НК-33

Автор Bell, 26.11.2007 23:35:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

avmich

Цитироватьhttp://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=15457.315
согласен, удивительно, 40 движку и он прилично работает. интересно РД180 после 40 лет склада... может повторить подобное?

Эка задача... RL-10, подозреваю, после стольких лет работы - в составе каких-нибудь многоразовых систем, типа Дельта-Клипера - работать будет. В чём проблема многоразовый двигатель просто хранить-то?

Salo

Сайт СНТК:
http://www.sntk-odk.ru/
ЦитироватьНК-33

Двигатель НК-33 был разработан в период 1970...72 г.г. под руководством Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова и предназначался для использования в составе двигательной установки РН Н-1 Главного конструктора С.П. Королева, начиная с комплекта № 8Л. Двигательная установка 1 ступени, состоявшая из 30 автономных ЖРД, в первоначальном варианте комплектовалась двигателями 11Д51, а двигательная установка 2 ступени, состоявшая из 8 автономных ЖРД, комплектовалась двигателями 11Д52, являющимися высотным вариантом двигателя 11Д51. Однако уже по результатам двух первых ЛКИ РН Н-1 было принято решение о необходимости значительного увеличения надежности ДУ РН. Среди основных мероприятий по повышению надежности ДУ РН было решение о создании двигателя многоразового действия с большими запасами работоспособности по условиям, режимам и времени работы.

Для обеспечения повышенных запасов работоспособности при разработке двигателя НК-33 были использованы проектные и конструкторско-технологические решения, апробированные в процессе предшествующей экспериментальной отработки форсированного варианта двигателя 11Д51 на номинальную тягу 175тс. Многоразовость действия была обеспечена внедрением принципиально новых уплотнений ТНА и значительной модернизацией агрегатов управления запуском.

Повышенные запасы работоспособности и многоразовость действия НК-33 позволили ввести принципиально новые элементы, в методику подтверждения надежности двигателя и в систему контроля качества. Надежность двигателя была подтверждена успешными циклическими испытаниями "до отказа" - на десять полетных циклов без съёма со стенда. А каждый товарный двигатель стал проходить контрольно-сдаточные испытания для проверки качества изготовления и поставляться в эксплуатацию без последующей переборки после проведения КСИ.

На базе двигателя НК-33 был разработан и его высотный вариант НК-43, отличающийся только наличием высотного сопла.

Двигатели НК-33 и НК-43 успешно прошли специальные перегрузочные (сертификационные) и официальные (государственные) испытания. Серийное производство этих двигателей осуществлялось в 1972...1974 годах. Были изготовлены двигатели для комплектов № 8Л, 9Л и частично для 10Л.

После правительственного решения в 1974г. о прекращении работ по теме Н-1 все изготовленные двигатели серийного производства и двигатели опытного производства были помещены на хранение в заводских условиях предприятия - разработчика (ныне ОАО СНТК им. Н.Д.Кузнецова).

Благодаря оптимальной размерности, уникальным характеристикам, оригинальным конструкторским решениям и использованию передовых технологий, двигатель НК-33 сохранил высокую конкурентоспособность и в настоящее время.

Работоспособность и неизменность характеристик хранящихся двигателей подтверждена демонстрационными испытаниями двух двигателей на стенде фирмы "Аэроджет", США (1995,1998 г.г.) и одного двигателя на стенде завода "Моторостроитель", Самара(1998г.).

Двигатель успешно выдержал проверку на режимах и в условиях более тяжелых, чем использовались для проверки его надежности.

Реализован контракт с американской фирмой "Аэроджет" на поставку и лицензионное производство двигателей в США. Принято решение о восстановлении серийного производства двигателей на заводе "Моторостроитель".

Разработан проект российской РН "Аврора", использующей на первой ступени двигатель НК-33.

Американские, специалисты фирмы "Кистлер Аэроспейс" разработали проект перспективной РН со спасаемыми ракетными блоками многоразового действия, что стало возможным благодаря таким уникальным свойствам двигателей НК-33(НК-43), как многоразовость действия, повышенные запасы работоспособности, возможность контроля технического состояния и восстановления работоспособности периодическими ремонтами.
Статистика испытаний и вероятность безотказной работы

Общая статистика испытаний двигателя НК-33 от начала его отработки (с 17.12.69г.) и до прекращения работ (до 08.04.74г.) характеризуется следующими данными:
испытано двигателей 191;
выполнено запусков 469;
суммарная наработка 44393 сек.

За время доводки двигателя (с 17.12.69) и до момента его предъявления на официальные испытания (до 01.05.72) было в общей сложности испытано 87 экземпляров двигателя, на которых выполнено 240 испытаний и получена суммарная наработка 21867 сек. По всем выявленным в ходе отработки дефектам и недостаткам были отработаны и к моменту проведения официальных испытаний внедрены мероприятия, эффективность которых подтверждена специальными испытаниями и большим объемом успешных последующих испытаний в ходе официальных (межведомственных) испытаний и товарных поставок серийных двигателей.

     Выводы:
 Двигатель НК-33 был создан и прошел полный комплекс отработки, необходимый и достаточный, для его использования в двигательной установке ракеты-носителя для пилотируемых кораблей,
 Анализ проектных решений, материалов отработки, результатов специальных и официальных испытаний, а также успешные демонстрационные испытания хранившихся двигателей подтверждают, что двигатель НК-33, обладая уникальным комплексом свойств:
-многоразовостью действия;
-повышенными запасами работоспособности;
-высокой вероятностью безотказной работы;
-отработанными системами контроля, аварийной защиты и диагностики;
-ремонтопригодностью в заводских и стартовых условиях с обеспечением длительной сохраняемооти пригоден для использования в перспективных ракетных системах многоразового действия о переходом на прогрессивную эксплуатацию по техническому состоянию.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Тяга двигателя при настроечном давлении в камере, настроечном отношении массовых расходов компонентов в камере и атмосферном давлении 750 мм.рт.ст., тс

  - на земле   154
  - в пустоте   171,5

Диапазон регулирования тяги на земле, тс   64,8...174,6

Удельный импульс тяги двигателя при настроечном давлении в камере и настроечном отношении массовых расходов компонентов в камере, с:

  - на земле   297
  - в пустоте   331

Удельная масса, кг/тс   8,1

Компоненты топлива
  - окислитель   жидкий кислород
  - горючее   керосин

Номинальные настроечные условия:
  - по линии окислителя на входе в двигатель:
    температура, °С (К)   -181,5(91,5)
    статическое давление, кгс/см
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Not

ЦитироватьВ чём проблема многоразовый двигатель просто хранить-то?
Резинотехнические изделия не усыхают, или их там просто нет?

Главный Вершитель

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/03/31/229803

Сорокалетняя инновация
Двигатель для советской лунной ракеты, созданный 40 лет назад, может использоваться для НАСА не менее чем до 2020 г.

Алиса Фиалко
Алексей Никольский
Ведомости

31.03.2010

Успешные испытания ракетного двигателя НК-33, разработанного 40 лет назад советским конструктором Николаем Кузнецовым для лунной программы, открывают путь к заключению контракта с американской компанией Aerojet. Она собирается оснащать ими первую ступень ракеты-носителя Taurus II производства компании Orbital, у которой уже есть контракт с НАСА: по данным Orbital, снабжение Международной космической станции (МКС) до 2015 г. принесет ей $1,9 млрд.
Представитель Aerojet подтвердил, что компанию полностью удовлетворили результаты испытаний, сейчас идут дополнительные консультации, затем, возможно, будет заключен контракт. Объем закупок пока не определен. Вопрос цены не комментируется. Представитель Orbital от комментариев отказался.
Мы только сейчас начинаем понимать, какие возможности заложил Кузнецов в НК-33, восхищается исполнительный директор СНТК им. Кузнецова Николай Никитин. Сам Кузнецов не успел довести работу до конца: в начале 1970-х советская программа пилотируемых полетов на Луну была закрыта, и НК-33 отправили на склад. В феврале — марте на стенде СНТК под Самарой проведены три испытания: тяга НК-33 превысила на 108% прежде установленную, двигатель проработал 617 секунд, а для выведения американской ракеты на орбиту требуется работа в течение 227 секунд, знает Никитин.
В середине 1990-х Aerojet уже купила у СНТК около 40 двигателей НК-33 по $1 млн, и сейчас у нее 30 двигателей, 20 потребуются для 10 запусков (пять по твердому контракту и пять по опциону) к МКС, продолжает Никитин. При новых поставках стоимость двигателя следует значительно повысить, уверен он: химкинский «Энергомаш» продает в США аналогичные по тяге двигатели РД-180 более чем по $6 млн.
Американцы считают, что в 2016-2020 гг. им понадобится 71 двигатель НК-33, говорит Никитин. На СНТК хранится еще около 40 двигателей, так что не менее 20 НК-33, а с учетом их использования на носителе «Союз-1» — и больше, надо будет произвести заново. Возобновление производства обойдется в 4 млрд руб., прикидывает Никитин.
Шансы на возобновление производства НК-33 реальны, если российская ракета под них будет иметь значительный гарантированный заказ, говорит член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин, а говорить об этом еще рано. Тем не менее испытания НК-33 доказывают, насколько мощный и до сих пор востребованный потенциал был достигнут советской космонавтикой 40 лет назад, отмечает эксперт.
"... вы будете направлены на пункт осчастливливания ...
... вас не будут волновать никакие вопросы ..." © «Отроки во Вселенной»

Salo

Цитировать
ЦитироватьВ чём проблема многоразовый двигатель просто хранить-то?
Резинотехнические изделия не усыхают, или их там просто нет?
Есть, используются родные тридцативосьмилетние.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.redstar.ru/2010/04/17_04/1_04.html
ЦитироватьПЛАМЕННЫЕ МОТОРЫ ДЛЯ ВВС

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».

В Москве продолжает свою работу выставка «Двигатели-2010». На ней уже был сделан ряд важных для двигателестроительной отрасли заявлений.

     В частности, на самарском предприятии «Моторостроитель», входящем в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в 2014 году планируется возобновить производство авиадвигателей НК-32 для стратегических бомбардировщиков Ту-160. Об этом сообщил Интерфаксу- АВН исполнительный директор ОДК Василий Лапотько.
     На восстановление частично утраченных технологий производства двигателей НК-32, оснастки и другие мероприятия требуется, по оценке корпорации, 3 млрд. 670 млн. рублей.
     Работы по восстановлению производства начнутся уже с этого года. Минобороны РФ финансирует окончание испытаний этого двигателя в объеме свыше 1 млрд. рублей. На воспроизводство НК-32 будут выделены бюджетные средства Правительством России.
     Также предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) приступят к ремонту двигателей НК-25 дальних бомбардировщиков Ту-22М3.
     По словам Василия Лапотько, по двигателю НК-25 предусматривается проведение только ремонта, который не производился с 1992 года.
     Он отметил, что в ОДК считают необходимым модернизировать и начать воспроизводство для самолетов Дальней авиации ВВС России авиадвигателей НК-25 и НК-32 для стратегических бомбардировщиков Ту-160.
Хорошая новость для СНТК и Моторостроителя. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rg.ru/2010/04/16/dvigateli.html
ЦитироватьВ свое время к отечественному авиационному двигателестроению в обществе сложилось скептическое отношение. Наши моторы, по сравнению с иноземными, мол, и не такие мощные, и слишком шумные, и очень прожорливые, и недостаточно надежные. А ведь двадцать лет назад мы имели практически полный паритет с Западом в разработке самых современных двигателей. А по ряду направлений намного опережали мировой технологический уровень.

К примеру, почти все двигатели серии НК как были, так и остались лучшими. Не случайно Соединенные Штаты выбрали НК-33 как базу при проектировании двигателя для своих перспективных ракет-носителей. Этот двигатель является едва ли не центром экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации.

В 1990-е годы фирма "Боинг" потратила несколько миллионов долларов для тщательного исследования двигателей НК-144, стоявших на пассажирском сверхзвуковом Ту-144. Исследования велись в Жуковском. Американцы так и не поняли, как же нам удалось сделать авиационный мотор, который оказался лучше тех, что стояли на штатовских сверхзвуковых бомбардировщиках.

К сожалению, технология производства НК-144 давно утрачена. Во многом мы потеряли и секреты выпуска двигателей НК-32, стоящих на стратегических ракетоносцах Ту-160. Многое предстоит воссоздавать заново. На салоне было заявлено, что в 2014 году возобновится производство этих моторов в новой модификации НК-321. Для этих целей предполагается выделить около четырех миллиардов рублей.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Morin

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВ чём проблема многоразовый двигатель просто хранить-то?
Резинотехнические изделия не усыхают, или их там просто нет?
Есть, используются родные тридцативосьмилетние.
Мне неофициальный источник сказал, что все "резинки" меняли :-( И никакого хранения в среде азота не было. :-(
Лучшее - враг хорошего

Morin

Цитироватьhttp://www.redstar.ru/2010/04/17_04/1_04.html
ЦитироватьПЛАМЕННЫЕ МОТОРЫ ДЛЯ ВВС

     На восстановление частично утраченных технологий производства двигателей НК-32, оснастки и другие мероприятия требуется, по оценке корпорации, 3 млрд. 670 млн. рублей.
      Минобороны РФ финансирует окончание испытаний этого двигателя в объеме свыше 1 млрд. рублей. На воспроизводство НК-32 будут выделены бюджетные средства Правительством России.
     .
Хорошая новость для СНТК и Моторостроителя. :wink:
Блин! Куда деньги девают?!! Ни в СНТК ни в Моторостроителе не видно и не слышно никаких позитивных сдвигов...
Лучшее - враг хорошего

Salo

А Вы не знаете сколько времени проходит между "сказал" и "сделал"?
Кстати такой же неофициальный источник сказал, что резинки не меняли. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Not

Вообще непонятно, что за проблема с резинками. Их замена - обычно часть штатного техобслуживания, никто из этого проблемы не делает.

Morin

ЦитироватьА Вы не знаете сколько времени проходит между "сказал" и "сделал"?
Кстати такой же неофициальный источник сказал, что резинки не меняли. :wink:
Ну, говорят уже года два, не меньше.
Насчет резинок у меня источник не очень авторитетный. Т.с. - вторичный :-) Но надеюсь в ближайшее время переговорить с более надежным...
Лучшее - враг хорошего

Morin

ЦитироватьВообще непонятно, что за проблема с резинками. Их замена - обычно часть штатного техобслуживания, никто из этого проблемы не делает.
И мы не делаем :-) Просто Сало сообщил удивительную информацию о незамене их, вот я и взялся выяснять - так ли это.
Лучшее - враг хорошего

Salo

Её сообщил не Salo:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=476656#476656
ЦитироватьНК-33 разбирается полностью, кроме камеры, не хуже чем SSME.  
В 2003 г. один дв. был разобран, проведена дефектация, получены заключения о сохраннности всех элементов, резинотехнических изд. и покрытий.
Цитировать
ЦитироватьЕМНИС, жаловались что "резинок" больше нет. Кустарничают или нашелся производитель?
Старые не сгнили.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Morin

ЦитироватьЕё сообщил не Salo:
Прошу прощения :-) ! "Неофициальный источник" это - Vekazak?
Ну, у него источник, полагаю, не вторичный, а третичный-четверичный :-)
Я так себе догадываюсь, кто такой Vekazak (хотя, м.б. я и ошибаюсь :-( )
Лучшее - враг хорошего

Salo

Однако информации отсообщает в четыре раза больше Вашего.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Morin

ЦитироватьОднако информации отсообщает в четыре раза больit Вашего.  :wink:
Так я и не претендую на бОльшее :wink: . У него источник ближе к телу расположен. А мои - эпизодически встречаемые.
Информацию выдает объективную, насколько я могу судить. Просто, в данном конкретном случае, его источнику могли выдать желаемое за действительное.
Лучшее - враг хорошего

Salo

http://www.oboronprom.ru/cgi-bin/cms/news.cgi?news=00000001992
ЦитироватьАМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ AEROJET И «ОБЪЕДИНЕННАЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ» ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В РАМКАХ КООПЕРАЦИИ ПО РАКЕТНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ ДЛЯ РЫНКА КОСМИЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ
28.04.2010


Американская компания Aerojet и ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) подписали соглашение о сотрудничестве по продвижению ракетных двигателей НК-33 и AJ26/НК-33  на рынке коммерческих запусков.

Совместные усилия Aerojet и ОДК будут включать маркетинг, продажи, техническую поддержку и испытания двигателей НК-33 и AJ26/НК-33. Стороны также изучят возможность восстановления производства двигателя НК-33 в России. Это соглашение является результатом более чем 15-летнего сотрудничества Aerojet и ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова», входящим в состав ОДК, по обеспечению маршевыми двигателями растущего мирового рынка  коммерческих космических запусков.

В соответствии с соглашением, ОДК будет осуществлять маркетинг и продажи модернизированных НК-33 в Российской Федерации, а также испытания и поставки Aerojet дополнительных ракетных двигателей НК-33 для их модификации в AJ26 и возможному восстановлению производства двигателя НК-33 и его модификаций. ОДК будет также обеспечивать поддержку модернизированных НК-33 на ракетах-носителях, запускаемых в России.

Aerojet, обладая эксклюзивной лицензией на НК-33 и AJ26/НК-33 в США, будет ответственна за маркетинг и продажи двигателей, модификацию НК-33 в AJ26 и поддержку этих двигателей на ракетах-носителях, запускаемых в США. Aerojet продолжит оценку возможности производства двигателей AJ26 в США, основываясь на потребностях рынка.

В настоящее время Aerojet обеспечивает ракетными двигателями AJ26/НК-33 первую ступень ракеты-носителя «Таурус-2» (Taurus II), создаваемой Научной Корпорацией Orbital (США), ОДК обеспечивает двигателями НК-33 заказчиков в России. Как Aerojet, так и ОДК предлагают соответственно двигатели AJ26 и модернизированные НК-33 заинтересованным заказчикам в США и России.

Недавно Aerojet и ОДК на испытательной базе СНТК им. Кузнецова в Самаре завершили серию испытаний двигателя НК-33 в рамках разработки ракеты-носителя «Таурус-2», создаваемой Orbital. Эти испытания основаны на обширной базе данных отработки двигателей, включающей более чем 17 лет испытаний и охватывающей около 1500 огневых испытаний двигателей общей продолжительностью 194000 секунд. Огневые испытания на дополнительное время подтвердили, что заявленные характеристики AJ26/НК-33 по пределам и продолжительности отвечают требованиям  современных коммерческих ракет-носителей.

* * *

О ракетных двигателях НК-33 и AJ26/НК-33

AJ26 – это доработанный по требованию американских заказчиков двигатель НК-33, первоначально созданный в СССР для ракеты, которая должна была доставить космонавтов на Луну.

Первый в мире кислородно-керосиновый двигатель такой размерности, выполненный по замкнутой схеме с дожиганием окислительного газа,  НК-33 достиг высокой эффективности при малом весе и компактных габаритах. Модификация и модернизация AJ26/NK-33, произведенная Aerojet, сделали НК-33 применимым для современных и перспективных коммерческих ракет-носителей. Aerojet СНТК им. Кузнецова с середины 90-х годов сотрудничали в продвижении AJ26/НК-33 на американский коммерческий космический рынок.

* * *

 «Аэроджет» (Aerojet) (США) – один из мировых лидеров космической индустрии и ОПК, специализирующийся на производстве ракетных комплексов, двигателей для ракет-носителей, вооружений. Входит в состав GenCorp – высокотехнологичной многопрофильной группы со специализацией в производстве продукции для космоса и ОПК, а также в сфере недвижимости.

http://www.aerojet.com

http://www.gencorp.com

ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» – 100-% дочерняя компания ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами. Является ведущим российским объединением в сфере разработки и производства двигателей для авиации, ракет-носителей, электроэнергетики и газоперекачки

ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК «Российские технологии». Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО «Вертолеты России»), двигателестроение (УК «Объединенная двигателестроительная корпорация»), другие активы.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Интервью Кирилина:
http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=72
Цитировать- Когда может быть первый запуск легкого "Союза"?

      - Мы взяли на себя обязательства обеспечить первый запуск легкого носителя в конце следующего года. Договорились со всей кооперацией. Подписаны контракты по двигателю НК-33, системе управления, телеметрии, по всем составляющим. 17-18 июня мы должны провести защиту дополнений к эскизному проекту.
ЦитироватьПоставщики двигателя НК-33 имеют возможность обеспечить ими и нашу компанию, и американскую "Аэроджет". Сегодня отрабатывается вопрос по началу воспроизводства этих двигателей на российской территории. Этим сейчас занимаются корпорация "Оборонпром" и Объединенная двигателестроительная корпорация.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Афанасьев И. "«Двигатели-2010»: мощнее, надежнее, долговечнее" НК №6 за 2010 год. Много информации по НК-33.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"