ВРД для АКСа.

Автор Гусев_А, 23.08.2008 14:19:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Гиперзвуковое течение — течение газа с гиперзвуковыми скоростями.

Особенности Г. т. начинают заметно проявляться при достаточно больших, но различных для тел разной формы (сфера, конус и т. п.) значениях Маха числа М. Поэтому и граница, отделяющая сверхзвуковое течение от Г. т., весьма условна. Для всех Г. т. характерным является большое значение отношения кинетическая энергия (энергии поступательного движения частиц газа) к внутренней (тепловой) энергии газа, равное по порядку величины М2.

Вследствие этого в Г. т. относительное изменение температуры и других термодинамических параметров много больше относительного изменения скорости, и торможение обтекающего тело потока приводит к значительным возмущениям его параметров. При гиперзвуковом обтекании тел возникают интенсивные ударные волны и большая завихренность течения (см. Вихревое течение). Для расчёта таких течений становиться необходимым использование нелинейных уравнений движения, а также соотношений, описывающих термодинамику газа при больших температурах. Полёт летательного аппарата с гиперзвуковыми скоростями сопровождается сильным аэродинамическим нагреванием поверхности и значительными отличиями аэродинамических характеристик от аналогичных характеристик при сверхзвуковом полёте.

Особенности Г. т. удобно разделить на газодинамические, обусловленные большими значениями чисел М, и термодинамические, проявляющиеся при больших абсолютных температурах газа (характерных для гиперзвуковых режимов полёта летательных аппаратов).

Газодинамические особенности Г. т. связаны с относительными изменениями газодинамических переменных потока. При обтекании тела однородным потоком газа с числом Маха в невозмущенном набегающем потоке М{{}} > > 1 мерой возрастания давления и внутренней энергии газа в возмущенной части поля течения служит при слабом влиянии вязкости параметр K1 = M{{}}sin{{
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) — прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковой скоростью потока в камере сгорания.

В отличие от прямоточного воздушно-реактивного двигателя со сгоранием топлива в дозвуковом потоке в ГПВРД воздух тормозится в меньшей степени — до скорости, превышающей скорость звука.

Степень торможения определяется главным образом условиями достижения максимальной эффективности и существенно зависит от режима работы двигателя и условий полёта — Маха числа M{{}} и высоты полёта. Различают ГПВРД внутреннего и внешнего сгорания.

Схематично ГПВРД внутреннего сгорания представляет собой тело с каналом переменный сечения, основные элементы которого (воздухозаборник, камера сгорания и реактивное сопло), выполняя те же функции, что и соответствующие элементы прямоточного воздушно-реактивного двигателя, имеют отличия, связанные со спецификой теплоподвода к сверхзвуковому воздушному потоку.

Контуры ГПВРД внешнего сгорания образованы внешней поверхностью летательного аппарата и зоной теплоподвода, возникающей при подаче топлива в обтекающий летательный аппарат сверхзвуковой поток и сгорании топливовоздушной смеси.

Сгорание смеси в ГПВРД обоих типов может происходить без сильных скачков уплотнения, переводящих сверхзвуковой поток на входе в сверхзвуковой поток меньшей скорости на выходе из зоны горения (ГПВРД с камерами постоянного сечения при малой степени теплоподвода и ГПВРД с расширяющейся камерой), или с сильными скачками уплотнения перед зоной теплоподвода (ГПВРД со стабилизацией горения на выступающих в поток плохообтекаемых телах или при любых способах стабилизации, но при большой степени теплоподвода).

Предельная степень теплоподвода в камере, при которой перед ГПВРД появляется отошедшая ударная волна (или скачок уплотнения) и изменяется режим течения воздуха на входе, зависит от формы камеры сгорания (камера постоянного сечения, расширяющаяся или сужающаяся) и режима полёта.

Для расширения диапазона работы ГПВРД без отошедшей волны в сторону меньших М{{}} используется либо расширяющаяся камера, либо комбинированная, состоящая из участка с постоянной площадью поперечного сечения, в котором реализуется теплоподвод с торможением потока до звуковой скорости, и расширяющегося участка, реализующего теплоподвод при М{{e}}1.

Значительное расширение диапазона работы ГПВРД может быть достигнуто применением так называемых двухрежимных прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ДПВРД). работающих в начальном диапазоне М{{}} на режиме дозвукового горения, а при больших М{{}} — на режиме сверхзвукового горения, то есть при подводе теплоты к сверхзвуковому потоку.

Переход с одного режима на другой в зависимости от конструкции ДПВРД может происходить автоматически или в результате переключения поясов подачи топлива.

Идеальным термодинамическим циклом ГПВРД является так называем цикл Брайтона с изменением процесса теплоподвода в зависимости от условий протекания процесса сгорания в камере — изобарический процесс в расширяющейся камере и процесс с ростом давления в камерах постоянного сечения и в сужающейся.

Действительная работа цикла ГПВРД зависит от скорости полёта, степени и условий теплоподвода, степени торможения воздушного потока и уровня потерь в элементах двигателя.

В ГПВРД могут использоваться жидкие, твёрдые и гибридные топлива. Наибольшая эффективность (коэффициент полезного действия, тяга и т. п.) ГПВРД достигается при гиперзвуковых скоростях полёта (отсюда название).

Соответственно и предполагаемая область применения ГПВРД; силовые установки гипёрзвукового летательного аппарата и ракет различного назначения при полётах в атмосфере с М{{}} > 6.
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

poruchik


Evgeniy

ЦитироватьВ основном облик будущих АКСов зависит от того, какие двигатели будут для них созданы. Выгоднее всего было бы максимально разогнать АКС на ВРД, чтоб как можно меньше тащить с собой кислорода, но на каких моторах. Если применять ТРДФ, то похоже можно расчитывать только на 3 МАХа, зато они начинают работать с нулевой скорости. Если применять прямоточники, то вначале за счет каких то еще других двигателей или средств нужно разогнать АКС до приличной сверхзвуковой скорости начала работы ПВРД. Да и с прямоточниками не все хорошо, если применять в них керосин, то вроде предел скорости только 5, ну пусть 6 МАХов, если водород, то вроде пишут, что до 12 МАХов (вот это конечно по настоящему достойно). Но вот можно ли создать ПВРД на двух видах топлива: так с увеличением скорости и увеличивать долю водорода, а пока скорости не на столько велики, чтоб преобладал керосин, а то водород требует уж очень больших баков.
Если хотите максимально использовать только ТРД, то можно понизить их число степеней компрессора (это снизит нагрев воздуха до камеры сгорания) до Пи=6-8. При этом двигатель бесспорно должен быть одноконтурным (двухконтурный вырождается очень рано - не зря же на МиГ-31 одноконтурные движки стоят). С таким ТРД может даже до М=3,5 хватить. ПВРД (с дозвуковым горением) считается что хватает до М=6-7 на керасе.
Варианты применения двухтопливных двигателей есть. Но как правило они сопряжены с некоторыми трудностями. Примером двухтопливного двигателя можно счистать ТРД для МиГ-АКС (у него основная КС для керосина, форсажная - для водорода).
Вообще зачастую для ГЛА рассматриваются схемы на двух топливах. Как правило это керосин-водород или водород-СПГ. Направлено это прежде всего для повышения объемной эффективности ЛА (как следствие, уменьшение его поперечных размеров и улучшение аэродинамики).
Водород действительно требует очень больших емкостей, хотя и удельная теплота сгорания у него внушительная. Однако большие объемы ТБ не являются главной трудностью для использования водорода на АКС-ах. Проблемы несколько другого характера. А именно:
1. Низкая температура кипения (20,3К) - тяжелая теплозащита ТБ;
2. Высокая способность к проникновению в мельчайшие щели - проблема с созданием герметичной системы, предотвращающей серьезные потери топлива;
3. Способность проникать в кристаллическую решетку металлов - эффект наводораживания, приводящий к снижению прочностных характеристик материала силовой конструкции ТБ;
4. широкий диапазон по соотношению с воздухом, при которм возможно горение - горит практически в любых пропорциях. Поэтому приходится делать специальные системы кондиционирования ТБ, предотвращающие накопление водорода в опасной концентрации
и др.
се эти проблемы примененя водорода - откровенные вилы для многоразовых ЛА
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Дмитрий В.

Хм, вообще-то, на МиГ-31 стоят ДТРД Д-30Ф6 с небольшой степенью двухконтурности.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Павел73

Мне кажется, надо идти эволюционно: от простого к сложному, от известного и отработанного к новому и неизведанному. То есть первая АКС с самолётом-разгонщиком должна использовать обычные турбореактивные двигатели на керосине (пусть даже скорость разделения М=2 и не совсем оптимальна). Главное: из кабины реально эксплуатируемого самолёта-разгонщика все будет видно намного лучше! :)  Один из таких разгонщиков (или поднимаемый им гиперзвуковой самолёт) вполне можно использовать в качестве летающей лаборатории для будущих исследований по ПВРД.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Evgeniy

ЦитироватьХм, вообще-то, на МиГ-31 стоят ДТРД Д-30Ф6 с небольшой степенью двухконтурности.
Пардон. С МиГ-25 перепутал. На них одноконтурные стоят.
В любом случае малая степень двухконтурности связана с вырождением двигателя с ростом скорости
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Evgeniy

ЦитироватьОдин из таких разгонщиков (или поднимаемый им гиперзвуковой самолёт) вполне можно использовать в качестве летающей лаборатории для будущих исследований по ПВРД.
Не думаю. Разве что исследовать на устойчивость запуска в процессе полета. А так, разогнать с помощью ПВРД особо не получиться - надо самолет от избытка тепла защищать
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский