Инженерные вопросы межзвездных перелетов

Автор Иван Моисеев, 23.10.2007 06:01:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Иван Моисеев

Цитироватьна своем сайте:

ЦитироватьЧерез год, в 1958-м, в СССР издана книга Е. Зенгера "К механике фотонных ракет". В сети я ее не нашел.
Сейчас много где есть, например:
http://www.mirknig.com/2011/07/11/k-mehanike-fotonnyh-raket.html
Кто-то постарался отсканировал и книга быстро в сети размножилась.
im

pkl

Цитировать
ЦитироватьЯ вот читал всякие разные форумы по другой тематике /право, бухгалтерия, кадры, экономика, инвестиции, история, компьютеры и т.д./. Но столько неадекватов, сколько на околокосмических, не встречал, честно. :roll: Больше только в комментариях на Ютубе.
А это неудивительно -  в российской космической отрасли до сих пор заповедник.

Хотите сказать, все эти кадры работают в отрасли? :roll:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Иван57

Цитировать
ЦитироватьЭлектрическим полем.

Пленка купола тонкая. Считанные микрометры.

А получится? И какой заряд нужен, чтобы удерживать форму концентратора ТАКИХ размеров.


Предположим нам надо удержать кусок пленки из алюминия толщиной 1 мкм площадью 1 м2  на расстоянии 300 м при ускорении в 1g.

(1e-6*2500*1*9,81/9,988e9*300^2)^0,5=0,00047 Кл
Это на 1 м2 концентратора

На весь концентратор 0,00047*300^2*3,14=132 Кл

Примерно такие цифры получаются.

Иван57

Цитироватьpkl пишет:
 
ЦитироватьА что предлагаете Вы? Какой-то невообразимый концентратор размером со стадион Лужники. А ведь собранную энергию ёще надо будет преобразовать несколько раз: сначала в тепловую, затем теплоносителем передать её на турбину, турбогенератор преобразует её в механическую, а механическую - в электрическую. И уже электрическую - в энергию струи ионов. Вы и вправду думаете, что так будет легче, проще и дешевле? И Вы действительно считаете, что это можно реализовать в какие-то обозримые сроки?

Предположим, про стадион Лужники интересно было бы спросить и у конструкторов солнечных парусов. Мне сильно сдается, что их площадь будет даже больше. :)

Теперь насчет преобразования энергии.
Удельная мощность газотурбинного двигателя 6 кВт/кг. В нашем случае из-за использования инертного газа в качестве рабочего тела она может быть выше, но появляется масса коллекторов и радиаторов.

Так что будем считать, что удельная масса двигательной установки 3 кВт/кг.
При скорости истечения 100 000 м/с имеем 3000/100000*2=0,06 м/с2 ускорение.
Разумеется, двигательная установка - это не весь аппарат. Еще рабочее тело и полезный груз.
Допустим, в 10 раз больше массы двигателя. т.е. 0,06 м/с2 /10=0,006 м/с2 = 6 мм/с2



По ссылке Alex_Semenov:
http://go2starss.narod.ru/pub/E32_UTSS.html
"Как правило, солнечные паруса разрабатывались, а некоторые были изготовлены, из тонкой алюминиевой пленки примерно 100 нм толщиной, напыленной на пластмассовую основу обычно 5 - 25 микрон толщиной. Алюминизированный мейлар (Mylar) или каптон (Kapton) является доступным коммерческим материалом от фирмы Sheldahl и вполне может быть использован для этой цели: их толщена 5 микрон, отражательная способность 90% и удельная поверхностная плотность ~ 7 г/м2. Ускорение такого паруса на дистанции 1 а.е. от Солнца даже без дополнительных элементов и полезной нагрузки будет составлять всего лишь ~1,2 мм/с2 "

Так что на малых скоростях при существующих технологиях паровоз может быть конкурентоспособным по сравнению с солнечными парусами.

zyxman

ЦитироватьХотите сказать, все эти кадры работают в отрасли? :roll:
Работают не все. Есть еще их родственники, друзья, сочуствующие.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

pkl

Цитировать
ЦитироватьА что предлагаете Вы? Какой-то невообразимый концентратор размером со стадион Лужники. А ведь собранную энергию ёще надо будет преобразовать несколько раз: сначала в тепловую, затем теплоносителем передать её на турбину, турбогенератор преобразует её в механическую, а механическую - в электрическую. И уже электрическую - в энергию струи ионов. Вы и вправду думаете, что так будет легче, проще и дешевле? И Вы действительно считаете, что это можно реализовать в какие-то обозримые сроки?

Предположим, про стадион Лужники интересно было бы спросить и у конструкторов солнечных парусов. Мне сильно сдается, что их площадь будет даже больше. :)

И что с того! Пусть больше! Парус - это просто плоская отражающая поверхность. Её можно разворачивать и стабилизировать одной лишь центробежной силой. Концентратор - это поверхность сложной формы. Он должен не просто отражать свет, а отражать его в строго определённую точку. И его форму надо поддерживать с очень высокой точностью в течении нескольких лет. Ох! Лучше уж реактор.

Причём я не спроста завёл речь про преобразование. Вам, чтобы получить тягу, нужно несколько раз преобразовать сфокусированную энергию из одной формы в другую. На каждой этой стадии будут потери. Так что ещё неизвестно, у кого площадь будет больше. :) Есть ещё проблема сложности и массы - у Вас один турбогенератор будет весить больше, чем у меня весь зонд вместе с парусом.

ЦитироватьТеперь насчет преобразования энергии.
Удельная мощность газотурбинного двигателя 6 кВт/кг. В нашем случае из-за использования инертного газа в качестве рабочего тела она может быть выше, но появляется масса коллекторов и радиаторов.

Так что будем считать, что удельная масса двигательной установки 3 кВт/кг.

Ого! Не слишком ли оптимистично? В той ссылке, про TAU, называлась цифра 40 кВт/кг с возможностью снижения, в перспективе, до 25.

ЦитироватьПри скорости истечения 100 000 м/с имеем 3000/100000*2=0,06 м/с2 ускорение.
Разумеется, двигательная установка - это не весь аппарат. Еще рабочее тело и полезный груз.
Допустим, в 10 раз больше массы двигателя. т.е. 0,06 м/с2 /10=0,006 м/с2 = 6 мм/с2


По ссылке Alex_Semenov:
http://go2starss.narod.ru/pub/E32_UTSS.html
"Как правило, солнечные паруса разрабатывались, а некоторые были изготовлены, из тонкой алюминиевой пленки примерно 100 нм толщиной, напыленной на пластмассовую основу обычно 5 - 25 микрон толщиной. Алюминизированный мейлар (Mylar) или каптон (Kapton) является доступным коммерческим материалом от фирмы Sheldahl и вполне может быть использован для этой цели: их толщена 5 микрон, отражательная способность 90% и удельная поверхностная плотность ~ 7 г/м2. Ускорение такого паруса на дистанции 1 а.е. от Солнца даже без дополнительных элементов и полезной нагрузки будет составлять всего лишь ~1,2 мм/с2 "

6 / 1,2 = 5 раз разница. Стоит ли овчинка выделки?

ЦитироватьТак что на малых скоростях при существующих технологиях паровоз может быть конкурентоспособным по сравнению с солнечными парусами.

Для полётов в пределах Солнечной системы? Да, вполне. Ну у нас задача разогнать аппарат до максимально возможной скорости. То, что предлагаете Вы - это идти напролом, тупо увеличивая мощность энергоустановки и у.и. двигателя. Да, можно и так. В конце-концов приходим к TAU. При таком раскладе какой смысл нам ставить концентратор? Проще уж тогда реактор с ресурсом 10 лет. И вот ещё вопрос: чем его запускать? Lev, в своё время, писал, что не факт, что ядерный буксир в одну "Ангару" поместится. Возможно, придётся ещё организовывать стыковку. У американцев JIMO точно не получился.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьПредположим нам надо удержать кусок пленки из алюминия толщиной 1 мкм площадью 1 м2  на расстоянии 300 м при ускорении в 1g.

(1e-6*2500*1*9,81/9,988e9*300^2)^0,5=0,00047 Кл
Это на 1 м2 концентратора

На весь концентратор 0,00047*300^2*3,14=132 Кл

Примерно такие цифры получаются.

132 Кл - не многовато ли? И как на заряд будет действовать работа ЭРД?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Иван57

Цитировать
ЦитироватьПредположим нам надо удержать кусок пленки из алюминия толщиной 1 мкм площадью 1 м2  на расстоянии 300 м при ускорении в 1g.

(1e-6*2500*1*9,81/9,988e9*300^2)^0,5=0,00047 Кл
Это на 1 м2 концентратора

На весь концентратор 0,00047*300^2*3,14=132 Кл

Примерно такие цифры получаются.

132 Кл - не многовато ли? И как на заряд будет действовать работа ЭРД?

Ускорение в 1 g - само по себе многовато. Так что меньше будет.

Ну, вообще-то заряд придется создавать именно работой ЭРД.
В смысле некоторое время выкидывать больше электронов, чем ионов.

И, вообще-то, ЭРД выкидывает в целом нейтральный поток струй.

Правда электроны придется разгонять до больших энергий, чем ионы (чтобы они могли выйти из поля).

pkl

Ёлкин дрын! Может, всё же просто плёнку раскрутим? Там ещё момент - как обеспечить именно заданную форму отражателя, а не абы какую.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Иван57

Цитировать
ЦитироватьТеперь насчет преобразования энергии.
Удельная мощность газотурбинного двигателя 6 кВт/кг. В нашем случае из-за использования инертного газа в качестве рабочего тела она может быть выше, но появляется масса коллекторов и радиаторов.

Так что будем считать, что удельная масса двигательной установки 3 кВт/кг.

Ого! Не слишком ли оптимистично? В той ссылке, про TAU, называлась цифра 40 кВт/кг с возможностью снижения, в перспективе, до 25.


Вы, наверно, имели в виду кг/кВт?


http://ru.wikipedia.org/wiki/Airspeed_2000
"
Airspeed 2000 — первый паровой самолёт, который смог осуществить самостоятельный полноценный полёт
Экспериментальный самолёт был построен в единственном экземпляре, продемонстрирован публике и широко разрекламирован, но дальнейшего развития не получил, и в серию запущен не был. Использовался в Почтовом ведомстве в США до 1936 года, дальнейшая судьба самолета неизвестна.
...
Паролёт был оснащён двухцилиндровым V-образным паровым двигателем, мощностью 150 л.с.. ... Паровая машина имела вес 80 кг (что было меньше массы бензинового мотора для прототипа), но бак для воды с топкой весил 220 кг[2].
...
"
(80+200)/(150*0,735)=2,54 кг/кВт

pkl

ЦитироватьИван57 пишет:
 
Цитировать
ЦитироватьТеперь насчет преобразования энергии.
Удельная мощность газотурбинного двигателя 6 кВт/кг. В нашем случае из-за использования инертного газа в качестве рабочего тела она может быть выше, но появляется масса коллекторов и радиаторов.

Так что будем считать, что удельная масса двигательной установки 3 кВт/кг.

Ого! Не слишком ли оптимистично? В той ссылке, про TAU, называлась цифра 40 кВт/кг с возможностью снижения, в перспективе, до 25.

Вы, наверно, имели в виду кг/кВт?

ЦитироватьЗадачей является снизить массовые затраты с 40 кг/кВт (существующая оценка) до 25 кг/кВт.

Пардон.  :oops: У Вас там, кстати, тоже опечатка.

Цитироватьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Airspeed_2000
"
Airspeed 2000 — первый паровой самолёт, который смог осуществить самостоятельный полноценный полёт
Экспериментальный самолёт был построен в единственном экземпляре, продемонстрирован публике и широко разрекламирован, но дальнейшего развития не получил, и в серию запущен не был. Использовался в Почтовом ведомстве в США до 1936 года, дальнейшая судьба самолета неизвестна.
...
Паролёт был оснащён двухцилиндровым V-образным паровым двигателем, мощностью 150 л.с.. ... Паровая машина имела вес 80 кг (что было меньше массы бензинового мотора для прототипа), но бак для воды с топкой весил 220 кг[2].
...
"
(80+200)/(150*0,735)=2,54 кг/кВт

А это здесь при чём??? :roll:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Иван57

Цитироватьpkl пишет:
 
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТеперь насчет преобразования энергии.
Удельная мощность газотурбинного двигателя 6 кВт/кг. В нашем случае из-за использования инертного газа в качестве рабочего тела она может быть выше, но появляется масса коллекторов и радиаторов.

Так что будем считать, что удельная масса двигательной установки 3 кВт/кг.

Ого! Не слишком ли оптимистично? В той ссылке, про TAU, называлась цифра 40 кВт/кг с возможностью снижения, в перспективе, до 25.

Вы, наверно, имели в виду кг/кВт?

ЦитироватьЗадачей является снизить массовые затраты с 40 кг/кВт (существующая оценка) до 25 кг/кВт.

Пардон.  :oops: У Вас там, кстати, тоже опечатка.

Цитироватьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Airspeed_2000
"
Airspeed 2000 — первый паровой самолёт, который смог осуществить самостоятельный полноценный полёт
Экспериментальный самолёт был построен в единственном экземпляре, продемонстрирован публике и широко разрекламирован, но дальнейшего развития не получил, и в серию запущен не был. Использовался в Почтовом ведомстве в США до 1936 года, дальнейшая судьба самолета неизвестна.
...
Паролёт был оснащён двухцилиндровым V-образным паровым двигателем, мощностью 150 л.с.. ... Паровая машина имела вес 80 кг (что было меньше массы бензинового мотора для прототипа), но бак для воды с топкой весил 220 кг[2].
...
"
(80+200)/(150*0,735)=2,54 кг/кВт

А это здесь при чём??? :roll:

При том, что в лохматом 1933 году создали паровую установку удельной массой 2,5 кг/кВт в отличие от проектируемой тепловой силовой (паровой? :) ) установки для TAU с 45 кг/кВт.
Радиационная защита массу ест?

zyxman

ЦитироватьПри том, что в лохматом 1933 году создали паровую установку удельной массой 2,5 кг/кВт в отличие от проектируемой тепловой силовой (паровой? :) ) установки для TAU с 45 кг/кВт.
Радиационная защита массу ест?
То ли вы не дочитали, то ли там не написано, но разработчик этой паровой установки потом ушел разрабатывать ТРД, и там ему очень пригодился опыт изготовления этих топки и котла, которые были ну очень непростыми, и не факт что пригодными для необслуживаемого полета.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

pkl

ЦитироватьПри том, что в лохматом 1933 году создали паровую установку удельной массой 2,5 кг/кВт в отличие от проектируемой тепловой силовой (паровой? :) ) установки для TAU с 45 кг/кВт.
Радиационная защита массу ест?

Так то паровая установка для самолёта! :roll: Которая по каким-то причинам в серию не пошла. Что уже повод задуматься. Имхо, в космосе, несколько лет, непрерывно, в необслуживаемом режиме, эта штука работать не будет. А вот у наших специалистов, что ядерный буксир делают, турбогенератор легче, чем 200-300 кг не получается. Пишут, что проблем там море и не факт, что получится.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

zyxman

Я могу прямо сразу сейчас сказать, в чем была крутость паровой установки для самолета: там главная проблема именно котел, который-бы имел высокие массово-мощностные характеристики, даже в ущерб другим характеристикам - обслуживаемости, ремонтопригодности, цене.
Чтобы представить что это было - посмотрите на теплообменник двигателя Скайлона - в 30-х годах было чуть попроще, но скорее это был недоСкайлон, чем батарея парового отопления.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Иван Моисеев

Исследователи начинают создание импульсного космического двигателя, работающего на ядерном синтезе
http://www.dailytechinfo.org/space/4080-issledovateli-nachinayut-sozdanie-impulsnogo-kosmicheskogo-dvigatelya-rabotayuschego-na-yadernom-sinteze.html
 
ЦитироватьБлагодаря бурному развитию современной науки и техники фантастические технологии, фигурировавшие в свое время в научно-фантастическом сериале "Звездный путь /Star Trek" постепенно начинают воплощаться в действительности. Мы уже рассказывали о разработках в области создания универсального диагностического прибора, аналога стартрековского трикодера. Но на этот раз дело обстоит гораздо серьезней. Ученые из Исследовательского центра аэрофизики университета Алабамы, НАСА, компании Boeing и Национальной лаборатории Ок-Ридж объединили свои усилия для создания космического импульсного двигателя, работающего на ядерном синтезе и использующим в качестве топлива "кристаллы дилития", которые хорошо известны любителям вышеупомянутого сериала.
im

zyxman

ЦитироватьИсследователи начинают создание импульсного космического двигателя, работающего на ядерном синтезе
Если я правильно понимаю, это инерциальный синтез, причем не обязательно с положительным энергетическим балансом - как уже предсказывалось в этой ветке, ТЯРД вероятно сделают раньше чем энергетический реактор.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Иван Моисеев

Цитировать
ЦитироватьИсследователи начинают создание импульсного космического двигателя, работающего на ядерном синтезе
Если я правильно понимаю, это инерциальный синтез, причем не обязательно с положительным энергетическим балансом - как уже предсказывалось в этой ветке, ТЯРД вероятно сделают раньше чем энергетический реактор.
Я почти не знаком с Z-пинчем, надо присмотреться внимательнее. Вот я сам себе и напоминаю...
А насчет того, что ТЯРД легче сделать, это я согласен.
im

Иван57

Цитировать
ЦитироватьПри том, что в лохматом 1933 году создали паровую установку удельной массой 2,5 кг/кВт в отличие от проектируемой тепловой силовой (паровой? :) ) установки для TAU с 45 кг/кВт.
Радиационная защита массу ест?

Так то паровая установка для самолёта! :roll: Которая по каким-то причинам в серию не пошла. Что уже повод задуматься. Имхо, в космосе, несколько лет, непрерывно, в необслуживаемом режиме, эта штука работать не будет. А вот у наших специалистов, что ядерный буксир делают, турбогенератор легче, чем 200-300 кг не получается. Пишут, что проблем там море и не факт, что получится.

И какую мощность они с 300 кг турбины хотят снять?
Интересно, центрифуги на уранообогатительных фабриках часто обслуживать приходится?

Иван57

ЦитироватьЯ могу прямо сразу сейчас сказать, в чем была крутость паровой установки для самолета: там главная проблема именно котел, который-бы имел высокие массово-мощностные характеристики, даже в ущерб другим характеристикам - обслуживаемости, ремонтопригодности, цене.
...

Ну, в общем, верно. Основная проблема - теплопередача сквозь стенку теплообменника.

Т.е.  стенку надо сделать как можно меньшей площади (и соответственно массы) при большей передаваемой мощности.

Так что ограничивает в космосе тепловые машины площадь радиатора-охладителя и противоречивые требования к его  температуре: в космос излучать лучше при большой температуре, но для высокого КПД тепловой машины  лучше иметь температуру охладителя пониже. Опять же теплопередача от газа-теплоносителя к стенке тоже ограничивается физическими законами.
Так что получается нечто смахивающее на систему регенеративного охлаждения ракетного двигателя. Или - промежуточный теплообменник и капельный радиатор, более устойчивый к метеорным потокам. Опять же масса...