Документальный фильм "Царь-ракета. Прерванный полет&quo

Автор Данилов, 23.09.2006 17:16:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

El Selenita

ЦитироватьТо, что вы перечисляете -- голая политика, а не техническая / технологическая невозможность.

Это уже много раз обсуждалось, но на всяк. случай напомню, что мое дилетантское мнение сводится к тому, что не надо было товарищу Мишину выеживаться с увеличением нагрузки с 75 до 93 тн. (что не решало ситуации с развесовкой, зато портило готовый проект и влекло за собой пресловутые 6 двигателей, как будто их и без того не было предостаточно).
Вкратце, мне не нравится товарищ Мишин, который испортил глубоко мудрый проект Королева

Разве это не было сделано при тов. Королёве?

ЦитироватьИ еще я упорно не понимаю, почему Брауна именуют "гением" и сравнивают с Королевым. В тот единственный и неповторимый момент, когда Королев делал историю, Браун очень занят был -- на печи лежал. А вот когда Королев умер, Браун соорудил, действительно, вылитую царь-пушку. Но при тех возможностях, которые были ему предоставлены, и том уровне, на который к тому моменту вышло ракетостроение, стыдно было бы не сделать.

Да вроде царь-пушку сделал не сам фон Браун, да к тому же ещё до смерти Королёва? Кстати, при том уровне, на который к тому моменту вышло ракетостроение, нашим тоже было не стыдно не сделать? ;)

ЦитироватьДобавим к сему, что Королев -- это не только РН и ПК, но и первые автоматические станции и многое другое... Не упомню за Брауном такого тематического охвата.

Это правда. Но ведь у Королёва с автоматическими станциями тоже не всё шло так, как у фон Брауна с царь-ракетой?

Цитировать
ЦитироватьБыла ли принципиально освоена стыковка? В смысле, с достаточной надёжностью? В конце 60-х - начале 70-х срывалась половина всех стыковок. Ситуация нуждалась в принципиальном улучшении, нет?
На мой взгляд, это неудачный пример задачи, "которую совейский союз принципиально не мог осилить в рассматриваемый исторический период", и чьего решения пришлось ждать до начала 80-х...

Мне кажется удачным... Может, ошибаюсь...  :?
Tuline eesti poiss - Sıcak Estonya yiğidi

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьДа, конечно, главная причина нашего нелетания на Луну - организационно-политическая
Но где, кстати, грань, между "технической" и "организационной" причиной?
Уже не было Королева (но кажется, и он "не потянул" бы, слишком дорогой ценой далось все, что было сделано раньше, слишком уже был больной и измотанный человек)
А кто он, какова его "роль"?
"Технократ - организатор" или "конструктор с идеями"?
А после него так или иначе "в центре процесса" уже никого не нашлось, масштабам этого "процесса" адекватного
Так кого не нашлось, "организатора" или "конструктора"?
И отсутстие оного это не "техническая" ли отсталость?
Не копать!

Dio

ЦитироватьРазве это не было сделано при тов. Королёве?
Моя читала, что решение об увеличении ПН Н-1 до 95 тн. было принято Мишиным. Впрочем, многие пишут, и все разное. Но сходятся на том, что Королев был сторонником запуска первоначльного варианта о 24 двигателях.

ЦитироватьЭто правда. Но ведь у Королёва с автоматическими станциями тоже не всё шло так, как у фон Брауна с царь-ракетой?
Ой, плохо шло.  Сначала он запустил "Луну-1". Это, как известно, жуткая неудача и позор совейской космонавтики. Не ограничившись этим удолбищем, он запустил "Луну-2", чем усугубил позор до невыносимости. Мало этого, так он, мошенник, запустил еще и "Луну-3". Слезы наворачиваются на глаза при мысли об этом. Затем он спроектировал Е-6 (Луны-9-13...). Эта платформа заставила перевернуться в гробу три поколения предков.  Еще три поколения перевернулось, когда он спроектировал 3МВ ("Зонд-3", Венеры-4-8 ). Ужос, инфернальный ужос охватывает любого, кто видит этот никелированый паровоз. Привет Старому.

А ведь он еще и с "Янтарями" позорными возился, и с "Молниями"...

ЦитироватьДа вроде царь-пушку сделал не сам фон Браун, да к тому же ещё до смерти Королёва?
С этим утверждением, взятым как таковое, спорить не приходится.

ЦитироватьКстати, при том уровне, на который к тому моменту вышло ракетостроение, нашим тоже было не стыдно не сделать?
Не смотря на всю разницу условий, в которых велись работы (а она принципальна), когда проект бросили, определенно некрасиво вышло.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьБыла ли принципиально освоена стыковка? В смысле, с достаточной надёжностью? В конце 60-х - начале 70-х срывалась половина всех стыковок. Ситуация нуждалась в принципиальном улучшении, нет?
На мой взгляд, это неудачный пример задачи, "которую совейский союз принципиально не мог осилить в рассматриваемый исторический период", и чьего решения пришлось ждать до начала 80-х...
Мне кажется удачным... Может, ошибаюсь...  :?
То есть, стыковка была освоена к началу 80-х? Ну, может быть, может быть... Хотя с начала 70-х никаких кардинальных изменений ситуации не происходило, говорят.

Fakir

Dio
ЦитироватьВкратце, мне не нравится товарищ Мишин,  

Ну так а кому он нравится?
(Салахутдинов не в счёт :wink: )
 
По американцам - у них работы по Сатурну были идеальны с организационной точки зрения. Ракета может и не супершедевр, параметры F-1 неидеальны, зато всё замечательно получилось и без нареканий и серьёзных аварий залетало. Значит, машина хорошая.

А со стыковками да, были косяки. Еще и в 80-х, к сожалению, случались. Так что на двухпусковом пути могли возникнуть доп. проблемы, но, ИМХО, тогда и стыковку отрабатывали лучше со всех точек зрения - включая и более тщательную отработку тренажёров для космонавтов (две неудачных стыковки как раз на человеческом факторе погорели - один раз Береговой не сумел сориентироваться по огням, другой раз угол превысил 1 градус, как было на тренажёре, и космонавты, увидев непривычную картину приняли стыкузел за "брюхо" станции).


foogoo

ЦитироватьДа, конечно, главная причина нашего нелетания на Луну - организационно-политическая
Главная причина - физика. Дорого.

foogoo

ЦитироватьОй, плохо шло.  Сначала он запустил "Луну-1". Это, как известно, жуткая неудача и позор совейской космонавтики. Не ограничившись этим удолбищем, он запустил "Луну-2", чем усугубил позор до невыносимости. Мало этого, так он, мошенник, запустил еще и "Луну-3". Слезы наворачиваются на глаза при мысли об этом. Затем он спроектировал Е-6 (Луны-9-13...). Эта платформа заставила перевернуться в гробу три поколения предков.  Еще три поколения перевернулось, когда он спроектировал 3МВ ("Зонд-3", Венеры-4-8 ). Ужос, инфернальный ужос охватывает любого, кто видит этот никелированый паровоз. Привет Старому.
Дио, да Вы просто "идеологический деверсант". А как на счет родины слонов. Нет, так дело не пойдет... :wink:

foogoo


Данилов

ЦитироватьУже не было Королева (но кажется, и он "не потянул" бы, слишком дорогой ценой далось все, что было сделано раньше, слишком уже был больной и измотанный человек)
А кто он, какова его "роль"?
"Технократ - организатор" или "конструктор с идеями"?

А в том-то и прикол, что он играл не одну роль. И генератор идей, и кадровик, и выбиватель финансов. А брежневская администрация - кучка трусливых жлобов, действовавших по принципу "как бы чего не вышло". Королев не боялся авторитетов и умел использовать свой собственный. А дальновидности, думаю, у него бы хватило чтобы принять решение и слетать вторыми, но с большей научной отдачей :)
Послушайте, ребята, что вам расскажет дед:
Земля у нас богата - порядка только нет!

El Selenita

ЦитироватьМоя читала, что решение об увеличении ПН Н-1 до 95 тн. было принято Мишиным. Впрочем, многие пишут, и все разное. Но сходятся на том, что Королев был сторонником запуска первоначльного варианта о 24 двигателях.

Да вроде, должны были раньше принять? Не берусь утверждать, но 66-й год - это кажется уже слишком поздно?


Цитировать
ЦитироватьЭто правда. Но ведь у Королёва с автоматическими станциями тоже не всё шло так, как у фон Брауна с царь-ракетой?
Ой, плохо шло.  Сначала он запустил "Луну-1". Это, как известно, жуткая неудача и позор совейской космонавтики. Не ограничившись этим удолбищем, он запустил "Луну-2", чем усугубил позор до невыносимости. Мало этого, так он, мошенник, запустил еще и "Луну-3". Слезы наворачиваются на глаза при мысли об этом. Затем он спроектировал Е-6 (Луны-9-13...). Эта платформа заставила перевернуться в гробу три поколения предков.  Еще три поколения перевернулось, когда он спроектировал 3МВ ("Зонд-3", Венеры-4-8 ). Ужос, инфернальный ужос охватывает любого, кто видит этот никелированый паровоз. Привет Старому.

Да вроде Е-6 заработали только тогда, когда их отняли у Королёва и передали Бабакину? А "Венера-4" и далее полетели уже после Королёва, а при Королёве с Венерой одни косяки получались? Как и с Марсом? И из успешных АМС остаются только "Луна-2,-3" да "Зонд-3"?

ЦитироватьА ведь он еще и с "Янтарями" позорными возился, и с "Молниями"...

А почему "позорными"? ;)

Цитировать
ЦитироватьКстати, при том уровне, на который к тому моменту вышло ракетостроение, нашим тоже было не стыдно не сделать?
Не смотря на всю разницу условий, в которых велись работы (а она принципальна), когда проект бросили, определенно некрасиво вышло.

Т. е. дело не только в уровне, но и условиях? ;)


Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьБыла ли принципиально освоена стыковка? В смысле, с достаточной надёжностью? В конце 60-х - начале 70-х срывалась половина всех стыковок. Ситуация нуждалась в принципиальном улучшении, нет?
На мой взгляд, это неудачный пример задачи, "которую совейский союз принципиально не мог осилить в рассматриваемый исторический период", и чьего решения пришлось ждать до начала 80-х...
Мне кажется удачным... Может, ошибаюсь...  :?
То есть, стыковка была освоена к началу 80-х? Ну, может быть, может быть... Хотя с начала 70-х никаких кардинальных изменений ситуации не происходило, говорят.

Почему 80-х? Это Вы сказали. Лететь-то собирались в конце 60-х, в худшем случае, в начале 70-х, не так ли? Вот мне и кажется, что надёжность стыковки в те годы была принципиально недостаточной (один срыв на 1-2 успеха), а кардинальное изменение ситуации произошло, пожалуй, лишь к концу 70-х, когда срывы стыковок стали единичным.
Tuline eesti poiss - Sıcak Estonya yiğidi

El Selenita

Цитировать
ЦитироватьУже не было Королева (но кажется, и он "не потянул" бы, слишком дорогой ценой далось все, что было сделано раньше, слишком уже был больной и измотанный человек)
А кто он, какова его "роль"?
"Технократ - организатор" или "конструктор с идеями"?

А в том-то и прикол, что он играл не одну роль. И генератор идей, и кадровик, и выбиватель финансов. А брежневская администрация - кучка трусливых жлобов, действовавших по принципу "как бы чего не вышло".

Я понимаю, клясть времена Брежнева модно... Но, может, это была не трусость, а разумная осторожность? Лететь на том, что было сделано - явно стрёмно. Тот же самый облёт Луны на "Зонде"... Ой... А уж Н1-Л3... Два ой... :(

ЦитироватьКоролев не боялся авторитетов и умел использовать свой собственный. А дальновидности, думаю, у него бы хватило чтобы принять решение и слетать вторыми, но с большей научной отдачей :)

А откуда бы эта бОльшая научная отдача взялась? Мы ж не могли забросить на Луну даже небольшой части того оборудования, что забрасывали американцы. И время пребывания было более ограничено. И экипаж вдвое меньше. При вдвое меньшем персонале, в несколько раз меньшем рабочем времени и гораздо более ограниченном наборе оборудования... Откуда ж отдача-то?
Tuline eesti poiss - Sıcak Estonya yiğidi

Liss

ЦитироватьИнтересно, взлетел бы Сатурн при отказе одного движка из пяти?
Не знаю как насчет выключения одного F-1 на старте, а с двумя выключенными соседними J-2 из пяти на 2-й ступени ракета летела и выполнила задание. Хотя все были уверены, что гробанется.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Дмитрий Виницкий

ЦитироватьЯ понимаю, клясть времена Брежнева модно... Но, может, это была не трусость, а разумная осторожность? Лететь на том, что было сделано - явно стрёмно. Тот же самый облёт Луны на "Зонде"... Ой... А уж Н1-Л3... Два ой... :(

Полагаю, что решение принималось все же на эмоциональном уровне, под влиянием "аналитиков", приближеных к телу, а вовсе не вдаваясь в технические проблемы.
Облет Луны был вовсе не более рискованным, чем полеты первых Союзов. И уж тем более Восходов.
+35797748398

Fakir

7-40
ЦитироватьА откуда бы эта бОльшая научная отдача взялась? Мы ж не могли забросить на Луну даже небольшой части того оборудования, что забрасывали американцы. И время пребывания было более ограничено. И экипаж вдвое меньше. При вдвое меньшем персонале, в несколько раз меньшем рабочем времени и гораздо более ограниченном наборе оборудования... Откуда ж отдача-то?

Двухпусковая схема. Можно было бы высадить на Луну даже 3-4 космонавтов. К 70-му году уже появилось понимание, что это единственный шанс отыграться за Луну - пусть на несколько лет позжу, но высадить на Луну несколько человек и "устроить детский крик на лужайке".

Dio

ЦитироватьДа вроде, должны были раньше принять? Не берусь утверждать, но 66-й год - это кажется уже слишком поздно?
О чем и речь.
ЦитироватьДа вроде Е-6 заработали только тогда, когда их отняли у Королёва и передали Бабакину? А "Венера-4" и далее полетели уже после Королёва, а при Королёве с Венерой одни косяки получались? Как и с Марсом? И из успешных АМС остаются только "Луна-2,-3" да "Зонд-3"?
1. У Бабакина или не у Бабакина, до или после, но это плаформы, сделанные Королевым. Никаких принципиальных изменений в них не вносилось. Чуть больше аккуратности. Например, чтобы лак на радиаторе не облазил. :)
2. Итак, у Королева на счету "Луны-1-3" и "Зонд-3". Очень мило. У противной стороны, вместе взятой, на тот момент были "Маринеры-2, 4". Правда, Браун и к ним отношения не имел :)

Цитировать
ЦитироватьА ведь он еще и с "Янтарями" позорными возился, и с "Молниями"...
А почему "позорными"? ;)
Старый так говорит  :roll:

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьКстати, при том уровне, на который к тому моменту вышло ракетостроение, нашим тоже было не стыдно не сделать?
Не смотря на всю разницу условий, в которых велись работы (а она принципальна), когда проект бросили, определенно некрасиво вышло.
Т. е. дело не только в уровне, но и условиях? ;)
А разве у меня написано что-нибудь другое? Перечитываем:
Цитироватьпри тех возможностях, которые были ему предоставлены, и том уровне, на который к тому моменту вышло ракетостроение, стыдно было бы не сделать.
Налицо логическое "и", не так ли?

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьБыла ли принципиально освоена стыковка? В смысле, с достаточной надёжностью? В конце 60-х - начале 70-х срывалась половина всех стыковок. Ситуация нуждалась в принципиальном улучшении, нет?
На мой взгляд, это неудачный пример задачи, "которую совейский союз принципиально не мог осилить в рассматриваемый исторический период", и чьего решения пришлось ждать до начала 80-х...
Мне кажется удачным... Может, ошибаюсь...  :?
То есть, стыковка была освоена к началу 80-х? Ну, может быть, может быть... Хотя с начала 70-х никаких кардинальных изменений ситуации не происходило, говорят.
Почему 80-х? Это Вы сказали. Лететь-то собирались в конце 60-х, в худшем случае, в начале 70-х, не так ли? Вот мне и кажется, что надёжность стыковки в те годы была принципиально недостаточной (один срыв на 1-2 успеха), а кардинальное изменение ситуации произошло, пожалуй, лишь к концу 70-х, когда срывы стыковок стали единичным.
Эта проблема по преимуществу не техническая и при острой необходимости решалась интенсивным треннингом персонала.

ЦитироватьИнтересно, взлетел бы Сатурн при отказе одного движка из пяти?
Конечно, нет. Эта проблема обговаривалась в какой-то из веток про "C-5 vs Н1". Как отметил товарищ Старый, из-за этого пришлось отказаться от стационарных стартовых сооружений. Фактически к каждому "С-5" прилагался персональный старт, что позитивно отражалось на стоимости запуска :wink:

Лютич

Цитировать2. Итак, у Королева на счету "Луны-1-3" и "Зонд-3".

Хочу отметить, что ваши оппоненты не зря убирают из списка Луну-1. Поскольку как ни крути, но свою задачу она не выполнила.

И кстати: сколько на упомянутые удачные пуски пришлось неудач, всех этих "космосов" и "испытательных пусков по суборбитальной траектории"?
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

fagot

ЦитироватьВ той же логике можно доказывать, что и полет Гагарина был не по силам.
Давайте конкретно: какие вопросы, необходимые для решения озвученной задачи, не получили решения принципиально? Не знаю таких. Несмотря на перечисленные организационные недочеты и т.п.
Не были созданы надежные двигатели в установленный срок. Речь то о чем - могли бы мы американцев опередить в конце 60-х или нет. И ничего не говорит в пользу того, что двигатели были бы созданы раньше. Конечно можно было делать движки попроще, но раз уж взялись за такие то и обсуждать мы можем только их. В итоге возник КОРД, не повысивший, а понизивший надежность. БЦВМ создать в срок тоже не успевали. Опыта работы с водородом и водородными двигателями не было - тут тоже не приходится надеяться на опережение. Значит растет стартовая масса и снижается ПН, в итоге появляется двухпусковая схема, еще больше снижающая надежность. А в случае однопусковой получается зажатой до предела ракета. Так же не смогли сделать несущие баки большого размера, ну да это не принципиально.

fagot

ЦитироватьА со стыковками да, были косяки. Еще и в 80-х, к сожалению, случались. Так что на двухпусковом пути могли возникнуть доп. проблемы, но, ИМХО, тогда и стыковку отрабатывали лучше со всех точек зрения
А так значит плохо старались, значит с взлетевшим с Луны кораблем не обязательно было стыковаться? :wink:

fagot

ЦитироватьКонечно, нет. Эта проблема обговаривалась в какой-то из веток про "C-5 vs Н1". Как отметил товарищ Старый, из-за этого пришлось отказаться от стационарных стартовых сооружений. Фактически к каждому "С-5" прилагался персональный старт, что позитивно отражалось на стоимости запуска :wink:
Как показала практика, Н1 такой старт тоже был бы очень кстати :wink:

Данилов

Цитировать7-40
ЦитироватьА откуда бы эта бОльшая научная отдача взялась? Мы ж не могли забросить на Луну даже небольшой части того оборудования, что забрасывали американцы. И время пребывания было более ограничено. И экипаж вдвое меньше. При вдвое меньшем персонале, в несколько раз меньшем рабочем времени и гораздо более ограниченном наборе оборудования... Откуда ж отдача-то?

Двухпусковая схема. Можно было бы высадить на Луну даже 3-4 космонавтов. К 70-му году уже появилось понимание, что это единственный шанс отыграться за Луну - пусть на несколько лет позжу, но высадить на Луну несколько человек и "устроить детский крик на лужайке".

Вот и я так же считаю. Если экспедиция включала кроме основного резервный взлетный ЛК, и 2 лунохода - парни могли порезвиться. Плюс ко всему научная отдача часто обусловлена везением, и тем "под какой камень посмотреть". Когда тысяча семьсот каком-то году Венера проходила через диск Солнца, это явление наблюдали многие выдающиеся умы мира, но лишь Михайло Ломоносов сделал вывод о наличии у планеты атмосферы. Так что сметка наших ученых не раз выручала, позволяя без крутого оборудования делать значительные открытия.

А по поводу испытаний Н-1, думаю, стендовые вряд ли позволили бы выявить все недостатки, которые сгубили ракеты. В первом пуске это вибрация, которая проявилась только в сборе 102-метрового гиганта, в третьем - раскрутка носителя. Конечно, эти факторы должны были предусмотреть математики и материаловеды, но к сожалению, не все математики гениальны.
Послушайте, ребята, что вам расскажет дед:
Земля у нас богата - порядка только нет!