Д-5Т, Д-6, Д-7, Д-11, Д-19, Д-31, Д-35, Д-19УТТХ и Булава-45

Автор Salo, 17.01.2010 03:34:48

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Мужики, она же жидкостная. Надо бы отдельную темку завести. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Serg Ivanov

ЦитатаМужики, она же жидкостная. Надо бы отдельную темку завести. :wink:
Зато интересная  :)
Прикинул я по размерам баков - на первой ступени примерно 8,5т топлива и ХС её 2,7км/с. На второй примерно 1,7т топлива и ХС получается порядка 2км/с. Не хило для коррекций..

Serg Ivanov

Цитата
ЦитатаИнтересно бы посмотреть картинки проектов на базе Р-29, (Д-13 с Р-33)..
Я спрашивал в ГРЦ, говорят, надо в архивах искать. А так открытых изображений нет.
Ходят слухи, что якобы на базе Тополя сделали ПКР..
Возможно с дополнительной четвёртой ступенью (типа РН Старт-1).
Вообще было бы странно если такую идею просто похерили..

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://zavjalov.okis.ru/glava19.html
ЦитатаОт морского варианта Р-15 (4К22) В.П.Макеев отказался т.к. преодолеть отставание от «Поларисов» можно было только созданием БРПЛ 2-го поколения с «утопленными» ЖРД КБХМ, и стартом ракет из-под воды. Ракета Р-15 грунтового базирования (8К96) создавалась в КБ «Арсенал» под руководством П.А.Тюрина. Ракета прошла ЛКИ и в 68 г. предъявлена на вооружение. МО отказалось от принятия, мотивируя необходимостью создавать большое количество самоходных шасси. Уже через несколько лет МО выдало задание на создание грунтового подвижного комплекса КБ А.Д.Надирадзе, и в 77 г. появилась ракета «Пионер», такого же класса, как Р-15, созданная С.П.Королевым и П.А.Тюриным.

 В июле 73 г. В.П.Мишин, приказом министра, утвердил новую структуру ЦКБЭМ. Введены должности ГК по направлению. Среди 5-и ГК был и И.Н.Садовский. Только в декабре 72 г. ракета РТ-2П была принята на вооружение. Серийное изготовление велось на заводе «Арсенал». Садовский должен был передать всю документацию в КБ «Арсенал» и сосредоточиться на работах по модернизации ракеты РТ-2П под индексом РТ-2ПМ. Работы по твердотопливным ракетам закончились с приходом В.П.Глушко. После выхода Постановления о создании МКС, Садовский был назначен 1-м заместителем Глушко и ГК МКС. И.Н.Садовский сам свернул все работы по ТТР и все наработки по РТ-2ПМ передал в КБ Надирадзе, где на их основе и был разработан «Тополь». В 76-м году последнюю попытку разработки ТТР на основе Р-15 морского базирования сделал П.А.Тюрин. Подводная лодка с ракетой  Р-31 обладала исключительной скорострельностью. Залп из 12 ракет проходил в течение 1-й минуты, что очень важно для живучести лодки. После ЛКИ в 80 г. ракета Р-31 (РСМ-45) стартовой массой 27 т. с ПН - 450 кг. и дальностью 3,9-4,2 т.км. была принята на вооружение только одного корабля проекта 667АМ с изготовлением всего 36 серийных ракет. В это время была принята на вооружение жидкостная ракета Р-29, которая со стартовой массой 33,3 т. имела вдвое большую дальность и вдвое большею ПН.

О ТТР я писал ранее в главе 10 (тема № 3) и в главе 16. Теперь о том, как история противостояния жидкостных и твердотопливных ракет в баллистических ракетах подводных лодок перешла в современность. Безусловные преимущества ТТР в эксплуатации никогда не вызывали сомнения. Особенно они проявлялись в ракетах подводных лодок, где экипаж лодки целикам зависел от безаварийного хранения и пуска ракеты. С.П.Королев это прочувствовал на себе, когда в 55 г. выходил на стрельбы с подводной лодки. Много позже о этих впечатлениях мне рассказывал в КБХМ Г.П.Антушев, его средства измерения находились в шахтном отсеке и, непосредственно, на ракете. Когда В.П.Макеев по предложению А.М.Исаева создал первую БРПЛ с «утопленным» двигателем, то на первые ЛКИ с лодки моряки «приглашали» разработчиков. Стрельбы проходили в Тихом океане. Представители разработчиков находились в непосредственной близости от шахтного отсека. Во время запуска был страшный грохот и вибрации, от которого не спасало принятое «успокоительное». Когда подходили к родным берегам в открытом море лодку встречал эсминец. Разработчики изъявили желание продолжить плавание до берега на эсминце, а не на лодке.  Эсминец вскоре попал в жестокий шторм, когда «сухопутных» выворачивало на изнанку. Впоследствии вспоминали только то, что пришлось пережить во время шторма, и как спокойно было на лодке во время длительного подводного плавания.

Удобства эксплуатации вступали в противоречие с возможностью выполнить целевое назначение ракеты. Изначально по БРПЛ мы с США находились в неравных условиях. Их флот господствовал на морях и океанах. Им было достаточно иметь дальность БРПЛ 4-5 т. км., в то время как нам нужно вдвое больше. Во все времена с начала 60-х годов по настоящее время мы уступали США по конструкционным материалам, совершенству смесевого топлива, системам управления, точности достижения цели и эффективной массе полезного груза. В основном это компенсировалось разницей в удельной тяге ЖРД и твердотопливных двигателей. Во все времена были сторонники создания ТТР для БРПЛ. Первая попытка внедрить БРТТ на БРПЛ была при Королеве. Морской вариант ракеты РТ-15 (4К22)  уступил по совокупности тактико-технических характеристик ракете Р-21(4К55) с 4-х камерным ЖРД А.М.Исаева С5.3, работающим на АК-27и и ТГ-02. Это была 1-я БРПЛ стартующая из под воды, но она при стартовой массе 19,65 т., ГЧ -1180 кг., и дальности 1420 км. уступала «Поларису А-1», который имел дальность 2200 км. при стартовой массе 12,7 т.

 Вторая попытка была предпринята П.А.Тюриным только в 76 г. На основе глубокой модернизации ракеты Р-15 он предложил БРПЛ Р-31, которая была принята в 80 году на вооружение одного подводного корабля К-140 и прослужила до 90 г. Несмотря на определенные достоинства, она уступала ракете Р-29 (4К75), принятой на вооружение в 74 г.   Р-29 -  2-х ступенчатая ракета с ЖРД Исаева 4Д75 и 4Д76 имела при стартовой массе 33,3 т. и ГЧ-1100 кг. дальность 7800 км.

 Третья попытка была предпринята в 71 г., когда в США началась разработка  ракет «Трайдент».  Надо сказать, что В.П.Макеев постоянно следил за созданием ТТР в США. Черток пишет, как удивлялся и восхищался Макеев характеристиками межконтинентальной ТТР «Минитмен», понимая все эксплуатационные преимущества таких ракет по сравнению с жидкостными. Но каждый раз, получая задание на разработку новой ракеты, он вынужден  останавливался на ЖРД, несмотря на нажим Д.Ф.Устинова, т.к. только с ними он мог выполнить требования по дальности и полезной нагрузки. С 70 г. В.П.Макеев периодически давал задание Л.Н.Лаврову (Пермь) на проведение проектно-изыскательских  работ о возможности создания крупных ТТД для БРПЛ. В США баллистические ракеты постепенно переводились с жидкостных на твердотопливные, а на подводных лодках всегда были только твердотопливные.

 У В.П.Макеева с 63 г. разрабатывалась первая морская межконтинентальная ракета Р-29 (4К75) со стартовой массой 33,3 т., ГЧ-1100 кг. (моноголова) на дальность 7800 км. (Принята на вооружение в 02.74 г.)  На высших инстанциях рассматривался вопрос, каким должен быть следующий морской ракетный комплекс. В 71 г. вышло решение ВПК о разработке Макеевым ТТР межконтинентальной дальности, но реализация его затягивалась. Характеристики ТТР были далеки от требуемых. В США развертывалось строительство подводных лодок типа «Огайо» с 24-я ТТР Трайдент-1 с 8-и блоками каждая на борту. К 71 г. было уже 8 таких лодок.  В СССР в больших масштабах развертывалось шахтное базирование МБР Р-36 (36П, 36М) и УР-100 (УР-100Н). Р-36П с 3-я боевыми блоками принята на вооружение в 70 г. и 71 ракета поставлена на боевое дежурство в ШПУ повышенной защищенности. УР-100 (8К67 «тяжелая» и 8К84 «легкая») приняты на вооружение в 67 г. В 71 г. развернуто 260 8К67 и 990 8К84. На смену ракетным полкам в Советской Армии пришли ракетные дивизии и ракетная армия. Усиленные ШПУ стоили столько же, сколько ракета. В этих условиях Д.Ф.Устинов, А.А.Гречко и С.Г.Горшков по примеру США решили пойти на увеличение морской составляющей СЯС.    16.09.73 вышло Постановление о разработке комплекса Д-19 с ракетой 3М65 и тяжелого крейсера проекта 941. Почти одновременно вышло постановление о разработке в КБ «Южное» комплекса РТ-23 с ТТР 15Ж44 с унификацией по двигателям с ракетой 3М65. В том же 73 г. Макеев инициативно начал разработку жидкостной ракеты РСМ-50 с РГЧ на основе ракеты РСМ-40. Работа выполнена за 3 с небольшим года и в 77 г. РМС-50 принята на вооружение в составе подводной лодки проекта 667БДР.

 Разработка ракеты Р-39 (РСМ-53 или 3М65) проводилась с 71 по 83 гг. и в 84 г. она принята на вооружение в составе комплекса Д-19 «Тайфун» на подводных крейсерах проекта 941 «Акула». Первая ступень ракеты производилась на заводе «Южмаш» (Украина). С 81 по 89 г. изготовлено 6 «Акул» с 20 шахтами (как у «Огайо») под ракеты Р-39. Всего серийно было изготовлено 120 ракет, по 20 на каждый подводный крейсер. Чтобы обеспечить дальность в 10 т.км. ТТР Р-39 получилась массой 90 т., а подводный крейсер на 20 шахт полным водоизмещением около 50 тыс.т. Это крупнейшее подводное судно за всю историю человечества. Появились трудности с размерностью судна при эксплуатации. Это сложности швартовки, прохождение на малых глубинах, погрузка и выгрузка ракет и пр. Со временем эти трудности были преодолены и комплекс Д-19, принятый на вооружение в 05.83 г. находился в эксплуатации до начала 2000-х годов. Это было исключительно грозное оружие. Допускался одновременный залп 20 ракет в течение нескольких минут. Стрельбу можно было вести из-подо льда, хоть с Северного полюса. Ракета была оборудована средствами преодоления ПРО. Ракета Р-39 при стартовой массе 90 т. и дальности 8,3-10 тыс. км. несла заряд 2250 кг. с 10-ю РГЧ индивидуального наведения. Двигатель разведения ГЧ 3Д64 8-и камерный с ТНА разработки КБХМ. В 98 г. с одного из крейсеров проекта 941 был произведен одновременный пуск 20 ракет, что почти равносильно одновременному пуску 200 «Тополей». Комплекс «Тайфун» был самый мощный, но и самый дорогой. По боевому оснащению он равнялся Трайденту-1, но с 77 г. в США разрабатывалась ракета Трайдент-2, которая была по массе в 1,5 раза меньше Р-39, а по боевому оснащению превосходила в 3 раза.

 Сроки отработки комплекса Д-19 с ТТР Р-39 затягивались и неоднократно корректировались. Отставание от США по БРПЛ увеличивалось. Вот здесь совершил свой последний подвиг В.П.Макеев. По своей инициативе он подготовил в КБМ аванпроект на ракетный комплекс с жидкостной ракетой, размещаемый на подводных лодках проекта 667БДР при их модернизации. Аванпроект в декабре 77 г. был защищен на НТС МОМ и ВМФ. Фактически речь шла о создании нового комплекса. Для начала ОКР по его разработке требовалось Постановление правительства. Д.Ф.Устинов был против, т.к. считал, что ВМФ должен переходить на ТТР. Благодаря настойчивости В.П.Макеева и при поддержке С.А.Афанасьева и С.Г.Горшкова в январе 79 г. было подготовлено и подписано Постановление о разработке комплекса Д-9РМ с жидкостной ракетой Р-29РМ для вооружения подводных лодок проекта 667БДРМ. В КБМ работа шла на энтузиазме. ЭП разработан в 79 г., а в 80 г. выпущена вся документация. С 82 по 85 г. проведен полный объем отработки. 23.10. и 12.11.85 г. были проведены успешные 2-х ракетные залпы. Данные о последнем залпе В.П.Макеев получить не успел. Он скончался 25.10.85 г. В 02.86 г. ракета Р-29РМ (РСМ-54) была принята на вооружение в варианте оснащения 10-ю боевыми блоками. В дальнейшем основным вариантом стало 4 «средних» блока. Это была последняя ракета, созданная В.П.Макеевым. В вариантах «Синева», «Лайнер» и еще каких-нибудь эта лучшая ракета своего класса будет служить еще ни одно десятилетие. На ней двигатели 2-й и 3-й ступени и ДУ разведение ГЧ разработки КБХМ. На 1-й ступени двигатель разработки КБХА.

 Сразу после принятия на вооружение комплекса Д-19, была получено задание на разработку комплекса Д-19 УТТХ. Фактически это был новый комплекс. Первые исходные данные по УТТХ формулировал еще В.П.Макеев. Первое постановление по нему вышло в 11.85 г.  ЭП выпушен в марте 87 г.  Основные отличия нового комплекса от Д-19:  боевая нагрузка увеличилась почти в 2 раза (10 блоков по 200 кт.),  точность повысилась в 4 раза до 125 м. по КВО (за счет спутниковой навигации,  стартовая масса ракеты уменьшилась с 90 до 81 т. Это достигалось за счет конструктивного совершенствования ракеты, и применения топлива с улучшенными энергетическими характеристиками.  1-я ступень ракеты изготавливалась на «Южмаше» в г. Павлоград (Украина). Под комплекс «Барк» с ракетой Р-39УТТХ по Постановлению от 31.10.89 г. разрабатывался новый подводный крейсер проекта 955 «Борей» полным водоизмещением 24 тыс. т., вместо 48 тыс. т. у проекта 941 «Акула». Производство ракет начато на ЗМЗ (Златоуст) в 91 г. с темпом по 3-5 в год. К 92 г. завершена отработка двигателей первого варианта. Проведено по 14-17 испытаний двигателей всех ступеней. Проведено 7 пусков с погружаемого стенда. На этом плановая отработка закончилась. С выходом Украины из состава СССР прекратилось изготовление 1-й ступени ракеты и ряда других комплектующих. Замена высокоэнергетического топлива 2-й и 3-й ступени на единое с 1-й ступенью привело к уменьшению боевой нагрузки. В 06.92 г. в дополнении к ЭП говорится о 8-и боевых блоков вместо 10. Единым разработчиком зарядов стало НПО «Алтай» (Бийск»). Основным изготовителем зарядов ПЗХО (Пермь). Все три двигателя изготавливались в НПО «Искра» (Пермь). Налаживалась новая кооперация, совершенствовалась конструкция и технология. КБХМ внесло свой вклад в создание «Барка». Совместно с ГРЦ разработана ДУ разведения боевых блоков с импульсными двигателями КБХМ. Еще, когда лет 25 назад я ездил в МИТ, там считали, что с тремя боевыми блоками должна быть твердотопливная ДУ разведения. 4-5 блоков не давали однозначного результата, а с 6-ти блоков однозначно должна быть жидкостная ДУ. На «Барке» переход на импульсные двигатели потребовал совершенно новую логику управления разведения блоков. Импульсные двигатели полностью исключали непроизводительные потери топлива. Фактически это вершина совершенства ДУ разведения. КБХМ разработало для «Барка» БИП и гидразиновый ГГ для наддува баков «О» и «Г».

  С «Барком» практически закончилось 40-а летнее плодотворное сотрудничество ГРЦ и КБХМ. У нас на глазах рос «Машгородок», появился новый ж.д. вокзал, пошли первые троллейбусы. В гостинице «Нептун» за КБХМ много лет было постоянно забронировано два номера 609 и 610. Мне нравилось бывать там в командировке, особенно в летние время. Озеро Тургояк - жемчужина среди озер Урала. В Миассе уникальный музей минералов, где ты и сам можешь поискать в развалах интересующий тебя камень. Запомнились различные походы. По лыжному маршруту вокруг Тургояка мы с А.А.Гречаным из нашего отдела пошли в мае, путь оказался вдвое длиннее из-за водных «языков» с очень холодной водой, а это несколько десятков км. С К.Г.Сенкевичем и В.Т.Букановым прошли через горы из Азии в Европу. Напрямую от нашей гостиницы до ж.д. вокзала в Златоусте. Заходил я и к А.Я.Полка, с которым мы учились в одной группе. Ездил с ним на его 21-й «Волге» по окрестностям. Он жил в одном доме с В.П.Макеевым. Жена Полки угощала различными уральскими блюдами. Но запеченную с чешуей в хлебе рыбу я оценить не смог.

С 93 г. почти полностью прекратилось финансирование по теме «Барк». На ЗМЗ можно было изготавливать одну ракета в 2-3 года. Первое ЛКИ с полигона «Ненокс» проведено в 11.93 г., второе в 12.94, третье 19.11.97 г. Все испытания проведены аварийно с четко выраженными устранимыми дефектами. Ракета к 4-му ЛКИ готовилась на ЗМЗ к 06.98 г. В работе были ракеты с №5 по №9. Как это все напоминает «Н-1».

В 98 г. все работы по  «Барку» (ракета Р-39УТТХ) были прекращены. Создание новых БРПЛ поручено МИТ (Москва) вместо ГРЦ (Миасс). Еще ранее, «в целях более полного финансирования работ по «Барку», прекращено изготовление ракет РСМ-54 (3М37) на КМЗ для подводных лодок проекта 667БДРМ. Последствия этого решения не преодолены до сих пор. Частично этого трагического решения я касался в главе 10 (тема 3) и в главе 16. Сейчас я хочу немного добавить по этому вопросу, т.к. однозначной оценки решения 98 г. нет до сих пор.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

alex82

В РФ только в 2002-2004 году получили ТТ по стоимостным показателям, а Соломонов уже начал пилить, шансов у Миасса не было, Алтай жаль

Salo

http://ria.ru/defense_safety/20120209/561008061.html
ЦитатаАПЛ типа "Акула" в ближайшие годы останутся в боевом составе - ВМФ[/size]
10:24 09/02/2012

МОСКВА, 9 фев - РИА Новости, Сергей Сафронов. Стратегические атомные подводные лодки (АПЛ) "Северсталь" и "Архангельск" (проект 941 "Акула", по классификации НАТО - Typhoon) в ближайшие годы останутся в боевом составе Военно-морского флота России, ракеты для них сохранены, сообщил в интервью РИА Новости главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий.

Подлодки проекта 941 являются самыми большими в мире по своему водоизмещению - порядка 40 тысяч тонн. Ранее некоторые СМИ сообщали о том, что все эти лодки будут утилизированы из-за того, что для них нет ракет.

Пока они из боевого состава ВМФ не выводятся. В ближайшее время, пока еще есть часть ракет и другие колоссальные возможности, они будут находиться в боевом составе флота, как носители ядерного оружия, - сказал главком.

При этом он подчеркнул, что в этом вопросе флот пытаются "наклонять". "За рубежом даже разработаны специальные программы по быстрейшему уничтожению ракет к этим подводным ракетоносцам. Но мы часть ракет сохранили, и поэтому пока будем использовать эти лодки, как носители", - сказал главком.

Что касается третьей лодки "Дмитрий Донской", то этот корабль останется испытательным полигоном для "Булавы", отметил Высоцкий.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитатаSalo пишет:
Ничего хорошего из этого не вышло. Выкладываю как есть:

 http://www.sendspace.com/file/243cgo
Сергей, а нельзя ли по новой залить?