Построение телеметрии

Автор Nemo, 29.08.2007 07:23:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Feol

Цитировать
ЦитироватьЕще как часто бывает. Её так и делают, чтобы она "умирала последней", сообщив о проблемах на КА. Если, конечно, отказ КА понимать не как внезапное исчезновение, а как невозможность продолжения использования по целевому назначению. В 90% случаев они так и отказывают.

А если отказ системы электроснабжения?
Может, по отдельной цепи запитывать телеметрические блоки со служебными радиоканалами ТМИ? :)
На знакомых мне КА действительно телеметрическая аппаратура запитывается существенно иначе, чем все остальное. + достоинством считается очень маленькая мощность ТМ-передатчика. Отсюда низкая скорость передачи но это в угоду большей живучести именно по энергетике.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

ЦитироватьНу, это вопрос спорный я бы даже сказал, вкусовой. С одной стороны - чем больше мы имеем информации, тем лучше. Но с другой стороны, можем ли мы всегда определить по имеющейся информации причину нештатной ситуации. Приведу частный пример из своей практики. Один из аппаратов закувыркался, но телеметрию удалось получить только после "глухих" витков, то есть часов через 8. Датчик давления в приборном отсеке показывал 0. Ну и что это значит. То, что аппарат разгерметизировался - ясно, а почему? Ну выстроили в порядке уменьшения вероятности все возможные гипотезы и на том закончили. И то, что с аппарата еще почти месяц удавалось временами получать телеметрию, ясности так и не внесло.
Возьмем крайний вариант, который бывает достаточно часто. Аппарат входит в зону видимости. С земли выдается команда, а сигнала с борта нет. В чем причина?. Отказ передатчика, системы электропитания, а может быть отказ системы ориентации, вследствие чего батарея полностью разрядилась, или он просто закувыркался так, что команды на борт не проходят? И что в этом случае дает телеметрия? Ничего. Яркий пример такого случая - "Фобос-1".
С учетом того, что основу борта современных КА составляет БЦВМ (ну, разумеется, не простейших типа первого спутника), основной задачей создателей таких КА является живучесть БЦВМ путем многократного резервирования и способности к самостоятельной реконфигурации. Ведь если машина все же зависла, то и в телеметрию с нее ничего не попадет. Вам же останется довольствоваться показаниями аналоговых и сигнальных датчиков, которые скажут, что питание на БЦВМ подано. И все! А о том, что произошло, можно только догадываться. Примером для такого случая служит "Фобос-2".
Так чо исключение ТМ-системы как класса и использование центральной БЦВМ для сбора ТМ-информации вовсе не является признаком авантюризма. Впрочем, у каждого разработчика на этот счет свое мнение, хотя с каждым годом процент КА без самостоятельных ТМ-систем растет.
Вообще, логично, конечно. Но, вероятно, тем более логично для межпланетных КА. На знакомых мне орбитальных аппаратах отказы системы ориентации не препятствуют выдаче команд и приему ТМИ. Хватает ненаправленных антенн. Что до отказов и сбоев БЦВМ, то на тех же КА можно во многих случаях получать дампы памяти. Это весьма эффективное средство для поиска причин. Особенно программных.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Nemo

Характеристики спутника в применении к ТМИ:
1) ТМИ состоит из 4 вставок и одна вставка передаётся на землю за 0.5 сек.;
2) объём каждой вставки 110 байт;
3) объём ОЗУ 0.5 Мбайта;
4) объём ДВОЗУ (типа жёсткий диск) менее 10 Кб;
5) период управления спутником около 4 сек.

Form1

ЦитироватьХарактеристики спутника в применении к ТМИ:
1) ТМИ состоит из 4 вставок и одна вставка передаётся на землю за 0.5 сек.;
2) объём каждой вставки 110 байт;
3) объём ОЗУ 0.5 Мбайта;
4) объём ДВОЗУ (типа жёсткий диск) менее 10 Кб;
5) период управления спутником около 4 сек.

А что за КА?

Nemo

Характеристики орбиты КА: солнечно-синхронная орбита (ССО); период обращения около 105 минут; зона радиовидимости меньше 15 минут.

ALEX-Satellite

ЦитироватьХарактеристики спутника...
Наверно, причины гибели таких КА "элегантного возраста" уже хорошо изучены.
Одна мысль родилась: "Пора бы "проверенные временем" ТМ-системы строить на тех.средствах 21 века."
Но, говорить - не делать. :?

destino

2 Vladimir. а в чем проблемма повышения скорости передачи, например 32000 бод. приснопамятный монитор-э только ее и использует, хотя реализованна и более низкая информативность(8000 и 1000)?

Vladimir

Цитировать2 Vladimir. а в чем проблемма повышения скорости передачи, например 32000 бод. приснопамятный монитор-э только ее и использует, хотя реализованна и более низкая информативность(8000 и 1000)?
А проблемы, в общем-то, и нет. Просто на "Мониторе" используется в качестве бортового радиокомплекса БАКИС разработки РНИИКП, а в качестве наземного - "Тамань-база", которые обеспечивают только три скорости передачи ТМИ: 1000, 8000 и 32000. Другие скорости просто не предусмотрены. При этом такие скорости обеспечиваются для высот вплоть до ГСО. И для управления КА этого более чем достаточно. Выбор конкретной скорости передачи ТМИ для конкретного КА определяется потенциалом радиолинии и объемом опрашиваемых параметров, как аналоговых, так и цифровых массивов с БЦВС. У "Монитора" орбита низкая, а, значит, ничто не мешает выбрать из перечисленного выше ряда максимальную скорость, то есть 32000 бод.
Те же разработчики, кому и этого мало, ставят на борт автономную ТМ-систему со своим передатчиком типа РТС-9 с передачей информации на наземные станции "Ромашка" со скоростью 256 кбод.

destino

Цитата: "Vladimir
А проблемы, в общем-то, и нет. Просто на "Мониторе" используется в качестве бортового радиокомплекса БАКИС разработки РНИИКП, а в качестве наземного - "Тамань-база", которые обеспечивают только три скорости передачи ТМИ: 1000, 8000 и 32000. Другие скорости просто не предусмотрены. При этом такие скорости обеспечиваются для высот вплоть до ГСО. И для управления КА этого более чем достаточно. Выбор конкретной скорости передачи ТМИ для конкретного КА определяется потенциалом радиолинии и объемом опрашиваемых параметров, как аналоговых, так и цифровых массивов с БЦВС. У "Монитора" орбита низкая, а, значит, ничто не мешает выбрать из перечисленного выше ряда максимальную скорость, то есть 32000 бод.
Те же разработчики, кому и этого мало, ставят на борт автономную ТМ-систему со своим передатчиком типа РТС-9 с передачей информации на наземные станции "Ромашка" со скоростью 256 кбод.[/quote
да прекрасно вас понимаю. Сам сейчас на тамань базе и как раз по монитору и работаю.

Feol

При работах по Глонассу слышал про Тамань-базу М и Тамань-базу МС ... Вроде так. А так ли? Какого они года выпуска? Чуть ли не конца 60-ых первая и середина 70-ых вторая. И, якобы, у более новой мощность передатчика чуть ли не в 3 раза ниже, чем у более старой. Есть тут что-то похожее на правду или я что-то совсем не понял?
Всем пользователям нравится это сообщение.

destino

ЦитироватьПри работах по Глонассу слышал про Тамань-базу М и Тамань-базу МС ... Вроде так. А так ли? Какого они года выпуска? Чуть ли не конца 60-ых первая и середина 70-ых вторая. И, якобы, у более новой мощность передатчика чуть ли не в 3 раза ниже, чем у более старой. Есть тут что-то похожее на правду или я что-то совсем не понял?

все верно, есть и М и МС. разница между ними не большая, по годам выпуска не знаю, но по поводу М похоже на правду. А вот МС модифицировалась последний раз в прошлом году, станция ничего так, в лучших традициях "потрать деньги и всем покажи это", причем в документах она именно "заточенна" под глонасики. А вот с мощностью все еще круче- в 5 раз меньше, чем у предыдущей.
Хотя ведь изначально признавалось, что мощность на станциях избыточна...

Feol

Всем пользователям нравится это сообщение.