Анонс: Liquid Propellant Rocket Engines

Автор Гость 22, 24.01.2007 00:36:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Вариант РД0124Р- рулевой двигатель первой ступени ракеты "Аврора"
в НК №6 за 2001 год http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/221/25.shtml

ЦитироватьРакета космического назначения (РКН) «Аврора» включает в свой состав ракету-носитель и космическую головную часть (КГЧ). Трехступенчатая РН выполнена по схеме с продольным делением блоков 1-й (блоки Б, В, Г и Д) и 2-й (блок А) ступеней. Третья ступень (блок И) располагается последовательно с блоком А и стыкуется с его передним ферменным отсеком.
   Все двигатели работают на жидком кислороде и нафтиле РГ-1 («космический» керосин). На центральном блоке РН «Аврора» будет стоять комбинация из одного ЖРД НК-33 (11Д111) в центре и одного четырехкамерного рулевого ЖРД РД-0124Р (модификация ЖРД РД-0124 третьей ступени РН «Союз-2») по периферии. Запас топлива на центральном блоке по сравнению с РН типа «Союз» увеличен на 50 т. На четырех блоках первой ступени «Авроры» будут стоять ЖРД РД-117А (14Д22), разработанные для РН «Союз-ФГ». От ранее использовавшихся ЖРД РД-117 и РД-118 (соответственно 11Д511 и 11Д512) они отличаются новыми центробежными однокомпонентными форсунками.
   Усиленный вариант «Блока И» РН «Союз» с увеличенным запасом топлива служит третьей ступенью «Авроры». На ней ставится один четырехкамерный РД-0124Э (11Д451). Система управления «Авроры» разработана на основе СУ блока ДМ.
В "бумажном" варианте статьи "Аврора будет стартовать с Рождества" НК №6 за 2001 год (см. диск НК) информации чуть больше. Приведен индекс двигателя 11Д55Р и его тяга в вакууме 28 тс.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

С высокой долей вероятности можно утверждать, что половинка РД0124Р используется в качестве рулевых камер в РД0155К. На сайте КБХА приведены данные по этому двигателю с рулевыми камерами, а в статье "РД-0155К- новая разработка КБХА и завода Красмаш" в НК №7 за 2004 год даны данные двигателя без РА.
Сравнение позволяет заключить , что тяга РД0124Р на Земле 24 тс, а давление в КС 160 атм.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Есть ещё одна ссілка по РД-0124Р но информации ещё меньше:
http://www.space.su/301/boa0154/intro.htm
ЦитироватьС 1993 г. ведется разработка кислородно-керосинового ЖРД РД-0124 для III ступени РН «Союз-2». Двигатель РД-0124 разрабатывается взамен РД-0110, имеет практически одинаковые с ним габаритно-стыковочные размеры и массовые характеристики, но отличается значительно более высокими параметрами, находящимися на уровне лучших разработок ЖРД данного класса. Проведенная серия успешных стендовых испытаний подтвердила соответствие основных параметров требованиям ТЗ.
   В 1998 г. КБХА проработало возможность использования двигателя РД-0124 для II ступени РН «Ангара-1.2» и для III ступени РН «Аврора». Основными отличиями от требований к базовому двигателю являются изменение времени работы двигателя на главной и конечной ступени тяги, двукратное включение в полете. По результатам работ выпущен технический проект двигателя РД-0124А (для РН «Ангара») и эскизный проект по двигателям РД-0124Р и РД-0124Д (для РН «Аврора»).
Кстати РД0124Д в статье в НК №6 за 2001 год назван РД-0124Э.

И ещё одно замечание, судя по всему РД-0124М превратился в РД-0154 (см. сайт КБХА) в варианте с раздвижным сопловым насадком. :D
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Вот ещё одна ссылка: статья "Перспективные разработки КБХА" в НК №1 за 2001 год http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/228/33.shtml
ЦитироватьС 1998 г. в КБХА прорабатывается возможность использования его для второй ступени РН «Ангара» (ГКНПЦ им.Хруничева) и третьей ступени «Авроры» (РКК «Энергия»). Основное отличие от базовых требований – изменение времени работы на главной и конечной ступенях тяги. По результатам работ выпущен технический проект РД-0124 для «Ангары» и эскизный проект по двигателям РД-0124Р и РД-0124Д для «Авроры».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьВот ещё одна ссылка: статья "Перспективные разработки КБХА" в НК №1 за 2001 год http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/228/33.shtml
ЦитироватьС 1998 г. в КБХА прорабатывается возможность использования его для второй ступени РН «Ангара» (ГКНПЦ им.Хруничева) и третьей ступени «Авроры» (РКК «Энергия»). Основное отличие от базовых требований – изменение времени работы на главной и конечной ступенях тяги. По результатам работ выпущен технический проект РД-0124 для «Ангары» и эскизный проект по двигателям РД-0124Р и РД-0124Д для «Авроры».
Угу, и вроде бы - это модификация РД-0124А (там еще было требование от ЦиХ по возможности двух включений в полете).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Гость 22

Спасибо! Немного доработал раздел "Модификации". Система обозначений (в том числе соответствие "военных" индексов "гражданским") довольно запутанная. Наверное, без инсайдера или "засланного казачка" не разобраться :).

Salo

Вот это оперативность. :D
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Ещё одна модификация на базе РД0124 это РД-0158. Описан на сайте "Воздушного старта" здесь http://www.airlaunch.ru/Russian/HTML_O/Upp_St_Boost/upp_st_boost.htm и здесь http://www.airlaunch.ru/Russian/HTML_O/Air_L_Sys_Comp/air_l_sys_comp.htm,
 а также в НК №4 за 2006 год  "Универсальная верхняя ступень" http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/279/02.shtml
В НК пишут  
ЦитироватьСегодня КБ химавтоматики находится на завершающей стадии доводочных испытаний РД-0124. Изготовлено и испытано семь установок, 24 двигателя, проведено 144 стендовых огневых испытания. В сумме наработано 20144 сек, а ряд двигателей последней модификации имеет наработку 1553 сек, 1753 сек, 2050 сек, 2135 сек, что превышает время работы в полете в 4–8 раз.

В конце декабря 2005 г. на стендах КБХА совместно с «ЦСКБ-Прогресс» была проведена прокачка камер. На сегодня один из двигателей находится в составе ступени в НИИхиммаш (г. Сергиев Посад); его испытания запланированы на конец марта. Стоит задача обеспечить в 2006 г. поставку РД-0124 для полета «Союза-2-1б». Проведено около 70% доводочных испытаний, и осталось решить некоторые задачи, в основном по набору статистики и длительному хранению. Данный двигатель с некоторыми модификациями будет использован в составе верхних ступеней РН «Союз-2», «Полет» и «Ангара».

Двигатель РД-0158 для РБ системы «Воздушный старт» базируется на камере РД-0124. Необходимо заново разработать и изготовить систему подачи – бустерные насосы и основной турбонасос. Масса сухого двигателя – 151.45 кг, габариты – 1700х905 мм, тяга – 3 тс, удельный импульс – 360 сек. При его создании будет применен весь опыт КБХА, полученный при разработке РД-0124.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Гость 22

ЦитироватьВот это оперативнось. :D
Приходится быть оперативным :) Начиная с завтрашнего дня я буду в отпуске - коротком (1 неделя), но интенсивном и без интернета. Так что, если есть еще замечания и предложения - выкладывайте их здесь и не обращайте внимания на то, что я "молчу" :).

Salo

По-хорошенму завидую. Хорошо отдохнуть :D
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Гость 22

Выложил три фрагмента из книги "Однажды и навсегда. Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко". - М.: Машиностроение, 1998.

Р-7. Первая межконтинентальная.
http://www.lpre.de/resources/articles/R-7.pdf
В отрывке рассказывается о создании двигателей для ракеты Р-7.

Второй космический долгожитель
http://www.lpre.de/resources/articles/RD-253.pdf
В отрывке рассказывается о создании двигателя РД-253 (с предысторией).

http://www.lpre.de/resources/articles/RD-270.pdf
В отрывке рассказывается о создании двигателя РД-270.

Все три фрагмента доступны также со страницы Публикации/История разработки ЖРД

WkWk

Как то по РД-270 - то ли за здравие, то ли за упокой....

Гость 22

ЦитироватьВыложил три фрагмента...
В текстах остались незамеченные ошибки сканирования/распознавания :(. Будут исправлены в ближайшее время.

Лютич

ЦитироватьКак то по РД-270 - то ли за здравие, то ли за упокой....

Но интересно.

И стало интересно - а можно (и нужно ли) сделать водородник по схеме газ-газ на 400-500 тонн?
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Гость 22

Подновил описание РД-253, добавив раздел "Модификации".
Добавил также пару фотографий; одна из них - препарированный ТНА:

Гость 22

Очередной фрагмент из "Однажды и навсегда"

http://www.lpre.de/resources/articles/R-36_Engines.pdf
В отрывке рассказывается о создании двигателей для ракеты Р-36 и ее модификаций.

Salo

Гость 22 у Вас в разделе по РД107, РД-108 при сведении разных источников из-за противоречивости сведений в них изложенных получилась неувязка.
 В "Краткой хронологии создания двигателя" читаем:
Цитировать23 декабря 1959 г. - первый пуск усовершенствованной МБР Р-7А (8К74). Ракета оснащалась двигателями 8Д74К и 8Д75К. 12 сентября 1960 года ракета Р-7А (8К74) была принята на вооружение и заменила МБР Р-7 (8К71). Позднее эти же двигатели использовались в составе ракеты 8К72К (впоследствии названной "Восток").

10 октября 1960 г. - первый пуск ракеты 8К78 ("Молния") с двигателями 8Д728 (РД-107ММ) и 8Д727 (РД-108ММ) (модифиции двигателей 8Д74К и 8Д75К соответственно) c повышенным удельным импульсом. Позднее эти же двигатели использовались в составе ракет 11А57 ("Восход", первый пуск в 1963 г.), 8К78М ("Молния-М", первый пуск в 1964 г.) и 11А511 ("Союз", первый пуск в 1966 г.)


Далее на той же странице в разделе "Модификации":

ЦитироватьВ 1959 г. был создан Приволжский филиал (филиал № 2) ОКБ-456. С 1960 г., т.е. через год после создания этого филиала, здесь начались работы по созданию новых модификаций двигателей на базе двигателей РД-107 и РД-108.

К настоящему времени были созданы 18 модификаций базовых двигателей РД-107 и РД-108. Основные модернизации двигателя РД-107: 8Д728 (8Д74К), 11Д511 и 14Д22; основные модернизации двигателея РД-108: 8Д75К, 8Д727, 11Д512 и 14Д21.


Двигатели 8Д728 (8Д74К) и 8Д75К
В 1960 г. проводилась отработка двигателей 8Д74К и 8Д75К - первых модификаций двигателей РД-107 (8Д74) и РД-108 (8Д75).

Отличия двигателя 8Д74К от 8Д74 заключались в следующем: на двигателе 8Д74К для уменьшения предстартовых расходов было сокращено число промежуточных ступеней. Запуск двигателя 8Д74К осуществлялся через две промежуточные ступени вместо трех, а выключение - через первую промежуточную ступень. На двигателе 8Д75К увеличивалось время работы на режиме конечной ступени (22 с вместо 10 с на двигателе 8Д75). К началу отработки двигателей 8Д74К и 8Д75К были завершены работы по проверке разработанных мероприятий, направленных на повышение устойчивости рабочего процесса в камерах двигателей. На основании положительных результатов испытаний было сделано заключение о возможности внесения соответствующих изменений в документацию на сборку и испытания двигателей 8Д74К и 8Д75К. Эти двигатели устанавливались на РН 8К78. В дальнейшем двигателю 8Д74К был присвоен индекс 8Д728.


Двигатели 8Д727 (8Д75М) и 8Д727К (8Д75Ф)
Для увеличения полезной нагрузки РН 8К78 ОКБ-456 в 1961 г. предложило увеличить тягу двигателя 8Д75К на 4 т путем форсирования его на 5% по давлению газов в камерах сгорания, что должно было привести к увеличению удельного импульса тяги на земле на 2.9 с. Работы по созданию двигателя 8Д75К с форсированием номинального режима по давлению газов в камерах сгорания проводились в 1961 - 1963 гг. Двигатель отрабатывался в двух модификациях: 8Д75М - двигатель 8Д75, форсированный на 5% по давлению в камерах сгорания, с отключением с номинального режима без конечной ступени; 8Д75Ф - двигатель 8Д75, форсированный на 5% по давлению в камерах сгорания, с отключением через конечную ступень. В 1961 г. двигателю 8Д75М был присвоен индекс 8Д727, а двигателю 8Д75Ф - индекс 8Д727К. Двигатели 8Д727К совместно с двигателями 8Д728 устанавливались на РН 8К78 и 8К78М, а двигатели 8Д727 совместно с двигателями 8Д728 - на РН 11А57 и 11А511


А на предыдущей странице  http://www.lpre.de/energomash/index.htm
 в таблице "Основные двигатели разработки НПО Энергомаш "
ЦитироватьРД-107 (8Д74)----Сер. для I ст. Р-7. РН «Спутник», «Восток», «Восход».

РД-107ММ (8Д728)-----Сер. для РН «Молния» (8К78М)

РД-108 (8Д75)---Сер. для II ст. Р-7. РН «Спутник», «Восток», «Восход»

РД-108ММ (8Д727)-------Сер. для РН «Молния» (8К78М)


Видимо правильная информация в разделе "Модификации", что подтверждается данными по ракете 11А57 "Восход" в МПК за 2005 год.
На "Восходе" стояли 8Д727 и 8Д728. :D
А на сайте Энергомаша в очередной раз ошибки. :cry:

Кстати от Вована за утверждение что на 8К74, 8А92 и 8А92М стояли  8Д74К и 8Д75К я уже получил. За что ему очень благодарен. :lol:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Гость 22

Спасибо за замечания! Исправлю, как только на работе работы поменьше будет  :)

Salo

У Гостя 22 обновления на сайте в разделе Исследования и разработки
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

RadioactiveRainbow

Решил спросить сюда, а не в технические вопросы россыпью...

Граждане, человечку знакомому нужна конструкция камеры и форсуночной головки SSME. Может кто знает ссылку на насовский ПДФ по этому вопросу? Или хотя бы подскажите где искать.
Спасибо
Глупость наказуема