысачок». О том, что это за машина и каковы перспективы её производства на предприятии, рассказывает генеральный конструктор Центра «ЦСКБ-Прогресс» Равиль Ахметов:

- В этом году мы должны изготовить первый экземпляр самолёта. А в 2009 году начнутся лётные испытания. В серию «Рысачок» может пойти уже в 2011 году. Сейчас ведётся его активное производство. Изготовлены отдельные элементы, узлы. Конечно, есть проблемы. Ведь мы давно ушли от этой тематики, занимались ракетами, от современных авиационных технологий чуть-чуть отстали. Нужны и специалисты. Но трудности мы успешно преодолеваем. К новому заказу предприятие готовилось полтора года. И сейчас в очень хорошем темпе даём техническую документацию на производство.

У машины большие перспективы. Самолёт типа Ан-2 нужен всей стране. Как и знаменитый «кукурузник», он будет чрезвычайно востребован.  Характеристики, конечно, значительно лучше, чем у Ан-2. «Рысачок» - это современная машина с двумя моторами. Она необходима для обучения курсантов, для межобластных и внутриобластных перевозок, для сельского хозяйства и санитарной авиации. Это дешёвый самолёт. «Рысачок» сможет перевозить от 9 до 13 пассажиров. Экипаж – два человека.  Крейсерская скорость – 450 километров в час, высота полёта до 5 тысяч метров, дальность  – 2,5 тысячи километров.  

Подписан контракт на изготовление пяти самолётов. По этой партии заказчики смогут судить о машине и о предприятии – в состоянии ли мы сделать тридцать, сорок, пятьдесят самолётов в год и так далее. А возможности у нас для этого есть.

Кроме того, это серьёзная программа и для города, и для области. Потому что появится лётно-испытательный центр, аэродром будет работать в круглосуточном режиме, а не так как сейчас – лишь в светлое время. Это и новые рабочие места, и налоги в местный бюджет... Может быть, оживут и другие аэродромы, куда раньше летали Ан-2. Да и в крупных  аэропортах пока можно видеть лишь большие самолёты и маленькие частные, которые изготавливают, в основном, за рубежом.

Очень важно и то, что в этом начинании нас поддерживает правительство Самарской области.

Источник: РИА «Самара»
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://old.samara.ru/paper/41/6880/121668/
ЦитироватьГазета "Волжская Коммуна" №210 (10.11.2007)

Равиль АХМЕТОВ: НАША ПРОФЕССИЯ БЕЗГРАНИЧНА, КАК КОСМОС

Как известно, 2007-й является годом пятидесятилетия запуска первого отечественного спутника. Об этом событии, одном из главных в истории нашей страны, написаны тысячи статей, сняты сотни передач. Неудивительно и то, что именно самарские СМИ уделили в последнее время ракетно-космической теме значительное внимание, ведь заслуги нашей области в освоении заоблачных далей невозможно переоценить.

«ВК» уже не раз писала об основных вехах жизни легендарной личности почетного генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» дважды Героя Социалистического Труда Д.И. Козлова. Наряду с этим мы считаем необходимым поведать читателям и о некоторых соратниках Дмитрия Ильича – продолжателях дела, начатого нашими первыми ракетостроителями. Сегодняшний рассказ – о нынешнем генеральном конструкторе ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Равиле Нургалиевиче Ахметове.

Мечта сбывается

Родился Равиль Ахметов в городе Южно-Сахалинске в 1948 году в семье военнослужащих. Родители были офицерами Советской Армии. После войны с Японией они остались на Дальнем Востоке, а впоследствии семье пришлось много поколесить по стране. Сахалин, Сибирь, Поволжье, Кавказ... Отец во второй половине сороковых годов поступил в Московский юридический институт, а через какое-то время стал военным прокурором кутаисского гарнизона.

Именно в Кутаиси Равиль Ахметов окончил среднюю школу с серебряной медалью. На знаменитом автогиганте, выпускавшем грузовик «Колхида», проходил практику, освоил рабочую профессию токаря. Потом была учеба в Новосибирском госуниверситете и перевод в Куйбышевский политехнический на специальность «Промышленная электроника».

Ахметов оканчивал вуз с красным дипломом и, соответственно, имел право выбора будущего места трудоустройства. Он рассматривал несколько вариантов и в итоге на преддипломную практику пришел в ЦСКБ.

- Распределили меня в так называемый отдел управления, в группу, которая занималась аварийными и нештатными ситуациями, - рассказывает Р.Н. Ахметов. - Этой проблематике впоследствии я посвятил немало лет и сейчас считаю ее основной своей специальностью - и научной, и технической. Здесь есть результаты, успехи, много было сделано в плане спасения космических аппаратов на орбите. Коллектив у нас был молодой. Кроме работы, у всех имелась возможность самореализации в других направлениях, занимались спортом, художественной самодеятельностью, но главной, конечно, оставалась работа. Дело было новое, очень серьезное и увлекательное.

Много времени мы проводили в центре управления полетом, что сейчас находится в городе Краснознаменское (тогда он назывался Голицыно-2). Можно сказать, вся инженерная молодость прошла там. Случалось, приходишь утром на работу - и тут тебя ставят перед фактом, что надо срочно лететь в командировку. Звонишь жене, сообщаешь ей об этом, и – на самолет. Домой возвращаешься, скажем, через месяц или два. Но тем и увлекает работа на нашем предприятии. Тут, приходя в отдел, ты знаешь, что сегодняшний день будет не похож на вчерашний, и вместе с тем он будет здорово отличаться от завтрашнего. Каждый день насыщен совершенно разными событиями. Постоянное движение и совершенствование.

Предложение, от которого нельзя отказаться

В этом отделении Равиль Нургалиевич прошел все должностные ступени – от инженера до начальника отдела. В последней должности он трудился довольно долго. Но в определенный момент все сложилось так, что ему пришлось вместе со своим отделом перейти в «Отделение по разработке систем управления и испытаниям ракет». Ракеты, включая двигатели, системы управления и т.д., Ахметов осваивал более 7 лет. Много ездил по полигонам. А весь 2005 год и вовсе, можно сказать, жил на Байконуре. Последнее время был техническим руководителем пусков, то есть человеком, полностью отвечающим за подготовку ракеты, и на самом старте являющимся вторым человеком после так называемого «пускающего номер 1».

Много ракет было запущено под непосредственным руководством Ахметова, немало пришлось пережить нештатных ситуаций, без которых, к сожалению, не обойтись. И вот – декабрь 2005 года. Ахметову предлагают пост генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ – Прогресс». Первая его реакция, по признанию самого Равиля Нургалиевича, – шок. Конечно, имея большой опыт научной и руководящей работы, обладая солидным багажом знаний, он осознавал, что со временем ему, может быть, предстоит занять высокую должность на предприятии. Но чтобы встать у руля созданной Д.И. Козловым фирмы – об этом как-то и задумывался.

- Получив такое предложение, - вспоминает Равиль Нургалиевич, - я долго осмысливал, смогу ли. Хорошо зная свои возможности, я, конечно, не испытывал никакой боязни, а вот высокая степень ответственности некоторое время не позволяла мне дать свое согласие. Оно и неудивительно – я брал ответственность не только за технику, но и за судьбы людей, за их материальное положение и т.д., и т.п.. Не надо долго объяснять, что от подписи генерального конструктора зависит очень много.

Много для принятия мной положительного решения сделал наш генеральный директор Александр Николаевич Кириллин. Мы с ним несколько раз беседовали по поводу моего предстоявшего назначения, обсуждали разные нюансы, и в итоге я принял предложение возглавить коллектив ЦСКБ. Не последнюю роль здесь сыграли и мои старшие коллеги, также убедившие меня в целесообразности такого шага.

...Руководить ЦСКБ нелегко. Те изменения, которые в 80-90-х годах прошлого столетия начали происходить в стране, в силу объективных причин только в последние годы докатились до нас в полном масштабе. Основная проблема – не финансовая, хотя и ее значимость никто не собирается принижать, а кадровая. Скажем прямо – коллектив возрастной, многие с опаской подходят к компьютерам. А ведь совсем недавно именно эти люди представляли собой инженерную элиту государства. У многих наших сотрудников имеется колоссальный опыт, знания, чутье. Но настало время создавать новую элиту. А чем привлечь молодые талантливые кадры? Естественно, наряду с перспективной интересной работой - хорошей зарплатой, системой льгот. Сейчас развернута широкая программа оплаты молодым специалистам, они имеют специальные надбавки. Когда появилась отсрочка от армии, молодежи к нам стало приходить больше. Вообще, «оборонка» постепенно возрождается. Работающие у нас люди, повторюсь, руководствуются не только материальными соображениями. Если парень хочет состояться в профессии, хочет сделать хорошую карьеру, он должен вникать во все, ездить по полигонам. А увидит, что у него многое получается, что к нему прислушиваются другие специалисты – и начинает расти в собственных глазах, стремится к новым вершинам. И таких увлеченных ребят мы всячески поддерживаем.

На грани фола

А теперь вновь переместимся в ту пору, когда Равиль Нургалиевич еще не возглавлял ЦСКБ, но уже имел непосредственное отношение к большинству проектов «фирмы Д.И. Козлова». Как уже стало понятно читателю, много времени у Ахметова отнимал полигон. С запусками связана масса и драматических, и отчасти курьезных эпизодов.

Генеральный конструктор вспоминает случай, произошедший со спутником семейства «Янтарь». Этот аппарат наблюдения, как известно, был оснащен капсулами, которые по завершению работы спутника доставляли на землю отснятую фотопленку. Как правило, капсулы приземлялись на ярком парашюте, поисковые группы получали их пеленг, выезжали к месту приземления, и далее информация в капсулах отправлялась к специалистам для дальнейшей обработки и анализа.

Итак, конец семидесятых. Окрестности Байконура. Все ждут приземления аппарата. На первый взгляд, все проходит гладко. Пеленг есть, вертолеты вылетели, но вот незадача: в установленном месте - ни парашюта, ни капсулы. Мистика, да и только. Вертолеты барражируют над «заколдованным участком», но обнаружить объект не удается. Сигнал идет, но при этом создается впечатление, что капсула-невидимка ползет по полю, а точнее - перемещается вдоль степной дороги, на которой, кроме подводы с крестьянами-казахами, ничего и никого нет. Вертолеты спускаются, поисковики проводят «опрос местного населения», и селяне извлекают со дна телеги оранжевый парашют с капсулой. Как следовало из их объяснений, они подобрали все это в поле. И вознамерившись использовать красивую и прочную материю в хозяйственных целях, решили ее забрать. А заодно – и «непонятную железяку». В хозяйстве все может пригодиться. К сожалению для аграриев, находку пришлось вернуть.

Ахметов вспоминает еще один случай из периода, когда он был техническим руководителем полета. Это уже восьмидесятые годы. И сам космический аппарат уже другой, и капсула иной модификации меньших размеров. Информация о ее приземлении получена стопроцентная, а пеленг не работает. Несколько дней специалисты исследуют местность, строят догадки, что же могло случиться, но на след груза выйти не могут. Облет местности осуществляется ежедневно. Все это происходит в будние дни. И вот наступает суббота, и неожиданно появляется пеленг. Тут же к установленному месту направляется вертолет, в котором не только специалисты, но и вооруженные автоматами военнослужащие - так, на всякий случай. Подлетели к полевому стану, высадились. Первыми в избушку ворвались автоматчики. Их глазам предстала пугающая картина. Сидит на стуле мужичок, между ног держит капсулу и готовится нанести по ней очередной удар чем-то вроде кувалды. Его, как нетрудно догадаться, сразу схватили, посадили в вертолет и направили в «компетентные органы» для дачи показаний.

Вскоре выяснилось, что важный груз местный житель обнаружил в сорока километрах от этого места, когда пахал поле на своем тракторе. Положил в кабину и продолжил свое занятие. На тот момент, в силу определенных неполадок, пеленга уже не было. Несколько дней тракторист не притрагивался к находке – пахать надо было, а когда наступил выходной, решил посмотреть, что же находится внутри. Причем нарисованные на корпусе череп с костями, а также надписи предупреждающего характера отчаянного колхозника не остановили. После первого удара реле замкнулось, и пеленг пошел. А мужчина тем временем продолжал свои «исследования». После таких манипуляций ему еще долго пришлось писать бумаги, объясняя, что никакого вреда государству наносить он не собирался, да и не предполагал вовсе, насколько серьезный предмет подобрал в поле. Остается добавить, что информация на катушке с пленкой сохранилась полностью, ни один важный кадр испорчен не был.

Никогда не забудет генеральный конструктор и другую историю, которая могла закончиться трагедией. Очередной аппарат наблюдения был сдан в серию, военные его уже полностью эксплуатировали, и тут случилась неисправность - отказал один из двигателей. Сначала ситуацию анализировали в ЦСКБ, но в отсутствие телеметрической информации представить картину в комплексе не представлялось возможным. По всему выходило, что необходимо лететь в Голицыно-2, поскольку все нужные данные можно получить лишь в ЦУПе. В 2 часа ночи Равиль Нургалиевич обратился к Д.И. Козлову с таким предложением. Дмитрий Ильич ответил, что отдаст команду подготовить самолет уже к 8 часам утра.

Ахметов с двумя коллегами едва успели съездить домой за личными вещами и ранним утром прибыли на аэродром. Взлетели. При подлете к Москве получили сообщение, что аэродром не принимает. Свирепствует февральская метель, сильный боковой снос, ветер свыше 18 метров в секунду, самолет буквально сдувает с полосы. И вместе с тем, все понимают, что не доберись они вовремя до центра управления полетом – аппарат может погибнуть. У него уже садилась батарея, и на спасение оставалось 24-48 часов. Летчик связался с землей и получил разрешение на посадку, но только под свою личную ответственность. Ан-24 осуществлял посадку по сложной траектории, он шел над полосой, можно сказать, боком, расположившись едва ли не поперек полосы. Сели! Впервые в жизни тогда Равиль Нургалиевич видел летчика с позеленевшим лицом. После такой экстремальной посадки, осуществленной пилотом на самой грани возможностей крылатой машины, Ахметов отправился в ЦУП, где две ночи подряд проводились эксперименты, и в итоге космический аппарат был спасен. Дальше он функционировал идеально и штатно закончил свою работу.

О разном

- Много было случаев спасения космических аппаратов, когда мы их вытаскивали из, казалось бы, безнадежных ситуаций, - говорит Р.Н. Ахметов. - Не обходилось и без аварий, когда мы оказывались вынужденными подрывать аппараты по причине невозможности дальнейшего продолжения работ. Но вот что хочется подчеркнуть: созданные нашим предприятием методики и методы спасения и повышения живучести космического аппарата для России были уникальными, единственными в своем роде.

Уникальность в том, что мы разрабатывали схемы, при которых становится возможным выполнение боевой задачи посредством дублирования. Если говорить очень упрощенно, не работает у аппарата определенный прибор – мы его способны заменить не только дублирующим прибором, но и программным обеспечением. То есть для выполнения функций отказавшего прибора с земли задаются новые программы, и достигается необходимый результат. Мы первыми в СССР научились перепрограммировать борт с земли, вклиниваясь в ходе работы программы. Мы «научили» аппарат в случае серьезной неполадки переходить в режим ожидания и функционировать так до поступления помощи с земли.

...Если вести речь о глобальных проектах, то с точки зрения космической техники для нас определяющим был «Янтарь», на базе которого появилось множество разработок. За ним последовал проект «Орлец», это уже многокапсульные аппараты. Следующий ключевой этап по космической тематике – спутник «Ресурс ДК», основное назначение которого – фотографирование и исследование земной поверхности в черно-белом и цветном изображении. Этот аппарат создавался как гражданский, но поскольку его характеристики оказались очень хорошими, то он получил двойное применение. Используется как в гражданских, так и в военных целях.

...Конечно, в каждом из проектов самого недавнего прошлого трудно переоценить заслугу Дмитрия Ильича Козлова. Он редко раздражался по пустякам и всегда вел беседу одинаково ровно и с обычным инженером, и с руководителем высокого ранга. В результате такого общения люди раскрываются, говорят доверительно, и все вопросы решаются конструктивно. Дмитрий Ильич обладал колоссальным влиянием в среде смежников, что позволило ему создать мощнейшую кооперацию. Он являлся председателем Совета главных конструкторов по нашей тематике. Реальным председателем, не только по официальному статусу, но и по своему духу, по своей сути. Он никогда не бросал пустых фраз, не давал пустых обещаний. Это человек с огромной технической интуицией, основанной на знаниях и опыте. Недаром он до сих пор пользуется авторитетом и уважением огромного числа профессионалов разных поколений.

А каким руководителем является сам Р.Н. Ахметов? По словам сотрудников, прежде всего его отличает «гипертрофированное чувство ответственности». Мешает ли его скрупулезный подход ко всему? Может быть, и мешал бы, занимайся Ахметов другой деятельностью. Но в его профессии от так называемых мелочей нередко зависят человеческие судьбы.

Все отмечают широкую эрудицию генконструктора: как уже говорилось, он одинаково хорошо знает и ракетную, и космическую тематику, а также смежные направления - владеет электроникой, современной компьютерной техникой, английским языком.

К подчиненным Равиль Нургалиевич довольно лоялен и дружелюбен. Но в то же время справедливо считает, что человек, не способный поставить на место нерадивого сотрудника, не имеет права быть руководителем. Самому Ахметову не раз приходилось принимать принципиальные решения, но даже расставаясь с людьми, он никогда не переходил на личности, всегда пытался объективно довести до подчиненного причину его увольнения.

Р.Н. Ахметов является кандидатом технических наук. Тема диссертации - «Системы управления автономных космических аппаратов».

Правительственные награды генеральный конструктор получал не только по совокупности заслуг, но и за конкретные изделия, которые сданы на вооружение. Орден Почета – за оптико-электронный спутник наблюдения. Орден Дружбы – за многокапсульный спутник наблюдения «Орлец».

Впрочем, по ракетно-космической специальности, считает Ахметов, можно совершенствоваться всю жизнь, и все равно до конца ее не познать. Ведь она бесконечна, как космос.

Евгений ЧУБАЧКИН
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

И для справки:
http://www.transport.ru/1/17/i84_4155.htm
Цитироватьот 14.08.08
МОСКВА, 14 августа. Первый самолет «Рысачок» из пяти для Ульяновского авиационного училища (УАУ), разработанный инженерами московской НКФ «Техноавиа», будет собран в Самаре к концу 2008 года. Об этом как передает официальный сайт Федерального космического агентства, сообщил заместитель генерального директора — генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс» Равиль Ахметов.

Заказ на изготовление двухмоторный самолета с двумя турбовинтовыми двигателями серии М601F министерство транспорта РФ разместило на предприятии Роскосмоса — самарском Государственном научно-производственном ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс».

По словам советника руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Сергея Самошина, «Рысачок» разработан специалистами «Техноавиа» по заказу Минтранса РФ. После сборки пяти опытных машин модель пройдет сертификацию и будет запущена в серийное производство. «Если предприятие успешно справится с первым заказом — то заказ будет увеличен до 30 самолетов. Их самарское предприятие должно выпустить до 2011 года», — подчеркнул Равиль Ахметов.

Для производства «Рысачка» закуплено новое и модернизировано старое оборудование.

В июне на уровне Минтранса РФ было решено создать на базе УАУ центр переподготовки летных инструкторов. Проекту была обещана новая техника — до конца 2008 года в училище должны поступить 20 новых самолетов Як-18Т.

По словам начальника авиационного учебного центра УАУ Олега Лачинова, сейчас в парке училища есть самолеты Як-18Т, Як-40, Ан-26.

Напомним, «Рысачок» — двухмоторный самолет с двумя турбовинтовыми двигателями серии М601F фирмы Walter (Чехия). Мощность двигателя — 780 л.с. Самолет может перевозить девять пассажиров или 1500 кг груза. Дальность полета — до 2500 км. Крейсерская скорость — 450 км/ч. Рыночная стоимость «Рысачка» — около $1,5млн.

Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» – ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения. Всего запущено более 1700 ракет-носителей и 950 космических аппаратов разработки «ЦСКБ-Прогресс» .

Образован указом президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 года путем слияния Самарского завода «Прогресс» и центрального специализированного конструкторского бюро, которые ведут свою историю с 1894 и 1959 года соответственно.

Деятельность «ЦСКБ-Прогресс» осуществляется в соответствии с Федеральной космической программой в интересах научных исследований, экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Одновременно с Федеральной космической программой центр участвует в реализации крупных международных научных и коммерческих программ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Большой

10.11.2008 15:17 Александр Кирилин сохранил пост гендиректора «ЦСКБ-Прогресс»  
 
 
В Федеральном космическом агентстве с участием Министерства промышленности энергетики и технологий Самарской области состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатуры на замещение должности генерального директора ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Решение конкурсной комиссии было единогласным – назначить генеральным директором Александра Кирилина.

«Министерство поздравляет Александра Кирилина и весь коллектив «ЦСКБ-Прогресс» с этим значимым событием и выражает уверенность, что продолжение деятельности на посту генерального директора будет и в дальнейшем вносить значительный вклад в развитие предприятия и ракетостроения на благо Самарской области», – говорится в сообщении министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области.

Напомним, что конкурс на замещение должности генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ–Прогресс» Федеральное космическое агентство объявило 10 сентября.
 
 
Нестор Субботин, специально для 63.ru
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Lev

Цитировать- За кем будет решающее слово в конкурсе?
- Это крайне трудно предполагать. Потому что здесь завязаны не только технические, но политические и серьёзные финансовые вопросы. Ведь не всё понятно и доступно нам, технарям. Но мы намерены биться за этот конкурс, намерены выиграть его...
Делай что должен и будь что будет