МКС: десять лет на орбите.

Автор Salo, 19.11.2008 23:47:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

МКС: ровно 10 лет на высоте 350 километров
Цитировать350 километров над Землей, 100 миллиардов долларов инвестиций, три человека и масса научного оборудования - Международной Космической Станции исполнилось ровно 10 лет. Сегодня в проекте МКС принимают участие 15 стран, однако 10 лет назад создание МКС по факту было возложено на две страны - США и Россию.

20 ноября 1998 года в космическое пространство был выведен российский грузовой блок «Заря», который де-факто стал первым сегментом МКС. Спустя 2 недели на орбиту был отправлен шаттл "Эндевор" с американским модулем NODE-1 («Юнити») на борту. В состав экипажа шаттла также вошел российский космонавт Сергей Крикалев. 7 декабря "Эндевор" пристыковался к "Заре", осуществил перенос манипулятором и пристыковку модуля NODE-1 к российскому модулю. С этого момента можно начинать отсчет истории космического сотрудничества.

Однако этому событию предшествовал долгий период переговоров, технических консультаций и поиска решений, которые позволили интегрировать в проект весь опыт стран-участников МКС, создать техническую, юридическую и политическую базу для возможности его воплощения.

Советский Союз и Российская Федерация как его правопреемница, к концу 1980-х – началу 1990-х гг. имели богатый опыт создания и выведения на орбиту первой в мире орбитальной станции «Салют», а также успешной эксплуатации комплекса «Мир». Как логическое продолжение развития проекта были планы создания в начале 1990-х станции «Мир-2», но в связи с экономическими трудностями, связанными с распадом Советского Союза, проект был остановлен.
   
В то же время, в 1984 году, Президент США Рональд Рейган объявил о начале работ по созданию американской орбитальной станции. В 1988 году проектируемая станция была названа «Freedom». Это был совместный проект США, Европейского космического агентства, Канады и Японии. Планировалась крупногабаритная управляемая станция, модули которой будут доставляться по очереди на орбиту шаттлами. Но к началу 1990-х годов выяснилось, что стоимость разработки проекта слишком велика и только международная кооперация позволит создать такую станцию. Таким образом проект был закрыт.
   
17 июня 1992 года Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство (РКА) и НАСА разработали совместную программу «Мир-Шаттл». Эта программа предусматривала полёты американских многоразовых шаттлов к российской космической станции «Мир», включение российских космонавтов в экипажи американских шаттлов и американских астронавтов в экипажи кораблей «Союз» и станции «Мир».
   
15 марта 1993 года генеральный директор Российского космического агентства (РКА) Юрий Коптев обратился к руководителю НАСА Дэниелу Голдину с предложением о создании Международной космической станции. 2 сентября того же года Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор подписали «Совместное заявление о сотрудничестве в космосе», предусматривающее, в том числе, создание совместной станции.

Это позволило в июне 1994 года подписать контракт между НАСА и РКА «О поставках и услугах для станции «Мир» и Международной космической станции». Головной организацией по созданию российского сегмента и его интеграции с американским сегментом является РКК «Энергия» им.С.П.Королева, по американскому сегменту - компания Boeing.

5 февраля 1995 г. НАСА и РКА подписали Протокол о вкладах сторон в обеспечение запуска первого модуля станции. Этот пуск получил обозначение 1А/R - первый американо-российский полет. По этому протоколу РКА предоставляет ракету-носитель «Протон-К» для запуска модуля «Заря», тренажеры для подготовки экипажей для работы на модуле «Заря», обеспечивает управление полетом и обслуживание модуля «Заря» в течение всего времени эксплуатации станции.
   
В апреле 1997 года начались работы по сборке штатного служебного модуля на ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. На служебный модуль возлагаются задачи по централизованному цифровому управлению всей станцией, выполнению режимов ориентации, подъема и коррекции орбиты, жизнеобеспечению экипажа, управлению функционированием средств, обеспечивающих необходимые параметры среды обитания в замкнутом объеме в течение непрерывного пилотируемого полета. 1 июня 1998 года модуль был доставлен в РКК «Энергия». К маю 1999 года были в основном завершены работы по изготовлению, сборке и комплектации СМ. Параллельно с изготовлением СМ проведены испытания его приборов, агрегатов, систем (более 200 наименований).

29 января 1998 года в Вашингтоне состоялось подписание Межправительственного соглашения по созданию Международной космической станции «Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств – членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения».

31 октября 2000 года был осуществлен запуск транспортного корабля «Союз ТМ-31» с экипажем первой основной экспедиции МКС на борту. В составе экипажа находились два российских космонавта Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев, а также американский астронавт Уильям Шепард. 2 ноября ТК «Союз ТМ-31» успешно состыковался с МКС. С прибытием на МКС экипажа первой основной экспедиции станция стала постоянно обитаемой.

После катастрофы шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года США временно не имели независимого доступа к станции до июля 2005 года, когда возобновились полёты шаттлов. После катастрофы «Колумбии» было сокращено с трёх до двух количество членов долговременных экипажей МКС. Это было связано с тем, что снабжение станции материалами необходимыми для жизнедеятельности экипажа осуществлялось только российскими грузовыми кораблями «Прогресс».

26 июля 2005 года полёты шаттлов возобновились успешным стартом шаттла «Дискавери». До конца эксплуатации шаттлов планируется совершить 17 полётов до 2010 года, в ходе этих полётов на МКС будет доставлено оборудование и модули, необходимые как для достройки станции, так и для модернизации части оборудования, в частности — канадского манипулятора.

Стартовавший 9 сентября 2006 года челнок «Атлантис» доставил на МКС два сегмента ферменных конструкций МКС, две панели солнечных батарей, а также радиаторы системы терморегулирования американского сегмента. 23 октября 2007 года на борту шаттла «Дискавери» прибыл модуль «Гармония». Его временно пристыковали к модулю «Юнити». После перестыковки 14 ноября 2007 года модуль «Гармония» был на постоянной основе соединён с модулем «Дестини». Построение основного американского сегмента МКС завершилось.

В 2008 году станция выросла на две лаборатории. 11 февраля был пристыкован модуль «Коламбус» созданный по заказу европейского космического агентства, а 14 марта и 4 июня были пристыкованы два из трёх основных отсеков лабораторного модуля «Кибо». С 2009 года предполагается довести численность постоянной команды на станции до 6 человек. В немалой степени эти планы определяются тем, что ожидается увеличение возможностей по доставке грузов на станцию. Имеется в виду начало эксплуатации транспортных кораблей ATV Европейского космического агентства (первый запуск состоялся 9 марта 2008 года, полезный груз — 7,7 тонн, 1 полёт в год). Кроме того, ожидается, что в 2009 году начнёт полёты к станции японский автоматический грузовой корабль H-II Transport Vehicle (полезный груз — 6 тонн). В планах также и существенная модернизация российских космических кораблей «Союз» к 2010 году.

При подготовке публикации были использованы архивные материалы Российского Федерального Космического агентства.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

http://www.khrunichev.ru/main.php?id=3&nid=872
ЦитироватьДесять лет на орбите
19.11.2008

Десять лет назад, 20 ноября 1998 года, началась эксплуатация Международной космической станции (МКС). С космодрома «Байконур» был осуществлен успешный запуск РН «Протон» с функционально-грузовым блоком (ФГБ) "Заря" на борту. И вот уже десять лет «Заря» успешно функционирует на орбите, подтверждая эффективность организационно-технического обеспечения эксплуатации и управления полетом.

ГКНПЦ им. М. В. Хруничева начал работу по пилотируемым модулям орбитальных станций и транспортным кораблям более 35-ти лет назад. Серия долговременных орбитальных станций (ДОС) "Салют", тяжелые транспортные корабли серии "Космос", станция "Мир" - эти славные страницы пилотируемого космоса для многих на нашем предприятии неразрывно связаны с биографией. На базе пилотируемого транспортного корабля снабжения «Космос-929» были разработаны так называемые функционально-грузовые блоки - прообразы модулей «Мира» и ФГБ «Заря» для МКС.

Определение конфигурации МКС с участием России было начато в 1993 году. 4 октября 1993 года в Москве проходило совместное совещание с участием представителей НАСА, Росавиакосмоса, РКК "Энергия" и ГКНПЦ. На совещании представители нашего предприятия предложили начать развертывание МКС с запуска элемента, обеспечивающего поддержание орбиты станции, электроснабжение, хранение больших запасов топлива и полезных грузов, интерфейсы между американскими и российскими модулями. НАСА и Роскосмос поддержали это предложение. Таким образом, была определена конфигурация МКС, в которой в качестве первого элемента был выбран ФГБ, названный впоследствии «Заря».

23 июня 1994 года в Вашингтоне В. Черномырдин и А. Гор подписали "Совместное заявление о сотрудничестве по Международной космической станции", а Генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев и Администратор НАСА Дэн Голдин - контракт между Росавиакосмосом и НАСА. В рамках этого контракта были выделены первые средства на развертывание работ по ФГБ в ГКНПЦ - 25 миллионов долларов США.

15 октября 1994 года было подписано письмо-контракт «Энергетический блок ФГБ» между ГКНПЦ и компанией Локхид.

Весной 1995 года по решению НАСА субконтракт на ФГБ был передан компании Боинг как главному подрядчику по МКС. Окончательный субконтракт на разработку, изготовление, испытания ФГБ и поддержание его на орбите между ГКНПЦ и компанией Боинг был подписал 15 августа 1995 года. В процессе создания ФГБ в рамках субконтракта согласованы две крупные модификации и дополнительное финансирование для их выполнения. Вместе с последующими дополнениями сумма контракта составила 270 миллионов долларов США.

Необходимо отметить, что ФГБ "Заря" - первый модуль, который создавался в рамках сотрудничества США и России, а субконтракт на его создание можно считать первым примером внешнеэкономического сотрудничества российской авиакосмической компании в области создания орбитальных станций. Эта работа поставила перед нашим предприятием совершенно новые задачи и существенно отличалась от внутригосударственных программ по станциям «Салют» и «Мир». Для нас это был своеобразный «прорыв», ведь ранее ГКНПЦ выполнял только госзаказы, а теперь приходилось работать по новым техническим, экономическим, управленческим стандартам, вести переговоры с иностранным заказчиком, обосновывать цену в соответствии с международными коммерческими правилами, ежедневно общаясь с партнерами и преодолевая проблемы, связанные с различиями в техническом и технологическом оснащении. В этих жестких условиях профессионально и слаженно работали дирекция программы МКС, внешнеэкономический департамент, экономические службы, группа Главного конструктора пилотируемых программ, подразделения КБ «Салют», РКЗ, ЗЭРКТ.

Модуль "Заря" был полностью скомплектован и официально принят комиссией в составе представителей Росавиакосмоса, РКК «Энергия», ГКНПЦ, НАСА, Боинг.

20 ноября 1998 года ФГБ был успешно выведен на орбиту с помощью РН «Протон».

ФГБ разработан, изготовлен и запущен точно в срок, в соответствии с требованиями субконтракта. ГКНПЦ стал единственным участником программы МКС, своевременно выполнившим свои обязательства, за что был награжден НАСА и Боингом званием «Лучший поставщик по МКС 1998 года».

Нашим предприятием выполнен значительный объем работ по созданию Служебного модуля «Звезда». Изготовление, испытания, запуск «Звезды», изготовление двух РН «Протон» для ФГБ и СМ, управление полетом СМ с 2000 года до настоящего времени, изготовление необходимой материальной части и сопровождение полета «Звезды» осуществлялось и осуществляется в рамках госбюджетного финансирования по контрактам с Росавиакосмосом.

В ходе десятилетней эксплуатации МКС было совершено 26 полетов американских шаттлов, 31 полет российских грузовиков «Прогресс», 16 - пилотируемых кораблей «Союз» и 1 полет европейского корабля ATV «Жюль Верн». За эти годы на станции работало 17 постоянных экспедиций и 15 экспедиций посещения, осуществлено 36 выходов в космос. В настоящее время на борту работает 18-я экспедиция.

Материально-техническая и стендовая базы, имеющиеся в распоряжении ГКНПЦ и его подрядчиков, полностью обеспечивают оперативное решение вопросов, возникающих при эксплуатации ФГБ «Заря». Запас функциональной устойчивости конструкции и систем модуля достаточен для выполнения новых требований спецификаций, полученных от американской стороны в процессе эксплуатации. Такая адаптивность к изменениям требований позволила осуществить ряд модернизаций в полете, что увеличило функциональные возможности модуля.

На этапе эксплуатации МКС по контракту с Росавиакосмосом ГКНПЦ осуществляет управление полетом ФГБ в ЦУП-Москва и ЦУП-Хьюстон, сопровождение управления полетом на наземных стендах, материально-техническое обеспечение на орбите, поставку наземного ЗИПа, заправку сменных панелей СОТР, разработку сертификатов безопасности, прочностные расчеты, доработку стендовых изделий, продление сроков эксплуатации систем, анализ замечаний членов основных экспедиций и экспедиций посещения МКС. Управление полетом такой сложной технической системы, какой является МКС, - задача для профессионалов, обладающих глубокими техническими знаниями и многолетней практикой.

20 ноября 1998 года, в день запуска ФГБ «Заря», специалисты по управлению полетом, а также специалисты по конструкции и системам заступили на круглосуточную, непрерывную вахту управления орбитальным полетом ФГБ «Заря».

После проведения орбитальных испытаний модуля, через две недели после запуска стартовал шаттл «Эндевор», и 4 декабря 1998 года к ФГБ был пристыкован первый американский модуль «Юнити». Начало практической совместной эксплуатации российского и американского сегментов МКС было положено. Сергей Крикалев и Роберт Кабана первыми ступили на борт ФГБ «Заря».

Дирекция программы МКС широко привлекает специалистов КБ, РКЗ, ЗЭРКТ к переговорам с Боингом по заключению новых контрактов в поддержку эксплуатации МКС. Специалисты нашего предприятия дают не только профессиональные технические консультации, но и помогают обосновывать перед заказчиком цену работ, на которые заключается контракт.

В процессе создания и эксплуатации модуля «Заря» в дополнение к основному контракту были заключены субконтракты на сумму 55 миллионов долларов США для проведения проектно-конструкторских работ, работ по изготовлению в обеспечение новых требований, как до пуска, так и в процессе полетной эксплуатации.

Впервые в практике эксплуатации орбитальных станций проведена масштабная модернизация модуля «Заря», связанная с демонтажем и удалением со станции ряда служебных систем, которые функционировали на начальном этапе сборки станции и в настоящее время не задействованы. Блоки этих систем были демонтированы, удалены с МКС и на их место космонавтами были установлены спроектированные в КБ «Салют», изготовленные на РКЗ и доставленные на орбиту американскими шаттлами специальные хранилища. Использование этих хранилищ позволило решить одну из острых проблем на МКС - проблему предоставления свободных объемов для размещения многочисленных грузов, необходимых для функционирования экипажа и станции.

В настоящее время проводится большой комплекс работ по обеспечению возможности полета модуля «Заря» после 2013 года, т. е. после 15 лет полета в составе МКС. Важность этой работы трудно переоценить, т. к. в связи с аварией Шаттла существенно растянулась по времени сборка станции. Так, европейский и японский модули доставлены на орбиту только в 2008 году. Также существенно задерживается развертывание российского сегмента МКС из-за недостаточности финансирования программы со стороны Роскосмоса. Реализация этого нового требования предусматривает несколько этапов и проводится в рамках нового контракта с компанией Боинг.

Первые два этапа связаны с циклическими испытаниями прочности герметичного корпуса динамического изделия, являющегося копией корпуса летного изделия, а также с испытаниями прочности стыковочных агрегатов, установленных на модуле. Следующие этапы связаны с анализом и испытаниями систем и агрегатов, которые невозможно заменить в полете, и с созданием модернизированного оборудования для замены на борту модуля «Заря» в обеспечение дальнейшей надежной эксплуатации.

Опираясь на опыт работы по продлению срока службы станции «Мир» с 5-ти лет по техническому заданию фактически до 15 лет, мы с оптимизмом смотрим на возможность продления срока службы модуля «Заря» еще на 7 лет, т. е. до 2020 года.

Директор программы МКС  
ГКНПЦ имени М.В. Хруничева
Сергей ШАЕВИЧ
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

YuriR

Видео
- МКС-10 лет http://tvroscosmos.ru/frm/kosmostv/vesti/vesti201108.php
- Интервью Перминова А.Н. телеканалу Вести (20.11.) http://tvroscosmos.ru/frm/kosmostv/vesti/vesti201108-1.php
- Интервью зам.ген.конструктора РКК Брюханова Н. А. телестудии Роскосмоса (15.11.) http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2008/vesti15_11_8_1.php
Телестудия Роскосмоса www.tvroscosmos.ru

Salo

Цитировать20.11.2008 / 17:20    Американские астронавты отметят 10-летний юбилей МКС выходом в открытый космос

     Астронавты Хайдемари Стефанишин-Пайпер и Шейн Кимброу осуществят второй выход в открытый космос в рамках программы полета шаттла "Индевор" в день 10-летия с начала строительства Международной космической станции (МКС).
     "Астронавты продолжат смазку и чистку поворотного механизма фермы с солнечными батареями, размещенной на американском сегменте станции, а также смажут захват канадской руки-манипулятора", - сообщили "Интерфаксу-АВН" в Центре управления полетами.
     Так же, как и в первый выход в космос, осуществленный астронавтами NASA в ночь на среду, работы за пределами станции начнутся в 21:45 мск в четверг и продлятся около шести с половиной часов. Роскосмос
     
          - И.С.
Цитировать20.11.2008 / 17:20    Срок эксплуатации МКС может быть продлен до 2020 года

     Срок эксплуатации Международной космической станции (МКС) может быть продлен до 2020 года. Об этом глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил в интервью телеканалу "Вести".
     Глава Роскосмоса сообщил, необходимость продления сроков эксплуатации МКС вызвана тем, что страны-участницы программы с опозданием начали запуск научных модулей. Задержка была вызвана, в частности, катастрофой американского шаттла "Колумбия" в 2003 году и прекращением в связи с этим полетов шаттлов на 2,5 года. Глава Роскосмоса напомнил, что Европейское космическое агентство недавно запустило к МКС научный модуль "Коламбус", а японское агентство - модуль "Кибо". Россия планирует запустить в 2009 и 2010 годах к МКС два малых научных модуля, а в 2011 году - большой научный модуль.
     Участниками программы МКС являются Россия, США, Европейское космическое агентство, Япония и Канада, уточняет "Интерфакс".
     По словам Перминова, с решением продлить срок эксплуатации МКС согласны все участники программы за исключением США, однако в последнее время руководители НАСА также высказываются в поддержку этого решения. Глава Роскосмоса выразил надежду, что на ближайшем совещании глав космических агентств будет принято решение по продлению сроков работы МКС. Однако космические агентства могут лишь технически принять такое решение, а окончательное решение, по словам Перминова, будут принимать правительства стран-участниц проекта МКС. Роскосмос
     
          - И.С.
Цитировать20.11.2008 / 17:20    Руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов поздравил участников программы МКС, в том числе зарубежных партнеров, с 10-летним юбилеем запуска ФГБ «Заря»

     В поздравлении Руководителя Роскосмоса, в частности, говорится: «Уважаемые коллеги! Сегодня, 20 ноября 2008 года, исполняется 10 лет с момента вывода на орбиту первого элемента Международной космической станции – функционально-грузового блока «Заря». Он стал первым кирпичиком в строительстве крупнейшего орбитального комплекса. За прошедшие десять лет станция превратилась в уникальную космическую лабораторию массой около 300 тонн. Этот проект реализуется во многом благодаря огромному вкладу, который вносили и вносят российские предприятия космической отрасли в создание всей станции, и в частности, ее первого модуля.
     Сегодня мы отмечаем 10-летие запуска ФГБ «Заря» и 10-летие с начала строительства Международной космической станции, которая стала орбитальной базой для обширной научной программы и самым значительным, поистине уникальным проектом в истории мировой космонавтики. Этот проект доказывает, что в космосе нет границ, и должны отсутствовать политические разногласия.
     МКС- это плод труда партнеров - космических агентств России, США, Европы, Японии и Канады. На МКС постоянно находится международный экипаж. Космонавты и астронавты разных наций находят между собой общий язык. Нам, на Земле, нужно именно на таких примерах учиться партнерским взаимоотношениям не только в космосе, но и в любых других областях. Тот факт, что станция на сегодняшний день служит самым лучшим примером мирного международного сотрудничества, вызывает чувство гордости, поскольку наша страна сделала так много, чтобы этот проект стал реальностью.
     Но одни мы бы не смогли выполнить эту задачу. Точно также, вряд ли это удалось бы нашим международным партнерам по МКС. Все вы помните, что в самом начале проекта, в условиях сложного финансового положения в России, мы положились на помощь наших американских коллег. А после катастрофы «Колумбии» российская сторона, в отсутствие полетов «Шаттлов», продолжала поддержку станции. И это лишь несколько примеров. Я считаю, что мы, все партнеры по МКС, доказали друг другу свою надежность в космических программах.
     Сегодня мы можем сказать, что проект МКС нас всех многому научил. Когда я говорю «нас», то имею в виду не только Россию, но и весь мир. Эти знания нужно развивать и использовать в дальнейшем, например, для будущих пилотируемых полетов к Луне и Марсу, которые, я в этом убежден, должны проводиться только на базе международного сотрудничества.
     От имени Федерального космического агентства поздравляю всех работников российских предприятий ракетно-космической отрасли, а также всех наших зарубежных партнеров по программе Международной космической станции с этой датой, незаурядной во всех отношениях. Роскосмос.
     
          - И.С.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Reader

http://www.energia.ru/rus/news/news-2008/news_11-20.html
Цитировать20 ноября 2008 года. РКК "Энергия" им. С.П. Королева,
г. Королев, Московской области
Ровно 10 лет назад, 20 ноября 199[/size]8 года, на околоземной орбите начал работать первый элемент Международной космической станции (МКС) - функционально-грузовой блок "Заря", который был изготовлен в России на средства НАСА. Выведение этого элемента подтвердило общее стремление партнеров к практической реализации проекта МКС.
Выполнение Россией обязательств по проекту в конце 1990-х - начале 2000-х годов проходило в сложных финансовых и экономических условиях.
Отечественной ракетно-космической отрасли, и в первую очередь РКК "Энергия" как головному предприятию по российскому сегменту станции, его основным модулям и космическим кораблям транспортно-технического обслуживания "Прогресс", "Союз", в связи с отсутствием со стороны Росавиакосмоса необходимого финансового обеспечения работ, приходилось постоянно изыскивать средства, в том числе и внебюджетные, для осуществления намеченных планов развертывания строительства МКС. Прежде всего, усилия в те годы были направлены на создание ключевого элемента начального этапа - служебного модуля "Звезда", - который позволял приступить к началу эксплуатации станции в пилотируемом режиме.
Преодолев финансовые и технические проблемы, коллективам РКК "Энергия" и предприятий кооперации все же удалось создать и 12 июля 2000 года доставить на околоземную орбиту модуль "Звезда", а со 2 ноября 2000 года - стартом первой основной экспедиции в составе российских космонавтов С.Крикалева и Ю.Гидзенко и американского астронавта У.Шепарда - начать на борту станции постоянную работу экипажей, в том числе по длительным основным программам и программам экспедиций посещения.
В конце 2000 года земная цивилизация обрела новую постоянно пилотируемую международную лабораторию - полигон на околоземной орбите для дальнейшего непосредственного исследования и освоения человеком космического пространства, впервые создаваемый совместными усилиями многих стран мира - партнеров проекта.
В настоящее время реализуется программа уже 18-й экспедиции МКС, при этом за прошедший период времени осуществлено 15 экспедиций ее посещения.
Проект МКС стал реальностью во многом благодаря колоссальному опыту работ, который был получен в России, и прежде всего в РКК "Энергия", по программам полетов пилотируемых кораблей "Союз" и орбитальных станций "Салют", орбитального комплекса "Мир" (включая программы "Евромир", "Мир-НАСА", "Мир-Шаттл"). Осуществление этих программ показало возможность длительной (полугодовой и более) работы человека в условиях космического полета с выполнением обширных комплексов работ, в том числе при участии ряда стран мира, включая космические эксперименты, дооснащение систем и агрегатов станций, внекорабельную деятельность человека в открытом космическом пространстве.
Этот опыт и технический задел явились фундаментальной основой для совместного решения ведущих стран мира о проектной проработке, строительстве и эксплуатации МКС с учетом предложенных РКК "Энергия" системотехнических решений, прошедших многолетнюю летную сертификацию.
Корпорация, следуя основным традициям С.П. Королева, искренне благодарит сотрудников предприятий и организаций, работающих по проекту, за активную и плодотворную деятельность по осуществлению совместных планов, за творческий подход к решению сложных технических и организационных задач, в том числе по наращиванию российского сегмента станции.
РКК "Энергия" желает всем партнерам проекта, ученым, специалистам, инженерам и рабочим предприятий и организаций, участвующим в нём, дальнейших творческих успехов в строительстве и эксплуатации МКС, новых открытий и достижений!

Salo

Космонавт Алексей Леонов поздравил коллег с 10-летием МКС
Цитировать
20 ноября 2008
/Газета.Ru/
Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Алексей Леонов поздравил космонавтов с 10-летием работы Международной космической станции.

'Я поздравляю всех моих друзей и коллег, они - также надежны, как и эта техника', - сказал Алексей Леонов.

По его словам, 'пока на свете живут и работают такие специалисты, будет правильно и поступательно развиваться и сама космическая техника'. Он выразил уверенность, что МКС, рассчитанная до 2015 года, 'сможет прослужить именно такой срок'.

По материалам: ИТАР-ТАСС
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

20-11-2008 Прошел «круглый стол» участников проекта Международной космической станции
Цитировать20 ноября в ДК им. С.П.Горбунова прошел "круглый стол2 участников проекта МКС. В нем приняли участие представители Роскосмоса, РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и зарубежные специалисты из Европы, Канады и США. Встреча началась с просмотра документального фильма. Затем выступавшие поделились интересными подробностями изготовления модуля "Заря", рассказали о применявшихся при этом эффективных технологиях, говорили о перспективах взаимодействия сторон и партнерских отношениях. Хороший опыт по этой части уже есть, ведь как известно, «Заря» был фактически первым модулем который создан в рамках сотрудничества США и России.
   Затем с докладами выступили специалисты российских предприятий и зарубежные гости.

Пресс-служба ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Ярослав

прошу разьяснить - чем реально ограничен срок эксплуатации мкс ?

есть ли какая реальная "деталь", которую нельзя заменить, и которая через скажем 20 лет престанет функционировать ?


46-15

Цитироватьпрошу разьяснить - чем реально ограничен срок эксплуатации мкс ?

есть ли какая реальная "деталь", которую нельзя заменить, и которая через скажем 20 лет престанет функционировать ?
Гермокорпус. Шар-баллоны системы наддува ОДУ. Сама ОДУ. Стыковочные агрегаты.

Ярослав

а какой срок эксплуатации у этих компонент ?

Вова

Весьма представительные картинки и анимация по теме:
(2-я ссылка -просто интересно)

http://www.usatoday.com/tech/science/space/2008-11-19-issassembly_N.htm
http://www.spacex.com/F1-004-summary.php
Vova

АниКей

ФКП «НИЦ РКП». Здесь ведутся уникальные эксперименты по наземной отработке орбитальных станций

    Сам факт создания долгосрочных орбитальных станций являлся принципиально новым этапным моментом освоения космического пространства. Поэтому подтверждение их работоспособности потребовало создания уникальных стендов и выполнения новых экспериментальных работ.
В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», МКС. Испытывались их двигательные установки, узлы, агрегаты. В частности, наземный аналог объединенной двигательной установки (ОДУ) орбитальной станции «Мир» испытывался на стенде 4Е ИС-104.
Стендовый вариант ОДУ (установка ЭУ-500) был установлен на стенд 18 октября 1985 года.

После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые или холодные испытания ОДУ и ее отдельных элементов синхронно с аналогичной работой орбитальной станции в космосе. Таким образом, впервые в истории космонавтики осуществлялась идея параллельной работы ОДУ и ее аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ-917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов.


   30 сентября 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» проведено очередное огневое испытание двигательной установки ЭУ-500. Результаты испытаний подтвердили работоспособность двигательной установки после 23-летней эксплуатации. А в целом, с 1985 по 2008 проведено 36 сеансов огневых испытаний. Общее время нахождения агрегатов под компонентами топлива составляет 8300 суток. Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. нейтрализуются выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции.
   Испытания по программе продолжаются и позволяют обеспечить практическое решение проблем, возникающих в режиме эксплуатации МКС.
   Пресс-служба ФКП «НИЦ РКП»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

По поводу ресурса орбитальной станции с ленты новостей НК
25.11.2008 / 00:05    Космический центр имени Хруничева проводит исследовательские работы по продлению срока службы модуля "Заря" на МКС до 2020 года
     Срок эксплуатации функционально- грузового блока "Заря" в составе Международной космической станции (МКС) может быть продлен до 2020 года, сообщает пресс-службе космического центра имени Хруничева. Согласно сообщению, поступившему в "Интерфакс-АВН" в минувшую пятницу, "в настоящее время проводится большой комплекс работ по обеспечению возможности полета модуля "Заря" после 2013 года, то есть после 15 лет полета в составе МКС". "Опираясь на опыт работы по продлению срока службы станции "Мир" с пяти лет по техническому заданию фактически до 15 лет, мы с оптимизмом смотрим на возможность продления срока службы модуля "Заря" еще на 7 лет, то есть до 2020 года, а возможно, и на более длительную перспективу", - приводятся в сообщении слова директора программы МКС центра имени Хруничева Сергей Шаевича.
     По его словам, первые два этапа работы по продлению срока службы модуля "Заря", который был запущен на орбиту 10 лет назад, связаны с циклическими испытаниями прочности герметичного корпуса копии корпуса летного модуля, а также с испытаниями прочности стыковочных агрегатов, установленных на модуле.
     "Следующие этапы связаны с анализом и испытаниями систем и агрегатов, которые невозможно заменить в полете, и с созданием модернизированного оборудования для замены на борту модуля "Заря" в обеспечение дальнейшей надежной эксплуатации", - говорится в сообщении. Согласно ему, "важность этой работы трудно переоценить, так как в связи с аварией шаттла в 2003 году существенно растянулась по времени сборка станции. Так, европейский и японский модули доставлены на орбиту только в 2008 году.
     Продление сроков службы модуля "Заря" предусматривает несколько этапов и проводится в рамках нового контракта с компанией Боинг.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Bilbao

ЦитироватьФКП «НИЦ РКП». Здесь ведутся уникальные эксперименты по наземной отработке орбитальных станций
Группа американских и российских специалистов международной встречи по техническому обмену (октябрь 1997)