Сверхтяжелые РН разработки ГКНПЦ им. Хруничева.

Автор SpaceR, 13.06.2008 01:42:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

tktyf

Профильной темы не нашёл, поэто выкладываю здесь. Раз уж было затронуто.
ЦитироватьНа испытательном стенде конструкторского бюро "Химавтоматика" (КБХА) в Воронеже состоялись седьмые огневые испытания нового ракетного двигателя РД-0146. Он разработан и создан в КБ, которое за последние три года ухитрилось стать, по сути дела, новым научно-производственным объединением. Осенью 2000 года КБХА хотели обанкротить за долги городской теплосети, а внешним управляющим должен был стать человек с дипломом выпускника института инженеров водного транспорта.

- Жизнь сейчас такая, что отдавать на сторону заказы невыгодно, - говорит генеральный конструктор и гендиректор КБХА Владимир Рачук. - Все делаем своими силами: двигатель разработали, сами его сделали на опытном заводе, испытываем его тоже на собственных стенде и компонентах.

О компонентах отдельно: производство жидкого водорода на КБХА наладили совсем недавно. Сжиженный водород приходилось закупать на единственном в России заводе в Сергиевом Посаде под Москвой. Теперь таких производств в стране два. Мощность воронежского - 100 кг жидкого водорода в сутки. Вполне хватает, чтобы проводить огневые испытания в окрестностях Воронежа (рев двигателей слышит полгорода). Стенд недавно модернизировали под работу водородно-кислородных двигателей - для "гражданских" ракет. А вот оснастку для двигателей, работающих на несимметричном диметилгидразине и оксиде азота демонтировали. Неактуально. Эта смесь и есть легендарная "формула ракетного топлива" боевых ракет, которую в СССР берегли как зеницу ока. В КБХА заняты другими проблемами.

- РД-0146 для отечественного двигателестроения - двигатель принципиально новый, - объясняет Владимир Рачук.- - За рубежом нечто подобное есть только у американцев - RL-10 фирмы "Пратт энд Уитни", но разработан он был давно, и наши параметры выше. Поэтому в 2004-05 годах начинаем серийные поставки "146-го" в США, договоренность с "Пратт энд Уитни" уже есть.

Новизна вот в чем. Любой ракетный двигатель классического образца содержит два агрегата, в которых идет горение: камера сгорания и газогенератор, который дает газ для привода турбины турбонасоса. Чем больше "горячих" агрегатов, тем ненадежнее двигатель. В РД-0146 газогенератора нет, а его функции выполняет жидкий водород: он нагревается, охлаждая камеру сгорания, и крутит потом топливную турбину. Но надо резко увеличивать скорость вращения турбонасоса - в таком двигателе он повышает давление топлива от "бакового", исходного уровня до 400-700 атм. Над этой проблемой работали с 1998 года. Если в обычных двигателях турбонасос вращается со скоростью 35-40 тысяч оборотов в минуту, то в "146-ом" - 125 тысяч. Его окружная скорость - 650м/с, как у пули. Спроектировав 60 типов двигателей, запустив половину в серию, чего не было больше ни в одном другом КБ мира, этот двигатель впервые смоделировали просчиталиа компьютерах. Огневые испытания показали, что математическая модель оказалась точной.

К концу ноября , по словам директора испытательного комплекса КБХА Виктора Пригожина, РД-0146 отработал два штатных ресурса (полет ракеты - фактически, полет на взрыве, и ресурс работы двигателя, в подавляющем большинстве случаев, не превышает 500-600 секунд). Параметры таковы: давление в камере сгорания - 80 атм, скорость, с которой пламя вылетает из сопла - 4,5 км/с.

- Объект нестандартный, мы широко использовали новые сплавы для сопла, резко уменьшили общий вес и повысили прочность всех узлов, - рассказал Анатолий Фещенко, директор нового опытного завода КБХА. - Использовали метод порошковой металлургии на уникальном газостенде, который дает температуру в 1000 градусов и давление в 700 атм. Миниатюрная турбина двигателя - весом в полкило - стоит более 300 тысяч рублей. Пожалуй, только на таком предприятии, как КБХА, можно увидеть и подержать в руках деталь из недрагоценного металла, которая стоит гораздо дороже, чем если бы ее отлили из золота. Модернизация воронежского КБ проведена с дальним прицелом. Одна из главных задач, которые стоят перед ведущими мировыми фирмами - сделать ракетные двигатели многоразовыми, особенно те, что стоят на первых ступенях.

-Пока такие есть только на "Шаттлах", но стоит каждый по 60 млн долл и после каждого полета их надо перебирать и ремонтировать. Хотя наша разработка и предназначена для третьих ступеней, которые работают уже в космосе, и их оттуда не "вытащишь" на Землю, РД-0146 можно считать шагом к многоразовому двигателю, - считает Владимир Рачук. - Двигатель без газогенератора, двигатель с удвоенным ресурсом надежности - это перспектива, здесь есть что развивать. Мы готовы этим заняться, был бы заказ.


Взято отсюда - http://www.inauka.ru/0/article32291.html
Три... Два... Один... СТАРТ!!!

mistermuscle

Фигасе!!!

Играем на поле американцев и главное обыгрываем их!!!

То есть амеры тепереь вместо РЛ10 будут брать наш мотор, так как он компактней (это и есть главный плюс повышеного по сравнению с РЛ10 давления), чуток полегче и импульс на пару сек побольше!! И в три раза дешевле ихнего!

650м/сек - у РД170 кажись поболее было?
(сейчас глянул Губанова - там до 600м/с рабочая была).

А вот в вес турбины в полкило не вериться -  это меньше чем в автомобильном ТК чтоли? :shock:


PS
Salo создал отдельную тему под эту новость - так что здесь я свой ответ продублировал - для стимуляции обсуждениия! :P
не все йогурты одинаково полезны

ааа

>>Поэтому в 2004-05 годах начинаем серийные поставки "146-го" в США, договоренность с "Пратт энд Уитни" уже есть.

Надо думать, за прошедшие 5 лет мы американцев окончательно уделали и они теперь используют наш двигатель?
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

nsg

ЦитироватьКак они изготавливают такие точные и аккуратные ГНУТЫЕ перегнутые трубопрововоды и газоводы и высококачественных сталей???? Точнее чем?

Почему гнутые? Может быть что отливают целиком.
Во всяком случае я видел трубы от экспериментального образца двигателя (правда дизельного, внутреннего сгорания), так они были именно отлиты и именно из стали. Форму можно сделать вообще какую угодно, хоть узлом завязанную, лишь бы в 3д принтер влезало.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьКак они изготавливают такие точные и аккуратные ГНУТЫЕ перегнутые трубопрововоды и газоводы и высококачественных сталей???? Точнее чем?

Почему гнутые? Может быть что отливают целиком.
Во всяком случае я видел трубы от экспериментального образца двигателя (правда дизельного, внутреннего сгорания), так они были именно отлиты и именно из стали. Форму можно сделать вообще какую угодно, хоть узлом завязанную, лишь бы в 3д принтер влезало.
У литья, увы, невысокая (относительно) прочность. Да и припуски париходится делать довольно большими (а это масса).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

nsg

ЦитироватьУ литья, увы, невысокая (относительно) прочность.

А почему, собственно? По логике (на пальцах) должно быть наоборот -- при отливании и последущем охлаждении фомируется кристаллическая решётка, которая и обеспечивает прочность. Всякая прокатка и штамповка эту решётку только разрушает. Где подвох?

ЦитироватьДа и припуски париходится делать довольно большими (а это масса).
А какая, скажем, толщина стенок у гнутых труб? У того что я видел толщина стенок была меньше миллиметра точно, может и меньше чем пол милииметра.  Вдобавок имелись радиаторы в форме игл перпендикулярынх поверхности, длиной где-то 10 мм и диаметром меньше миллиметра. То есть необязательно "литой" == "ядрёный"

Дмитрий В.

Обычно, наивысшие точность и качество отливок у литья по выплавляемым моделям. Но эта технология, имхо, пригодна для серийного и крупносерийного производства. Для производстап штучного дешевле гнуть тянутые трубки. :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Петр Зайцев

Цитировать
ЦитироватьУ литья, увы, невысокая (относительно) прочность.
А почему, собственно? По логике (на пальцах) должно быть наоборот -- при отливании и последущем охлаждении фомируется кристаллическая решётка, которая и обеспечивает прочность. Всякая прокатка и штамповка эту решётку только разрушает. Где подвох?
Думаю, что это связано с тем, что металлическая отливка - не монокристал (в отличие от куска кремния из которого режут мукросхемы), и разрушение происходит между кристаллами. А прокатка каким-то образом заставляет эти кристаллы спаяться лучше. Но это так, на уровне Детской Энциклопедии. Я в металлургии не силен.

Salo

Не забываем про раковины при литье.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

mistermuscle

Цитировать
ЦитироватьКак они изготавливают такие точные и аккуратные ГНУТЫЕ перегнутые трубопрововоды и газоводы и высококачественных сталей???? Точнее чем?

Почему гнутые? Может быть что отливают целиком.
Во всяком случае я видел трубы от экспериментального образца двигателя (правда дизельного, внутреннего сгорания), так они были именно отлиты и именно из стали. Форму можно сделать вообще какую угодно, хоть узлом завязанную, лишь бы в 3д принтер влезало.

Чтобы отлить трубку, надо научиться извлекать центральную часть!
Как вы это собираетесь делать для загнутой узлом как угодно трубки, для меня остается загадкой! :shock:  :roll:
не все йогурты одинаково полезны

mistermuscle

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьУ литья, увы, невысокая (относительно) прочность.
А почему, собственно? По логике (на пальцах) должно быть наоборот -- при отливании и последущем охлаждении фомируется кристаллическая решётка, которая и обеспечивает прочность. Всякая прокатка и штамповка эту решётку только разрушает. Где подвох?
Думаю, что это связано с тем, что металлическая отливка - не монокристал (в отличие от куска кремния из которого режут мукросхемы), и разрушение происходит между кристаллами. А прокатка каким-то образом заставляет эти кристаллы спаяться лучше. Но это так, на уровне Детской Энциклопедии. Я в металлургии не силен.

Есть такое слово - наклеп!

При ковке, вытяжке и проч деформации метала - дробяться кристаллы на более мелкие!
Трещина которая растет, она хочет пролезть между кристалами, так вот, чем извилистей путь (меньше размер кристалла и больше их кол-во), тем медленее она ползет и выше прочность.
Ну и плюс внутренние напряжения между кристаллами, также стремяться эту трещину сократить. :D Ну это так, ликбез на пальцах.
Все гораздо сложней и интересней! :D
не все йогурты одинаково полезны

nsg

ЦитироватьЧтобы отлить трубку, надо научиться извлекать центральную часть!
Или ещё можно научиться отливать её без центральной части -- в виде готовой трубки.

ЦитироватьКак вы это собираетесь делать для загнутой узлом как угодно трубки, для меня остается загадкой! :shock:  :roll:
Вот как раз я делать это не умею.

nsg

ЦитироватьПри ковке, вытяжке и проч деформации метала - дробяться кристаллы на более мелкие
...
Ну это так, ликбез на пальцах.
Все гораздо сложней и интересней! :D

Спасибо, на пальцах и хотелось услышать.

Not

Цитировать
ЦитироватьЧтобы отлить трубку, надо научиться извлекать центральную часть!
Как вы это собираетесь делать для загнутой узлом как угодно трубки, для меня остается загадкой! :shock:  :roll:
Вот как раз я делать это не умею.

Дмитрий В вам уже все рассказал.

ЦитироватьОбычно, наивысшие точность и качество отливок у литья по выплавляемым моделям. Но эта технология, имхо, пригодна для серийного и крупносерийного производства. Для производстап штучного дешевле гнуть тянутые трубки. :roll:

Not

ЦитироватьУ литья, увы, невысокая (относительно) прочность.
Прочность можно увеличить дробеструйной обработкой.

Salo

Цитировать24.06.2009 / 00:05    В России будут разработаны сверхтяжелые космические ракеты для полетов к Луне и Марсу

     Перед российской ракетно-космической отраслью стоит важная задача разработки перспективных средств выведения, сообщил "Интерфаксу-АВН" заместитель генерального директор ЦНИИ машиностроения Николай Паничкин.
     "Необходимо создание научно-технического и технологического заделов для разработки ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов, необходимых для обеспечения масштабных космических проектов, таких как, строительство лунной базы, осуществление марсианской экспедиции, реализация больших программ исследования дальнего космоса", - заявил Н.Паничкин на выставке Paris Air Show 2009, которая в воскресенье завершила свою работу.
     По его словам представителя отраслевого НИИ Роскосмоса, создаваемые перспективные системы выведения должны будут в ближайшей перспективе обеспечить "доставку на орбиту первых элементов орбитального пилотируемого сборочно-экспериментального комплекса".
     Представитель ЦНИИМаш отметил, что состав перспективной системы средств выведения будет включать "ракеты-носители от сверхлегкого до сверхтяжелого классов, многоразовые носители и различные типы разгонных блоков и межорбитальных буксиров".
     По словам, Н.Паничкина, перспективным путем развития ракетостроения является разработка электроракетных и ядерных ракетных двигательных установок, а также внедрение принципа многоразовости в системах выведения. "Причем на первом этапе нами рассматривается вариант многоразового использования первой ступени", - сказал представитель ЦНИИМаш.
     
     - К.И.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

GRAFIT

Цитировать
ЦитироватьУ литья, увы, невысокая (относительно) прочность.
Прочность можно увеличить дробеструйной обработкой.
дробеструйная обработка - прошлый век, сейчас в моде нано присадки и нано покрытия =)

в чём сложность точно согнуть трубу? счас и станки с ЧПУ трубогибочные есть. только заготовки успевай забрасывать.
чтобы быть -> нужно есть...

Бродяга

А выдавливать трубы сразу гнутыми нельзя? ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьЕсли на ТОМ ЖЕ  RL-10 увеличить давление в КС на 50% - его порвет к чертям собачьим! :P  :D
Так прям и будут увеличивать давление на двигателе сделанном под более низкое давление, разумеется под более высокое давление нужно усилить то, что находится под этим самым давлением. :)

 Кстати, если речь об увеличении давления на 50%, то "не факт что порвёт". ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]