У Союза ТМА-3 проблемы

Автор X, 15.04.2004 22:12:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

К сожалению Юстас не упомянул об этом в своих новостях ,  посему кратко изложу суть проблемы.
По сообщению  Space Station On-Orbit Status на spaceref.com от 14 апреля у пристыкованного к станции корабля обнаружилась утечка гелия в двигательной установке (гелий под высоким давлением используется для подачи компонентов топлива в двигатель) .  В общем-то утечка появилась еще осенью во время полета к станции , но так как КДУ дублирована , неисправную систему просто отключили и долетели на втором двигателе. Во время пробных включений двигателя в феврале выяснилось , что и второй двигатель течет .  Правда столь мало , что на это не стоило бы обращать внимание (падение давления на 20 атмосфер за 10 дней). Однако вчерашние проверки выявили что течь стало куда сильнее (давление упало всего за 4 минуты) .  Непонятно пока насколько все это серьезно ,  но неполадки сразу в обеих КДУ - это не к добру.  Хотелось бы чтобы грамотные люди прокомментировали ситуацию. В частности поподробнее об устройстве КДУ и о возможных последствиях.  Хватит ли гелия для выдачи тормозного импульса ?

Andy_K64

Летели не на втором двигателе, а на второй секции наддува.

X

да разница невелика - сейчас то обе секции неисправны .  Гелий вытечет раньше чем КДУ успеет отработать тормозной импульс и корабль так и останется на орбите  с перспективой неуправляемого спуска в произвольной точке планеты.

Andy_K64

Цитироватьда разница невелика - сейчас то обе секции неисправны .  Гелий вытечет раньше чем КДУ успеет отработать тормозной импульс и корабль так и останется на орбите  с перспективой неуправляемого спуска в произвольной точке планеты.
Ну не пугайте Вы людей. Есть методика спуска с негерметичными секциями наддува КДУ. Спустится, никуда не денется. Конечно, хорошего мало, но и поводов для паники нет.

Разъём

Цитата: "Andy_K64 [quoteНу не пугайте Вы людей. Есть методика спуска с негерметичными секциями наддува КДУ. Спустится, никуда не денется. Конечно, хорошего мало, но и поводов для паники нет.
Технический вопрос по этой методике спуска. Как я понимаю, КТДУ имеет вытеснительную систему подачи. Что можно сделать при нарушении герметичности пневмотракта и падении давления в баках.  Если не секрет, могли бы пояснить.

Andy_K64

Цитировать
Цитата: "Andy_K64 [quoteНу не пугайте Вы людей. Есть методика спуска с негерметичными секциями наддува КДУ. Спустится, никуда не денется. Конечно, хорошего мало, но и поводов для паники нет.
Технический вопрос по этой методике спуска. Как я понимаю, КТДУ имеет вытеснительную систему подачи. Что можно сделать при нарушении герметичности пневмотракта и падении давления в баках.  Если не секрет, могли бы пояснить.
Я не специалист по ОДУ, но внутренний голос мне подсказывает, что можно автоматически (или по команде) перейти на ДПО после падения давления наддува КТДУ до определенного уровня.

X

Будем надеяться падение давление окажется не столь сильным , чтобы привлекать двигатели ориентации .   Как вариант - отстрелить орбитальный отсек прямо у станции ,  это существенно облегчит массу корабля , снизит время работы КДУ для выдачи тормозного импульса.  Глядищь на имеющих запасах гелий и получится затормозить.

Николай Павловский

ЦитироватьЯ не специалист по ОДУ, но внутренний голос мне подсказывает, что можно автоматически (или по команде) перейти на ДПО после падения давления наддува КТДУ до определенного уровня.

Andy_K64, простите за, возможно, чайницкий вопрос:
ДУ ведь объединенная. Если нет наддува в баках для подачи в КДУ, то как топливо в двигатели причаливания и ориентации попадет?
Или для ДПО хватит меньшего давления?
Большому кораблю - малую тягу!

X

А такие ситуации раньше были?

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьЯ не специалист по ОДУ, но внутренний голос мне подсказывает, что можно автоматически (или по команде) перейти на ДПО после падения давления наддува КТДУ до определенного уровня.

Andy_K64, простите за, возможно, чайницкий вопрос:
ДУ ведь объединенная. Если нет наддува в баках для подачи в КДУ, то как топливо в двигатели причаливания и ориентации попадет?
Или для ДПО хватит меньшего давления?
У ДПО свой наддув и своё топливо. Можно вообще без КДУ садиться, на одних ДПО.

X

ЦитироватьУ ДПО свой наддув и своё топливо. Можно вообще без КДУ садиться, на одних ДПО.
А начиная с какого корабля это стало возможно? Ведь "Союз-33", 25-летие которого недавно отмечали, так сесть не мог?

И, помнится, израсходование топлива ДПО привело к отмене стыковки у Берегового? Т.е. запас ХС был ну совсем мал. Вроде как у "Союза-Т" ДПО перешли с однокомпонентного на АТ-НДМГ. УИ от этого возрос, но даже не вдвое. Запас ХС, видимо, тоже.

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьУ ДПО свой наддув и своё топливо. Можно вообще без КДУ садиться, на одних ДПО.
А начиная с какого корабля это стало возможно? Ведь "Союз-33", 25-летие которого недавно отмечали, так сесть не мог?

И, помнится, израсходование топлива ДПО привело к отмене стыковки у Берегового? Т.е. запас ХС был ну совсем мал. Вроде как у "Союза-Т" ДПО перешли с однокомпонентного на АТ-НДМГ. УИ от этого возрос, но даже не вдвое. Запас ХС, видимо, тоже.
Да вы что? У названных Вами кораблей общее только слово "Союз" в названии и форма отсеков. Там и двигатели другие, и бортовой комплекс другой. "Союз-Т" - 11Ф732, до того были 11Ф615. Начиная с 11Ф732 собственно и появился БЦВК в составе СУД, новые КТДУ и ДПО.

Бродяга

А почему там вообще гелий используется?
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьА почему там вообще гелий используется?
Потому что его нужно меньше :-) Если азота нужно, скажем, сто килограммов, то гелия - только пятнадцать.

X

Это SAS.
А при малейшем импульсе маневровых движков (если не это есть давление), топливо в баках не осядет и не пойдет нормальная работа маршевых двигателей?
А гелий берут из-за меньшего веса? Азот вроде не так пронырлив во всякие дырки.

X

ЦитироватьДа вы что? У названных Вами кораблей общее только слово "Союз" в названии и форма отсеков. Там и двигатели другие, и бортовой комплекс другой. "Союз-Т" - 11Ф732, до того были 11Ф615. Начиная с 11Ф732 собственно и появился БЦВК в составе СУД, новые КТДУ и ДПО.

Я, собственно, именно спрашивал. Насколько запас ХС в ДПО "Союза-Т" больше, чем у исходного? Сильно ли отличаются характеристики Т, ТМ и ТМА? Как влияет БЦВК на возможность садиться на одних ДПО?

Николай Павловский

ЦитироватьУ ДПО свой наддув и своё топливо. Можно вообще без КДУ садиться, на одних ДПО.
ой... Мне прямо неловко сомневаться в словах одного из немногих реальных специалистов в здешней компании  :oops: , но - Вы не путаете?
Отдельная система для ДПО была у "просто" Союзов (7К-ОК) - на перекиси.
Когда на Союзе-Т появилась объединенная ДУ на едином топливе, как раз и говорилось про большую гибкость и эффективность использования рабочего тела и т.п. И то, что все двигатели работают от одних баков, позволило обойтись без дублирующего двигателя - в случае отказа КДУ можно было задействовать ДПО.
Разве что-то в этой области менялось?

И где у него отдельные баки для ДПО? Раньше в переходном отсеке стояли.
Большому кораблю - малую тягу!

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьА почему там вообще гелий используется?
Потому что его нужно меньше :-) Если азота нужно, скажем, сто килограммов, то гелия - только пятнадцать.

 Это ясно, а но эти 85 килограммов того стоят - возни с гелием?
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Andy_K64

Топливо одинаковое, но баки разные. И наддув разный. Впрочем, я могу уточнить в "транспортном цехе" , но не сегодня :) . А БЦВК обеспечивает развороты по так называемому "вектору конечного поворота", что существенно экономит топливо на построение ориентации.

X

ЦитироватьЭто SAS.
А при малейшем импульсе маневровых движков (если не это есть давление), топливо в баках не осядет и не пойдет нормальная работа маршевых двигателей?
даже при максимальной тяге ускорение корабля ~0.5м/с^2 , то есть 1/20 земной силы тяжести. Топливо конечно осядет , но течь в двигатель будет слишком медленно ,  расход будет явно недостаточен для нормальной работы ДУ. Поэтому его насильно выпихивают из бака газом под высоким далением.