Модуль "Квант" - 20 лет.

Автор ааа, 31.03.2007 20:49:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

m-s Gelezniak

Петрович, а а каком номере ЗВ была статья о "Кванте". Там интересен "первый вариант" буксира. Не 11Ф45 случаем он.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Petrovich

ЦитироватьПетрович, а а каком номере ЗВ была статья о "Кванте". Там интересен "первый вариант" буксира. Не 11Ф45 случаем он.
Не трави душу... Я уже где-то писал, что все дельные номера ЗВ
лет шесть назад при переезде случайно попали к теще на хутор,
где не спросясь использовали на растопку, пока я чухался...
А статья про Квант была, также и рисунки разных способов его
доставки. Кстати и мотивировка вроде прсутствовала.
Но в сети архива ЗВ тех времен нет :cry:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

m-s Gelezniak

Цитировать
ЦитироватьПетрович, а а каком номере ЗВ была статья о "Кванте". Там интересен "первый вариант" буксира. Не 11Ф45 случаем он.
Не трави душу... Я уже где-то писал, что все дельные номера ЗВ
лет шесть назад при переезде случайно попали к теще на хутор,
где не спросясь использовали на растопку, пока я чухался...
А статья про Квант была, также и рисунки разных способов его
доставки. Кстати и мотивировка вроде прсутствовала.
Но в сети архива ЗВ тех времен нет :cry:
Аналогично, (утеряны) при ремонте квартиры.  :cry:
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

Из былых обсуждений:
ЦитироватьВот вам для информации выдержки из одного источника :)


11 февраля 1981 г. прошел совместный НТС Министерства общего машиностроения (МОМ), Президиума Академии наук (АН) и Министерства обороны. На нем был рассмотрен новый проект КБ «Салют» семейства модулей 37К для станций ДОС №7 и №8. Модули было решено создавать под РН «Протон-К». Для их доставки к станциям должен был послужить упрощенный ФГБ корабля ТКС. Вместе модуль и ФГБ назывались Транспортный корабль модульный (ТКМ).
23 июня 1981 г. вышло «Решение по модулям 37К», которое поддержали В.П.Глушко и Ю.П.Семенов. Однако ряд ведущих сотрудников НПО «Энергия» отнеслись к передаче разработки модулей в КБ «Салют», мягко говоря, прохладно, считая, что модули на базе ПАО «Союза» будут сделаны раньше, чем более тяжелые аппараты 37К. Но 6 ноября 1981 г. появился приказ министра общего машиностроения о применении модулей 37К в составе станций 17К (ДОС №5-2, названной после запуска «Салют-7») и 27К (ДОС №7 и №8). Для унификации наиболее трудоемких конструкционных частей модулей 37К гермокорпус их лабораторного отсека должен был изготавливаться как неизменная часть всех пяти модулей. Для сокращения сроков разработки гермокорпуса его элементы должны были быть в максимальной степени заимствованы с уже разработанных изделий ТКС и ДОС: с ТКС -- коническая часть, с ДОС -- цилиндрическая часть (диаметром 4.1 м) и сферическое днище с переходной камерой (ПрК).
Для отработки модулей 37К и ряда систем ББ станции 27КС предполагалось создать экспериментальный целевой модуль ЦМ-Э (индекс 37КЭ) для пристыковки его к станции «Салют-7». Для обеспечения стыковки на 37КЭ должна была стоять система «Игла», как и на станции «Салют-7». В 1982 г. на модуле ЦМ-Э было решено также разместить международную астрофизическую обсерваторию «Рентген» и ультрафиолетовый телескоп «Глазар». Сам же модуль стал именоваться астрофизическим и получил открытое название «Квант».
Для станции 27КС первоначально предполагалось создать четыре модуля семейства 37К: модуль дооснащения ЦМ-Д (37КД), технологический модуль ЦМ-Т (37КТ), модуль для исследования природных ресурсов Земли и решения военно-прикладных задач (37КП) и резервный модуль (выполняемый по документации модуля 37КЭ). Для модулей 37КЭ, 37КД и резервного была разработана одинаковая рама внешнего отсека научных инструментов. Модули различались только внутренней компоновкой лабораторного отсека. Менялась и камера, пристыкованная к ЛО. На ЦМ-Э пристыковывалась переходная камера с пассивным стыковочным узлом для приема кораблей «Союз» и «Прогресс». На ЦМ-Д ставилась часть переходной камеры с трансформируемым шлюзовым отсеком. На ЦМ-Т должна была крепиться удлиненная переходная камера, в которой располагалось технологическое оборудование. Наконец, на военно-прикладном ЦМ-П переходная камера вообще отсутствовала, люк в нее закрывался специальной крышкой, а на ее месте ставилась рама отсека научных инструментов модуля ЦМ-Э, переделанная под новое спецоборудование.

.......

Первым предполагалось вывести на орбиту в сентябре 1984 г. и пристыковать к «Салюту-7» модуль ЦМ-Э. Однако к 1983 г. возникли серьезные задержки в его изготовлении. Кроме того, в том же году появились планы пристыковки к «Салюту-7» в 1985 г. военно-прикладного модуля ТКС-М с аппаратурой «Пион-К» (запущен под названием «Космос-1686»). ТКС-М пользовался более высоким приоритетом. Поэтому модуль 37КЭ было решено запустить позже и пристыковать уже к станции 27КС. Это решение потребовало установить на ББ систему «Игла» для обеспечения стыковки с модулем 37КЭ, а на сам модуль -- более современную систему «Курс» для приема кораблей «Союз-ТМ» и «Прогресс-М».

.......

Однако эффективность применения модулей типа 37К, как показали работы проектного отдела НПО «Энергия», была недостаточно высокой: доставку модулей на орбиту обеспечивал функциональный грузовой блок (ФГБ) массой около 10 т, который после стыковки с ББ должен был отделяться и сводиться с орбиты. При этом масса полезной нагрузки модуля не превышала 3 т. Поэтому осенью 1983 г. НПО «Энергия» предложило снабдить модули 37К неотделяемым отсеком доставки, сделанным на базе негерметичного агрегатного отсека станций ДОС №7 и №8, который был более чем вдвое легче ФГБ. При этом появлялась возможность увеличить длину ЛО модуля и разместить в нем большую массу научной аппаратуры. Расчеты показали, что на таком модуле возможно размещение уже 5 т полезной нагрузки. С предложением такого проекта НПО «Энергия» вышло к министру общего машиностроения.
В конце 1983 г. в КБ «Салют» было разработано альтернативное предложение, заключавшееся в создании «самоходных» модулей на основе проекта корабля ТКС. За основу брался ФГБ, который получил название Приборно-грузовой отсек (ПГО). В нем должны были располагаться системы для автономного полета, сближения и стыковки со станцией, а также научная аппаратура, различные агрегаты и системы для дооснащения станции. В центральном коридоре модулей и за боковыми панелями можно было разместить доставляемые грузы. Кроме того, в зависимости от назначения модулей в их состав планировалось включить либо удлиненный вариант приборно-грузового отсека (за счет этих «надбавок» появились ПГО-2 и даже ПГО-3), либо дополнительные отсеки. Проект таких модулей получил обозначение 77КС, означавшее слияние частей обозначения ФГБ (11Ф77) и проекта орбитальной станции 27КС. К нему прибавлялась буква, указывающая назначение аппарата. Научно-технический совет МОМ, состоявшийся в июне 1984 г., в целях использования уже созданного задела по станции «Алмаз» принял решение поддержать предложение КБ «Салют». Официально работы по выпуску конструкторской документации на модули серии 77КС начались в КБ «Салют» согласно приказу от 18.10.84.
.......
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

В это же время в КБ Салют велись проработки космического буксира. Ему был присвоен индекс 17Ф33. Были выпущены технические предложения, затем эскизный проект. В качестве маршевого двигателя предполагалось использовать двухрежимный С5.92. Питание МД планировалось от бака с совмещенными днищами и сетчатыми заборными устройствами. ЖРДМТ питались от сильфонных баков. Задачи буксира - стыковка и перевод КА на более высокие орбиты, прием и передача топлива.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьДля полноты картины нужно добавить еще и
стыковочный отсек  :wink:

Для полноты картины
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Стыковочный отсек снаружи:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Bart Hendrickx

ЦитироватьВ это же время в КБ Салют велись проработки космического буксира. Ему был присвоен индекс 17Ф33. Были выпущены технические предложения, затем эскизный проект. В качестве маршевого двигателя предполагалось использовать двухрежимный С5.92. Питание МД планировалось от бака с совмещенными днищами и сетчатыми заборными устройствами. ЖРДМТ питались от сильфонных баков. Задачи буксира - стыковка и перевод КА на более высокие орбиты, прием и передача топлива.

A есть ли связь между 17Ф33 и этим аппаратом?

НК 3/2000
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/206/26.shtml


ЦитироватьА несколько лет назад в России на базе спутника-перехватчика был разработан проект КА «Модуль-Т» – как тогда представлялось, первого из серии специализированных аппаратов-модулей для автоматического обслуживания высокоприоритетных орбитальных объектов.

«Модуль-Т» – космический танкер. Его задача: стыковавшись с соответствующим ИСЗ, по командам системы управления последнего поддерживать ориентацию, стабилизацию, высоту орбиты, обеспечивать выполнение необходимых маневров. В отличие от комплекса «Салют-6» (-7, «Мир») – «Прогресс», проектируемая «связка» предполагала отказ от громоздкой системы перекачки топлива (все равно «летаем вместе»!), упрощение стыковочных агрегатов (связь только механическая и электрическая), возможность независимого управления «связкой» через борт модуля (особенно в критических ситуациях). Стартовать «Модуль-Т» (и другие «модули») должен был на конверсионных носителях. Не исключалось и боевое использование подобных аппаратов, причем не только для уничтожения неприятельских ИСЗ. Модуль мог работать в качестве «рюкзака»: прицепившись к «объекту», дестабилизировать его ориентацию, «мягко» отвлекая от выполнения негуманных задач.
Увы, этому проекту не суждено было сбыться: космическая программа Российской Федерации форсированно переходила на новые принципы организации разработок – «выживает лишь то, за что платят».

В отличие от 17Ф33, Модуль-Т, видимо, разрабатывался уже после распада Союза и не оснащался системой перекачки топлива. Зато любопытно, что в качестве маршевого двигателя для 17Ф33 планировалось использовать С5.92. Именно на базе этого двигателя был впоследствии создан С5.98 для разгонного блока Бриз-К, который первоначально был разработан (в середине 80-х годов) как двигательная установка для противоспутниковой системы разработки КБ Салют (которая иногда называется «Наряд»). Обратите внимание, что в цитируемой статье написано, что Модуль-Т был разработан на базе противоспутниковой системы (возможно, Наряд).  

Поэтому можно было бы предположить, что бускир 17Ф33 (который, судя по посту Штуцера, разрабатывался в первой половине 80-х годов) перерос в Бриз-К (ДУ для спутника-перехватчика) в середине-второй половине 80-х годов, который позже (в начале 90-х годов) в свою очередь был предложен как бускир Модуль-Т (в составе РН Рокот). Правда, о Модуле-Т никакой другой информации не могу найти (даже разработчик неизвестен), так что это лишь мое личное предположение.

Дмитрий Виницкий

А разве "Модуль-Т" не рабочее название "Кристалла"?
+35797748398

Bart Hendrickx

ЦитироватьА разве "Модуль-Т" не рабочее название "Кристалла"?

Да (технологический модуль, кличка «Тимофей»), но тут речь идет о совершенно другом Модуле-Т. Могу только предположить, что «Т» обозначает «танкер», хотя судя по его описанию в цитируемой статье, аппарат в принципе не должен был выполнять роль танкера, так как не имел системы перекачки топлива.

Штуцер

Про Модуль-Т ничего не слышал, возможно это разработки после 1991г. Сказать что Бриз К вырос из 17Ф33 можно с большой натяжкой, и только в том смысле, что занимались обоими аппаратами одни и те же подразделения КБ Салют. Слишком разные задачи и условия эксплуатации этих аппаратов.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Дмитрий Виницкий

Может, речь о гипотетическом модуле для сведения "Мира"?
+35797748398

m-s Gelezniak

ЦитироватьВ это же время в КБ Салют велись проработки космического буксира. Ему был присвоен индекс 17Ф33. Были выпущены технические предложения, затем эскизный проект. В качестве маршевого двигателя предполагалось использовать двухрежимный С5.92. Питание МД планировалось от бака с совмещенными днищами и сетчатыми заборными устройствами. ЖРДМТ питались от сильфонных баков. Задачи буксира - стыковка и перевод КА на более высокие орбиты, прием и передача топлива.
Данные по рабочему запасу топлива вложить возможно?
PS В своём посте я имел ввиду многоразовые орб. буксиры входовшие в транспортную систему Бурана. И возможную их лётную отработку.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

ЦитироватьДанные по рабочему запасу топлива вложить возможно?
У меня их нет. :cry:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Petrovich

ЦитироватьДля полноты картины
Ага !



Кстати, кто знает - почему он в отличии от всех оранжевый ?
Напоминает спасательные шлюпки на пароме :)


может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

m-s Gelezniak

Цитировать....
Кстати, кто знает - почему он в отличии от всех оранжевый ?
Напоминает спасательные шлюпки на пароме :)
....
В нём мало тепловыделяющей аппаратуры.
В цвете:
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

Обтекатель Кристалла:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

David Lee Rickman

ЦитироватьОбтекатель Кристалла:

Excellent image!!

Thanks,

David L. Rickman

m-s Gelezniak

Просьба ко всем. Тут возник вопрос о массах верхней и нижней проставок 37К, кто в курсе?
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

Случайно попались картинки:

Качество плохое, но суть отражена точно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!