ЖРД 5Д21М - что это?

Автор Вадим Лукашевич, 13.06.2007 16:49:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Николай Павловский

ЦитироватьКто-нибудь может что-нибудь рассказать о ЖРД 5Д21М?

у меня есть фото ЖРД 5Д21М из других материалов, касательно ЭПОСа. Вот я хочу узнать тягу и тип топлива у ЖРД 5Д21М, чтобы понять, для какой именно модификации он предназначался.
Судя по обозначению, это двигатель от ЗУР (Индекс 5Д* в то время имели двигатели ракет ПВО и ПРО).
ЖРД для ракет ПВО и ПРО той поры - это разработки ОКБ-466 под руководством Главного конструктора А.С.Мёвиуса (позже включено в состав ОКБ-117, Главный конструктор Изотов - фирма Климова).
Ищем и находим: http://klimov.justdesign.ru/about/history/1960-1969/
Цитировать60-е годы
В ОКБ Климова разрабатываются и производятся жидкостные реактивные двигатели для ракетных комплексов стратегического назначения, зенитных ракет, а также двигатели для орбитальных самолетных комплексов в рамках программы «Спираль».
Так что можно уверенно утверждать, что речь идет о двигателе климовской фирмы.

Из разработок ОКБ-117 для ПВО/ПРО серийно производились два семейства двигателей:
1) для ЗУР комплекса ПВО С-200:
5Д12 (Л-2) - для ракеты В-680 (5В21), 1962
5Д67 - для ракеты В-880 (5В28), 1967
В двигателях ракет для С-200 применялась пара АК-27П+ТГ-02.
Максимальная тяга - 10тс.
2) для противоракеты комплекса ПРО А-35
5Д22 (Р5-117) - для противоракеты А-350Ж (5В61)
Он был близкими родственником двигателя 15Д13 второй ступени УР-100.
В 5Д22 применялась пара АТ+НДМГ.
Максимальная тяга около 13тс, УИ 320с

Двигатель 5Д67 выглядит так:

Крупнее тут:http://www.uni-ulm.de/~s_mlomni/S-200/komplex/rakete/triebwerk-01-c.jpg
В общем, на 5Д21 совсем не похоже, ТНА и камера скомпонованы последовательно.

К сожалению, сколько-нибудь приличных изображений двигателей 15Д13, и тем более 5Д22, я найти не смог.
Единственное попавшееся полезное изображение - плохонький разрез УР-100, на котором видно, что двигатель ее второй ступени короткий, с параллельной компоновкой камеры и ТНА - в целом похож на приведенное фото 5Д21

По поводу материалов на Буран.ру
Про 50-11 читаем, что аналог, среди прочего, предназначался для отработки режимов работы топливной системы на компонентах АТ+НДМГ", и что он оснащался силовой установкой, состоящей из двух серийных ЖРД разработки ОКБ-117 с тягой по 11,75 тс каждый
При этом расход топлива 81,8 кг/сек, удельный импульс 319 сек.
Тут есть противоречие. При таком расходе и УИ тяга будет 26.1тс, т.е. по 13 тонн на двигатель.
Если же поверить в тягу и время работы, то получается, что УИ двигателя должен составлять 2*11750/81,8=287.3с.

Похоже, что тут перемешаны пустотные характеристики с данными у земли.
Все сходится, если предположить тягу 13тс и УИ 319с в вакууме, и 11,75тс и 287с у земли.
Большому кораблю - малую тягу!

Вадим Лукашевич

Большое спасибо!
Вы мне очень помогли, попутно разъяснив еще один казус - в аванпроекте в одних местах указывается тяга 11,75т, а в других 13т. Никаких комментариев нет, и понять это расхождение было сложно. А теперь все стало ясно!

Fakas

Хм... Странный какой то движек. Больше всего меня смущает "стакан" вокруг критики. Рациональное объяснение ему я вижу только одно -- повышение жесткости КС в поперечном направлении. Т.е. при сильных боковых перегрузках. Т.е. на ЗУР ложится, а вот на движек чего то ала Ч-15 не очень.
Sapienti sat !