SAR-Lupe 4 – Космос-3М – Плесецк – 27.03.2008 20:15 мск

Автор Dude, 25.03.2008 13:46:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://engine.aviaport.ru/issues/20/page28.html

ЦитироватьНе был исключением из общего правила и ЖРД 11Д614, установленный на первой ступени космической ракеты-носителя (РН) 11К65М ("Космос-3М"). Эти двигатели стали одними из самых надежных среди используемых на космических РН. После аварии РН "Космос-3М", случившейся в декабре 1970 г., они более 13 лет работали практически без замечаний.

Но в январе 1983 г. с полигона Плесецк был осуществлен старт РН "Космос-3М". На 88-й секунде полета тяга ЖРД первой ступени упала ниже допустимой величины, траектория РН вышла из расчетного диапазона, и ЖРД 11Д614 автоматически выключился над населенным районом Архангельской области. В районе падения обломков ракеты, на льду замерзшего русла Северной Двины, оказались многочисленные любители зимней рыбалки. С ясного неба чуть не на голову стали падать крупные обломки. Незадачливые рыболовы бросили рыбалку и бегом рванули в ближайший сельсовет. Новость по телефону поступила в райком партии, а затем и в архангельский обком. Генеральному секретарю КПСС Ю.В. Андропову о происшествии доложил по правительственной связи первый секретарь обкома.

По нисходящей линии началась "раздача пилюль". Ю.В. Андропов, убедившись через министра обороны Д.Ф. Устинова, что внешнего нападения не было, поручил ему разобраться. Д.Ф. Устинов связался с министром общего машиностроения С.А. Афанасьевым, который уже получил информацию. "Американская военщина" была реабилитирована, истинные виновники, перепугавшие рыбаков, определились. Была уже глухая ночь, после падения РН прошло несколько часов, и Афанасьев - после разговора с Устиновым - позвонил домой главному конструктору КБ Энергомаш В.П. Радовскому. Ночной звонок вполне отражал негативное отношение министра к главному конструктору...

На следующий день вышел приказ министерства об организации аварийной комиссии, которая включала представителей Омского ПО "Полет" (изготовители РН), КБ "Энергомаш" и "Южмаш" (разработчики и изготовители ЖРД), ЦНИИМАШ, НИИТП, НИИХИММАШ, а также заказывающего управления МО.

Собранные остатки ЖРД были доставлены в Днепропетровск, там же проходила работа аварийной комиссии. Большинство членов комиссии априори были настроены объяснить аварию возникновением ВЧ-колебаний на основном режиме работы двигателя 11Д614. В данном случае претензий к работе других ракетных систем не было, все замыкалось на падении тяги ЖРД из-за разрушения одной из КС. Причину разрушения следовало найти и объяснить ее происхождение. Конечно, можно было подозревать некачественное изготовление КС, но убедительных доказательств эта версия не получила. В то же время, телеметрические записи давления в КС хотя и не однозначно, но все же свидетельствовали о внезапном возникновении ВЧ-колебательного процесса.

Авария могла быть связана с самопроизвольным взрывом ранее накопившегося горючего в присоединенном к КС объеме. Этим присоединенным объемом мог быть трубопровод, установленный между КС и датчиком измерения давления газов. Такой способ размещения датчика был заимствован от двигателя-прототипа 8Д514, разработанного в начале шестидесятых годов (в ЖРД более поздней разработки подобные конструкции не применялись). Надо сказать, что указанная причина возникновения ВЧ-колебаний давления газов в КС не была теоретическим измышлением, она нашла убедительные подтверждения в экспериментальных работах. Все члены аварийной комиссии подписали заключение, хотя прямых доказательств, позволяющих однозначно указать причину возникновения ВЧ-колебаний, не было.

В своей практической деятельности автор несколько раз сталкивался с подобным объяснением причин возникновения ВЧ-колебаний в ЖРД как разработки KБ "Энергомаш", так и других двигательных КБ. И всегда это было следствием безысходности, порожденной отсутствием других видимых причин аварии. Хотя теоретически такой механизм возникновения ВЧ-колебаний и возможен, однако нет неопровержимых данных о разрушении ЖРД вследствие их возбуждения в процессе полета. Тем не менее, конструкторы соответствующим образом оформляют конструкцию канала к датчику давления газов. Работает принцип: если этот дефект теоретически возможен, то практически он должен быть предотвращен.

Составив план доработок, представители КБ "Энергомаш" прибыли на "Южмаш" для его подписания перед утверждением в главках MOM и МО. И неожиданно встретили противодействие. Для разрешения возникших противоречий собрались у заместителя директора "Южмаша" В.И. Сичевого. После неизбежного этапа пререканий план все же был подписан и утвержден.

Провели доработку двигателей, после чего РН 11К65М успешно использовались по государственным космическим программам СССР и России до 1996 г. Замечаний к работе ЖРД 11Д614 после января 1983 г. больше не возникало.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Ярослав

понятненько =)
а СУ - часом не киевский радиозавод ?

Salo

ОКБ-692 (Хартрон), завод А/Я 92 (Электроприбор, Харьков).

http://www.mediaport.info/gazeta/print.php?gazeta_id=51&material_id=27
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=13345005&PageNum=0
ЦитироватьПервая система космической разведки бундесвера официально сдана в эксплуатацию
05.12.2008, 00.24
 
 БЕРЛИН, 5 декабря. /Корр.ИТАР-ТАСС Олег Артюшин/. Первая система космической разведки бундесвера "САР-Лупе" /"SAR-Lupe"/ официально сдана в эксплуатацию. Церемония передачи системы вооруженным силам разработчиком - бременским концерном "ОХБ Систем АГ" - состоялась в южногерманском городе Графшафт /земля Рейнланд-Пфальц/, где расположен наземной центр управления орбитальной группировкой.

Система "САР-Лупе" состоит из пяти космических аппаратов, которые были выведены на околоземную орбиту российскими ракетами-носителями "Космос-3М" с космодрома Плесецк. Аппараты массой 720 кг оснащены аппаратурой, позволяющей получать изображения земной поверхности при любой освещенности и любых погодных условиях с разрешающей способностью менее одного метра. Спутники могут распознавать движущиеся автомашины, самолеты, а также идентифицировать иные объекты, к примеру, огневые позиции и боевую технику. Они находятся на трех различных орбитах высотой около 500 км облетают Землю за 90 минут.

Информация со спутников обрабатывается и поступает в Командование стратегической разведки /КСА/ под Бонном. По оценке экспертов, система "САР-Лупе" стоимостью 370 млн евро позволит снизить зависимость вооруженных сил ФРГ в сфере космической разведки от других стран.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"