Отечественные спутники связи

Автор mescalito, 12.12.2006 18:10:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

#2320
Новость от ноября 2019
https://telesputnik.ru/materials/tekhnika-i-tekhnologii/article/negeostatsionarnye-perspektivy/
Цитата: undefinedНегеостационарные перспективы
14.11.2019 > 15:35
Еще совсем недавно геостационарным системам предрекали быстрое угасание и фактически уход с рынка. На роль «молодой шпаны» претендовали низкоорбитальные глобальные системы. Насколько это соответствует действительности сейчас, обсуждали участники конференции SatcomRus-2019, проходившей в Санкт-Петербурге 3 октября 2019 года.
Не стоит торопиться
Заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» Ксения Дроздова поделилась новостью о том, что Softbank, который еще два года назад поражал всех своей щедростью по отношению к OneWeb, заявил, что не видит коммерческих перспектив в низкоорбитальных системах и ставит под сомнение успех своих инвестиций на сумму $1,25 млрд в этом секторе.
Акционер АО «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев задал вопрос, который до недавнего времени в спутниковом сообществе считался прямо-таки неприличным: кто сгенерирует (а главное — оплатит) тот гигантский трафик, который должен окупить многомиллиардные инвестиции в низкоорбитальные системы?
При всех недостатках (прежде всего высокая, свыше 600 миллисекунд, задержка) геостационар имеет явные преимущества перед LEO. Сергей Пехтерев считает, что глобальную спутниковую группировку в три-четыре аппарата можно вводить в строй поочередно, и каждый аппарат по мере запуска будет приносить деньги. Глобальная LEO-группировка должна быть развернута полностью. При нехватке части аппаратов доступность услуги будет низкой, с такой на рынке успеха не добьешься. К тому же КПД низкоорбитальных систем, которые исправно обрабатывают пустые льды и океаны, крайне низок, тогда как стационарную систему можно сконфигурировать под нужный тебе рынок.
Спойлер
Сергей Пехтерев кратко сравнил два проекта OneWeb и Starlink, которые, как он выразился, подошли к той стадии, когда надо либо начинать пусковую кампанию, делая миллиардные вложения, либо прикрывать проект, как это за три дня до открытия конференции SatComRus-2019 произошло с проектом LeoSat. Итак, обе системы собираются начать ограниченную коммерческую эксплуатацию в 2021 году. Сергей Пехтерев обратил внимание, что и OneWeb, и Starlink потребуют большого количества наземных станций сопряжения, тогда как уже существующий и давно работающий Iridium может обходиться без наземных станций. Обе системы обязаны не создавать помех геостационарным системам и должны будут решать эту проблему. OneWeb проявляет активность на всех потенциальных рынках, Starlink намерен бороться только за рынок частных пользователей, что, как считает Сергей Пехтерев, сильно ограничивает его поле деятельности.
[свернуть]
Проблема абонентского оборудования (точнее, его отсутствия) для работы с низкоорбитальными системами обозначена давно. И на SatComRus-2019 она всплывала регулярно, начиная с обзорного сообщения заместителя руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Игоря Чурсина, открывающего конференцию. «Для большинства потенциальных клиентов Starlink необходимость наличия отдельного терминала и невозможность использовать в качестве него свой смартфон станет неприятным сюрпризом», — считает Сергей Пехтерев. OneWeb имеет прототип c антенной диаметром 80 см и ценой $20 тыс., к тому же, как утверждает акционер «Ка-Интернета», тесты показали, что работает этот терминал не очень хорошо.
Председатель совета директоров ГК «Искра» Андрей Ромулов считает, что заявленные системы, в том числе низкоорбитальные и заявленный ГПКС высокий эллипс, будут востребованы, поскольку коренное изменение образа жизни всего человечества повлечет за собой и лавинообразное нарастание трафика. Но, по его мнению, имеет смысл не торопиться с запуском глобальных спутниковых систем, а точнее проработать технические характеристики для того, чтобы удовлетворить потребности с горизонтом в 10—15 лет.
Существует в России и негеостационарный проект, вписанный в программу «Сфера» и непохожий на остальные. Это проект «Скиф», предполагающий размещение четырех аппаратов на средних орбитах. Его особенность заключается в том, что если обычно спутниковые операторы заявляют, что конкурировать с оптикой не могут, то создатели «Скифа» готовы оспорить это утверждение. Генеральный директор ООО «Д.К.Орбитал» Виктор Донианц утверждает, что средние орбиты создадут в сети задержку в 150 миллисекунд, это сравнимо с задержкой прохождения сигнала по ВОЛС из Москвы в Магадан. При этом, по сведениям Виктора Донианца, стоимость «Скифа» оценивается в $60 млн и в рамках проекта можно будет обслужить 1 млн абонентов, предоставив им скорость 10 кбит/с и трафик 3 ГБ на абонента в месяц.

Высокий эллипс
Но основной российский проект негеостационарных систем связан с высокоэллиптической орбитой.
Четыре аппарата «Экспресс-РВ», расположенные на высокоэллиптической орбите, позволят, во-первых, обеспечить связью Арктический регион, а во-вторых, создать сеть для связи с подвижными объектами. Понятно, что под словом «связь» в данном случае имеется в виду весь комплект современных коммуникационных сервисов. Почему для решения этих задач нужен именно высокий эллипс? Потому что именно он может обеспечить нормальные углы места и для Арктики, и для подвижных объектов — это особенно актуально в регионах с холмистым и гористым рельефом, которых в России немало.
«Экспресс-РВ» в этом году включен в федеральную программу проект «Сфера», как, собственно и вся многострадальная ФЦП обновления группировки гражданских коммуникационных аппаратов. Пойдет ли это ей на пользу? Скорее всего, да, поскольку теперь спутники (в том числе и «Экспресс-РВ») упоминаются исключительно в контексте «Цифровой экономики», частью которой они становятся. Стало быть, их статус повышается — это теперь поручение президента и отдельный пункт. Напоминаем, что первая редакция спутниковой ФЦП была разработана в 2014 году, после чего многократно дорабатывалась по замечаниям различных ведомств.
Сейчас оператор и разработчик совместно определяют технический облик аппаратов «Экспресс-РВ». В 2020 году будет объявлен конкурс, в 2023 году — вывод системы на орбиту, 2024 год — начало эксплуатации.
Система будет решать сразу социальные, политические и коммерческие задачи, при этом бизнес-план составлен и утвержден. Генеральный директор АО «"Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева» Николай Тестоедов на конференции SatComRus-2019 отметил как исключительно положительный фактор государственное участие в российских космических проектах. Потому как, по его мнению, аналогичные проекты (прежде всего OneWeb и Starlink) не смотрятся как окупаемые системы. А пример системы «Глонасс», которая сначала работала только на силовиков, а потом стала приносить ощутимый доход, очень показателен. Вся коммерция «Экспресс-РВ» в основном строится на связи с подвижными объектами, а этот сектор сейчас наиболее динамичный во всем саткоме.
Социальная задача понятна: современный коммуникационный сервис в Арктике. И к этому привязана и политическая задача. Игорь Чурсин напомнил, что «баталии сейчас идут за северные регионы», про то, как «кто-то даже пытается купить какие-то земли в Арктике». Понятно, что в такой ситуации современная связь в российском секторе Арктики есть не что иное, как мощный фактор контроля региона. Игорь Чурсин уверен, что лет через 5 такая же ситуация возникнет и вокруг Антарктиды, и тогда уже «мы будем думать, как организовать спутниковую связь и в Антарктиде».

Интересно финансирование: создание спутников будет оплачиваться из бюджета «Цифровой экономики», запуск — из бюджета «Сферы».

Проблема абонентских терминалов для «Экспресс-РВ» стоит не так остро, как для низкоорбитальных систем. Как сообщил заместитель генерального директора ГПКС Евгений Буйдинов, технические характеристики спутника — прежде всего зоны покрытия — позволят рассматривать «Экспресс-РВ» как квазистационарную систему. То есть для абонентского оборудования потребуется либо неподвижная антенна с широкой диаграммой направленности, либо антенна с крайне простой и достаточно дешевой системой наведения. Спутник, выходящий из зоны видимости терминала, и спутник, входящий в нее, будут находиться в диаграмме направленности антенны, что обеспечит непрерывность сервиса. Поэтому, как утверждает Евгений Буйдинов, для «Экспресс РВ» можно использовать стандартные спутниковые терминалы с очень небольшой доработкой.
Исполнительный директор ООО «Небо ГК» Инесса Глазкова сообщила, что в будущем году будет создан макет электронно-механической станции для «Экспресс РВ», поддерживающей скорость 80 мбит/с на линии вниз и 5 мбит/с на линии вверх. Этот терминал планируется для организации коллективного доступа и для установки на транспортных средствах. В перспективе создание терминала с электронным наведением на спутник.

Alex-DX

Цитата: zandr от 26.07.2020 10:44:59«Для большинства потенциальных клиентов Starlink необходимость наличия отдельного терминала и невозможность использовать в качестве него свой смартфон станет неприятным сюрпризом», -- считает Сергей Пехтерев
:)

zandr

#2322
https://www.youtube.com/watch?v=C-l-e95nST4С 14:20
Вы не можете просматривать это вложение.

Итого: на геостационаре - 11

mik73

#2323
Цитата: zandr от 31.07.2020 08:06:20С 14:20
что-то не бьётся...


Экспрессов в работе:
АМ3, АМ33, АМ44, АМ5, АМ6 (слегка хромает, но работает), АМ7, АМ8, АТ1, АТ2, АМУ-1. Итого 10, и даже если не считать АМ7 и АМУ1 импортного пр-ва, то 8. Плюс 2 (90 и 103) только что запущенных и 2 (АМУ3 и АМУ7) заказанных решетневцам. Почему написано всего 7 ?

Ямалов в работе:
Ямал-202 (все еще жив, курилка, стоит на 163.5 в.д.), Ямал-300К, Ямал-401, Ямал-402, Ямал-601.  Итого 5. Если считать только отечественого пр-ва, то 3 (кроме 402 и 601). Почему написано 4?

zandr

#2324
Цитата: mik73 от 31.07.2020 21:59:47что-то не бьётся...
Работает: выделил, скопировал, в адресную строку соседней вкладки вставил и - "ентер".
Ну и явно:
https://www.youtube.com/watch?v=C-l-e95nST4

mik73

#2325
что "выделил - скопировал" - я понял. и даже понял откуда (с какого момента трепа перед пуском в трансляции).
но вот содержание "выделенного-скопированного" выглядит как-то странно и не бьётся с имеющимися реалиями.
я про это.
откуда, естественно, возникает мысль, что и прочий трёп там мало с чем бьётся.

на 13:48 там тоже та еще корка - про то, на какой орбите будут работать спутники...
в общем, даже на этой паре моментов компетенция тех, кто готовил материалы к трансляции от имени Роскосмоса, вызывает, скажем так, удивление.

Плейшнер

Цитата: Alex-DX от 26.07.2020 18:08:17
Цитата: zandr от 26.07.2020 10:44:59«Для большинства потенциальных клиентов Starlink необходимость наличия отдельного терминала и невозможность использовать в качестве него свой смартфон станет неприятным сюрпризом», -- считает Сергей Пехтерев
:)
Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем :)
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

thunder26

Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем
Я бы с осторожностью прикладывал потом эту штуку к голове.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

triage

#2328
Цитата: thunder26 от 01.08.2020 13:28:30
Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем
Я бы с осторожностью прикладывал потом эту штуку к голове.
громкую связь включат или гарнитуру дадут. Сарказм это.
Занятная статья.

Плейшнер

Цитата: thunder26 от 01.08.2020 13:28:30
Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем
Я бы с осторожностью прикладывал потом эту штуку к голове.
Как раз прикладывать надо плотно - голова будет антенной :) 
пс  я так и делаю когда не хватает дальности брелка автосигнализации :D
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Alex-DX

Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем :)
СМС сервис через через группировку Гонец. 

Вполне можно интегрировать в смартфоне.
Гонцов перестроить на 840 Мгц и по ниже запустить на высоту 300 км. :)

Плейшнер

Цитата: Alex-DX от 01.08.2020 17:32:22СМС сервис через через группировку Гонец. 
Вот это было бы дело.

Аварийная связь по всей стране обычным смартфоном/телефоном
Правда как чисто коммерческий вариант не тянет, а как госпрограмма даже очень - минимальная глобальная связь гарантированная государством (чай не в банде живём).
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=M_uL_RBOb3oБегущая строка:
ЦитироватьВозможности спутников "Экспресс" стали ключевой темой конференции "Связь на Русском Севере 2020". Участники обсудили развитие телекоммуникационной инфраструктуры на базе аппаратов "Экспресс" на территориях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Одно из направлений конференции было посвящено расширению спутниковых VSAT-сетей в интересах флота России.

zandr

http://russianspacesystems.ru/2020/10/19/v-rks-razrabotany-unificirovannye-radiolinii/
ЦитироватьВ РКС разработаны унифицированные радиолинии для перспективных космических аппаратов
Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») разработал и провел испытания универсальных высокоскоростной и низкоскоростной радиолиний для перспективных космических аппаратов. Разработка будет использоваться для унификации бортовой аппаратуры и позволит сократить расходы и время на создание новых спутников связи и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Высокоскоростная радиолиния позволяет передавать данные от целевой аппаратуры космических аппаратов на скорости до 2400 Мбит/с – это примерно в два раза выше, чем в современных спутниках. Низкоскоростная линия связи обладает увеличенной в пять раз, до 30 Мбит/сек, скоростью передачи данных при высочайшей помехоустойчивости передачи информации. В обеих радиолиниях оптимизировано энергопотребление за счет существенного уменьшения мощности радиопередатчиков при полном сохранении их параметров.

Руководитель отделения разработки широкополосной цифро-аналоговой аппаратуры РКС Александр МОРДВИНОВ: «Прежде радиолинии разрабатывались под каждый космический аппарат индивидуально, что требовало значительных временных и финансовых затрат. Новая разработка универсальна, а ее параметры позволяют закрыть все возможные потребности отрасли в радиолиниях, обеспечивая, например, возможность оперативной передачи больших объемов информации с новейших космических аппаратов ДЗЗ на Землю напрямую и через спутники-ретрансляторы».

Ожидается, что применение этого универсального решения на широкой линейке космических аппаратов в два раза сократит финансовые затраты на изготовление и интеграцию радиолиний и ускорит время создания космических аппаратов.

zandr

#2334
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-505.pdf
ЦитироватьГибкая стратегия
Упор на цифровые технологии и формирование спутниковых группировок – такой стала конференция SATCOMRUS 2020.
Спойлер
«Стратегия спутниковой отрасли до 2030 года. Критерии инвестпрограмм». Так звучала главная тема международной конференции операторов и пользовате­лей российской сети спутниковой связи и вещания – SATCOMRUS 2020. Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, она впервые проходила дистанционно. Но и в этом формате со­хранила свою актуальность для профес­сионального сообщества.
В видеообращении к организаторам и участникам SATCOMRUS 2020 генераль­ный директор «ИСС» Николай Тестоедов отметил: «Наш бизнес очень динамичен, поэтому каждая конференция имеет свои особенности. Новые экономические ус­ловия, новый формат отношений между партнёрами, новые сервисы – вот акценты сегодняшнего дня».
Конференция SATCOMRUS, которую проводит российский оператор ФГУП «Космическая связь», ежегодно собирает спутниковых операторов, системных интеграторов, поставщиков услуг и обо­рудования, представителей страхового и финансового рынка. Эксперты делятся видением будущего спутниковой инду­стрии, на которую влияет конкуренция и кризисы в экономике.
В этом году упор был сделан на циф­ровые технологии и обсуждение планов формирования спутниковых группировок, включённых в программу комплексного развития космических информационных технологий «Сфера».
На пленарной сессии глава «Рос­связи» Олег Духовницкий подчеркнул критически важную роль космических технологий для решения задач нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»: «На значительной части России доступ к информации возможен или целесообра­зен в основном с использованием кос­мических аппаратов связи и вещания». И добавил, что более 60 процентов теле­радиовещания в стране осуществляется через спутники.
[свернуть]
О планах развития отечественной телекоммуникационной группировки рассказал и. о. генерального директора ГП «Космическая связь» Юрий Прохоров. Важным событием для всей отрасли он назвал запуск спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103», состоявшийся 31 июля. Он также сообщил, что ГПКС прораба­тывает облик нового аппарата – «Экс­пресс-АМУ4» и поблагодарил компанию «ИСС» за оперативное представление коммерческого предложения по проекту.
От Решетнёвской фирмы высту­пил зам. генерального директора – зам. генерального конструктора по развитию и инновациям Юрий Вилков. Он пред­ставил линейку спутниковых платформ разработки «ИСС» и планы создания на их базе перспективных космических ап­паратов. Акцент был сделан на прорыв­ные технологии производства спутников, которые осваивает предприятие. «В зна­чительной степени будущее будет связано с технологией создания антенных решё­ток для многолучевых зон обслуживания, – рассказал Юрий Вячеславович. – Посто­янной модернизации требует и развитие двигательных установок космических ап­паратов. Мы подходим к ситуации, когда на борту будет только один тип рабочего тела, что значительно повысит энергети­ческие и массовые характеристики наших аппаратов. Также идёт непрерывная опти­мизация их приборного состава».
Спойлер
На площадке SATCOMRUS 2020 Решетнёвская фирма сформулировала главные задачи, стоящие перед произво­дителем космической техники. Создавать спутники, способные обеспечивать связь в разных диапазонах частот на различ­ных орбитах. Предлагать гибкие решения для потребителей. Постоянно развивать технологии и производство. Только такая стратегия, по мнению решетнёвцев, отве­чает вызовам сегодняшнего дня.
[свернуть]
Из доклада и. о. генерального директора ГПКС Юрия Прохорова:
Создаваемые по заказу ГПКС спутники связи и вещания постоянно совершенствуются: улучшаются их тех­нические характеристики. Ещё 10–12 лет назад ракета-носитель «Протон-М» могла вывести на ГСО спутник с числом транс­пондеров не более 30. Таковыми являются работающие сегодня «Экспресс-АМ3», «Экс­пресс-АМ33», «Экспресс-АМ44». Уже к се­редине текущего десятилетия появилась возможность выводить на ту же орбиту спутники с 75–80 транспондерами на тя­жёлой платформе «Экспресс-2000», такие как «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6». Сле­дующее поколение спутников ГПКС созда­валось на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000Н». На этой платформе были разработаны четыре аппарата. Из них два – «Экспресс-80» и «Экспресс-103» – находятся сейчас на этапе довыведения в заданные позиции. Два других – «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» – гото­вятся к запуску в следующем году».

ZOOR

#2335
Новость от апреля 2020, но тут ее не обнаружил
https://www.comnews.ru/content/205620/2020-04-16/2020-w16/rossvyaz-ischet-otechestvennykh-razrabotchikov-abonentskikh-terminalov-dlya-ekspress-rv
Цитата: undefinedРоссвязь ищет отечественных разработчиков абонентских терминалов для "Экспресс-РВ"

Фе­дераль­ное агентство свя­зи (Рос­связь) объ­яви­ло кон­курс на раз­ра­бот­ку на­уч­но-ис­сле­дова­тель­ской ра­боты (НИР) по соз­да­нию оте­чес­твен­ных або­нент­ских тер­ми­налов для груп­пи­ров­ки кос­ми­чес­ких ап­па­ратов (КА) на вы­соко­эл­липти­чес­ких ор­би­тах в Ku-диа­па­зоне. Рос­сий­ские на­работ­ки уже есть, но, как от­ме­ча­ют в от­расли, воп­рос фи­зичес­кой реа­ли­зации зак­лю­ча­ет­ся в фи­нан­си­рова­нии.

© ComNews
16.04.2020

Информацию о конкурсе Россвязь разместила на сайте госзакупок. Начальная (максимальная) цена контракта на разработку НИР составляет 300 млн руб. Россвязь будет вести сбор предложений до 14 мая.
Научно-исследовательская работа предполагает разработку и экспериментальное обоснование создания отечественных абонентских терминалов спутниковой системы связи на основе группировки космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах в Ku-диапазоне.

Результатом выполнения НИР должно стать определение основных типов абонентских терминалов и технических требований к ним, оценка возможности работы абонентских терминалов в условиях Крайнего Севера и верхних широт, а также анализ потребности в абонентском оборудовании. "Будут сформулированы и обоснованы требования к центральным земным станциям и системе управления сетью, разработаны предложения по созданию необходимой отечественной компонентной базы для серийного производства абонентских терминалов и разработана эскизная документация на экспериментальные образцы абонентских терминалов", - уточнили в пресс-службе Россвязи.

Необходимость проведения такой работы Россвязь объясняет тем, что на текущий момент все спутниковые абонентские терминалы производятся за рубежом. "С учетом обеспечения импортонезависимости является острой необходимостью разработка отечественных абонентских спутниковых терминалов, позволяющих решить спектр задач по обеспечению населения РФ качественными услугами связи, а также обеспечивающих целостность и доступность российской телекоммуникационной инфраструктуры", - передали позицию ведомства в пресс-службе.

Спойлер
Отечественные абонентские терминалы для проекта "Экспресс-РВ"
Как пояснили ComNews в Россвязи, планируемый запуск новых космических аппаратов "Экспресс-РВ" на высокоэллиптическую орбиту требует создания отечественных спутниковых абонентских терминалов. "Потребность в подобных системах связи обусловлена решением одной из задач национальной программы "Цифровая экономика РФ" по обеспечению населения устойчивой связью, а также задачами обслуживания Северного морского пути и создания инфраструктуры в Арктической зоне", - указал представитель ведомства.

Федеральный проект "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика РФ" предусматривает создание четырех космических аппаратов "Экспресс-РВ1/РВ2/РВ3/РВ4" на высокоэллиптических орбитах и одного космического аппарата "Экспресс-РВ5" в резерве до 2024 г. В Россвязи добавили, что в настоящее время идет плановая работа.

Цитата: undefined Cоздание новой российской спутниковой группировки позволяет заблаговременно создать и наземный комплекс для нее, тем более существенная часть потребителей этих услуг будут относиться к государственным и силовым органам, принципиально ориентирующимся на отечественное оборудование. Такое мнение озвучил акционер оператора спутниковой связи Ka-диапазона "КА-Интернет" Сергей Пехтерев. "Задача разработки таких терминалов является нетривиальной, так как необходимо решить задачу синхронизации обмена пакетами между антеннами у абонента и телепорта в условиях постоянно изменяющегося расстояния между ними, чего не существует в сетях, работающих с ИСЗ на геостационарной орбите", - сказал он.
Цитата: undefined Система "Экспресс РВ" относится к типу систем HEO-HTS и является единственно возможным решением для создания современной инфраструктуры связи в арктических регионах России для обслуживания как фиксированных, так и подвижных абонентов. На это обратил внимание заместитель генерального директора "ВИСАТ-ТЕЛ" Валентин Анпилогов. "Группировка высокоэллиптических спутников системы "Экспресс РВ" формируется таким образом, что создается эффект квазигеостационарности для абонентов в северных широтах. Это является ключевым достоинством системы по сравнению с обычной системой на высоком эллипсе. Эффект квазигеостационарности позволяет реализовать сканирующие антенные решетки для абонентских терминалов по ценовым параметрам на порядок ниже, чем для систем LEO/MEO-HTS или систем HTS применительно к подвижным абонентам", - говорит он.

Как отмечает замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ", недостатком системы является то, что требуется минимум четыре спутника для достижения этого эффекта. "Даже с учетом возможности работы на сопряженных участках - обслуживает северные территории Западного полушария - ее информационная эффективность в два раза ниже, чем при использовании геостационарного спутника HTS. Но геостационарный спутник физически не может быть применен в арктических регионах для построения современной инфраструктуры широкополосного доступа, - перечисляет он. - Дополнительной проблемой является обеспечение электромагнитной совместимости с системами LEO-HTS в Ku-диапазоне".

Цитата: undefined Как отмечает исполнительный директор ООО "Небо ГК" Инесса Глазкова, система спутниковой связи "Экспресс-РВ" ориентирована прежде всего на подвижных пользователей, и поэтому ее создание весьма своевременно и востребовано для ШПД на транспорте. "Эта система также может быть полезна для использования с целью повышения эффективности при реализации государственных программ "ЭРА-ГЛОНАСС", "Система 112" и национальных программ развития транспортных коридоров - Северный морской путь, Европа - Западный Китай)", - говорит она.
Цитата: undefined Генеральный директор ООО "Истар" Павел Баканов подчеркивает, что Россия является северной страной и имеет значительные перспективы развития на заполярных территориях. "Спутники ВЭО могли бы стать хорошим и логичным дополнением к геостационарной группировке, обеспечивая надежную связь на северных территориях для многих отраслей промышленности и транспорта за счет высоких углов места фиксированных и мобильных терминалов, включая морские суда, самолеты, ж/д и автотранспорт. Подобные проекты изначально являются глобальными, и их неэффективно разрабатывать в отрыве от международной кооперации, уже имеющихся технологий и потребителей из разных стран мира", - считает он.

Наработки уже есть, но вопрос в финансировании
Павел Баканов объясняет, что под терминалом в этом проекте понимается следящая антенная система и каналообразующее оборудование. По его словам, и то, и другое оборудование уже разрабатывается и производится в России частными и государственными компаниями. Глава "Истара" уверен в том, что подобные проекты лучше начинать с маркетинговых исследований и анализа имеющихся разработок.

Вместе с тем, продолжает Павел Баканов, компания раздумывает над участием в конкурсе. Компания уже серийно производит каналообразующее оборудование, совместимое со спутниками ВЭО, включая центральные станции, терминалы и системы управления. Есть и другие производители каналообразующего оборудования подобного назначения, включая госпредприятия. "В России уже сегодня целый ряд компаний производят антенны для подвижной связи с механическим наведением. Также ведутся разработки антенных систем на базе АФАР, - приводит пример Павел Баканов. - Было бы логично собрать все это вместе и сообща найти оптимальное решение для проекта ВЭО. Цель импортозамещения и технологической независимости, также преследуемая этим проектом, может быть решена покупкой соответствующих лицензий на производство соответствующих технологий в России с постепенным замещением электронной базы на отечественную, когда она появится".

Заместитель руководителя "ВИСАТ-ТЕЛ" рассказал ComNews, что применительно к высокоэллиптическим системам HEO-HTS, к которым относится система "Экспресс РВ", совместно с партнерами "ВИСАТ-ТЕЛ" уже сформулировал технические требования и оценил возможность выполнения нескольких технических решений физической реализации антенн со сканированием луча, которые могут быть приемлемы по ценовым параметрам для абонентских терминалов. Однако главный вопрос физической реализации, по словам Валентина Анпилогова, заключается в финансировании.

"Конкурс, объявленный Россвязью, казалось бы, должен стимулировать развитие таких исследований и работ, но выглядит он странным, поскольку в ТЗ не содержится требований, которые раскрывали бы сущность задачи, - делится мыслями замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ". - Такое ощущение от конкурсной документации, что в итоге работы нужны только "шашечки". Завершение более чем двухлетней работы - середина 2022 г. - не предполагает создание опытных образцов ФАР/АФАР и абонентских терминалов. А вопрос о разработке системы вообще повис в неопределенности".

Замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ" сообщил ComNews, что компания пока не подавала заявку на конкурс, поскольку единого мнения о целесообразности участия в нем нет. Валентин Анпилогов добавил, что необходимо время на изучение ТЗ. "В конкурсной документации нет прямых указаний на задачу реализации абонентских терминалов для системы "Экспресс РВ" и не представлены исходные данные. Отметим, что понятие "высокоэллиптические орбиты" - это из серии "пойди туда, не знаю куда", - прокомментировал он текст закупки. - Мы надеемся, что конкурсная документация - как минимум ТЗ - будет переработана применительно к системе "Экспресс-РВ". Тем более что во ФГУП "Космическая связь" имеются все необходимые данные и могут быть использованы Россвязью".

Не исключает участия в конкурсе и "Небо ГК". Однако компанию смущает тот факт, что работа называется НИР, а не ОКР. "Результатом НИР должно быть ТЗ на ОКР по перспективной абонентской станции и создание макетов узлов абонентских терминалов. По срокам завершение НИР планируется в июне 2022 г., - говорит Инесса Глазкова. - Насколько нам известно, ФГУП "Космическая связь", являющееся заказчиком системы "Экспресс-РВ", планирует развернуть группировку и приступить к эксплуатации системы в конце 2023 г. - начале 2024 г. Таким образом, остается всего полтора года на создание нового абонентского терминала по разработанному в рамках НИР ТЗ, проведение его испытаний, изготовление многочисленной партии терминалов, установку терминалов на транспортные средства для того, чтобы обеспечить готовность к эксплуатации системы "Экспресс-РВ". Это очень небольшой срок. При этом два года из трех - до ввода в эксплуатацию спутниковой системы связи - будут потрачены на НИР".

Исполнительный директор "Небо ГК" напоминает, что компания также занимается разработкой абонентских земных станций (АЗС) в Ku-диапазоне частот для работы со спутниками, находящимися на НГСО. Линейка станций "Неба ГК" носит название SkyKit. Речь идет о SMART-антеннах с электронным наведением и слежением за спутниками. "На первом этапе в 2020 г. "Небо ГК" планирует создать прототип электронно-механической абонентской земной станции SkyKit М1 для оказания услуг с помощью существующих спутников связи и вещания, расположенных на геостационарной орбите, - делится планами Инесса Глазкова. - В настоящее время готов макет приемного тракта антенной системы, совместно с российскими и зарубежными партнерами ведется работа по АЗС в целом". Испытания макета "Небо ГК" собирается проводить в технопарке "Сколково" и МАИ.

Для спутниковой системы "Экспресс-РВ" "Небо ГК" планирует разработать абонентские устройства с полностью электронным наведением на спутник - SkyKit M2. "Для создания этих устройств необходима разработка нового чипсета в Ku-диапазоне. Этой сложной задачей наша компания занимается совместно с партнером - ООО "Оптимизирующие технологии". Основные технические решения, заложенные в основу электронно-механической абонентской станции SkyKit М1, будут использованы и для разработки абонентской станции SkyKit M2 с полностью электронным наведением на спутник", - заключила Инесса Глазкова.
[свернуть]
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-506.pdf
ЦитироватьРаскроется сама
По заданию «ИСС» сибирские учёные создали образец самораскрывающейся антенны весом 0,5 килограмма.
Компания «ИСС» – абсолютный лидер в отрасли и в стране по взаимодействию с Российской академией наук и ведущими университетами страны. Вместе с учёными специалисты предприятия создают опережающий научно-технологический задел по тематике спутникостроения. Одно из актуальных направлений – антенные системы.
В 2019 году по техническому заданию компании «ИСС» специалисты Томского государственного университета и СибГУ науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва разработали и изготовили образец сверхлёгкой гибкой антенны с апертурой 1 м. Она представляет собой развёртываемую мембранную конструкцию и предназначена для работы в составе перспективных микроспутников класса CubeSAT.
Основным силовым элементом рефлектора служит тонкостенная оболочка, изготовленная из полимерного композиционного материала, с механизмом раскрытия в виде гибких шарниров. Такая конструкция исключает необходимость использования электромеханических устройств, утяжеляющих рефлектор. Образец антенны в транспортном положении умещается в цилиндре диаметром 250 мм и высотой 200 мм. Его масса в собранном виде не превышает 0,5 кг.
Совместная разработка сибирских учёных и специалистов «ИСС» продемонстрировала возможность создания лётных образцов подобных рефлекторов.
Спойлер
Проект выполнен в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Решетнёвская фирма в нём выступила индустриальным партнёром ТГУ. СибГУ стал соисполнителем по изготовлению макета антенны.
[свернуть]


zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-506.pdf
ЦитироватьНужно? Совместим!
В рамках проекта по созданию космического аппарата связи для зарубежного заказчика решетнёвцы впервые применяют блок питания полезной нагрузки собственного производства с выходным напряжением 50 вольт. Таким образом компания «ИСС» обеспечит электрическую совместимость ретрансляционного оборудования производства европейской компании Airbus и платформы «Экспресс-1000», на базе которой создаётся спутник.
Блок питания, в котором происходит преобразование напряжения с 27 до 50 вольт, специалисты компании «ИСС» разработали в рекордно короткий срок – за три месяца. Прибор обеспечит выходную мощность не менее 250 Вт, необходимую для питания устройства управления полезной нагрузкой космического аппарата связи.
В цехе изготовления печатных плат уже ведутся работы по монтажу электронных компонентов на печатные платы, входящие в состав прибора.
"Космический аппарат связи", «Экспресс-1000», 250 Вт в ПН. По-моему - маловато! Нет?

ZOOR

Цитата: zandr от 03.12.2020 20:42:31"Космический аппарат связи", «Экспресс-1000», 250 Вт в ПН. По-моему - маловато! Нет?
там про


Цитироватьдля питания устройства управления полезной нагрузкой

Хотя что за устройство управления на 50В / 5А - я не понимаю. Давно схемотехникой ВЧ не занимался.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

thunder26

У AD&S, по какой то ведомой лишь им одним причине, блок управления ПН и КИС сидят на шине 50В. Пришлось специально для них сгородить преобразователь.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор