Ряд технических вопросов (технические вопросы россыпью).

Автор RadioactiveRainbow, 21.10.2006 23:54:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

Взлетела китайская ракета

и в очередной раз с китайской ракеты посыпалось "конфети".
Есть такое мнение:
Цитата: Старый от 27.12.2020 21:03:51Может это всётаки маты теплоизоляции?

При высоких температурах характерных для южных стран азотный тетроксид испаряется. На Ариане-4  сбрасываемые панели теплоизоляции тоже имелись.
И ещё про китайцев же
Цитата: Старый от 27.12.2020 22:19:15У них там весь головной обтекатель обделан этими мешками, как у Протона. Только у Протона их снимают перед стартом а у них отлетают уже в полёте. И оба двигательных отсека. И всё это начинает осыпаться постепенно сверху вниз. Ночью не видно, а днём душераздирающее зрелище как верхушка ГО вдруг начинает раскрываться и распадаться на куски.

Облетают остатки: https://b14643.de/Spacerockets_1/China/CZ-4/Gallery/CZ-4B_YG-14_1big.jpg

Начало процесса. Обтекатель только начинает открываться: https://phototass4.cdnvideo.ru/width/1200_4ce85301/tass/m2/uploads/i/20151127/4138804.jpg

Посмотрел пару пусков Веги и Ариана - в районе двигательного отсека, вроде, что-то отлетело, но выше - нет.

Остаюсь при мнении, что на видео - исключительное свойство китайских ракет. Но - почему?
И почему бы не организовать "сброс" в первые 5 секунд полёта, а не рандомно в течение 30-40 секунд, и то - не факт, что всё облетело. А ведь - лишний вес!

Антикосмит

#1881
Дурной вопрос. Могут ли газы при каких-то условиях диффундировать против градиента давления?

Пример. Берем дирижопль с жестким каркасом, заполняем его водородом и создаем небольшое разрежение. Будет ли он диффундировать наружу или нет? Стенку для внешних газовать считать непроницаемой.

Или скажем берем металлическую трубу и внутрь помещаем с зазором пластиковую трубу. В зазоре метан с давлением несколько выше, чем во внутренней трубе. По внутренней гоним водород и не паримся на счет его утечек. Прокатит или нет? По идее не может идти процесс диффузии от меньшего давления к большему без совершения работы.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

zandr


cross-track

Цитата: Антикосмит от 27.12.2020 23:43:39Дурной вопрос. Могут ли газы при каких-то условиях диффундировать против градиента давления?

Пример. Берем дирижопль с жестким каркасом, заполняем его водородом и создаем небольшое разрежение. Будет ли он диффундировать наружу или нет? Стенку для внешних газовать считать непроницаемой.
Если парциальное давление водорода снаружи меньше, чем внутри дирижабля, то водород будет диффундировать наружу.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Наперстянка

Вопрос по УИ водородного двигателя. Двигатель (без отклонения вектора тяги) двух камерный, два независимых ТНА с открытой схемой, отдельно для водорода и кислорода, мощность не менее 200 тс тяги на земле ( по 100 тс мин. на КС ). Что возможно добиться в плане УИ без особых исследовательских изысканий? Вопрос навеян тем, что 100 атм в КС водородника, как я понял, совсем не проблема, и похоже возможно и 150 атм сделать с открытой схемой, так как авиационные лопатки турбин научились делать о-очень крутые по разумным ценам, с t свыше 1700 °C.

Просто Василий

Цитата: Наперстянка от 29.01.2021 04:17:02Вопрос по УИ водородного двигателя. Двигатель (без отклонения вектора тяги) двух камерный, два независимых ТНА с открытой схемой, отдельно для водорода и кислорода, мощность не менее 200 тс тяги на земле ( по 100 тс мин. на КС ). Что возможно добиться в плане УИ без особых исследовательских изысканий? Вопрос навеян тем, что 100 атм в КС водородника, как я понял, совсем не проблема, и похоже возможно и 150 атм сделать с открытой схемой, так как авиационные лопатки турбин научились делать о-очень крутые по разумным ценам, с t свыше 1700 °C.
Можно и 300атм сделать) на водороде то)
Смотри у j-2x, Vulcain, le-7, le-9, наверное у j-2x максимальный у.и для открытой схемы в вакууме 448сек. А для открытой схемы большое давление в какой то момент уменьшает у.и. оптимум 10-12 МПа.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Просто Василий

Цитата: Георгий от 23.12.2019 12:47:34Можно ли было сделать из РД-111 однокамерник (оставив неизменной турбину)? (предположим, что проблемы с ВЧ победимы, без кардана)
Если да (скорее всего да), то насколько неоптимально будет для него сопло с максимальным диаметром 1,34 м ? ( чтобы запихнуть в диаметр 4,1 м не 4, а 6-7 движков).
Можно, так же как и рд-171.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Наперстянка

Цитата: Просто Василий от 29.01.2021 14:48:07
Цитата: Наперстянка от 29.01.2021 04:17:02Вопрос по УИ водородного двигателя. Двигатель (без отклонения вектора тяги) двух камерный, два независимых ТНА с открытой схемой, отдельно для водорода и кислорода, мощность не менее 200 тс тяги на земле ( по 100 тс мин. на КС ). Что возможно добиться в плане УИ без особых исследовательских изысканий? Вопрос навеян тем, что 100 атм в КС водородника, как я понял, совсем не проблема, и похоже возможно и 150 атм сделать с открытой схемой, так как авиационные лопатки турбин научились делать о-очень крутые по разумным ценам, с t свыше 1700 °C.
Можно и 300атм сделать) на водороде то)
Смотри у j-2x, Vulcain, le-7, le-9, наверное у j-2x максимальный у.и для открытой схемы в вакууме 448сек. А для открытой схемы большое давление в какой то момент уменьшает у.и. оптимум 10-12 МПа.
Глядя на французское описание Vulcain https://fr.wikipedia.org/wiki/Vulcain_(moteur-fusée) , где написано, что "В ходе квалификационных испытаний уже появились трещины в охлаждающих трубах, но они были отремонтированы в соответствии с необходимыми стандартами качества. К сожалению, только реальные условия полета позволяют выявить глубокую проблему конструкции ракетного двигателя этого типа." (нашли таки французы себе приключений с водородом) , можно прийти к выводу, что для водородного ЖРД закрытая схема с охлаждением кислородом и с дожиганием кислородного газа тоже даст отличный УИ без подобных проблем, особенно это чувствуется, глядя на характеристики РД-191М (бесстрашный пример охлаждения керосином). Если не применять для охлаждения водород (кроме "завесы" в КС конечно), то и низкие обороты водородного ТНА можно сделать, и давление в КС получить не менее 100 атм, - УИ получается очень неплохой,- выше 480 с .  Не пойму французов, зачем они свой Vulcain стали охлаждать водородом? КС на трубках? Я понимаю, что водород - не керосин, 200 атм для водородного ТНА наверно много, но 100 атм для водорода не портят общее впечатление от УИ. Где и в каком месте охлаждение кислородом и дожигание кислорода может испортить эффектное УИ водородного ЖРД, если для холодного водорода поставить отдельный ТНА? 

Просто Василий

Цитата: Наперстянка от 30.01.2021 05:38:19
Цитата: Просто Василий от 29.01.2021 14:48:07
Цитата: Наперстянка от 29.01.2021 04:17:02Вопрос по УИ водородного двигателя. Двигатель (без отклонения вектора тяги) двух камерный, два независимых ТНА с открытой схемой, отдельно для водорода и кислорода, мощность не менее 200 тс тяги на земле ( по 100 тс мин. на КС ). Что возможно добиться в плане УИ без особых исследовательских изысканий? Вопрос навеян тем, что 100 атм в КС водородника, как я понял, совсем не проблема, и похоже возможно и 150 атм сделать с открытой схемой, так как авиационные лопатки турбин научились делать о-очень крутые по разумным ценам, с t свыше 1700 °C.
Можно и 300атм сделать) на водороде то)
Смотри у j-2x, Vulcain, le-7, le-9, наверное у j-2x максимальный у.и для открытой схемы в вакууме 448сек. А для открытой схемы большое давление в какой то момент уменьшает у.и. оптимум 10-12 МПа.
Глядя на французское описание Vulcain https://fr.wikipedia.org/wiki/Vulcain_(moteur-fusée) , где написано, что "В ходе квалификационных испытаний уже появились трещины в охлаждающих трубах, но они были отремонтированы в соответствии с необходимыми стандартами качества. К сожалению, только реальные условия полета позволяют выявить глубокую проблему конструкции ракетного двигателя этого типа." (нашли таки французы себе приключений с водородом) , можно прийти к выводу, что для водородного ЖРД закрытая схема с охлаждением кислородом и с дожиганием кислородного газа тоже даст отличный УИ без подобных проблем, особенно это чувствуется, глядя на характеристики РД-191М (бесстрашный пример охлаждения керосином). Если не применять для охлаждения водород (кроме "завесы" в КС конечно), то и низкие обороты водородного ТНА можно сделать, и давление в КС получить не менее 100 атм, - УИ получается очень неплохой,- выше 480 с .  Не пойму французов, зачем они свой Vulcain стали охлаждать водородом? КС на трубках? Я понимаю, что водород - не керосин, 200 атм для водородного ТНА наверно много, но 100 атм для водорода не портят общее впечатление от УИ. Где и в каком месте охлаждение кислородом и дожигание кислорода может испортить эффектное УИ водородного ЖРД, если для холодного водорода поставить отдельный ТН
Максимально бредовая идея в водородном жрд охлаждать кислородом, а потом ещё и дожигать его. Все нормальные люди делают с водородным охлаждением, а такие проблемы могут быть в любом ЖРД. С кислородом, и кислородным охлаждением проблем ещё больше, и надёжность в разы меньше.
С кислородном охлаждением были только стендовые жрд на керосине, с малой тягой, не один не летал. У LauncherSpace будет с кислородным охлаждением.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Наперстянка

Цитата: Просто Василий от 30.01.2021 06:28:11Максимально бредовая идея в водородном жрд охлаждать кислородом, а потом ещё и дожигать его. Все нормальные люди делают с водородным охлаждением, а такие проблемы могут быть в любом ЖРД. С кислородом, и кислородным охлаждением проблем ещё больше, и надёжность в разы меньше.
С кислородном охлаждением были только стендовые жрд на керосине, с малой тягой, не один не летал. У LauncherSpace будет с кислородным охлаждением.
Но вот я читаю про ЖРД 11Д58МФ  https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2587/2603 и вижу мечту поэта:
« Испытания подтвердили надёжность и эффективность охлаждения камеры сгорания ЖРД жидким кислородомвысокую  полноту  сгорания компонентов топлива. Проведены огневые испытания  пяти  газогенераторовполностью  подтвердившие  все  заложенные  параметры и устойчивость рабочего процесса. ...... Камера  сгорания    (КСдвигателя11Д58МФ  обладает  следующими  особенностями: охлаждение  камеры  осуществляется криогенным  кислородом  без  использования  колец  внутреннего  завесного  охлаждения КС горючим; - тракт охлаждения образован фрезерованными каналами с переменной высотой, углом наклона к оси и толщиной ребра; на  дне  каналов  электроэрозионнымспособом  нанесена  искусственная  шероховатость с оптимальным профилем; - на огневую стенку из бронзы БрХЦрТ !!! со стороны продуктов сгорания нанесено хромовое покрытие малой толщины; смесительная  головка  щелевого  типа ...........  При  проектировании  камеры  было  приняточто  каналы  тракта  охлаждения  должны  иметь  переменный профильФрезерование  каналовимеющих  переменную  высотуугол  наклона  коси  и  толщину  ребрадля  современных станков с числовым программным управлением (ЧПУ) не представляет сложности. Нанесение искусственной шероховатостипредназначенной для интенсификации теплообмена от огневой стенки к охладителюявляется  отработанной  технологической операцией, хотя и достаточно трудоёмкой. Соединение  бронзовой  огневойстенки  и  стальной  наружной  оболочки камеры  осуществляется  высокотемпературной  вакуумной  пайкой.  ..................  Принцип  работы  щелевой  смесительнойголовки основан на  смешении и горенииструй горючего в сносящем потоке окислительного  газачто  обеспечивает  более высокую равномерность поля температурпо сравнению с форсуночными головками (струйно-струйными  и  струйно-центробежными).  ...................  При  пайке  необходимо  обеспечить надёжное  соединение  периферийного кольцавыполненного из меди ...... . »

    Просто потрясающий двигатель! О какой там ненадежности кислородного охлаждения можно говорить, если речь идет о чемпионской конструкции, например в https://pikabu.ru/story/bespretsedentnyiy_impuls_7176224 прямо в заголовке заявляется, что у этого двигателя «Беспрецедентный импульс»?  После этой неожиданно полученной информации я стал непоколебимым сторонником охлаждения кислородом.
  Потом, в чем проблема дожигания кислорода, который сначала будет нагреваться в стенках КС где-то до 100°C, а потом идти в кислородный газогенератор для нагрева там до 400°C (t которого, кстати, выдерживает покрытие из золота!) на раскручивание турбины ТНА для кислорода? В чем тут бред с физической стороны?

Просто Василий

Цитата: Наперстянка от 30.01.2021 13:37:59В чем тут бред с физической стороны? 
В том что для водородного жрд охлаждение кислородом не требуется, есть водород, так же как для метанового, водород лучше охлаждает, и работоспособность много выше. 11д58мф это керосиновый, не большой относительно жрд, который ни когда не летал и не полетит, имеет сомнительную надёжность.
Для не больших керосиновых жрд ещё приемлемо охлаждение кислородом, раз у керосина теплосьем плохой.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Наперстянка

Цитата: Просто Василий от 30.01.2021 14:31:26
Цитата: Наперстянка от 30.01.2021 13:37:59В чем тут бред с физической стороны?
В том что для водородного жрд охлаждение кислородом не требуется, есть водород, так же как для метанового, водород лучше охлаждает, и работоспособность много выше. 11д58мф это керосиновый, не большой относительно жрд, который ни когда не летал и не полетит, имеет сомнительную надёжность.
Для не больших керосиновых жрд ещё приемлемо охлаждение кислородом, раз у керосина теплосьем плохой.
Дело не в том, что этот двигатель не летал, а в том, что он при испытаниях подтвердил надёжность и эффективность охлаждения камеры сгорания ЖРД жидким кислородом, по факту испытаний. Водород же конечно лучше охлаждает, но при рассмотрении вопроса о том, насколько же лучше, то выясняется, что это улучшение не столь большое, как хотелось бы поклонникам водородного охлаждения. Это происходит из-за того, что у водорода в коэффициент теплоотдачи с поверхности больше, чем у кислорода, только на скромные 1,4-1,5 раза, и в справочниках вынуждены писать, к примеру, что "Более эффективное охлаждение [водородом] позволяет при тех же размерах увеличить мощность турбогенераторов на 15 – 20 %". Охлаждающий эфект водорода лучше на скромные 20 %. - И это уже не мечта поэта, вот если бы лучше было в несколько раз, то не имеет смысла пренебрегать таким улучшением. А вот что касаемо работоспособности водорода, вот тут-то и начинаются неприятные нюансы. Какой конструктор может сказать, что протискивать горячий водород сквозь форсунки с t 500 °C есть  не серьезная проблема для габаритов КС? А я так уверен, что именно из-за этого нюанса водород не пошел в космонавтике широким фронтом, как хотелось бы любителям отличного УИ. Турбиночку-то для разогретого водорода надо делать основательно увесистую и скорость вращения там, как на урановых центрифугах, не шуточная, не то, что при холодном водороде. Все это отражается и на себестоимости изделия не в лучшую сторону.
  работоспособность много выше, чем у кислорода каким физическим или термодинамическим способом? Разве 20% это много (если конечно такой сумарный эффект вообще существует)? Все упираестя в вопрос, что лучше - горячий водород в турбине или горячий кислород, и это самая цель сделать «лучше», заставила конструкторов разделиться таки на водородников и керосинщиков, не взирая на тощие бюджеты производителей. 

Георгий

кто-нибудь может оценить трудоемкость и технологическую сложность турбины для рд-107 рд-111 нк-33, приведенных к сравнимой мощности?

C-300-2

Коллеги!
Помогите, пожалуйста. Как-то видел на ютубе документальный фильм по ракетному комплексу "Морской старт" и что-то не могу найти. Поможете найти?  :-[
Фильм что-то типа этого:


Георгий

Напомните, пожалуйста, почему в двигателе открытого цикла нельзя или не создавали давление в 150 ат? 
Поставить турбину помощнее... (И перескочим вч неустойчивость)

Старый

Цитата: Георгий от 14.02.2021 21:08:06Напомните, пожалуйста, почему в двигателе открытого цикла нельзя или не создавали давление в 150 ат?
Поставить турбину помощнее... (И перескочим вч неустойчивость)
Потери на привод турбины превысят эффект от повышения давления. Станет только хуже и дороже.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитата: Георгий от 14.02.2021 21:08:06Напомните, пожалуйста, почему в двигателе открытого цикла нельзя или не создавали давление в 150 ат?
Поставить турбину помощнее... (И перескочим вч неустойчивость)
Создавали. В двигателе 2-й ступени УР-100.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

C-300-2

Цитата: Дмитрий В. от 14.02.2021 22:06:07Создавали. В двигателе 2-й ступени УР-100.
Насколько помню, в 11Д425А тоже 150 атм.

Просто Василий

Не много не по теме, Какой реактор будут обладать самой маленькой активной зоной? На чистом Уране-235, 233 или плутонии-239? Или смеси типа мокс или Снуп топлив?
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.