Роль Глушко в Космонавтике.

Автор Salo, 07.01.2008 17:08:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Salo

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНе было бы ДОСов, были бы Алмазы

В том же виде, что и в текущей реальности - сперва полеты с неполной функциональностью и выбивание Союзов чуть ли не ногами, а к моменту доводки ТКС заказчик охладел к дорогостоящей игрушке.

Для ТОСа к концу 70-х не имелось никаких предпосылок - грузовик на базе Союза, необходимый для нее, Мишин все обещал, но воз был там же, где и Союз-ВИ от Подлипок.
Грузовик на базе ТКС был к концу 70-х! Как раз размерности нужной для ТОС! И Алмаз с двумя стыковочными узлами! :lol:
Какой больше нравится, такой и бери! И без основоположника!
Кстати, ДОС-5 это Феоктистов. А Глушко-это его начальник. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

sychbird

Успехи отрасли до 65 года наблюдались в условиях жесткой конкуренции с американцами.  И другие относительно упешные отрасли: авиация танкостроение, подводый флот, радиолокация, ПВО-ракетостроение развивались в условиях конкуренции. После провала в Лунной гонке конкуренция сместилась в область МБР, и там конкурентоспособность сохранялась. А по программе Энергии была погоня за ушедшим поездом, едущим не туда. Программа орбитальная вообще шла без конкуренции, потеряла горизонт и инновационный потенциал в глазах нации. То, что многое делалось медленно, это тоже следствие утери престижа в глазах верхов политических. Ресурсов и административной поддержки стало существенно меньше. Не было уверенности, что ставят на выигрошную карту. Примеры Гейтса, Интеля и других показывют, как важно не соскользнуть с гребня катящегося к берегу гигантского вала. И горе потерявшему скорость.
А  интринтство Глушко  во многом и привело к потере скорости за счет замедления административных жерновов и распылению ресурсов. Причем у него была своя неоспоримая ниша в создании двигателей для МБР. Если бы не распыл средств на УР-500, пошла бы программа Н 11, была бы в меньшем маштабе отработана многодвигательная установка с НК-15, и далее накатом пощла бы и Н-1 а затем и Н-1 М.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Salo

Эта ниша не такая уж неоспоримая! Американцы отболели токсикоманией на Титане-2. :wink:
У нас процесс идёт по сию пору. Королёв сделал первую МБР на РДТТ (РТ-2,РТ-П). Но продолжение было только через 10-15 лет (Молодец, Тополь).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Лютич

ЦитироватьИ 12 лет делать РД-170. А потом  выяснилось , что он не нужен, нужен РД-191

Не нужен. Ну, кроме ЦиХа с их эксклюзивно дорогой госракетой.
Ни в одной другой программе он всерьез применяться не будет.

Нужен именно РД-171 и РД-181 (см. линейку Атлас-5 второго и третьего этапа).


ЦитироватьГрузовик на базе ТКС был к концу 70-х! Как раз размерности нужной для ТОС!

Не Наша Фирма.
Помните, как психовал Мишин по поводу самодеятельности с клепанием Салюта-1 на коленке с использованием корпуса Алмаза?
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Лютич

ЦитироватьЕсли бы не распыл средств на УР-500, пошла бы программа Н 11.

... и у нас не было бы вовремя даже луночерпалок с луноходами, если вспомнить скорость отработки НК-15, а также бардак, творившийся в КБ, погрязшем в попытках везде оттереть конкурентов и быть первыми.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Лютич

ЦитироватьЭта ниша не такая уж неоспоримая! Американцы отболели токсикоманией на Титане-2.

В каком году полетел последний Титан-4?
Ну и на индусов посмотрите, что токсикоманией болеют до сих пор.

ЦитироватьКоролёв сделал первую МБР на РДТТ (РТ-2,РТ-П). Но продолжение было только через 10-15 лет (Молодец, Тополь).

Во-первых, Королев там был постольку-поскольку; разработка шла в бывшем бюро Грабина. Во-вторых, продолжения не было так долго в том числе и потому, что верный ученик Королева Макеев старательно задушил все попытки ввести твердое топливо на БРПЛ.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Salo

Цитировать
ЦитироватьЭта ниша не такая уж неоспоримая! Американцы отболели токсикоманией на Титане-2.

В каком году полетел последний Титан-4?
Ну и на индусов посмотрите, что токсикоманией болеют до сих пор.
А Титан-4- Это МБР. :shock:
Были и есть РН на гептиле (Ariane-4, CZ-2,GSLV. PSLV). Но это тяжёлое наследие прощлого. :lol:
Цитировать
ЦитироватьКоролёв сделал первую МБР на РДТТ (РТ-2,РТ-П). Но продолжение было только через 10-15 лет (Молодец, Тополь).
Во-первых, Королев там был постольку-поскольку; разработка шла в бывшем бюро Грабина. Во-вторых, продолжения не было так долго в том числе и потому, что верный ученик Королева Макеев старательно задушил все попытки ввести твердое топливо на БРПЛ.
А Садовского в КБ кто пригласил несмотря на сопротивление Мишина?Тогда Протон делал Мясищев(хотя тут есть доля Истины), а ракеты Янгеля-автомобильное КБ. :wink:
Макеев только БРПЛ занимался, а речь о РВСН в целом.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Андрей Суворов

У Арианов-5 G, GS и ES верхняя ступень всё равно на гептиле. Только у EC она водородная. Какая разница, в одну ступень или в две заправлять гептил? Это не космический аппарат, и не разгонный блок в чистом виде - это вторая (на самом деле, третья) ступень.

У Шаттлов и АТВ движки орбитального маневрирования используют метилпроизводные гидразина и т.д.

Salo

Фрегат тоже на гептиле. :wink:
Речь всё таки должна больше идти о 1-й и 2-й сткпени, где применение гептила нежелательно.
Потому что его там много и потому что они падают на землю. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНе было бы ДОСов, были бы Алмазы

В том же виде, что и в текущей реальности - сперва полеты с неполной функциональностью и выбивание Союзов чуть ли не ногами, а к моменту доводки ТКС заказчик охладел к дорогостоящей игрушке.

Для ТОСа к концу 70-х не имелось никаких предпосылок - грузовик на базе Союза, необходимый для нее, Мишин все обещал, но воз был там же, где и Союз-ВИ от Подлипок.
Грузовик на базе ТКС был к концу 70-х! Как раз размерности нужной для ТОС! И Алмаз с двумя стыковочными узлами! :lol:
Какой больше нравится, такой и бери! И без основоположника!
Кстати, ДОС-5 это Феоктистов. А Глушко-это его начальник. :wink:

Гудилин В.Е.:
ЦитироватьРазработка эскизного проекта на грузовой корабль "Прогресс" была начата в середине 1973 г. и закончена в феврале 1974 г.
     Грузовой корабль "Прогресс" являлся составной частью долговременной орбитального комплекса и разрабатывался в соответствии с постановлением Правительства по созданию станции "Салют-6".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Лютич

ЦитироватьБыли и есть РН на гептиле (Ariane-4, CZ-2,GSLV. PSLV). Но это тяжёлое наследие прощлого.

Которое продолжает почему-то летать. И даже разрабатываться (см. GSLV Mk.III)
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Salo

Ну не наигрались ещё индусы с гептилом. Китайцы вот уже решили завязывать. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Б.И.Губанов "Триумф и трагедия Энергии"
ЦитироватьВ мае 1974 г., приехав по нашим текущим делам в ЦК, я случайно встретился с Валентином Петровичем Глушко у лифта в старом здании на Старой площади. Он был у Генсека. "Поздравьте: меня назначили генеральным конструктором и генеральным директором ЦКБЭМ, теперь оно будет называться "Научно-производственное объединение "Энергия"" Мишина сняли. Мы будем делать новые ракеты. Я всегда говорил, что Н-1 - пустая затея," - почти скороговоркой, с блеском в глазах, проговорил Глушко.
    Неопределенность перспектив королевского КБ существовала почти два года после закрытия разработки Н-1. В сентябре 1972 г. "инициативная" группа ведущих работников ОКБ написала письмо в ЦК с предложением об "укреплении" руководства разработками королевского конструкторского бюро. "Укрепление руководства" по старым переводным правилам означало снятие нынешнего руководителя В.П.Мишина. В ЦК и Министерстве он характеризовался негативно. Все, даже мы в Днепропетровске, понимали, что назревают организационные пертурбации в этом КБ. Назначение В.П.Глушко на королевское место, по нашей оценке, имело вполне определенную логику - должен восстановиться авторитет организации, особенно в связи с драмой вокруг Н-1, нужен был известный конструктор, который поставил бы последнюю точку в судьбе Н-1 и открыл должную перспективу передовому коллективу. Некоторые наши мудрецы считали, что это - переходная ситуация: Глушко будет в этой организации, пока не стабилизируется обстановка, а выработка перспективы и дальнейшая судьба будут зависеть от других сил.
    Было известно также, что Валентин Петрович, после четвертой аварии Н-1 обратился к Л.И.Брежневу с письмом с уничтожающей критикой программы Н-1. Выход из положения - создание носителя на совершенно новой основе. "Глушко протаскивал свой сверхмощный двигатель", - так считали в наших кругах, не вдаваясь в суть исторического спора. У нас были свои проблемы.
Там же:
ЦитироватьВ.П.Глушко пришел в ОКБ не с пустыми руками, как он это рассказывал сам. Он и группа проектантов Химкинского двигательного КБ создали ряд ракетных схем, которые назывались РЛА - "ракетные летательные аппараты". Эта аббревиатура РЛА родилась еще в 1930-е годы в Газодинамической лаборатории, когда под руководством В.П.Глушко там разрабатывались жидкостные ракетные двигатели серии ОРМ - "опытный ракетный мотор". Последний проект ракеты тридцатых годов имел индекс РЛА-100. Проект был разработан в 1930-1932 гг. Ракета предназначалась для вертикальных полетов с расчетной высотой до 100 км, стартовая масса ракеты 400 кг, тяга двигателей до 3 т, время их работы 20 с. Теперь, через сорок лет, предполагалось создать ракеты массой более двух тысяч тонн, которые строились по отличному от Н-1 принципу блочной структуры с минимально возможным количеством маршевых двигателей большой тяги. Цель создания - реализация многих космических программ, в том числе и полетов к планетам.
    К этому времени в королевском КБ стабилизировалась программа пилотируемых полетов в околоземный космос на базе достижений королевской и челомеевской организаций, которые до сих пор являются рабочими лошадками. Я имею в виду "Союз" и "Протон" - других ракет не было.
    Глушко предложил программу создания ракет-носителей большой массы для выведения на орбиту Земли орбитальных станций, организации межпланетных экспедиций и создания лунных баз. Причем суперракета Глушко с индексом РЛА состояла из блоков шестиметрового диаметра, компоненты - кислород и керосин. Было поручено проектному составу королевской организации разработать в течение одного года на базе материалов Глушко единую перспективную программу создания космических систем и средств выведения.
    С приходом в ОКБ-1 (ЦКБЭМ) В.П.Глушко под дирижерским руководством Д.Ф.Устинова образовалось входившее в то время в моду объединение организаций -Научно-производственное объединение (НПО) "Энергия".
    К 1974 г. ЦКБЭМ включало в себя ряд проектных, конструкторских комплексов, подразделений, курирующих и разрабатывающих системы управления, исполнительные органы системы управления ракет и космических аппаратов, телеметрические системы, двигательные установки:, наземные комплексы, комплексы новых материалов и технологий. В структуру входил также Завод экспериментального машиностроения, директор - В.М.Ключарев.
    В НПО "Энергия", кроме конструкторских подразделений и завода в Подлипках, вошли КБ энергетического машиностроения - глушковское КБ в Химках (главным конструктором этого КБ стал В.П.Радовский), КБ "Салют", образованное в июне 1981 года отделением от челомеевского ОКБ, В.Н.Челомей остался в Реутово. Генеральным конструктором "Салюта" стал Д.А.Полухин. Филиал ОКБ-1 в Куйбышеве образовался как самостоятельная организация по разработке космических аппаратов зондирования Земли и из себя выделил конструкторское бюро под руководством Б.Г.Пензина: Д.И.Козлов после драматической истории с Н-1 отказался участвовать в разработке глушковской программы, оставив за собой ведение серийного изготовления Р-7. Таким образом сформировался достаточно мощный конструкторский куст.
    Было образовано несколько направлений конструкторских разработок во главе с главными конструкторами: по многоцелевым тяжелым носителям, многоразовым транспортным космическим системам, орбитальным станциям, лунному комплексу и проекту "Союз" - "Аполлон". К тому времени такая организация работ для крупных многоплановых предприятий была рекомендуемой.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Там же:
ЦитироватьПосле закрытия правительством разработки Н-1 работы в организации Королева по этому комплексу искоренялись вновь пришедшим генеральным В.П.Глушко. Даже упоминание при нем об Н-1 не проходило бесследно. Глушко реагировал резко. Документация, в том числе проектная, осела в закрытых анналах хранилищ. В организации поскрипели-поскрипели в курилках и замолкли.
    Главная же сила, которая заставляла всех уважительно относиться к Генеральному, - это сила "верха". Валентина Петровича крепко поддерживал Д.Ф.Устинов. Сколько ни появлялось в адрес Глушко кривых усмешек в коридорах, в открытое противостояние с ним никто и никогда не входил. Споры, и достаточно резкие, были у него с В.П.Барминым, Г.Е.Лозино-Лозинским. С.А.Афанасьев часто "придавливал" Глушко на коллегиях, но тот всегда добивался своего и доводил любой вопрос до нужного решения. Работало и то, что он - академик, генеральный конструктор, член ЦК.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

ЦитироватьВетров. "Королёв и его дело"ОЦЕНКА ПЛАНА РАБОТ ОКБ В.П. ГЛУШКО[1963 г.]

Цитировать...Основными разработками являются:

...двигатели для верхних ступеней ракет тягой 10-12 т на топливах: АТ + НДМГ (8Д725, удельная тяга 325 с), АТ-пентаборан (РД-270, удельная тяга 365 с; изучается), перекись водоро-да-30% бериллия в гидразине (РД-550, удельная тяга 400 с; изучается);...

У меня давно вызвало вопрос: было два двигателя с наименованием РД-270?
Откуда такое увлечение пентабораном и бериллием в гидразине? Насколько пентаборан токсичнее НДМГ?
А было еще тихое помешательство на фторе. Достигнутые результаты вызывают уважение, но потребовалось (по памяти) для РД-303 и РД-302 десятки тысяч часов работы двигателей (это сколько ж сожгли?), а для отработки РД-301 пришлось сжечь, насколько помню, 254 (!) двигателя – такой вот мировой рекорд. :(
Все это объяснимо только одной идеей всей жизни – создать лучший движок любыми доступными путями.... :evil:

sychbird

В КБ Королева  кислород/киросиновый двигатель замкнутой схемы был разработан в кратчайшие сроки. И летает до сих пор. Если посмотреть всю историю протестов Глушко после 58 года, то он возражал практически по всем техническим решениям, находившимся в конкурентной разработке,  и занявшим в дальнейшем развитии двигателестроения главенствуещее положение. И активно занимался экзотикой, зашедшей в тупик, разбазаривая ресурсы страны и своего КБ. Подобный менталитет характерен для людей, потерявших увереность в своей творчесой состоятельности в будующем, и они активно переходят к отстаиванию своей главенствующей роли в уже свершенном.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

fagot

ЦитироватьНу не наигрались ещё индусы с гептилом. Китайцы вот уже решили завязывать. :wink:
Тут не в игрушках дело, а в научно-техническом уровне страны, имеющемся опыте и целесообразности.

Salo

А кто же спорит. Ещё основоположник понимал, что сделать мощный ЖРД на топливной паре НДМГ-АТ  проще, чем кислородно-керосиновый или кислородно-водородный. Вот все по очереди этот этап и проходят. :lol:
Исключение-англичане с Black Arrow и японцы которые начали с РДТТ, а потом купили технологию у США.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Призваны временем
ЦитироватьВ конце 60-х — начале 70-х гг. в СССР имелось 7 типов ракет-носителей, разработанных на базе 4 различных боевых ракет, в которых использовалось 13 типов ракетных блоков, 15 типов двигательных установок на 8 различных компонентах топлива, среди которых большую роль играли токсичные, 7 систем управления. Для подготовки и проведения пусков этих ракет-носителей использовались 12 технических и 10 стартовых позиций, на которых было занято более 5000 человек. Три основных серийных завода — ЮМЗ, "Прогресс" и им. Хруничева, на которых изготавливались ракеты-носители, из-за малого объема серийного производства и большой номенклатуры узлов и агрегатов имели низкий так называемый "среднегодовой съем трудоемкости с 1 м2 производственной площади". Кроме того, пуски ракет-носителей требовали большого количества трасс запуска и районов падения отделяющихся частей, под которые отчуждалось более 20 млн. га площадей. Все это приводило к неоптимальному расходованию бюджетных средств, выделяемых на развитие ракетно-космической отрасли и требовало создания единого ряда ракет-носителей нового поколения на экологически чистых компонентах топлива с унификацией двигателей, систем управления, ракетных блоков и элементов наземного оборудования.

Поиск путей выхода из этой ситуации рассматривался в НИР "Поиск", "Подъем" и "Даль", проводимых как КБ и НИИ отрасли, так и НИИ Заказчика. По результатам участия в этих НИР в 1975 г. КБ "Южное" выпустило техническое предложение на создание космического ракетного комплекса 11К77, впоследствии получившего название "Зенит". В этих предложениях предусматривалось создание ракеты-носителя среднего класса на компонентах топлива кислород и керосин, которая явилась бы базовой для нового ряда ракет-носителей как легкого, так и тяжелого классов. Ракета-носитель была представлена в двухступенчатом варианте по моноблочной схеме с диаметром корпуса 3,9 м. Для запуска космических аппаратов на высокие орбиты применялась орбитальная ступень с многократным запуском двигательной установки. Энергетические возможности РН обеспечивали выведение полезной нагрузки весом 12 тс на круговую орбиту Н = 200 км с наклонением i = 90°.

Большую "поддержку" предложениям КБ "Южное" о создании комплекса "Зенит" оказали развернувшиеся в 70-х годах в США работы по созданию многоразовой космической системы "Спейс-Шаттл", которая предназначалась как для запуска спутников, так и обслуживания их на орбите и возвращения на Землю. Это позволяло развернуть и использовать боевые космические группировки, что явилось базой для объявленной в дальнейшем США "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ).

Сотрудниками Института проблем механики АН СССР под руководством академика М. В. Келдыша в 1975 г. была направлена Л. И. Брежневу записка, в которой приводился анализ возможностей "Спейс-Шаттла" выполнять боковой маневр до 2000 км и производить "нырки" в атмосферу, например над Москвой, с последующим возвращением на орбиту. Это лишало возможности предотвратить ядерный удар по стратегическим центрам СССР и серьезно нарушало сложившийся паритет между сверхдержавами.

17 февраля 1976 г. вышло постановление правительства № 132-51 о создании многоразовой космической системы в составе ракеты-носителя 11К25 и орбитального самолета, которая в дальнейшем получила название "Энергия-Буран".

Таким образом получило подтверждение направление, которое было выработано под руководством Генеральных конструкторов В. П. Глушко и В. Ф. Уткина, о создании семейства ракет-носителей, включающего РН среднего класса — "Зенит", тяжелого — "Энергия" и сверхтяжелого — "Вулкан", в котором блок 1 ступени РН "Зенит" был унифицирован для использования в составе первых ступеней "Энергии" (4 шт.) и "Вулкана" (8 шт.).

16 марта 1976 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 183-70 о создании универсального космического ракетного комплекса 11К77. Головным разработчиком было определено КБ "Южное". Ведущим конструктором по комплексу "Зенит" был назначен В. Г. Команов, помощником — Г. Г. Бедняк.

Принятию постановления от 16 марта 1976 г. о создании ракетного комплекса 11К77 предшествовали длительные технические поиски. Еще в начале разработки МБР 15А14 в 1968 г. была предпринята попытка выбрать проектные параметры ракеты с учетом возможности использовать ее в дальнейшем по сложившейся традиции в качестве ракеты-носителя, однако выбрать компромиссные параметры не удалось, а возросшие требования к весу выводимых на орбиту полезных нагрузок окончательно похоронили такие попытки. К этому времени значительный объем космических исследований как в военных, так и в научных целях приходится на задачи, решаемые космическими аппаратами среднего веса (~7 тс) — связь, разведка, навигация, исследования околоземного и межпланетного пространства автоматическими и пилотируемыми аппаратами. Основной тенденцией являлось увеличение количества пусков (до 50-100 в год) для создания постоянно действующих космических систем. Все это требовало создания нового космического ракетного комплекса среднего класса.

В декабре 1969 г. Главное управление космических средств МО СССР, которое являлось Заказчиком ракет-носителей и космических аппаратов, выдало КБ "Южное" тактико-технические требования на многоцелевой ракетный комплекс 11К77.

Основные из этих требований следующие:

— вес полезного груза, выводимого на круговую орбиту 200 км с наклонением 90° — 8-8,5 тс, на орбиту с перигеем 700 км, апогеем 40000 км и наклонением 63,5° — 2 тс;

— компоненты топлива — АТ+НДМГ;

— высокоавтоматизированный стартовый комплекс, обеспечивающий время пуска ракеты-носителя — 1,5 часа, периодичность пусков — 5 часов;

— увод отделяющихся частей РН в заданные районы падения;

— транспортировка ступеней РН железнодорожным транспортом на любое расстояние и со скоростями, обеспечиваемыми ж/д транспортом.

В 1970 г. в соответствии с приказом MOM были выпущены материалы аванпроекта по ракетному комплексу 11К77. Ракета-носитель была разработана в моноблочном двухступенчатом варианте с орбитальной ступенью многократного запуска. Диаметр корпуса был принят 3,6 м, энергетические возможности РН обеспечивали выведение полезного груза на стандартную орбиту (Нкр = 200 км, i = 90°) весом 8,4 тс.

В 1971 г. были выпущены материалы нового аванпроекта, в которых ракета-носитель была представлена в блочном варианте: первая и вторая ступени представляли собой связку из двух боевых ракет 15А14, а третья ступень — новой разработки. Это было обусловлено стремлением сокращения стоимости и сроков создания РН за счет максимального использования технологии производства ракеты 15А14 и без необходимости дополнительного оснащения ЮМЗ.

Возможность максимального использования боевой ракеты 15А14 для создания ракеты-носителя была также рассмотрена в аванпроекте по ракетному комплексу 11К66, выпущенном в 1972 г. В качестве первой ступени использована первая ступень 15А14 с максимальным увеличением запаса топлива из условий транспортировки и производственных возможностей ЮМЗ, вторая ступень — также на базе второй ступени 15А14 с оптимальным доливом топлива. Общая длина РН составила 42,8 м, стартовый вес 271 тс, энергетические возможности при выведении полезного груза на стандартную орбиту — 5,9 тс.

Затем произошел существенный поворот в идеологии создания ракетного комплекса "Зенит". В октябре 1973 г. ГУКОС выдало исходные данные на разработку технических предложений по универсальному космическому ракетному комплексу 11К77, в которых изложило требования по применению нетоксичных компонентов топлива — кислорода и керосина, а также использования ракеты-носителя среднего класса в качестве базовой для создания РН легкого и тяжелого классов.

В техническом предложении, выпущенном по исходным данным Заказчика в 1973 г., базовая ракета-носитель среднего класса была разработана на нетоксичных компонентах топлива. Для сохранения технологии производства диаметр корпуса был принят равным трем метрам, что привело к необходимости разработки РН в блочном варианте: первая ступень — два блока, вторая ступень — один блок, расположение ступеней параллельное.

В дальнейшем было принято решение о переходе на моноблок, что значительно упрощало динамическую схему РН, но это потребовало увеличения диаметра корпуса до 3,9 м.

Переход на низкокипящие компоненты топлива явился для КБ "Южное" большим испытанием и был воспринят многими, мягко говоря, без энтузиазма. Да это и неудивительно — ведь само КБ было обязано своим рождением и последующими успехами именно созданием ракет на высококипящих компонентах и на протяжении своей почти уже 20-летней истории успешно развивало это направление, создавая боевые ракеты и ракеты-носители на их базе. Однако требование Заказчика, а также участие в программе по созданию многоразовой космической системы "Энергия-Буран" привели к необходимости освоения низкокипящих экологически чистых компонентов топлива.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

ЦитироватьА кто же спорит. Ещё основоположник понимал, что сделать мощный ЖРД на топливной паре НДМГ-АТ проще, чем кислородно-керосиновый или кислородно-водородный. Вот все по очереди этот этап и проходят. :lol:  
Исключение-англичане с Black Arrow и японцы которые начали с РДТТ, а потом купили технологию у США.
Ну если говорить о начале, то мы с американцами тоже исключение, а китайцам для боевой ракеты глупо было делать керосин.
 Просто мне показалось, что кое-то принял вас за эколога, почему и были приведены все эти примеры гептиловых ракет :) А ведь ни одна из этих стран не имела такого опыта с керосином, как мы, хотя конечно его применение на РН обусловлено в первую очередь более высоким УИ и некоторым упрощением эксплуатации, а вовсе не экологией.