Космическая Украина

Автор Аля, 08.06.2006 15:11:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

USP09

#1320
Цитата: Наименьший квадрат от 26.01.2022 21:39:51Обычно отсутствие реакции на такие заявление от официальных товарищей означает нехорошее. А если ответ есть, то по нему часто тоже можно понять. Так что через пару дней этот маркер тоже станет ясным.
Удалено. Вам выносится предупреждение за политфлуд.

Старый

А как всё хорошо начиналось: 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Iv-v

В последнем предложении не соврал.
73!

Space books

Ну вот, а вы тут переживали!

https://news.dialog.ua/245195_1643313875


ЦитироватьВ КБ "Южное" прояснили судьбу "затерявшегося" спутника "Сич-2-30"

Украинскому спутнику "Сич-2-30" пришлось перезагрузиться из-за недостатка энергии, до этого с ним было затруднительно установить связь.

Украинский спутник "Сич-2-30", выведенный на расчетную орбиту ракетой-носителем Falcon 9, вышел на связь после перебоев с энергией. Получена телеметрическая информация, подтверждающая работоспособность аппаратуры, установленной на борту аппарата, информирует пресс-служба КБ "Южное".
Неполадки со связью, возникшие в первые дни выхода спутника на орбиту, продиктованы рядом внешних факторов, приведших к недостатку энергии, в результате чего "Сич" какое-то время не мог быть обнаружен системами.
Дело в том, что спутник развернулся к Солнцу таким образом, что на его рабочие поверхности попадало лишь отраженное от Земли солнечное излучение, тогда как прямое солнечное излучение либо вообще не попадало, либо попадало под недостаточным углом, поэтому аппарату пришлось перезагрузиться в автономном режиме, чтобы перейти на энергосберегающий режим работы.
Последующие сеансы засвидетельствовали, что аппарат функционирует в штатном режиме.
По словам специалистов, моделирование динамики движения спутника по орбите с учетом внешних факторов позволяет сказать, что в течение одного-двух месяцев пространственное положение станет благоприятным для накопления энергии.
В настоящее время сотрудники КБ "Южное" совместно со специалистами Национального центра управления и испытания космических средств готовятся к продолжению летных испытаний, анализируя телеметрическую информацию.


Space books

"
"


Цитировать
  • Yuzhnoye State Design Office

    Цитата: undefined🇺🇦🛰
    ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТУСУ СУПУТНИКА СИЧ-2-1 ("Сич-2-30")
    13 января 2022 года, в 18:51:58 по Киеву, в результате скопления ракеты-носителя Falcon 9 возглавил украинский спутниковый дистанционный зонд земли "Сич-2-1" по орбите розрахункову.
    під После разделения космического аппарата с ним налажена связь и получена телеметрическая информация, подтвердившая бортовой аппарат.
    🚀 Ряд внешних факторов, связанных с особенностями запуска кластера, не позволили установить устойчивое подключение к космическому аппарату во время критически важных первых сессий и обеспечить своевременное построение его госоориентации . Ориентация осталась, что только отражение от поверхности Земли солнечной батареи ☀️ или кратковременное прямое излучение под достаточно маленьким углом. Сочетание этих факторов привело к негативному влиянию на машину энергетического баланса.
    !! Установленные еще на стадии разработки и создания космического аппарата, инженерные решения и алгоритмы работы позволили Сич-2-1 провести самостоятельную перезагрузку и обновить свою производительность в энергосберегающем режиме.
    🛰По результатам следующих сессий отказ от посадочного оборудования не выявлен.
    Моделирование динамики движения космических аппаратов по орбите с учетом влияния внешних факторов (взаимодействия космических аппаратов с магнитным полем Земли, гравитационные и аэродинамические воздействия) свидетельствует о том, что в течение 1-2 месяцев спати аль позиция не будет способствовать накоплению электроэнергии, что даст возможность возглавить ориентация на государство.
    💡В настоящее время специалисты Національний центр управління та випробувань космічних засобів совместно со специалистами ДП «Юг» обеспечивают подключение к космическому аппарату и анализируют телеметрическую информацию при подготовке к кон онуация в полетных испытаниях.

[/li][/list]
[/quote]

АниКей

Цитироватьtass.ru

В КБ "Южное" заявили, что связь с украинским спутником "Сич-2-30" есть, но прерывается



КИЕВ, 27 января. /ТАСС/. Связь с украинским спутником "Сич-2-30", запущенным 13 января с помощью американской ракеты-носителя, налажена, но периодически прерывается. Об этом заявил главный конструктор и начальник Конструкторского бюро "Южное" - производителя спутника Константин Белоусов, комментируя появившуюся в СМИ информацию о потере связи со спутником.
Цитировать"Связь есть, но она периодическая из-за дефицита энергетики. При этом отказов бортовой аппаратуры нет. В сложившихся условиях она функционирует штатно", - приводит в четверг его слова издание "Сегодня".

В КБ "Южное" также пояснили, что "во время первых важнейших сеансов устойчивую связь с украинским спутником установить не удалось из-за нехватки энергии". Стабильной связи, заявили в бюро, помешал ряд внешних факторов. "Как поясняют инженеры, "Сич-2-30" повернулся к Солнцу так, что на его рабочие поверхности попадает только отражение света с Земли. В то же время прямое солнечное излучение либо вовсе не попадает, либо попадает под слишком маленьким углом, из-за чего спутнику пришлось перезагрузиться в автономном режиме", - отметили в КБ "Южное".
Ракета-носитель Falcon 9 стартовала с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) 13 января. SpaceX доставил на орбиту в общей сложности 105 космических аппаратов из 20 стран. В их числе украинский спутник дистанционного зондирования земли "Сич 2-30 (2-1)", срок эксплуатации которого составляет три года. Основным производителем спутника является КБ "Южное", сумма контракта на запуск "Сич 2-30 (2-1)" ракетой-носителем SpaceX составила $1,99 млн.
Комментируя запуск, президент Украины Владимир Зеленский в своем телеграм-канале напомнил, что Украина вывела свой спутник в космос впервые за последние десять лет. В день запуска украинского спутника Зеленский сообщил, что с ним установлена связь. Однако позже бывший сотрудник Государственного космического агентства Андрей Колесник заявил, что были опознаны 55 из 105 аппаратов миссии, но украинского среди них нет.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: Space books от 28.01.2022 08:23:30в результате скопления ракеты-носителя Falcon 9
Что, что сделалось с ракетой-носителем?  ??? ::) :-[ :-\
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Space books от 28.01.2022 08:23:30и обеспечить своевременное построение его госоориентации .
Кажется это уже чтото чисто наше, российское...  ??? ::) :-[ :-\
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Space books от 28.01.2022 08:23:30в течение 1-2 месяцев спати аль позиция не будет способствовать накоплению электроэнергии, что даст возможность возглавить ориентация на государство.
Неча ориентироваться на государство! Спати! Усим спати!
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Олег Семенюк

Кабмин утвердил космическую программу Украины с бюджетом в 41 млрд грн
Читайте українськоюRead in English
Игорь Шелудченко

В планах – создать Лунный модуль и приборы для возможной лунной миссии за 3,2 млрд грн, построить ракетные комплексы «Циклон-4М» (5,3 млрд грн), «Циклон-1» (3,9 млрд грн) и «Зенит-7Н» (8,4 млрд грн)
Кабинет Министров принял решение утвердить законопроект «Об утверждении общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2021-2025 годы» с суммарным объемом финансирования в 40,78 млрд грн.
О принятии данного решения сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании правительства в среду.
Согласно тексту самой программы, основными ее задачами являются:

  • внедрение космической деятельности в интересах национальной безопасности;
  • создание космических систем наблюдения за Землей и их составных;
  • внедрение космических технологий на рынке услуг;
  • создание ракетно-космической техники;
  • фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере космической деятельности.
В частности, программа предусматривает создание и обеспечение развития внутреннего рынка космических технологий, информаций и услуг: содействие внедрению передовых космических технологий в гражданский сектор (spin-off) и гражданских технологий в космическую индустрию (spin-in).
Для ее реализации потребуется на период с 2021 по 2025 год включительно более 40 млрд грн: в 2021 году 900 млн грн (195 млн грн с госбюджета и 705 млн грн с других источников), в 2022 году – 10,5 млрд грн (4,78 млрд грн и 5,71 млрд грн), в 2023 году – 14,1 млрд грн (6,59 млрд грн и 7,51 млрд грн), в 2024 году – 9,6 млрд грн (3,7 млрд грн и 5,86 млрд грн), в 2025 году – 5,7 млрд грн (472 млн грн и 5,2 млрд грн).
Среди наиболее масштабных планов стоит выделить:

  • создание космической оптико-электронной системы – 2,4 млрд;
  • создание системы космического наблюдения как составных частей международных систем GEOSS, EuroGEOS, Copernicus – 600 млн грн;
  • создание космического ракетного комплекса среднего класса «Циклон-4М» – 5,3 млрд грн,
  • создание космического ракетного комплекса легкого класса морского базирования – 4,8 млрд грн;
  • создание космического ракетного комплекса легкого класса «Циклон-1» – 3,9 млрд грн;
  • серийное изготовление составных ракет-носителей «Антарес» и «Вега» – 3,1 млрд грн;
  • создание космического ракетного комплекса тяжелого класса «Зенит-7Н» – 8,4 млрд грн;
  • создание Лунного модуля и приборов для возможной лунной миссии – 3,2 млрд грн.
Отметим, на прошлом заседании Кабинет Министров постановил преобразовать государственные предприятия космической отрасли в акционерные общества. В список корпоратизированных войдут: ГП КБ «Южное им. М.К. Янгеля», ГНПП «Объединение Коммунар», ГП ОО «Киевприбор», ГП завод «Арсенал», ГП «Днепровский проектный институт» и «Производственное предприятие Южный машиностроительный завод им. О.М. Макарова» («Южмаш»).

https://gmk.center/news/kabmin-utverdil-kosmicheskuju-programmu-ukrainy-s-bjudzhetom-v-41-mlrd-grn/

Harder

Цитата: Олег Семенюк от 29.01.2022 21:56:19Кабмин утвердил космическую программу Украины с бюджетом в 41 млрд грн
Читайте українськоюRead in English
Игорь Шелудченко

В планах – создать Лунный модуль и приборы для возможной лунной миссии за 3,2 млрд грн, построить ракетные комплексы «Циклон-4М» (5,3 млрд грн), «Циклон-1» (3,9 млрд грн) и «Зенит-7Н» (8,4 млрд грн)

Это все хорошо.Но я не вижу выделения средств на выплату долгов Maxar Technology $200 млн за Лыбидь и еще $200 млн Boeing за "Морской старт".Или это такая мелочь,что и упоминания не требует?

АСПОС ОКП

Олег, ещё раз хотелось бы спросить: для чего закладываются средства на Лунный модуль? В какую программу он интегрирован?
...and therefore never send to know for whom the bell tolls; it tolls for thee

OldChukchi

Цитата: Олег Семенюк от 29.01.2022 21:56:19Кабмин утвердил космическую программу Украины с бюджетом в 41 млрд грн
так это еще в конце сентября прошлого года было...  И не программу они утвердили, а только законопроект.
А вот законом оно до сих не стало.

Тем не менее, есть одна очень интересная цыферка:
Цитироватьсерийное изготовление составных ракет-носителей «Антарес» и «Вега» - 3,1 млрд грн

В самом законопроекте, к сожалению, суммы по "Веге" и "Антаресу" отдельно не даются, но
известно, что весной 2021 года итальянская AVIO S.p.A. заключила с "Южмашем" договор на поставку дополнительных 10 шт РД-843 для "Веги", на сумму 6 млн евро, т.е. примерно 19,2 млн грн за штуку.

На тот момент "Южмашу" оставалось допоставить по предыдущему контракту еще 4 шт, и, допустим, с начала 2021 года хотя бы один РД-843 они уже отгрузили. Так же допустим, что цена этих недопоставленных примерно такая же, что и по новому контракту.

Тогда стоимость РД-843 для"Веги" в указанной космической программе  - 288 млн грн,
а все, что осталось - это "основная конструкция первой ступени" для "Антареса" - 2 812 млн грн,
или 281,2 млн грн за штуку - т.е. примерно 9,75 мегабаксов.

Для сравнения, двигатели РД-181 для "Антареса" обходятся Нортропу с Грумманом в 22,450 мегабаксов за комплект.

ЗЫ оценка, разумеется, приблизительная, так, навскидку.

USP09

#1333
Основная конструкция и стоит около 10 млн долларов. Несколько лет назад южное вcкрыло цифры.

OldChukchi

Цитата: USP09 от 30.01.2022 08:28:57Основная конструкция и стоит около 10 млн долларов. Несколько лет назад южное в крыло цифры.
ну вот я не нашел, как ни искал... пришлось косвенным путем вычислять

Старый

Цитата: OldChukchi от 30.01.2022 03:07:57Тем не менее, есть одна очень интересная цыферка:
Экспортные поставки финансируются заказчиком а не украинским бюджетом.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

OldChukchi

Цитата: Старый от 30.01.2022 10:06:08Экспортные поставки финансируются заказчиком а не украинским бюджетом.
разумеется. там в этой программе так и указано, что это внебюджетные источники.
Я как-то искал, почем Южмаш продает первые ступени Антареса, и даже здесь спрашивал - не нашел.
А тут вот примерная ясность.

Олег Семенюк

Цитата: АСПОС ОКП от 30.01.2022 01:58:04Олег, ещё раз хотелось бы спросить: для чего закладываются средства на Лунный модуль? В какую программу он интегрирован?
Есть такая информация

МНОГОРАЗОВЫЙ ЛУННЫЙ ЛЭНДЕР
ВВЕДЕНИЕ
В рамках работ по концептуальному проекту лунной промышленно-исследовательской базы, разработанному специалистами Конструкторского бюро «Южное» [1, 3], одной из ключевых задач являлась разработка технологий добычи и использования местных (лунных) ресурсов, в настоящее время называемых ISRU-технологиями. Использование местных ресурсов обеспечит существенное снижение затрат на космическую деятельность благодаря сокращению массы запускаемых в космос грузов, что составляет львиную долю затрат в космических операциях и является основной сдерживающей силой развития космонавтики за пределы низких околоземных орбит.
В рамках работ, проводимых на лунной базе, планируется создавать и совершенствовать на практике необходимые технологии, а также вводить в строй первые очереди промышленной добычи внеземных ресурсов, куда кроме топлива входят кислород, конструкционные и расходные материалы, редкоземельные элементы и другие ценные ресурсы, применимые как в космосе, так и на Земле.
Самым востребованным в космосе ресурсом будет топливо или рабочее тело ракетных двигателей, причем максимально эффективное его применение будет реализовано на транспортных участках, наиболее близких к месту производства самого топлива, то есть на перелетах между лунной базой, где топливо производится, и лунной орбитальной платформой — ближайшем хабе (перевалочном пункте) транспортной цепочки «Земля — Луна». Таким образом, сформирована цель создания многоразового лунного лэндера как первичного потребителя, для которого организация производства топлива на Луне будет необходима в первую очередь.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
КА — космический аппарат
ЛБ — лунная база
ЛОП — лунная орбитальная платформа
МЛЛ — многоразовый лунный лэндер
НИИТ — Научно-исследовательский институт технологий
ОКБ — окололунный космический буксир
ПГ — полезный груз
РБ — разгонный блок
УСМ — универсальный стыковочный механизм
ISRU — in-situ resource utilization (использование местных ресурсов)

КОНЦЕПЦИЯ МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА
Исходя из развития транспортного сообщения с поверхностью Луны, рассмотренного в работе [3] на этапах 3—4, для отработки компонентов многоразового лунного лэндера (МЛЛ) и повышения его надежности предполагается, что на этапе до организации топлива на Луне МЛЛ будет проходить этап летных испытаний и начальной эксплуатации, базируясь на лунной орбитальной платформе, и дозаправляться от топлива, доставляемого с Земли. На данном этапе может также применяться одноразовая версия лэндера, которая не требует дозаправки и обслуживания и является полностью независимой от какой-либо дополнительной инфраструктуры.
Основной типовой миссией МЛЛ выбрана доставка одиночного полезного груза (ПГ) с окололунной орбиты на лунную базу и возвращение лэндера без груза на орбиту, при этом начальная масса аппарата с ПГ на окололунной орбите составляет 20 т, как и в транспортной системе для создания лунной базы [1]. Это упростит переключение с одноразового лэндера начального этапа на многоразовый на дальнейших этапах обслуживания и расширения базы.
Данная транспортная задача является определяющей для формирования основных требований и основных характеристик МЛЛ. Для расширения его функциональности и увеличения эффективности использования рассмотрены также миссии с доставкой на поверхность Луны пилотируемой кабины с экипажем и возвращения ее на окололунную орбиту, что может применяться как для ротации экипажей, так и для пилотируемых высадок в неисследованные районы Луны.
Кроме этого, при оптимизации конструкции МЛЛ учитывались следующие требования:
 компактность, в частности ширина, позволяющая размещение в обтекателе с наружным диаметром 6.2 м ракеты-носителя сверхтяжелого класса;
 минимальная высота верхней платформы с полезным грузом для упрощения погрузочно-разгрузочных операций;
 максимальная конструктивная простота, предполагающая минимальное количество компонентов, и минимум затрат как при создании МЛЛ, так и при его производстве и эксплуатации;
 симметричное размещение топливных баков и полезного груза для минимизации смещения центровки в полете;
 минимальная конечная масса МЛЛ за счет оптимизации силовой конструкции с учетом рационального размещения всех компонентов МЛЛ и оптимального распределения нагрузок на разных режимах полета и посадки.
Следуя данным требованиям, многоразовый лунный лэндер выполнен одноступенчатым, при этом запас топлива в его баках обеспечивает выполнение как целевой транспортной миссии, так и возвращения аппарата к месту базирования — на лунную орбитальную платформу (ЛОП), а впоследствии — на лунную базу (ЛБ), производящую топливо для дозаправок.
Двигатели лэндера работают на жидких кислороде и водороде, получаемых из лунных запасов воды методом электролиза, и обеспечивающих высокую эффективность использования МЛЛ в транспортных миссиях. Как показали проведенные расчеты, аппарат способен доставлять на лунную базу ПГ такой же массы, как и одноразовая система начального этапа, использующая высококипящие компоненты топлива.
СЦЕНАРИИ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА
На рис. 1—3 показана последовательность операций при использовании МЛЛ до начала производства топлива на Луне. Для первой миссии аппарат доставляется с Земли на окололунную орбиту, выполняет посадку на Луну, разгрузку и перелет на лунную орбитальную платформу (рис. 1). Для обеспечения новой миссии с Земли к ЛОП доставляется очередной груз массой 20 т, включающий 8 т груза для доставки на поверхность Луны (либо герметичную кабину массой 3.5 т) и 9 т топлива для дозаправки МЛЛ (рис. 2).
https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/43166.jpg
Лэндер дозаправляется, пристыковывается к новому блоку доставляемого груза и после прохождения необходимых тестов начинает новую миссию по доставке на лунную поверхность полезного груза (рис. 3). Цикл (действия, показанные на рис. 2 и 3) повторяется для каждой последующей миссии.
Миссии с пилотируемой лунной кабиной выполняются аналогичным образом, отличие только в отсутствии разгрузки и способе доставки целевого груза — экипаж, доставляемый на Луну, прилетает к ЛОП на отдельном пилотируемом корабле (например «Orion»), а герметичная кабина для лунных высадок используется многократно и базируется на ЛОП. Примечательно, что на данном этапе благодаря базированию на ЛОП, размещаемой на полярной орбите, лэндер может высаживаться практически в любой точке лунного шара (где это позволит рельеф) и возвращаться обратно на ЛОП.
На этапе использования для дозаправки и подготовки МЛЛ лунных ресурсов его базирование переносится на поверхность Луны вблизи лунной базы, где имеются посадочная площадка, а также комплекс дозаправки и предполетной проверки лэндера с необходимым оборудованием. При этом для доставки на поверхность Луны целевого полезного груза уже не потребуется доставлять на окололунную орбиту дополнительные расходуемые грузы (топливо и газы).
Таким образом, в зависимости от этапа эксплуатации и конфигурации лэндера рассмотрено шесть основных сценариев применения МЛЛ — три грузовых и три пилотируемых (см. таблицу). Приведенная масса полезного груза определена на основании баллистических расчетов, для которых было разработано отдельное программно-математическое обеспечение.
Зображення
Как видно из таблицы, благодаря высокой эффективности кислородно-водородных двигателей даже на начальном этапе МЛЛ будет эффективнее одноразового лэндера на высококипящих компонентах, поскольку в одноразовых миссиях масса груза может быть увеличена до 9.6 т (за счет недозаправки ба ков при полете в одну сторону). При реализации миссий с многоразовым лэндером необходимая для повторной миссии доставка груза на окололунную станцию сокращается до 17 т, поскольку сам лэндер будет использоваться повторно. В пилотируемом варианте с многоразовой кабиной доставка необходимых грузов составит только 9 т топлива и экипаж, прилетающий отдельной миссией на корабле для возврата на Землю, который будет ожидать на окололунной станции. Резерв массы ПГ (3 или 11 т) может использоваться для дооснащения ЛОП новыми модулями, оборудованием, расходными материалами и т. п.
СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА
Облик и основные компоненты системы МЛЛ приведены на рис. 4.
Для двигателей МЛЛ была выбрана относительно простая и надежная открытая турбонасосная схема работы с восстановительным газогенератором. В состав двигательной установки лэндера входит три маршевых двигателя, но на финальном участке посадки используется только один центральный, с возможностью регулирования тяги в пределах 50...100 %. Данная схема обладает повышенной надежностью (возможно аварийное продолжение полета при отказе одного двигателя), меньшим требуемым уровнем тяги и диапазоном дросселирования для единичного двигателя, что сокращает затраты на его создание.
https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/43165.jpg
При выборе конструкции МЛЛ анализировались шесть различных вариантов компоновки топливных баков, включающих различное количество сферических, сфероцилиндрических и тороцилиндрических баков. Оптимизированная конструкция МЛЛ включает в себя два сферических бака жидкого кислорода и два сфероцилиндрических бака жидкого водорода с симметричным расположением. Баки соединены в общую конструкцию путем установки на силовой каркас, в верхней части которого установлено универсальное стыковочное устройство. На данном устройстве могут быть установлены как герметичная кабина для пилотируемых миссий, так и различные варианты грузов, отдельные модули будущей лунной базы либо негерметичные платформы с оборудованием, в частности для развертывания добычи лунного льда и производства из него топлива.
Снизу на аппарате установлены четыре раскладывающиеся посадочные опоры, оснащенные механическими демпферами многоразового действия. С их помощью можно обеспечить наклон корпуса МЛЛ после посадки на небольшой угол для упрощения разгрузочных операций. В состав многоразового лэндера входят также блоки двигателей малой тяги, работающие на газообразных компонентах топлива из основных баков. Для обеспечения теплового режима компонентов топлива, а также испарения части топлива для двигателей малой тяги, предполагается использование бортовой активной криосистемы. Прототипом такой системы может рассматриваться система термостатирования бака с переохлажденным жидким кислородом двигательной установки орбитального корабля многоразовой космической системы «Энергия — Буран» [2], в создании которой принимали участие украинские предприятия, в частности Научно-исследовательский институт технологий «Криогенмаш» (г. Одесса).
В состав бортовой авионики входят системы управления, телеметрии, дальней связи, астронавигации, терморегулирования, приборы системы посадки, и т. д. Система электропитания включает в себя бортовые аккумуляторные батареи и раскладываемые солнечные панели. Основная часть конструкции МЛЛ снаружи покрыта экранно-вакуумной теплоизоляцией. На наружной поверхности МЛЛ также расположены заправочные и контрольно-проверочные интерфейсы, радиаторы, приборы астронавигации и мягкой посадки, антенны космической связи и др.
В архитектуру построения систем МЛЛ закладывается принцип модульности и ремонтопригодности в открытом космосе, что позволит при необходимости выполнить замену отказавшего модуля или другой вид ремонта либо с помощью манипулятора, либо с непосредственным участием экипажа.
Ниже приведены основные характеристики многоразового лэндера.
Как видно, максимальная масса аппарата с ПГ составляет 20 т, внешний диаметр 5.35 м, что соответствует возможностям космической транспортной системы, разработанной для проекта лунной базы [1].
В данную систему входят сверхтяжелая ракета-носитель «Маяк-СТ5», разгонный блок и окололунный космический буксир, при этом РН «Маяк-СТ5» обеспечивает выведение сборки РБ + ОКБ + МЛЛ на низкую околоземную орбиту, а РБ и ОКБ — выход на транслунную и целевую окололунную орбиты соответственно. В перспективе предполагается заменить эти два блока одним кислородно-водородным, обеспечивающим, помимо других задач, доставку на ЛОП топлива для дозаправки МЛЛ непосредственно в своих основных баках. Совместно с возможностями ЛОП данные компоненты составят единую универсальную транспортную систему, обеспечивающую транспортные операции лунной базы на этапе перехода на производство топлива из лунных запасов воды.
ПРЕИМУЩЕСТВА МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА
Таким образом, использование в составе лунной транспортной системы многоразового лэндера позволит существенно сократить затраты на доставку полезного груза на Луну за счет исключения необходимости изготовления нового лэндера для каждой миссии, а также за счет сокращения общей массы запускаемого с Земли груза, необходимого для доставки каждой тонны груза на Луну. На первом этапе (базирование на ЛОП) применение МЛЛ сокращает массу необходимого для последующих миссий груза на 25 % для беспилотных рейсов и на 42 % для пилотируемых, что обеспечит существенный экономический эффект с учетом высокой стоимости доставки грузов на окололунную орбиту. На втором этапе, при использовании топлива лунного производства, дополнительный груз для каждой тонны доставляемого с ЛОП на Луну ПГ сокращается практически до нуля, поскольку данная операция выполняется на лунном топливе и с использованием МЛЛ лунного базирования, работоспособность которого обеспечивается только лунной инфраструктурой.
Дальнейшие существенные экономические преимущества могут быть получены за счет доставки в хранилище ЛОП лунного топлива (до 8 т за один рейс) и его использования для дозаправки КА, работающих в окололунном и околоземном пространстве. Такими КА могут быть различные спутники Земли, межорбитальные буксиры, сервисные космические модули, обслуживающие геостационарные КА, уборщики космического мусора, а в перспективе — крупнотоннажные межпланетные корабли пилотируемых экспедиций в пределах всей Солнечной системы. Также планируется доставка различных лунных конструкционных материалов для космического строительства, вплоть до геостационарной орбиты, что будет дешевле, чем привозить их с Земли.
Сам факт наличия регулярно действующей транспортной системы на участке «орбита Луны – поверхность Луны» открывает много новых возможностей по развитию формируемых в настоящее время лунного бизнеса и новых рынков, вплоть до космического туризма и создания долговременных лунных поселений или частных лунных баз.
Благодаря использованию лунной инфраструктуры, обеспечивающей регулярные перелеты МЛЛ топливом и межполетным обслуживанием, данная транспортная система способна работать почти автономно, не требуя доставок дополнительной массы грузов для каждого рейса. Это обеспечивает минимальный уровень затрат на доступ к поверхности Луны и полностью соответствует концепции возвращения на Луну для постоянного присутствия [4], сформулированной нынешним главой NASA Джимом Бранденстайном: «Иметь возможность летать туда и обратно с Луны и приземляться в любом месте на ее поверхности и в любое время».
Как видно, максимальная масса аппарата с ПГ составляет 20 т, внешний диаметр 5.35 м, что соответствует возможностям космической транспортной системы, разработанной для проекта лунной базы [1].

В данную систему входят сверхтяжелая ракета-носитель «Маяк-СТ5», разгонный блок и окололунный космический буксир, при этом РН «Маяк-СТ5» обеспечивает выведение сборки РБ + ОКБ + МЛЛ на низкую околоземную орбиту, а РБ и ОКБ — выход на транслунную и целевую окололунную орбиты соответственно. В перспективе предполагается заменить эти два блока одним кислородно-водородным, обеспечивающим, помимо других задач, доставку на ЛОП топлива для дозаправки МЛЛ непосредственно в своих основных баках. Совместно с возможностями ЛОП данные компоненты составят единую универсальную транспортную систему, обеспечивающую транспортные операции лунной базы на этапе перехода на производство топлива из лунных запасов воды.
ПРЕИМУЩЕСТВА МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА
Таким образом, использование в составе лунной транспортной системы многоразового лэндера позволит существенно сократить затраты на доставку полезного груза на Луну за счет исключения необходимости изготовления нового лэндера для каждой миссии, а также за счет сокращения общей массы запускаемого с Земли груза, необходимого для доставки каждой тонны груза на Луну. На первом этапе (базирование на ЛОП) применение МЛЛ сокращает массу необходимого для последующих миссий груза на 25 % для беспилотных рейсов и на 42 % для пилотируемых, что обеспечит существенный экономический эффект с учетом высокой стоимости доставки грузов на окололунную орбиту. На втором этапе, при использовании топлива лунного производства, дополнительный груз для каждой тонны доставляемого с ЛОП на Луну ПГ сокращается практически до нуля, поскольку данная операция выполняется на лунном топливе и с использованием МЛЛ лунного базирования, работоспособность которого обеспечивается только лунной инфраструктурой.
Дальнейшие существенные экономические преимущества могут быть получены за счет доставки в хранилище ЛОП лунного топлива (до 8 т за один рейс) и его использования для дозаправки КА, работающих в окололунном и околоземном пространстве. Такими КА могут быть различные спутники Земли, межорбитальные буксиры, сервисные космические модули, обслуживающие геостационарные КА, уборщики космического мусора, а в перспективе — крупнотоннажные межпланетные корабли пилотируемых экспедиций в пределах всей Солнечной системы. Также планируется доставка различных лунных конструкционных материалов для космического строительства, вплоть до геостационарной орбиты, что будет дешевле, чем привозить их с Земли.

А есть такая

Британская космическая компания готовит миссию на Луну с использованием посадочного модуля, изготовленного в Днепре

https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/138113.jpg

Об этом говорится в сообщении компании Spacebit, передает Depo.Днепр.
Британская компания Spacebit запланировали на 2021 год полет на Луну с высадкой посадочного модуля и лунохода.
Вторая миссия на Луну запланирована на 2023 год. В течение первых двух миссий компания будет тестировать как посадочный модуль, так и разнообразные модели луноходов.
В 2026 году планируется третья миссия на Луну, во время которой протестированы луноходы исследовать выходы лавы и лавовые пещеры.



АСПОС ОКП

Спасибо. То есть шанс получить заказ от британцев. А если его не будет, госбюджетные гривны уйдут на подержание отрасли и создание действующего музейного экспоната?
Поймите, это не политизированные вопросы, просто хотелось бы понять по существу.
...and therefore never send to know for whom the bell tolls; it tolls for thee

USP09

Все мрии о Луне на Украине, имхо, приказали долго жить со смертью вот этого тучного коррупционера, который последние годы своей жизни расплодил дикое количество совершенно немыслимых проектов. Кажется, никто у него эстафету не подхватывал. Лунный лэндер, Маяк... камон, ребята, на дворе 2022 год. Есть ещё кто-то, кто верит в Маяк? Я хочу видеть этого человека.