Трехкомпонентные ЖРД...

Автор Игорь Суслов, 14.05.2004 11:26:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Андрей Суворов

ЦитироватьНо как уже говорилось масса конструкции водородной ступени всего в 1.3 раза больше чем керосиновой.

Это кем же это говорилось? Мною и Сусловым говорилось, что для двигателей отношение 4/3, но двигатель - это лишь часть сухой массы ступени.

ЦитироватьСколько удастся сэкономить на трёхкомпонентности? Кто-нибудь смог показать? Ато пока по моему имхо трёхкомпонентная ступень будет только ТЯЖЕЛЕЕ водородной.

Ну, чьи данные вы будете считать убедительными?

ЦитироватьДа вобще чего проще. Вот я обрисовал две воображаемые ракеты - керосиновую и водородную. Попробуйте нарисовать к ним трёхкомпонентную и показать что она будет лучше водородной.

Дайте мне к этой ракете программу угла тангажа. И все. Нет, правда, мне придется полагаться на заявленные параметры РД-701 или 0750

Старый

ЦитироватьНет никакого принципиального канала потерь для ракет с большим УИ. Если ракета имеет одинаковую ПН и начальную тягу, то ракета с большим УИ будет всегда иметь массу меньше чем ракета с большим УИ. Так как стартовая масса Ракеты с меньшим УИ больше. Не смотря на то, что её масса уменьшается быстрее она все равно остаётся больше в каждый момент времени.
Вот они - золотые слова!
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьА что мешает вместо трёхкомпонентных двигателей использовать водород-кислородные с большим регулированием соотношения компонентов. В режиме с большим УИ соотнонение 5,5-6/1 а в режиме большой тяги 10-12/1. Такой двигатель по моему гораздо проще чем трёхкомпонентный,  и обладаетвсеми достоинствами трёхкомпонентных. Вороде на шатлах так и делали, хотя и не в таком большом диапазоне.
Ух какие золотые слова! Я только хотел об этом сказать! Сделать стехиометрическое соотношение 8:1 и зачем им трёхкомпонентник? Кстати, на 2-й ступени Сатурна-5 чтото подобное тоже делалось.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьДайте мне к этой ракете программу угла тангажа. И все. Нет, правда, мне придется полагаться на заявленные параметры РД-701 или 0750
Программа угла тангажа - 90 град. Вертикальный подъём.
 Заявленые весовые характеристики РД-701 - туфта. По их данным он существенно удельно легче РД-170/180.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьНет, правда, мне придется полагаться на заявленные параметры РД-701 или 0750
А! Если вы будете руководствоваться заявлеными расходами и уднльными импульсами РД-701, то для правильной оценки нужно пересчитать соответсивующие параметры чисто водородной ракеты.
 Насколько я понял УИ первого режима РД-701 (415 сек) равен среднему между максимальными УИ керосина (360 сек) и водорода (460 сек). Надо так же пересчитать и для наших образцовых ракет. Или взять для них УИ трёхкомпонентника 350 сек.
 Ещё раз параметры ракет:
Керосиновая
ПН-2т
Ст масса-10т
Конструкция-0.7т
Тяга-12т
УИ-300сек
Водородная
ПН-2т
Ст масса-7.5т
Конструкция-0.8т
Тяга-10.2т
УИ-400сек.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

При немного измененных условиях получается:

Общие данные:
 ПН=2т
 масса топлива=7.5т
 стартовая тяга=12т
 pk=15МПа, pa=0.05МПа
 Программа угла тангажа - 90 град (Вертикальный подъём)

Керосиновая:
 km=2.6, Tk=3784K, M=23.8, k=1.19,
 удельная масса двигателя 8.5 кг/т
 удлиннение баков 4 (O2) и 2 (к)

Водородная:
 km=6, Tk=3566K, M=13.6, k=1.22
 удельная масса двигателя 10 кг/т
 удлиннение баков 2 (O2) и 5 (H2)

3-х компонентная (5% керосина и 95% водорода):
 km=6, w_H2=0.95, w_к=0.5, Tk=3598K, M=14, k=1.21
 удельная масса двигателя 11.5 кг/т
 удлиннение баков 2 (O2) и 5 (H2); бак керосина сферический

Результаты (с учетом грав. потерь и влияния атмосферы на УИ):
(из-за пересчета тяги стартовая тяга во всех случаях снизилась до ~11.3 т)

Керосиновая:
 Mk=633.31 кг (масса конструкции)
 m=38.1 кг/с (расход топлива)
 Is0=2903 м/с (УИ на земле)
 T=195 с  (время активного участка)
 Ise=3252 м/с (УИ в конце активного участка)
 n=4.7 (Максимальная перегрузка)
 Ve=3429.3 м/с (Конечная скорость)
 H=202366 м (высота подъема в конце активного участка)

Водородная:
 Mk=980.11 кг
 m=30.4 кг/с
 Is0=3652 м/с
 T=244.0 с  
 Ise=4060 м/с
 n=4.1
 Ve=4129.7 м/с
 H=319324 м

3-х компонентная:
 Mk=891.31 кг
 m=30.5 кг/с
 Is0=3640 м/с
 T=243.5 с  
 Ise=4057 м/с
 n=4.2
 Ve=4214.7 м/с
 H=325239 м

Масса баков оценивалась как Mt = S*h*ro, S - площадь поверхности цилиндра с заданным удлиненнием, h=3мм, ro=2700кг/m3. Для водорода еще дополнительно 50мм изоляции с ro=70кг/m3.

Масса конструкции Mk=2*(Me + Mts), Me - масса двигателя, Mts - суммарная масса баков.

Игорь Суслов

Можно вопросы? Пока не по делу...

 pk=15МПа - это зачем?
 km=2.6, Tk=3784K - это зачем?
 M=23.8 - это что?

Если вот это: w_H2=0.95 массовая доля водорода, то что вот это: w_к=0.5?

Для 3-х компонентной удельная масса двигателя 11.5 кг/т - откуда такая прикидка?

Зачем так сложно: Масса баков оценивалась как Mt = S*h*ro, S - площадь поверхности цилиндра с заданным удлиненнием, h=3мм, ro=2700кг/m3. Для водорода еще дополнительно 50мм изоляции с ro=70кг/m3. ?

Для, например, Сатурна 5 есть полные раскладки по массовым характеристикам ступеней, вплоть до масс газов наддува, почему бы не использовать их?
Спасибо не говорю, - уплачено...

VovaKur

А откуда ты взял данные по удельным импульсам? Какието странные данные, УИ водородного и трёхкомпонентного двигателя в режиме болдьшой тяги практически равны, отличие всего в 0,3%, ну не может такого быть. Да и конечный УИ для водорода чтото маловат, даже у двигателей открытой схемы УИ значительно больше, а тут мы говорим о двигателях закрытой схемы, у них пустотный УИ не меньше 4400 м/с.

X

Цитироватьpk=15МПа - это зачем?
 km=2.6, Tk=3784K - это зачем?
 M=23.8 - это что?

По этим данным вычислялся УИ. M - молекулярная масса.
Все это нужно, чтобы абстрагироваться от разбросов УИ в реальных двигателях.

ЦитироватьЕсли вот это: w_H2=0.95 массовая доля водорода, то что вот это: w_к=0.5?
0.5 - это опечатка. Правильное значение 0.05. Кстати, чуть выше указано правильно: "5% керосина и 95% водорода"

ЦитироватьДля 3-х компонентной удельная масса двигателя 11.5 кг/т - откуда такая прикидка?
Масса водородника - 10. При введении 5% керосина увеличение массы с 10 до 11.5 выглядит правдоподобно :-) Кроме того, на трехкомпонентной ракете есть еще запас сухой массы, так что массу ДУ можно увеличить.

ЦитироватьЗачем так сложно: Масса баков оценивалась как Mt = S*h*ro, S - площадь поверхности цилиндра с заданным удлиненнием, h=3мм, ro=2700кг/m3. Для водорода еще дополнительно 50мм изоляции с ro=70кг/m3. ?
Для, например, Сатурна 5 есть полные раскладки по массовым характеристикам ступеней, вплоть до масс газов наддува, почему бы не использовать их?

Это необходимо, чтобы абстрагироваться от разбросов масс баков в реальных ракетах. Поясню: Вы уверены, что масса баков Р-7 (Зенита, и т.д. - по желанию) была бы именно такой, как она есть, если бы их разрабатывал фон Браун? И наоборот, что раскладки Сатурна 5 не изменились бы у Королева?

Игорь Суслов

ЦитироватьМасса водородника - 10. При введении 5% керосина увеличение массы с 10 до 11.5 выглядит правдоподобно

:) Вы пошутили? :)
Надеюсь, Вы понимаете, что при введении хоть 0,01% :) массы керосина, потребуется все же оборудование (ТНА, магистрали и т.д.) под керосин? :)

По мне, оптимистической оценкой удельной массы (или тяги - как хотите) трехкомпонентника будет 1,5-1,7-кратное увеличение массы двигателя по сравнению с наиболее тяжелым из двух двухкомпонентников. Я, естественно, понимаю, что эта оценка тоже от "балды", но она мне кажется более правдоподобной :)

ЦитироватьВы уверены, что масса баков Р-7 (Зенита, и т.д. - по желанию) была бы именно такой, как она есть, если бы их разрабатывал фон Браун?

Да, в этом я почти уверен. Все ракеты делают на пределе конструкционной прочности, используют одинаковые материалы, фон Браун был не тупей СП, да и законы физики в Америки лишь чуть-чуть отличаются от аналогичных законов в СССР :) :) Так, что массовое совершенство у ракет, выполняющих одну задачу, должны быть похожими, а то и равными.
Спасибо не говорю, - уплачено...

X

ЦитироватьА откуда ты взял данные по удельным импульсам? Какието странные данные, УИ водородного и трёхкомпонентного двигателя в режиме болдьшой тяги практически равны, отличие всего в 0,3%, ну не может такого быть. Да и конечный УИ для водорода чтото маловат, даже у двигателей открытой схемы УИ значительно больше, а тут мы говорим о двигателях закрытой схемы, у них пустотный УИ не меньше 4400 м/с.

Все УИ - теоретические. Для всех двигателей потери были приняты одинаковые, степень расширения e=300 тоже (15/0.05). Т.е. это не вакуумные двигатели.

Игорь Суслов

О! Пока здесь Fakas.
К вам вопрос: а как бы вы оценили удельную массу трехкомпонентного движка?
Спасибо не говорю, - уплачено...

X

Цитировать:) Вы пошутили? :)
Надеюсь, Вы понимаете, что при введении хоть 0,01% :) массы керосина, потребуется все же оборудование (ТНА, магистрали и т.д.) под керосин? :)

Я исхожу из того, что введение 5% керосина потребует новый насос на том же валу, что и два или три уже существующие. Причем насос этот относительно небольшой и маломощный (в виду малого расхода). Делать отдельный ТНА нет необходимости. Форсунок для такого малого расхода тоже нужно не очень много. Масса магистралей учтена умножением массы баков на 2.

Кстати, РД-701/704 с его 35МПа в камере и кучей раздельных ТНА - не единственный и далеко не лучший вариант конструкции трехкомпонентника. Взгляните лучше на воронежский двигатель, сделанный на базе РД-0120.

Поэтому удельная масса 11.5 (по сравнению с 10 для водородника и 8.5 для керосинового) не кажется мне такой уж смешной.

Цитировать
ЦитироватьВы уверены, что масса баков Р-7 (Зенита, и т.д. - по желанию) была бы именно такой, как она есть, если бы их разрабатывал фон Браун?
Да, в этом я почти уверен. Все ракеты делают на пределе конструкционной прочности, используют одинаковые материалы, фон Браун был не тупей СП, да и законы физики в Америки лишь чуть-чуть отличаются от аналогичных законов в СССР :) :) Так, что массовое совершенство у ракет, выполняющих одну задачу, должны быть похожими, а то и равными.

И все-таки выходит, что, например, Глушко все-же  э... чем-то отличался от Кузнецова :-). Или законы физики в Самаре все-же другие, не такие как в Химках: НК-33 - рекордсмен по удельной массе, любой двигатель Глушко тяжелее него.

Другой пример: некоторые водородные ступени (Дельты, например) удельно легче, чем ступени того же Зенита. Вас это не смущает?

Повторю для ясности: сравнивать следовало бы 3 двигателя, сделанные по одному и тому же ТЗ и лучше - одной и той же фирмой. Вы можете назвать такие, учитыая, что это должны быть керосиновый, водородный и трехкомпонентный двигатели?
То же самое и для самих ступеней: сравнивать нужно 3 разыне ступени (RP, LH и LH+RP), сделанные одной фирмой по одному и тому же ТЗ на РН. Можете назвать такие?

X

Цитировать
ЦитироватьВы уверены, что масса баков Р-7 (Зенита, и т.д. - по желанию) была бы именно такой, как она есть, если бы их разрабатывал фон Браун?
Да, в этом я почти уверен. Все ракеты делают на пределе конструкционной прочности, используют одинаковые материалы, фон Браун был не тупей СП, да и законы физики в Америки лишь чуть-чуть отличаются от аналогичных законов в СССР :) :) Так, что массовое совершенство у ракет, выполняющих одну задачу, должны быть похожими, а то и равными.

Вы помните, кстати, что именно поразило иностранцев во время выгрузки Р-7 из корабля? :-) И почему?

Игорь Суслов

Цитировать... насос этот относительно небольшой и маломощный (в виду малого расхода).... Форсунок для такого малого расхода тоже нужно не очень много.

Не понял... Как "маломощный", как "малый расход"? А разве в режиме керосин+О2 ДУ работает не на полную мощность? И не дает заявленную вами ПОЛНУЮ тягу?

ЦитироватьКстати, РД-701/704 ... - не единственный и далеко не лучший вариант конструкции трехкомпонентника. Взгляните лучше на воронежский двигатель, сделанный на базе РД-0120.

С удовольствием бы не только взглянул, но и узнал бы его характеристики.
А то мы все на пальцах, да на пальцах...

Цитировать...сравнивать нужно 3 разыне ступени (RP, LH и LH+RP), сделанные одной фирмой по одному и тому же ТЗ на РН.

Следуя данной логике, а не анализом усреденных данных по ракетной технике, можно, в общем то, сделать заключение о том, например, что массовое совершенство водородной ступени (вместе, кстати, с движком) выше, чем керосиновой... Хотите примеры?  У меня их есть! :) Водородная ступень Арианы имеет отношение заправленная/пустая 13,5 против 10,1 у керосиновых бустеров Энергии... Вот и считайте, исходя из этого :)
Спасибо не говорю, - уплачено...

Игорь Суслов

ЦитироватьВы помните, кстати, что именно поразило иностранцев во время выгрузки Р-7 из корабля? :-) И почему?

Нет. Не помню. Из какого корабля?

Но я бы заинтересовался пакетной схемой этой дурацкой ракеты. Сорри за прямоту. Меня сейчас порвут.
Спасибо не говорю, - уплачено...

X

Цитировать
Цитировать... насос этот относительно небольшой и маломощный (в виду малого расхода).... Форсунок для такого малого расхода тоже нужно не очень много.

Не понял... Как "маломощный", как "малый расход"? А разве в режиме керосин+О2 ДУ работает не на полную мощность? И не дает заявленную вами ПОЛНУЮ тягу?

Еще раз повторю: РД-701/704 - не единственный и далеко не лучший вариант конструкции трехкомпонентника. Я считал трехкомпонентник, в котором нет никакого режима "керосин+О2". Всю "дорогу" используется смесь 95% водорода и 5% керосина. Надеюсь, Вы согласны с тем, что это тоже трехкомпонентник? :-)


Цитировать
Цитировать...сравнивать нужно 3 разыне ступени (RP, LH и LH+RP), сделанные одной фирмой по одному и тому же ТЗ на РН.

Следуя данной логике, а не анализом усреденных данных по ракетной технике, можно, в общем то, сделать заключение о том, например, что массовое совершенство водородной ступени (вместе, кстати, с движком) выше, чем керосиновой... Хотите примеры?  У меня их есть! :) Водородная ступень Арианы имеет отношение заправленная/пустая 13,5 против 10,1 у керосиновых бустеров Энергии... Вот и считайте, исходя из этого :)

Вы не поняли. Это как раз я и говорю :-), что сравнивать разнотипные ступени существующих РН, сделанных в разное время и разными школами, не совсем корректно. Поэтому и был использован такой странный способ, какой ... был использован :D

X

Цитировать
ЦитироватьВы помните, кстати, что именно поразило иностранцев во время выгрузки Р-7 из корабля? :-) И почему?
Нет. Не помню. Из какого корабля?

Эту историю у Старого хорошо получается рассказывать. С метафорами про фольгу и т.п. Я так хорошо не умею :-)

Старый

ЦитироватьОбщие данные:
 ПН=2т
 масса топлива=7.5т
 стартовая тяга=12т
(из-за пересчета тяги стартовая тяга во всех случаях снизилась до ~11.3 т)+
3-х компонентная (5% керосина и 95% водорода):
Керосиновая:
 Mk=633.31 кг (масса конструкции)
Водородная:
 Mk=980.11 кг
 3-х компонентная:
 Mk=891.31 кг
Погодите, Гость.
Давайте по пунктам:
Водородная: столько то кислорода столько то водорода в килограммах.
Трёхкомпонентная: кислорода, водорода, керосина в килограммах.
 Ато както непонятно как убрав всего 5% водорода вам удалрсь снизить массу конструкции ажно на 10%. Даже не считая на прибавку керосинового бака со всей арматурой, непонятно как так получается.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

ЦитироватьЯ считал трехкомпонентник, в котором нет никакого режима "керосин+О2". Всю "дорогу" используется смесь 95% водорода и 5% керосина. Надеюсь, Вы согласны с тем, что это тоже трехкомпонентник?

Да, это трехкомпонентник. Ртуть, как тут предлагалось, не пробовали добавить? По логике, удельные характеристики такой ракеты должны быть еще выше :)
И, кстати, раньше некоторыми участниками диспута :) высказывались соображения о том, что трехкомпонентник выгоден именно поочередным использованием пар топлив, теперь "всю дорогу" :)


ЦитироватьПоэтому и был использован такой странный способ, какой ... был использован :D

Ну, ясно. Таким образом, используя разные способы подсчета (одни менее, другие более странные, чем ваш), мы можем получить любой желаемый результат...
Спасибо не говорю, - уплачено...