Ariane-6 Next Generation Launcher

Автор Salo, 13.10.2008 22:26:25

« назад - далее »

Андрюха и 4 гостей просматривают эту тему.


zandr

https://tass.ru/kosmos/21321329
ЦитироватьРакету Ariane 6 впервые запустили с космодрома Куру во Французской Гвиане
ПАРИЖ, 9 июля. /ТАСС/. Первый запуск новой европейской ракеты-носителя Ariane 6 осуществлен во Французской Гвиане с космодрома Куру. Прямую трансляцию ведет Европейское космическое агентство (ЕКА).

В рамках первой миссии ракета доставит на орбиту оборудование для различных экспериментов и девять микроспутников, принадлежащих университетам и космическим агентствам, а также две возвращаемые капсулы. Кроме того, в рамках примерно трехчасового полета будет испытана система многоразовой активации двигателей верхней ступени. Новая система позволяет запускать двигатель до четырех раз и должна не только расширить возможности по выводу аппаратов на разные орбиты, но и возвращать ступень на Землю сразу по завершении миссии.

Ariane 6 - новое поколение ракет-носителей тяжелого класса семейства Ariane. В ближайшие годы они заменят тяжелые ракеты Ariane 5, которые запускались с космодрома Куру с 1996 по 2023 год. Новая ракета будет выпускаться в двух модификациях: легкая версия Ariane 62, оснащенная двумя боковыми твердотопливными ускорителями и способная нести полезную нагрузку массой до 5 тонн, и Ariane 64, имеющая четыре ускорителя и позволяющая выводить на орбиту до 10,5 тонны груза. В первый раз ракета была запущена в комплектации с двумя ускорителями.

Первый запуск был запланирован еще в 2020 году, однако неоднократно переносился. В ноябре 2023 года генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер заявил, что первый полет станет тестовым и не будет преследовать задачу вывода большого объема оборудования на орбиту. Глава компании - оператора космических запусков Arianespace Стефан Исраэль уточнил, что до конца 2024 года планируется осуществить два запуска этой ракеты, однако в будущем европейцы рассчитывают выйти на показатель 9-10 запусков в год.

uncle_jew

Ну вот что за нелюди - планировать старт ракеты одновременно с футбольным матчем! Поделом французам, что за время старта получили два гола и вылетели с чемпионата.

Поздравляю причастных с успешным пуском очередной морально устаревшей новой ракеты  ::)

Sembler

Цитата: zandr от 09.07.2024 22:35:46ПАРИЖ, 9 июля. /ТАСС/
Ariane 62, оснащенная двумя боковыми твердотопливными ускорителями и способная нести полезную нагрузку массой до 5 тонн, и Ariane 64, имеющая четыре ускорителя и позволяющая выводить на орбиту до 10,5 тонны груза
Скромно пропущено, что массы нагрузок указаны для ГПО. На НОО A64 должна выводить 21.6 т,  что дает ей право называться тяжелой.

Цитата: uncle_jew от 10.07.2024 01:33:54Поздравляю причастных с успешным пуском очередной морально устаревшей новой ракеты
Две водородные ступени...? 
Ну тогда ждем Arian-7. https://www.ariane.group/en/news/arianegroup-signs-contract-with-esa-to-develop-themis-reusable-stage-demonstrator/
Возможно, метан ("...running on liquid oxygen-methane or oxygen-hydrogen combinations"). Reusable - вертикальная посадка. Хотят сделать дешевой

uncle_jew

Цитата: Sembler от 10.07.2024 02:27:32
Цитата: uncle_jew от 10.07.2024 01:33:54Поздравляю причастных с успешным пуском очередной морально устаревшей новой ракеты
Две водородные ступени...?
Дорого, капризно и одноразово. И давно реализовано на японских H-II/H-III и на прекратившей летать Delta IV.

Вот 20 лет назад это была бы крутая ракета, а сейчас выбрасывать первую ступень после каждого полёта - анахронизм. Для гарантированного доступа Европы к космосу достаточно было оставить в эксплуатации Ariane V. Так что тут зря выбросили на ветер 4 миллиарда евро европейских налогоплательщиков. Лучше бы крутую миссию к дальним планетам на эти деньги запустили, тьфу  :(

nonconvex

Цитата: uncle_jew от 10.07.2024 03:06:38
Цитата: Sembler от 10.07.2024 02:27:32
Цитата: uncle_jew от 10.07.2024 01:33:54Поздравляю причастных с успешным пуском очередной морально устаревшей новой ракеты
Две водородные ступени...?
Дорого, капризно и одноразово. И давно реализовано на японских H-II/H-III и на прекратившей летать Delta IV.

Вот 20 лет назад это была бы крутая ракета, а сейчас выбрасывать первую ступень после каждого полёта - анахронизм.
Анахронизм - делать ракету взамен точно такой же существующей, я имею ввиду Союз, вывод которой дешевле чем возвращаемым Фальконом.

ОАЯ

Кое-кто напоминает про разгонный блок:
"Система Ariane 6 оснащена разгонным блоком с возможностью повторного запуска, поэтому она может развернуть одну полезную нагрузку, а затем вывести вторую на другую орбиту.
Третий разгонный блок после двух с половиной часов полета, который выведет разгонный блок на траекторию для возвращения в атмосферу, будет означать успешный первый испытательный полет, хотя инженерам потребуется несколько дней, чтобы просмотреть данные.
Если запуск будет признан успешным, то первая коммерческая миссия с французским спутником-шпионом назначена на декабрь."

"Через несколько минут были сброшены первые полезные грузы, которые вышли на орбитальную фазу. Прогресс, за которым на земле следят семь станций по всему миру. Две здесь, в Гайане, еще одна рядом с Тулузой, остальные в Австралии, на Бермудских островах, в Индии и Санта-Марии."

Astro Cat

Цитата: nonconvex от 10.07.2024 05:49:34Анахронизм - делать ракету взамен точно такой же существующей, я имею ввиду Союз, вывод которой дешевле чем возвращаемым Фальконом.

Сравнивать легкий Союз и тяжелый Фалькон это так себе. И откуда вы знаете, что CЕБЕстоимость пуска б/у ступени Фалькона, состоящая из подготовки и топлива, не меньше в разы себестоимости создания Союза с нуля? Маск обещал затраты на повторный пуск снизить до 7 млн.$

Кот Бегемот

#1088
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

uncle_jew

Цитата: nonconvex от 10.07.2024 05:49:34Анахронизм - делать ракету взамен точно такой же существующей, я имею ввиду Союз, вывод которой дешевле чем возвращаемым Фальконом.
А спутники OneWeb, запуск которых на "Союзе" был оплачен, но которые не были запущены, уже вернули из Казахстана владельцу, или они всё ещё пылятся в чистой комнате в Байконуре?

fagot

Цитата: nonconvex от 10.07.2024 05:49:34Анахронизм - делать ракету взамен точно такой же существующей, я имею ввиду Союз, вывод которой дешевле чем возвращаемым Фальконом.
Пенять Маску, что он "заменил" ракету другой страны это знатный анекдот, по-моему такого еще не было. :) Даже безотносительно того, действительно ли Союз дешевле.

amster

Цитата: uncle_jew от 10.07.2024 03:06:38
Цитата: Sembler от 10.07.2024 02:27:32
Цитата: uncle_jew от 10.07.2024 01:33:54Поздравляю причастных с успешным пуском очередной морально устаревшей новой ракеты
Две водородные ступени...?
Дорого, капризно и одноразово. 

Да, Ариан-6 "морально устаревшая".
Но отсутствие шоу с "многоразовостью" не умеет никакого отношения к этому.

Ущербность А6 это водород и ТТУшные костыли.


amster

#1092
Цитата: amster от 11.07.2024 03:44:38Ущербность А6 это водород и ТТУшные костыли.
И непонятно, на основании чего евро-чинуши обещают удешевление А6 перед А5?
Концепция вся та же - многоблочный 3х ступ с толстым ЦБ.
Видимо эти обещалки по инерции перекочевали с первоначальной версии А6, кардинально отличавшейся от А5.

Первоначальная верия А6
https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/371803.png

amster

ЦитироватьVA262 9 July 2024 19:00 Ariane 6 62 601 Guiana ELA-4 
Multiple rideshare payloads 1,600 kg LEO 
Various Success, anomaly after launch
https://en.wikipedia.org/wiki/Ariane_6

Demir_Binici

Цитата: amster от 11.07.2024 03:44:38Да, Ариан-6 "морально устаревшая".
Но отсутствие шоу с "многоразовостью" не умеет никакого отношения к этому.
Концепция Ariane 6 была сформирована в 2014 году и в 2015 году был подписан контракт на разработку. Исходя из планируемого числа пусков (не более 10 в год), разрабатывать с чистого листа совершенно новую ракету с многоразовой первой ступенью было признано нецелесообразным. Кроме того, разработка подобной ракеты, включая разработку многоразовых жидкостных двигателей для первой ступени заняло бы гораздо больше времени. Поэтому новую ракету было решено делать одноразовой по схеме Ariane 5.
Цитата: amster от 11.07.2024 03:44:38Ущербность А6 это водород и ТТУшные костыли
ТТУ при однократном использовании дешевле чем ракетная ступень с жидкостным двигателем. Кроме того себестоимость ТТУ снижается при увеличении серийности. Поэтому на Ariane 64, которая должна заменить Ariane 5, вместо пары EAP с тягой по 722 тс будет четыре ESR с тягой по 474 тс. И они же используются, как первая ступень Vega C.

Водород на верхней ступени и даже на второй (центральной ступени) вполне себе хорошее решение, при наличии компетенции в создании и эксплуатации двигателей и ракетных блоков на нём. Vulcain 2.1 за счёт внедрения новых технологий производства и сокращения числа деталей должен быть дешевле предшественника.

Двигатель Vinci третьей ступени разрабатывался с 1998 года. В отличие от HM7B, он может включаться до 4 раз. На сегодня это третий двигатель после RL-10 и YF-75D по безгенераторной схеме закрытого цикла, успешно запустившийся второй раз в полёте. Его тяга вдвое выше YF-75D и на 70% выше RL10C-1-1 (Vulcan). Сейчас Китай разрабатывает YF-75E для CZ-10 и YF-79 для CZ-9. КБХА разрабатывает РД-0146Д-1 для Ангары и обещают начало ЛКИ не ранее 2028 года.

Водород на верхней ступени ракет, предназначенных для вывода ПН на высокоэнергетические орбиты - решение, которое используется во всех современных ракетах, за исключением Falcon Heavy. Ведутся работы по кислородно-метановым двигателям, но они пока ещё весьма далеки от ЛКИ. 

"ТТУшные костыли" обеспечивают 93% тяги при старте Ariane 64. Фактически - первая ступень - твердотопливная. И для однократного использования это самое дешёвое решение.

Сравнивать Ariane 64 с Falcon 9 не стоит. Это ракеты изначально предназначенные для разных задач. Если уж сильно хочется сравнить со SpaceX, можно сравнить с Falcon Heavy. Тяга 4 x ESR на 13% выше тяги 2 x FH side boosters, а время их работы на ~20 секунд меньше. Тяга Vulcain 2.1 на LLPM всего 16.5% от FH side boosters и лишь на 46% выше тяги верхней ступени Falcon Heavy.

При одноразовом использовании всех ступеней Falcon Heavy может вывести напрямую на GEO примерно 9 тонн, а при возврате к боковушек к месту старта - 6 тонн. Ariane 64 может выводить на GEO 5 тонн. Точная цена контрактов SpaceX известна только для миссий NASA и одной миссии NSSL Phase 1A. Довольно значительный разброс.
FH RTLS side + expend core $108.40M Psyche
FH RTLS(?) side + expend core $152.50M GOES-U
FH RTLS side + expend core  $149.20M USSF-52
FH expend all $331.80M PPE/HALO
FH expend all $178.00M Europa Clipper
FH expend all $255.00M Roman Space Telescope
Есть ещё контракты NSSL Phase 2, но в них как Falcon Heavy, так и Falcon 9. Например за USSF-44, NROL-85, NROL-87 SpaceX получили $297M. Если считать NROL-85 и NROL-87 по $82.33M (как GPSIII), то на USSF-44 останется  $132.33M.
Таким образом средняя цена FH RTLS side + expend core выходит $135.6M.

Я вовсе не хочу сказать, что Ariane 64 чудо как хороша. IMHO, она менее удачна, чем H3 и Vulcan. Но для одноразовой ракеты она смотрится существенно лучше, чем например CZ-5, у которой четыре боковых ускорителя, по два керосиновых ЖРД закрытого цикла YF-100 на каждом. При этом Ariane 64 способна вывести 8600 кг на TLI, а CZ-5 - 8200 кг.

IMHO, при выводе на низкие орбиты Ariane 64, впрочем как и H3 и Vulcan однозначно проигрывают Falcon 9 по стоимости вывода за килограмм. Но повторюсь - это разные ракеты изначально создававшиеся под разные задачи. При выводе большинства коммерческих спутников на GTO, где заказчик не требует малой delta V Falcon 9 выглядит тоже неплохо. Но для коммерческих заказчиков пусков на GTO, любая ракета отличная от ракеты SpaceX выглядит предпочтительней.

amster

Цитата: Demir_Binici от 11.07.2024 09:12:551)ТТУ при однократном использовании дешевле чем ракетная ступень с жидкостным двигателем.

2)Кроме того себестоимость ТТУ снижается при увеличении серийности.
1) На практике РН с ТТУшными костылями дороже чисто жидкостных.
2) А что, себестоимость жидкостных ракетных блоков не снижается при увеличении серийности?
==
Твердотопливные ракетные блоки только ухудшают РН.
Огромный сухой вес.
Уязвимость по погодным условиям.
Излишняя тяга при одинаковой ПН, которую СК должен "переварить".
Опасность производства, транспортировки, хранения и токсичность выхлопа.

ТТУшки используют в РН
- по инерции
- для поддержки их производителей
- в качестве компактных костылей для несуразно больших водородных ступеней
  ТТУшки на их фоне выглядят маленькими и чинушам можно впарить,
  что это небольшая нашлепка, на которую можно не обращать внимания.


Приемлемая область применения ТТРД - только боевые ракеты,
где их почти нулевое время подготовки к пуску и компактность перевешивают недостатки.

Все РН с ТТРД - дорогое и капризное фуфло.
Ариан-6 отличное подтверждение этому.

Demir_Binici

#1096
Цитата: amster от 11.07.2024 13:31:051) На практике РН с ТТУшными костылями дороже чисто жидкостных.
Ничем не подтверждённое утверждение. Никакой "на практике" здесь нет. Просто ваши измышления.

А вот наоборот - есть. CZ-6A с момента своего появления летает чаще, чем близкая по выводимой массе ПН CZ-8. Все производители одноразовых ракет используют ТТУ. Китай тоже начал использовать ТТУ. И давно использует твёрдое топливо на лёгких ракетах.

Цитата: amster от 11.07.2024 13:31:05Твердотопливные ракетные блоки только ухудшают РН.
Дальше набор оценочных суждений ничем не подтверждённых. Все факты свидетельствуют об обратном. Ни о каких проблемах с ТТУ, кроме аварии на второй ступени Vega C не припоминаю. Да и там проблема не с самим ТТУ, а с соплом.
Дальнейшие рассуждения из области теорий заговора.
В 2003 году была проблема с одним из SRB на японской H-IIA-2024. Больше ни на H-II, ни на Ariane 5, ни на Atlas V ни на Delta IV проблем с ТТУ не было. Число стартов подсчитаете?
Цитата: amster от 11.07.2024 13:31:05Все РН с ТТРД - дорогое и капризное фуфло.
Ариан-6 отличное подтверждение этому.
Ещё одно голословное утверждение. ТТУ Ariane-6 отработали штатно, центральная водородная ступень отработала штатно. Верхняя водородная ступень дважды включилась штатно. Проблемы были перед третьим включением и были связаны со включением вспомогательных двигателей. Не твердотопливных, кстати.
Цитата: amster от 11.07.2024 13:31:05Уязвимость по погодным условиям.
А как там САС на Союзах? Не мешают погодные условия? Или может там муляж? Давно ведь никто не проверял в деле. (сарказм)

Demir_Binici

#1097
Посчитал для интереса надёжность ТТУ на Atlas 5, Ariane 5-ECA/5-ES/-6, H-IIA/-IIB/3 и Delta 4M. Всего получилось 272 пуска с 2001 по 2024 год. В это число разумеется не входят пуски  Atlas и Delta без ТТУ. Неудачный пуск из-за ТТУ - один в 2003 году на H-IIA-2024.

Для сравнения решил взять все запуски Союз-У/ФГ/2.1а/2.1б с 2001 года. Неудач связанных только с боковыми ускорителями на 318 попыток две:
 - отказ одного двигателя Блока Д на Союз-У в 15.10.2002
 - не отделение одного из ускорителей на Союзе-ФГ 11.10.2018

Так что ТТУ на ракетах XXI века выглядят вполне надёжно, даже в сравнении с Союзом.

На Протоне-М всё ещё хуже. На 115 попыток не разделение 1 - 2 ступеней и отказ 1 ступени. 

TAU

Вы не забывайте трагедию Челленджера, унесшую семь человеческих жизней... Из-за ТТУ

Кот Бегемот

Что лучше дизель или бензин?
Вот есть бензиновая БМВ и дизельный запорожец.БМВ ломалось реже - вывод бенизновый двигатель надежнее...
Так и с ракетами.ТТУ не ТТУ - все зависит от качества производста и контроля.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус