Кончина Салюта-7

Автор VK, 22.12.2006 19:16:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VK

Как мы все знаем, Салют-7, состыкованный с ТКС Космос-1686, завершил своё существование неконтролируемым сходом с орбиты в феврале 1991 года. Однако агония началась раньше. Хотелось бы уточнить некоторые детали этого процесса.
Итак, коротко основные вехи.

1. Весной 1985 года ДОС потеряла связь, ориентацию на Солнце, запас электроэнергии (примерно так, без подробностей). Джанибеков и Савиных на Союзе Т-13 стыковались с мертвой станцией и реанимировали ее. Тут все ясно.

2. В октябре 1985 года к ДОС пристыковался ТКС Космос-1686. Из-за болезни Васютина экипаж Салюта-7 был срочно возвращен на Землю, а Салют-7+ТКС остались в беспилотном режиме.

3. В мае 1986 первый экипаж ДОС Мир перелетел на Салют-7, пробыл там энное время, перегрузил часть оборудования и вернулся на Мир. Салют-7+ТКС снова остались в беспилотном режиме, теперь уже до конца.

4. Из-за Мира отменили запланированные экспедиции на Салют-7 (в том числе женскую).

5. В августе 1986 Салют-7+ТКС перевели на орбиту высотой 475 км. Ожидалось, что станция просуществует на этой орбите не менее 8 лет.

6. В декабре 1989 связь с комплексом прервалась.

7. Управление комплексом оказалось невозможным, комплекс начал неуправляемое торможение в разреженных слоях атмосферы, и упал в феврале 1991 года.

А теперь вопросы к знатокам. Энди, освети, что можешь!

Вопрос 1. Связь с Салют-7 и связь с ТКС осуществлялась по разным каналам, автономно?

Вопрос 2. Насколько были интегрированы системы управления Салюта и ТКС? Можно ли было управлять дистанционно с Земли ДУ ТКС через линию связи с ДОС? И наоборот - двигателями ДОС, используя связь с ТКС?

Вопрос 3. Чьи системы отвечали за управление общей ориентацией комплекса?

Вопрос 4. Когда прервалась связь с ДОС, а когда - с ТКС?

Вопрос 5. Сколько топлива и чье (ДОС или ТКС) было израсходовано на подъем орбиты в августе 1986 года?

Вопрос 6. Чьи движки использовались для ориентации комплекса? Конкретно в конце 1989 года?

Вопрос 7. Что известно про запас топлива в ТКС на момент гибели комплекса? (Старый утверждает, что под завязку).

Вот часть вопросов, которые у меня возникли по этому поводу. Буду благодарен за конкретные ответы.

Старый

ЦитироватьА теперь вопросы к знатокам. Энди, освети, что можешь!
Ну это я могу ответить и без Энди. Ответы общеизвестны. Пусть кто поправит если я не прав.

ЦитироватьВопрос 1. Связь с Салют-7 и связь с ТКС осуществлялась по разным каналам, автономно?
Совершенно автомоно по абсолютно разным каналам.

ЦитироватьВопрос 2. Насколько были интегрированы системы управления Салюта и ТКС? Можно ли было управлять дистанционно с Земли ДУ ТКС через линию связи с ДОС? И наоборот - двигателями ДОС, используя связь с ТКС?
Совершенно никак не связаны. Два совершенно отдельных космических аппарата.

ЦитироватьВопрос 3. Чьи системы отвечали за управление общей ориентацией комплекса?
Чью включат - та и отвечала. При работах с системой "Пион" на ТКСе отвечала система ТКС.

ЦитироватьВопрос 4. Когда прервалась связь с ДОС, а когда - с ТКС?
Связь с ДОС не прерывалась и поддерживалась до самого схода с орбиты. Связь с ТКС забыл когда прервалась. Гдето была об этом информация.

ЦитироватьВопрос 5. Сколько топлива и чье (ДОС или ТКС) было израсходовано на подъем орбиты в августе 1986 года?
И того и другого. Топливо ДОС было израсходовано полностью, ТКС - частично.

ЦитироватьВопрос 6. Чьи движки использовались для ориентации комплекса? Конкретно в конце 1989 года?
После перевода на высокую орбиту комплекс был переведён в гравитационную стабилизацию и двигатели для стабилизации не использовались.

ЦитироватьВопрос 7. Что известно про запас топлива в ТКС на момент гибели комплекса? (Старый утверждает, что под завязку).
Старый такой ерунды утверждать не мог и даже слова такого "под завязку" не произносил.

 Если кто-нибудь ответит больше буду очень признателен.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Кстати, в МПК вопрос конца Салюта-7 почемуто не освещён.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VK

ЦитироватьВопрос 4. Когда прервалась связь с ДОС, а когда - с ТКС?
ЦитироватьСвязь с ДОС не прерывалась и поддерживалась до самого схода с орбиты. Связь с ТКС забыл когда прервалась. Гдето была об этом информация.
Ты имеешь в виду, что в декабре 1989 прервалась связь только с ТКС? То есть, связь с ДОС оставалась, но там не было топлива?

ЦитироватьВопрос 5. Сколько топлива и чье (ДОС или ТКС) было израсходовано на подъем орбиты в августе 1986 года?
ЦитироватьИ того и другого. Топливо ДОС было израсходовано полностью, ТКС - частично.
Это что же, поднимали орбиту несколькими импульсами из разных ДУ, при этом ориентацию для выдачи импульса тоже выполняли разными системами? И откуда информация, что в ТКС топливо было израсходовано только частично?

ЦитироватьВопрос 6. Чьи движки использовались для ориентации комплекса? Конкретно в конце 1989 года?
ЦитироватьПосле перевода на высокую орбиту комплекс был переведён в гравитационную стабилизацию и двигатели для стабилизации не использовались.
Спрошу по-другому: при необходимости какую систему планировалось использовать? Если в ДОС топлива не оставалось, то только ТКС?

ЦитироватьВопрос 7. Что известно про запас топлива в ТКС на момент гибели комплекса? (Старый утверждает, что под завязку).
ЦитироватьСтарый такой ерунды утверждать не мог и даже слова такого "под завязку" не произносил.  
Ну, Старый говорил немного по другому: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4607&start=0

ЦитироватьНа Космосе-1686 оставался большой запас топлива и оно могло быть использовано если бы такая необходимость была.
Конкретно, сколько?

ОК, еще вопрос. Сколько надо было потратить топлива для перевода 40 тонного комплекса с штатной орбиты на высоту 475 км?

И какая была орбита на момент потери связи (декабрь 1989)?

Старый

ЦитироватьТы имеешь в виду, что в декабре 1989 прервалась связь только с ТКС? То есть, связь с ДОС оставалась, но там не было топлива?
Да. Только я не знаю точно когда прервалась связь с ТКС.

ЦитироватьЭто что же, поднимали орбиту несколькими импульсами из разных ДУ, при этом ориентацию для выдачи импульса тоже выполняли разными системами?
Видимо так.

ЦитироватьИ откуда информация, что в ТКС топливо было израсходовано только частично?
Из прессы времён схода с орбиты. Интервью с разработчиками и руоводителями полёта.

ЦитироватьСпрошу по-другому: при необходимости какую систему планировалось использовать? Если в ДОС топлива не оставалось, то только ТКС?
Да.

ЦитироватьКонкретно, сколько?
Я его не мерял. Но по заявлениям ответственных лиц достаточный для управляемого сведения комплекса с орбиты.

ЦитироватьОК, еще вопрос. Сколько надо было потратить топлива для перевода 40 тонного комплекса с штатной орбиты на высоту 475 км?
Это можно посчитать.

ЦитироватьИ какая была орбита на момент потери связи (декабрь 1989)?
Надо посмотреть тлешки у Макдауэлла.
 
 У меня тоже вопрос: откуда информация что связь прервалась в декабре 89-го?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

Здесь есть ответы на часть вопросов.  :)   :D

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/214/33.shtml

Конкретнее


  В баках ТКС находилось 1550 кг топлива для поддержания орбиты станции «Салют-7», ее ориентации и стабилизации. Все эти функции после стыковки ТКС-М взял на себя. Модуль дал существенную прибавку и системе электропитания, передавая на «Салют-7» до 1.1 кВт электроэнергии.

В декабре 1989 г. из-за отказа системы электропитания ТКС-М его активная работа прекратилась.

VK

Да, в НК частично есть ответы на интересующие вопросы:
ЦитироватьПосле отлета экипажа первоначально предполагалось свести «Салют-7»–«Космос-1686» с орбиты, однако позже решили перевести комплекс на орбиту хранения со сроком баллистического существования 8–10 лет. С помощью ДУ модуля к 22 августа 1986 г. орбиту связки подняли до 450 км. Здесь проводились ресурсные испытания агрегатов и систем комплекса, научные эксперименты и отработка методики поддержания в рабочем состоянии систем КА при длительной работе на орбите. Управление велось из ЦУПа под г.Евпаторией. ТКС-М с помощью своих двигателей обеспечивал поддержание гравитационной ориентации, выполняя регулярную подкрутку по оси Х. По расчетам, запасы топлива модуля позволяли продлить активную жизнь станции до 3–5 лет. По истечении этого времени предусматривалось послать пилотируемую экспедицию для проведения ревизии состояния систем комплекса, используя орбитальный корабль «Буран». Рассматривались даже варианты возвращения элементов ТКС-М и ДОС-5-2 в грузовом отсеке «Бурана».
   Однако реализовать эти планы не удалось. В декабре 1989 г. из-за отказа системы электропитания ТКС-М его активная работа прекратилась. В 1990 г. из-за пика солнечной активности плотность верхней атмосферы Земли сильно выросла. Орбита станции стала снижаться значительно быстрее, чем предполагалось.
Итак, переход на высокую орбиту был сделан за счет ТКС. Учитывая, что последний грузовик перед ТКСом был почти за два с половиной месяца, можно считать, что топлива в баках ДОС почти не было. Так, мелочь.
Вместимость баков ТКС - 3,8 т. Слова "ТКС доставил 1,55 т топлива" надо понимать, видимо, буквально - это остаток на момент стыковки. Далее ТКС выполнял ориентацию комплекса целый год на старой орбите (Энди скажет, сколько надо топлива для удержания ДОС на постоянной высоте - сколько раз за год надо сориентировать станцию и приподнять орбиту?), потом перетащил связку на высокую орбиту.
Баллистики, ау, скажите, сколько топлива надо для перевода 40 тонн с 250 на 475 км?
Теперь читаем в НК: "ТКС-М с помощью своих двигателей обеспечивал поддержание гравитационной ориентации, выполняя регулярную подкрутку по оси Х. По расчетам, запасы топлива модуля позволяли продлить активную жизнь станции до 3–5 лет. ". Это было в 1986-м!
Таким образом, топлива, которого, по мнению Старого, было много, в конце 1989 оставалось совсем чуть-чуть!!
Поэтому вполне вероятно, что к 1989 году назрела необходимость добавить топлива. Единственный способ сделать это было пристыковать к переднему узлу Прогресс, грузовые баки которого (1 т топлива), к примеру, были бы подсоединены к штатной ДУ. Тогда реально было удерживать комплекс дальше на нужной орбите, даже и приподнимая ее по необходимости. Возможно (это мое предположение) для этой цели был выделен 141-й грузовик, но что-то помешало, или просто не успели - связь с ТКС оборвалась, и направлять грузовик к неуправляемому объекту стало бессмысленно.

Старый

Ну вот, почти всё выяснилось
ЦитироватьБаллистики, ау, скажите, сколько топлива надо для перевода 40 тонн с 250 на 475 км?

 Всётаки скорее с 350 на 475.

ЦитироватьТаким образом, топлива, которого, по мнению Старого, было много, в конце 1989 оставалось совсем чуть-чуть!!

Никто ещё ничего не рассчитал, а у тебя уже чуть-чуть! :)
 Не по мнению Старого а по мненю руководителей программы. И не "много" а "достаточно для управляемого свода с орбиты".

ЦитироватьПоэтому вполне вероятно, что к 1989 году назрела необходимость добавить топлива. Единственный способ сделать это было пристыковать к переднему узлу Прогресс,
Вобщето как я понял ТКС висел всётаки на переднем узле.

Ещё что интересно, если бы не болезнь Васютина то экспедиция бы продолжалась и по плану ТКС должен был отстыковаться и прийти ещё два Прогресса. Между отстыковкой ТКСа и приходом очередного Прогресса ДОС должна была както управляться?  Да и при стыковке. Так что вряд ли её баки были так уж пусты. По крайней мере на момент окончания ЭО-4.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Что мы ещё имеем? Прогресс массой 7 тонн расходует на подъём орбиты и стыковку около 300 кг топлива. 20-тонный ТКС стало быть должен был израсходовать 900 кг. Ну пусть тонну.  Значит из 3.8 тонны должно было остаться 2.8 т. После отстыковки от ДОС предусматривался длительный (пара месяцев?) автономный полёт ТКС. Очевидно из 2.8 т топлива 1.5 т предназначались для использования в интеесах ДОС и 1.3 т - для автономного полёта. Отказавшись от автономного полёта их перенацелили на подъём орбиты.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

ЦитироватьДалее ТКС выполнял ориентацию комплекса целый год на старой орбите (Энди скажет, сколько надо топлива для удержания ДОС на постоянной высоте - сколько раз за год надо сориентировать станцию и приподнять орбиту?), потом перетащил связку на высокую орбиту.
Баллистики, ау, скажите, сколько топлива надо для перевода 40 тонн с 250 на 475 км?

Хм. Вейд уже считал дельта вэ. У него получилось 143 м/с.
http://www.astronautix.com/craft/tks.htm
Знать бы точно сколько весил комплекс перед коррекцией...

С прикидками выходит что нужно как раз где-то полторы тонны топлива.

Liss

Истину может отрыть только anik, но кое-что по орбитам скажу.
Орбита "Салюта-7" поднималась двумя маневрами, из которых первый точно был двухимпульсным, да и второй, скорее всего, тоже.
Первый состоялся либо 18 августа в два-три часа ночи по Москве, либо 20 августа в шесть-семь утра. Второй -- 22 августа около 20 часов по Москве.
Орбиты (высоты в формате ТАСС, то есть над эллипсоидом):
до маневров - 331x350 км
после первого - 466x485 км
после второго - 474x492 км.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

И еще: последняя коррекция орбиты до этих маневров проводилась в начале октября 1985 г. Таким образом, топливо между посадкой ЭО-4-2 и уводом комлпекса на орбиту хранения почти не расходовалось.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Pavel

Вот что приводит Вейд

Maneuver Summary:
172 km X 302 km orbit to 284 km X 319 km orbit. Delta V: 36 m/s
281 km X 315 km orbit to 290 km X 336 km orbit. Delta V: 8 m/s
290 km X 336 km orbit to 335 km X 352 km orbit. Delta V: 16 m/s
Maneuvers after docking with Salyut 7:
336 km X 353 km orbit to 338 km X 358 km orbit. Delta V: 1 m/s
338 km X 358 km orbit to 358 km X 359 km orbit. Delta V: 5 m/s
331 km X 333 km orbit to 333 km X 385 km orbit. Delta V: 14 m/s
333 km X 385 km orbit to 332 km X 468 km orbit. Delta V: 23 m/s
332 km X 468 km orbit to 466 km X 468 km orbit. Delta V: 37 m/s
466 km X 468 km orbit to 470 km X 475 km orbit. Delta V: 2 m/s
470 km X 475 km orbit to 475 km X 475 km orbit. Delta V: 1 m/s
Total Delta V: 143 m/s

Старый

ЦитироватьХм. Вейд уже считал дельта вэ. У него получилось 143 м/с.
http://www.astronautix.com/craft/tks.htm
Только надо не забывать что из них 60 м/с автономные, до стыковки. На подъём комплекса остаётся 80 м/с. В том числе на поддержание орбиты до подъёма на орбиту хранения.

ЦитироватьЗнать бы точно сколько весил комплекс перед коррекцией...
Вряд ли в сумме больше 36 тонн.

ЦитироватьС прикидками выходит что нужно как раз где-то полторы тонны топлива.
На всё?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Вот например некоторые данные позволяющие прикинуть что и как обходится со стыковкой.
НК №2-2006. Стыковка Прогресса М-55.
 Стартовая масса - 7285 кг, масса в момент стыковки - 6985 кг. Израсходовано ровно 300 кг.
 Суммарное дельта V составило 85 м/с.
 Орбита была поднята со 193х256 (средняя - 225) до 345х374 (средняя - 360) то есть в среднем на 135 км.
 
 У ТКСа орбита была поднята со 172х302 (средняя 237) до 336х353 (345) то есть в среднем на 108 км. Суммарное дельта V составило 60 м/с. Сомневаюсь что чтартовая масса ТКС была втрое больше Прогресса, быстрее всего она не превышала 19.5 тонн. Т.е. была в 2.7 раза больше массы Прогресса.
 Итого с учётом того что дельта V  было почти на треть меньше получаем расход топлива на стыковку в районе 570 кг. С учётом возможных накруток вряд ли выйдет больше 800 кг. Так что 3 тонны после стыковки мы на борту имеем.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Надо ещё заметить что при стыковке часть топлива тратится не на подъём орбиты а на многочисленные изменения ориентации, гашение боковых скоростей и торможение.
 Расходы на это можно попробовать оценить по тому же Прогрессу М-55.
 Выполненный 22 декабря первый двухимпульсный манёвр подъёма орбиты потребовал дельта V  35 м/с и на него было израсходовано (вместе с построением и поддержанием ориентации) 101 кг топлива. То есть примерно 3 кг на м/с.  
 Соответственно на 85 м/с потребовалось бы 250 кг топлива. Очевидно "лишние" 50 кг были израсходованы на ориентацию и гашение скоростей при стыковке.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Комплекс ДОС-ТКС весил очевидно в пять раз больше Прогресса (36 т). Значит расход топлива на импульс в 80 м/с должен был составлять гдето 1200 кг.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Можно проверить на примере Союза ТМА-8. (НК №5)
 Масса 7215-6923 кг, то есть расход 292 кг.
 Суммарное дельта V -  78 м/с.
 Подъём орбиты с 230 до 355 км - на 125 км.
Первый манёвр - 39.6 м/с, 107 кг топлива. Всё сходится.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

К сожалению, мне особо нечего сказать про "Салют-7" и ТКС. Можно расспросить тех, кто раблтал тогда, но память человеческая несовершенна, а тут все цифры требуют. Надо в отчеты лезть, но где их сейчас найдешь?
На первой странице Старый ответил на все вопросы, мне добавить нечего. Только одно замечание. Связь понятие растяжимое. Есть командная радиолиния для управления, есть телеметрическая система, для контроля состояния. КРЛ на ТКС и ДОС разные. Телеметрические системы почти одинаковые. Но ТМИ одного КА передавать через другой было невозможно, они не объединялись.

Старый

А конец Салюта-7 в МПК оказывается описан. Только в разделе посвящённом ЭО-1 на Мир.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VK

ЦитироватьТаким образом, топлива, которого, по мнению Старого, было много, в конце 1989 оставалось совсем чуть-чуть!!
ЦитироватьНикто ещё ничего не рассчитал, а у тебя уже чуть-чуть! :)  
Для особливо невнимательных повторяю цитату из НК:
ЦитироватьС помощью ДУ модуля к 22 августа 1986 г. орбиту связки подняли до 450 км. [...]  ТКС-М с помощью своих двигателей обеспечивал поддержание гравитационной ориентации, выполняя регулярную подкрутку по оси Х. По расчетам, запасы топлива модуля позволяли продлить активную жизнь станции до 3–5 лет.
Если в августе 1986 года запаса топлива наличествует на 3-5 лет, то сколько останется через 3 с половиной года? Старый, это задачка для первоклассников.

ЦитироватьНе по мнению Старого а по мнению руководителей программы. И не "много" а "достаточно для управляемого свода с орбиты".  
Еще раз процитирую твои слова:
ЦитироватьНа Космосе-1686 оставался большой запас топлива и оно могло быть использовано если бы такая необходимость была. Так что идея послать Прогресс не могла возникнуть сначала из-за того что запас топлива на борту имелся а потом из-за того что стыковка стала невозможной.
Сколько можно тыкать носом в собственное ... сказанное?  :lol:  Из процитированного явно следует, что, по твоему мнению, топлива на ТКС оставалось столько, что Прогресс был бы не нужен. С как минимум тонной топлива. А теперь ты в кусты: " для управляемого схода" ...

Старый

ЦитироватьЕсли в августе 1986 года запаса топлива наличествует на 3-5 лет, то сколько останется через 3 с половиной года? Старый, это задачка для первоклассников.
Так ведь это ж АКТИВНОЙ жизни. А такой жизнью какой жил Салют-7 он преспокойно прожил до конца вообще без всякого ТКСа и его топлива.

Цитировать
ЦитироватьНе по мнению Старого а по мнению руководителей программы. И не "много" а "достаточно для управляемого свода с орбиты".  
Еще раз процитирую твои слова:
ЦитироватьНа Космосе-1686 оставался большой запас топлива и оно могло быть использовано если бы такая необходимость была. Так что идея послать Прогресс не могла возникнуть сначала из-за того что запас топлива на борту имелся а потом из-за того что стыковка стала невозможной.
Сколько можно тыкать носом в собственное ... сказанное?  :lol:  Из процитированного явно следует, что, по твоему мнению, топлива на ТКС оставалось столько, что Прогресс был бы не нужен. С как минимум тонной топлива. А теперь ты в кусты: " для управляемого схода" ...
Ну ладно. Сойдёмся на том что поменяем "много" на "достаточно"?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VK

ЦитироватьВобщето как я понял ТКС висел всётаки на переднем узле.
Да, похоже, что так. Тогда еще проще: Прогресс должен был стыковаться к заднему узлу, перекачать привезенное топливо, дожечь свое топливо, оставив только на тормозной импульс, отстыковаться. Дозаправленная ДОС могла в результате подпрыгнуть чуток повыше, чтобы не свалиться раньше времени, как это случилось на самом деле.

Кстати: а Прогресс мог выйти на орбиту 475 км и стыковаться там с ДОС? Или он должен быть в этом случае просто без груза, кроме топлива - облегченный, так сказать?

Старый

ЦитироватьКстати: а Прогресс мог выйти на орбиту 475 км и стыковаться там с ДОС? Или он должен быть в этом случае просто без груза, кроме топлива - облегченный, так сказать?
Хрен его знает. На одном только топливе в баках КТДУ - вряди. Насколько я понимаю на Прогрессах-просто не было возможности использовть в двигателях топливо из отсека дозаправки.
 Если в грузовой отсек не положить полторы тонны груза то в принципе РН наверно могла вывести Прогресс на начальную орбиту с более высоким апогеем под те же 400 км. Но достаточно ли этого?

 Однако вряд ли была необходимость лететь на 475 км. Когда орбита такая высокая то и Прогресс не нужен, а он становится нужен когда орбита существенно снижается.

 Надо поинтересоваться когда сделали возможным использование в двигателях топлива из ОКД и когда стали включать двигатели Прогресса в контур управления станции.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VK

ЦитироватьТак ведь это ж АКТИВНОЙ жизни. А такой жизнью какой жил Салют-7 он преспокойно прожил до конца вообще без всякого ТКСа и его топлива.
Блин, зря выкинул в цитате, приведенной во второй раз,  фразу, которая показалась мне лишней для разговора:
ЦитироватьЗдесь проводились ресурсные испытания агрегатов и систем комплекса, научные эксперименты и отработка методики поддержания в рабочем состоянии систем КА при длительной работе на орбите. Управление велось из ЦУПа под г.Евпаторией. ТКС-М с помощью своих двигателей обеспечивал поддержание гравитационной ориентации, выполняя регулярную подкрутку по оси Х.
Имхо, куда активней? Причем прямо указано, куда постоянно утекало топливо: для регулярной подкрутки по оси X.

В общем, Старый, ты не согласен, что 141-й Прогресс готовился для поднятия орбиты Салюта-7. Ну, прямых доказательств у меня нет, но по логике получается, что такое вполне могло быть. Останемся каждый при своем мнении.

VK

ЦитироватьОднако вряд ли была необходимость лететь на 475 км. Когда орбита такая высокая то и Прогресс не нужен, а он становится нужен когда орбита существенно снижается.
Кстати от орбите. Вроде бы везде пишется, что Салют стал снижаться из-за возросшей активности Солнца, которая "взбила" атмосферу выше обычного. Интересно бы уточнить, когда орбита начала снижаться?
Август 1986 - вышли на 475 км;
Декабрь 1989 - потеря связи;
Февраль 1991 - падение.

Когда конкретно начало происходить снижение, и какими темпами? Наверняка был составлен прогноз на несколько месяцев вперед (постоянно уточняемый, естественно). Если признаки более быстрого снижения появились, например, в 1988, то это будет косвенным доказательством попытки спасти станцию с помощью дополнительного Прогресса.

Старый

Гравитационная стабилизация тем и славна что поддерживается сама. Требуются лишь небольшие "подкрутки" для компенсации возмущений. Расход топлива незначителен. После отказа ТКС-М гравитационная стабилизация сохранилась.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Если бы даже 141-й и был предназначен для Салюта-7 то что помешало потом перенацелить его на Мир? Последний Прогресс (№150) полетел к Миру в мае 90-го уже после трёх Прогрессов-М. Что могло помешать запустить 141-й?
 Ну и остаётся вопрос - достаточен ли был в КТДУ Прогресса запас топлива для выхода на 450-км орбиту и схода оттуда?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VK

ЦитироватьГравитационная стабилизация тем и славна что поддерживается сама. Требуются лишь небольшие "подкрутки" для компенсации возмущений. Расход топлива незначителен. После отказа ТКС-М гравитационная стабилизация сохранилась.
Поэтому и было сказано: на 3-5 лет. За 3,5 года оно и ушло большей частью. Не менее 80%, имхо.

Старый

Я вот думаю что для уверенного схода с орбиты надо опустить перигей километров на 100. (если сход осуществляется с орбиты 180х180 км) Опускание перигея на 100 км эквивалентно подъёму всей орбиты примерно на 50 км. Думаю как минимум такой резерв топлива на ТКСе был.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VK

ЦитироватьЕсли бы даже 141-й и был предназначен для Салюта-7 то что помешало потом перенацелить его на Мир? Последний Прогресс (№150) полетел к Миру в мае 90-го уже после трёх Прогрессов-М. Что могло помешать запустить 141-й?
Потребовавшаяся переделка - установка Курса вместо Иглы, доработка стыкуемых разъемов и т.д. Такая переделка, как я уже говорил, могла привести к изменению заводского номера.
Для справедливости, должен признать, что разрушение емкостей является не меньшей причиной для переборки со сменой номера.

 
ЦитироватьНу и остаётся вопрос - достаточен ли был в КТДУ Прогресса запас топлива для выхода на 450-км орбиту и схода оттуда?
Ты же сам сказал - почти полторы тонны груза убрать - и РН закинет Прогресс достаточно высоко, а дальше КТДУ справится.

Liss

ЦитироватьКогда конкретно начало происходить снижение, и какими темпами? Наверняка был составлен прогноз на несколько месяцев вперед (постоянно уточняемый, естественно). Если признаки более быстрого снижения появились, например, в 1988, то это будет косвенным доказательством попытки спасти станцию с помощью дополнительного Прогресса.
Темп снижения стал резко увеличиваться с сентября - октября 1988 г.
До этого он не превышал 100 единиц некоего масштаба (производная среднего движения в единицах витков в сутки за сутки, в миллионных долях). К концу 1988 г. он поднялся до 300 единиц, к апрелю 1989 г. до 400, в октябре зашкалил за 600, а дальше пошла агония.
Исходную высоту 340 км комплекс прошел в ноябре 1990 г.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

ЦитироватьПотребовавшаяся переделка - установка Курса вместо Иглы, доработка стыкуемых разъемов и т.д. Такая переделка, как я уже говорил, могла привести к изменению заводского номера.
Никакой смены Иглы не требовалось. Все Прогрессы летали к Миру с Иглой.
ЦитироватьТы же сам сказал - почти полторы тонны груза убрать - и РН закинет Прогресс достаточно высоко, а дальше КТДУ справится.
Надо опять попробовать посчитать по аналогии.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьВобщето как я понял ТКС висел всётаки на переднем узле.
Да, похоже, что так. Тогда еще проще: Прогресс должен был стыковаться к заднему узлу, перекачать привезенное топливо, дожечь свое топливо, оставив только на тормозной импульс, отстыковаться. Дозаправленная ДОС могла в результате подпрыгнуть чуток повыше, чтобы не свалиться раньше времени, как это случилось на самом деле.

Кстати: а Прогресс мог выйти на орбиту 475 км и стыковаться там с ДОС? Или он должен быть в этом случае просто без груза, кроме топлива - облегченный, так сказать?
Не мог. На такой высоте ИКВ не работает.
"Прогрессы" летали к "Миру" и с "Иглой" (11Ф615А15), и с "Курсом" (11Ф615А55). На первой А55-й (201-й номер) я работал в смене в ОГУ "Мира". Стыковка завершилась аварией СУД "Мира" с выключением БЦВК и остановкой гиродинов ;-)

Feol

ЦитироватьБлин, зря выкинул в цитате, приведенной во второй раз,  фразу, которая показалась мне лишней для разговора:
ЦитироватьЗдесь проводились ресурсные испытания агрегатов и систем комплекса, научные эксперименты и отработка методики поддержания в рабочем состоянии систем КА при длительной работе на орбите. Управление велось из ЦУПа под г.Евпаторией. ТКС-М с помощью своих двигателей обеспечивал поддержание гравитационной ориентации, выполняя регулярную подкрутку по оси Х.
Имхо, куда активней? Причем прямо указано, куда постоянно утекало топливо: для регулярной подкрутки по оси X.
Не совсем ясно, о какой подкрутке идет речь? Ось X там - это что? Ось наименьшего момента инерции? Т. е., направленная "вдоль" связки аппаратов? Если так, то гравитационно устойчивым будет положение этой оси по радиус-вектору из центра Земли в центр масс. И вращение вокруг этого направления должно быть в идеале равно нулю. Иначе гироскопические моменты испортят гравитационную ориентацию. Может быть, наоборот, выполнялись периодические гашения скорости вокруг этой оси? Откуда бралась эта скорость? Эффект "радиационного пропеллера" от панелей СБ? Но тогда почему эта скорость не гасла за счет той же гравитационной ориентации за 1/4 витка? За счет перехода курсового вращения в поворот по крену? Или она приобретала нежелательную величину менее, чем за 1/4 витка? Если да, тогда гашение скорости (но это не "подкрутка") должно было делаться не реже нескольких раз за виток...

Что-то много неясного в этой фразе по подкрутку...  :roll:
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

А.Коваленко:

А ИКВ - это что? Инфракрасная вертикаль  :wink: ?
Всем пользователям нравится это сообщение.

А.Коваленко

ЦитироватьА.Коваленко:

А ИКВ - это что? Инфракрасная вертикаль  :wink: ?
Да. Используется для построения начальной одноосной оиентации. Если подняться высоко, то ее поле зрение будет больше, чем видимый диск Земли. Точность построения ориентации резко упадет.

Feol

Несколько странно  :roll: . В том смысле, что решительно всем ПОЗам (Приборам Ориентации на Землю, похоже, это то же самое, что ИКВ?) пр-ва Геофизики, с которыми я знаком,  необходимо видеть оба края диска Земли. Если оба края не видит, то, как минимум, проблемы. То есть, чем выше, тем в этом смысле лучше. Но есть приборы и довольно строго привязанные к высоте, как на Глонассах, например, кругового сканирования. На Прогрессах что-то типа этого? Чья там ИКВ, если не секрет  :wink: ?
Всем пользователям нравится это сообщение.

VK

Цитировать
ЦитироватьКстати: а Прогресс мог выйти на орбиту 475 км и стыковаться там с ДОС? Или он должен быть в этом случае просто без груза, кроме топлива - облегченный, так сказать?
Не мог. На такой высоте ИКВ не работает.
ОК! С учетом того, что выше сообщил Liss - о начале и скорости снижения Салюта-7, - окончательная версия такова, что 141-й Прогресс должен был запускаться и стыковаться, когда Салют-7 опустится до 300-350 км.

Вроде все укладывается? Сейчас бы еще покопаться в архиве РККЭ...

Старый

ЦитироватьНе мог. На такой высоте ИКВ не работает.
Странно. Что это за ИКВ такая? на 200 км работает. На 300 - работает. На 350 - работает. А на 450 - не работает. Не понятно.

Цитировать"Прогрессы" летали к "Миру" и с "Иглой" (11Ф615А15), и с "Курсом" (11Ф615А55).
Угу. Только Прогресс с Курсом назывался уже Прогресс М. :)

ЦитироватьНа первой А55-й (201-й номер) я работал в смене в ОГУ "Мира". Стыковка завершилась аварией СУД "Мира" с выключением БЦВК и остановкой гиродинов ;-)
А что там случилось? В чём было дело?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Старый, посмотри, как работает ИКВ и все поймешь.
Да, "Прогресс М", я не случайно индексы привел.
Авария была вызывана тем, что после причаливания БЦВК переписывает из определенных адресов массоинерционные характеристики комплекса после сборки. А в тот раз в этих адресах лежала другая информация. Кажется, какой-то кватернион. Его туда записали временно. И забыли. И словили аварию по динамическому контролю. Ходил тогда по ЦУПу, горем убитый. Хоть и не моя оплошность была, а моего руководителя, но было неприятно.

Игорь Суслов

ЦитироватьАвария была вызывана тем, чтоБЦВК переписывает из определенных адресов массоинерционные характеристики комплекса после сборки. А в тот раз в этих адресах лежала другая информация. Кажется, какой-то кватернион. Его туда записали временно. И забыли.
Примерно то же самое было с Союзом Ляхова (с Момандом)???
"ТщательнЕе надо..." (с)
Спасибо не говорю, - уплачено...

Feol

с ПО вечно такая морока..  :(
Всем пользователям нравится это сообщение.

avmich

Цитироватьс ПО вечно такая морока..  :(

Ну, не вечно... но раньше чаще бывало.

Старый

ЦитироватьАвария была вызывана тем, что после причаливания БЦВК переписывает из определенных адресов массоинерционные характеристики комплекса после сборки. А в тот раз в этих адресах лежала другая информация. Кажется, какой-то кватернион. Его туда записали временно. И забыли.
А! Ну в смысле сам Прогресс тут был не при чём?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьАвария была вызывана тем, что после причаливания БЦВК переписывает из определенных адресов массоинерционные характеристики комплекса после сборки. А в тот раз в этих адресах лежала другая информация. Кажется, какой-то кватернион. Его туда записали временно. И забыли.
А! Ну в смысле сам Прогресс тут был не при чём?
Абсолютно не причем. Впрочем, если бы не было стыковки, то не было бы и аварии ;-)

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьАвария была вызывана тем, чтоБЦВК переписывает из определенных адресов массоинерционные характеристики комплекса после сборки. А в тот раз в этих адресах лежала другая информация. Кажется, какой-то кватернион. Его туда записали временно. И забыли.
Примерно то же самое было с Союзом Ляхова (с Момандом)???
"ТщательнЕе надо..." (с)
После этого случая были проведены определенные мероприятия, которые были завершены внедрением программного обеспечения моделирования процессов командно-программного управления. После чего подобные ошибки были, практически, устранены. Тут дело не в тщательности, а в создании и внедрении системы верификации КПИ. Могу без ложной скромности сказать, что на "Мире" она была доведена до весьма высокого уровня. И перенесена на МКС. С весьма и весьма хорошими результатами.