Роль Глушко в Космонавтике.

Автор Salo, 07.01.2008 17:08:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Наперстянка

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
"Вязкость же не должна быть больше,чем у керосина,- все-таки это амин."
Если так, то хорошо - потери в гидравлическом тракте сократятся.
Это точно так,потому что температура замерзания триметиламина 156K .

Наперстянка

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Делать ракеты отдельно для севера РФ и юга - это, уж, извините...
Если на югах применялся тетраоксид азота или АК27,то все равно в наличии должна быть система охлаждения окислителя,значит попутно и горючее можно охлаждать,хоть в подлодке,хоть в шахте. 

Наперстянка

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
"Коксообразование же маловероятно,так как радикалы +CH3 более устойчивы к коксообразованию,чем у керосина. "
Хэ его зэ. Ссылкой не просветите?
Если у цепочек применяемого керосина кислород с середины выхватывает по водородной паре,образуя карбоноподобные связи,то у радикала с тремя атомами водорода забрать весь водород у атома кислорода не получится,поэтому то НДМГ так же не дает сажи,как это делает керосин.Кажись все очевидно,хотя со ссылками дело туго.

C-300

ЦитироватьНаперстянка пишет:
Если на югах применялся тетраоксид азота или АК27,то все равно в наличии должна быть система охлаждения окислителя,значит попутно и горючее можно охлаждать,хоть в подлодке,хоть в шахте.
Нет такой системы, есть система термостатирования воздуха в шахте.

Наперстянка

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Если на югах применялся тетраоксид азота или АК27,то все равно в наличии должна быть система охлаждения окислителя,значит попутно и горючее можно охлаждать,хоть в подлодке,хоть в шахте.
Нет такой системы, есть система термостатирования воздуха в шахте.
Навряд ли воздуха,-слишком легко подкидывать в шахту куски твердого азота.

АниКей

Цитировать...С другой стороны, что считать доносом? Выдающиеся завоеватели космоса Сергей Павлович Королёв — координатор разработки ракетных систем в целом и главный конструктор нескольких носителей — и Валентин Петрович Глушко — главный конструктор мощных двигателей главной тяги — очень не любили друг друга, ибо каждый из них был арестован и осуждён по доносу другого. Но при этом каждый из них был совершенно уверен, что всего лишь указал на реальные технические ошибки коллеги. И это соответствовало действительности: в новом деле вообще не обойтись без ошибок, и критика со стороны способствует их преодолению. Но в обстановке потока труднопроверяемых обвинений проще счесть любую ошибку преступлением — из опасения в свою очередь пасть жертвой доноса за то, что счёл преступление ошибкой.
Немного отвлекусь: на примере Королёва удобно показать, как выглядит неполное расследование дела. При хрущёвской реабилитации материалы уголовных дел уничтожались (в папке оставалось только само решение о реабилитации), так что разобраться в сути дела практически невозможно. Зато при бериевской реабилитации уголовное дело сохранялось в неприкосновенности — поэтому случай Королёва подробно исследован. Итак, его арестовали в 1938-м сразу по нескольким обвинениям. Одно из них — покушение на жизнь высших военачальников (при испытательном запуске крылатая ракета направилась на блиндаж с представителями народного комиссариата обороны) — допускало смертную казнь, так что он был включён в список «по первой категории» (во вторую попадали те, чьи обвинения заведомо не подлежали смертной казни, а влекли только меры наказания: оно, как известно, предназначено не только для мести, но и для исправления — а смерть не исправляет). Но другое обвинение — подрыв обороноспособности СССР путём нецелевого расходования средств оборонного бюджета — опровергло первое. Ибо деньги (в общей сложности 120 000 рублей — пара десятков килограммов золота или зарплата самого Королёва за доброе десятилетие) ушли на создание опытных образцов крылатых и зенитных ракет. Нецелевым же это расходование стало потому, что ещё до начала проектирования конструкторы средств управления предупредили: создать автопилот, способный работать в условиях полёта ракеты, невозможно при текущем уровне развития техники (они оказались правы: даже немцы, опередившие нас по приборостроению на два поколения развития, справились с запуском крылатой ракеты только в 1943-м, а зенитные ракеты — опять же немецкие — так и остались опытными образцами до конца войны, хотя немцам они были жизненно необходимы для противостояния массированным англоамериканским бомбардировкам городов и заводов). Если нельзя сделать автопилот — то невозможно и направить ракету на блиндаж с генералами. Поэтому Королёва приговорили не к расстрелу, а к 10 годам лишения свободы. При Берия дело рассмотрели внимательнее. Пришли к выводу: хотя ракетный научно-исследовательский институт и финансировался из бюджета народного комиссариата обороны, но Королёв несомненно не намеревался подрывать обороноспособность — он просто искренне желал воплотить в жизнь свои мечты, не задумываясь об источниках растраченных им денег. Соответственно сняли обвинение в антигосударственном умысле. Но вот сам факт заведомо бесполезного — а значит, нецелевого — расходования средств имел место: ведь Королёв знал, что автопилота для его ракет не будет. Поэтому его приговорили к положенным за вольное — хотя и бескорыстное — обращение с казёнными деньгами 8 годам лишения свободы.
Думаю, из одного этого примера видно, сколь сложным может быть расследование и сколь мала помощь следователю от доноса. В данном случае, впрочем, доноса как такового, по сути, не было: несколько крупнейших в стране специалистов выступили, по сути, в роли экспертов, оценивших деятельность друг друга. Но общая обстановка в следственных органах вследствие потока доносов оказалась столь сложна, что экспертизу сочли бесспорным доказательством злого умысла, хотя она указала лишь на ошибки... http://russia.ru/news/society/2013/1/10/6713.html 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

ЦитироватьНаперстянка пишет:
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Если на югах применялся тетраоксид азота или АК27,то все равно в наличии должна быть система охлаждения окислителя,значит попутно и горючее можно охлаждать,хоть в подлодке,хоть в шахте.
Нет такой системы, есть система термостатирования воздуха в шахте.
Навряд ли воздуха,-слишком легко подкидывать в шахту куски твердого азота.
Чтобы подышать им потом. :D
Байконур надолго - навсегда

Lesobaza

10 января 1989 года Валентин Петрович скончался..
Ad astra per rectum!!

Наперстянка

ЦитироватьВован пишет:
Чтобы подышать им потом.
Дышать надо из акваланга,-чтобы инфекцию не подхватить.

Salo

#1389
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Штуцер

ЦитироватьНаперстянка пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Чтобы подышать им потом.
Дышать надо из акваланга,-чтобы инфекцию не подхватить.
Главное, ласты не снимать.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

webik


Salo

http://www.npoenergomash.ru/about/news/news2_1234.html
Цитировать02 сентября 2013
105 лет со дня рождения В.П.Глушко

 Сегодня исполнилось 105 лет со дня рождения основателя НПО Энергомаш академика В.П.Глушко. В этот день на предприятии пройдут праздничные мероприятия, посвященные этой славной дате. Мы принимаем сегодня друзей, которые вместе с нами отметят юбилей В.П.Глушко.

В адрес НПО Энергомаш поступают поздравительные телеграммы от наших партнеров, коллег по космической отрасли.

Праздничные мероприятия пройдут сегодня и на родине академика В.П.Глушко на Украине.


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.npoenergomash.ru/about/news/news2_1235.html
Цитировать03 сентября 2013
День рождения легенды

 2 сентября НПО Энергомаш торжественным митингом отметило 105 лет со дня рождения В.П.Глушко, первого генерального конструктора, академика, основателя предприятия.

Среди собравшихся - ветераны, сотрудники и руководство НПО, а также гости из Роскосмоса, РКК Энергия, НПО имени Лавочкина, ГКБ «Южное», Госдумы РФ, правительства Московской области, администрации Химок, журналисты.

Открывая митинг, исполнительный директор предприятия В.Л.Солнцев поздравил энергомашевцев с юбилеем В.П.Глушко и отметил, что этот праздник «подсвечен удачным пуском накануне РН «Зенит» с двигателями НПО Энергомаш». Он вручил ряду сотрудников предприятия правительственные награды.

Глава городского округа Химки О.Ф.Шахов поздравил коллектив НПО с праздником, и подчеркнул, что В.П.Глушко развивал не только ракетно- космическую отрасль, но и город Химки. О.Ф.Шахов доложил собравшимся, что пакет документов о присвоении Химкам статуса наукограда направлен в администрацию Московской области.

Выступающие говорили о неординарных личных качествах В.П.Глушко, его умении создавать коллектив, ставить грандиозные цели и достигать их. Советник президента РКК Энергия В.М. Филин напомнил, что именно Глушко соединил когда-то вместе два предприятия: НПО Энергомаш и РКК Энергия, создавая самую мощную и непревзойденную до сих пор в мире ракетно- космическую систему «Энергия- Буран»

К памятнику В.П.Глушко были возложены корзины живых цветов, как дань памяти великому человеку. Одновременно группа сотрудников НПО возложила цветы к могиле Глушко на Новодевичьем кладбище и к памятнику около Мемориального музея космонавтики.














"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.npoenergomash.ru/about/news/news2_1236.html
Цитировать03 сентября 2013
В честь юбилея великого ученого и конструктора Валентина Петровича Глушко

В адрес компании поступили поздравления от коллег по отрасли. Командующий войсками воздушно-космической обороны генерал-майор А. Головко поздравил коллектив НПО Энергомаш с юбилеем и подчеркнул, что благодаря труду сотрудников НПО Энергомаш Россия сохраняет лидирующие позиции в стратегическом противостоянии и успешно решает задачи своей обороноспособности.

Генеральный директор МКБ «Факел» С.Б. Левочкин также отметил вклад коллектива НПО Энергомаш в реализацию самых дерзких проектов по освоению ближнего и дальнего космоса, обеспечивающие на многие годы приоритетные позиции в мировой науке и технике.

Генеральный конструктор, генеральный директор ГП «КБ» Южное» А.В.Дегтярев отметил, что наши двигатели и энергоустановки нашли широкий отечественный и зарубежный спрос, они востребованы и перспективны. «Нелегкий труд, который вы выполняете на благо России, в полной мере способствует росту ее экономического потенциала и мирового влияния».

От имени коллектива НПО имени С.А. Лавочкина поздравил генеральный директор В.В. Хартов: «Коллектив НПО Энергомаш бережно хранит и развивает научную школу академика Глушко, активно разрабатывает и внедряет в практику инновационные технологии, неуклонно повышает качество и конкурентоспособность продукции».

Телеграммы от наших коллег и партнеров по ракетно-космической отрасли продолжают поступать.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

По наводке Александра Пономаренко:

http://ria.ru/interview/20130902/960127753.html
ЦитироватьЭнергомаш: все наши сегодняшние работы – продолжение идей Глушко

11:00 02.09.2013 (обновлено: 15:15 02.09.2013)25821
О том, каким человеком и профессионалом был Валентин Глушко, об отношениях с коллегами, о его проекте-детище "Энергия-Буран" вспоминал заместитель начальника НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко, доктор физико-математических наук, профессор Леонид Стернин.


Заместитель начальника НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко Леонид Стернин
© Фото: предоставлено пресс- службой НПО "Энергомаш"

2 сентября исполняется 105 лет со дня рождения одного из пионеров ракетно-космической техники в нашей стране, основоположника отечественного жидкостного ракетного двигателестроения Валентина Глушко. О том, каким человеком и профессионалом он был, об отношениях с коллегами, о его проекте-детище "Энергия-Буран" вспоминает в интервью РИА Новости начальник отдела термогазодинамики и теплообмена, заместитель начальника Научно-исследовательского центра "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко", доктор физико-математических наук, профессор Леонид Стернин. Беседовал Алексей Песляк.
— Леонид Евгеньевич, расскажите, как вы оказались в "Энергомаше" и как вы познакомились с Глушко?
— Я пришел работать на предприятие, где главным конструктором был В.П. Глушко, 15 мая 1952 года по распределению после окончания физико-технического факультета МГУ. (Сейчас Московский физико-технический институт – МФТИ). В соответствии со специализацией по диплому на предприятии я занимаюсь газовой динамикой. У Глушко изначально для создания ракетных двигателей была необходимость заниматься и газовой динамикой, и термодинамикой; этим двум наукам он себя посвящал полностью на фоне его работ по основной конструкторской деятельности.


© РИА Новости. Александр Моклецов
Первый ракетоплан конструкции Сергея Павловича Королева с ракетным двигателем Валентина Павловича Глушко.

Я с ним лично познакомился летом 1952 года, когда возникла проблема, связанная с турбинами для одного из двигателей. Турбина этого двигателя была хорошо отработана на стенде, но когда ее поставили в двигательный кожух, её КПД неожиданно оказался в два раза ниже нормы. Ко мне обратился конструктор и попросил подсчитать (были подозрения, что при сборке лопатки турбины поставили задом наперед), насколько должен упасть КПД, если лопатка стоит задом наперёд. Я провёл газодинамические расчеты, и оказалось, что КПД падает ровно в два раза. Все сразу же поверили, что причина найдена.

После этого мы пошли к Глушко, и я его впервые увидел. Это был молодой человек лет 40, очень красивый. (У нас всегда считалось, что самый красивый мужчина в конструкторском бюро — это Глушко! Ко всему, он всегда хорошо, со вкусом одевался). Я увидел его в конце стола и не поверил, что это главный конструктор. Я думал, что это какой-то артист, не хватало только бабочки.

Меня посадили около него, потому что я должен был делать доклад о своих результатах. Я начал рассказывать, что проверял гипотезу о том, что лопатки турбины поставлены задом наперед, и вот такие получились потери. Он посмотрел на меня, потом на начальника бригады двигателистов и остановил мой доклад. Потом спросил у начальника бригады: "А разве у вас там "ёлочка" симметричная?" Тот ответил, что несимметричная. (Несимметричность "ёлочки" означала, что лопатку нельзя поставить неправильно). Выяснилось, что я зря проделал эту работу.

Глушко высказал предположение, посмотрев чертежи, что в турбине образуется вихрь, повышающий давление в кожухе, и дал рекомендацию, как изменить конструкцию, чтобы его не было. Тут же позвонили на стенд, провели испытание и установили, что в кожухе действительно давление повышенное, т.е. гипотеза Глушко подтвердилась; так проблема была моментально решена. Кожух переделали, и турбина заработала нормально. На меня эта встреча с Глушко оказала очень большое влияние, потому что я в сути явления не разобрался и сделал ненужную работу. Этот урок был для меня очень полезен технически. И еще я понял, что нами руководит очень умный человек, который понимает суть вопроса, разбирается в газодинамике, с которым приятно иметь дело и у которого есть чему поучиться.

— Был ли какой-либо эпизод из жизни или рабочий момент с его участием, который вам особенно запомнился?
— Таких эпизодов при моей работе с Глушко было много. Вот, например, один из них. Где-то в середине 50-х годов Глушко созвал совещание, посвященное разработке нового двигателя. Там я предложил испробовать новый метод построения оптимальных контуров сопел – с угловым входом, что позволило бы заметно улучшить массогабаритные характеристики камер жидкостных ракетных двигателей и увеличить их удельный импульс. В те годы эта идея только зарождалась.

Глушко вначале воспринял это в штыки. Все конструкторы тут же его поддержали. Я с ними не согласился, долго спорил, в итоге Глушко предложил отложить это обсуждение. К вечеру меня к нему вызвали ещё раз. Он спросил, почему я так уверенно выступаю и предлагаю по-другому делать сопла, которые до этого всегда делались гладкими в околокритической области. Я объяснил, что это нововведение даёт определенный выигрыш, и пояснил почему. Глушко мне сказал, что это интересно и добавил: "Похоже, вы правы. Давайте сделаем так: проведем испытания".

Испытания провели и получили заметный выигрыш. С тех пор все двигатели стали делать с такими оптимально профилированными соплами, полученными на базе решения вариационной задачи. Этот случай, по-видимому, расположил Глушко ко мне. После этого он меня по многим вопросам начал вызывать одного, мы стали довольно тесно сотрудничать. В 1968 году возникла идея издавать "Сборник научных трудов предприятия". Мне предложили быть заместителем Глушко по изданию сборника. И я до сих пор являюсь заместителем главного редактора. Сборник имеет красивую предложенную Глушко обложку и тщательно рецензируется. Объём 300–400 страниц. Издаётся примерно раз в год. В этом году выпускается юбилейный, 30-й номер сборника...

Глушко очень много читал иностранных научных журналов, он с детства знал английский, немецкий, французский языки. Некоторые книжки и публикации, которые он писал, издавались на четырех языках.

— Каким он был человеком? Были ли у вас с ним конфликты?
— Глушко был достаточно строгим человеком, но и у меня с ним был как-то конфликт, связанный с изданием сборника трудов предприятия. Было "Положение о редколлегии", которое я не считал важным для дела и не прочитал его внимательно. В этом документе оказалось несколько орфографических ошибок. Глушко их заметил и очень на меня рассердился. Недели две мы не встречались. Потом он отошёл и работа продолжилась. Так он меня "наказал". Но у меня о нем сохранились самые теплые впечатления.

Он создал уникальный почти тысячетонный двигатель РД-170, который используется до сих пор. Это его личное достижение, потому что он его создал, несмотря на противодействие некоторых власть имущих лиц. В целом под его руководством были разработаны и использовались более 50 ЖРД различных тяг и назначений, в том числе двигатели для легендарной семёрки.

Я не зря вспомнил свой небольшой конфликт с ним. Он многих, даже ведущих людей, обижал тем, что буквально выгонял из кабинета, если они делали грамматические ошибки. У него был такой "пунктик". Он требовал полной грамотности! Любой документ должен быть грамотным во всех отношениях! После того памятного эпизода со сборником я все документы тщательно проверял, и больше Глушко по части грамотности ко мне претензий не имел.

Он был очень строгим и требовал хорошего исполнения своих обязанностей от всех, кто с ним работал — от его замов до младших инженеров.
Кроме того, у него существовал какой-то барьер — он никого к себе близко не подпускал. Единственный случай, когда я видел, что он полностью расслабился, это празднование защиты моей докторской диссертации в ресторане. Я пригласил Глушко, его жену и еще 70 человек с предприятия. Он был замечательным тамадой. Глушко был настолько остроумным, интересным, прекрасно вел вечер, "сыпал" анекдотами... Мне потом говорили, что если бы он был таким на работе, то работать было бы в пять раз легче.

Зато когда я пришел к нему на следующий день и сказал, как здорово он вчера выступал, он сделал каменное лицо и три дня со мной не разговаривал – не вызывал. Вот такой это был человек.

Глушко дарил мне многие свои книги, выходившие в свет, с подписями и поздравительные открытки к праздникам. За несколько месяцев до кончины, в июле 1988 года Глушко прислал мне на 50-летие из больничного санатория свою фотографию с трогательной подписью.

— Не секрет, что многие сегодняшние разработки "Энергомаша" основаны на идеях Глушко.
— Да, например, он сделал четырехкамерный двигатель, а мы сейчас по заказу американцев сделали двухкамерный двигатель по той же схеме. Там, конечно, есть изменения, но, по сути, это половинка того двигателя, который разработал Глушко. Все наши нынешние работы — это продолжение его идей. Не было бы его идей, неизвестно, чем бы мы сейчас занимались.

— Знают ли что-нибудь о Глушко молодые специалисты, которые сейчас работают на предприятии?
— То, что наше предприятие носит его имя, имеет для всех большое значение. На каждом бланке "Энергомаша" написано, что это НПО имени Глушко, и каждый молодой человек, работающий здесь, рано или поздно задаётся вопросом, кто такой Глушко. Я думаю, что молодежь это понимает, не зная своих идеологов, трудно жить и работать.

— Расскажите об одной из его главных разработок — проекте "Энергия-Буран", который он реализовал уже будучи главным конструктором НПО "Энергия".
— На ракете "Энергия" были установлены двигатели РД-170, разработанные Глушко. У него была идея создать обитаемую базу на границе видимой и невидимой стороны Луны. Он планировал отправлять туда экипажи с помощью ракеты "Энергия". Глушко предполагал, что экипаж мог составлять три-четыре человека. Когда проект "Энергия-Буран" был законсервирован в начале 90-х годов прошлого столетия, не успев толком начаться, это было очень обидно.


© РИА Новости. Александр Моклецов | Купить иллюстрацию
Ракетно-космическая транспортная система "Энергия" с кораблем "Буран" на стартовой площадке

— В РКК "Энергия" сейчас идут разговоры о создании сверхтяжелой ракеты-носителя наподобие "Энергии". На ваш взгляд, это возможно?
— Глушко тоже говорил о создании сверхтяжелой ракеты с помощью ещё более мощных двигателей. Конечно, все возможно — было бы желание и деньги, потому что обитаемая станция на Луне должна быть рано или поздно. И очень важно, кто первый "захватит" это место. Кроме того, на новой ракете можно использовать те же двигатели, что были и на "Энергии".

— Академик Борис Черток (соратник Сергея Королёва – ред.) в своей книге "Ракеты и люди" приводит интересную цитату Алексея Исаева (советский инженер-двигателист, один из создателей ракетно-космической техники в Советском Союзе, его именем названо Конструкторское бюро химического машиностроения — ред.) про Глушко: "Глушко работает, не щадя сил, но мечтает о славе, даже посмертной. Королёв тоже не щадил сил, но ему нужна была слава при жизни". Так ли это было на самом деле?
— Каждый человек, особенно заслуженные люди, мечтают о славе. Он хотел, чтобы что-то о нем сохранилось. Известно, что Глушко поставили памятник в Одессе при жизни. Было такое постановление, что дважды Герои Советского Союза или Соцтруда должны отмечаться государством: им надо ставить памятники на родине при жизни. Поэтому Глушко, получив дважды звание Героя Соцтруда, имел право на родине, в Одессе, которую он очень любил, иметь свой памятник. Этот факт не говорит о том, что он хотел себя увековечить, а просто заслуженно получил то, что ему полагалось.


© РИА Новости. В. Крымчак
Бюст В.П. Глушко на Приморском бульваре

После его смерти (Глушко умер в 1989 году, в возрасте 80 лет от атеросклероза – ред.) мы смогли сделать памятники и мемориальную доску на Новодевичьем кладбище, где он похоронен, и в других местах. Вообще, он хотел, чтобы его прах захоронили в космосе. Пока что такие полеты не проводятся. Но, возможно, наши потомки возьмут часть его праха и захоронят там, где он пожелал.

В заключение мне хочется сказать, что такие люди, как Глушко, рождаются крайне редко. Он был талантлив всесторонне и всесторонне грамотен.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1397
А памятник уже не на Приморском бульваре:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьСтернин:


 http://ria.ru/interview/20130902/960127753.html
ЦитироватьЭнергомаш: все наши сегодняшние работы – продолжение идей Глушко
Нашёл чем хвастаться... :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"