Опять про воздушный старт - новый вариант старой идеи

Автор Fakir, 10.06.2006 17:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Fakir

Вот, практически готовая ракета для воздушного старта!

Четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса "Старт-1" имеет стартовую массу 47 т. Длина ракеты - 22,7 м, диаметр - 1,8 м. Носитель запускается с мобильной пусковой установки ракетного комплекса "Тополь". Ракета способна выводить космические аппараты массой до 420 кг  на низкие круговые и солнечно-синхронные орбиты высотой 300-800 км.

Ракета в контейнере, твердотопливная (никакого геморроя с компонентами в полёте), по габаритам вполне ложится на спину Ту-160, по массе - с небольшим перехлёстом.
У Ту-160 максимальная загрузка - 45 тонн, "Старт-1" - 47 тонн, но, по всей очевидновистй, выкинув часть оборудования, ненужного для самолёта-разгонщика, и не полностью заправив, поднять можно!

Может быть, исхитрившись, удастся поднять и пятиступенчатый "Старт" массой 60 тонн.

Можно довольно изящно решить проблему сброса - добавить к контейнеру ракеты небольшие крылышки и оперение, и после отделения от носителя (самолёт при этом уходит вниз) контейнер некоторое время продолжает полёт в горизонтальном положении - это позволит полноценно использовать скорость разгонщика (550 м/с как-никак), а не только высоту подъёма.

И никакой порнографии с выбрасыванием контейнера из грузового отсека дозвукового транспортного самолёта, никакого болтания контейнера на парашюте - полной потери даже той копеечной скорости.

"Старт-1" востребован на рынке - только с Израилем подписаны контракты на восемь пусков, два уже осуществлены ("Эрос-А" и "Эрос-В").

Надо отметить, что при запуске с экватора на нулевое наклонение РН семейства "Старт" могут выводить на низкие орбиты (200 км) значительно большие массы - "Старт-1" до 740 кг, "Старт" до 930 кг. На полярные орбиты меньше - 500 и 640 кг соответственно.

При старте с самолёта-разгонщика, очевидно, масса ПН вырастет.

О РН "Старт":
http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Start.html



P.S. Конечно, всё это лишь в том случае, если конструкция ракеты и контейнера позволяет без принципиальных переделок осуществлять транспортировку и пуск в горизонтальном положении.






fagot

С ТПК то она поболее 47 тонн будет весить, а скорость все равно гасить придется, это же не крылатая ракета, так что стартовать лучше вертикально, да и не рассчитана она на горизонтальный пуск. А на сверхзвук с такой бандурой Ту-160 точно не выйдет.

foogoo

ЦитироватьРакета в контейнере, твердотопливная (никакого геморроя с компонентами в полёте), по габаритам вполне ложится на спину Ту-160, по массе - с небольшим перехлёстом.
У Ту-160 максимальная загрузка - 45 тонн, "Старт-1" - 47 тонн, но, по всей очевидновистй, выкинув часть оборудования, ненужного для самолёта-разгонщика, и не полностью заправив, поднять можно!

1) На сколько я знаю, у Ту-160 очень маленький ресурс и очень дорогое обслуживание. Не будет ли проблем с выделением стратегического бомбардировщика под посторонние задачи.

2) Предназначен ли корпус Ту-160 для подвешивания груза на спине? Не потребуется ли переделка конструкции?

3) При полете и особенно при взлете у этого самолета груз на спине будет экранировать хвостовое оперение, со всеми вытекающими...

slipstream

Цитироватьпо габаритам вполне ложится на спину Ту-160

Без контейнера она вроде бы и на нижнюю подвеску поместится, по той же схеме что "Бурлак" - между передним и задним бомбоотсеками.

РС-12М:
Максимальный диаметр корпуса - 1,8 м.
Длина ракеты - 21,5 м.
Стартовая масса - 45 т.

http://www.testpilot.ru/russia/tupolev/160/sk/160sk.htm

Цитировать"Бурлак" создавался на базе баллистической ракеты. Масса этого двухступенчатого носителя составит 32 т, длина — 22м, а диаметр — 1,6м. В отличие от "Пегасуса" у него нет крыльев, а хвостовое оперение аппарата в подвешенном под самолетом положении было сложено.

Сам носитель проектируется КБ "Радуга". Обе ступени носителя снабжены ЖРД, причем работа двигательной установки второй ступени будет происходить в два включения. Российские специалисты считают, что если будут получены средства на разработку носителя, то с его помощью можно будет выводить на низкую околоземную орбиту до 800 кг полезной нагрузки. При этом стоимость вывода на орбиту 1 кг груза может быть в пределах 5000 долл.  
ЦитироватьСвоеобразным продолжением проекта «Бурлак» можно назвать американо-украино-российскую программу High Altitude Air Launch (НААL), которая в варианте «2001» предусматривала использование в качестве носителя самолёт Ту-160, а ракеты-носителя - одну из уже существующих ракет массой от 20 до 50 тонн с выводом в космос полезной нагрузки от 400 до 1 500 кг.

Fakir

Возникает вопрос - а без контейнера её использовать можно или нет?
Если да - то так, конечно, намного лучше. Что при подвеске сверху, что при подвеске снизу.

foogoo
Цитировать1) На сколько я знаю, у Ту-160 очень маленький ресурс и очень дорогое обслуживание. Не будет ли проблем с выделением стратегического бомбардировщика под посторонние задачи.

2) Предназначен ли корпус Ту-160 для подвешивания груза на спине? Не потребуется ли переделка конструкции?

3) При полете и особенно при взлете у этого самолета груз на спине будет экранировать хвостовое оперение, со всеми вытекающими...

Да, это проблемы.
1.Насчёт ресурса и обслуживания, к сожалению, ничего не знаю.
Но думаю, что если речь идёт не о боевом дежурстве, а о запусках, ситуация может упроститься - самолёту не нужно находиться в воздухе сутками, его задача взлететь-запустить-вернуться на аэродром - и ресурс уже не так критичен. Может быть, что-то можно выиграть и за счёт оборудования.

2. Вероятнее всего, не предназначен. Но надо полагать, при необходимости конструкцию можно усилить. К тому же у бомбардировщика наверняка есть приличный запас прочности - всё-таки боевой самолёт, на какие-то перегрузки закладывались, а при "пусковых" полётах перегрузок и резких манёвров не ожидается.

3. Шайтан... Не подумал об этом. Тогда остаётся только подвешивать под брюхо. Либо переделывать оперение (нда...).

 
fagot
ЦитироватьС ТПК то она поболее 47 тонн будет весить,

Поболе, да, вопрос - на сколько? Запас по грузоподъёмности есть.

 
Цитироватьа скорость все равно гасить придется, это же не крылатая ракета, так что стартовать лучше вертикально,

Скорость гасить очень бы не хотелось. Хотя при пуске из контейнера часть скорость волей-неволей погасится при отстреле крышки с обтекателем - сопротивление резко возрастёт, и даже за несколько секунд в скорости потеряем заметно.
Если вертикально - тогда уж с дозвукового самолёта, но тогда смысла в воздушном старте остаётся не очень много.

Цитироватьда и не рассчитана она на горизонтальный пуск.

Понятно, что изначально не рассчитана. Вопрос, можно ли доработать или нет. Наверное всё же можно, и даже на бесконтейнерный пуск.

 
ЦитироватьА на сверхзвук с такой бандурой Ту-160 точно не выйдет.

На максималку, конечно, не выйдет, а так - шут его знает. Априори неочевидно. Ему ведь достаточно на минуту выйти на свехзвук, пусть на форсаже.

ДмитрийК

А ради чего все это? Какую прибавку ПН даст в этом случае воздушный старт по сравнению с наземным?

fagot

ЦитироватьПоболе, да, вопрос - на сколько? Запас по грузоподъёмности есть.
Тонн 5 думаю есть, если не больше.

ЦитироватьСкорость гасить очень бы не хотелось. Хотя при пуске из контейнера часть скорость волей-неволей погасится при отстреле крышки с обтекателем - сопротивление резко возрастёт, и даже за несколько секунд в скорости потеряем заметно.
Если вертикально - тогда уж с дозвукового самолёта, но тогда смысла в воздушном старте остаётся не очень много.
Для ракеты без крыльев основной выигрыш от воздушного старта - снижение гравитационных потерь за счет более быстрого загибания траектории и ненулевой высоты пуска, но все же на 10 километровой высоте она летит далеко не горизонтально, поэтому выигрыш от горизонтального запуска очень мал или вовсе отсутствует. Так же снижаются и аэродинамические потери, а при горизонтальном пуске мы их наоборот увеличим. Еще можно увеличить степень расширения сопла, но тут уже ракету надо переделывать.

ЦитироватьНа максималку, конечно, не выйдет, а так - шут его знает. Априори неочевидно. Ему ведь достаточно на минуту выйти на свехзвук, пусть на форсаже.
Сх резко растет и мидель и нагрузки на конструкцию. Так что выход на сверхзвук очень сомнителен.

Fakir

fagot
ЦитироватьТонн 5 думаю есть, если не больше.

5 - несмертельно. Да и вообще, надо посмотреть - нельзя ли вообще без контейнера обойтись. В самом крайнем - можно и контейнер облегчить.

ЦитироватьДля ракеты без крыльев основной выигрыш от воздушного старта - снижение гравитационных потерь за счет более быстрого загибания траектории и ненулевой высоты пуска

Во-первых, не понял, при чём тут крылья.
Во-вторых, запас начальной скорости даже в 300 м/с - не та вещь, которой стоит бросаться.

Цитироватьно все же на 10 километровой высоте она летит далеко не горизонтально

10 км - это для транспортников характерная высота. А Ту-160 наверняка мог бы поднять и повыше.

ЦитироватьЕще можно увеличить степень расширения сопла, но тут уже ракету надо переделывать.

Боевые ракеты под космические пуски в любом случае переделывают. Замена сопла - надо полагать, не самое сложное и дорогое мероприятие, особенно если даёт выигрыш в ПН.

ЦитироватьСх резко растет и мидель и нагрузки на конструкцию. Так что выход на сверхзвук очень сомнителен.

Мидель растёт не очень сильно - от силы процентов на 15. Сх - ну, будет, конечно... Вопрос - на сколько. Ну и интерференцию, между ракетой и планером, конечно, надо бы поглядеть.
Однако же с подвеской под брюхом - выходят на сверхзвук. Да, мидель поменьше обычно,  но шансы есть.

fagot

ЦитироватьВо-первых, не понял, при чём тут крылья.
Во-вторых, запас начальной скорости даже в 300 м/с - не та вещь, которой стоит бросаться.
Нет крыльев - нет подъемной силы и если нет вертикальной скорости, ракета упадет, не успев набрать орбитальной скорости, поэтому ее нужно развернуть под некоторым углом к потоку для появления вертикальной составляющей тяги, что может быть невозможным  по условиям прочности и в любом случае горизонтальная скорость вначале будет гаситься.

Цитировать10 км - это для транспортников характерная высота. А Ту-160 наверняка мог бы поднять и повыше.
Только не с ракетой на спине.

ЦитироватьБоевые ракеты под космические пуски в любом случае переделывают. Замена сопла - надо полагать, не самое сложное и дорогое мероприятие, особенно если даёт выигрыш в ПН.
Так я и не против переделки, просто сказал об одном из факторов, повышающих ПН при воздушном запуске, но при этом удорожающем исходную РН.

ЦитироватьМидель растёт не очень сильно - от силы процентов на 15. Сх - ну, будет, конечно... Вопрос - на сколько. Ну и интерференцию, между ракетой и планером, конечно, надо бы поглядеть.
Однако же с подвеской под брюхом - выходят на сверхзвук. Да, мидель поменьше обычно, но шансы есть.
Кто интересно выходил на сверхзвук с ракетой двухметрового диаметра?

Олигарх

ЦитироватьВот, практически готовая ракета для воздушного старта!

Четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса "Старт-1" имеет стартовую массу 47 т. Длина ракеты - 22,7 м, диаметр - 1,8 м. Носитель запускается с мобильной пусковой установки ракетного комплекса "Тополь". Ракета способна выводить космические аппараты массой до 420 кг  на низкие круговые и солнечно-синхронные орбиты высотой 300-800 км.






Проект Ишим – это и есть в значительной части то, что вы предлагаете.
Миг-31 несет Старт без 1-й ступени (26 тонн), то есть 2-ю, 3-ю, 4-ю ступени (все вместе около 20 тонн) ступени и на сверхзвуке запускает их.
Фактически, Миг-31 заменяет 1-ю ступень Старта.

Fakir

fagot
ЦитироватьНет крыльев - нет подъемной силы и если нет вертикальной скорости,

Небольшие несущие поверхности можно прилепить. Думаю, они и разделение упростят.
Кстати, можно приделать на ракету (либо контейнер) небольшие движки (твердотопливные либо прямоточные - для разделения на сверхзвуке) для поддержания равенства скоростей на время разделения и ухода самолёта вниз.
 
Цитироватьракета упадет, не успев набрать орбитальной скорости,

Ну, не преувеличивайте :)
Не упадёт, а просядет. К тому же даже если крыльев и нет, но сама ракета тоже имеет ненулевой Су, подъёмная сила будет. И на таких скоростях она может быть весьма приличной.

ЦитироватьТолько не с ракетой на спине.

Да не факт априори. Масса почти в пределах допустимой нагрузки. Изменения аэродинамики - да, но надо смотреть, насколько они велики. К тому же самолёт не обязательно должен совершать продолжительный полёт на этой высоте.
Тут надо проводить баллистическое исследование, что и где важнее - скорость, высота, направление скорости. И смотреть, что выгоднее - сильнее разогнать носитель на меньшей высоте по горизонтали, или выйти "в прыжке" не на статический, а на динамический потолок, или на промежуточной высоте сделать горку, направив вектор начальной скорости ракеты под нужным углом.

ЦитироватьКто интересно выходил на сверхзвук с ракетой двухметрового диаметра?

Так никто и не пытался пока, никому не надо было.
Кто там "Пегас" пускает, F-15? Со сверхзвука ведь вроде. А соотношение миделей самолёта и ракеты для F-15 и "Пегаса" близко, ИМХО, к соотношению для Ту-160 и "Старта".

fagot

ЦитироватьНебольшие несущие поверхности можно прилепить. Думаю, они и разделение упростят.
Кстати, можно приделать на ракету (либо контейнер) небольшие движки (твердотопливные либо прямоточные - для разделения на сверхзвуке) для поддержания равенства скоростей на время разделения и ухода самолёта вниз.
Все это лишняя масса, дающая весьма сомнительную прибавку грузоподъемности. Если что и делать - то полноценное крыло, как на Пегасе.

ЦитироватьНу, не преувеличивайте :) Не упадёт, а просядет.
Если горизонтально стартовать, обязательно упадет, зароется в атмосферу и все.

ЦитироватьК тому же даже если крыльев и нет, но сама ракета тоже имеет ненулевой Су, подъёмная сила будет. И на таких скоростях она может быть весьма приличной.
При соответствующем угле атаки подъемная сила конечно будет, но ракета быстрее развалится.

ЦитироватьДа не факт априори. Масса почти в пределах допустимой нагрузки. Изменения аэродинамики - да, но надо смотреть, насколько они велики. К тому же самолёт не обязательно должен совершать продолжительный полёт на этой высоте.
Только расситан он на размещение этой самой ПН в бомбоотсеке, а не на хребте. А изменения аэродинамики неслабые. Вот на МиГ-31 сравнительно небольшие ракеты полуутоплены в корпус.

ЦитироватьТут надо проводить баллистическое исследование, что и где важнее - скорость, высота, направление скорости. И смотреть, что выгоднее - сильнее разогнать носитель на меньшей высоте по горизонтали, или выйти "в прыжке" не на статический, а на динамический потолок, или на промежуточной высоте сделать горку, направив вектор начальной скорости ракеты под нужным углом.
Вот с исследования и надо начинать, и про экономику главное не забыть.

ЦитироватьТак никто и не пытался пока, никому не надо было.
Кто там "Пегас" пускает, F-15? Со сверхзвука ведь вроде. А соотношение миделей самолёта и ракеты для F-15 и "Пегаса" близко, ИМХО, к соотношению для Ту-160 и "Старта".
Пегас пускают с L-1011, бывший авиалайнер такой. А с F-15 ASAT пускали.

Sevlagor

ЦитироватьПри соответствующем угле атаки подъемная сила конечно будет, но ракета быстрее развалится.
Что ломает ракету?
- боковая, перпендикулярная (относительно корпуса) аэродинамическая сила.

Что такое подъёмная сила?
- ародинамическая сила перпендикулярная, боковая относительно корпуса.

Т.е. ломающая сила это и есть нужная нам подъёмная сила. Так?

Нам нужна подъёмная сила равная или чуть большая чем вес ракеты, но не более.
А такая сила ракету не сломает. Ведь так же.

fagot

ЦитироватьЧто ломает ракету?
- боковая, перпендикулярная (относительно корпуса) аэродинамическая сила.

Что такое подъёмная сила?
- ародинамическая сила перпендикулярная, боковая относительно корпуса.

Т.е. ломающая сила это и есть нужная нам подъёмная сила. Так?

Нам нужна подъёмная сила равная или чуть большая чем вес ракеты, но не более.
А такая сила ракету не сломает. Ведь так же.
Не так. Подъемная сила направлена перпендикулярно вектору скорости, а не корпусу ракеты. А нам нужна только ее вертикальная составляющая. И до того, как она сравняется с весом, ракету разрушит составяющие подъемной силы и силы лобового сопротивления, перпендикулярные корпусу.

Sevlagor

Что-то мне подсказывает что ракета способна выдержать гораздо бОльшую лобовую силу чем самолёт-носитель.
Самолёт просто не сможет до такой скорости разогнаться при которой начнёт ломать ракету.

Какая нужна сила чтоб сплющить ракету в продольном направлении?

Какую тягу развивают двигатели самолёта на высоте сброса?

Sevlagor

Для того чтобы вертикальная составляющая аэродинамических сил стала больше веса ракеты надо повернуть её корпус на такой угол что составляющая силы перпендикулярная корпусу (ломающая) станет слишком большой.

Я правильно понял?

fagot

ЦитироватьЧто-то мне подсказывает что ракета способна выдержать гораздо бОльшую лобовую силу чем самолёт-носитель.
Самолёт просто не сможет до такой скорости разогнаться при которой начнёт ломать ракету.

Какая нужна сила чтоб сплющить ракету в продольном направлении?

Какую тягу развивают двигатели самолёта на высоте сброса?
Да не в продольном, а в поперечном направлении. Лобовая сила направлена по вектору скорости и при ненулевом угле атаки продольная ось ракеты не совпадает с вектором скорости и появляется составляющая лобовой силы, перпендикулярная корпусу.

Кенгуру

ЦитироватьСША испытывают летающий космодром



Военно-транспортный самолет C-17 Globemaster III произвел второй сброс макета ракеты-носителя в рамках испытаний системы воздушного старта, сообщает Spacewar.com.

Макет длиной около 20 метров и весом в 29 тонн был сброшен с высоты 8850 метров над испытательным полигоном авиабазы Эдвардс. Испытания пусковой установки Falcon (Сокол) имеют целью разработку дешевого метода быстрой доставки спутников на низкие орбиты без использования дорогостоящих стандартных ракет-носителей.

По результатам испытаний разработчики системы планируют расширить диапазон высот и скоростей сброса и увеличить сбрасываемый вес, поскольку более тяжелый носитель имеет более широкие возможности по выводу грузов на орбиту. На следующем испытании с C-17 планируется сбросить макет весом в 32,5 тонны с высоты в 9500 метров. Это будет самый массивный груз, когда-либо сброшенный с С-17.

В случае успеха, разработчики будут стараться произвести успешный сброс со скорости и высоты идентичных условиям второго испытания, чтобы снизить нагрузку на самолет-носитель.

В ходе первого испытания, состоявшегося в сентябре прошлого года, С-17 сбросил груз весом в 22,5 тонны с высоты в 1800 метров. Эти испытания проводились с целью проверки безопасности системы сброса.

http://www.lenta.ru/news/2006/06/20/airlaunch/

Вот вам и воздушный старт. И теже 30 тонн. Почти.

Кстати, интересно было бы глянуть, как эти 30 тонн потом на землю грохаются. :)
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

Кенгуру

Вот ка-а-ак эти 30 тонн застрянут на выходе ... и кранты.

Вообще самолёт какой то не правильный. Срезать ему надо большую часть фюзеляжа. Оставить только крылья да хвост. Остальное, чтоб только поднять ракету и ненужно вовсе. Только лишний вес.
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

frigate

Antonov An-124-100 vs Boeing C-17 GLOBEMASTER III:

http://www.sfu.ca/casr/id-antonov-1.htm

Красноярский край покрывает маленькую Швейцарию как бык овцу!
(С) М. М. Жванецкий

An-124-100  таким образом может сбросить по крайней мере (ежели дадут что  сбрасывать) 50649 кг с высоты 12000 м.

Antonov An-124-100 http://www.aerospace-technology.com/projects/antonov/specs.html

Boeing C-17 GLOBEMASTER III
http://www.af.mil/factsheets/factsheet.asp?fsID=86
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков