Электрореактивные двигатели

Автор futureuser, 10.10.2006 17:54:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

thunder26

Цитироватьkhach написал:
PS.  https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20150023095.pdf вот тут обсуждают симулированый Fault, хотя и случай нетипичный- прямое питание разряда от высоковольтной шины питания аппарата.
Хм, ну показали результаты отработки DDU на резистивную нагрузку при имитации КЗ. В этом есть что то удивительное? 
PS Вариант прямого питания СПУ140 от БС прорабатывался для АМУ3/7
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Serge V Iz

А это прямое питание подразумевает сильно высоковольтную шину, или двигатель просто может работать и при распространенных "около 100В"?

thunder26

ЦитироватьSerge V Iz написал:
А это прямое питание подразумевает сильно высоковольтную шину, или двигатель просто может работать и при распространенных "около 100В"?
В статье высоковольтная БС, конкретно для DDU 300В, поэтому можно напрямую.
У нас рабочая точка БС 106В, поэтому был вариант подключить 100вольтовый СПУ довыведения к БС, а не через КЭП.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Serge V Iz

А. Вон куда техника дошла. Может, когда-то и стандартные ~220В 400/1000Гц случатся )

thunder26

ЦитироватьSerge V Iz написал:
А. Вон куда техника дошла. Может, когда-то и стандартные ~220В 400/1000Гц случатся )
Ну уж нет, мучайтесь со своей переменкой сами )
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

https://www.roscosmos.ru/28658/
ЦитироватьНовые возможности двигателя СПД-140Д
В Опытном конструкторском бюро «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») проведено исследование одновременной работы двух стационарных плазменных двигателей СПД-140Д. Исследовался запуск двигателей как с объединенным, так и с независимым электропитанием. Продемонстрирована возможность запуска одного двигателя от другого.
Испытания двигателей проводились на стендовой базе ОКБ «Факел». Двигатели СПД-140Д были установлены в вакуумной камере испытательного стенда в одной плоскости. Для подтверждения включения одного двигателя от другого было выполнено несколько включений с различными положениями катода одного из двигателей.
В ходе испытаний подтверждена возможность функционирования двух СПД-140Д от одного катода, а также возможность работы одного двигателя от катода рядом стоящего двигателя, что расширяет возможности двигательной установки. Катод — наиболее критическая часть СПД в части обеспечения надежности функционирования двигательной установки.
Сегодня СПД-140 — самые востребованные двигатели в линейке высокомощных электроракетных двигателей для космических аппаратов как на российском, так и на зарубежном рынке. Применение СПД-140 на околоземной орбите началось с 2018 года. По мнению специалистов предприятия, двигатели типа СПД-140 могут успешно применяться для решения различных задач на космических аппаратах, как в ближнем околоземном пространстве, так и на просторах дальнего космоса.

zandr

https://www.roscosmos.ru/28667/
ЦитироватьДмитрий Рогозин посетил с рабочим визитом ОКБ «Факел»
Сегодня, 10 июня 2020 года, делегация Госкорпорации «Роскосмос» во главе с генеральным директором Дмитрием Рогозиным посетила с рабочим визитом АО «ОКБ «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). В ходе визита делегация осмотрела командно-измерительный пункт Балтийский КИП в городе Неман и одноименную испытательную станцию «Неман» ОКБ «Факел».
Глава Роскосмоса ознакомился с работами, выполненными в рамках инвестиционного проекта по реконструкции и техническому перевооружению данных объектов, а также с результатами модернизации Западного регионального центра дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), который обеспечивает управление космическими аппаратами социально-экономического назначения и прием информации от спутников ДЗЗ. Также Дмитрий Рогозин осмотрел цех, где производятся комплектующие для спутников по программе OneWeb.
При посещении производственной базы ОКБ «Факел» Дмитрий Рогозин осмотрел механический и инструментальный участки, участок плазменного напыления, термической и вакуумной пайки. На испытательных стендах КВУ120, КВУ165 делегации Госкорпорации «Роскосмос» продемонстрировали электроракетные двигатели СПД-140, СПД-70М, работа которых была показана в искусственно созданных условиях космического вакуума.
В завершении визита на предприятие генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» провел рабочее совещание о результатах работы и перспективах развития ОКБ «Факел».
***
АО «ОКБ «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») одно из лидирующих предприятий в разработке электрических двигательных систем и термокаталитических двигательных установок на гидразине, обладающее индустриальным опытом серийной и массовой поставки двигателей как в коммерческом, так и государственном сегменте рынка. Доля в мировом производстве двигателей для КА составляет около 10%. Более 70 российских КА (более 60% российской орбитальной группировки) и 30 зарубежных КА с ЭРД разработки и изготовления ОКБ «Факел». На сегодняшний день партнерами являются: АО ИСС им. М.Ф. Решетнева, РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО им. Лавочкина, АО «Корпорация ВНИИЭМ», Maxar (Канада), Airbus, TAS (Франция), MELCO (Япония), IAI (Израиль), OHB (Швеция).

zandr

https://kerc.msk.ru/blog/2020/06/15/%d0%b8%d1%81%d0%bf%d1%8b%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f/
ЦитироватьИспытания ионного двигателя

Специалистами ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») успешно проведены огневые стыковочные испытания нового ионного двигателя ИД-200 КР мощностью до 3 кВт с удельным импульсом тяги до 4500 секунд, блока управления расходом рабочего тела и разработанной АО «НПЦ «Полюс» системы преобразования и управления СПУ-200 КР.
В настоящее время в Центре Келдыша ведется активная разработка ионных двигателей различной мощности. Особое внимание уделяется разработке и испытаниям модификаций ионных двигателей серии ИД-200, которые могут использоваться для коррекции орбиты космических аппаратов, а также для реализации миссий по освоению дальнего космоса.
Двигатель ИД-200 КР оснащен углерод-композитной ионной оптикой с повышенными механическими свойствами. В ходе испытаний отработаны алгоритмы управления двигателем. Составные части электроракетной двигательной установки планируется использовать в составе перспективных геостационарных космических аппаратов.

sychbird

Испанский патент на новый тип плазменного двигателя.
https://patents.google.com/patent/ES2733773A1

Описание на русском ниже.
https://zen.yandex.ru/media/id/5e419ec9913b3d2257069bad/nohttps://patents.google.com/patent/ES2733773A1vyi-i-bolee-effektivnyi-plazmennyi-dvigatel-5f07047a4f503b5f2135b807
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Boris R

Цитата: sychbird от 26.07.2020 00:30:55...

Описание на русском ниже.
https://zen.yandex.ru/media/id/5e419ec9913b3d2257069bad/nohttps://patents.google.com/patent/ES2733773A1vyi-i-bolee-effektivnyi-plazmennyi-dvigatel-5f07047a4f503b5f2135b807
Yandex Zen
Ошибка 404. Нет такой страницы
Если вы считаете, что страницы нет по нашей вине, напишите нам.

ZOOR

Томский учёный предложил способ увеличения тяги двигателя для малых космических аппаратов


ЦитироватьУченый из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) совместно с коллегами из США разработал решение по улучшению эффективности плазменного двигателя малых космических аппаратов. Об этом сообщает пресс-служба университета. 
Цитата: undefined
"Доцент кафедры физики ТУСУР Денис Золотухин разработал решение по улучшению тяги, удельной тяги и эффективности миниатюрного плазменного двигателя кубсатов. Исследование проведено под руководством профессора Майкла Кейдара во время работы российского ученого в Университете Джорджа Вашингтона (США). Лаборатория Кейдара занимается, в частности, разработкой плазменных импульсных двигателей для кубсатов", - говорится в сообщении. 
Кубсаты (от англ. CubeSat) - малые космические аппараты, которые представляют собой миниатюрные кубические спутники для исследования космоса и решения различных задач небольшими частными компаниями. Кубсаты часто запускают на орбиту в качестве дополнительной нагрузки к обычным космическим аппаратам. Создание этих аппаратов стало возможным благодаря развитию нанотехнологий в XXI веке. 
Цитата: undefined
"Профессор Кейдар поставил мне задачу увеличить тягу двигателя кубсата в несколько десятков раз, при этом нужно было сохранить или даже улучшить отношение тяги к мощности и удельный импульс. Это важные параметры, которые показывают эффективность двигателя. На протяжении полутора лет я занимался этой проблемой и под руководством профессора смог добиться хорошего результата", - приводит пресс-служба слова Золотухина. 
Отмечается, что ученые обнаружили, что если в разрядную систему добавить вторую ступень в виде дополнительного электрода, подать на него напряжение и поместить его в магнитное поле, то при определенном пороговом значении напряжения на дополнительном электроде плазма генерируется более активно, а ее ускорение усиливается. 
Цитата: undefined
"В результате тяга двигателя увеличивается в 20-25 раз. Эти результаты команда исследователей изложила в научной публикации в журнале Physical Review E". 
Одновременно с исследованиями, которые Золотухин проводил в Университете Вашингтона, работа велась и в Томске, на кафедре физики ТУСУР
Цитата: undefined
"Томские ученые Андрей Тюньков, Юрий Юшков и Ефим Окс в сотрудничестве с Кейдаром исследовали вопрос, как продлить срок службы плазменного двигателя кубсата. Проблема заключается в том, что в таком двигателе на протяжении миллионов импульсов горит дуга, плазма которой постепенно разрушает межэлектродный промежуток. В ТУСУР предложили напылять на межэлектродный промежуток первой ступени борное покрытие. Этот метод позволяет увеличить срок службы микродуговых двигателей в 6-17 раз", - отмечает пресс-служба университета. 
Источники
Цитата: undefinedТЕХНОЛОГИИ: Найден способ в 25 раз повысить тягу двигателей малых спутников Aviation.com.ua, 15/09/2020
Цитата: undefinedНайден способ в 25 раз повысить тягу двигателей малых спутников Aviation Explorer (aex.ru), 14/09/2020
Цитата: undefinedТомский ученый нашел способ повысить тягу двигателей малых спутников в 25 раз Дело (delo-kira.ru), 14/09/2020
Цитата: undefinedТомский ученый нашел способ повысить тягу двигателей малых спутников в 25 раз The world news (theworldnews.net), 14/09/2020
Цитата: undefinedТомский ученый нашел способ повысить тягу двигателей малых спутников в 25 раз Inline.ru, 14/09/2020
Цитата: undefinedТомский ученый нашел способ повысить тягу двигателей малых спутников в 25 раз Спутник Новости (news.sputnik.ru), 14/09/2020
Цитата: undefinedУченый ТУСУР улучшил характеристики космического плазменного двигателя РИА Томск (riatomsk.ru), 14/09/2020
Цитата: undefinedТомский ученый предложил способ увеличения тяги двигателя для малых космических аппаратов ТАСС, 14/09/2020
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Бертикъ

#1031
Тяга увеличилась в 25 раз при той же вкладываемой энергии?
Любой образованный человек знает, что КПД пропорционален квадрату тяги.
Т.е. КПД должен увеличиться в 625 раз.
У современных ЭРД он начинается от 10%.
Они изобрели perpetum mobile?
А если повышали энергию, то какой вообще смысл в сием пиаре?
Могли бы и в 100 раз повысить тягу.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

ZOOR

Цитата: Бертикъ от 20.09.2020 13:57:55Любой образованный человек знает, что КПД пропорционален квадрату тяги.
Т.е. КПД должен увеличиться в 625 раз.
Ну если КПД пропорционален квадрату тяги, то он возрос в 5 раз
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

algol5720

Цитата: ZOOR от 21.09.2020 08:43:53
Цитата: Бертикъ от 20.09.2020 13:57:55Любой образованный человек знает, что КПД пропорционален квадрату тяги.
Т.е. КПД должен увеличиться в 625 раз.
Ну если КПД пропорционален квадрату тяги, то он возрос в 5 раз
Не корню квадратному. Ну и затраты энергии естественно увеличились. Ведь не сами по себе ионы разгоняются в эл.маг. поле.

Бертикъ

Я всё это к тому, что в течение 60 лет разработчики по процентам собирали КПД и уменьшали цену тяги ЭРД, а тут вдруг молодой инженер за 1,5 года что-то улучшил настолько, что прям все вау. "Впрочем удивляться не приходится" (с) - в теме главные слова "под руководством профессора Майкла Кейдара".
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

garg

Может улучшились весовые соотношения, а не тяги к энергии и проч. Мало ли что они там за самый лучший параметр выбрали. Там вариаций несколько десятков. Особенно если брать еще и комплексные величины. В статье то тишина что конкретно и на сколько подняли при каких вводных. 
Журнализды то как всегда тупее гибрида  задорнова ссобчак и готовы такое понаписать.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

ZOOR

Как-то мне кажется, что по 100 миллионов в год, да еще по ГОЗ - маловато и долговато будет
https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/common-info.html?regNumber=0995000000220000049&backUrl=41cdc372-4c0e-405b-a8b9-34476f895b00


ЦитироватьРазработка технологий изготовления специальных керамических материалов и элементов конструкций для стационарных плазменных и термокаталитических двигателей (Шифр ОКР: «Янтарь»)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-504.pdf
ЦитироватьСердце титана
Спойлер
Компания «ИСС» установила на связные спутники двигатели нового поколения.
Первыми аппаратами компании «ИСС», на которых двигатель СПД-140Д полетит в космос, станут телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», планируемые к запуску одной ракетой-носителем. Сегодня решетнёвцы проводят апробацию нового двигателя, проверяют его совместимость с бор­товыми системами спутников и двигателями предыдущего поколения СПД-100 в ходе огневых стыковочных испытаний.
Благодаря использованию связки двигателей СПД-100 и СПД-140 специалисты «ИСС» смогли в полтора раза повысить пропускную способность полезной нагрузки космических аппара­тов «Экспресс-АМУ3» и «Экс­пресс-АМУ7» по сравнению со спутниками предыдущего поколения «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», также созданными на базе платформы среднего класса.
[свернуть]
Жизненный цикл спутника – это не спринтерская, а марафонская дистанция, связанная с рисками на всех этапах. В последние годы всё бо­лее сложным и энергетически затратным становится путь космического аппарата в рабочую точку после отделения от ра­кеты-носителя и разгонного блока. О том, как решение задачи довыведения связа­но с применением плазменных двигате­лей нового поколения, и о перспективах развития данного направления расска­зал ведущий инженер-конструктор отде­ла общего проектирования космических аппаратов и систем Пётр Шаклеин.

– Пётр Алексеевич, когда и почему возникла необходимость применения двигателей системы коррекции в новом качестве?
– В 2000-е годы мы стали созда­вать спутники на базе негерметичных платформ, расширяя спектр их целевых задач. Новые конструкторские решения были направлены, прежде всего, на уве­личение массоэнергетических ресурсов, выделяемых для бортовой полезной на­грузки, что ведёт к росту масс, габаритов и энергетического ресурса наших кос­мических аппаратов.
В какой-то момент на пути к даль­нейшему развитию возникло препят­ствие: массы создаваемых в «ИСС» спут­ников превысили возможности средств выведения. Проблему удалось решить при содействии специалистов Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИПМЭ МАИ), возглавляемого акаде­миком РАН Гарри Алексеевичем Попо­вым.
Именно они предложили схему до­выведения спутника на геостационар­ную орбиту с помощью электрореактив­ной двигательной установки, выполнили большой объём баллистических расчё­тов для выбора оп­тимальных траекто­рий довыведения, создали для нас программный инструмент расчётов баллистики довыве­дения. Наша задача состояла главным образом в том, что­бы получить двига­тель с длительным ресурсом работы и обеспечить соот­ветствующий запас рабочего тела.

– Что показал первый опыт при­менения системы довыведения?
– Впервые система довыведения была применена при запуске косми­ческого аппарата «Экспресс-АМ5» – на сегодняшний день это самый тяжёлый и мощный спутник в составе российской орбитальной груп­пировки.
С проектными решениями мы ка­тегорически не вписывались в огра­ничения по массе, установленные разработчиками средств выведения. И приступили к отработке предложений Московского авиационного института. Применили плазменные двигатели (пре­дыдущего поколения) СПД-100 произ­водства ОКБ «Факел». В итоге косми­ческий аппарат «Экспресс-АМ5» достиг рабочих позиций за три месяца.
А в 2014 году схема успешно сработала при запуске аппарата «Экс­пресс-АМ6», обеспечив не только его до­выведение на орбиту, но и исправление грубой ошибки средств выведения.
С тех пор, после демонстрации наших возможностей, «аппетиты» за­казчиков по увеличению пропускной способности растут ещё быстрее, что влечёт дальнейший рост масс космических аппаратов и длительностей их до­выведения на геостационарную орбиту. Поэтому перед нами остро стоит задача сокращения срока довыведения косми­ческих аппаратов на геостационарную орбиту.

– Какой срок довыведения сейчас считается оптимальным?
– Предельный допустимый срок довыведения (согласно условиям контрактов нашего предприятия с различны­ми заказчиками) на сегодняшний день составляет 180 суток. Это, в частности, стало одним из важных условий заключения договора с ГП «Космическая связь» на создание спутников «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».
По предложению генерального директора нашего предприятия мы рас­смотрели возможность установки дви­гателей нового поколения СПД-140 на телекоммуникационные космические аппараты. Увязали вопросы, связанные с повышенным энергоресурсом и допол­нительной нагрузкой на систему электропитания. В итоге, в составе систем кор­рекции космических аппаратов «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» бу­дут применены в связке два двигателя СПД-100 и один двигатель СПД-140.

– Длительность довыведения 180 суток считается оптимальной, но путь «Экспресса-АМ5» на целевую орбиту за­нял вдвое меньше времени?
– Стартовая масса космического ап­парата «Экспресс-АМ5» всего на 100 кг превысила возможности ракеты-носите­ля «Протон-М». А на перспективу перед нами стоит задача допуска стартовой массы полезного груза, превышающей возможности средств выведения на 1000 кг и более.
Благодаря использованию дви­гателей СПД-140 мы получили такую возможность. Новый двигатель по сво­ей размерности и энергопотреблению хорошо вписывается в концепцию соз­дания космических аппаратов на базе платформ тяжёлого класса разработки нашего предприятия.

– Какой путь пришлось пройти, прежде чем были созданы двигатели но­вого поколения?
– Чтобы сократить срок довыведе­ния, необходимо в той же пропорции увеличить уровень тяги двигателя. Эта проблема была осознана, начали соот­ветствующие поиски, и через некоторое время специалисты лаборатории проек­тирования и испытаний систем коррек­ции космических аппаратов совместно с ОКБ «Факел» предложили новый дви­гатель СПД-140, тяга которого составила уже не 8 граммов, а 29 граммов. Попутно также повышен удельный импульс.
Внедрение новых технических ре­шений, воплощённых в новом мощном двигателе и новой схеме довыведения, позволило предприятию существенно продвинуться в части конкурентоспособ­ности и эффективности наших спутников.

– Позволяет ли схема ускоренного довыведения более разумно использо­вать ресурс космического аппарата?
– Во время движения в заданную рабочую точку спутник находится в не­благоприятной космической среде, осо­бенно в области низкой геопереходной орбиты. Чем быстрее спутник уйдёт из зоны повышенной радиации, тем лучше для его бортовой аппаратуры, меньше будет затрачено усилий на радиацион­ную защиту. И второй момент – не нужно забывать о том, что время, затраченное на довыведение спутника, заимствуется из ресурса работы бортовой аппаратуры.
Найденное компромиссное реше­ние, когда время доставки на геоста­ционарную орбиту не превышает 180 суток, позволяет обеспечить 15-летний срок активного существования спутника и при наличии имеющейся элементной базы. Благодаря этому остаётся некий выигрыш по времени, который исполь­зуется для создания элементной базы с улучшенными ресурсными характеристиками.
Кроме того, следует всегда помнить, что длительность довыведения – чув­ствительный аспект для заказчика. Чем раньше спутник достигнет целевой орби­ты, тем раньше он начнёт использовать­ся по назначению и приносить доход. И если мы предложим заказчику спутник с меньшим сроком довыведения, то по­лучим серьёзное конкурентное преиму­щество.

– Какие задачи сегодня стоят перед предприятием в части дальнейшего раз­вития данного направления?
– СПД-140 не единственное сред­ство движения вперёд и достижения нового качества наших космических ап­паратов. Лабораторией проектирования и испытаний систем коррекции предло­жен не только СПД-140 с большой тя­гой, но и двигатель КМ-75 с удельным импульсом почти в два раза больше ана­логичного показателя СПД-100. Так что сегодня мы имеем возможность выбора двигателей по тяге, удельному импульсу и энергопотреблению. И для наиболее оптимального их применения лаборато­рия предлагает и разрабатывает системы преобразования и управления, блоки по­дачи и блоки хранения ксенона – сопут­ствующие элементы системы коррекции.

cross-track

Цитата: /Иван/ от 16.01.2021 10:56:34Пластина радиусом 10 см может заменить 1,5 тыс. кубометров газового топлива.
возьмем для оценок самый крайний случай - легкий газ водород, кубический метр которого имеет массу 90 грамм. Значит, 1,5 тыс. кубометров водорода имеет массу 135 кг. И каким же образом диск из оргстекла диаметром 10 см и толщиной 2 см может заменить 135 килограммовый запас водорода?
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Alex_II

Цитата: /Иван/ от 16.01.2021 10:56:34
Цитата: «Известия» / 13 января 2021Просто в космос: ученые РАН создают прорывной двигатель для спутников
В качестве топлива в нем будут использоваться металлодиэлектрические пластины, запаса которых хватит на 10 лет автономной работы

Российские ученые предложили качественно новый вид двигателя для работы в космическом пространстве. В его основе лежит принцип возбуждения плазмы с помощью микроволнового искрового разряда. Такой агрегат можно устанавливать на малоформатных спутниках. В отличие от распространенных сегодня спутниковых двигателей на газовом топливе новое устройство будет использовать в качестве источника энергии специальные металлодиэлектрические пластины, запаса которых хватит для 10 лет автономной работы. Пластина радиусом 10 см может заменить 1,5 тыс. кубометров газового топлива. В будущем новые двигатели можно будет применять для освоения Солнечной системы.
Мал, да удал
Ученые Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН готовы создать опытный образец двигателя нового типа для работы в космическом пространстве. По их задумке движение должно происходить за счет использования нового описанного ими вида разряда, возникающего в газовой среде в результате действия микроволнового излучения. Физики назвали его микроволновым искровым разрядом (МИР).

— У предложенного нами двигателя есть ряд преимуществ. Основное из них в том, что в качестве твердого топлива в системе используется металлодиэлектрический диск, — сказал заведующий лабораторией газокинетических явлений в СВЧ-разряде ИОФ РАН Игорь Коссый.

С помощью МИР можно воздействовать на металлодиэлектрический материал таким образом, чтобы возбуждать плазму, которая и будет двигать летательный аппарат вперед. Мощность такого двигателя будет относительно невелика, но достаточна для движения в вакууме. Поэтому разработчики предлагают для начала использовать его на легких маломасштабных околоземных спутниках, которые сегодня востребованы в России и в мире.

Источником электромагнитного излучения в новом двигателе может служить стандартный магнетрон, используемый в обычных микроволновых печах. Размеры аппаратуры — 50х50х100 см, вес — 2 кг. Себестоимость нового агрегата — около €1 тыс.

В качестве топлива двигателю нужна металлодиэлектрическая пластина. Например, диск из оргстекла диаметром 10 см и толщиной 2 см может служить источником 1,5 тыс. кубометров газа, который необходим для генерации плазмы. Твердое топливо позволит значительно уменьшить габариты спутника за счет той его части, в которой хранится применяемый сегодня для движения космических аппаратов газ в баллонах. По расчетам специалистов ИОФ РАН, запаса топливного диэлектрика на борту МКА может хватить на 10 лет автономной работы.

Сложность внедрения предложенного двигателя и его аналогов — в сравнительно слабой тяге. Мощность механического импульса, который приобретает спутник в результате работы устройства, невелика. Но у авторов разработки есть идея, как усилить эту характеристику. Существующие сегодня расчеты механического импульса были сделаны исходя из конструкции двигателя, в которой микроволновое излучение подается непосредственно на металлодиэлектрическую поверхность. Если же микроволны будут поступать к генерирующей плазму поверхности, проходя сквозь радиопрозрачную толщу диэлектрического диска, в теории это может заметно увеличить механический импульс. Но гипотезу еще предстоит подтвердить во время эксперимента.
[свернуть]
Дождаться испытаний
Опрошенные «Известиями» эксперты в области космической техники отнеслись к предложенному техническому решению ИОФ РАН с осторожным оптимизмом. С их точки зрения, идея плазменного двигателя интересна, но для окончательной оценки нужно дождаться ее воплощения «в железе».

— Предлагаемая российскими учеными концепция двигателя имеет важное преимущество: рабочее тело в ней изначально находится в твердом, а не сжиженном состоянии, — сказал руководитель Астрономического сообщества БФУ имени Иммануила Канта Алексей Байгашев.

По мнению эксперта, при прочих равных требованиях к двигателю это позволит значительно уменьшить объем, занимаемый топливом, упростить хранение, транспортировку и подготовку космического аппарата к запуску. Ключевой вопрос — апробирование заявленной концепции в реальном космическом аппарате. Вероятно, после разработки нового двигателя и его наземных испытаний исследователи проведут запуск тестового микроспутника, который при малой массе и стоимости вывода на орбиту позволит в полной мере изучить работу двигательной установки в реальных условиях.

— Для реализации ионного двигателя с таким источником плазмы требуются конструктивное решение и отработка в экспериментах, — отметил профессор Высшей инженерно-физической школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Олег Цыбин.

Нужны практические решения проблем материалов и технологии твердой поверхности, ее стойкости, разрушения, термодинамики, типа и ускорения ионов, их нейтрализации, пояснил эксперт. После их решения будут более понятны достоинства и недостатки двигателя, его возможности.
[свернуть]
Скорректировать траекторию
Не исключено, что двигатели МИР окажутся полезными в ситуации, когда нужно экономить химическое топливо и корректировать баллистическую траекторию за большое время полета, полагает директор Учебно-научного института гравитации и космологии РУДН Александр Ефремов.

— Однако пока у нас нет данных об их параметрах и возможностях, — указал он.

Преимущество потенциальной установки на основе микроволнового искрового разряда, если она работоспособна, — это ускоренный полет к различным небесным телам без расхода рабочего тела, либо с минимальным потреблением. Однако такое техническое решение пока вызывает вопросы, так как еще никогда не было практически реализовано, сказал кандидат технических наук, главный конструктор лаборатории «Астрономикон» и сотрудник кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Денис Малыгин. Экспериментальные данные однозначно не подтверждают и не опровергают работоспособность подобной установки, это связано в том числе с небольшой величиной предполагаемого эффекта, сравнимой с погрешностями измерений, отметил эксперт.

Подобные двигатели с ионной тягой применимы только в космическом вакууме и не могут перемещать транспортные средства через атмосферу, утверждает Денис Малыгин, поскольку ионные двигатели не работают в присутствии ионов вне двигателя. Такие устройства обладают высоким энергопотреблением (1–7 кВт), а на малых спутниках энергетика весьма ограничена. Более того, для достижения ускорения новому типу двигателей необходима длительная работа, что вновь возвращает к вопросу об энергетике спутника, добавил он.

— Интересная идея. Она может найти применение в маневровых двигателях, которые используют в системе ориентации и стабилизации космических аппаратов, — сказала руководитель направления «Аэрокосмические системы» центра проектной деятельности ДВФУ Анастасия Храмцова.

Для маршевых двигателей заявленная тяга очень мала, считает она. Вопрос в том, какое количество энергии необходимо для работы установки — это решающий показатель при выборе двигателя на спутник.
[свернуть]
Ага-ага... Прорывной... Обычный импульсный ЭРД, созданный годах в 60х если не раньше... Только раньше там фторопласт использовали...
https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://trudymai.ru/upload/iblock/b05/b051f8402f5dc4801ca5cadf0d455e35.pdf%3Flang%3Dru%26issue%3D73&ved=2ahUKEwjkgLfj_KXuAhVDxIsKHR8cCsMQFjAEegQIChAB&usg=AOvVaw3dwkABsjKv88XcZBRL2GtM
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...