Электрореактивные двигатели

Автор futureuser, 10.10.2006 17:54:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SONY

Цитата: zandr от 02.03.2022 19:39:04предлагается устранить этот недостаток за счет выполнения рабочим телом (катушки с намотанной на них проволокой из ферромагнитных материалов) также и функций магнитной системы
Поначалу подумал, что пресс-служба что-то накосячила и неправильно поняла... Но нет, действительно:



ЦитироватьМагнитоплазменный электрореактивный двигатель содержит корпус, хотя бы по одному кольцевому магниту и радиочастотной антенне, подключенной к генератору радиочастотного излучения, рабочее тело в виде проволоки и хотя бы одну катушку для ее хранения, а также направляющие элементы и устройство подачи проволоки. Катушки с намотанной на них проволокой размещены на внешней поверхности корпуса на подшипниках и ось вращения катушек совмещена с осью двигателя, а проволока и катушки выполнены из ферромагнитных материалов, совместно намагничены перед применением в направлении, параллельном оси двигателя, и использованы в качестве постоянных кольцевых магнитов, при этом устройство подачи проволоки выполнено с возможностью совместной подачи проволоки со всех катушек с регулируемой скоростью в зависимости от мощности радиочастотного излучения. При использовании изобретения обеспечивается снижение массы двигателя за счет выполнения рабочим телом также функций магнитной системы.


https://yandex.ru/patents/doc/RU2764496C1_20220117
Идея, может, и неплохая для лаборатории, но в космосе работать не будет, как и любые другие двигатели на металлах (кроме ртути).
Из-за потоков космического излучения поверхность космического аппарата всегда заряжена. Причём зачастую неравномерно, т.е. где-то положительно, а где-то - отрицательно. Из-за этого возникают электрические поля, которые всегда разворачивают часть струи плазменных и ионных двигателей назад к аппарату. Если двигатель на ксеноне, то ничего страшного: ионы ксенона прилетают к поверхности аппарата, отбирают с неё электроны, после чего свободно улетают в виде нейтрального газа. Но если двигатель на железе, как у нас тут, то ионы железа так и останутся на поверхности в виде металлической плёнки... На поверхности солнечных батарей, объективов оптических приборов и т.д. Кроме блокировки света такие плёнки ещё и отлично проводят ток, что запросто может приводить к коротким замыканиям.
Единственный пример успешной долговременной работы аппаратов с двигателями на металлах - это двигатели Кауфмана на ртути. Но ртуть очень летучая, а потому испаряется с поверхности в космос. Двигатели же на цезии, галлии и прочих не столь летучих металлах всегда приводили к проблемам в работе космических аппаратов.

Александр Бруй

А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?

Бертикъ

Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 11:16:35А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?
Сильноточных.
В прикладном плане лет десять назад ими занималось КБХА при научном руководстве Кубарева. Но он в прошлом году скончался, а до этого никаких прорывных сообщений о работах не появлялось.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Александр Бруй

Цитата: Бертикъ от 24.03.2022 11:39:02
Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 11:16:35А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?
Сильноточных.
В прикладном плане лет десять назад ими занималось КБХА при научном руководстве Кубарева. Но он в прошлом году скончался, а до этого никаких прорывных сообщений о работах не появлялось.
А на западе?

Бертикъ

Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 12:09:41
Цитата: Бертикъ от 24.03.2022 11:39:02
Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 11:16:35А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?
Сильноточных.
В прикладном плане лет десять назад ими занималось КБХА при научном руководстве Кубарева. Но он в прошлом году скончался, а до этого никаких прорывных сообщений о работах не появлялось.
А на западе?
Знаю только, что плотно ими занимались в университете Штутгарта.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Александр Бруй

Цитата: Бертикъ от 24.03.2022 12:52:01
Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 12:09:41
Цитата: Бертикъ от 24.03.2022 11:39:02
Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 11:16:35А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?
Сильноточных.
В прикладном плане лет десять назад ими занималось КБХА при научном руководстве Кубарева. Но он в прошлом году скончался, а до этого никаких прорывных сообщений о работах не появлялось.
А на западе?
Знаю только, что плотно ими занимались в университете Штутгарта.
Понятно, спасібо...
Мне просто кажется что это самая перспектівная связка для будучшіх перелетов, ядерный реактор + сільноточный двігатель.

Бертикъ

Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 13:07:44
Цитата: Бертикъ от 24.03.2022 12:52:01
Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 12:09:41
Цитата: Бертикъ от 24.03.2022 11:39:02
Цитата: Александр  Бруй от 24.03.2022 11:16:35А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?
Сильноточных.
В прикладном плане лет десять назад ими занималось КБХА при научном руководстве Кубарева. Но он в прошлом году скончался, а до этого никаких прорывных сообщений о работах не появлялось.
А на западе?
Знаю только, что плотно ими занимались в университете Штутгарта.
Понятно, спасібо...
Мне просто кажется что это самая перспектівная связка для будучшіх перелетов, ядерный реактор + сільноточный двігатель.
Если решить проблему эрозии электродов, то возможно.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

SONY

Цитата: Александр Бруй от 24.03.2022 11:16:35А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?
Во-первых, однозначно к сильноточным относится ЭРД на основе КСПУ, который сейчас делают в ТРИНИТИ.
Во-вторых, если уж мы работы Кубарева относим к сильноточным, то тогда тут у нас тоже сильноточный:
https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1686/1/012023/pdf
Далее, роторный МПД двигатель от КБ Арсенал - сюда же.
Ну и да, конечно, немцы в Штутгарте работают над тем же.

Александр Бруй

Цитата: SONY от 25.03.2022 10:19:48
Цитата: Александр Бруй от 24.03.2022 11:16:35А кто-нібудь занімается разработкой сільнотоковых ЭРД?
Во-первых, однозначно к сильноточным относится ЭРД на основе КСПУ, который сейчас делают в ТРИНИТИ.
Во-вторых, если уж мы работы Кубарева относим к сильноточным, то тогда тут у нас тоже сильноточный:
https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1686/1/012023/pdf
Далее, роторный МПД двигатель от КБ Арсенал - сюда же.
Ну и да, конечно, немцы в Штутгарте работают над тем же.
Спасібо за інфу :)

Бертикъ

Цитата: SONY от 25.03.2022 10:19:48Во-первых, однозначно к сильноточным относится ЭРД на основе КСПУ, который сейчас делают в ТРИНИТИ.
Ну, КСПУ изначально то были не под это заточены. Конечно, можно и их использовать как двигатели, но как-то это... "некошерно"). Как микроскопом гвозди забивать.


Цитата: SONY от 25.03.2022 10:19:48Во-вторых, если уж мы работы Кубарева относим к сильноточным
А Вы к какому классу ЭРД относите МПД и МПДД?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

SONY

#1230
Цитата: Бертикъ от 25.03.2022 11:40:16Ну, КСПУ изначально то были не под это заточены. Конечно, можно и их использовать как двигатели, но как-то это... "некошерно"). Как микроскопом гвозди забивать.
Кошерно или нет, но сейчас выделяются миллиарды рублей на разработку мощного ЭРД на основе КСПУ.
В 2020-м году по тендеру № 0773100000320000060 ТРИНИТИ получили на это 454 180 000 рублей.
В 2021-м году по тендеру № 0773100000321000075 они получили уже 559 603 100 рублей.
В 2022-м тендер ещё не проводили, но точно получат ещё больше денег. А учитывая, что тут программа до 2030-го года, суммарно получат минимум миллиардов пять, а скорее всего даже больше.

Цитата: Бертикъ от 25.03.2022 11:40:16А Вы к какому классу ЭРД относите МПД и МПДД?
К... МПД!

В классификации ЭРД просто нет никаких "сильноточных", а потому не особо понятно, что же туда относить... Двигатель с током в десятки и сотни килоампер довольно очевидно можно назвать "сильноточным". А вот когда ток всего сотни ампер - вопрос...

Бертикъ

Цитата: SONY от 25.03.2022 12:39:19Кошерно или нет, но сейчас выделяются миллиарды рублей на разработку мощного ЭРД на основе КСПУ.
Вы же сами понимаете, что "выделять" это одно, а "разработать" - совсем другое.))
Особенно - у нас в стране.


Цитата: SONY от 25.03.2022 12:39:19В классификации ЭРД просто нет никаких "сильноточных", а потому не особо понятно, что же туда относить... Двигатель с током в десятки и сотни килоампер довольно очевидно можно назвать "сильноточным". А вот когда ток всего сотни ампер - вопрос
Согласен. Вопрос классификаций - чисто субъективный.
Хотя никто не называет, например, ИПД на 100 Дж с током 10 кА сильноточником))). Называют - ИПД.
Просто исторически торцевой МПД стали называть сильноточником (ТСД), потому как при уменьшении тока он превращался в обычный тепловой плазмотрон. Но когда возник вариант МПД с внешним полем (МПДД или ТХД) и появилась возможность реализовать э/м ускорение при меньших токах, то и ТХД стали относить к сильноточникам.
Но еще раз повторю - вопрос чисто субъективный и не предполагает полемики.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

SONY

Цитата: Бертикъ от 25.03.2022 13:13:45Вы же сами понимаете, что "выделять" это одно, а "разработать" - совсем другое.))
Там реально ведут работы.

Правда люди пока, увы, сильно оторваны от координации своих работ с разработчиками космических аппаратов... Но в меру своего понимания честно пытаются создать плазменный двигатель.

zandr

https://tass.ru/kosmos/14282521
ЦитироватьВ России к 2024 году намерены разработать космический плазменный двигатель
МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Российские ученые намерены к 2024 году завершить разработку плазменных ракетных двигателей для освоения космического пространства. Об этом говорится в распространенном во вторник сообщении научного дивизиона госкорпорации "Росатом".
Обсуждение проектов ракетных плазменных двигателей проходило в ходе научного семинара "Управляемый термоядерный синтез и плазменные технологии". Участники семинара обсудили ход выполняемых исследований и перспективы создания плазменных ракетных двигателей с улучшенными характеристиками. Работы по этому направлению включены в третий федеральный проект комплексной программы "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года" (РТТН).
"Разработку прототипа плазменного ракетного двигателя в ГНЦ РФ ТРИНИТИ (предприятие Росатома - ТАСС) планируем завершить в 2024 году. На данный момент на квазистационарном плазменном ускорителе продемонстрирован удельный импульс выше 100 км/с для водородной плазмы в режиме однократных импульсов, что позволяет достигнуть целевых показателей прототипа при переходе в частотный режим работы и иметь тяговую мощность в 300 кВт при КПД выше 55%", - приводятся в сообщении слова руководителя проекта в ТРИНИТИ Константина Гуторова, представившего концепцию создания плазменного ракетного двигателя с повышенными параметрами тяги.
Александр Ловцов, начальник отдела ГНЦ "Центр Келдыша", рассказал о разработке модулей электрореактивного ракетного аппарата на базе холловского и ионного двигателей нового поколения. "На данный момент нами разработан эскизный проект на модуль электрореактивного ракетного двигателя максимальной мощностью 250 кВт, который включает четыре холловских двигателя номинальной мощностью 50 кВт и максимальной мощностью 65 кВт. Разработаны, изготовлены и испытаны макеты ключевых элементов этого модуля. К 2024 году мы планируем завершить его изготовление и приступить к испытаниям", - поделился результатом проделанной работы представитель Центра Келдыша.
В НИЦ "Курчатовский институт" разрабатывается мощный безэлектродный плазменный ракетный двигатель (БПРД). По словам заместителя начальника комплекса НИЦ Сергея Коробцева, разработка макета прототипа БПРД мощностью 100 кВт будет завершена уже в 2022 году, а далее на модернизированном стенде Е-1 будут исследоваться его основные характеристики. Среди основных преимуществ БПРД ученый выделил увеличение ресурса из-за отсутствия электродов, практически полное использование рабочего тела (газа), оперативное (без конструкционных изменений) регулирование в широком диапазоне отношения тяга-удельный импульс. "Обеспечивая длительное крейсирование в околоземном пространстве, мощные БПРД позволят разработать космические системы связи и управления, сделают возможным перехват космического мусора и астероидов, позволят организовать транспортные потоки между космическими объектами", - рассказал Сергей Коробцев.

Бертикъ

Цитата: SONY от 25.03.2022 13:23:01
Цитата: Бертикъ от 25.03.2022 13:13:45Вы же сами понимаете, что "выделять" это одно, а "разработать" - совсем другое.))
Там реально ведут работы.

Правда люди пока, увы, сильно оторваны от координации своих работ с разработчиками космических аппаратов... Но в меру своего понимания честно пытаются создать плазменный двигатель.
Я нисколько не умаляю ни способностей, ни опыта ТРИНИТИ.
Другое дело, что между единичными рекордными пусками на земле и реальной частотной работой в космосе будет масса непознанного для них. Одни многотонные конденсаторные батареи с неизвестным ресурсом чего стОят. А ведь их же еще надо привести к космическому исполнению. Да и от киловольтовых напряжений разработчики КА будут не в восторге.
И если только наземный прототип собираются разработать в 2024-м, то до летного образца многие из нас могут не дожить))
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

SONY

Цитата: Бертикъ от 06.04.2022 10:59:08Одни многотонные конденсаторные батареи с неизвестным ресурсом чего стОят.

Там у них конденсаторы К75-100. Берём модель 6 кВ 1800 мкФ, заряжаем её до половины номинального напряжения (до 3 кВ, это нам даст ресурс в миллионы импульсов) - получаем 8,1 кДж энергии при 53 кг массы. Им для полноценной работы нужна энергия порядка 50 кДж - 6-7 конденсаторов. Это даёт нам конденсаторную батарею массой 320-370 кг, а вовсе не "многотонную". И с известным ресурсом в несколько миллионов импульсов.
Другое дело, что они сами рассчитывают на батарею массой всего 50 кг, т.к. "немного" забыли, что при использовании конденсатора на 100% его ресурс лишь тысячи импульсов... Но всё-таки их оценка ближе к реальности, чем ваша: они ошиблись в четыре раза, а вы - на порядок.

Цитата: Бертикъ от 06.04.2022 10:59:08Да и от киловольтовых напряжений разработчики КА будут не в восторге.

Любой ионник - это киловольты...

Бертикъ

ЦитироватьИм для полноценной работы нужна энергия порядка 50 кДж - 6-7 конденсаторов. Это даёт нам конденсаторную батарею массой 320-370 кг,
А буксиру для полноценной работы нужна ЭРДУ на энергию раза в 3-5 поболе, что вполне состыкуется с моей оценкой массы батареи. А учитывая еще и то, что для ИД, СПД и МПД кондеи не нужны совсем, то даже 400 кг лишней массы играют не в пользу КСПУ.


ЦитироватьЛюбой ионник - это киловольты...
В случае КЗ питание ионника достаточно легко и быстро обрубается системой защиты без существенных последствий, а в случае КЗ в конденсаторной батарее на 50-100 кДж это почти как взрыв небольшой гранаты. Т.е. прощай ДУ, а значит и весь буксир.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

SONY

Цитата: Бертикъ от 07.04.2022 00:51:47А буксиру для полноценной работы нужна ЭРДУ на энергию раза в 3-5 поболе
Буксиру плевать на энергию конденсаторной батареи, ему нужна мощность. При 50 кДж конденсаторах мощность двигателя может быть более мегаватта.



Цитата: Бертикъ от 07.04.2022 00:51:47В случае КЗ питание ионника достаточно легко и быстро обрубается системой защиты без существенных последствий
В случае КЗ ионник раз и навсегда выходит из строя, т.к. некому проводок отогнуть, чтобы он больше не коротил. Так что результат тут ровно тот же: "прощай ДУ, а значит и весь буксир". Причём это от напряжения вообще никак не зависит.

Бертикъ

ЦитироватьБуксиру плевать на энергию конденсаторной батареи, ему нужна мощность. При 50 кДж конденсаторах мощность двигателя может быть более мегаватта.
20 Гц? По теплу получается уже не "квази", а "стационар". Возникнут те же тепловые проблемы, что и у МПД.


ЦитироватьВ случае КЗ ионник раз и навсегда выходит из строя, т.к. некому проводок отогнуть, чтобы он больше не коротил. Так что результат тут ровно тот же: "прощай ДУ, а значит и весь буксир". Причём это от напряжения вообще никак не зависит.
Я имел в виду КЗ по Пашену или по ионизованному газу.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

SONY

#1239
Цитата: Бертикъ от 07.04.2022 02:04:1720 Гц? По теплу получается уже не "квази", а "стационар". Возникнут те же тепловые проблемы, что и у МПД.
Именно 20 Гц. Гуторов в презентации приводит диапазон частот 1-20 Гц.

Почему вдруг 20 Гц с батареей на 50 кДж приведут к проблемам, а 1 Гц при батарее на 1 МДж - нет?.. Тепловые проблемы определяются именно мощностью, а не частотой.
И нет, это никакой не стационар, при такой частоте скважность будет не менее 50.

Цитата: Бертикъ от 07.04.2022 02:04:17Я имел в виду КЗ по Пашену или по ионизованному газу.
"КЗ по Пашену или по ионизованному газу" - это штатный режим работы двигателя. В межэлектродный промежуток импульсным клапаном пускают газ, и там происходит пробой.

Нигде, кроме внутренней части двигателя, куда разом напускают кучу газа, никаких "КЗ по Пашену или по ионизованному газу" быть не может. Космос - это вам не наземный стенд, там во всех местах, куда не напускают намеренно кучу газа, всегда высокий вакуум.