Оптимальная первая ступень

Автор Shestoper, 10.02.2008 01:05:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shestoper

Резервуар из стали диаметром 7 метров, длиной 30 метров, с двумя полусферическими днищами и одним внутри (разделяющим компоненты) при толщине стенок 13 мм будет весить 92,6 тонн.

Его внутренний объем будет составлять 1334 кубометра.

При его заправке переохлажденным кислородом и керосином в него влезут около 1360 тонн топлива.

Массовое соврешенство бака  - 0,064.

Так что в 5 раз больше будут весить только баки, но не двигатели.

freinir

ЦитироватьРезервуар из стали диаметром 7 метров, длиной 30 метров, с двумя полусферическими днищами и одним внутри (разделяющим компоненты) при толщине стенок 13 мм будет весить 92,6 тонн.

Его внутренний объем будет составлять 1334 кубометра.

При его заправке переохлажденным кислородом и керосином в него влезут около 1360 тонн топлива.

Массовое соврешенство бака  - 0,064.

Так что в 5 раз больше будут весить только баки, но не двигатели.

но это уже не мало....

Дмитрий В.

ЦитироватьРезервуар из стали диаметром 7 метров, длиной 30 метров, с двумя полусферическими днищами и одним внутри (разделяющим компоненты) при толщине стенок 13 мм будет весить 92,6 тонн.

Его внутренний объем будет составлять 1334 кубометра.

При его заправке переохлажденным кислородом и керосином в него влезут около 1360 тонн топлива.

Массовое соврешенство бака  - 0,064.

Так что в 5 раз больше будут весить только баки, но не двигатели.
1)Вы совмещенное днище собираетесь делать однослойным или трехслойным с заполнителем?
2)Остатки незабора и массу газов наддува не забудьте приплюсовать.
3)Ну, и двигатели с вытеснительной системой подачи, обычно имеют существенно большую удельную массу, чем ЖРД с насосной подачей.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

Цитировать1)Вы совмещенное днище собираетесь делать однослойным или трехслойным с заполнителем?

Трехслойным. Но не надо забывать, что у совмещенного днища - с каждой стороны давление 20 атмосфер. Ему нужно выдерживать только давление налитого сверху кислорода. Так что совмещенное днище будет не тяжелее, чем в ракетах с насосными ЖРД.

Цитировать2)Остатки незабора и массу газов наддува не забудьте приплюсовать.
3)Ну, и двигатели с вытеснительной системой подачи, обычно имеют существенно большую удельную массу, чем ЖРД с насосной подачей.

 
Поэтому я на массовое совершенство выше 0,12 и не расчитываю.

RadioactiveRainbow

Цитировать3)Ну, и двигатели с вытеснительной системой подачи, обычно имеют существенно большую удельную массу, чем ЖРД с насосной подачей.
Пардон? А это, если не секрет, почему?
Глупость наказуема

Shestoper

Кстати да.
Может это справедливо только для двигателей верхних ступеней? Там применяются вытеснительные ЖРД, и чтобы получить высокий УИ при низком давлении, имеют огромные сопла с очень большим расширением.

Думаю для ЖРД, предназначеных работать у земли, разница в удельной массе будет не так велика.
Если у вытеснительного ЖРД более крупная и тяжелая камера - зато нет ТНА и газогенератора.

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать3)Ну, и двигатели с вытеснительной системой подачи, обычно имеют существенно большую удельную массу, чем ЖРД с насосной подачей.
Пардон? А это, если не секрет, почему?
Для создания равной тяги их приходится делать больших размеров
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Ну, днище же не сделаешь нулевой толщиной, потом учтите, что один металлический слой днища соприкасается с ЖК, а второй - с "горячей" подушкой наддува. Скорее всего, совмещенное днище будет тяжелее, чем два раздельных. Правда, выигрыш все равно будет за счет отказа от МБО.  Что касается массового совершенства, можно посмотреть на Р-11 и Диамант.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

RadioactiveRainbow

А вот это, между прочим, очень даже вопрос - будет ли двигатель низкого давления тяжелее нормального. ТНА-то совсем не легкий )))
Глупость наказуема

Shestoper

ЦитироватьДля создания равной тяги их приходится делать больших размеров

Камеру сгорания больших размеров, но зато расширение сопла меньше, так что максимальный диаметр сопла примерно такой же (у всех двигателей, работающих у земли, давление на среде сопла одного порядка, не то что у пустотников). И давление в камере сгорания тоже меньше.
Плюс отсутствие ТНА.
Думаю что если разница в массе и будет, то порядка 10-20%, не больше.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДля создания равной тяги их приходится делать больших размеров

Камеру сгорания больших размеров, но зато расширение сопла меньше, так что максимальный диаметр сопла примерно такой же (у всех двигателей, работающих у земли, давление на среде сопла одного порядка, не то что у пустотников). И давление в камере сгорания тоже меньше.
Плюс отсутствие ТНА.
Думаю что если разница в массе и будет, то порядка 10-20%, не больше.
Ну, да ... +10-20% там, +10-20% сям... Вы, кстати, посчитали сколько тонн газа наддува потребуется для ступени с вытеснительной подачей?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

freinir

Да ладно блин..... баки такие особо дешевле не будут, а двигла будет больше, старт мощнее и т.д.

Shestoper

ЦитироватьНу, да ... +10-20% там, +10-20% сям... Вы, кстати, посчитали сколько тонн газа наддува потребуется для ступени с вытеснительной подачей?

Если наддувать бак окислителя азотом с температурой 500 К - 22,5 кг газа на кубометр бака.
Бак горючего можно наддувать метаном - 13 кг на кубометр при той же температуре.
Масса газов наддува примерно 1,9% от массы топлива.

Нужен будет бачок для жидкого метана, азота, и совсем маленький - для кислорода. Оттуда компоненты будут вытесняться сжатым газом в два газогенератора, и формировать там подогретый метановый и кислородный газ. Впрочем для упрощения системы наддува можно кислородный бак надувать и горячим кислородом, тогда не нужен отдельный бачок с жидким азотом. Азот останется только в баллонах высокого давления для вытеснения кислорода и метана в газогенераторы.

Shestoper

ЦитироватьДа ладно блин..... баки такие особо дешевле не будут, а двигла будет больше, старт мощнее и т.д.

Думаю что проще всё-таки сварить 13-мм стальной лист, чем 40-мм алюминиевый, и потом фрезеровать из него вафлю. К тому же вытеснительный двигатель малочувствителен к посторонним частицам. Так что требования к обработке внутренней поверхности бака снижаются. Трудоемкость изготовления баков снижается значительно, на десятки процентов.
Но главная экономия - не на баках, а на отсутствии ТНА. В двигателе нигде давление не превысит 30 атмосфер - сравните с 500 атмосфер в ТНА. Число деталей в дигателе тоже резко уменьшится, движущися деталей, кроме клапанов, не останется.
При равной тяге двигатель будет дешевле раза в три.
А рост тяги двигателей будет на несколько десятков процентов, не в разы.
Стартовая масса ракеты будет больше в 1,3 раза по сравнению с двигателями с характеристиками F-1 на первой ступени, и в 1,6 раза больше по сравнению с ракетой с  РД-170.

Shestoper

ЦитироватьЧто касается массового совершенства, можно посмотреть на Р-11 и Диамант.

У первой ступени Диамата - 0,133.
У Р-11 - 0,2, но это очень древняя ракета.
Думаю для тяжелых носителей массовое совершенство 0,12-0,13 вполне достижимо.

Shestoper

Ещё одно преимущество такой ракеты - очень низкая чувствительность к акустическим нагрузкам.
Корпус прочный, как у ТТУ, а число Маха в выхлопе меньше (из-за меньшей молекулярной массы выхлопа, у РДТТ в выхлопе присутствует оксид алюминия).
Поскольку акустические нагрузки зависят от числа Маха в 4 степени, то по сравнению например с РД-170 при равной тяге уровень акустических нагрузок будет меньше в 3 раза.
Даже с учетом роста стартовой массы такой ракеты при равной ПН - уровень аккустических нагрузок остается вдвое меньше. C учетом большой прочности корпуса их выдержать легко.

Дмитрий В.

Так, и все-таки, давайте-ка подведем некоторые итоги и окончательно определимся с Вашим вариантом:
1)Какие компоненты топлива используются на 1-й ступени?
2)Давление в КС и в топливном отсеке?
3)Система наддува (какой газ, способ нагрева газа, температура газа наддува)?
3)Тяга ЖРД 1-й ступени? Количество ЖРД (при выиеснительной подаче разницы между камерой и ЖРД , практически, нет).
4)Тяга ЖРД 2-й ступени?
Э-э-э... Я не туплю, просто в течение обсуждения рассматривались разные подварианты. Захотелось определенности. Попробую посчитать поточнее Ваш вариант.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

1) Компоненты топлива - керосин и кислород.
Плотные, дешевые, с высоким УИ, экологичные. Метан увы не пойдет - мала плотность, чтобы хранить в тяжелых баках.

2) Давление в КС - 20 атмосфер, в баках - ну пускай 30, думаю достаточный перепад. УИ будет примерно 230-235 с у земли, в пустоте - 250.

3) Наддув бака горючего - водородом. Бака окислителя - кислородом.
Температура бака газа наддува - максимально приемлимая. Думаю в районе 500 К.
Газ вырабатывется в газогенераторах (сладком и кислом), куда жидкий водород и кислород поступают из маленьких бачков, вытесненные газом высокого давления - азотом (для бачков газа надо мало, его плотность не особо важна).

4) Тяга ЖРД первой ступени - зависит от массы носителя. Тяговооруженность первой ступени - в районе 1,3-1,5.
Количество камер - минимально возможное. Камеры большие, тонн на 600-700. Для средних носителей - одна камера. Для тяжелых и сверхтяжелых - две или несколько (до 18 ).

5) Тяга ЖРД второй ступени - такая, чтобы обеспечивать тяговооруженность в районе 1-1,2.
На второй ступени применяются водородники умеренной напряженности, открытой схемы, давление в КС в районе 100 атм.
УИ за счет большого расширения - около 450 с.

Что касается тяги - думаю нужно два водородника: для средних носителей тягой тонн 120-150. Для тяжелых и сверхтяжелых - тонн 300-400. На средних и тяжелых носителях на второй ступени по одному двигателю, на сверхтяжелых - несколько.

Компоновка - тандем.
Масса первой ступени - 75% от стартовой массы. Тогда можно получить мю ПН в районе 3%.

Shestoper

В общем по концепции носители очень похожие на Арес-1 и Арес-5 - минимальное количество простых ненапряженных двигателей для снижения стоимости и роста надежности.

Только вместо ТТУ - ЖРД с ВСП, не требующие специального завода для отливки зарядов, перевозки по сегментам, с более дешевым топливом и с экологичным выхлопом.

Дмитрий В.

Цитировать3) Наддув бака горючего - водородом. Бака окислителя - кислородом.
Температура бака газа наддува - максимально приемлимая. Думаю в районе 500 К.
Газ вырабатывется в газогенераторах (сладком и кислом), куда жидкий водород и кислород поступают из маленьких бачков, вытесненные газом высокого давления - азотом (для бачков газа надо мало, его плотность не особо важна).
Спасибо, теперь все данные есть.
Одно замечание - предложение. Не стоит заморачиваться с газогенераторами для выработки газа наддува: ЖК и ЖВ можно испарять в рубашке ЖРД, заодно и двигатель охлаждать будут.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!