Полтавский музей авиации и космонавтики

Автор Salo, 14.11.2009 12:12:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.prostir.museum/museums/ru/detail?id=549   
ЦитироватьПолтавский музей авиации и космонавтики   Научно-технические | Полтавская область

36011, г. Полтава, Першотравневый пер., 16
Тел.: (05322) 7-25-82

Полтавский музей авиации и космонавтики официально открыт в сентябре 2001 года. С его экспозицией ознакомились более 35 тысяч посетителей. Фондовые коллекции сейчас насчитывают 3 325 экспонатов, архивные – свыше 10 тысяч единиц, имеется интересная негатека и библиотека, собрание видеофильмов, дисков, содержащих разнообразную информацию по тематике музея.

Музей авиации и космонавтики в Полтаве создавался долго. История его создания во многом была сложной, драматичной. В начале 80-х годов речь шла об открытии музея Ю. В. Кондратюка. Этот музей должен был дополнить группу уже существующих мемориальных музеев: И. П. Котляревского, П. Мирного, В. Г. Короленко, А. С. Макаренко. При Полтавском краеведческом музее была сформирована рабочая группа (ученые, художники-экспозиционеры), которая начала разработку первого варианта тематико-экспозиционного плана.

Для музея Ю. В. Кондратюка необходимо было мемориальное здание. Обсуждалось несколько предложений: дом № 4 по ул. Стретенской, где в 1897 году родился будущий ученый, или дом № 11 по этой же улице, в котором некоторое время жил Саша Шаргей (Ю. Кондратюк). Но отселить людей, живших в этих домах, в новые квартиры и освободить несколько соседних зданий, чтобы восстановить вид, атмосферу усадьбы Гарманов конца XIX – начала XX века, когда здесь проживали семьи Шаргей и Даценко, в те годы было практически невозможно. Поэтому для экспозиции решили выделить дом – памятник архитектуры XIX века, одно из первых каменных сооружений в парковой зоне, недалеко от «музейного центра» города по Первомайскому (бывшему Келинскому) проспекту, № 16.

Это небольшое по площади помещение, по оценке специалистов, подходило для размещения условно мемориальных вещей, приобретенных у семьи Анатолия Владимировича Даценко – двоюродного брата А. Г. Шаргея (Ю. В. Кондратюка): литературы, мебели, посуды, – а также собранных сотрудниками фотографий, документов, других предметов. Тем не менее, проводя подготовительную поисковую, научно-исследовательскую работу, музейные работники открыли для себя, что Полтавщина является родиной не только одного из первых теоретиков космонавтики Ю. В. Кондратюка (А. Г. Шаргея), – с ней связаны имена целой плеяды выдающихся и известных (а порой и малоизвестных, и незаслуженно забытых) деятелей в области воздухоплавания, авиации, ракетной и космической науки и техники. Необходимо было определиться с концепцией: либо все же создавать музей, посвященный жизни и деятельности Ю. В. Кондратюка (А. Г. Шаргея), либо музей авиации и космонавтики (возможно, имени Ю. В. Кондратюка), в котором главная часть экспозиции отводилась бы Юрию Кондратюку, но не были бы обойдены вниманием и другие: один из первых в мире конструкторов боевых пороховых ракет А. Д. Засядко, «крылатый генерал», один из основателей военного воздухоплавания А. Н. Кованько, украинские авиаконструкторы братья Касяненко, создатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта Г. Е. Котельников, ученый-ракетчик Ю. А. Победоносцев и его коллега, талантливый инженер Н. С. Кисенко; конструктор ракетно-космической техники В. М. Челомей и другие.

На основе рекомендаций Министерства культуры (тогда еще СССР), Ассоциации музеев космонавтики (АМКОС), Федерации космонавтики Украины, других учреждений и организаций, с учетом точек зрения известных историков техники (Б. В. Раушенбаха, В. Н. Сокольского, Г. С. Ветрова, Г. С. Писаренко и других) решено было остановиться на последнем варианте и работать над созданием музея авиации и космонавтики.

Так, разработку проекта мемориального музея Ю. В. Кондратюка (А. Г. Шаргея) начинали заслуженный художник Украины В. М. Батурин, А. П. Билецкий.

Концепция музея предполагала хронологический метод в создании экспозиционных разделов, в каждом из которых должны были прослеживаться две параллельные линии: воздухоплавание и авиация и ракетная техника и космонавтика. Кроме того, мы не отказались и от «мемориальности» в экспозиции, поскольку считали, что наш музей должен быть посвящен не только, а скорее даже не столько истории авиационной и ракетно-космической техники, сколько творцам этой техники – выходцам с Полтавщины и тем, кто считал наш край «Отчизною души своей...»

Поэтому в наших экспозиционных залах полноправно соседствуют образцы, макеты, модели авиационной, ракетной и космической техники и мемориальные разделы: фрагменты рабочих кабинетов, личные вещи, фотографии, документы ученых, конструкторов, летчиков, космонавтов.

По материалам, подготовленным И. Пистоленко в рамках участия в Программе поддержки музейных работников 2005–2006 гг. Международного фонда «Украина 3000».
Карта:
http://map.navigator.pl.ua/#x:24154:y:25398:zoom:1
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Сайт музея:
http://p-space.narod.ru/

I зал:


Атлас звёздного неба.


Глушко В.П.


Глобус с обозначенными космодромами.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

II зал:


Кабинет А.Д.Засядько


Стенд М.И.Кибальчича и Кованько А.М.


Кованько А.М.


Г.Е.Котельников с женой Юлией Васильевной.


Стенд посвящённый Г.Е.Котельникову.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

III зал:


Ю.В. Кондратюк (А.Г.Шаргей)


Детские и Юношеские годы Шаргея.


Техническое творчество Шаргея.


Идеи Кондратюка в космонавтике.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

IV зал:


Авиастроение на полтавщине.


Операция "Френтик".


Макеты самолётов и образцы авиационной техники.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

V зал:


В.Н.Челомей


Фрагмент рабочего кабинета В.Н.Челомея.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

VI зал


Днепровский ракетно-космический центр.


Катапультное кресло К-36Л.


Условный фрагмент орбитальной станции.


Фрагмент кабины самолёта Ту-16.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.zn.ua/3000/3150/16293/
ЦитироватьПОЛТАВСКИЙ КОСМОДРОМ
Автор: Владимир ПИСКОВЫЙ (Запорожье-Полтава)

Вынужден разочаровать тех, кто, судя по заголовку публикации, полагает получить сведения о некой неведомой доселе и тщательно скрываемой тайне. Сенсации не произойдет, и список из 25 известных миру космодромов не пополнится очередным - засекреченным. И тем не менее, уверен: тема стоит разговора, а значит - заслуживает внимания. Впрочем, судите сами...

Ситуация была по меньшей мере нелепой: стоя у двери музея, я расспрашивал, как его найти. От позора собственного невежества спасали разве что удивленные пожимания плечами прохожих в ответ да отсутствие каких-либо признаков принадлежности аккуратного белого домика к очагу культуры. Скорее, он напоминал то ли бывшую церковь, то ли пожарную каланчу. Как потом выяснилось, во втором предположении я все же не ошибся - здесь, в первом полтавском кирпичном доме, возведенном в 1805 году, действительно размещалась пожарная команда.

Чего стоило Дмитрию Павловичу Кальному сперва сохранить это симпатичное зданьице, а затем разместить в нем музей, коим он теперь заведует - отдельная история. Внимания на ней он особо не акцентирует, ссылаясь лишь на то, что не обошлось без помощи порядочных и неравнодушных людей, для которых память о прошлом - не пустой звук.

Признаться, первое известие о существовании музея авиации и космонавтики в Полтаве, вызвало у меня удивление с изрядной долей скепсиса. Город - спору нет - славный, но ведь не Калуга и не Житомир. Причем тут авиация, не говоря уже о космонавтике? Поэтому заведение представлялось плодом увлечения какого-нибудь энтузиаста, чьи усилия были реализованы в собрании нескольких десятков журнальных вырезок, пары дюжин научно-популярных книжек да пластмассовых макетов самолетиков, размещенных в тесной комнатушке одной из школ. Конечно, в определенной степени это умиляло, но не больше, чем любое другое хобби. Такого легкомыслия, возможно, стоило бы и устыдиться, но ведь еще десять лет тому назад подобные рассуждения в Полтаве были общепринятыми даже для тех, кто создание авиационно-космического музея изберет делом своей жизни...

Крестным отцом музея по праву можно считать академика Глушко, который в 1981 году обратился к руководству области с предложением увековечить память одного из выдающихся теоретиков освоения космоса Юрия Кондратюка (Шаргея). Подготовить ответ Валентину Петровичу было поручено тогдашнему заместителю начальника областного управления культуры Дмитрию Кальному, поскольку музейная работа относилась к его компетенции. И это был как раз тот случай, который принято называть счастливым.

Нынешних времен касаться не будем, но в недалеком прошлом было само собой разумеющимся мнение о том, что «руководство культурой» особой сложности не представляет. И управленцами в этой сфере нередко становились те, кто в иных областях, мягко говоря, способностями не блистал - таковы номенклатурные законы с их своеобразной заботой о кадрах. Хотя подобное перемещение и было более предпочтительным по сравнению с удалением из руководящей обоймы, но на дальнейшей карьере в органах власти оно ставило крест и в среде аппаратчиков вызывало далеко не восторг. Стоит ли говорить, что известие о добровольном переходе Кального с поста секретаря горисполкома на должность заместителя начальника областного управления культуры изумило не только коллег, но даже тогдашнего министра. А как еще прикажете относиться к отказу чиновника от персонального автомобиля, приемной с секретарем, не говоря уже о более высоком окладе?! Какие-либо объяснения в данном случае были бессмысленны, потому что вряд ли кто поверил бы, что причиной всему был... Гоголь. Пожалуй, лишь для двоих приятелей Кального - художника Виктора Батурина и архитектора Льва Вайнгарта - в его поступке не было ничего удивительного. Ведь их троих - людей беззаветно влюбленных в свой край, его историю - связывала клятва, во что бы то ни стало возродить из беспамятства и запустения гоголевскую усадьбу в Васильевке.

- Это была сказочная работа, - вспоминает Дмитрий Павлович. - Наверное, такие подарки судьба делает лишь раз в жизни, предоставляя возможность сполна предаваться сладкому плену творчества.

Тогда они вынуждены были ответить Глушко вежливым отказом, мотивируя тем, что на одновременное создание второго музея не было ни сил, ни средств. Пообещали лишь, что к предложенной работе приступят после завершения гоголевского мемориала.

В 1984 году музей-усадьба в Васильевке была открыта. Казалось, пришла пора сдержать слово, данное академику, но по решению ЮНЕСКО 1987 год был объявлен годом Макаренко, и творческому коллективу предстояла новая работа - над музеем-заповедником в Ковалевке. Идея создания музея Кондратюка в очередной раз была отложена. К ее реализации удалось приступить только спустя три года. Задача представлялась не то что сложной, а вообще невыполнимой. Ведь начинать работу пришлось на совершенно пустом месте - не имея ни единого экспоната.

П оиск решили начать с Москвы, где в инстиуте естествознания и техники АН СССР им довелось познакомиться со столь же увлеченной историей личностью - тогда еще кандидатом наук Виктором Сокольским. Правда, поначалу совет Виктора Николаевича их огорошил - дескать, оставьте вы, братцы, затею с музеем Кондратюка, потому что из этого ничего не выйдет. Коль уж есть желание увековечить память ученого, не пытайтесь раскрыть тему лобовым решением, займитесь исследованием истории развития авиации и космонавтики, а освещение заслуг Кондратюка будет ее стержнем. Видя, что его совет гостями воспринят с изрядным недоумением, Сокольский спросил: «А какими сведениями о своих земляках вы вообще располагаете?»

На то время было известно, что Полтавщина дала миру основателя ракетного дела Александра Засядько, что здесь жил и работал один из первых Героев Советского Союза Сигизмунд Леваневский. Однако на этом познания гостей исчерпывались. Тогда Виктор Николаевич вынужден был провести небольшой исторический ликбез, открывший целое созвездие незаурядных личностей. И каких личностей! Чего, скажем, стоит хотя бы род Кованек - потомков казаков Опошнянской сотни: Александра Матвеевича, конструктора аэростатов и основателя Гатчинской воздухоплавательной школы, его сыновей - Александра и Андрея, продолживших и приумноживших дело отца. А разве не достойны светлой памяти братья Касьяненко - крестьянские сыновья, сконструировавшие на три года раньше, чем братья Райт, летательный аппарат, названный впоследствии самолетом? Тогда им не удалось стать пионерами авиации, поскольку не смогли найти, как теперь говорят, спонсоров, которые выделили бы тысячу рублей на постройку машины. А полтавчанин Глеб Котельников? Удивительным, оказывается, был этот человек, создавший первый парашют - актер, драматург, композитор, поэт, наконец, просто обаятельный и красивый мужчина. Его дедушка, Иван Кондратьевич Зацев, был соучеником Шевченко по Академии художеств, тесть - Василий Алексеевич Волков - известным художником-передвижником. Друзьями их полтавского дома были живописцы Григорий Мясоедов, Николай Ярошенко, скульптор Леонид Позен, хирург Николай Склифосовский...

Уже этих имен было вполне достаточно для создания вполне приличной музейной экспозиции, однако Сокольский называл все новых и новых людей, чья жизнь и работа была неразрывно связана с Полтавой. Сергей Беев - знаменитый летчик времен Первой мировой войны. Юрий Победоносцев и Михаил Кисенко - космические конструкторы, разработавшие реактивный миномет «Катюша», первый залп которого, кстати, состоялся в 1941 году под Диканькой. Летчик Николай Комарницкий, награжденный шестью орденами в течение одного года за подвиги времен Первой мировой войны, основоположник сельскохозяйственной авиации в стране. Наконец, Владимир Челомей - выдающийся ученый, генеральный конструктор ракетно-космической техники, чье детство прошло в уютном домике по Келинскому проспекту, принадлежавшем роду Гоголей и Пушкиных...

- Безусловно, очень важно привлечь внимание соотечественников к памяти о людях, внесших неоценимый вклад в развитие человечества, - рассуждает Дмитрий Павлович. - Но, знаете, осуществление такой задачи таит в себе серьезную опасность сбиться на пафос, уподобившись тому кулику, который то и дело хвалит свое место обитания. Ничуть не умаляя значения выдающихся людей, все же не следует упускать из виду, что их талант произрастал не на пустом месте, а в определенной среде, представляющей мощный культурный пласт, который, собственно, и позволял незаурядным личностям развить и реализовать свои способности. Именно при таком подходе возможно непредвзятое и объективное освещение истории, а не изучение прошлого в русле некой надуманной концепции.

Эта исследовательская позиция сформировалась у Дмитрия Павловича за годы работы. Хотя, как знать, не берет ли она начало с юношеских лет? Уйдя на фронт семнадцатилетним пареньком, он познал войну отнюдь не по книжкам или фильмам. Ему довелось воевать в 72-м корпусе 5-й армии и быть свидетелем геройской гибели танкового батальона, из которого звания Героя Советского Союза был удостоен лишь один боец - Александр Космодемьянский. Дело, разумеется, не в звездах, пусть даже и золотых. Просто избирательность в оценке подвига, его абсолютизация в угоду идеологическим догмам, считает Кальный, способны дать воспитательный эффект, прямо противоположный желаемому.

Как стоящая книга не пишется в один присест, так и музей невозможно создать за год-другой. Тем более когда дело касается не моно-музея, посвященного жизни и творчеству одной личности, а отображения достижений целой отрасли, впитавшей труд многих людей. Экспозиционные планы возникали один за другим, но расширялись горизонты познания, исследователи открывали все новые и новые личности, поэтому от уже готовых решений всякий раз приходилось отказываться. Ситуация все больше обретала контуры тупиковой, пока наконец не родилась оригинальная концепция.

- Мы поняли, что новый музей не должен быть статичный, как, скажем, литературный. Ведь расчет делается на то, что основными посетителями в нем станут дети. И если им просто показать документы, экспонаты, пусть даже самые уникальные, - это вряд ли их удивит. А если предложить парнишке сесть за компьютер и продублировать схему полета на Луну, разработанную Кондратюком, - это совсем иное. Возможность обернуться несколько раз в центрифуге, уверен, даст малышу в сто раз больше впечатлений, чем вид намертво закрепленного кресла, снабженного табличкой «Руками не трогать». А мы хотим, чтобы трогали, включали все, что можно, чтобы все это звенело, вращалось, играло и чтобы у детворы появлялось желание совершить свои открытия. Тогда связь времен и поколений не прервется.

Разумеется, осуществить задуманное в имеющихся музейных стенах было невозможно. Поэтому Кальный настаивал на необходимости строительства дополнительного павильона, где на площади 1800 квадратных метров можно было бы разместить даже подлинные космические аппараты. И он таки добился своего! К разработке проекта приступила группа московских художников, однако задуманное, к сожалению, осуществить не удалось. В связи с распадом некогда единой страны работы пришлось свернуть. Музей так и не принял посетителей. И поныне ознакомиться с его экспонатами могут далеко не все желающие. Одна из главных причин - техническая. При обилии металлических конструкций недопустимо использование проводки с напряжением 220 вольт. Необходимы 12-вольтные светильники, которые стоят очень дорого, а деньги взять неоткуда. Их не всегда хватает даже на зарплату шести штатным сотрудникам, половина из которых работает на полставки. И тем не менее музей не прекращает свою деятельность. Создается его филиал - постоянно действующая выставка авиационно-космической техники на территории местного военного аэродрома. С военными летчиками сложились тесные дружественные контакты - они превосходно понимают значимость работы, которой занимаются исследователи. Поэтому помогают, чем могут.

Н еординарные личности, не говоря уже о гениях, нередко называют людьми не от мира сего, а подчас и вовсе сумасшедшими. Рядовому обывателю попросту не дано понять, как можно посвятить жизнь изучению какой-то амебы или наблюдению за небесным светилом? Подобным образом многие склонны оценивать и неугомонную деятельность Кального, для которого строительство музеев намного важнее ремонта собственной двухкомнатной квартиры. Ее, кстати, Дмитрий Павлович так и не счел нужным сменить, хотя, будучи прежде в первой десятке городского руководства, мог это сделать без проблем и не раз. Как-то один большой начальник, желая сделать Кальному комплимент, сказал, что таких, как он, в стране больше нет, и услышал в ответ: «Думаете, этим вы мне польстили? Напротив... Лучше бы нас была тысяча и вы, кстати, в их числе».

Полтавские исследователи являются единственными в Украине держателями фонда Кондратюка, уже насчитывающего около 800 архивных дел. А всего музей располагает порядка 5 тысячами дел и примерно на столько же - собранными материалами. Такой багаж позволяет его работникам выступать равноправными участниками весьма представительных научных конференций, принимать зарубежные делегации. Только из Соединенных Штатов их приезжало девять, поскольку музеем поднята из небытия память об операции «Френтик» - боевом сотрудничестве советских и американских летчиков во время второй мировой войны...

Наверное, бессмысленно сокрушаться по поводу того, что истинное подвижничество у нас зачастую не получает подобающей оценки. Увы, это скорее досадная неизбежность. Но если Дмитрий Павлович склонен не придавать особого значения снисходительности по отношению лично к себе, то касательно дела, которому он служит, у директора совершенно иная позиция.

- Вы только вдумайтесь: в Украине нет ни одного политехнического музея. А, скажем, в Бельгии, которая никогда не была авиадержавой, создан прекрасный музей авиации, где под крышей собрано несколько десятков летательных аппаратов. Но мы же имеем такую богатейшую историю, о которой многие страны не могут и мечтать. Смотрите, Украина дала миру Кондратюка, Королева, Глушко, Челомея, более 30 лет в ней работал Янгель... Кто придет им на смену?.. Поверьте, больно и стыдно становится от осознания того, что в цивилизованных странах любой малыш способен свободно общаться с компьютером, а у нас это под силу далеко не каждому академику. Но стоит лишь заикнуться об этом, как тут же слышишь в ответ стенания о трудном экономическом положении, отсутствии средств... Да чушь все это! Просто надо избавиться от привычки жить одним днем и пытаться видеть перспективу хотя бы на шаг вперед. А что касается денег... Я, например, предлагал местному университету поставить памятник Кондратюку - киловаттный ветрячок, который давал бы ток для одной лампочки, и табличку с надписью о воплощении в жизнь идеи великого ученого в соотношении 1:10000. Увы, пока мы преуспеваем лишь в провозглашении красивых речей и тостов, а когда конкретное дело требуется - тут мы пас. Приятно, конечно, что в 1990 году наш «Руслан» под командованием полтавчанина Льва Козлова совершил первое кругосветное путешествие, но ведь и обидно, что профинансировала этот полет не Родина, а австралийский бизнесмен Виктор Джамирдзе, бывший московский эмигрант. У нас то ли деньги пожалели на этот проект, то ли не поняли. А иностранец понял и не поскупился на расходы, которые потом принесли ему полумиллионную прибыль, не говоря уже об известности. Поэтому сколь бы это ни выглядело банально, но смысл нашей работы я вижу в том, чтобы славные достижения прошлого не канули в лету, чтобы они были не просто на слуху, а вросли в подсознание. Тогда наша земля не оскудеет на таланты.

...Как-то знакомая учительница, помогавшая с переводом во время визита в Полтаву бельгийского историка Дика де Куперне, пригласила Кального на встречу со своими учениками. От общения с любознательными пятиклассниками Дмитрий Павлович получил неописуемое удовольствие. Но еще больший сюрприз ожидал его спустя неделю, когда ребятишки в знак благодарности принесли в музей выполненные собственноручно переводы одной из глав исторической книги - от каждого по листику. И как знать, может, кто-то из них уже присмотрел место на музейном напольном глобусе, где будет возведен новый космодром. Вдобавок к 25 имеющимся...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

Прерванный полёт: К 110-ой годовщине со дня рождения одного из пионеров теоретической космонавтики, полтавчанина Юрия Кондратюка (Александра Шаргея)

Памятник Ю.В. Кондратюку, открытый на его родине в г. Полтаве в 1997 году к 100-летию со дня рождения


В этом здании – в бывшей 2-й Полтавской мужской гимназии –учился Александр Шаргей.
Ныне это один из корпусов Полтавского государственного педагогического университета им. В.Г. Короленко


Экспозиция, посвященная Ю.В. Кондратюку, в Полтавском музее авиации и космонавтики.
Справа на фото – создатель и директор музея Кальной Дмитрий Павлович


Последнее письмо красноармейца Юрия Кондратюка, отправленное им с фронта в феврале 1942 года
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.ihst.ru/~akm/10t32
ЦитироватьИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛТАВСКИХ КОРНЕЙ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ И КОСМОНАВТИКИ: А. Д. ЗАСЯДКО, Ю. В. КОНДРАТЮКА (А. И. ШАРГЕЯ), В. Н. ЧЕЛОМЕЯ, Ю. А.ПОБЕДОНОСЦЕВА И ДРУГИХ
И.А.Пистоленко
(Полтавский музей авиации и космонавтики)

В  становлении и развитии аэрокосмической науки и техники Украина и ее представители всегда принимали активное участие. Некоторые из известных, выдающихся деятелей в этих областях родились в Украине. Многие связаны с ней,  и с Полтавщиной в том числе, своим происхождением, учебой или работой.

Так, А.Д.Засядко (1779-1838), которого в истории ракетной техники часто называют «первым ракетным генералом» за разработанные им боевые пороховые ракеты, принятые на вооружение в российской армии в начале ХIX столетия, родился в урочище Засядковщина недалеко от деревни Лютеньки Гадячского уезда Полтавской губернии. В Полтаве родился и один из первых теоретиков космонавтики Ю.В.Кондратюк (А.И.Шаргей) (1897-1942). Здесь в 1914-1915 г. он начал научные исследования в области межпланетных путешествий. Известный ученый в области механики и процессов управления, конструктор, руководитель проектов и разработок авиационной и ракетно-космической техники, многие из которых считаются уникальными, В.Н.Челомей (1914-1984) жил с близкими в Полтаве с лета 1914 г. по 1926 г.,  учился в полтавской десятой семилетней трудовой школе. В эти годы завязались дружеские отношения (которые поддерживались и впоследствии) членов семьи Челомей с потомками А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя Данилевскими. В.Н.Челомей также учился и работал в Киеве, Днепропетровске и Запорожье. Ученый в области ракетной техники Ю.А.Победоносцев (1907-1973) в 1922-1924 гг. был учащимся  полтавской профессионально-технической школы, в Полтаве делал первые шаги по   творческой стезе. Полтавчанами по рождению являются  ученые в областях: материаловедения – И.Н.Францевич (1905-1985) и Г.С.Писаренко (1910-2001), математики – Ю.А.Митропольский,  В.А.Добровольский (работавшие и на космонавтику), радиофизики – С.Я.Брауде (1911-2003), астрономии – Б.П.Герасимович (1889-1937), в области оборонной промышленности – Н.Л.Духов (1914-1964) и многие другие. На Полтавщине родились, учились и начинали службу космонавты Г.Т. и В.Т. Береговые, А.А.Леонов, П.И.Климук, В.В.Аксенов, А.С.Левченко. П.Р.Попович – Почетный гражданин города Полтавы. Научные сотрудники Полтавского музея авиации и космонавтики продолжают исследовательскую и поисковую работу по данной теме.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.tehnichka.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1547:2009-07-08-09-21-58&catid=35:2008-02-19-14-01-05&Itemid=57
ЦитироватьВторая родина академика Челомея            
Автор: Александр БРУСЕНСКИЙ    

30 июня исполняется 95 лет со дня рождения Владимира Николаевича Челомея — академика Академии наук СССР, руководителя советских космических программ, генерального конструктора авиационной и космической техники. В КБ разработаны и изготовлены крылатые ракеты 10ХН и ракета-носитель «Протон», с помощью которой отправили во Вселенную аппараты серии «Зонд», «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», а также орбитальные станции «Мир», «Салют», искусственные спутники Земли серий «Полет» и «Космос», орбитальные станции «Салют-3» и «Салют-5». Именно В.Н. Челомей выдвинул идею транспортного орбитального корабля многоразового использования и реализовал ее.

За право называть В. Н. Челомея «своим» до сих пор спорят Украина и Россия. Спор по поводу периода, когда он сформировался как личность, ведут Киев с Полтавой. Киевляне, конечно, имеют все основания причислить академика к когорте тех, кто на весь мир прославил столицу, ведь именно в Киеве В.Н. Челомей окончил школу, автомобильный техникум и стал студентом авиационного факультета Киевского политехнического института. Вскоре факультет выделился в Киевский авиационный институт, который он и окончил в 1937 году. Однако известно, что сам Владимир Николаевич считал своим родным городом Полтаву, называл его своей второй родиной.

...В Полтавском музее авиации и космонавтики есть выставочный зал, получивший название «челомеевский», хотя там есть экспонаты, рассказывающие о других ученых, инженерах, специалистах в области ракетно-космической науки и техники, судьба которых связана с полтавским краем и важными событиями в ракетно-космической истории ХХ века, происходившими и на Полтавщине. Но большинство экспонатов связано именно с жизнью и деятельностью В.Н. Челомея. В том числе рассказывающие о детских годах будущего академика, проведенных в Полтаве, куда из польского городка Сидлец, где 30 июня 1914 года родился будущий руководитель космических программ СССР, его привезла мать Ивга Фоминична, в девичестве Клочко. Дорога во взрослый мир В.Н. Челомея началась именно из Полтавы, где он прожил двенадцать лет.

Его детство и отрочество прошли в одном из домов на тогдашнем Келинском проспекте, названном в честь знаменитого коменданта Полтавы, организовавшего оборону города от шведов во время Северной войны. Теперь проспект переименован в Первомайский. Владелицей дома, где проходило детство будущего конструктора космической техники, была сестра Николая Гоголя — Г.В. Гоголь-Яновская. А соседями Челомеев — семьи Данилевских и Быковых — представители полтавских потомков А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В 1962 году В.Н. Челомей в своей автобиографии написал, что его родители до октября 1917 года были учителями народной школы. В Полтаве его мать работала в городском училище. Она окончила курсы руководителей летних детских площадок и яслей, организованные Полтавским отделом народного образования совместно с обществом «Просвіта». До 1926 года В.Н. Челомей учился в полтавской десятой семилетней трудовой школе, располагавшейся в доме № 4 по ул. Луначарского. Сейчас на здании школы можно увидеть мемориальную доску, свидетельствующую, что среди ее именитых учеников был и академик В.Н. Челомей.

В мемориальном зале академика Челомея собрано немало экспонатов, воссоздающих полтавский период его жизни. В частности, в экспозиции представлены снимки дома Г.В. Гоголь-Яновской в ХІХ веке и в 1950-е годы прошлого века. Есть фото начала 1920-х годов, где изображена С.М. Данилевская с детьми и внуками. Работникам музея удалось найти снимок И.Ф.Челомей с сыном Володей в Полтаве, датированный приблизительно 1917—1918 годами. Здесь хранятся также копии документов о работе матери В.Н. Челомея в Полтаве, письмо жены академика Нинели Васильевны к сестрам Данилевским — Марии, Марине, Наталии, в котором она писала, что Владимир Николаевич через всю жизнь пронес любовь к Полтаве и очень часто вспоминал свое детство. Есть и некоторые личные вещи В.Н. Челомея тех времен, например, нотный сборник вальсов для фортепиано с его автографом.

Сотрудники музея воссоздали «условно-мемориальное» рабочее место ученого, использовав вещи из его домашнего кабинета и из кабинета на предприятии в г. Реутове (Россия). Сохранился рабочий стол НПО, на котором лежат листки рукописей, чертежи В.Н. Челомея. Оригинальной среди них считают схему перспективной ракеты, конструкция которой позволяла преодолеть акустический барьер, что было актуально для ракет-носителей со стартовой массой 2000—3500 т. На столе также — официальный бланк ЦКБ, два телефонных аппарата 1950-х годов, именной блокнот отца с надписью: «Н.Н. Челомей. Зам. Зав. Киевского отделения ГИЗ'а РСФСР», настольные часы, мини-компас, деревянная рамка с двумя фотографиями — И.Ф. Челомей и М.М. Клочко (приблизительно 1912—1913 гг.), нож для разрезания бумаги, канцелярские принадлежности...

В Полтаве живет человек, несколько лет непосредственно работавший с академиком В.Н. Челомеем. Это Ольга Иосифовна Окара, ученый секретарь ЦКБ, которое он возглавлял, член-корреспондент Российской академии космонавтики. О вкладе В.Н. Челомея в развитие ракетно-космической техники, отмечает О.И. Окара, начали говорить лишь после его смерти в декабре 1984 года. А до того ученый был «засекреченным» человеком — генеральным конструктором КБ, от которого зависел геостратегический баланс СССР и США. Незадолго до своей смерти Владимир Николаевич говорил, что «догонять и перегонять — ошибочный путь».

— Я тогда впервые услышала от него, что в подобных ситуациях нужно искать асимметрические решения, — говорит О. Окара.

Речь идет о проектах «УР-700» — «ЛК-700», «Протон» — «ЛКС», которые могли стать достойным ответом американской лунной программе и «Шаттлу», над чем много лет работало КБ Челомея.

Владимир Николаевич Челомей похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названы улицы и площади в Москве и городе Реутове Московской области. Малая планета Солнечной системы, зарегистрированная в международном каталоге под номером 86081, названа «Челомей». В России, Казахстане и Украине установлены памятники академику Челомею и открыты мемориальные доски. Основана и медаль им. В.Н.Челомея, которой награждают деятелей науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. В Полтаве тоже помнят и уважают своего выдающегося земляка. Несколько лет назад общественность областного центра предложила назвать одну из улиц города, где прошло детство Владимира, его именем. Однако этого не сделали до сих пор. Дмитрий Павлович Кальный, директор Полтавского музея авиации и космонавтики, 18 мая этого года получил от городского головы Андрея Всеволодовича Маяковского ответ на очередное обращение о присвоении имени Челомея одной из улиц областного центра к 95-й годовщине со дня рождения ученого. В горсовете с пониманием относятся к вопросу увековечения имени выдающегося ученого, но сейчас такой возможности нет, сообщил городской голова Полтавы...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Petrovich

ЦитироватьСправа на фото – создатель и директор музея Кальной Дмитрий Павлович
Сергй спасибо ! Поймал себя на мысли, что всегда завидовал таким
людям... И Саше Шлядинскому, и всей редакции НК , и Вадиму...
(в хорошем смысле :wink: )
А тут, в этой банановой республике... :cry:
Т.е. кто будет проездом - пишите :D
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...


ЧСВ

А вот это, кажется, фантастика - альтернативка, где Кондратюк - один из главных героев:
http://gak.com.ua/creatives/1/401
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

Salo

Iva посетил музей космонавтики в Полтаве. Фото:[/size]







"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"