Посадка Зонда-8

Автор Bell, 04.07.2008 08:51:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ЧСВ

Пуск осуществлялся как полностью экспериментальный - уже не отрабатывали посадку пилотируемого облетного корабля, поскольку облетная программа тихо приказала долго жить. Поэтому было широкое поле для экспериментирования. Отрабатывались возможные оптимальные траектории для будущих полетов Л-3.
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

wolf

ЦитироватьДатчик датчиком, а есть еще вопросы, более важные.
По какой траектории летел Зонд-8? По "стандартной" с выходом из атмосферы или по пологой? Почему северную траекторию называют более точной? Чем она отличалась от южной, кроме стороны света и контроля с земли? Почему Каманин пишет про один нырок?
Я уже многократно задавался этими же вопросами по "Зонду-8". Несколько раз на форуме НК попытался спрашивать, в том числе не так давно, но меня сразу же начали опровергать даже без особых оснований, т.е. указания фактов.
Вот какие факты я приводил ранее:
Цитировать...Вот выдержки из разных источников:

«Зонд-8» 20.10.1970 г.
Испытания лунного корабля «Союз-7К-Л1» – последний испытательный полет. Официальные цели полета – дальнейшее исследование Луны и окололунного пространства, а также испытания бортовых систем. 24 октября корабль пролетел в 1110.4 км от поверхности Луны. Получены черно-белые и цветные фотографии лунной поверхности. Проводились научные исследования. В отличие от предыдущих полетов, «Зонд-8» вошел в земную атмосферу над северным полушарием Земли (для наблюдения за входом с наземных станций слежения на территории СССР) и после аэродинамического маневра совершил посадку в заданном районе Индийского океана (в 15 км от ожидающего его судна) 27 октября».
Вроде как все нормально....

Н.Каманин
28 октября 1970 г.
«Вчера после семисуточного полета, в ходе которого 24 октября был совершен облет Луны, «Зонд-8» приводнился в акватории Индийского океана. Удачное завершение полета (через 15 минут после приводнения «Зонда-8» к нему подошел поисковый корабль «Тамань») ободрит В.П.Мишина и других сторонников морской посадки, но лично я не склонен переоценивать его значение. Из 5 посадок наших космических кораблей после облета ими Луны это первая посадка с заходом через северное полушарие (4 предыдущие осуществлялись с заходом через южное полушарие). Северный вариант захода на посадку имеет определенные преимущества перед южным (один нырок в атмосферу, более надежная связь с космическим кораблем, меньший разброс точек возможной посадки), но у него есть и очень большой недостаток – при использовании северного варианта нельзя посадить корабль на нашей территории. Собственно, об этом и идет у нас спор с Мишиным: он за приводнение в океане, а я за приземление на территории СССР. Я глубоко убежден, что позиция, занятая Мишиным, – это шаг назад. Мы успешно сажали «Зонд-6» и «Зонд-7» на своей земле, надо совершенствовать системы управления спуском космических кораблей, а не пасовать перед трудностями, возникающими при заходе на посадку с южного полушария».
Опять вроде как нормально. По крайней мере, никаких минусов не указано. Но известно, что Н.Каманин слишком много лукавил даже в своих дневниках.

А вот что следует из других источников (точно сейчас найти не смогу, но это не только Маринин и Шамсутдинов):

«В октябре 1970 г. состоялся последний облет Луны беспилотным «Зондом-8». Корабль, заходивший со стороны Северного полюса, произвел баллистический спуск в Индийский океан. Поиск и спасение осуществляли суда ПСС ВМФ. Судно «Тамань» обнаружило «Зонд-8», выловило и доставило в Бомбей».

«Полеты по программе Л1 были закончены 20 октября 1970 г. запуском 13-го по счету корабля, получившего обозначение «Зонд-8», который после облета Луны на расстоянии около 1200 км при возвращении через Северный полюс из-за отказа датчика ориентации совершил баллистический спуск в Индийском океане.»

«Союз 7Л-Л1 (14 Л).
«Зонд-8». Успешный пролет Луны. Навигационная система опять не выполняет своей работы, и спускаемый аппарат по баллистической траектории с перегрузками до 20g приводняется в Индийском океане. СА находят и доставляют в СССР. Это был последний запуск по программе Л1».
Насколько я понимаю, при «северном варианте» «Зонд» мог совершить посадку только в Индийском океане.
Что касается голословных утверждений, что траектория спуска была штатной и короткой, то:
1.В разных источниках указано: e «Зонда-8» был сбой системы астроориентации и баллистический спуск.
2.Штатная посадочная траектория СА в «северном варианте» – минимум 6000 км.
3.Место приводнения: юго-западнее Индии находятся Мальдивские о.-ва, еще на 500 км южнее – архипелаг Чагос (где на о.Диего-Гарсия известная американская база) и еще на 730 км юго-восточнее «Зонд-8» коснулся воды. Как-то не совсем близко материк. До Австралии немногим больше... Это центральная часть Индийского океана.

А вопросов, действительно, просто море. :roll:

Liss

Сообщаю, что об отказе системы ориентации на "Зонде-8" Игорь Афанасьев написал со слов Валентина Николаевича Бобкова. В свою очередь, Маринин и Шамсутдинов говорят, что получили информацию об отказе датчика от ведущего по Л-1 Владимира Евграфовича Бугрова.
У меня нет оснований не верить этим людям.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Salo

В книге "РККЭ имени С.П. Королёва. 1946-1996"стр.246:
Цитировать20 октября 1970 года стартовал корабль 7К-Л1 №14 ("Зонд-8"). Программа полёта была полностью выполнена, включая запланированный баллистический спуск в заданный район акватории Индийского океана. При этом был отработан вариант возвращения СА по "северной трассе".
"Запланированный" БС видимо сродни "штатному" БС ТМА-11, но то что это БС вне всякого сомнения.  :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Feol

Причём, о том, что это будет БС, знали как минимум настолько заранее, насколько нужно, чтобы привести корабль в расчетную для БС точку!
Всем пользователям нравится это сообщение.

Bell

ЦитироватьПричём, о том, что это будет БС, знали как минимум настолько заранее, насколько нужно, чтобы привести корабль в расчетную для БС точку!
Вообще-то корабли во всех полетах были расставлены вдоль траектории. Но если здесь БС планировался заранее, то корабль мог быть один именно в расчетной точке посадки по БС.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьСообщаю, что об отказе системы ориентации на "Зонде-8" Игорь Афанасьев написал со слов Валентина Николаевича Бобкова. В свою очередь, Маринин и Шамсутдинов говорят, что получили информацию об отказе датчика от ведущего по Л-1 Владимира Евграфовича Бугрова.
У меня нет оснований не верить этим людям.
Тогда неясно - как с отказавшим датчиком корабль попал в коридор первого входа в атмосферу?

"Со слов" - это хорошо, но неужели этот факт нигде документально не отражен? Притом, что в предыдущих случаях об отказе не стеснялись писать. Неужели кроме Бобкова и Бугрова никто об отказе не знал?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Feol

Вопрос в точном знании того, что именно отказало.
Всем пользователям нравится это сообщение.

wolf

Я встречал многократные указания-намеки на то, что для "Зондов" вариант БС был "более штатным", чем обычный спуск. Поэтому ничего странного в том, что в середине Индийского океана его уже спокойно ожидали, быть попросту не должно. Тем более, что ожидать его в этом районе и так должны были... Вот только повисает вопрос об отказе системы ориентации. Но смотря что отказало... :roll:

wolf

Вот еще если бы кто мог точно нарисовать траекторию спуска "Зондов" в "северном" и "южном" вариантах при одном и при двух погружениях в атмосферу, с указанием точек срабатывания системы ориентации и включения ТДУ... :roll:  :wink:Многое бы стало понятно...

ЧСВ

Коллеги, а кто знает точные места расположения кораблей в Индийском океане при полете "Зонд-8"?
Корабли должны быть расставлены так, чтобы обеспечить эвакуацию и при баллистическом и при управляемом спуске, так?
Как далеко отстоят друг от друга районы посадки баллистического и управляемого спусков?
За счет какого маневра можно выйти на режиме баллистического спуска в район посадки управляемого спуска? (и можно ли это сделать в принципе? Варьировать коридор входа в атмосферу?)
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

Shin

Нашел один интересный докладик. Немного не про то, но всё равно интересно:

http://www.keldysh.ru/papers/2008/source/article/Chten_08.pdf

wolf

Ранее видел, но забыл - здесь есть инфа по "Зондам":
http://www.rusproject.org/pages/analysis/analysis_2/sovkosmosprogram.html
Схема полета "Зонда-5" (только цифры скорее, например, от "Зонда-6"):

Весьма интересна и представленная там же выше схема посадки.

wolf

Да, вспомнился один интересный факт из полета "Зонда-8":
"Почти до самой Луны провожал советскую автоматическую станцию "Зонд-8" глаз телескопа высокогорной обсерватории в горах Заилийского Алатау. Астрономы сумели увидеть и сфотографировать станцию, удалившуюся от Земли на расстояние 348 тыс. км."

Rohan

ЦитироватьРанее видел, но забыл - здесь есть инфа по "Зондам":
http://www.rusproject.org/pages/analysis/analysis_2/sovkosmosprogram.html

Схема схемой, но содержание источника явно навеяно неумеренным употреблением анаши под исполнение гимна СССР.
With Best of Regards!

Дмитрий Виницкий

Мдяаа, забористая трава...
+35797748398

wolf

:D А теперь поподробнее о том, где видели лучшее по "Зондам"? :lol:
Я тоже много зубоскалил, но вот по делу больше ничего. Нашлись бы еще какие факты по "Зонду-8"... :(

Pirx

L-1 Lunar Circumnavigation Mission
http://www.globalsecurity.org/space/world/russia/lunar-l-1.htm
...
Zond 7 was originally scheduled for 09 December of 1968, with a crew of Alexei Leonov and Oleg Makarov. A decision on whether or not to man this mission was to have been made around 01 December 1968. After Zond 6 failed to land safely, a decision was made to postpone a piloted Zond mission until January 1969. By that time, the United States had already flown Apollo 8 around the moon.
...
Rescheduled for March 1969 with a crew of Alexei Leonov and Oleg Makarov, the Zond 7 mission was restructured after the Soviets decided not to fly any of the manned circumlunar flights. Zond 7 finally did fly, unmanned. The 5979 kg Zond 7 was launched on 07 August 1969 towards the moon from a mother spacecraft (69-067B) on a mission of further studies of the moon and circulmunar space, to obtain color photography of the earth and the moon from varying distances, and to flight test the spacecraft systems. Earth photos were obtained on August 9, 1969. On August 11, 1969, the spacecraft flew past the moon at a distance of 1984.6 km and conducted two picture taking sessions. Zond 7 reentered the earth's atmosphere on August 14, 1969, and achieved a soft landing in a preset region south of Kustanai. It was the only Zond flight which could have gotten a crew back to Earth unharmed.

Zond 8 was originally planned for May 1969, carrying a crew of Valery Bykovsky and Nikolay Rukavishnikov. It was flown -- unmanned -- as a purely research circumlunar mission on 20 October of 1970. Zond 8, with a mass of 5375 kg, was launched from an earth orbiting platform, Tyazheliy Sputnik (70-088B), towards the moon. The announced objectives were investigations of the moon and circumlunar space and testing of onboard systems and units. The spacecraft obtained photographs of the earth on October 21 from a distance of 64,480 km. The spacecraft transmitted flight images of the earth for three days. Zond 8 flew past the moon on October 24, 1970, at a distance of 1110.4 km and obtained both black and white and color photographs of the lunar surface. Scientific measurements were also obtained during the flight. Zond 8 reentered the earth's atmosphere and splashed down in the Indian Ocean on October 27, 1970. Mishin claimed that its ballistic reentry and splashdown in the Indian Ocean were planned. Afanaseyev and other sources state that Zond 8 suffered control problems. According to this account, as had happened before, the guidance system failed and reentry was at 20G's.

Zond 9, originally planned for July 1969, carrying a crew of Pavel Popovich and Vitali Sevastyanov, never flew.

The Soviet government finally decided to cancel the L1 project in 1970.

frigate

XXXII Академические Чтения по Космонавтике
Москва, 29 января – 1 февраля 2008 г.
СИСТЕМА АВТОНОМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ «АЛЬФА» ПРОЕКТА ПИЛОТИРУЕМОГО ОБЛЕТА ЛУНЫ Л-1
Т.М. Энеев, В.В. Ивашкин Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН
В.А. Шаров Ракетно-Космическая Корпорация «Энергия» им. С.П. Королева
Ю.В. Багдасарян Научно-Производственное Предприятие «Геофизика-Космос»
30 января 2008 г.

PDF Document
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

ЧСВ

Большое спасибо!  :D
Чеслав Сэмюэль Волянецкий