Разгонный блок ДМ4

Автор LeTo, 05.12.2007 14:28:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

LeTo

Добрый день.
Не мог бы кто-нибудь привести максимум информации по разгонному блоку ДМ4? Очень долго ищу в Интернете, но похоже запуталась с названиями (там ведь какая-то путаница с обозначениями блоков семейства ДМ, да?).
Интересуют: цели, особенности по сравнению с другими блоками, характеристики, схемы (!это было бы совсем шикарно  :) ), условия выведения и прочее. Чем больше материала - тем лучше (именно по ДМ4)  :roll:
Спасибо большое заранее!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

LeTo

Спасибо большое за картинку.
А в тему "семейство разгонных блоков ДМ" я заходила, читала. В первом посте ссылка не работает (на красмаш).
Если есть еще какая-либо информация по ДМ4, буду признательна)

Salo

Эта картинка с сайта Красмаша , который сейчас не работает.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

США-Россия. В полете "Telstar 5"  http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1997/11/11-1997.html

Россия. О коммерческих разгонных блоках РН "Протон"  
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1997/13/13-1997-2.html

Sirius 1 на орбите http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/211/20.shtml
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Статистическая сводка по результатам эксплуатации РН 8К82К «Протон-К» и разгонных блоков
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1998/10/10-1998-2.html#36
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

ЦитироватьДобрый день.
Не мог бы кто-нибудь привести максимум информации по разгонному блоку ДМ4?
Якобы есть такой проект РБ Таймыр на базе блока Д:
цифры кому-нибудь попадались?

Salo

Таймыр это РБ для Ямала, предшественник Корвета. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Отнюдь не слабенький «Ямал» – 2":

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/209/30.shtml



ЦитироватьПо сравнению с более легким «Союзом-2», работа над которым продолжается у Д.И.Козлова, «Ямал» рассматривается как машина среднего класса с большими перспективами роста (мы доработали центральный блок, поставив НК-33 совместно с четырьмя рулевыми двигателями; увеличили диаметр и, соответственно, массу третьей ступени, установили новый разгонный блок «Таймыр» на базе блока ДМ. Все это привело к увеличению стартовой массы «Ямала» до 374 т).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьДобрый день.
Не мог бы кто-нибудь привести максимум информации по разгонному блоку ДМ4?
Якобы есть такой проект РБ Таймыр на базе блока Д:
цифры кому-нибудь попадались?

Можно смело брать цифры по Корвету для Авроры. Большой ошибки не будет. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

«Воздушный старт» НК №03/2000г.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/206/29.shtml


Более ранний (справа) и нынешний варианты РН «Полет».


Сравнительная схема разгонных блоков «ДМ» и «Таймыр».

ЦитироватьРассматривались различные варианты второй ступени, в т.ч. блок «И» РН «Союз-2». Однако наиболее перспективным представлялось использование разгонного блока «Таймыр» (модификация блока «ДМ» под размерность ракет семейства «Союз», «Союз-2» и «Ямал»), который обеспечивает вывод ПГ не только на низкую орбиту, но (за счет многократного включения маршевого двигателя) и на высокие (в т.ч. геопереходные) орбиты, и на отлетные траектории.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Отнюдь не слабенький Ямал-2.
Фото с МАКС-99
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати поскольку для  всех коммерческих ПН запускаемых Протоном М используется Бриз М( в том числе и ПН от Space Systems/Loral), то ДМ4 уже не будет использоваться. На Протоне остался только ДМ2 для бюджетных ПН. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Gonza

ЦитироватьКстати поскольку для  всех коммерческих ПН запускаемых Протоном М используется Бриз М( в том числе и ПН от Space Systems/Loral), то ДМ4 уже не будет использоваться. На Протоне остался только ДМ2 для бюджетных ПН. :(

А зачем чтоб ДМ использовался? Если это самоцель - это одно, а если для коммерческой выгоды, то, если, запуски Протона-М/Бриза М настолько выгодные, то пусть РКК "Э" прикупит якобы продающиеся акции ILS.
Заодно и мистеру Лопоте есть в чем себя проявить.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7688

Salo

Блок Д вид снизу:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Статья "Космические буксиры корпорации «Энергия»" в НК №12 за 2006 год:


В.Клиппа, В.Задеба, В.Лакеев,Н.Тупицын специально для «Новостей космонавтики» Фото РКК «Энергия»

В настоящее время рынок космических пусковых услуг наиболее динамично развивается в секторе доставки космических аппаратов на высокоэнергетические околоземные орбиты - геостационарную (ГСО), геопереходные (ГПО), высокоэллиптические и высокие круговые с периодом обращения до 12 часов. Эти орбиты являются востребованными для запуска телекоммуникационных и навигационных ИСЗ.
Наибольшее количество КА на эти орбиты выведено космическими ракетными разгонными блоками (КРБ) типа ДМ – надежными космическими буксирами, созданными в РКК «Энергия» имени С.П.Королева и применяемыми совместно с трехступенчатой ракетой-носителем «Протон-К» и двухступенчатой РН «Зенит-2S» ракетно-космического комплекса «Морской старт».

«Лунная" родословная
Уникальные возможности КРБ типа ДМ, обеспечившие его широкое применение в
течение многих лет, были предопределены его «лунной» родословной, исходящей от ракетного блока Д (индекс 11С824) комплекса Н-1 - Л-3. Технические решения, которые закладывались при создании каждого элемента пилотируемого космического комплекса для высадки человека на Луну, предусматривали значительные резервы по всем их характеристикам, что диктовалось требованием обеспечения максимальной безопасности экипажа. Именно эти резервы в сочетании с внедрением новых технологий позволили повышать энергетические возможности КРБ без снижения его надежности при реализации более коротких по времени полета программ выведения и с меньшим количеством включений маршевого двигателя.
Основными особенностями космических разгонных блоков типа ДМ являются:
• применение экологически чистых компонентов топлива;
• возможность многократного включения маршевого двигателя КРБ в полете в условиях невесомости, позволяющая формировать оптимальную схему выведения космического аппарата (КА);
• высокая тяговооруженность орбитального блока (КА+КРБ), обеспечивающая
минимальное время доставки КА на целевые орбиты;
• высокая точность выведения КА на заданные орбиты путем коррекции полетного задания системы управления КРБ с Земли по радиоканалу, в том числе для компенсации ошибок по параметрам орбиты выведения, возникающих при работе РН«Протон»;


• возможность передачи телеметрической информации на Землю в течение всего
полета, в том числе через спутник-ретранслятор при нахождении вне зоны видимости наземных станций приема;
• высокая надежность, реально подтвержденная большим количеством успешных пусков.
Родоначальник КРБ типа ДМ – ракетный блок Д - должен был обеспечивать переход комплекса с траектории полета «Земля-Луна» на орбиту искусственного спутника Луны (ОИСЛ) и торможение лунного посадочного корабля при его спуске с ОИСЛ на Луну.
В 1967 г. блок Д был адаптирован к РН «Протон». Сначала он применялся в космическом комплексе Л-1 при облете Луны кораблями серии «Зонд», затем для автоматических станций «Луна-15»... «Луна-24», а также для перевода автоматических межпланетных станций с низкой околоземной орбиты на траекторию полета к Венере и Марсу.
Модифицированный КРБ типа ДМ обеспечивал с 1974 г. выведение на ГСО космических аппаратов массой до 2 т. В дальнейшем за счет облегчения конструкции и применения на блоках 11С861 и 11С861-01 горючего «синтин» энергетические возможности повышались, что позволило увеличить массу КА до 2.6 т.

"Коммерческое" продолжение
На базе КРБ 11С861-01 в середине 1990-х годов были разработаны четыре его модификации ДМ1, ДМ2, ДМЗ и ДМ4, адаптированные для выведения коммерческих зарубежных КА. Грузоподъемность этих модификаций несколько снизилась по сравнению с прототипом, главным образом из-за требования более позднего сброса обтекателя космической головной части. Но и этой грузоподъемности оказалось достаточно, чтобы успешно конкурировать с другими средствами выведения на рынке космических пусковых услуг.
Опыт, полученный при разработке и эксплуатации блоков типа ДМ серии ДМ1 - ДМ4, был использован при создании еще одной его модификации - ДМ-SL-, эксплуатация которой с РН «Зенит-2S» началась успешным запуском макета КА Demosat 28 марта 1999 г. При пуске с экватора КРБ ДМ-SL обеспечивает выведение на типовую ГПО аппарата массой до 5 т (с недобором около 1500 м/с до скорости, требуемой для выхода непосредственно на ГСО).



На определенном этапе эксплуатации блоков ДМ-SL в составе комплекса «Мор-
ской старт» потребовалось улучшить его энергетические возможности. Начиная с
№18Л была разработана конфигурация блока, которая вместе с доработанной РН «Зенит-2S» позволяет выводить на ГПО полезные нагрузки массой до 6 т. Успешный запуск 10 июня 2003 г. КА Тпигауа 2 подтвердил правильность реализованных проектноконструкторских решений.
В дальнейшем компания Sea Launch планирует использовать в своих программах
КРБ только в конфигурации ДМ-SL №18Л, что позволит ракетно-космическому комплексу «Морской старт» при пусках с экватора успешно конкурировать с РН среднего класса - такими как Atlas V и Delta IVМ - и даже с РН тяжелого класса «Протон-М».
На базе разгонного блока Д (38 пусков в 1967-76 гг.) были созданы одиннадцать модификаций разгонных блоков, получившие общее наименование «КРБ типа ДМ».
Всего за период 1967-2006 гг. функционировало 293 КРБ типа Д и ДМ, причем только в 10 случаях полеты сопровождались отказами КРБ с потерей КА.
К настоящему времени в РКК «Энергия» имени С.П.Королева создаются и планируются к использованию (начиная с 2007 г.) две новые модификации КРБ: 11С861-03 и ДМ-SL-Б (последний - в рамках международной программы «Наземный старт»).

Курс - рост энергетики
Работы по созданию блока 11С861-03 с увеличенными запасами энергетики были начаты еще в 1995 г., но из-за недостаточного финансирования только сейчас завершено изготовление его первого летного образца.
В качестве горючего новый блок будет использовать недефицитный компонент РГ-1. Ввиду того, что ряд комплектующих на эксплуатируемых в настоящее время КРБ типа ДМ снимается с производства, в последней модификации разгонного блока - 11С861-03 внедрены:
•> новая система управления;
•> новые источники бортового электропитания - литиевые батареи;
•> многопараметрическая система управления маршевым двигателем вместо менее эффективной системы регулирования соотношения компонентов;
•> усовершенствованные рулевые машины для управления вектором тяги маршевого двигателя;
•> новая система бортовых измерений.

Работоспособность конструкции блока с топливными баками увеличенного объема подтверждена успешными наземными испытаниями на прочность, а все вновь вводимые системы прошли летную отработку в составе блоков ДМ-SL. Это позволяет гарантировать высокий уровень надежности КРБ 11С861-03 уже при первых запусках.
На 2007 год намечен пуск РН «Зенит-2SБ» с новой модификацией КРБ - ДМ-SL-Б
со стартового комплекса на космодроме Байконур. Из-за географического положения этого космодрома (45.9°с.ш.) и существующих ограничений по зонам падения отработавших элементов конструкции ракеты-носителя масса космических аппаратов, выводимых на типовые ГПО, будет меньше, чем при пусках с плавучей стартовой платформы из района экватора. Поэтому были найдены дополнительные резервы для повышения энергетических характеристик КРБ. Конструкция блока дополнительно облегчена за счет исключения торового приборного отсека, который был на всех модификациях блоков типа ДМ с автономной системой управления. Аппаратуру системы управления на блоке разместили в герметичных контейнерах непосредственно на ферме блока. Реализация всех дополнительных мероприятий по КРБ и РН позволит при пусках с космодрома Байконур обеспечить выведение на ГСО аппарата массой до 1.6 тонны и на ГПО - 3.6 тонны.
Дополнительные меры повышения энергетических возможностей блоков ДМ-SL и
ДМ-SL-Б оказались применимыми и для КРБ 11С861-03. С учетом этого намечено увеличить максимальную массу КА, выводимых на ГСО блоком 11С861-03 при пуске с РН «Протон-М», до 3.4 тонны.
В целом статистика успешно функционировавших в полете разгонных блоков Д и типа ДМ по состоянию на октябрь 2006 г. подтверждает, что КРБ этого типа остаются наиболее конкурентоспособными на рынке космических пусковых услуг, демонстрируя свою высокую надежность и непревзойденную точность выведения. Поэтому был закономерен выбор этого блока (модификация ДМЗ №23Л) для запуска первого казахского телекоммуникационного спутника «КазСат». Эта задача была успешно решена 18 июня 2006 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать21.03.2008 / 12:54    О надежности блоков типа ДМ

     На днях в газете "Известия" была опубликована заметка "Первая авария 2008 года", в которой речь шла о имевшей место 15 марта с.г. неудавшейся попытке вывести на заданную орбиту американский телекоммуникационный спутник АМС-14 (подвел разгонный блок "Бриз-М").
     Всё в этой заметке правильно, за исключением одного. Автор материала утверждает, что "Хруничев" принял решение о создании собственного разгонного блока [имеется в виду блок "Бриз-М" - К.И.], поскольку блоки ДМ, которые делает РКК "Энергия", слишком часто приводили к авариям".
     Вот о надежности блоков типа ДМ и хотелось бы сказать несколько слов.
     К настоящему времени разгонные блоки типа ДМ были установлены на 305 ракетах-носителях ("Протон", Н-1", "Зенит-3SL").
     В 25 случаях (28 сентября 1967 года, 22 ноября 1967 года, 23 апреля 1968 года, 14 июля 1968 года, 20 января 1969 года, 19 февраля 1969 года, 27 марта 1969 года, 2 апреля 1969 года, 28 ноября 1969 года, 6 февраля 1970 года, 27 мая 1978 года, 17 августа 1978 года, 17 октября 1978 года, 23 июля 1982 года, 24 декабря 1982 года, 18 января 1988 года, 9 августа 1990 года, 27 мая 1993 года, 27 октября 1999 года при пусках РН "Протон", 21 февраля 1969 года, 3 июля 1969 года, 27 июня 1971 года, 23 ноября 1972 года при пусках РН Н-1, 12 марта 2000 года, 30 января 2007 года при пусках РН "Зенит-3SL") до использования разгонных блоков дело не дошло - ракеты потерпели аварии на ранних участках своего полета. А 280 раз блоки типа ДМ применялись для вывода на околоземную орбиту или на межпланетные траектории космических аппаратов различного назначения.
     Из этого числа отказы разгонных блоков типа ДМ были зафиксированы 10 раз: 8 апреля 1967 года при запуске КА Л1-4, 14 июня 1969 года при запуске КА "Луна" (8Е5), 23 сентября 1969 года при запуске КА "Луна" (8Е5), 16 октября 1975 года при запуске КА "Луна" (8Е), 30 января 1987 года при запуске КА "Экран", 24 апреля 1987 года при запуске трех КА типа ГЛОНАСС, 17 февраля 1988 года при запуске трех КА типа ГЛОНАСС, 19 февраля 1996 года при запуске КА "Радуга", 25 декабря 1997 года при запуске КА Asiasat-3, 26 ноября 2002 года при запуске КА Astra-1K.
     Еще в одном случае (29 июня 2004 года при запуске КА Telstar-18) результаты работы РБ ДМ-SL оцениваются как частично-успешные, а при запуске 16 ноября 1996 года межпланетной станции "Марс-96" причины аварии остались не выяснеными.
     А теперь давайте посчитаем надежность разгонных блоков типа ДМ. Не учитывая, естественно, аварийные пуски РН, когда до разгонных блоков "дело не доходило", получаем, что надежность составляет 0,964 при определенно установленных отказах ДМ-ов или 0,957 с учетом не выясненных причин аварии "Марс-96" и частично-успешного запуска Telstar-18.
     Вообще-то такой надежностью могут "похвастаться" немногие ракетно-космические системы.
     Поэтому можно однозначно сказать, что утверждение "Известий" о том, что "блоки ДМ слишком часто приводили к авариям", это, извините, "от лукавого". Или от того, кому выгодна такая интерпретация истории развития отечественной ракетно-космической техники.

     - К.И.
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Если считать частично-успешным пуск Telstar-18, то тогда и Asiasat-3 можно считать таковым.  :wink:
 
http://www.telesputnik.ru/archive/87/article/36.html
ЦитироватьПредыдущая подобная авария при запуске РН "Протон Блок ДМ" — несрабатывание разгонного блока — произошла в декабре 1997 г., когда спутник Asiasat-3 тоже остался на низкой орбите. Тогда 25 декабря состоялся неудачный запуск спутника Asiasat-3 ракетой-носителем "Протон-К" с разгонным блоком "Блок-ДМ3". По прошествии 6 ч 20 мин после начала пуска разгонный блок дал сбой во время второго включения. В результате спутник оказался выведенным на нерасчетную орбиту. Заметим, что Asiasat-3 выводился по схеме с двумя включениями РБ, и сбой произошел на седьмом часу запуска, практически в завершающей фазе. В дальнейшем это стало принципиальным фактором. Asiasat-3 оказался на орбите с параметрами: апогей 36000 км, перигей — 350 км. Компания-оператор, получив страховую премию, отказалась от спутника, и он перешел в собственность консорциума страховых компаний. После этого спутник был переименован в HGS-1 и посредством многочисленных и сложных маневров (в частности, спутник два раза совершил облет вокруг Луны) был довыведен на геостационарную орбиту. Правда, он оказался на наклонной орбите, и его невозможно использовать для сервиса, требующего высокой точности стабилизации — например, DTH-трансляции. Но для организации магистральных каналов или "перекидки" телевизионных сюжетов он вполне подходит.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

ЦитироватьЕсли считать частично-успешным пуск Telstar-18, то тогда и Asiasat-3 можно считать таковым.  :wink:

Ну, смотря с какой точки зрения. Если с юридической, то по Asiasatу-3 он был признан аварийным с выплатой всей страховки и переходом КА в собственность страховщика.  По Telstarу-18, намниз, нет.
Да и финальная орбита Asiasat-3 всё-таки не ГСО  ;)