Китайский космос

Автор Liss, 08.12.2006 10:50:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитата: Сергей Хижняк от 25.03.2023 17:28:37личность творческая и многогранная, так что его экспертному мнению по поводу технологического отставания США от Китая и России, безусловно, можно верить
чисто для объективности
см напр.

Спойлер
izborsk-club.ru

Владимир Овчинский | Изборский клуб




Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба.
Биография
Родился в семье С.С.Овчинского (1922—1993), доктора юридических наук, профессора, заслуженного работника МВД СССР. В 1976 году окончил Омскую высшую школу милиции МВД СССР.
1976—1986 — работал в ГУВД Московской области.
1986—1992 — работал во ВНИИ МВД СССР/России.
1992—1995 — помощник первого заместителя министра внутренних дел России.
1995—1997 — помощник министра внутренних дел России.
1997—1999 — начальник Российского бюро Интерпола.
1999—2001 — обозреватель по правовым вопросам еженедельника «Московские новости».
2001—2002 — вице-президент ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания».
2004 — март 2011 — Советник Председателя Конституционного суда РФ.
с 2004 года — член Экспертного совета Комиссии ГД ФС РФ по противодействию коррупции.
с 2012 года — советник министра внутренних дел РФ, ответственный секретарь Расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел России.
В 2011 году уволился с занимаемой должности в связи с концептуальным конфликтом с руководством. В 2012 году распоряжением нового министра внутренних дел введен в руководящие органы ведомства.
Автор ряда работ по актуальным вопросам криминологии и борьбы с преступностью.
Член Русского интеллектуального клуба.
Книги.
1993 — «Стратегия борьбы с мафией»
1996 — «Основы борьбы с организованной преступностью»
2000 — «Интерпол в вопросах и ответах»
2001 — «XXI век против мафии»
2001 — «Основы оперативно-розыскной деятельности»
2005 — «Криминология и биотехнологии»
2009 – «Криминология кризиса»
Статьи. Доклады. Интервью
Овчинский В. 2016 – год потрясений // Сайт Изборского клуба 7.02.2016
Овчинский В. Преступность: футурологический взгляд // Завтра 28.01.2016
Овчинский В. Киберцели Пентагона // Завтра 28.05.2015
Овчинский В. Запад разжигает войну // Завтра 12.02.2015
Овчинский В., Ларина Е. США: Смена правил игры // Завтра 11.12.2014
Овчинский В., Ларина Е. Русское чудо XXI века // Изборский клуб 2014 № 3
Овчинский В., Ларина Е. Биткоин: Итоги цикла // Завтра.ру. 10, 14 и 17.01.2014
Овчинский В, Ларина Е. Предыстория биткойна // Завтра 27.12.2013
Овчинский В., Ларина Е. Пятое измерение войны // Завтра 2.12.2013
Овчинский В., Ларина Е. Бумеранг вернется // Завтра 26.09.2013
Овчинский В.С., Сундиев И.Ю. Организационное оружие: функциональный генезис и система технологий (доклад) // Изборский клуб 2013 № 6.
Овчинский В. О борьбе по борьбе с коррупцией // Завтра 10.04.2012
Овчинский В. Мир идет к стиранию суверенитетов? // Народная газета (Минск) 24.03.2012
Овчинский В.С. Цветная революция в России и коррупция // Московский комсомолец 15.02.2012
Овчинский В.С. Преступная стабильность власти // Московский комсомолец 29.11.2011
Овчинский В.С. Глобальный кризис и проблемы безопасности // Сайт Института динамического консерватизма 17.11.2011
Овчинский В.С. Иная правда о деле Магнитского // Московский комсомолец 3.08.2011
Овчинский В. Милиция, неформалы и оргпреступность // Polit.ru 9.02.2011
Овчинский В. По стране бродят сотни тысяч убийц и насильников // Свободная пресса 20.01.2011
Овчинский В. О патриотах и либералах // Радио «Свобода» 29.12.2010
Овчинский В.С. Российская организованная преступность (мафия) как форма социальной организации жизни (доклад) // Русский интеллектуальный клуб 22.12.2010
Овчинский В.С. Российская психиатрия: чего изволите? // Сайт «Права и свободы человека в психиатрии» 29.06.2010
Овчинский В.С. Криминальные истоки мирового кризиса // Сайт Института динамического консерватизма 18.03.2010
Овчинский В. Трагедия в Перми: воноваты «неприкасаемые» // Известия № 011 от 26.01.2010
Овчинский В.С. Противостояние США, Китая и России в условиях глобального кризиса (доклад) // Русский интеллектуальный клуб 30.11.2009
Овчинский В. Территория «свободной охоты» // Огонек 2007 № 46.
Интервью Владимира Овчинского «Российской газете».
Публикации Владимира Овчинского в газете «Завтра»
Все интервью Владимира Овчинского на радиостанции «Русская Служба Новостей»
Все интервью Владимира Овчинского на радиостанции «Финам FM»
Выступления В.С.Овчинского на «Эхо Москвы»
[свернуть]
Цитата: Сергей Хижняк от 25.03.2023 17:28:37Про рептилоидов, правда, там не было
зато про китай много разного.
напр https://zavtra.ru/blogs/authors/5 . чел в материале.
цитировал статью из-за его рассуждений на тему китайского космоса.
Цитата: Сергей Хижняк от 25.03.2023 15:56:27нерал-майор милиции в отставке - это, конечно, эксперт
а то что доктор наук, то это, конечно, фигня, чё его слушать-читать, он же исчо на завтре-помойке публикуется ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Сергей Хижняк

#2101
Цитата: АниКей от 25.03.2023 19:57:47а то что доктор наук, то это, конечно, фигня
Доктор юридических наук, Вы забыли добавить. Тема докторской диссертации "Уголовно-правовые, криминологические и организационные основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации" (1994 г). Так я и говорю - кому как не ему быть экспертом в вопросе технологического отставания США от Китая и России!

У слову, я тоже доктор наук, но - биологических. И в милиции не служил. И в орг.преступности в Российской Федерации не разбираюсь. Поэтому я и не могу быть экспертом по вопросу технологического отставания США от Китая и России. Вот был бы я доктором юридических наук, генерал-майором милиции в отставке и специалистом по борьбе с орг.преступностью в РФ - тогда другое дело.
Цитата: АниКей от 25.03.2023 19:57:47он же исчо на завтре-помойке публикуется
И это - ещё один повод относиться к его аналитике касательно уровня космических технологий США, Китая и России в высшей степени уважительно. Вот если бы он публиковался в профильных научных журналах с высоким импакт-фактором - тогда на его мнение можно было бы смело наплевать. Но публикация на Завтра ру - это другое дело.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


naked-science.ru

Китайские ученые не открыли новый источник воды на Луне — вопреки тому, что написали об этом СМИ
Александр Березин


Российские и мировые медиа вслед за информагентством Associated Press сообщили, что исследователи из Китая «нашли новые источник воды на Луне». Его, по мнению ученых, смогут использовать и космонавты, которые будут высаживаться на спутник Земли. На самом деле, ситуация сложнее. Впрочем, сама работа от этого не стала менее интересной.
Ученые из КНР исследовали соотношение изотопов воды в стекловидных шариках, образовавшихся на поверхности Луны после ударов астероидов и метеоритов. По их расчетам, в этом материале может содержаться до 270 миллиардов тонн воды. Причем авторы работы считают, что таким источником может объясняться наличие воды и на спутнике нашей планеты в целом: по их словам, стекловидные частицы захватывали водород из солнечного ветра, который и стал базой для лунной воды. К сожалению, ряд других работ по теме ставят этот вывод под сомнение. Статья опубликована в Nature Geoscience.
Авторы исследования начинают его с пересказа истории открытия воды на Луне, но делают это не вполне полно, отсчитывая ее от 1990-х годов. На деле вода была обнаружена еще в образцах лунного грунта, доставленных на Землю американскими астронавтами в 1970-х. Однако науке часто сложно поверить в открытия, не имеющие теоретического обоснования. Поэтому их данные были отвергнуты под предлогом того, что образцы лунного грунта оказались загрязнены земной водой.
В конце 1970-х похожая история случилась с образцами лунного грунта, отправленного в СССР советским посадочным аппаратом «Луна-24». В 1994 году данные о воде были получены радаром военного зонда США «Клементина», однако американские ученые отвергли их под предлогом якобы неубедительности. Бесспорное признание факта существования лунной воды случилось только в 2009-м, после открытий индийского лунного зонда «Чандраян-1».
Китайские ученые корректно констатируют, что на сегодня никто не пытается оспаривать само наличие воды на Луне. Но, утверждают они, происхождение воды на лунной поверхности остается «во многом неизвестным». Это не совсем верный тезис: ранее Naked Science писал, что российский физик Николай Горькавый объяснил происхождение лунной воды еще в 2007 году. По всей видимости, авторы новой работы просто не знакомы с его выводами.
В связи с этим они предложили свое видение того, как именно возникла лунная вода. Для этого ученые обратились к небольшим по объему пробам лунного грунта, отправленного китайским посадочным аппаратом «Чанъэ-5» на Землю в 2020 году. В пробах были найдены округлые частицы небольших размеров, состоящие из стекла. Аналогичные обнаружили на Земле после испытаний атомной бомбы. Также они встречаются в древних земных слоях после ударов крупных астероидов, формирующих достаточно высокие для образования стекла температуры и давления. Ясно, что такие частицы (в силу температуры их образования) исходно не могли содержать достаточно больших количеств воды, даже если бы астероид, который вызвал образование таких частиц, был богат водой.
Авторы работы предпочитают гипотезу, согласно которой вода образовалась на Луне за счет солнечного ветра. Он содержит много ядер атомов водорода, выбрасываемых с поверхности Солнца. При ударе о твердые породы лунного реголита, содержащие кислород, водород образует с атомами кислорода воду. Такая гипотеза была популярна в эпоху до того, как Николай Горькавый показал, что вода на спутнике нашей планеты присутствовала изначально.
Если принять солнечный ветер за источник лунной воды, остается непонятным, как эта вода могла бы мигрировать к полюсам Селены без крупного буфера «грунтовых вод», то есть подповерхностных пород, содержащих воду, отметили китайские исследователи. Именно из таких пород должна испаряться вода в низких широтах Луны, чтобы затем ее молекулы могли достигнуть приполярных областей, где и регистрируются крупные массивы лунного водяного льда. По словам ученых, до них эти «буферные» водосодержащие породы не удавалось обнаружить.
Исследователи изучили 117 кусочков «ударных» стекол, близких по форме к сферическим, и обнаружили, что те содержат значительное количество воды — больше, чем типичные лунные породы магматического происхождения (то есть поднявшиеся из глубин спутника). Затем ученые попробовали рассчитать возможность миграций молекулярной воды в стеклах в лунных условиях, и пришли к выводу, что вода там может перемещаться через обычные диффузионные механизмы, как в горных породах Земли.
Из этого авторы сделали вывод, что подобные частицы из стекла должны быть главным резервуаром воды в лунных условиях за возможным исключением льда в приполярных регионах. Ученые не высказываются однозначно о происхождении последнего. Объем воды в «лунных стеклах» на поверхности они оценивают от 300 миллионов тонн до 270 миллиардов тонн. Верхняя часть этого диапазона больше, чем более ранние консервативные оценки объема водного льда на Луне в 100 миллиардов тонн. Однако говорить об открытии нового источника воды не приходится: о наличии ее в лунном грунте было известно и ранее. Да и неопределенность новых оценок слишком высока, чтобы говорить об их практической значимости.
Схема доставки воды на Луну из работы китайских исследователей: удары метеоритов и астероидов создают множество шариков стекла. Затем атомы водорода из солнечного ветра проникают в насыщенный шариками лунный реголит. Там водород захватывает атомы кислорода и образует воду
Схема доставки воды на Луну из работы китайских исследователей: удары метеоритов и астероидов создают множество шариков стекла. Затем атомы водорода из солнечного ветра проникают в насыщенный шариками лунный реголит. Там водород захватывает атомы кислорода и образует воду
Исследователи предполагают, что подобные частицы стекла космонавты смогут использовать на Луне, поскольку извлечение из них воды не столь сложно. Этот вывод представляется достаточно неочевидным. Хотя на спутнике очень много такого стекла с ударным механизмом образования, оно равномерно распределено в лунном реголите. Как выяснили еще американские астронавты, этот реголит легко прилипает к скафандрам и технике, мешая ей работать корректно. Фильтровать пыль в лунных условиях должно быть непросто.
В то же время чистый водяной лед в приполярных областях Луны, ранее зафиксированный индийским зондом «Чандраян-1», не надо отфильтровывать от опасной для техники пыли: его достаточно нарубить крупными кусками и отвезти к кораблю.
Узким местом работы остается и то, что она предполагает: часть воды попала в приполярные регионы Луны из экваториальных областей — за счет постепенной миграции молекул воды из частиц ударного стекла. Этот механизм представляют как испарение воды из стекол в лунный день (длится две недели, температура на поверхности — плюс 127 градусов), с его конденсацией в соседних областях с таким же стеклом в лунную ночь (тоже две недели, температура поверхности — минус 170). Проблема в том, что за две недели при лунной гравитации основная часть испарившихся молекул воды уйдет достаточно высоко, чтобы или разложиться солнечным ультрафиолетом, или покинуть Луну, уйдя в космос. Исследователи не рассматривают эту проблему в своей работе.
Другой сложный момент: известные образцы лунной воды содержат дейтерий (тяжелый водород), в то время как водород в солнечном ветре его почти не содержит. Если бы основным источником воды на лунной поверхности был солнечный ветер, дейтерия там так же практически не было бы.
Однако, как отмечается в самом исследовании, определенные количества дейтерия там есть. Более ранние образцы скальных пород (а не ударного стекла) с поверхности Луны показали соотношение дейтерия и водорода близкое к земному. Это совместимо с гипотезой Горькавого, по которой лунная вода доставлена с Земли, но не с предположением о происхождении основной части лунной воды от солнечного ветра.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьnovosti-kosmonavtiki.ru

«Чжунъюань» и три «Хэби»



31.03.2023
«Чжунъюань» и три «Хэби»
30 марта 2023 г. в 18:50 пекинского времени (10:50 UTC) со стартового комплекса №9 Центра космических запусков Тайюань был осуществлен успешный коммерческий пуск китайского носителя «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №Y90) с четырьмя радиолокационными спутниками дистанционного зондирования Земли системы «Хунту-1».
Спойлер

Пуск РН CZ-2D 30 марта 2023 г.

Наименования, номера и международные обозначения спутников в американском космическом каталоге, а также начальные параметры орбит приведены в таблице. Как обычно для китайских групповых запусков, соответствие между конкретными КА и наблюдаемыми объектами условное.
Данные на объекты, запущенные 30.03.2023
Наименование Номер Межд. обозн. Параметры орбиты
i Hp, км Ha, км P, мин
Хунту-1 №01A 56153 2023-047A 97.44° 499.7 513.0 94.75
Хунту-1 №01B 56154 2023-047B 97.44° 498.1 512.8 94.73
Хунту-1 №01C 56155 2023-047C 97.44° 497.3 512.2 94.71
Хунту-1 №01D 56156 2023-047D 97.44° 496.2 511.5 94.69
Красный экран успешного запуска

Запущенные КА составляют 01-ю группу космической системы радиолокационного и оптического ДЗЗ по имени «Хунту-1» (宏图一号01组, Hongtu 1 01), что в буквальном переводе означает «грандиозные планы» или «великие замыслы». Заказчиком ее и эксплуатирующей организацией является Космическая информационная техническая акционерная компания «Хунту» (航天宏图信息技术股份有限公司, кит. хантянь хунту синьси цзишу гуфэнь юсянь гунсы, англ. Aerospace Hongtu Information Technology Co. Ltd.). В качестве разработчика КА заявлена Пекинская космическая сетевая техническая компания «Иньхэ» (银河航天(北京)网络技术有限公司, кит. иньхэ хантянь (бэйцзин) ванло цзишу юсянь гунсы, англ. Galaxy Aerospace (Beijing) Network Technology Co. Ltd.).
Четыре спутника

Первая четверка КА «Хунту-1» предназначена для интерферометрической радиолокационной съемки InSAR с субметровым разрешением. Спутники изготовлены на одной платформе, но в двух вариантах, активном и пассивном, и оснащены радиолокаторами с синтезированием апертуры X-диапазона с разрешением, в зависимости от выбранного режима, от 5 до 0.5 м. Один из аппаратов, центральный, имеет передающую и приемную подсистемы, а три остальных работают только на прием отраженного от земной поверхности сигнала. Как следствие, они различаются по массе (320 и 270 кг соответственно) и по мощности системы электропитания. Внешне это проявляется в том, что центральный КА оснащен двумя трехсекционными солнечными батареями, а остальные – двухсекционными.
Принцип съемки группой

Для КА выбрана солнечно-синхронная орбита высотой 528 км с повторением наземной трассы после 227 витков на протяжении 15 суток и с межвитковым расстоянием на экваторе 176.5 км. Положение плоскости орбиты таково, что спутники проходят нисходящий узел в 18:00 местного времени, имея все время Солнце справа. Это – типовое решение для орбитальных радиолокаторов, позволяющее максимизировать съем мощности с солнечных батарей.
Тест развертывания антенны радиолокатора

По проекту спутники должны совершать полет тесной группой на расстояниях в несколько сотен метров друг от друга: передающий находится в центре, остальные движутся вокруг него по общей эллиптической траектории.
Китай уже не раз демонстрировал работу тесных пар спутников – таковыми были, например, спутники «Шицзянь-6» 05-й группы ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82214.html ), поддерживавшие расстояние в несколько километров, две группы радиолокационных аппаратов «Тяньхуэй-2» ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/81020.html ), у которых расстояние в паре было уже менее 1 км, и совсем недавно, в период с октября 2022 по февраль 2023 г. – два спутника «Сывэй гаоцзин-2» ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/84158.html ).
Компания «Хунту» не просто взялась за реализацию аналогичной задачи для коммерческого рынка, но пошла на создание группы не из двух, а сразу из четырех спутников. Это потребовало создания системы точного управления взаимным положением с использованием межспутниковых линий связи и средств фазовой синхронизации.
Рабочая конфигурация группы

Конфигурацию «кольцо с центром» разработчики считают оптимальной для построения трехмерной цифровой модели рельефа по радиолокационным данным, а также для отслеживания изменений на земной поверхности по интерферограммам сигналов, полученных на разных КА. В сравнении с традиционной технологией InSAR на двух КА в китайской версии в любой момент имеется несколько базисов, а значит – повышается эффективность съемки.
Утверждается, что данные «Хунту-1» пригодны для выпуска карт масштаба 1:50000. На них предполагается осуществлять быстрый и эффективный обзор земной поверхности, за исключением приполярных районов. Разработчики обещают отслеживать смещения земной поверхности на миллиметровом уровне, что является эффективным средством прогноза таких стихийных бедствий, как провалы грунта и оползни.
Компания «Хунту», ранее занимавшаяся разработкой программного обеспечения для обработки данных ДЗЗ, в августе 2021 г. подписала с «Иньхэ» соглашение о стратегическом сотрудничестве, предусматривавшее создание первой экспериментальной группы из четырех радиолокационных КА, а на себя взяла разработку облачного сервиса для «снижения порога» обработки пользовательских данных.
В активе у подрядчика на тот момент был лишь один экспериментальный спутник связи, но «Иньхэ» с энтузиазмом взялась за дело. Впоследствии фирма сообщила, что за счет цифрового моделирования, автоматизации испытаний, а также оптимизации процессов на стадиях проектирования, изготовления и испытаний на полигоне смогла сократить продолжительность разработки более чем на 60%.
Цикл механических, электрических и тепловых испытаний спутников по подготовленному «Иньхэ» плану проводились на базе 812-го института Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST. Там же были выполнены финальная сборка и проверка развертывания солнечных батарей и антенн. Вся эта работа была выполнена за 47 суток.
Группа обеспечения из 812-го института на фоне головной части

Запуск первоначально планировался на декабрь 2022 г., но в сентябре была названа новая дата, 30 марта 2023 г., которая и была выдержана в точности, хотя спутники были доставлены на полигон всего за 12 дней до старта. Что ж, посмотрим, как новички от «Иньхэ» поведут себя на орбите.
Тем временем аппетиты «Хунту» выросли, и в декабре 2022 г. были анонсированы планы создания и развертывания до конца 2025 года орбитальной группировки первого этапа из 38 спутников, способных обеспечить ежесуточный глобальный просмотр земной поверхности с возможностью ежечасной съемки заданного района. В это число помимо четырех экспериментальных аппаратов вошли:
  • Три четверки радиолокационных спутника диапазона C, работающие на орбитах наклонением 49° и высотой 542 км с повторением наземной трассы после 119 витков, с пространственным разрешением от 1 до 50 м в полосе шириной от 10 до 300 км;
  • Три четверки спутников X-диапазона на орбитах высотой 522 км с пространственным разрешением от 0.3 до 12 м в полосе шириной от 5 до 100 км;
  • 10 КА оптической съемки с пространственным разрешением лучше 0.5 м в панхроматическом диапазоне и 2.0 м в восьми спектральных диапазонах.
Для полной группировки из 38 КА используются, помимо «Хунту», еще два альтернативных названия. Имя «Нюйва» (女娲, Nuwa) дано в честь одной из великих богинь даосского пантеона, создательницы человечества, избавительницы мира от потопа, богини сватовства и брака. Кроме того, сама фирма использует в качестве торгового знака название PIESAT, которое в некоторых публикациях применяется и к спутникам.
В дальнейших планах «Хунту» – большая группировка второго этапа, включающая среди прочего 12 тяжелых информационно-связных спутников на орбитах высотой около 6000 км, способных вести обзорную съемку с разрешением 5 м, обработку данных на борту и их передачу потребителю по межспутниковым радиолиниям с пропускной способностью до 2.5 Гбит/с. Запланировано создание собственной прикладной платформы PIE-Engine для оказания услуг связи, навигации и дистанционного зондирования.
Работа со спутником

Основной спутник первой четверки имеет личное имя «Чжунъюань-1» (中原一号, Zhongyuan 1), а три приемных КА – имена «Хэби-1», «Хэби-2» и «Хэби-3» (鹤壁一号、二号、三号, Hebi). Последнее легко объяснимо: в городе Хэби провинции Хэнань находится головной офис фирмы «Хунту». Основной спутник первоначально собирались назвать «Хэнань-1», но провинция «подсуетилась» и успела дать это имя другому КА, запущенному 10 августа 2022 г. В итоге основной КА был назван в честь района города Чжэнчжоу.
Эмблема пуска

Эмблема пуска построена на комбинации логотипов двух основных участников, «Хунту» и «Иньхэ». Женская фигура олицетворяет богиню Нюйва, а четыре звезды слева – четыре спутника первой группы.
Установка второй ступени РН

Запуск был заказан через официального госпосредника – Китайскую промышленную компанию «Великая стена». Для пуска была предложена стандартная версия CZ-2D со специальным адаптером полезного груза. Впервые четыре КА размещались на ракете «в два этажа с разворотом» – два верхних спутника на специальных столбчатых опорах – и были защищены головным обтекателем диаметром 3.80 м.
Носитель CZ-2D на старте

Это был 520-й китайский космический пуск и 469-й для носителей семейства «Великий поход», в том числе 184-й для их шанхайской подгруппы и 75-й для CZ-2D во всех ее вариантах.
[свернуть]

Автор: Liss

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

https://russian.news.cn/20230331/fd314bd80d884b369fe7c9a2d8aa98ba/c.html
ЦитироватьКитай запустил новые спутники дистанционного зондирования Земли
2023-03-31 09:56:18丨Russian.News.Cn
3 фото

Тайюань, 31 марта /Синьхуа/ -- Новые китайские спутники дистанционного зондирования Земли в 18:50 четверга успешно стартовали в космос с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2D" /"Long March-2D"/.
Запуск спутников группировки PIESAT-1 был осуществлен с космодрома Тайюань в провинции Шаньси /Северный Китай/. Спутники были выведены на запланированную орбиту.

Тайюань, 31 марта /Синьхуа/ -- Новые китайские спутники дистанционного зондирования Земли в 18:50 четверга успешно стартовали в космос с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2D" /"Long March-2D"/.
Запуск спутников группировки PIESAT-1 был осуществлен с космодрома Тайюань в провинции Шаньси /Северный Китай/. Спутники были выведены на запланированную орбиту.

Тайюань, 31 марта /Синьхуа/ -- Новые китайские спутники дистанционного зондирования Земли в 18:50 четверга успешно стартовали в космос с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2D" /"Long March-2D"/.
Запуск спутников группировки PIESAT-1 был осуществлен с космодрома Тайюань в провинции Шаньси /Северный Китай/. Спутники были выведены на запланированную орбиту.
[свернуть]

Тайюань, 31 марта /Синьхуа/ -- Новые китайские спутники дистанционного зондирования Земли в 18:50 четверга успешно стартовали в космос с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2D" /"Long March-2D"/.
Запуск спутников группировки PIESAT-1 был осуществлен с космодрома Тайюань в провинции Шаньси /Северный Китай/. Спутники были выведены на запланированную орбиту. 

АниКей


tass.ru

Китай вывел на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли
ТАСС


ПЕКИН, 31 марта. /ТАСС/. Китай в пятницу успешно вывел на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли Yaogan-34-04. Об этом говорится в заявлении Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники в соцсети WeChat.
Запуск состоялся в 14:27 по местному времени (09:27 мск) с космодрома Цзюцюань (северо-западная провинция Ганьсу) при помощи ракеты-носителя Long March 4C (CZ-4C). Спутник вышел на заданную орбиту, пуск был признан успешным.
Спутники этой серии предназначены для научных экспериментов, исследования земельных ресурсов, оценки сельскохозяйственного производства, а также для предотвращения и смягчения последствий стихийных бедствий.
Нынешний запуск стал 470-м по счету для ракет-носителей серии "Чанчжэн"
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

http://russian.news.cn/20230331/d37985edafd54f828c10e8125059c18b/c.html
ЦитироватьКитай успешно запустил в космос спутник дистанционного зондирования "Яогань-34 04"
2023-03-31 16:48:15丨Russian.News.Cn
Цзюцюань, 31 марта /Синьхуа/ -- Китай успешно запустил в космос новый спутник дистанционного зондирования семейства "Яогань-34" с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая в 14:27 по пекинскому времени в пятницу.
Спутник "Яогань-34 04" был запущен с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-4-си" /Long March-4C/. Он успешно вышел на заданную орбиту.
Этот спутник дистанционного зондирования будет использоваться для исследования земельных ресурсов, городского планирования, оценки урожайности сельскохозяйственных культур, а также для предотвращения стихийных бедствий и смягчения их последствий.
Для ракет-носителей серии "Чанчжэн" /"Великий поход"/ этот запуск стал 470-м по счету.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

http://russian.news.cn/20230402/25923858781c48b9876d93ada0238fcb/c.html
ЦитироватьВ Китае была запущена новая ракета-носитель
2023-04-02 19:39:15丨Russian.News.Cn
Цзюцюань, 2 апреля /Синьхуа/ -- Ракета-носитель "TL-2 Y1" совершила свой первый полет в воскресенье, доставив спутник на запланированную орбиту.

Новая ракета-носитель стартовала с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая в 16:48 по пекинскому времени.

В ходе первого полета была проверена общая программа ракеты-носителя и координация между системами, а также были получены параметры условий полета.

Доставленный на орбиту спутник будет в основном использоваться в экспериментах по получению изображений с помощью дистанционного зондирования и других технических проверках.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьnovosti-kosmonavtiki.ru

«Цзиньта» на «Тяньлуне»

Спойлер


03.04.2023
«Цзиньта» на «Тяньлуне»
2 апреля 2023 г. в 16:48:15 пекинского времени (08:48:15 UTC) с новой площадки Центра космических запусков Цзюцюань был произведен первый пуск коммерческой РН «Тяньлун-2» (TL-2 №Y1), которая через 970 секунд успешно вывела научно-образовательный спутник «Ай тайкун кэсюэ» (爱太空科学号卫星, Ai taikong kexue hao weixing) на солнечно-синхронную орбиту с начальными параметрами:
  • наклонение – 97.41°;
  • минимальная высота – 478.3 км;
  • максимальная высота – 496.4 км;
  • период обращения – 94.36 мин.
В американском космическом каталоге спутник получил номер 56159 и международное обозначение 2023-049A.
Пуск РН

Это был не просто первый старт нового носителя, но первый успешный пуск жидкостной ракеты, спроектированной и изготовленной частной китайской фирмой, хотя и не без содействия государства. Четырьмя месяцами ранее, 14 декабря 2022 г., стартовала первая китайская частная жидкостная ракета «Чжуцюэ-2», но до орбиты, увы, не дотянула ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85350.html ). «Тяньлун-2» сделал это с первой попытки!
Красный экран успешного старта

Приз за взятие важного рубежа заработала Пекинская научно-техническая компания «Тяньбин» (кит. 北京天兵科技有限公司, бэйцзин тяньбин кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Tianbing Technology Co. Ltd.), выступающая под торговой маркой Space Pioneer. Имя «Тяньбин» буквально означает «Небесное воинство», хотя в прошлом императорское войско в Китае называлось так же.
Фирма «Тяньбин» была основана в 2015 г. и базируется в пекинском районе Фэнтай, в Промышленном парке научно-технических инноваций «Хэи». Ее первым инвестором была компания экологических технологий из города Чжанцзяган, в честь которой запущенный 2 апреля носитель получил личное имя «Чжанцзяган».
В баковом отсеке

К февралю 2023 г. «Тяньбин» набрал уже почти 3 млрд юаней (около 450 млн $) инвестиций, что позволило широко развернуть работу над линейкой собственных средств выведения. В отличие от проигравшего схватку соперника – Пекинской космической научно-технической компании «Ланьцзянь», что означает «Синяя молния», «Пионеры» пропустили обычный для китайских частников этап создания легкой твердотопливной ракеты и взялись сразу за жидкостный носитель, намного более грузоподъемный и дающий обширную перспективу развития. Его разработка продолжалась всего 2.5 года.
Создатели ракеты ликуют

Трехступенчатый носитель «Тяньлун-2» (天龙二号, Tianlong-2) имеет в высоту 32.8 м, из которых 5.7 м приходится на обтекатель, при диаметре 3.35 м. Стартовая масса – около 153 т при суммарной тяге трех двигателей первой ступени 193 тс. Заявленная грузоподъемность РН – 2000 кг на низкую околоземную орбиту или 1500 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.
Изделие, вышедшее на летные испытания в 2023 году, сохранило традиционный диаметр 3.35 м, используемый китайскими носителями с 1973 года. Однако TL-2 примерно на 20% легче, чем тогдашние FB-1 и CZ-2, объемы ее баков меньше, а потому изделие выглядит непривычно коротким и толстым.
Двигатель второй ступени TH-11

Специально для своей ракеты компания «Тяньбин» создала кислородно-керосиновый двигатель замкнутой схемы «Тяньхо-11» (天火, Tianhuo 11, TH-11). В основу проекта был положен существующий ЖРД YF-115, созданный по государственному заказу для легкого носителя «Чанчжэн-6», который фирма модернизировала с увеличением тяги. Итогом стал TH-11 – первый в Китае ЖРД с дожиганием, созданный частной фирмой. Его тяга – 26.2 тс на уровне моря и 30.6 тс в вакууме, удельный импульс соответственно 292 и 346 сек. Большая часть деталей двигателя изготавливается методом 3D-печати. На каждом двигателе проводились огневые испытания продолжительностью не менее 2000 секунд – в семь раз больше, чем он работает в полете.
Двигатель TH-11 нашел свое место на второй ступени создаваемого носителя, но для первой ступени у «Пионеров» готового решения не было. На помощь вновь пришли государственные структуры – Шестая академия Китайской корпорации космической науки и техники CASC согласилась предоставить разрабатываемый ею двигатель YF-102 для летных испытаний в рамках проекта «Тяньлун-2».
YF-102 – один из девяти ЖРД, создаваемых в Шестой академии в рамках программы «Девять двигателей за восемь лет» ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85609.html ). Проще всего его описать как «китайский Merlin» – многоразовый кислородно-керосиновый ЖРД открытой схемы с номинальной тягой 85 тс и удельным импульсом 275 сек на уровне моря. Тягу, однако, можно задавать в пределах от 63 до 85 тс. Высота изделия составляет 2178 мм. Камера сгорания и сопло могут отклоняться на угол до 6° для управления полетом ракеты.
На ракете TL-2 реализовано уникальное в мировой практике решение: первая ступень имеет три ЖРД типа YF-102. В отсек диаметром 3.35 м в принципе можно вписать до пяти таких двигателей, но в данном случае двух было мало, четыре – много, пришлось поставить три и снизить их тягу примерно до 64 тс.
Можно, конечно, вспомнить советскую МБР Р-36 и созданные на ее основе космические носители семейства «Циклон», на первой ступени которых также работали три двигателя. Однако это были двухкамерные двигатели, и шесть камер выглядели куда более привычно, нежели три. Ну и еще на шаттле было три сопла, но то была вторая, орбитальная ступень.
Интересная деталь: двигатели первой и второй ступени TL-2 впервые в мире используют в качестве горючего керосин, полученный химическим процессом из угля, а не из нефти.
Двигательная установка третьей ступени TH-31

Третья ступень «Тяньлун-2» предназначена для выведения КА на орбиту по многоимпульсным схемам и поэтому использует в двигательной установке TH-31 высококипящие компоненты топлива – монометилгидразин и четырехокись азота. Двигательная установка ступени включает маршевый двигатель тягой 3000 Н и восемь рулевых двигателей тягой по 150 Н, удельный импульс составляет 306 сек. Наличие и характеристики этой ступени позволяет считать, что ракета TL-2 оптимизирована под доставку КА на ССО и подобные им не очень низкие орбиты.
Предусмотрена модернизация TL-2 с доведением грузоподъемности до 4000 кг, а также спасение и 10-кратное использование первой ступени.
Свои перспективы компания «Тяньбин» связывает с семейством носителей «Тяньлун-3», явно «списанных» с ракет американской фирмы SpaceX. На них будет использоваться собственный ЖРД «Тяньхо-12», огневые испытания которого ведутся в настоящее время. Двигатель имеет номинальную тягой 111.1 тс на уровне моря и 137.7 тс в вакууме, удельный импульс составляет 285 сек и 335 тс соответственно. Пределы дросселирования – от 40 до 110% номинала.
Макет РН TL-3

Вариант TL-3 соответствует РН Falcon 9: диаметр 3.8 м, стартовая масса 590 т, масса полезного груза на солнечно-синхронную орбиту – 15 т. Этот носитель позволит выводить за раз до 60 спутников в процессе развертывания китайского «мегасозвездия» спутникового Интернета из 12992 КА. В настоящее время ведется производство первого летного экземпляра ракеты. Компания говорит о первом полете TL-3 уже в 2024 г. и о способности выполнить 12 коммерческих пусков в 2025 г., однако наблюдатели не уверены в реалистичности этих сроков.
Макет носителя TL-3H

Вариант TH-3H – это китайская версия Falcon Heavy с тремя параллельными спасаемыми блоками первой ступени, имеющая стартовую массу 2310 т и массу полезной нагрузки на низкую орбиту 68 т. «Тяньбин» видит возможность ее применения для запуска тяжелых модулей космической станции и в лунной программе.
Макет системы TL-3M

Кроме перечисленных, фирма проектирует изделие TL-3M с суборбитальным транспортным аппаратом, рассчитанным на доставку 30 тонн груза или 100 пассажиров в кабине диаметром 3.8 и длиной 11 м на расстояние до 14000 км от места старта. Первая ступень при этом автоматически возвращается к месту старта или на ближайшую посадочную площадку, а вторая (космическая) ступень может совершить до 30 полетов.
Однако вернемся из будущего в настоящее.
Перегрузка носителя на установщик

«Тяньлун-2» – одна из первых китайских жидкостных ракет, для которой была принята технология горизонтальной сборки и испытаний. Как следствие, она не привязана к стартовому комплексу с башней обслуживания и, как говорит руководитель пуска «Тяньлун-2» Сунь Бинли (孙秉理), может в принципе быть запущена с любой бетонированной площадки.
Идет заправка

Стартовое устройство представляет собой ферменную конструкцию над рассекателем пламени, газоотоводный лоток отсутствует. Ракету доставляется на старт на машине, перегружается и поднимается в вертикальное положение установщиком, ферма которого удерживает ее до пуска, а перед стартом откидывается в сторону, как у американского «Фалкона». Заправка носителя производится в автоматическом режиме из машин-топливозаправщиков.
Старт РН TL-2, вид с дрона

Стартовый комплекс для ракеты «Тяньлун-2» был построен на космодроме Цзюцюань в точке с координатами 40.8557°с.ш., 100.1988°в.д. – примерно в середине дороги, которая ведет от шоссе Цзюцюань – Дунфэн к стартовой площадке №130 твердотопливного носителя «Лицзянь-1» ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/84343.html ).
Ракета на старте, вид со стороны установщика

Запущенная 2 апреля ракета уже является в некотором смысле многоразовой. В отступление от общемировой практики в полет были отправлено изделие, ступени которого использовались ранее для наземного тестирования, включая ресурсные огневые испытания двигателей с длительным включением, тесты разделения ступеней и сброса головного обтекателя, виброиспытания отдельных блоков и носителя в целом.
С 3 по 15 января 2023 г. эта же ракета прошла цикл испытаний на полигоне предприятия-изготовителя в окрестностях Тяньцзиня, включающий погрузку, доставку на старт, установку на стартовое устройство, монтаж приводов качания двигателей первой ступени, подстыковку магистралей, заправку и подготовку к пуску.
Дата первого старта TL-2 неоднократно сдвигалась. Если сравнить уведомления о запретных районах, действовавшие на момент старта, с выпущенными ранее, то можно предположить, что первая попытка старта была назначена еще на 16 февраля 2023 г., когда под нее закрыли зону падения второй ступени в Индийском океане. Сомнения, однако, вызывает объявление о доставке ракеты на полигон, которое было сделано лишь 15 февраля, за день до указанной даты.
16 марта было объявлено, что пуск состоится до конца месяца. Аналогичные февральской зоны последовательно объявлялись на 30, 29 и 31 марта, но всякий раз уведомление снималось до расчетного времени пуска. Интересно, что определенное время старта при этом не выдерживалось – 29 марта он планировался вскоре после 06:42 UTC, на 31 марта было заявлено сразу два интервала, начинавшиеся в 10:53 и 13:53 UTC, а после отмены по погоде – сильный ветер, переходящий в пылевую бурю, – пуск был перенесен на 2 апреля в период с 08:23 по 09:47 UTC и состоялся в 08:48. Иначе говоря, владельцам КА было глубоко безразлично, на какую именно солнечно-синхронную орбиту отправится их детище, – приоритет при выборе времени старта был полностью за носителем.
В ожидании пуска

Агентство Синьхуа сообщило, что целью первого пуска TL-2 была проверка конструкции носителя в целом и взаимодействия различных систем, а также получение информации об условиях полета. Поскольку пуск завершился успешным выходом на орбиту, можно констатировать, что сформулированное столь осторожно полетное задание было выполнено и даже перевыполнено.
Изделие в воздухе!

Неизвестно, был ли установлен на ракету неотделяемый макет большого спутника. Вероятно, да, так как видимый на кадрах бортового телевидения пусковой контейнер с кубсатом «Ай тайкун кэсюэ» (буквально – «любить космическую науку») явно не занимал главенствующего положения в головной части носителя.
Контейнер с КА на РН

Доставленный на орбиту КА представляет собой кубсат формата 4U массой 8 кг и размерами 10x10x40 см, но имеет целых три названия. Помимо официального «Ай тайкун кэсюэ», он откликается на столь же искусственное описательное имя «Сянган цзиши син» (香港知识星, Xianggang jishi xing, в переводе – Гонконгский спутник знаний) и на короткое имя «Цзиньта» (金塔号, Jinta hao), данное в честь одного из ближайших к космодрому Цзюцюань населенных пунктов.
Внешний вид КА

Спутник в основном спроектировала и изготовила Хунаньская спутниковая научно-техническая компания «Ханшэн» (кит. 湖南航升卫星科技有限公司, хунань ханшэн вэйсин кэцзи юсянь гунсы, англ. Hunan Hangsheng Satellite Technology Co. Ltd.). Аппарат принадлежит к семейству научных спутников «потребительского уровня», которые «Ханшэн» продвигает совместно с Пекинской научно-технической развивающей компанией «Ай тайкун» (кит. 北京爱太空科技发展有限公司, бэйцзин ай тайкун кэцзи фажань юсянь гунсы, англ. Beijing Love Space Technology Development Co. Ltd.). Эти КА со стандартными модульными компонентами и стандартными модулями полезной нагрузки и открытым интерфейсом могут быть изготовлены за три месяца и достаточно дешевы, чтобы ими могли владеть и управлять даже студенты и школьники. По утверждению фирмы, к началу марта 2023 г. она изготовила уже четыре таких спутника и в течение года надеется запустить от 6 до 8 штук.
Служебный борт включает компьютер, устройства приема и распределения электропитания от двух солнечных батарей, маховик с моментом 15 нМмс и магнитную катушку на 0.65 А*м2, разработанные компанией «Хайшэн». Аппарат оснащен миниатюрной модульной двигательной установкой GMP-1 на «зеленом» топливе типа HAN (нитрат гидроксиламмония), созданной под руководством профессора Юй Сяочжоу (于晓洲) в Даляньском технлогическом университете.
Спутник в полете (рисунок)

По сообщению Синьхуа, «Ай тайкун кэсюэ» будет в основном использоваться для экспериментов по дистанционному зондированию Земли и подтверждения других технических решений. Сообщается, что на КА установлены две камеры для съемки Земли и демонстрационное устройство бесконтактной передачи энергии.
В центре управления пуском

Расчетный срок службы аппарата – один год.
[свернуть]

Автор: Liss

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Inti

#2113
Китай (и чуток Россия) запускает столько разных интересных спутников, что американцы уже хотят на своих аппаратах устанавливать камеры наблюдения, причём с ИИ и каталогом возможных непрошенных гостей - https://spacenews.com/redwire-to-demonstrate-a-security-camera-for-military-satellites/
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


expert.ru

Поворот на Восток на околоземной орбите

Спойлер


«Бип-бип-бип» — звук передающегося с околоземной орбиты сигнала первого космического аппарата «Простейший спутник — 1», который был запущен СССР в 1957 году, в свое время буквально ошеломил мир.
Спустя 65 лет после этого исторического события Россия пытается удержаться в числе стран — лидеров по масштабу спутниковой группировки, заявляя о расширении сотрудничества с Китаем в области спутниковых навигационных систем. Об этом было официально объявлено во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.
«По результатам переговоров глав двух государств "Роскосмос" и МИД должны проработать с китайской стороной вопрос создания подкомиссии по сотрудничеству для обеспечения совместимости глобальных навигационных систем — российской ГЛОНАСС и китайской Beidou», — говорится в отчете по результатам переговоров лидеров двух стран.

Заявление о новом этапе освоения космического пространства двух держав не протокольное. Именно в области спутниковых навигационных систем такое сотрудничество давно назрело. Для обеих сторон здесь просматриваются большие перспективы и выгоды.
Китай — второй в мире по спутникам
Мировое освоение околоземного пространства идет стремительными темпами. По данным Union of Concerned Scientists (UCS), еще в начале прошлого десятилетия действующих космических спутников на высоких орбитах вокруг Земли было в семь раз меньше: в 2011 году их число составляло менее тысячи единиц, в прошлом году достигло пяти тысяч, а в текущем году общий размер мировой спутниковой группировки оценивается на уровне семи тысяч аппаратов.
И в ближайшее время это число будет стремительно увеличиваться: прогнозируется, что к 2030 году бороздить космическое пространство вокруг нашей планеты будут уже десятки тысяч спутников.
Прочное второе место в общемировой спутниковой гонке сейчас занимает Китай. Вообще, такие данные традиционно засекречены, но, по оценкам независимых организаций, например UCS, в 2022 году у КНР на околоземных орбитах находилось около 500 спутников.
Первое же место с большим отрывом занимают США с показателем 2500 спутников. Третье и четвертое — Великобритания и ЕС (452 и 312 соответственно). Россия находится на пятом месте с показателем 175 спутников, следом идут Япония (94), Индия (60), Канада (53; см. график).
Основная часть находящихся на орбитах спутников имеют не мирное, а военное назначение, их функции связаны с такими направлениями, как военное наблюдение и военная связь. Вторая по значимости область применения спутников — связь коммерческая. Ну и третья важная сфера использования околоземных аппаратов — навигация, которая, опять-таки, имеет как военную, так и гражданскую составляющую.
Идея определять точные координаты объекта на земле с помощью спутников родилась сразу после того, как эти искусственные аппараты начали появляться на орбите. Уже наблюдая в 1957 году первый советский «Простейший спутник — 1» (кстати, он был размером всего с пляжный мяч), ученые обнаружили, что при приближении или удалении аппарата пропорционально изменяется частота принимаемого от него сигнала. Соответственно, зная точные координаты спутника, можно определять геолокацию принимающего сигнал из космоса объекта.
GPS, ГЛОНАСС, Beidou и другие
Первопроходцами в геолокационных спутниковых решениях стали американцы. Начиная с 1967 года США принялись запускать сначала на низкую (высотой до 1000 км), а затем и на более высокую (от 2000 км) околоземную орбиту специальные навигационные спутники. Со временем американская система получила название GPS (Global Positioning System — Система глобального позиционирования).
Согласно выбранному американцами принципу формирования орбиты движения навигационных спутников, для определения координат приемник должен получить сигнал как минимум четырех спутников и вычислить расстояния до них.
Таким образом, для точной работы такой системы навигации на орбите необходима работа одновременно 24 спутников. Этот показатель был достигнут космической программой США в 1993 году, тогда GPS официально заработала в полную силу.
Изначально конкуренцию американской GPS пыталась создать советская система спутниковой навигации. Еще в разгар холодной войны в СССР было принято решение развивать свою спутниковую навигационную группировку, которая позже получила название ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Старт этой программе был официально дан еще в далеком 1976 году специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а запуск на орбиту первого навигационного спутника «Ураган» в рамках этого плана был произведен в 1982 году.
К 1995 году численность спутниковой группировки была доведена до штатной — 24 спутника, и российская система навигации была принята в эксплуатацию. Но затем началась ее деградация. Не имея необходимой материально-технической поддержки, а главное, в отсутствие политической воли развивать работу собственной космической навигации спутниковая группировка ГЛОНАСС к 2001 году сократилась в четыре раза, всего до шести работающих аппаратов (остальные выработали ресурс и были выведены из строя).
В начале 2000-х руководство страны решило возродить спутниковую навигационную систему. В конце 2001 года была принята специальная целевая программа «Глобальная навигационная система», которая ставила задачу в течение восьми лет обеспечить полное покрытие как минимум территории России.
С 2003 года на орбиту начинают выводиться навигационные спутники нового для того времени поколения ГЛОНАСС-М. Постепенно спутниковая группировка расширилась до необходимых 24 спутников, и в декабре 2015 года систему запустили с покрытием всей поверхности Земли.
Официально работы над китайской спутниковой навигационной системой Beidou (переводится как «Северный Ковш» — так китайцы называют созвездие Большой Медведицы) начались в 2000 году. Примечательно, что КНР принципиально решила построить свою навигационную систему на более продвинутой технологической основе.
Орбита движения спутников Beidou несколько отличается от GPS и ГЛОНАСС, но, главное, согласно первоначальному плану Beidou использует в своей работе в два раза больше аппаратов. Китай сразу решил, что будет строить свою навигационную систему на основе группировки из 48 космических аппаратов, — потенциально это позволяет работать более точно, например, в городских условиях. Нужное число спутников было запущено Китаем за последние два десятилетия, и летом 2020 года китайские власти заявили об успешном развертывании спутниковой навигационной сети, способной покрывать всю поверхность Земли.
ЦитироватьСпутниковая группировка китайской навигационной системы Beidou уже более технологична и многочисленна, чем российская ГЛОНАСС. Последняя пока справляется со своими ключевыми задачами, но ей в ближайшее время необходима модернизация, которая может быть осуществлена при участии китайской стороны
Помимо американской, российской и китайской в мире развиваются еще три значимые спутниковые системы — европейская Galileo, которая создана под эгидой Евросоюза, индийская NavIK (Navigation with Indian Constellation) и японская QZSS.
Навигационные спутники Galileo начали запускаться с 2005 года, сейчас эта группировка насчитывает 23 работающих аппарата. Причем они считаются более технологически продвинутыми, чем работающие на орбите спутники GPS и ГЛОНАСС.
Но в последнее время в работе Galileo регулярно случаются сбои и неполадки, устранить которые европейские специалисты обещают в ближайшее время.
Группировка спутников NavIK сейчас включает в себя только восемь аппаратов, а система QZSS имеет только пять запущенных спутников. Их создатели только декларируют планы масштабного развертывания.
Стоит отметить, что в целом развитие спутниковых группировок в последнее время стимулируется не только государственными, но и частными коммерческими программами. Например, компания Space X Илона Маска сейчас имеет на высоких космических орбитах более 1600 космических спутников. Вероятно, скоро в гонку за космическое пространство включатся и другие частные компании, в том числе из Китая и России (например, свою спутниковую программу для контроля за газопроводами и обеспечения связи развивает «Газпром»).
Не только военное применение
Применение спутниковых навигационных систем изначально было востребовано в военной сфере. Генералы сразу поняли, какое преимущество дает точное определение местоположения объектов, поэтому не случайно, например, GPS сначала создавалась силами Военно-морского флота США, а затем переросла в глобальный проект.
Впрочем, и сейчас приоритет в использовании современных навигационных систем отдан военным.
Владельцы спутников обычно зашифровывают для собственных нужд более точный сигнал (точность до нескольких сантиметров), а данные с погрешностью (точность до одного-двух метров) последние 20 лет отдают в пользование всем желающим. Ранее навигационные спутники «зашумляли» гражданский сигнал до точности в 100 метров и более, но в 2000 году американское руководство решило безвозмездно открыть сигнал GPS для широкого использования, так же позже поступили и операторы других спутниковых навигационных систем. В результате в мире начал бурно развиваться рынок навигационных решений. По данным Allied Market Research, его объем сейчас оценивается более чем в 60 млрд долларов в год.
Как подсчитало Европейское агентство глобальных навигационных спутниковых систем (European GNSS Agency), число используемых устройств с функцией навигации уже приближается к численности населения Земли.
По оценкам маркетологов, больше всего навигационные системы используются на автомобильном транспорте. Любой водитель со стажем как страшный сон вспоминает бумажную карту в бардачке, с помощью которой он мучительно прокладывал маршрут. Куда удобнее делать это с помощью геолокационных спутниковых сервисов: кликнул на смартфоне точку прибытия, программа проложила тебе маршрут, да еще и дает подсказки в пути. Без спутниковой навигации сейчас невозможно, например, вызывать такси, с ней гораздо удобнее пользоваться общественным транспортом.
Помимо автомобилей на работу навигационных спутников плотно завязана работа железнодорожного транспорта, судов и авиационного сообщения. Без космической геолокации как без рук сейчас и строительная отрасль: мосты, дороги, здания уже немыслимо строить без четкой картографической привязки к местности.
Крупным потребителем навигационных сервисов является сельское хозяйство, где, например, привязка техники к работе в поле позволяет оценивать эффективность работы.
И столь широкое проникновение спутниковой навигации в важные отрасли экономики — это еще один аргумент (помимо военного) в пользу обладания собственной системой.
Кроме того, важно учесть, что использование сигнала «чужих» спутников чревато большими рисками в случае конфронтационной эскалации. Речь идет о так называемом спуфинге — намеренном искажении навигационных сигналов, которые американцы, например, широко применяли во время войны в Югославии, Сирии и других странах. Например, в результате таких недружественных действий в стране может в одночасье случиться транспортный коллапс: суда не будут знать, куда им плыть, самолеты — куда лететь.
В России давно относятся к таким рискам серьезно: так, переход общественного транспорта на систему ГЛОНАСС в стране начался еще с 2009 года, деятельность объектов критической инфраструктуры уже переведена на отечественную навигацию, и время показало дальновидность таких решений.
«Развитие ГЛОНАСС — это, без преувеличения, вопрос государственной безопасности и суверенитета. Когда вы в качестве основной системы навигации используете зарубежные разработки, то ставите страну в серьезную зависимость от создателей этих решений, — комментирует Алексей Мигалин, генеральный директор компании "НавМарин" (радиосвязь и навигация для флота). — В случае изменения отношений между государствами или корпорациями разработчик может искусственно создавать помехи, давать неточные координаты или вовсе отключить для ваших операторов свою систему. Последствия могут быть самыми тяжелыми — от значительных аварий до коллапса отдельных отраслей экономики».
Опоздали и обогнали
Но вернемся к китайской навигации. Китай начал развивать свою космическую программу с существенным отставанием от СССР и, кстати, при деятельном участии специалистов из Советского Союза: например, свой первый спутник «Дунфан Хун — 1», который, помимо прочего, транслировал с орбиты китайскую революционную песню «Алеет Восток», КНР запустила на 13 лет позже СССР, в 1970 году.
Однако, как и во многих других областях (в частности, в телеком-индустрии), более поздний выход на рынок позволил Китаю запускать в эксплуатацию более современные решения. Это касается и навигационной системы Beidou, которая по ряду характеристик превосходит российскую ГЛОНАСС.
Помимо упомянутой выше вдвое большей спутниковой группировки китайские космические аппараты отличаются более продвинутыми техническими характеристиками. Например, в отличие от российских спутники Beidou могут не только передавать навигационный сигнал, но и принимать его — таким образом, система частично осуществляет функции связи.
В спутниковой же группировке ГЛОНАСС, увы, доминируют устаревшие аппараты, которые проектировались еще в 1980‒1990-е годы и начали производиться в начале 2000-х.
Из-за этого ключевые характеристики российской навигационной системы сейчас отстают от конкурентов: средняя точность определения ГЛОНАСС для гражданских объектов составляет примерно 1,3 метра, в то время как у американской GPS — 0,7 метра, а у Beidou — около 1 метра (в зависимости от атмосферных и других условий).
Для военных это не составляет проблемы: при необходимости они могут использовать в нужных районах так называемые средства корректировки сигнала, которые дают точность до нескольких сантиметров. Но для технологичных гражданских отраслей (например, для беспилотного транспорта) такая погрешность может быть уже критичной.
«Роскосмос» обещает, что в ближайшем будущем точность ГЛОНАСС будет повышена, объявляются целевые показатели на уровне 0,3‒0,5 метра. Но для этого нужно обновлять российскую спутниковую группировку. Сейчас она состоит преимущественно из устаревших спутников второго поколения ГЛОНАСС-М: по разным оценкам, это 20 из 25 работающих на орбите аппаратов. Их производство было давно прекращено, но запуски «со складов» продолжались.
С 2011 году на орбиту начали выводить спутники третьего поколения ГЛОНАСС-К. А самые большие надежды специалисты связывают с наиболее современными ГЛОНАСС-К2. Для сравнения: аппарат ГЛОНАСС-М способен излучать пять навигационных сигналов, ГЛОНАСС-К — семь, а ГЛОНАСС К2 уже девять.
Основным производителем российских навигационных спутников является расположенное под Красноярском предприятие «Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева» (ИСС Решетнева). Его представители оперативно не успели дать «Эксперту» свои комментарии, но недавно руководство компании публично заявляло, что они в состоянии выпускать современные навигационные спутники в сложившейся обстановке. В частности, в производстве находится партия из десятка аппаратов ГЛОНАСС-К и ГЛОНАСС-К2, и в скором будущем они должны быть выведены на орбиту.
Как недавно заявил гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов, скоро будут построены два новых завода по серийному производству спутниковых аппаратов, в том числе навигационных: один из них предположительно появится в Московской области, второй — в Красноярске, в сотрудничестве с «ИСС Решетнева».
В интервью «Ведомостям» Юрий Борисов заявил, что для финансирования этого проекта «Роскосмос» планирует даже начать выпуск облигаций предельным объемом до 50 млрд рублей сроком на 15‒20 лет. Старт выпуска этих ценных бумаг на 10 млрд рублей намечен уже на текущий год.
ЦитироватьВ этом году «Роскосмос» планирует приступить к строительству двух «спутниковых» заводов, в Подмосковье и Красноярске, которые смогут выпускать несколько сотен космических аппаратов в год. Для сравнения: КНР в ближайшее время планирует развернуть программу по
 выпуску 500 спутников в год
В «Роскосмосе» говорят, что запуск новых спутниковых предприятий может кардинально изменить ситуацию: если при нынешней стапельной модели производства спутников Россия способна создавать 15‒40 аппаратов в год, то начало производства по серийному принципу позволит увеличить выпуск спутников до нескольких сотен. Для сравнения: одна только китайская космическая программа предполагает потенциал КНР по выпуску порядка 500 спутников в год.
Постановка выпуска спутников на поток даст ощутимую поддержку развитию не только навигационных сервисов. Например, большие надежды специалисты связывают с развертыванием российской программы спутниковой связи «Сфера». Первый аппарат этого проекта был успешно выведен на низкую околоземную орбиту в октябре прошлого года. Предполагается, что в общей сложности он будет состоять примерно из 600 спутников.
Ожидается, что «Сфера» будет обеспечивать сервисы надежного доступа в интернет на всей территории России, а также в других странах и таким образом составит конкуренцию, например, американской спутниковой системе связи Илона Маска Starlink, которая была введена в эксплуатацию в 2020 году. Число ее пользователей сейчас достигает порядка полумиллиона человек в разных странах мира. К сожалению, как мы знаем, среди них украинские военные, которые используют Starlink в боевых действиях против российской армии.
Пока же серьезным вызовом для развития российских спутниковых программ является усиливающееся санкционное давление. Впрочем, в отношении российских космических программ санкции были развернуты еще в 2014 году. С тех пор отрасль приняла программу импортозамещения, которая, по словам экспертов, в целом успешно выполняется.
Если ранее российские навигационные спутники более чем на 40% состояли из зарубежных комплектующих из недружественных стран, то сейчас производители заявляют, что проблему импортозависимости в основном удалось нивелировать, в том числе путем налаживания параллельных поставок нужной электроники.
«Не стоит драматизировать ситуацию с санкциями в отношении российских спутников, — комментирует Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математической обработки данных Института космических исследований РАН. — В современном мире невозможно поставить барьеры взаимопроникновению ключевых технологий. Да и собственные российские компетенции, в том числе в производстве спутников, все еще достаточно высоки».
ЦитироватьДля рядовых пользователей объединение навигационных систем Китая и России может дать много преимуществ. Большинство клиентов
 находятся в мегаполисах, и в условиях плотной застройки важно иметь доступ к как можно большему числу спутников на орбите
Выигрывают обе стороны
Кооперация России и Китая в космической сфере развивается много десятилетий. В области спутниковой навигации соглашения о сотрудничестве между Китаем и Россией датируются 2014‒2015 годами.
Но сейчас, после визита Си Цзиньпина, они переходят в практическую плоскость. Хотя конкретные шаги на пути к спутниковой кооперации еще на обнародованы, наблюдатели указывают, например, на тот факт, что в преддверии визита Россия и Китай ратифицировали соглашение о применении систем ГЛОНАСС и Beidou в мирных целях. В рамках нового договора стороны приступают к размещению на территории своих стран измерительных станций.
Технологически для спутниковой навигации важно иметь на земле оборудование, которое способно корректировать сигнал со спутников и таким образом делать их работу более точной. В свое время США и Россия пытались договориться по этому вопросу, некоторое количество таких станций даже были построены на территории обеих стран, но позже эта деятельность была свернута по политическим мотивам, построенные станции закрыты.
Благодаря огромной территории, которую занимают обе страны, измерительные станции позволят сделать китайскую Beidou и российскую ГЛОНАСС более эффективными.
Следующим этапом должна стать унификация стандартов российских и китайских навигационных систем и начало выпуска соответствующего массового оборудования. Это даст обеим сторонам доступ к рынкам навигационных услуг друг друга.
Например, в России, по оценкам НП ГЛОНАСС, объем рынка услуг на основе навигационных транспортных систем сейчас составляет порядка 150 млрд рублей в год. Здесь, в частности, динамично развиваются сервисы по спутниковому контролю за корпоративными автопарками или по отслеживанию грузов в логистических цепочках. Китайские компании смогут составить конкуренцию игрокам на этом рынке. Соответственно и российские игроки смогут получить доступ к быстрорастущему рынку навигационных сервисов в Китае.
«Сотрудничество с Россией может принести передовые технологии и опыт китайской системе Beidou, в то время как Китай может предоставить большой рынок для российской ГЛОНАСС и возможности для совместных предприятий и проектов», — комментирует Лилия Алеева, директор по маркетингу российской IT-компании ICL Services.
Понятно, что наряду с рыночной заинтересованностью российская сторона в рамках развивающегося сотрудничества могла бы получить от Китая доступ к современным технологиям.  
«Китай является одной из передовых космических держав, в частности, это один из важных партнеров европейской спутниковой навигационной программы Galileo, — отмечает Натан Эйсмонт. — В спутниковом сотрудничестве Россия может получить от нового партнера доступ к современным технологиям, программным решениям, получить столь необходимые нам сейчас чипы, процессоры и прочие продукты микроэлектроники».
Развитие российско-китайского спутникового сотрудничества может иметь и политический эффект, расширяя так называемый навигационный суверенитет не только наших двух стран, но и союзников. «Если операторы ГЛОНАСС и Beidou наладят взаимодействие и сделают совместное использование двух сигналов стандартом, такая кооперация будет иметь важный политический эффект. В этом случае все союзники России и Китая, в первую очередь страны BRICS+, или, более широко, "Мир большинства", будут иметь гарантированный доступ к спутниковой навигации, и никакие санкции Запада на это повлиять более не смогут. Таким образом Россия и Китай обеспечат не только свой "навигационный суверенитет", но и суверенитет наших союзников», — убежден Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики и главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
Впрочем, одновременно в космической отрасли усиливаются и опасения, что наша страна может попасть в технологическую зависимость от восточного партнера. Такие риски, безусловно, нужно принимать во внимание, но бояться их не надо.
«Думаю, нам не следует опасаться технологических альянсов с Китаем, — продолжает Андрей Ионин. — Здесь нам нужно провести две разделительные линии: первая должна отделить те области, которые критичны для нашей безопасности, — эти технологии мы должны развивать сами и не должны ни от кого зависеть. Но одновременно существуют технологические направления, где эффективнее, быстрее, дешевле развиваться в кооперации с дружественными странами. И если такие технологические альянсы будут создаваться на условиях совместной разработки, владения и использования технологий, то угрозы суверенитету не будет. Ибо "красная кнопка" отключения или возможных ограничений будет находиться во множестве рук».


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

https://russian.news.cn/20230407/be6ccc491d2845b68c0ff2887356b20d/c.html
ЦитироватьКитай запустил коммерческую ракету-носитель SQX-1
2023-04-07 17:30:15丨Russian.News.Cn
7 апреля 2023 года, коммерческая твердотопливная ракета-носитель SQX-1 взлетает с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая. /Фото: Синьхуа/
Цзюцюань, 7 апреля /Синьхуа/ -- Китайская коммерческая твердотопливная ракета-носитель SQX-1 успешно стартовала с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая в пятницу в 12:00 по пекинскому времени.
Запуск был произведен для проверки верности общей программы ракеты и получения полетных данных.
Для SQX-1 этот полет стал пятым по счету.

АниКей

Цитироватьnovosti-kosmonavtiki.ru

Пятница, седьмое...



07.04.2023
Пятница, седьмое...
7 апреля 2023 г. в 12:00 пекинского времени (04:00 UTC) с наземной площадки для твердотопливных носителей Центра космических запусков Цзюцюань был произведен пуск легкого коммерческого твердотопливного носителя «Шуанцюйсянь-1» (双曲线一号, Shuangquxian 1, SQX-1, «Гипербола-1») с бортовым номером Y6. Было объявлено, что пуск прошел полностью успешно и что после 10 минут полета верхняя ступень ракеты вышла на орбиту. 
Спойлер

Пуск РН SQX-1 07.04.2023
После 12-часовой задержки американцы выдали орбитальные элементы на один объект за номером 56172 с международным обозначением 2023-051A:
  • наклонение – 97.34°;
  • минимальная высота – 295.2 км;
  • максимальная высота – 504.0 км;
  • период обращения – 92.55 мин.
Красный экран успешного пуска

Синьхуа сообщило о том, что это была пятая попытка орбитального пуска SQX-1, но не стало уточнять, что успешными были только две из них – первая и последняя. Три аварии подряд на протяжении 2021 и 2022 гг. отвратили заказчиков, и в свой пятый полет ракета ушла без полезного груза. Возможно, этим и объяснялась эллиптичность орбиты: чем скорее пассивный объект зароется в атмосферу, тем лучше. Официальной же задачей старта были «проверки верности общей программы ракеты и получения полетных данных». Ракета имела личное имя «Ляньюньган» (连云港号, Lianyungang hao).
Ракета на старте на фоне гор и города Дунфэн вдали

Легкий твердотопливный носитель «Шуанцюйсянь-1» разработан Пекинской космической научно-технической компанией «Синцзи жунъяо» («Межзвездная слава», кит. 北京星际荣耀空间科技有限公司, бэйцзин синцзи жунъяо кунцзянь кэцзи юйсянь гунсы, англ. Beijing Interstellar Glory Space Technology Co. Ltd., торговая марка iSpace).
Первый успешный орбитальный пуск SQX-1 №Y1 состоялся 25 июля 2019 г. (см. «Российский космос» №9, 2019, с. 54-57) с двумя спутниками класса «кубсат» и тремя неотделяемыми полезными нагрузками. Выполнив его, компания «Синцзи жунъяо» стала первой китайской частной фирмой, вышедшей на орбиту.
Перед вторым стартом ракету полностью переделали с сохранением прежнего наименования и обозначения. Пуск состоялся 1 февраля 2021 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/78681.html ) и закончился аварией – изделие разрушилось на активном участке траектории.
Третий пуск SQX-1 был выполнен 3 августа 2021 г. и завершился аварией из-за неотделения головного обтекателя ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80867.html ).
В четвертой попытке 13 мая 2021 г. вследствие утечки из шар-баллона рабочего тела системы ориентации и стабилизации управление ракетой было утрачено, и она не достигла орбиты ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/83651.html ).
Транспортировка носителя на стартовую позицию
Пятый пуск первоначально планировался на 25 марта 2023 г., о чем свидетельствовало уведомление о закрытии района падения в Индийском океане, но затем последовательно переносился на 2, 5 и 7 апреля.
Установка РН на пусковой стол

Носитель SQX-1 в его второй версии включает четыре последовательно срабатывающие РДТТ, а также: хвостовой отсек первой ступени с четырьмя решетчатыми стабилизаторами, переходник 1-й/2-й ступени, переходник 2-й/3-й ступени, передний отсек третьей ступени, сегмент управления полетом в составе четвертой ступени и головной обтекатель диаметром 1.40 м и длиной 3.31 м. Стартовая масса носителя составляет 42 т при длине 24 м, заявленная грузоподъемность на ССО высотой 500 км –300 кг.
Технические характеристики ступеней РН второй версии из официального «Руководства пользователя» приведены в таблице.
Параметр 1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень 4-я ступень
Диаметр, мм 1400 1400 1400 1400
Длина, мм 8678 6665 2616 1895
Масса топливного заряда, кг 18000 13000 3850 1050
Тяга, кН 770 597 195 60
Удельный импульс, сек *245 **282 **290 **290
Время работы, сек 56 60 56 50
* на уровне моря  ** в вакууме
Как и всякий уважающий себя китайский стартап, «Межзвездная слава» намерена в кратчайшие сроки перейти к испытаниям и эксплуатации жидкостных ракет значительно большей грузоподъемности с многоразовыми первыми ступенями. Для этих носителей фирма ведет разработку собственных ЖРД на кислородно-метановой топливной паре.
Линейка средств выведения компании iSpace

Экспериментальный носитель «Шуанцюйсянь-2» (双曲线二号, Shuangquxian 2, SQX-2) основан на двигателе «Цзяодянь-1» (焦点一号, Jiaodian 1, JD-1, буквально – «Фокус») тягой 15 тс и удельным импульсом 355 сек в вакууме с пределами дросселирования по тяге от 40 до 105% и возможностью 30-кратного использования. Девять таких двигателей устанавливается на первой ступени ракеты, еще один – на второй.
Стартовая масса SQX-2 – 106 тонн, длина 28 м, диаметр первой ступени 3.35 м, второй – 2.25 м. Заявленная грузоподъемность ракеты составляет 1258 кг на ССО высотой 500 км в одноразовом варианте и 767 кг в случае спасения первой ступени. Впрочем, ее основное назначение – отработка технологии возвращения и посадки.
Макет первой ступени SQX-2 с посадочными опорами
Наземная отработка двигателя JD-1 в основном завершена. 25 декабря 2019 г. двигатель прошел 500-секундное огневое испытание на стенде в Пекине, 27 мая 2020 г. отработал 500-секундное повторное включение, после чего неоднократно испытывался по реальным полетным циклограммам, в том числе в режиме регулирования тяги. На 2020 год планировался вертикальный подъем одноступенчатой версии SQX-2 с последующей ракетной посадкой, а на 2021 год – первый орбитальный пуск. Ни то, ни другое не состоялось до сих пор, вероятно, вследствие концентрации всех ресурсов фирмы на «лечении» носителя SQX-1. Все, что известно о состоянии работ к настоящему времени – это то, что 22 августа 2022 г. с успехом прошел тест развертывания посадочных опор первой ступени.
Двигатели JD-1 и JD-2

Двигатель следующего класса мощности обозначается «Цзяодянь-2» (焦点二号, Jiaodian 2, JD-2). Это кислородно-метановый ЖРД для первой ступени РН номинальной тягой 105 тс (и пределами регулирования 40–115%) с удельным импульсом более 300 сек, также рассчитанный на 30-кратное включение. Известно, что 2 сентября 2022 г. проводился тест системы факельного зажигания, а 1-2 марта 2023 г. состоялось огневое испытание ТНА без камеры сгорания продолжительностью 11.5 сек. На май 2023 г. запланировано первое огневое испытание ЖРД полного состава. Понятно, что до летных испытаний еще весьма далеко.
Четыре ЖРД JD-2 планируется использовать на многоразовой первой ступени ракеты «Шуанцюйсянь-3» (双曲线三号, Shuangquxian 3, SQX-3) – очередной китайской вариации на тему Falcon 9 / Falcon Heavy. Базовая одноблочная SQX-3 должна иметь стартовую массу 270 т при диаметре 3.35 м и длине 58 м. Полезная нагрузка на ССО высотой 500 км оценивается в 3500 кг в одноразовом варианте и 2000 кг в спасаемом. Помимо базового, рассматриваются более тяжелые варианты с трехблочной и пятиблочной первыми ступенями.
[свернуть]

Автор: Liss

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!