Можно ли на РН "Ангара" обойтись без вафельных бак

Автор Yegor, 22.12.2006 07:48:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

freinir

Цитировать2fr: есть и альтенативные точки зрения на вафельные баки.
Скажем, вот эти:

http://www.spacex.com/

утверждают, что баки из гладкого листа с приваренными трением ребрами жёсткости не сильно уступают по массе и гораздо дешевле.

Только не надо мне напоминать, что они далеко не улетели. Поживём - увидим. Ангары тоже пока нет.

Ну первое, что у них есть - это фрикционная сварка!!!
Потом они применили алюминиево-литиевые сплавы (модуль упругости на 10-12% выше чем у АМг6Н)
А снаружи они вроде углеволокно намотали.... (иначе стрингерная панель потеряет устойчивость)

Лютич

ЦитироватьА снаружи они вроде углеволокно намотали.... (иначе стрингерная панель потеряет устойчивость)

Неа.
А панели, кстати, они делают не вгорячую, как вы предлагаете, а по-современному - гидроформовкой.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Старый

А в авиации стрингеры и шпангоуты прессовавные. Хотя фрезерованые панели занимают всё большее место.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Можно, кстати, попробовать сравнить абсолютные и удельные характеристики Р-36 (РН Циклон) и Р-36М (РН Днепр) - средоточие соответственно старых и простых и новых и навороченых технологий. Поглядеть много ли они дали.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

freinir

Цитировать
ЦитироватьА снаружи они вроде углеволокно намотали.... (иначе стрингерная панель потеряет устойчивость)

Неа.
А панели, кстати, они делают не вгорячую, как вы предлагаете, а по-современному - гидроформовкой.

Кто так делает??? Какой формовкой???

И Вы с авиацией не сравнивайте, там условия нагружения другие и Д16АТ применяют....

Старый

ЦитироватьИ Вы с авиацией не сравнивайте, там условия нагружения другие и Д16АТ применяют....
У самолёта условия работы конструкции гораздо жёстче чем у ракеты.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

freinir

Цитировать
ЦитироватьИ Вы с авиацией не сравнивайте, там условия нагружения другие и Д16АТ применяют....
У самолёта условия работы конструкции гораздо жёстче чем у ракеты.

Ну.... и что из этого???
Значит надо как в авиации делать?
Нафиг нам высокопрочные сплавы в ракетной технике, когда у нас одно сжатие???

Лютич

ЦитироватьКто так делает??? Какой формовкой???


Вхолодную, водой под давлением. Проскакивала как-то инфа, что Маск закупился соответствующим крупповским оборудованием.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

freinir

Да это гибка....
Как тавр получать будете???
А "хитрое" сечение???
Я пока не слышал, что давлением можно так деформировать материал, чтобы получилась панель или сложное сечение профиля.

Лютич

Данную технологию до Маска применяли (и применяют) в автомобилестроении, для производства различной кузовной жестянки.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

freinir

Ну там ведь не панели делают, там гнут и формуют!!! А здесь стоит вопрос - как сделать панель или профиль без горячего деформирования!!!

Shestoper

А кто знает, до какого диаметра бака сейчас возможно формирование "вафли"?
Насколько я понимаю, бак сначала сваривают из толстой плиты, а потом фрезеруют вафельные ячейки. И чем больше диаметр бака, тем больших размеров для стабилизации его оболочки нужны стрингеры и тем толще должен быть исходный лист (для алюминиевых сплавов примерно 1:200 диаметра бака). Для блока Ц Энергии использовали листы в 40 мм, для Сатурна-5 - 50 мм. А чем  толще лист, тем сложнее его сваривать. Одна из причин выбора Королевым для Н-1 подвесных сферических баков с гладкими тонкими стенками - как раз проблема со сваркой толстых листов, необходимых для формирования "вафли".

То есть насколько я понимаю для бака диаметром порядка 20 метров "вафлю" уже не сделаешь, понадобятся традиционный стрингерно-шпангоутный набор?

Shestoper

И еще,  относительно Ангары. Можно применить для баков листы со стрингерами, сформированными при прокате. А шпангоуты уже приваривать. Это  дешевле "вафли", а по весовому совершенству не так уж сильно проигрывает.

freinir

Первое:
Не вся вафля на станках СВО фрезеруется.
Есть альтернативная технология - плоское фрезерование. Гибка происходит уже после (сварка тоже, при этом толщина сварных кромок меньше). При этом здесь толщина панели влияет в обратную сторону - чем больше диаметр, тем труднее делать с высокими рёбрами.
Второе:
Стрингерые панели будут дороже вафли!!!
Вафлю врезерует 21-шпиндельный станок (последние СВО имеют 6 шпинделей, что в 3,5 раза меньше). А стрингерную панель надо адаптировать для сварки и устаноки шпангоута (не говоря уже об адаптации под приварку снаружи кронштейнов и врезки фланцев). И в дополнение, женщины, которые моют баки, обматерят вас по полной!!!

Лютич

ЦитироватьИ в дополнение, женщины, которые моют баки, обматерят вас по полной!!!

То есть ракеты существуют не для того, чтобы летали, а для того, чтобы их удобнее было мыть?  :twisted:
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Старый

Цитировать
ЦитироватьИ в дополнение, женщины, которые моют баки, обматерят вас по полной!!!
То есть ракеты существуют не для того, чтобы летали, а для того, чтобы их удобнее было мыть?  :twisted:
Забота о женщинах, однако! :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

Кстати, химическое "фрезерование" - это что-то из гипотетического ВУЗовского ("спецтехнология") прошлого или процесс имел место?
Спасибо не говорю, - уплачено...

Дмитрий В.

ЦитироватьКстати, химическое "фрезерование" - это что-то из гипотетического ВУЗовского ("спецтехнология") прошлого или процесс имел место?
Самый что ни на есть реальный поцесс. Даже гладкие обечайки и днища семерки химфрезеруют.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Игорь Суслов

ЦитироватьДаже гладкие обечайки и днища семерки химфрезеруют.
Потому, что по ГОСТу не выпускают нужной толщины проката? ;)

Помниться, курсе на IV, я "проектировал" РДТТ, "строго по ГОСТу", как требовал препод, хотя расчеты по строительной механики давали почти 30% экономию сухой массы (как обечайки, так и элементов крепления)... а как в реальности обстоит дело?
Спасибо не говорю, - уплачено...

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДаже гладкие обечайки и днища семерки химфрезеруют.
Потому, что по ГОСТу не выпускают нужной толщины проката? ;)

Помниться, курсе на IV, я "проектировал" РДТТ, "строго по ГОСТу", как требовал препод, хотя расчеты по строительной механики давали почти 30% экономию сухой массы (как обечайки, так и элементов крепления)... а как в реальности обстоит дело?
Не совсем так. Толщина основного полотна выбирается с учетом снижения прочности в зоне сварного шва (толщина в этом месте для АМГ-6 должна быть процентов на 20 больше). А чтобы "отыграть" массу, остальная часть полотна подвергается химфрезерованию. Прцесс наблюдался лично во время технологической практики на Прогрессе :)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!