Национальный космодром на Дальнем Востоке

Автор Bell, 01.08.2007 21:24:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Alex_II

ЦитироватьG.K. пишет:
И закурить  ;)
А что, красиво будет смотреться со стороны... Метров с 500, в зависимости от размеров облака...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Alex_II

ЦитироватьСтарый пишет:
А сторонники керосина и кислорода не пробовали зайти в облако керосина или кислорода?
Вот интересно - когда экологи до2,71бывают нефтяников, так разливы нефтепродуктов - адское зло. А как заходит разговор о ракетчиках - так керосин сразу ну такой экологичный становится, что прям хоть пей...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

G.K.

ЦитироватьAlex_II пишет:
А что, красиво будет смотреться со стороны
А лучше пусть походит в этом облаке, а потом попробует закурить, когда одежда парами пропитается ;)
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

pkl

ЦитироватьАниКей пишет:
ЦитироватьСтроители космодрома «Восточный» утопили соседнее село в грязи
 
20 апреля 2013, 23:28 89 просмотров
 Источник: Зейские огни
Нда. Привыкли как всегда. Однако, когда рядом с нами дом строили, бетонные плиты положили, чтобы землю не разбить. И по этим плитам и ездили самосвалы и техника.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

ОАЯ

#10964
del

pragmatik

#10965
ЦитироватьGeorge пишет:
Цитироватьpragmatik пишет:
это попугай, он повторяет то, что где то слышал..... да экологичнее протона при штатном пуске нет никого.
и ...самый главный критерий это не экологичность носителя, а его себестоимость/надёжность.
А гептил это удобрение.
А то ведь суперэкологичный носитель будет всегда стоять в музее, так как на его пуск ни денег, ни спроса не будет...  :)  
Проведите эксперимент. Встаньте с подветренной стороны от СК "Протона" во время пуска и подождите, когда рыжее облако пройдет через вас. Если вы не пострадаете, что после чего дайте пресс-конференцию о том, что "Протон" безопасен, проверено на себе и экологов надо послать в пешее путешествие сами знают куда. Я в это облако после пуска не пойду, но на вас после нахождения в оном посмотреть было бы интересно.
Вы меня извините, что может пишу прописные истины НО.... это происки конкурентов.......закрывать конкурентный носитель из за того, что возможно какой то ДУРАК может не соблюсти правила, или зайти в закрытую зону( по техники безопасности). Ведь так можно пойти и дальше, запретить ядерные АЭС, ибо дурак может в реактор залезть, электро сварку, ибо дурак может маску не надеть и.т.д.
Пропаганда на месте не стоит, и к примеру в Японии взорвалось 4 ядерных реактора по сравнению с ОДНИМ Чернобыльским......и пресса молчок, или в мексиканском заливе разлилось очень ОГРОМНОЕ кол-во нефти, и пресса молчок. Раздутая прессой "НЕэкологичность" протона это "лапша на уши".
Я про то, что протон нужно было-бы перенести на восточный космодром вместе с союзом.... И пускать протон до тех пор, пока он конкурентен (дешевле вывод) по сравнению с носителями других стран. НЕ экологичность протона это пропаганда конкурентов. А деньги потраченные на "ангару" и.т.д. нужно было  пустить на повышение конкурентоспособности в сфере производства ПН для геостационара и.т.п  нагрузок для мирового рынка..

Старый

ЦитироватьGeorge пишет:Вот пусть сторонники гептила и амила зайдут в этом облако сразу после пуска и докажут, что все ок.
У вас амил и гептил в одном облаке? 
Зачем так далеко ходить? Возьмите пробирку с концентрированной азотной кислотой и бросьте туда кусочки меди. Когда из пробирки повалит бурый дым занюхайте его. Можно в помещении. О результатах доложите. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Valerij

Цитироватьpragmatik пишет:
Пропаганда на месте не стоит, и к примеру в Японии взорвалось 4 ядерных реактора по сравнению с ОДНИМ Чернобыльским......и пресса молчок,
Где и когда в Японии взорвались четыре реактора?
   
Цитироватьpragmatik пишет:
 или в мексиканском заливе разлилось очень ОГРОМНОЕ кол-во нефти, и пресса молчок.
Откуда, если не из прессы, вы узнали о Японии и о Мексиканском заливе?

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Хунвэйбин

ЦитироватьGeorge пишет:
Цитироватьvitquir пишет:
У меня в последние годы сложилось мнение, что "Союз-2" - последние из могикан. Причем, главным образом, потому, что разработаны по ТТЗ 1993 года и по пока еще действующим советским ГОСТам, и разрабатывались настоящими инженерами, а не манагерами, дельцами и чиновниками.
Теперешние отечественные стандарты соревнуются между собой в идиотии, и либо получаются путем перегонки западных стандартов через ПРОМТ безо всякой оглядки на действующие отечественные нормативные документы, либо продавливаются головными институтами с целью либо наварить побольше денег за счет предприятий, либо защитить очередную диссертацию очередного "ученого", либо и то и другое.
ИМХО, это разработка на основе "Союза-У", которая была основана на "Союзе" и так далее вниз. Базовая конструкция осталась еще с 50-х годов. У "-2" основное новшество в новой СУ. То есть, "-2" это эволюция, а не полностью новая разработка. И заказ на нее был еще с 1992 года, когда была принята программа развития до 2000 года и среди прочего была модернизация "Союза" и "Протона" к 2000 году. "-2" полетел в 2004 году, "Протон-М" в 2002-м. То есть, задержка в четыре и два года соответственно. А это значит, что история "Союза" начинается с середины 50-х годов прошлого века и ему 60 лет.

Да, я знаю, что есть еще ТК РБ.
07.04.2001- три М: Протон-М-Бриз-М-Экран-М

George

ЦитироватьСтарый пишет:
А сторонники керосина и кислорода не пробовали зайти в облако керосина или кислорода?
Если не курить, то выжить можно, а я не курю.  :)

George

#10970
ЦитироватьСтарый пишет:
У вас амил и гептил в одном облаке?
Зачем так далеко ходить? Возьмите пробирку с концентрированной азотной кислотой и бросьте туда кусочки меди. Когда из пробирки повалит бурый дым занюхайте его. Можно в помещении. О результатах доложите.
Нет, гептил и амил в одном облаке не получится, ибо это самовоспламеняющееся топливо. Причина горения - обмен электронами между атомами азота в гептиле, где они в отрицательной валентности, в амиле в положительной. Это процесс идет очень быстро, то есть, это сильное горение, которое не требует предварительного зажигания. Примерно по такому же принципу происходит взрыв нитрата аммония, где атом азота в катионе аммония в отрицательной валентности, а в анионе азотной кислоты в положительной. Деформация кристаллической решетки, которая производится детонатором, приводит к взрывному обмену электронами между разновалентными атомами азота. Это было открыто случайно, в 1921 году, когда взорвался завод по производству удобрений в Германии.

И по поводу рыжего дыма вы почти ответили на свой вопрос. Вот сами и нюхайте. Я знаю, что это ядовитое вещество и пробовать не буду, здоровье дороже.

George

Цитироватьpragmatik пишет:
Вы меня извините, что может пишу прописные истины НО.... это происки конкурентов.......закрывать конкурентный носитель из за того, что возможно какой то ДУРАК может не соблюсти правила, или зайти в закрытую зону( по техники безопасности). Ведь так можно пойти и дальше, запретить ядерные АЭС, ибо дурак может в реактор залезть, электро сварку, ибо дурак может маску не надеть и.т.д.
Пропаганда на месте не стоит, и к примеру в Японии взорвалось 4 ядерных реактора по сравнению с ОДНИМ Чернобыльским......и пресса молчок, или в мексиканском заливе разлилось очень ОГРОМНОЕ кол-во нефти, и пресса молчок. Раздутая прессой "НЕэкологичность" протона это "лапша на уши".
Я про то, что протон нужно было-бы перенести на восточный космодром вместе с союзом.... И пускать протон до тех пор, пока он конкурентен (дешевле вывод) по сравнению с носителями других стран. НЕ экологичность протона это пропаганда конкурентов. А деньги потраченные на "ангару" и.т.д. нужно было пустить на повышение конкурентоспособности в сфере производства ПН для геостационара и.т.п нагрузок для мирового рынка..
А пусть попробуют сказать лишнее. "Протон" образует облака амила при штатной эксплуатации, а АЭС могут причинить вред только при аварии. К тому же они по радиоактивности чище, чем ТЭЦ на угле, ибо в оном содержится часть радиоактивного углерода и он выводится с дымом ТЭЦ. Так что еще как смотреть.

Павел73

ЦитироватьGeorge пишет:

И по поводу рыжего дыма вы почти ответили на свой вопрос. Вот сами и нюхайте. Я знаю, что это ядовитое вещество и пробовать не буду, здоровье дороже.
Одна ТЭЦ мощностью всего в полгигаватта этого вещества выбрасывает за год столько, сколько его содержится в трёх "Протонах". А если вспомнить про металлургические предприятия, про городские котельные, про автомобили... Десятки миллионов тонн во всём мире. И что какая-то несчастная ракета? Капля в океане...
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

George

ЦитироватьПавел73 пишет:
Одна ТЭЦ мощностью всего в полгигаватта этого вещества выбрасывает за год столько, сколько его содержится в трёх "Протонах". А если вспомнить про металлургические предприятия, про городские котельные, про автомобили... Десятки миллионов тонн во всём мире. И что какая-то несчастная ракета? Капля в океане...
Это не значит, что надо добавлять еще больше. Есть украинская пословица "Сгоріла хата, нехай горить сарай". Так вот, я считаю ее неправильной. Если есть возможность не гадить, ею всегда нужно пользоваться. К тому же у "Протона" есть замена и это "А", которая с Восточного имеет больше возможностей, чем "Протон".

agon


 
ЦитироватьАмурчан пугают страшилками про гептил и амил

 
 Константин Чмаров
 министр по строительству космодрома «Восточный»



Космодром «Восточный» - это один из самых многообещающих проектов нашего региона, который уже сегодня развивает экономику Приамурья. За прошлый год еще строящийся «Восточный» только прямыми налогами пополнил амурскую казну на сто миллионов рублей. Не говоря уже о тысячах рабочих мест, которые создаются на космодроме. Однако насущным остается вопрос экологии. Жителей области не могут не волновать слухи, которые ходят вокруг высокотоксичного топлива, с помощью которого планируется запуск ракет. Чтобы выяснить, чего ждать от гептила нам и нашим природным ресурсам, мы поговорили с министром по строительству космодрома «Восточный» Константином Чмаровым.
 
- Константин Васильевич, космодром «Восточный» действительно наносит большой вред амурской экологии?
- Космодром – это промышленный объект и понятно, что большой радости окружающей среде он принести не может. Во время строительства «Восточного» приходится спиливать леса, снимать растительный слой почвы, но, то же самое можно сказать практически про любой другой промышленный объект. Это не химическое производство, это не ядерная технология. Да, космодром высокотехнологичен, и никто не утверждает, что он полностью безопасен, с него же ракеты запускают! И, естественно, на период пуска организуется эвакуация. Но каких-то дополнительных вредных воздействий на окружающую среду – нет.
 - Часто космодромы сравнивают с аэропортами, действительно, если разобраться, аэропорты приносят больше вреда экологии, нежели космодромы?
 - Конечно, ни для кого не секрет, что самолеты нарушают озоновый слой. Но никто не говорит о том, что нужно прекратить полеты. Мы засыпаны просьбами амурчан о том, чтобы с нашего аэропорта самолеты летали в Таиланд, Вьетнам. И с каждым годом интенсивность полетов по разным направлениям увеличивается, ведь в этом заинтересованы амурчане.
 - Константин Васильевич, давайте затронем проблемный вопрос. Известно, что на космодроме будет использоваться высокотехнологическое топливо, в состав которого войдут гептил и амил. Известно, что даже малейшая доза гептила – это  приговор для человека...
- Гептил – это удивительное топливо. В двигателе он смешивается с амилом, изготовленным на основе азотной кислоты и происходит горение в безвоздушной среде.
 Я хочу отметить, что в мире нет ни одного космодрома, который не использовал бы гептил. Разница лишь в количестве гептила. Например, в Китае, где сейчас строится космодром на острове Санья, гептил и амил используется в сотнях тонн, им буквально будут заправлять ракеты. А у нас будет заправляться только разгонный блок – «Фрегат», то есть головная часть корабля. И на эту часть уйдет всего несколько килограммов этого топлива, понимаете разницу?
 - Разница понятна, но безопасен ли будет сам процесс заправки?
- Разумеется. Капсула с несколькими килограммами гептила и прочным герметичным контейнером будет транспортироваться, скорее всего, авиа- или железнодорожным транспортом. В специальном хранилище космодрома капсулу «подстыкуют» к космическому аппарату и методом выдавливания топливо переместят. В таком виде корабль уже пойдет на старт. На космодроме никаких хранилищ с гептилом нет. Я хочу еще раз подчеркнуть, такая технология используется везде.
 - А если эта капсула будет повреждена во время транспортировки?
- За всю историю таких случаев не было. Капсула изготовлена из алюминиевого сплава, постоянно проводятся тестирования, во время которых можно увидеть, что даже если капсула упадет, то она будет сгибаться. Но все же, мы рассматриваем все возможные негативные сценарии. И я хочу вас уверить, даже если разольются  несколько килограммов топлива (хоть вероятность этого ничтожно мала) - существенного вреда не будет. Возможно, что будет просто локальное загрязнение почвы.
 - С гептилом и амилом все понятно. Но как вы считаете, сегодня, когда до пуска первой ракеты еще два года, экологическую составляющую нужно держать на особом контроле, или пока еще рано этим озадачиваться?
- Конечно нужно, и мы это делаем. В настоящее время на космодроме и близлежащей территории проводится независимый экологический мониторинг. Специально для этого к нам в область приезжают опытнейшие экологи, например из Новосибирска, но также работают и наши специалисты. Они совершают замеры показателей в растительном и животном мире. И обращают внимание на все критерии, отражающие все процессы в экологии, вплоть до изменений в организме полевой мыши. И если нужно будет забить тревогу, то мы сделаем это первыми.
   
 Интервьюер: Оксана Пригожая

Alex_II

ЦитироватьGeorge пишет:
 К тому же у "Протона" есть замена и это "А", которая с Восточного имеет больше возможностей, чем "Протон".
Пусть сперва полетит. А то нам ее уже столько лет обещают... Причем именно с Восточного - Ангара с Плесецка - в лучшем случае выведет столько же, сколько Протон, а может и на тонну меньше... Пока что говорить что Ангара это замена Протону - сильно рано... Потому что не летает...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

joint831

#10976
Мда, насчет гептила - попало г... в вентилятор.
И ведь какая-то сволочь явно эту тему муссирует в сми. Причем, на экологов-то не сильно похоже, не такие уж они идиоты. Целью выглядит сам космодром и сроки ввода его в эксплуатацию.

АниКей

#10977
Газета "Коммерсантъ", №70/П (5101), 22.04.2013
 
 
 Дотянуть до Восточного
 Что такое Байконур для России и Казахстана
 Казахстан больше не хочет смотреть со стороны, как улетают российские ракеты
 Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
 
 
Вся галерея  9
 

Декабрьские заявления главы Казахского космического агентства Талгата Мусабаева, касающиеся пересмотра договора аренды космодрома Байконур, пришлось разбирать на правительственном уровне двух стран: на помощь были брошены первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов. В конце марта они заявили, что договор расторгать не будут, но все же доработают. Корреспондент "Ъ" ИВАН САФРОНОВ побывал на Байконуре и понял: прощаться с космодромом Россия пока не готова.
Господа Шувалов и Келимбетов договорились возродить межправительственную комиссию, работавшую с 1994 по 1997 год (потом ее статус был изменен, и с этого периода все вопросы были спущены на уровень специальной подкомиссии). Только на этом уровне можно урегулировать разногласия между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) и Казахским космическим агентством (Казкосмос). Напомним, что соглашение, подписанное в 2004 году, предполагает, что комплекс Байконур (город и космодром) арендован Россией у Казахстана до 2050 года. Но уже с 2009 года представители Казкосмоса все более активно стали настаивать на пересмотре договора и равноправном участии в эксплуатации комплекса. В декабре 2012 года глава Казкосмоса Талгат Мусабаев заявил, что якобы ведется разработка нового соглашения о космодроме Байконур, предусматривающего отход от арендных отношений. 
По словам источника "Ъ" в Кремле, существующие "правила игры" менять никто не собирается: "Разрыв условий не входит ни в наши планы, ни в планы наших коллег — и Владимир Путин, и Нурсултан Назарбаев придерживаются именно такой позиции". Соглашение, по его словам, будет лишь "подкорректировано не в ущерб любой из стран". 
Стороны зависят друг от друга. Казахстан хоть и является владельцем уникального космодрома Байконур, но поддерживать его работоспособность самостоятельно не может. России же, имеющей в распоряжении только военный космодром Плесецк, жизненно необходим доступ в гражданский космос. 
На территории Байконура в 6717 кв. км размещены десятки объектов, которые требуют регулярной модернизации и ремонта. Россия по условиям договора аренды до 2050 года обязана ежегодно вкладывать в Байконур $115 млн, а кроме того, обеспечивать его эксплуатацию (еще порядка 5 млрд руб.). "Мы вкладываем сюда свои деньги не только для того, чтобы обеспечить выполнение своей космической программы. Крайне важны и международные соглашения,— говорит собеседник "Ъ" из Роскосмоса.— Как только мы уйдем отсюда, космодром умрет. Этого допустить нельзя. Мы уже слишком многое за него отдали". 
"Ранее над этим никто не задумывался" 

 

Подготовка космических кораблей типа "Союз" и "Прогресс" на Байконуре — дело многоступенчатое
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Самолет Ту-134, принадлежащий Центру подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, приземляется на посадочную полосу аэропорта Крайний города Байконур. За последние полгода аэровокзал изменился: появился новый транспорт, на стенах висят современные плазмы, да и само здание подверглось реконструкции. "Ранее над этим никто не задумывался, аэропорт, откровенно говоря, был в плачевном состоянии,— говорит один из сотрудников таможни.— А сейчас, когда иностранные делегации приезжают сюда, нам даже не стыдно".
Дорога от аэропорта до самого космодрома занимает около 40 минут со всеми блокпостами: космодром по-прежнему режимный объект. Как только машина проходит очередной досмотр, корреспондента "Ъ" везут к монтажно-испытательному корпусу 31-40. Там готовятся ракеты-носители серии "Союз" для последующего запуска с 31-й стартовой площадки, находящейся в ведении Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры. 
"В 2004 году здесь началась реконструкция, благодаря которой были созданы новые рабочие места для подготовки изделий,— говорит сотрудник монтажно-испытательного корпуса (МИК).— Было полностью изменено потолочное и боковое освещение, смонтирована новая система кондиционирования воздуха". В 2011 году в сооружении сменили систему отопления и установили дополнительные калориферы, а в 2012-м Роскосмос выделил 60 млн руб. на замену кровли. В будущем планируется уделить внимание замене полов и железнодорожных путей. Реконструкция, по его словам, длилась почти шесть лет. 
Именно здесь готовили к пуску ракету "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз ТМА-06М". Космонавты Роскосмоса Олег Новицкий, Евгений Тарелкин и астронавт NASA Кевин Форд отправились к борту Международной космической станции в октябре 2012 года именно с 31-й площадки. "До этого момента пилотируемый полет совершался отсюда еще в 1984 году,— продолжает сотрудник МИК.— Но сомнений в том, что все пройдет штатно, не было: мы много лет поддерживали хорошее техническое состояние комплекса. К тому же для нас нет разницы, что запускать в космос — космонавтов или груз". Таким образом, можно безболезненно перенести все пилотируемые пуски на 31-ю площадку. Знаменитый "Гагаринский старт" (стартовая площадка N1) уже в этом году закроется на ремонт и последующую модернизацию. 

"Мы те, кто выдает ракете путевку на полет в космос"

 

Чтобы создать условия для работы российских специалистов на Байконуре, Москве приходится выделять ежегодно около 5 млрд руб.— их хватает далеко не всегда
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Российский бизнес в космосе во многом зависит от одной-единственной ракеты — "Протон-М". Сегодня только она способна доставлять на орбиту большегрузные автоматические космические аппараты. В 2011 году Государственному космическому научно-производственному центру (ГКНПЦ) им. М. В. Хруничева это принесло $777 млн, а в 2012-м эта сумма достигла почти $800 млн. Хотя основное производство находится в России, испытательные цеха по-прежнему важны для контроля качества.
"В 90-х годах не стало СССР, обескровлено было Министерство обороны, и все это перешло в руки Росавиакосмоса,— рассказывает заместитель директора завода по эксплуатации ракетно-космической техники ГКНПЦ им. М. В. Хруничева по летно-испытательной базе Байконур Леонид Горюшкин, обходя монтажно-испытательный корпус на площадке 92А.— Были тяжелые времена, но сейчас стало полегче. Потихоньку мы приступили к созданию военного направления, направления коммерциализации. А график работ по сборке продукции составлен так, чтобы обеспечить безусловное выполнение дат запуска в интересах заказчиков". 
В зале N101 собирают и проверяют "Протоны", а также готовят разгонные блоки серии "Бриз". По словам господина Горюшкина, рабочих мест вполне хватает, так как подготовка "Бриза-М" идет всего неделю, а сборка и проверка космической головной части ракеты — пять дней. "Нам не хватало второго рабочего места для подготовки космических аппаратов — и в прошлом, 2011 году мы его сделали, чтобы разделить работы по разным программам",— рассказывает он. 
В этом здании и решается судьба запусков. "Это практически последний этап, где мы обязаны испытать надежность продукции. Если в Москве что-то упустили или проморгали, то здесь так поступить мы никак не можем,— говорит господин Горюшкин.— Мы те, кто выдает ракете путевку на полет в космос". 
— А как со специалистами, которые эту путевку выдают? 
— Ребята подготовленные, имеют, как правило, высшее образование, зачастую из МАИ. 
— А платят прилично молодым кадрам? 
— Да всем одинаково... Вот рабочие, которые приезжают к нам сюда, в среднем имеют 25 тысяч рублей. Мы не жируем. 
— Так, может, тогда рекламодателей привлечь, чтобы реклама была размещена на ракетах? Хоть какие-то деньги. 
— Один раз у нас вся ракета была целиком расписана рекламой сигарет Marlboro, а больше таких историй и не случалось...— посетовал замдиректора завода. 
Но подумав несколько секунд, Леонид Горюшкин добавил: "Раньше и с деньгами было глухо, а сейчас все-таки стали хоть сколько-то выделять". 
Именно поэтому требования Казахстана сократить количество пусков в 2013 году с 17 требуемых до 12 желаемых неприемлемы: какие бы дополнительные ассигнования ни выделял Роскосмос на поддержку ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, обеспечивать его достойное существование без выполнения коммерческих пусков де-факто нереально. "Переговоры продолжаются, идут сложно",— признался 12 апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин. 
"Мы ежедневно здесь полы вытираем тряпочками" 

 

Россия все еще может развивать Байконур в том направлении, в котором считает нужным, пусть и дается это с трудом
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Дорога от испытательного корпуса 92-й площадки космодрома до 254-й занимает около полутора часов. Здание с виду ничем не отличается от остальных. Внутри — огромный цех, в котором находятся как гражданские специалисты ракетно-космической корпорации "Энергия", так и люди в форме. Несмотря на современное оборудование, ощущение старости корпуса не покидает ни на минуту.
— Вы не смотрите так строго, у нас модернизация еще только проводится. Раньше испытания мы проводили на конструкциях где-то 50-х и 60-х годов, а сейчас даже цифровое оборудование появилось,— хвалится замначальника филиала "Байконур" РКК "Энергия" Алексей Подолинский. 
— А когда планируется процесс завершить? 
— Это будет продолжаться до 2017 года. Посмотрите внимательно. Это грандиозная конструкция, грандиозные пульты. Но их время вышло: качество и надежность уменьшаются. Сейчас компьютеры определяют все параметры с точностью до той цифры, которая заложена в документации. 
Проходим вдоль сборочного места пилотируемого корабля. Средний возраст сотрудников явно не менее 50 лет. 
— А молодежи много прибывает? 
— У нас на филиале космодрома Байконур средний возраст 57 лет. Молодежь... Вот я лично брал пять человек. Из этих пятерых три уже уволились. 
Причин, по словам господина Подолинского, несколько. Первая проблема — фактически круглосуточная работа расчетов. "Ведь у нас нет такого понятия, как работать по 8 часов, по 12 часов,— рассказал один из сотрудников цеха.— Не каждый выдерживает это". Вторая проблема иного характера: "Молодому человеку нужны посторонние развлечения. Фанатики, которые на сегодня остались здесь, которые действительно являются поклонниками фундаментальной космической науки, они работают здесь скрипя зубами,— говорит господин Подолинский.— Молодежь считает, что лучше идти в коммерцию". И тут же называет размер заработной платы, предупредив при этом, что она маленькая: "34 тысячи рублей, ну и надбавок немного". 
Сильно ударил по "байконурскому карману" закон об аттестации рабочих мест, согласно которому были выписаны обязательные нормы пребывания сотрудников "Энергии" на рабочих местах. "Требования такие жесткие, что для соответствия им нужно порядка 40-90 миллионов рублей, а аттестовать рабочее место я обязан,— говорит господин Подолинский.— Для того чтобы обеспечить всех рабочими местами, а это где-то порядка 820 человек, на каждого необходимо выделить финансирование на 6-7 миллионов. А где их взять?" 
Проблема финансирования здесь стоит куда более остро, чем представляется на первый взгляд. "Вот я как начальник космического испытательного центра ощущаю трудности: у нас отсутствуют средства на продление гарантийных сроков практически всех систем. Мы их продлеваем, конечно, но и ответственность тогда берем на себя",— сетует господин Подолинский. 
— Видите окошечко? — Он указывает рукой в направлении потолка.— Это допотопные окошки, которые еще были при Сергее Павловиче Королеве. Система кондиционирования. Здесь 59 единиц стоит, их сейчас промышленность практически не выпускает. 
— Их бы заменить надо! 
— Заменить, конечно, надо бы! Требования чистоты здесь высокие. Мы ежедневно здесь полы вытираем тряпочками, а нужны чистящие машины. 
И ясно было, что это не шутка. 
Еще больше не до шуток Алексею Подолинскому стало после введения закона по промышленной и пожарной безопасности. 
— У меня предписание выдано уже на 148 миллионов рублей. Ну кто такие деньги даст?! А это предписание МЧС выдало. Прокуратура к нам не раз ездила, суды были. 
— А что, вообще не выделяются деньги на это? 
— Да нет, по требованию пожарной безопасности мы где-то порядка 15 миллионов рублей вложили... 
— А это корпорация дала или Роскосмос? 
— Да и корпорация вложила, и Роскосмос давал. Основное, конечно, Роскосмос. Но все равно недостаточно. Если предписание МЧС по пожарной безопасности составляет столько-то, а денег нет, то что остается делать? Я письма пишу президенту нашему (Виталию Лопоте, корпорация "Энергия".— "Ъ"). 
— Реакция? 
— Да нет ответов,— говорит Алексей Подолинский, разводя руками.— И денег нет, а МЧС продолжает писать вот эти предписания. 
— А МЧС может санкции ввести какие-то? 
— Они представления дают, смысл которых сводится к тому, чтобы Подолинского посадить. Сначала штраф, конечно, попросят оплатить. Но я штраф не оплачу, потому что у меня нет таких денег. Значит, посадят. Они только так и требуют. 
Чужая сторона 
Выступая в конце января перед студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана, глава Роскосмоса Владимир Поповкин рассказал о строительстве космодрома Восточный, который должен стать первой космической площадкой России "несоветского" образца. "Мы должны уметь выводить любые космические аппараты на любые орбиты под любым наклонением — независимо от чьей-то воли",— заявил он, подчеркнув важность строительства собственного космодрома. Но пока его нет, Роскосмосу придется искать компромисс с казахскими коллегами. По итогам мартовских переговоров господ Шувалова и Келимбетова условия аренды космодрома, о которых говорил Талгат Мусабаев, пересмотрены не были, но совместный проект "Байтерек" пришлось видоизменить на условиях Казкосмоса: на комплексе будет использована не российская "Ангара", а украинская ракета "Зенит". 
Судя по опыту предыдущих лет, можно предположить, что требования, выдвигаемые Казахстаном России, будут увеличиваться. По данным "Ъ", идея возрождения межправкомиссии по комплексу Байконур на уровне вице-премьеров принадлежала Москве: именно ей во главе с Игорем Шуваловым предстоит сдерживать напор Казкосмоса. Делать это придется до тех пор, пока Восточный не станет самостоятельной единицей. Непилотируемый полет с первого российского космодрома запланирован на 2015 год. Пилотируемая программа развернется и того позже — в 2018 году. И это при том условии, что разрабатываемая ракета-носитель "Ангара" к тому моменту будет окончательно доведена до ума.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

sychbird

Не понятен смысл программы Байтерек-Зенит. Наземный старт на Байконуре имеется. Он, что - физически изношен или с большей программой запусков не справиться?
Или же речь о том, что "сделайте нам старт и мы с Украиной без вас будем вести бизнес пусковых услуг?  А все остальное до полного износа и далее на металолом?
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

Цитироватьsychbird пишет:
Не понятен смысл программы Байтерек-Зенит.
Чего ж тут непонятного? Доступ в космос независимый от России.
ЦитироватьИли же речь о том, что "сделайте нам старт и мы с Украиной без вас будем вести бизнес пусковых услуг?
Естественно никто ничего не будет делать. Рассчитывают использовать существующий старт. Отсюда и разговоры о выводе из-под аренды.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер