Что бы было, если бы Н-1 полетела?

Автор Yegor, 26.09.2008 18:36:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Ай, GREMLIN, у Вас устаревшая информация по "Вулкану". Воспользуйтесь случаем, возьмите в спецбиблиотеке пояснительные записки к эскизному проекту Вулкана и дополнениям к нему за 1985-88 г. Там масса ПГ уже 198 т, а стартовая масса порядка 4700 т. (об этом даже Губанов написал, выложено на www.buran.ru). И фантазировать там особо нечего: эта конфигурация практически предельная для элементной базы 11К25 и ее семейства. Можно было, конечно, поднапрячься, внедрить новые сплавы и композиты в конструкцию, но, думаю, больше 210-215 т было уже не вытянуть. а наращивание размеров и стартовой массы, вероятно, лимитировались возможностями УКСС. В принципе, на базе "Вулкана" можно было реализовать лунныен экспедиции в один пуск, и марсианские - пуска в 4.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

LSD

ЦитироватьВ принципе, на базе "Вулкана" можно было реализовать лунныен экспедиции в один пуск, и марсианские - пуска в 4.

"Вулкан" предназначался для "ЛЭК" (Лунный Экспедиционный Комплекс). Предэскизное проектирование ЛЭКа в НПО началось сразу как Глушко закрыл программу Н-1. Так что даже особо фантазировать не надо! :) Если бы работу НПО не переориентировали на создание челнока и была бы принята программа Глушко, то в конце 80- мы наблюдали бы не старт Энергии с Бураном, а Вулкана с ЛЭК! По срокам создания и стоимости эти варианты сопоставимы - так что и до развала союза успели бы и средств - ну если не на лунную базу, то покрайней мере на сам Вулкан с ЛЭК точно хватило бы! :)
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. Ж. Ж. Руссо

zyxman

Цитировать
Цитироватьto art: А когда откажутся от "семерки"? :lol:

Сейчас, вместе с удлинением сроков эксплуатации спутников идет и постоянный рост размеров КА,  плюс, если кто не в курсе, количество мест на геостационаре ограничено, плюс, наземная связь тоже давит ценой, а чем больше спутник тем дешевле "стволы", следовательно будет рост и будет требовать все больших носителей.

Сложно сказать, когда будет спрос на 100т на LEO, точнее сколько там Н-1 могла-бы вывести на GSO, но Н-11 точно-бы летала регулярно, если-бы могла.
Как только появятся реальные нанороботы - все сразу пойдет в обратном направлении. Большие ракеты не получат полной загрузки без роста количество запусков наноспутников. А для роста количества должны быть цели и экономическая выгода.

Ничего никуда не пойдет.
Во первых нанороботы несовместимы с радиацией, во вторых им будет требоваться уйма энергии для работы, из-за чего они очень нескоро выйдут за пределы LEO.

Поэтому конечно будет некоторое снижение потребной массы для спутника аналогичного современному, за счет улучшений в технологии изготовления, но рост потребления услуг будет с хорошим запасом компенсировать это облегчение :lol:
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

mihalchuk

Цитировать"Вулкан" предназначался для "ЛЭК" (Лунный Экспедиционный Комплекс). Предэскизное проектирование ЛЭКа в НПО началось сразу как Глушко закрыл программу Н-1. Так что даже особо фантазировать не надо! :) Если бы работу НПО не переориентировали на создание челнока и была бы принята программа Глушко, то в конце 80- мы наблюдали бы не старт Энергии с Бураном, а Вулкана с ЛЭК! По срокам создания и стоимости эти варианты сопоставимы - так что и до развала союза успели бы и средств - ну если не на лунную базу, то покрайней мере на сам Вулкан с ЛЭК точно хватило бы! :)
Сомнительно.
По времени. Прграмму Энергия-Буран задержали именно двигатели Глушко, а не Буран. Сомнительно, чтобы доказанная в испытаниях надёжность блоков А и их двигателей подходила к тому времени для восьмиблочной компоновки.
По деньгам. На Буран, конечно, потратились, но, если бы делали именно Вулкан, то к нему бы не подошёл УКСС. Последний, возможно, выдержал бы единичные пуски Вулкана, но для постоянной эксплуатации не годился. Пришлось бы вместо него делать старт вдвое больший. А стартов нужно два...
К тому же "НПО" не было переориентировано на создание челнока, Буран делался по авиационной линии отдельным финансированием.

LSD

Если бы делали как изначально и задувывал В.П.Глушко  Вулкан+ЛЭК, а не Энергию с Бураном, то думаю до развала союза всетаки успели бы пустить его разок - возможно, с макетом или упрощенным вариантом ЛЭК. Вот это было бы красиво! Дейстивельно можно было бы гордится, что сумели создать такую машину!
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. Ж. Ж. Руссо

Shestoper

ЦитироватьНа мой ламерский взгляд значение Н-1, если бы удалось наладить ее пуски, было бы в отработке схемы многодвигательной первой ступени для перспективных еще более тяжелых ракет. Королев
"планировал создать целое семейство ракет большой грузоподъемности серии «Н» со стартовыми массами в 7000 (Н-2), 12000 (Н-3) и 18000 (Н-4) тонн, подставляя под уже разработанную ракету новую более мощную первую ступень."
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/molodtsov/01/05-1.html
Это для ракеты массы Сатурна-5, Н-1, Ареса-5 еще возможно небольшое количество двигателей первой ступени, а вот для более тяжелых - нет АФАИК (даже в перспективе невозможен двигатель с тягой в несколько тысяч тонн, как я понимаю). См. там же:
"Несмотря на отсутствие конкретных заданий в ОКБ-1 долгое время велись проработки по носителю Н-2, при этом его стартовый вес непрерывно возрастал от 3700 тонн при полезной нагрузке в 185 тонн до 11000 тонн при массе полезного груза 350 тонн. Некоторые из промежуточных вариантов имели индекс Н1-0. Чтобы обеспечить такую грузоподъемность мощность ДУ первой ступени должна быть колоссальной. При классическом построении ДУ должна была состоять из 100 двигателей типа НК-15, но с доведением тяги до 175 тонн. Цифра совершенно невероятная. И даже при наличии двигателя с тягой 700 тонн их требовалось порядка 25." Т.е. можно допустить, что 1-ая ступень Н-1 в 80-е г.г. была бы заменена чем-то более эффективным и простым, но опыт многодвигательности использован для сверхракет.

Ага, а думаете зачем Глушко для своего семейства РЛА первоначально хотел двигатель тягой 1200 тонн? (И сделал бы, в четырехкамерном варианте на это нет никаких фундаментальных запретов - но для отработки такого гиганта нужны были новые стенды, руководство страны денежку пожадничало).
И зачем я здесь виртуально отстаиваю необходимость нового двигателя тягой минимум 1500 тонн?

Именно для будущих сверхтяжелых систем. Чтобы на их первых ступенях обходиться не более чем десятком двигателей.
Только с их помощью можно будет всерьёз обосноваться на Луне, лет через 50 поставив земную энергетику в зависимость от лунного гелия (погляжу я тогда, как какая-нибудь гнида вякнет: "Зачем нам космонавтика?"). Именно их первые ступени будут разгонять к планетам тяжелые взрыволеты. Именно они будут выводить на орбиту сегменты свержтяжелых орбитальных станций -  комбинатов для промышленного производства специфических веществ в условиях невесомости. Уверен, в будущем это станет не менее серьёзным рынком, чем сейчас спутниковая связь.

Семейство РЛА Глушко в первоначальном варианте выглядит очень привлекательно, жаль что оно не было реализовано, что решили "передирать" американский Шаттл.
И ещё больше жаль, что Глушко зарубил Н-1, не стал её доводить и развивать (создание Н-2 с увеличенной массой, мощными двигателями и водородом на верхних ступенях).

С 8-9 1200-тонными глушковскими двигателями на первой ступени мог бы получится великолепный сверхтяжелый носитель.
Первоначально можно было бы на первой ступени устанавливать три больших сферических бака (как планировалось на Н-1М - один для топлива и два для окислителя), а впоследствии, при освоении сварки толстых листов,  можно было бы перейти и на несущие баки.
С водородом на второй ступени такой носитель спокойно бы вытягивал на LEO порядка 300-350 тонн.

Но ошибки ещё не поздно исправить!  :wink:

GREMLIN

ЦитироватьК тому же "НПО" не было переориентировано на создание челнока, Буран делался по авиационной линии отдельным финансированием.
 

НПО "Молния" работало над созданием планера, вся энергетика, СУ и наземка НПО "Энергия"

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьК тому же "НПО" не было переориентировано на создание челнока, Буран делался по авиационной линии отдельным финансированием.
 

НПО "Молния" работало над созданием планера, вся энергетика, СУ и наземка НПО "Энергия"
А главным конструктором ОС 11Ф35 был Ю.П.Семенов.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Lev

А при чем вообще Н-1 и проект Вулкан?
Делай что должен и будь что будет

Дмитрий В.

ЦитироватьА при чем вообще Н-1 и проект Вулкан?
Они в одном КБ проектировались! :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

LSD

Цитировать
ЦитироватьА при чем вообще Н-1 и проект Вулкан?
Они в одном КБ проектировались! :D

Ну, если еще поискать связи, то вот еще одна - пусти тогда Н-1- проекта Вулкана вообще бы не было ! :)
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. Ж. Ж. Руссо

Petrovich

ЦитироватьНу, если еще поискать связи, то вот еще одна - пусти тогда Н-1- проекта Вулкана вообще бы не было ! :)
В том то и весь цимус :D
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

LSD

Итак, 1974 год. Год, когда решился вопрос быть или не быть ракете. Два летных изделия 8Л и 9Л уже готовятся. Осенью запланирован  следующий - пятый пуск. У создателей ракеты нет сомнений - на этот раз полетит! Но приходит Глушко... Теперь он глава уже не ОКБ-1, а НПО "Энергия". Перед ним уже стоят задачи - ДОСы и ответ американскому челноку .  ДОСы Глушко не закрывает, напротив, предлагает сделать ПОС - постоянную орбитальную станцию. Лунный проект он предлагает осуществить  в новом варианте. а далее Марс! Но русский челнок, по указанию свыше, становится приоритетом номер один. (читаем 4-тую книгу Чертока "Люди и ракеты"). Быть или не быть ракете по сути решил один человек - ИМХО. Если бы возобладали вопросы не личных амбиций, а связанные с пользой для дела, то Глушко использовал бы готовую ракету для, примерно, вот такой системы:

ЦитироватьЕще иллюстрируем, для фантазии :D


[/img]

и, возможно, такая система начала бы летать одновременно с американски челноком! Но не это важно....
Далее - Салют-7 уже делали бы под Н-1 - это и был бы первый вариант ПОС - аля МБКС.
Далее - в лавочкине делали проект доставки марсианского грунта на Землю под Н-1 - он бы продолжался и, как и все у лавочкинцев- получился бы.
Далее - под РН"Энергия" делали мощную систему связи "Марафон" на основе трех платформ на ГСО - наверняка, ее бы начали делать раньше - будь ракета  и успели бы создать до развала союза...

ИМХО - было  бы так - достаточно было одному человеку умерить свои амбиции и не заморачиваться САМЫМИ мощными ЖРД и САМОЙ мощной РН...
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. Ж. Ж. Руссо

LSD

иллюстрация к фантазии мне нравится больше чем горбатая Энергия с Бураном! :)
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. Ж. Ж. Руссо

Yegor

Глушко не единственный виновный и даже не самый главный виновник, потому что были люди повыше его.
Народ тогда даже в ЦК писал, просил разрешить запуск 8Л и 9Л. Но не разрешили. Вот те кто выше виноваты больше.  :(

mihalchuk

Цитировать
ЦитироватьК тому же "НПО" не было переориентировано на создание челнока, Буран делался по авиационной линии отдельным финансированием.
 

НПО "Молния" работало над созданием планера, вся энергетика, СУ и наземка НПО "Энергия"
Это так, но ничего принципиально нового в этом не было, работами занимались подразделения, имевшие соответствующую тематику. Поэтому говорить о переориентации необоснованно, и, думаю, на скорость создания Энергии это не повлияло.

AceIce

Я попользовался поисковиками и не нашёл ничего о системе связи "Марафон". Это фантазии или чего? И суть, суть то в чём?
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Petrovich

ЦитироватьЯ попользовался поисковиками и не нашёл ничего о системе связи "Марафон". Это фантазии или чего? И суть, суть то в чём?
Наверное это :wink:
с  http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ziv/1991/5/sov-rak.html

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

AceIce

Мдя, забавный монстрик...
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

LSD

ЦитироватьЯ попользовался поисковиками и не нашёл ничего о системе связи "Марафон". Это фантазии или чего? И суть, суть то в чём?

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1992/26/26-92.html

в 1990 году Генеральный конструктор Юрий Семенов отдал распоряжение о начале работ над проектом "Mapaфон". Проект предусматривал создание перспективной универсальной космической платформы (УКП).

На этой платформе должен устанавливаться модуль полезной нагрузки, включающий в себя аппаратуру и антенны, обеспечивающие ретрансляцию теле— и радиоканалов. Масса первой экспериментальный УКП должна была составить 14 тонн, штатного образца — 16,5 тонн, масса модуля полезной нагрузки штатной УКП — до 9 тонн. На платформе планируется установить солнечные батареи, аналогичные батареям модулей станции "Мир": "Кристалл" и "Природа". Мощность вырабатываемой злектроэнергии на этих батареях составит до 24 кВт, из которых до 20 кВт будет отводиться модулю полезной нагрузки. Система ориентации, в состав исполнительных органов которой входят ЖРД и гиродины, позволит обеспечивать ориентацию УКП с точностью до 0,1 гр. Вывод УКП на геостационарную орбиту должен осуществляться с помощью ракеты-носителя "Энергия" и специального разгонного блока, создаваемого также и НПО.

Согласно планам на конец 1992 года, запуск первой экспериментальной УКП планировался на 1996 год, а штатной — на 1997 г. Трех платформ будет вполне достаточно для обеспечения глобальной связи. За счет большого резерва массы многие системы платформы будут дублированы и троированы, что позволит уверено говорить о ресурсе УКП в десять лет.

Однако с самого начала проекту не повезло. Министерство общего машиностроения СССР отказалось его финансировать и отдало предпочтение менее долговечным, но зато более дешевым спутникам красноярского Научно-производственного объединения прикладной механики. Руководство НПО "Энергия" однако смогло выкроить из собственных средств сумму, необходимую для работ по проекту и выпуску конструкторской документации на УКП. После распада СССР и резкого сокращения финансирования отросли Ю.П. Семенов не терял надежды на то, что от чертежей удастся перейти к "металлу".

Наконец, в ноябре 1992 г. НПО "Энергия" и межгосударственная акционерная компания "Вымпел" подписали соглашение о сотрудничестве при создании космической системы связи. Проект был переименован в "Глобис". Договором предусматривалось, что "Вымпел" разработает всю наземную часть системы, а "Энергия" — космическую. Под космической частью подразумевалась УКП.

Спонсором проекта стал коммерческий Телебанк и созданное им акционерное общество "Финансы Телебанка". Однако, как стало известно, без кредита от Центрального банка России один Телебанк не сможет в полном объеме финансировать проект. Так что пока НПО "Энергия" не может получить согласно договору даже небольшой аванс. Но не смотря на эти трудности работы над проектом продолжаются. Представители "Энергии" и "Вымпела" полны решимости oбеспечить Россию современными средствами связи.

еще:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=265795
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. Ж. Ж. Руссо