Космическая Украина с 2007 по 2011 годы

Автор Аля, 08.06.2006 15:11:32

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

triage

Гугл-перевод

Цитатаhttps://www.nkau.gov.ua/ua/news/main-themes/1597-ukraina-stala-deviatoiu-krainoiu-iaka-pidpysala-domovlenosti-v-ramkakh-prohramy-artemida

УКРАИНА СТАЛА ДЕВЯТОЙ СТРАНОЙ, КОТОРАЯ ПОДПИСАЛА ДОГОВОРЕННОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «АРТЕМИДА»
13.11.2020

Государственное космическое агентство Украины подписало Договоренности в рамках программы NASA «Артемида» о принципах сотрудничества в гражданском исследовании и использовании Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях и присоединилась к космических агентств других стран-участников программы.

Таким образом, Украина стала девятой страной-подписантом Договоренности по «Артемиды».

Договоренности содержат набор принципов, которыми будут руководствоваться государства-подписанты в рамках их участия в программе НАСА «Артемида», а именно:
...
Украинские проекты впервые стали частью глобального сценария освоения Луны от ISECG, и логично, что мы дальше хотим реализовывать наш потенциал в рамках программы «Артемида».
...

Цитатаhttps://www.nkau.gov.ua/ua/news/main-themes/1583-proiekty-derzhavnoho-kosmichnoho-ahentstva-uviishly-do-onovlenoho-hlobalnoho-stsenariiu-doslidzhennia-poverkhni-misiatsia-vid-isecg

ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА ВОШЛИ В ОБНОВЛЕННЫЙ ГЛОБАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ЛУНЫ ОТ ISECG

21.09.2020

В начале сентября 2020 Государственное космическое агентство Украины приняли участие в онлайн-заседании Международной координационной группы по исследованию космоса (ISECG).

На заседании представители космических ведомств приняли Приложение к «Дорожной карты глобальных исследований космоса», который касается «Обновление сценария исследования поверхности Луны» https://www.globalspaceexploration.org/wp-content/uploads/2020/08/GER_2020_supplement.pdf.

Украинская сторона работает над тремя основными ...:

Создание электростанции для лунной базы, ... от солнечной энергии. Работа электростанции базируется на инновационной технологии электролиза и она может быть использована для производства ракетного топлива в ....

Разработка кубсата, который будет находиться на селеноцентрическую орбите и предоставлять изображение Луны с нескольких смотровых точек, что позволит визуализировать рельеф местности и измерять спектральные изменения на лунной поверхности.

Создание солнечно-термоэлектрического генератора, предназначенного для производства возобновляемой энергии. Генератор сможет сохранять свою функциональность при отсутствии солнечного излучения, поглощая тепло из лунной поверхности.

Принятый документ определяет 12 целей на основе принципов устойчивого развития для проведения системных исследований и начала элементов архитектуры будущих лунных баз.

Space books

https://gordonua.com/news/society/ukraina-prisoedinilas-k-programme-nasa-artemida-o-sotrudnichestve-v-issledovanii-kosmosa-1527283.html

ЦитатаУкраина присоединилась к программе NASA "Артемида" о сотрудничестве в исследовании космоса

13 октября восемь стран заключили соглашение "Артемида", устанавливающее набор принципов, которыми будут руководствоваться партнеры в ходе исследования Луны, Марса, комет и астероидов в XXI веке. Теперь к нему присоединилась Украина.

Украина стала девятой страной - подписантом договоренностей программы "Артемида"

Государственное космическое агентство Украины присоединилось к программе NASA "Артемида" о сотрудничестве в исследовании Луны, Марса, комет и астероидов. Об этом сообщает пресс-служба агентства.

Таким образом, Украина стала девятой страной - подписантом договоренностей программы "Артемида".

Договоренности содержат набор принципов, которыми будут руководствоваться государства-подписанты в рамках их участия в программе:

Мирное исследование: все мероприятия, проводимые по программе "Артемида", должны осуществляться в мирных целях.
Прозрачность: подписанты должны осуществлять свою деятельность прозрачно, чтобы избежать недоразумений и конфликтов.
Совместимость: нации, которые будут участвовать в программе, будут стремиться поддерживать совместимость систем для повышения их безопасности и стабильности.
Экстренная помощь: подписанты обязуются оказывать помощь лицам, пострадавшим в рамках реализации программы "Артемида" в контексте соглашения о спасении.
Регистрация космических объектов: любое государство, участвующее в программе, должно быть участницей конвенции о регистрации.
Распространение научных данных: подписанты обязуются публично обнародовать научную информацию, полученную в рамках реализации программы.
Сохранение наследия: подписанты обязуются сохранять космическое наследство.
Космические ресурсы: добыча и использование космических ресурсов являются ключевым фактором безопасных и устойчивых исследований и подписанты подтверждают, что такая деятельность должна проводиться в соответствии с договором по космосу.
Деконфликтизация деятельности: подписанты обязуются предотвращать вредное вмешательство и поддерживать принцип должного внимания, как того требует договор по космосу.
Орбитальный мусор: подписанты обязуются планировать безопасное захоронение мусора.

"Это важно для Украины, потому что мы сможем реализовать свои собственные проекты в партнерстве с ведущими космическими агентствами мира", - заявил глава украинского агентства Владимир Усов.

У Украины есть все научно-технические возможности и опыт, которые позволяют ей стать одним из весомых партнеров NASA во время реализации программы "Артемида", добавили в агентстве.

13 октября восемь стран заключили соглашение "Артемида", устанавливающее набор принципов, которыми будут руководствоваться партнеры в ходе исследования Луны в XXI веке. Документ подписали Австралия, Канада, Италия, Япония, Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и США.
Больше читайте тут: https://gordonua.com/news/society/ukraina-prisoedinilas-k-programme-nasa-artemida-o-sotrudnichestve-v-issledovanii-kosmosa-1527283.html

Space books

https://biz.liga.net/ekonomika/it/novosti/ukrainskie-rakety-mogut-poyavitsya-na-kosmodromah-germanii-i-avstralii-glava-goskosmosa


ЦитатаУкраинские ракеты могут появиться на космодромах в Австралии и Марокко - глава Госкосмоса

Украинские ракеты могут появиться на космодромах в Австралии и Марокко - глава Госкосмоса - Фото
Ракета-носитель "Днепр-3" завода Южмаш (Фото - Южмаш)

Госкосмос ведет переговоры о поставках Южмашем и КБ Южное ракет-носителей в проектах австралийского и немецкого космодромов

Государственное космическое агентство Украины ведет переговоры об участии Южного машиностроительного завода им. А.М. Макарова и конструкторского бюро "Южное" в проектах двух космодромов. Об этом в эфире Радио НВ заявил глава Госкосмоса Владимир Усов.
Речь идет о производстве ракет-носителей для австралийского космодрома и немецкого космодрома в Марокко. По словам Усова, украинские производители могут за несколько лет поставить им десятки ракет-носителей.

"Сейчас мы ведем переговоры по двум очень большим проектам по участию Южмаш и КБ Южного в проекте австралийского космодрома и немецкого, но немецкого в Марокко. Этот проект обеспечит производство десятков ракет-носителей за несколько лет", - заявил глава Госкосмоса.
Он добавил, что это будут знаковые проекты для украинской космической отрасли.

Дмитрий В.

Цитата: Space books от 13.11.2020 18:49:26https://biz.liga.net/ekonomika/it/novosti/ukrainskie-rakety-mogut-poyavitsya-na-kosmodromah-germanii-i-avstralii-glava-goskosmosa


Цитата: undefinedУкраинские ракеты могут появиться на космодромах в Австралии и Марокко - глава Госкосмоса

Украинские ракеты могут появиться на космодромах в Австралии и Марокко - глава Госкосмоса - Фото
Ракета-носитель "Днепр-3" завода Южмаш (Фото - Южмаш)

Госкосмос ведет переговоры о поставках Южмашем и КБ Южное ракет-носителей в проектах австралийского и немецкого космодромов

Государственное космическое агентство Украины ведет переговоры об участии Южного машиностроительного завода им. А.М. Макарова и конструкторского бюро "Южное" в проектах двух космодромов. Об этом в эфире Радио НВ заявил глава Госкосмоса Владимир Усов.
Речь идет о производстве ракет-носителей для австралийского космодрома и немецкого космодрома в Марокко. По словам Усова, украинские производители могут за несколько лет поставить им десятки ракет-носителей.

"Сейчас мы ведем переговоры по двум очень большим проектам по участию Южмаш и КБ Южного в проекте австралийского космодрома и немецкого, но немецкого в Марокко. Этот проект обеспечит производство десятков ракет-носителей за несколько лет", - заявил глава Госкосмоса.
Он добавил, что это будут знаковые проекты для украинской космической отрасли.
"Тридцать тыщ одних курьеров"
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

PIN

Это сюр, смех сквозь слёзы.

Старый

Цитата: Space books от 13.11.2020 18:49:26Украинские ракеты могут появиться на космодромах в Австралии и Марокко
Украинские ракеты могут появиться где угодно. Но не появятся.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Старый

Цитата: Space books от 13.11.2020 18:49:26По словам Усова, украинские производители могут за несколько лет поставить им десятки ракет-носителей.
Могут даже сотни. Но не поставят ни одной.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Гермиона

- Государственное космическое агентство Украины получило свою долю в проектах Международной координационной группы по исследованию космоса (ISECG) по исследованию Луны.

Украинская сторона работает над тремя основными задачами:

- создание электростанции для лунной базы.

Работа электростанции проектируется на инновационной технологии электролиза и может быть использована для производства ракетного топлива непосредственно на Луне;


- создание лунного спутника, который будет давать изображение поверхности Луны с нескольких обзорных точек, что позволит картографировать релье и измерять спектральные изменения на лунной поверхности (читай - заниматься геологоразведкой);

- создание солнечно-термоэлектрического генератора, предназначенного для производства возобновляемой энергии.

Генератор сможет давать электричество при отсутствии солнечного излучения, поглощая тепло из лунной поверхности.

https://www.nkau.gov.ua/ua/news/main-themes/1583-

https://t.me/moon_rainbow_AA/540

PIN

Цитата: Гермиона от 15.11.2020 16:54:50получило свою долю в проектах Международной координационной группы по исследованию космоса (ISECG)
Какую "долю"? У ISEG нет никаких проектов, по определению. В их основном и единственном результате работы https://www.globalspaceexploration.org/wp-content/uploads/2020/08/GER_2020_supplement.pdf всё это - часть украинской национальной космической программы, о которой ГКАУ уведомило других участников этого междусобойчика.

Space books

16.11.2020 19:44:49 #649 Последнее редактирование: 16.11.2020 19:50:38 от Space books
Цитата: undefinedУкраинец Поляков занимает третье место по инвестициям в космическую сферу США после Маска и Безоса - Колесник
Елена ПОСКАННАЯ журналист

В интервью изданию "ГОРДОН" эксперт в аэрокосмической сфере, советник главы Национального космического агентства Андрей Колесник рассказал, чего не хватает Украине, чтобы на правах полноценного партнера войти в семью космических держав мира, в каких международных проектах участвуют украинские компании, почему сегодня отечественные стартапы в сфере космоса не могут найти финансовую поддержку, и так ли плохо, что украинские специалисты уезжают работать за границу.
https://gordonua.com/img/article/15259/71_tn.jpg
Колесник: Мы выживаем, вместо того чтобы развиваться
Фото: Andrii Kolesnyk / Facebook

В Украине срочно необходимо поменять финансирование космической отрасли. Тогда мы могли бы рассчитывать не только на национального, но и на иностранного инвестора

- Для множества стран космос - в первую очередь имиджевая история. А что в Украине?
- У нас все очень гордятся историей. И считают, раз у нас такое прошлое, то и будущее будет успешным. К сожалению, прошлое только позволяет всем говорить "Украина - космическое государство", но Украина де-факто на госуровне не занимается тем, что подразумевается под понятием исследование и использование космического пространства.
Когда в прошлом году принимали изменения в космическое законодательство, считали, раз откроют возможность заниматься этой сферой частному бизнесу, сразу появятся люди, желающие вкладывать деньги, и за счет этого отрасль удастся вытянуть. Давайте посмотрим на итог: да, интерес появился, количество стартапов, которые хотели бы начать свой бизнес в этой сфере, увеличилось, но найти средства для космоса оказалось фактически невозможно.
- Почему?
- Частные инвесторы не видят такой заинтересованности, какая есть в других странах. Посмотрите на США или Японию. Там понимают, что космос может финансировать не только государство или только частный бизнес. Именно государственно-частное партнерство является лучшим механизмом развития отрасли. У нас до этого так и не дошли.
- То есть стратегически в прошлом году ошиблись?
- Я бы сказал, просто недоделали. Захотелось что-то поменять, но не все. Я был участником этого процесса и видел, насколько не было желания доводить до логического конца разработку механизмов государственно-частного партнерства и внедрения новых форм финансирования со стороны государства.
- Почему не захотели?
- Мне кажется, хотели показать быстрые изменения, но не было четкого понимания, куда мы стремимся попасть. Поэтому просто решили: если понадобится, мы сможем потом еще изменить законы. Но оценивая политическую ситуацию сегодня, видно, что быстро очередные изменения не произойдут, к сожалению.

Запуск ракеты-носителя Vega, изготовленной с участием украинских компаний, 3 сентября 2020 года. Видео: ESA / YouTube

- Космическую отрасль ждут проблемы?
- Конечно. Ведь фактически мы ничего не изменили с точки зрения развития. Дали возможность, но не дали импульс. Надеюсь, новое министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности, вице-премьер Олег Уруский, который много работал в свое время в космической сфере, это понимают и на своем уровне запустят процесс изменения законодательства.
В Украине срочно необходимо поменять финансирование космической отрасли. Тут понадобятся определенные усилия со стороны Верховной Рады, ведь надо позволить привлекать иностранные инвестиции в стратегические сферы. Тогда мы могли бы рассчитывать не только на национального, но и на иностранного инвестора. Пока финансировать космические проекты в Украине фактически может только украинский бизнес. А он с большим подозрением поглядывает в сторону космоса.

У нас есть специалисты, которые обладают огромным потенциалом, способные создавать действительно революционные вещи

- Сейчас нам есть что предложить мировому космическому рынку?
- Безусловно, есть ряд проектов, которые успешно реализуются. Хочу напомнить, что украинские предприятия работают над составляющими ракет-носителей Antares и Vega.
Первая ступень американской ракеты-носителя Antares, которая поставляет грузы на Международную космическую станцию, является разработкой конструкторского бюро "Южное" и производится на объединении "Южный машиностроительный завод". Четвертая ступень европейской ракеты Vega оснащена двигателем разработки и производства днепровских предприятий.

Третий в 2020 году запуск ракеты-носителя "Антарес" состоялся 3 октября. Ракета вывела на орбиту транспортный корабль Cygnus, который доставил груз на МКС. Видео: SciNews / YouTube

В Харькове есть предприятие FED, ранее наиболее известное своей гражданской продукцией - фотоаппаратами под одноименной маркой (ФЭД). Со временем оно было разделено на две части - частную и государственную. Частный FED разрабатывает составляющие систем для авиастроения, космоса и демонстрирует хорошие результаты, в том числе по международному сотрудничеству, а государственный продолжает тянуть свою нелегкую ношу. Выживет ли он, никто не знает.
Несколько лет назад частный FED выиграл субконтракт на $5 млн у известного европейского производителя спутников Thales Alenia Space. Компания по последним передовым технологиям сконструировала телекоммуникационный спутник. Для него нужно было разработать оригинальную систему терморегулирования. И с этой задачей справились украинские специалисты. Они создали уникальную систему, которая, к слову, может применяться не только на этом спутнике.
Дело в том, что ранее телекоммуникационные спутники имели мощность до 14 КВт, а этот спутник - 22 КВт. В новом дополнительно установлено много аппаратуры, которая, несмотря на последние достижения в области космической электроники, все же интенсивно потребляет электроэнергию и, следовательно, нуждается в постоянной более эффективной системе охлаждения.
https://gordonua.com/img/forall/users/58/5854/tga070920.jpg
Терморегулирующий гидроаккумулятор для спутника ЅЕЅ-17 разработала и изготовила компания FED совместно с Центром технической физики Государственного аэрокосмического университета имени Жуковского "ХАИ". Фото: wing.com.ua

Надеюсь, эта украинская разработка будет востребована как на Западе, так и у нас. Например, если мы вернемся к разработке украинского телекоммуникационного спутника, это будет очень важная составляющая его часть. Также такие системы будут полезны для реализации программ по освоению Луны.
Еще в прошлом году украинское предприятие отправило свое изделие заказчику. Сейчас проходят испытания, и уже весной следующего года спутник планируется запустить на геостационарную орбиту Земли.
Кроме того, FED участвует в разработке двигателей для европейских космических аппаратов не на химическом топливе, а на электрической тяге, и они могут использоваться как буксиры в околоземном пространстве, на пути к Луне и далее.
- Я слышала, что сейчас готовится к запуску первая частная украинско-американская ракета.
- Ракета-носитель Альфа компании Firefly Aerospace - скорее американская ракета, созданная с частично украинским участием, может быть запущена уже 22 декабря этого года (запасной день - 31 декабря). Это проект выходца из Украины Макса Полякова. Это исключительный случай: Поляков занимает третье место по инвестициям в космическую сферу США среди частного бизнеса после Илона Маска (основателя SpaceX) и Джеффри Безоса (основателя Amazon).
Поляков вкладывает средства прежде всего в американский бизнес. Производство у него в Штатах. Но он, будучи выходцем из Украины и зная наш потенциал, по украинскому законодательству, например, основал компанию Firefly Aerospace Ukraine. Этот центр исследований и разработки помогает создавать отдельные составляющие для ракеты, элементы для турбонасоса, двигателей, камер сгорания, трубопроводов и так далее. Они серийно собираются изготавливать это все на "Южмаше", а затем, после приемочных испытаний, оборудование поставляется в США, где проводятся окончательные тесты в составе уже собранного изделия или его составных частей. Подчеркиваю, основное производство находится в США.

Поляков также вкладывает деньги и в инженерные школы в Украине. Такие открыты в Ровно, Днепре, Киеве, Черкассах, Житомире. Ищут среди студентов и недавних выпускников вузов тех талантливых, которые смогут помочь развивать бизнес. Ведь у Полякова много интересных планов.
Он хочет построить более мощную ракету Beta, спроектировать и построить орбитальный буксир, который мог бы транспортировать грузы в космическом пространстве между Землей и Луной, и хочет иметь производство собственных спутников. Тем более, что у него уже есть компания, включая филиал в Украине, которая обрабатывает спутниковые данные, используя уникальные алгоритмы, для применения в различных секторах экономики и государственной деятельности. То есть он строит большую интегрированную компанию, и украинские специалисты ему нужны.
- Еще есть подобные проекты?
- Вы, наверное, слышали о японской миссии "Хаябуса-2"? Это межпланетная станция, которая отправилась к астероиду Рюгу, чтобы взять пробы грунта и теперь доставляет их на Землю. По планам сброс возвращаемой капсулы произойдет над территорией Австралии в начале декабря. В рамках этого проекта японцы приглашали международных партнеров к разработке некоторых инструментов. Немецкая организация по аэрокосмическим исследованиям DLR совместно с французским космическим агентством CNES взяла на себя разработку астероидохода MASCOT, который сбрасывали на астероид для проведения исследований.
https://gordonua.com/img/forall/users/58/5854/20141117_fairing.png
Автоматическая межпланетная станция "Хаябуса-2" запущена в декабре 2014 года. Она предназначена для забора образцов грунта с астероида Рюгу. Зонд "Хаябуса-2" дважды высаживался на астероид в 2019 году. Фото: hayabusa2.jaxa.jp

Этот модуль содержал определенные элементы, связанные с системой терморегуляции. Эффективное устройство теплопередачи в рамках нужных технических характеристик для него нигде не могли сделать. С этой задачей справились только специалисты кафедры теплоэнергетического факультета Киевского политехнического института. Их разработка оказалась оптимальной для немецко-французского инструмента. Вот так научное учреждение смогло дать интересный результат для международного научно-технического сотрудничества.
Этот научно-технический контракт доказывает, что у нас есть специалисты, которые обладают огромным потенциалом, способные создавать действительно революционные вещи.

- А что сейчас происходит с разработкой ракеты "Циклон-4М"? Ранее сообщалось, что и космодром в Канаде будут строить для ее запуска, и что мы участвуем в этом проекте?
- Космодром в провинции Новая Шотландия (Канада) является частной инициативой группы потенциальных американо-канадских инвесторов. Первой, но не единственной, ракетой-носителем для использования они видят украинский "Циклон-4М". Это двухступенчатое изделие, предложенное КБ "Южное", на основе разработок, появившихся в ходе реализации уже неудавшегося проекта "Циклон-4" со стартовым комплексом на космодроме Алькантара (Бразилия вышла из проекта в 2015 году).
Для нового варианта в Днепре уже закончили полный цикл испытаний двигателя (для использования на второй ступени) и можно сказать, что двигатель как сам, так и в составе ступени готов для практического применения. Все расходы покрывались за счет средств, полученных на реализацию бразильского проекта, в том числе и кредитных, выданных под государственные гарантии.

Второй этап испытания жидкостного (химического) ракетного двигателя РД861К. Этот двигатель входит в состав третьей ступени ракеты-носителя "Циклон-4" и предназначен для создания тяги и маневрирования. Двигатель разработало конструкторское бюро "Южное" и изготовил Южный машиностроительный завод. Видео: Yuzhnoye SDO / YouTube

Для первой ступени необходим новый маршевый двигатель, созданием которого сейчас занимаются в КБ "Южное". Финансирование этой части остается под вопросом, поскольку инициаторы постройки канадского космодрома ждут из Украины уже полностью разработанную и готовую к использованию ракету-носитель и намереваются закупать ее как единое целое, только когда она будет готова для коммерческого использования.
На мой взгляд, именно отсутствие источника стабильного финансирования для завершения работ над "Циклон-4М" (прежде всего первой ступени), а также возникшие технические вопросы, прежде всего из-за проблем с необходимостью решения вопросов по импортозамещению - ставят под сомнение скорое появление этого изделия на канадской земле.
К сожалению, приходится констатировать, что дальнейшее промедление может поставить крест на коммерческом использовании "Циклон-4М" из-за появления конкурентов в этом сегменте на мировом рынке услуг. Они могут предложить в полтора раза дешевле стоимость вывода аналогичных по весовому критерию полезных нагрузок на соответствующие орбиты.

Мировой космический рынок до 2040 года должен вырасти до 1 триллиона долларов. Он бурно развивается

- Сколько компаний в Украине работают на космос?
- Если брать госкомпании, то в управлении Государственного космического агентства еще недавно было более 20 предприятий, которые формально работали на космос. Что касается частных компаний, то их на сегодня можно пересчитать по пальцам. Еще пару лет назад субъектам космической деятельности выдавались лицензии. Причем не компании как таковой, а на конкретный контракт, или поставку, или вид работ. В 2015-2017 годах, например, выдавалось более 100 разрешений в год. Потом этот вид регулирования отменили.
- Может быть, космический рынок выглядит для Украины не очень перспективно - затрат много, а доходы сомнительны?
- Мировой космический рынок до 2040 года должен вырасти до 1 триллиона долларов. Он бурно развивается. Только США и каждый год добавляет 8-10% к своему объему. Это очень перспективно. Но без господдержки, без прогрессивного законодательства, без механизмов взаимодействия с частным сектором мы не сможем откусить кусок пирога от этого рынка.
- Если так выгодно, то почему у нас не вкладывают в космическую сферу? Потому что мы такие бедные?
- Нужно не так уж много денег. 2,5 млрд грн в год на научно-техническую деятельность я считаю оптимальной цифрой. Это в дальнейшем может стране принести в 10 раз больше денег через новые рабочие места, налоги и так далее. Такого объема инвестиция могла бы поднять нашу космическую отрасль на тот уровень, когда нами снова заинтересовались бы в мире. Мы смогли бы вернуться в семью космических государств и стать полноценными участниками международных проектов. А пока нам выделяют деньги на то, чтобы еще год как-то продержаться. Мы постоянно выживаем, вместо того чтобы развиваться. У нас идет деградация. И пока сохраняется такая система финансирования, мы ничего не сможем достичь.
https://gordonua.com/img/forall/users/58/5854/33805532_647422578922634_8991142459375353856_o.jpg
Колесник: Любой инженер без профильной работы деградирует. Надо постоянно иметь возможность творить, развиваться, получать новые знания и опыт, участвовать в научной и технической работе. Фото: Andrii Kolesnyk / Facebook

К сожалению, в прошлом году не нашли поддержки мои предложения о диверсификации космической программы, чтобы можно было иметь отдельное финансирование со стороны государства космической науки, оборонного космоса, и отдельное софинансирование частного бизнеса в космической сфере. А когда будет повод вернуться к этому вопросу в следующий раз, неизвестно.
В конце весны космическое ведомство основало преакселерационную программу для стартапов Yangel Big Bang. Хотели, во-первых, посмотреть, есть ли у нас инициативы в этом направлении, а во-вторых - оценить, чем государство могло бы им помочь. На эту программу записалось 47 коллективов, которые оцениваются как стартапы. Из заявок отобрали почти 20 проектов. Я консультировал многие из них с технической точки зрения и могу сказать, что часть стартапов действительно имеют большой потенциал. Одна заявка мне очень понравилась, и она, к слову, включена в будущую общегосударственную научно-техническую программу, которая разрабатывается на следующие пять лет. Есть проекты, которые при соответствующих инвестициях могут дать достойный результат. Пять-шесть коллективов точно могут развиваться и выпустить конкурентоспособный на космическом рынке продукт. Нам не хватает только механизма поддержки.
- Могли бы рассказать подробнее о проекте, который попал в госпрограмму, чем он вас покорил?
- Его решили включить в раздел "Проведение научных космических исследований" проекта госпрограммы с немного измененным назначением и названием - "Грависат". Это будет группировка миниатюрных космических аппаратов для космической системы мониторинга чрезвычайных ситуаций. Помимо, например, прогнозирования сейсмоактивности, также может быть использовано для построения 3D-модели гравитационного поля Земли. И в далекой перспективе стать основой для развертывания аналогичных группировок для исследований других небесных тел, включая Луну, которая, как уже известно, изобилует пока не до конца изученными и все еще непредсказуемыми гравитационными аномалиями.
Вообще, жизнь и технологии бурно развиваются. Наша молодежь участвует в хакатонах NASA и Европейского космического агентства. Но молодым не хватает поддержки. Им проще поехать работать в Европу или Азию, куда постоянно приглашают наших ученых и инженеров. В США тоже уезжают. Но там сложнее найти работу по квалификации, потому что по американскому законодательству в авиационной и космической сфере могут работать только граждане США.
- Часто политики жалуются, что украинцы бегут из Украины. Это плохо, что наши специалисты едут за границу?
- Любой инженер без профильной работы деградирует. Надо постоянно иметь возможность творить, развиваться, получать новые знания и опыт, участвовать в научной и технической работе. Оставшись без работы, украинские инженеры, ученые ищут и находят возможности. Тем более, что такие специалисты востребованы в Европе и Азии. И есть наверняка много примеров, о которых мы не знаем, потому что украинцы по факту работают на результат других стран. Это обидно.
Не надо забывать, что у нас еще есть ученые. Они находят возможность работать по международным проектам, грантам, контрактам. Есть, например, специалисты по космической погоде, которые каждый год участвуют в работе научно-технического подкомитета комитета ООН по космосу. Есть ученые, работающие в астрономических (астрофизических) обсерваториях Украины. У нас уникальный по размерам и возможностям комплекс радиотелескопа под Харьковом. Его просто необходимо модернизировать, чтобы он стал конкурентоспособным в мире. И это вполне реально.

Радиотелескоп под Харьковом. Видео: Vladimir Saenko / YouTube

- Вы упомянули радиотелескоп и работу обсерваторий. Насколько много в Украине таких объектов, способных не просто функционировать но и давать результат?
- Есть обсерватории в Киеве в Голосеево, где пытаются работать и реализовывать международные проекты. Есть в Одессе. Оптическая система представлена несколькими обсерваториями, которые наблюдают за космической обстановкой, за кометами, астероидами. Но это довольно местечковая, внутриукраинская, не подключенная к мировой система. Эта проблема возникла очень давно, потому что данной сферой всегда занимались военные. Хотя надо сказать, что за счет отдельной бюджетной статьи эти объекты неплохо финансируются через Национальный центр управления и испытаний космических средств. И у этой бюджетной организации в разы больше денег, чем у всей космической программы. Там работают и военные, и гражданские специалисты, потихоньку идет модернизация.
Огромной потерей для украинской науки стала утрата Крымской обсерватории с ее уникальным местоположением, где был наибольший в Украине оптический телескоп и много оборудования, которого нет в других обсерваториях страны. Также мы утратили один из крупнейших в мире радиотелескоп под Евпаторией. Там же находился центр космической связи, через который в советские времена управлялись все межпланетные миссии, а со времени обретения Независимости - украинские спутники.
В том числе планировалось оттуда управлять и телекоммуникационным спутником "Лыбидь", который так и не взлетел (как установил Лондонский арбитражный суд, рассматривавший "форс-мажорный" иск, проект был остановлен главным подрядчиком - канадской фирмой MDA из-за аннексии Крыма со стороны России. Для управления этим спутником было специально закуплено и уже на тот момент установлено современное импортное оборудование. Мы все это потеряли вместе с Крымом и эта утрата сегодня также ограничивает состоятельность Украины как космической державы.

Евпаторийский радиотелескоп РТ-70. Видео: Andrei Nikitine / YouTube
Больше читайте тут: https://gordonua.com/publications/ukrai ... 25971.html

Space books

https://gordonua.com/news/politics/kabm ... 27676.html
Цитата: undefinedКабмин уволил руководителя Государственного космического агентства Украины
https://gordonua.com/img/article/15276/76_tn.jpg
Руководителя Государственного космического агентства Украины Владимира Усова уволили в соответствии с ч. 1 ст. 87 закона Украины "О государственной службе", сообщается в распоряжении Кабинета Министров Украины.
Кабинет Министров Украины 16 ноябряуволил с должности председателя Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Владимира Усова. Соответствующее распоряжение №1432-р опубликовано пресс-службой правительства.
"Уволить Усова Владимира Владимировича с должности председателя Государственного космического агентства Украины в соответствии с ч. 1 ст. 87 закона Украины "О государственной службе", - сообщается в документе.
Статья предусматривает, что субъект назначения может уволить госслужащего категории А по собственной инициативе по представлению премьер-министра или профильного министра в течение четырех месяцев с момента его назначения.
Вероятно, представление на увольнение Усова подал вице-премьер по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский, который был назначен 16 июля, то есть четыре месяца назад.
Распоряжением №1433-р Кабмин назначил исполняющим обязанности председателя Госкосмоса первого заместителя Усова Лева Михаила.
Владимир Усов возглавлял ГКАУ с начала февраля 2020 года. Накануне его назначения стало известно, что одна из компаний Усова - "Гуттенбергз" - является фигурантом уголовного дела ГБР. Об этом сообщило "Слідство.Інфо" со ссылкой на материалы судебного реестра.
Как утверждает "Главком", заполняя декларацию кандидата на должность главы ГКАУ, Усов указал в ней недостоверные данные. Позже стало известно, что компания Kwambio, основанная Усовым в 2013 году, в декабре 2017-го получила $500 тыс. инвестиций от венчурного фонда Impulse VC, главным инвестором которого является российский миллиардер Роман Абрамович.
Около 100 парламентариев в своем обращении к главе правительства Денису Шмыгалю и министру экономразвития Игорю Петрашко требовали уволить Усова.

Bell

17.11.2020 16:40:50 #651 Последнее редактирование: 17.11.2020 16:44:53 от Bell
Цитата: Гермиона от 15.11.2020 16:54:50- Государственное космическое агентство Украины получило свою долю в проектах Международной координационной группы по исследованию космоса (ISECG) по исследованию Луны.
И немедленно заложило эту долю под валютный кредит в банке!


ЦитатаЕдинственный летавший Ан-178 был демонстратором, в рамках программы импортозамещения его разобрали и он так разобранный и лежит на "Антонове". Заместить ничем не смогли. А цехах - еще пять корпусов Ан-178 в разной степени готовности: от 40% самолета с заводским номером 006 (он как раз предназначался для Перу) и далее по нисходящей до 13% готовности у самолёта 010. Собирать их не из чего.

НО и это не главное. Летом текущего года "Антонов" взял три валютных кредита у украинского "Укргазбанка" и ОТДАЛ В ЗАЛОГ ДО 2022 г. все шесть корпусов Ан-178. По условиям залога самолёты не могут не то, что летать, а даже совершать пробежки по ВПП "Антонова". Это делает передачу этих самолётов заказчику невозможной, случись даже чудо и их всех завтра достроят. О лётных испытаниях уже не говорю. А ведь 006 самолёт должны были поставить в Перу в 2021 г.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

PIN

Общался когда-то с Андреем Колесником. Так сложилось, что у нас общий знакомый (тоже при ГКАУ). 
Так и не понял, то ли он такой нестареющий мечтатель, то ли профессиональный сказочник.

Space books

19.11.2020 14:08:34 #653 Последнее редактирование: 19.11.2020 14:11:20 от Space books
Цитата: undefinedЗа кулисами Соглашения «Артемида»: анализ политических и правовых аспектов


Месяц назад, 13 октября 2020 года, в рамках 71-й сессии Международного астронавтический Конгресса (ИАС 2020: CyberSpace Edition) были проложены первые политические мосты между государствами, чьи амбиции достигают глубокого космоса.
574 , 17 НОЯБРЯ 2020SA
Автор:

Мария Кирпачев
специалист международного частного права, руководитель юридического отдела ООО «Space Logistics Ukraine»




13 ноября 2020 Государственное космическое агентство Украины сообщило , что Украина стала девятой государством в мире после Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратов, Люксембурга, Японии, Италии, Канады и Австралии, которая подписала Договоренности на выполнение программы NASA « Артемида »  ( соглашение« Артемида » / Artemis Accords).
8 государств подписали международную Соглашение, определяет принципы взаимодействия подписантов в исследовании и использовании в мирных целях Луны, Марса, комет и астероидов. Российская Федерация и Китай воздержались от подписания. Однако мало кто задумывается, юридические и политические факты пронизывают как само Соглашение, так и сопутствующие обстоятельства подписания.
Предыстория и структура
Соглашение названа в честь одноименной программы США по освоению Луны и призвана в первую очередь формализовать принципы исследовательской и хозяйственной деятельности государств в космическом пространстве, где главным ориентиром является начало деятельности именно в глубоком космосе. Соглашение определяет 10 принципов космической деятельности: деятельность в мирных целях, прозрачность, интероперабельность (функциональное взаимодействие), помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, регистрация космических аппаратов, публикация научных данных, сохранения космической наследия, добыча космических ресурсов, предотвращения конфликтов и противодействие образованию космического мусора.
По своей структуре Соглашение двусторонней, а по сути - это соглашение присоединения. Как декларируют инициаторы Соглашения, в частности уже почти бывший глава НАСА Джим Брайденстайн ( подал в отставку после победы Джо Байдена в президентских выборах в США), НАСА приняла решение о внедрении Соглашения «Артемида» именно в виде двустороннего соглашения (или, точнее, серии двусторонних договоренностей ), поскольку это позволяет двигаться к реализации быстрее, чем если бы НАСА стремилось к заключению многостороннего соглашения под эгидой ООН.
На самом деле такой подход позволит США уже сейчас, до начала реализации Программы «Артемида», самостоятельно решать, сотрудничество с которыми из государств будет наиболее продуктивным. В том числе на основании того, созвучны подписантам принципы обусловлены Соглашением. Ожидается, что следующей Соглашения присоединится Бразилия, которая уже получила официальное приглашение Белого Дома.
В п.2 раздела 13 «Заключительные положения» указано, что Правительство США будет сохранять оригинальный текст подписанных соглашений и передавать Генеральному секретарю ООН копию, которая не подлежит регистрации в соответствии со статьей 102 Устава ООН. Такое положение означает, что Соглашение не будет зарегистрирована в соответствии с пунктом 1 ст.102 Устава ООН. Поэтому ни одна из сторон Соглашения не сможет ссылаться на нее в одном из органов ООН. Таким образом, США не возлагает на ООН функции депозитария Соглашения. Это принципиально отличает Соглашение «Артемида» от четырех основных международно-правовых актов, на которые ориентируются в своей деятельности космические державы мира. Это Договор о космосе, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968), Конвенцияо международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975). Депозитарием всех четырех документов является ООН. Однако в ситуации с Соглашением «Артемида» именно США как депозитарий сохранять оригинальные тексты соглашений, проверять, в порядке все подписи, документы, сообщения, касающиеся Соглашения, а также информировать государства, имеющих право в дальнейшем стать участниками Соглашения.
Политический характер и логическая последовательность запланированных шагов
Как отмечает Джим Брайденстайн, Соглашение призвано обеспечить практическую функциональность положений Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 года). Это подтверждает и преамбула Соглашения, в которой указывается, что она основывается на желании имплементировать положения Договора о космосе и других соответствующих международных документов. Тем самым Соглашение может установить политическую согласованность взаимовыгодных практик будущего исследования и использования космического пространства с акцентом на мероприятия, проводимые в поддержку программы «Артемида».
Соглашение «Артемида» не содержит ссылку на Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1984). Однако этот факт не должен вызывать удивления, поскольку США не подписывали последнюю. Однако 6 апреля 2020 года Дональд Трамп подписал Приказ о поддержке коммерческой добычи ресурсов на Луне и других небесных телах. Этим он подчеркнул, что США отказываются считать ресурсы Луны и других небесных тел достоянием человечества (что собственно и декларировала Соглашение о Луне) и стремятся к распространению такого подхода в других государствах.
Несмотря на ссылки в тексте Соглашения на Договор о космосе, по структуре и содержанию соглашение является протоколом о намерениях (или меморандумом). Об этом в частности свидетельствует отсутствие существенных условий договора: распределения обязанностей сторон, конкретного предмета договора, срока действия договора, порядке приема-передачи или распределения результатов работ, финансовых обязательств сторон, права интеллектуальной собственности на объекты изготовлены в течение срока действия договора, ответственности сторон и порядке разрешения споров и других.
О сугубо политический характер Соглашения свидетельствуют и лингвистические маркеры, которыми определяется вектор будущей деятельности подписантов, не оговаривая их обязательств «подписанты привержены», «подписанты планируют», «подписанты намерены», «подписанты отмечают», «потенциальные направления будущего сотрудничества »,« будущие исследования и использования космического пространства ». Кроме того, в разделе 1 «Цель и сферы применения» указывается, что цель Соглашения заключается именно в формировании общего видения совершенствования управления гражданскими исследованиями и использованием космического пространства с целью продвижения Программы «Артемида». Раздел 2 «Внедрение» буквально отмечает, что дальнейшее сотрудничество по исследованию и использованию космического пространства может осуществляться на основании соответствующих инструментов, таких как Меморандумы о взаимопонимании,
Добыча космических ресурсов: предпосылки и тревожные последствия
Разделом 11 «Предотвращение конфликтов» определяется понятие «зон безопасности» вокруг участков, где ведется деятельность, которая может потенциально привести к вредному вмешательства в другие виды деятельности. Эти зоны будут создаваться, изменяться, развиваться или прекращаться в зависимости от статуса конкретной деятельности. Первой же реакцией международного сообщества стал вопрос, не превратятся зоны безопасности на попытки установления национального суверенитета в небесных телах или их оккупации, запрещено ст. 2 Договора о космосе. Однако ответ на этот вопрос зависит от масштабов деятельности, которую разворачивать тот или иной субъект космической деятельности на небесном теле.
Формально разработчики Соглашения ответили на этот вопрос указав в п. 11 раздела 11 на обязательства подписантов уважать принцип свободного доступа ко всем областям небесных тел и все остальные положения Договора о космосе при использовании ими зон безопасности. Однако в п. 4 указано, что подписанты обязуются воздерживаться от любых умышленных действий, которые могут создать вредное вмешательство в использование космического пространства друг друга в их деятельности.
В зависимости от трактовки указанных пунктов, на практике ситуация может выглядеть следующим образом. Когда Субъект 1 устанавливает соответствующую зону безопасности на участке небесного тела, то свободный доступ Субъекта 2 к этому участку, который бы реализует свое право в соответствии с п. 11 может расцениваться Субъектом 1 как вредное вмешательство в использование им космического пространства. В то же время Субъект 1 на практике может заниматься космической деятельностью на одной и той же области небесного тела на протяжении достаточно длительного времени строя необходимую инфраструктуру для жизни и работы его персонала. Таким образом, если в течение этого периода законодательство на Земле изменится, а Договор о космосе тех или иных обстоятельств потеряет силу или в него будут внесены соответствующие изменения, Субъект 1 может приобрести право собственности на расположенные там сооружения и здания,
Концепция «зон безопасности» уже обсуждалась в 2016 году Гаагской рабочей группой по управлению космическими ресурсами. В результате в 2019 году были наработаны и согласованы Составляющие элементы для разработки международных рамок деятельности в области космических ресурсов (Building Blocks for the Development of an International Framework on Space Resource Activities). Они не допускают двойного трактования самого понятия «зон безопасности» и обязательств по деятельности в них, устанавливают требования к мерам безопасности в таких зонах (блок 11.3) и проведения надлежащих международных консультаций об их установке (блок 11.4).
Раздел 10 «Космические ресурсы» декларирует, что добыча и использование космических ресурсов с поверхности или недр Луны, Марса, комет или астероидов должно выполняться таким образом, соответствующий положениям Договора о космосе, а добыча космических ресурсов не является национальным присвоением соответствии со статьей 2 Договора о космосе.
Ни соглашение «Артемида», ни Договор о космосе не содержат прямых запретов на установление права собственности именно на космические ресурсы. Это означает, что всеобщее признание всеми подписавшими законности эксплуатации и последующего признания права собственности на космические ресурсы являются своеобразной юридической предпосылкой участия в Программе «Артемида». Заслуживает внимания тот факт, что три государства-подписанты Соглашения заранее урегулировали вопрос коммерческой добычи полезных ископаемых на небесных телах. Это США ( Закон о конкуренции в сфере коммерческих космических запусков, 2015), Люксембург ( Закон о космических ресурсы, 2017) и ОАЭ ( Федеральный закон №12, 2019).
Однако Австралия пока - единственное государство-подписант Соглашения «Артемида», которая также является подписантом Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979). Ст. 11 этого соглашения устанавливает, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества, а недра Луны, участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.
Новая эра государственно-частного партнерства в космосе
Соглашение не создает препятствий для привлечения государствами-подписантами частных субъектов к выполнению условий дальнейших договоров. С одной стороны, соглашение не содержит прямых запретов привлечения, а с другой - именно США является флагманом производства космической деятельности на национальном уровне на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Поэтому открыв для подписания Соглашение «Артемида», США пытаются показать своим контрагентам актуальность и экономическую оправданность ГЧП.
США уже привлекли к Программе «Артемида» ряд частных компаний, таких как Blue Origin , Dynetics, Lockheed Martin и  SpaceX . Единственное ограничение прописано в Соглашении, в частности, в разделе 8 «Публикация научных данных», оговаривает, что обязательства по открытому обмену научными данными не распространяются на деятельность частного сектора, если такие операции не проводятся от имени стороны подписавшего Соглашения.
«Волчья поправка»
Китай воздержался от подписания Соглашения «Артемида». Однако даже при готовности с его стороны это решение должно весомые политические преграды. С 2011 года НАСА запрещено сотрудничать с китайским правительством или другими организациями, связанными с Китаем (так называемая « Волчья поправка » - термин преимущественно используется Китаем).В случаях, когда сотрудничество является стратегически необходимым, НАСА должно получить одобрение Конгресса о конкретном взаимодействии и при обмена данными исследования с исследовательскими учреждениями всего мира. Законодательный запрет на использование НАСА выделенных средств для двустороннего сотрудничества с Китаем не распространяется на деятельность, которую НАСА сертифицировало в Конгрессе, не создает риска передачи технологий, данных или другой информации связанной с национальной безопасностью или передачи которой может иметь последствия для экономической безопасности США и которое не предусматривает установления контакта с должностными лицами, США определили непосредственно причастными к нарушениям прав человека.
Украина: выражение согласия и актуальность добавления
Основным преимуществом Соглашения «Артемида» является распространение за пределы США уже успешного на ее территории сценария государственно-частного партнерства в космической деятельности, содействие коммерциализации такой деятельности путем привлечения международных партнеров и частных субъектов способных гармонично вписаться в общую систему программы на всех ее этапах с технической точки зрения. Соглашение «Артемида» не лишена и не могла быть лишена определенной претензии США на мировое лидерство в исследовании глубокого космоса. Однако именно США принадлежит и заслуга выстраивания новых дипломатических мостов между государствами, которые занимаются космической деятельностью лишь недавно, а также теми государствами, которые ранее не имели прецедентов взаимодействия между собой в космическом секторе.
Для Украины подписание Соглашения «Артемида» приобретает новую актуальность еще и по той причине, что этот шаг станет предпосылкой для дальнейшего заключения Рамочного соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях ( Рамочное соглашение от 31 марта 2008 потеряла силу 22 января 2019).
Сейчас возникает и другое правовое вопрос о том, каким образом Украина выразит свое согласие на обязательность для него Соглашения . В соответствии с п.1 ст. 9 Конституции Украины, частью национального законодательства Украины являются те международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. В то же время, п. 2 ст.9 Закона Украины « О международных договорах Украины »  предусмотрено, что ратификации подлежат частности политические договоры (например о сотрудничестве). В этом контексте стоит напомнить Разделом 1 самого Соглашения декларируется, что присоединение к Соглашению представляет собой политическую приверженность описанных в ней принципов, а Раздел 13 не содержит прямых указаний на то, каким образом государства могут выразить согласие быть связанными Соглашения, кроме собственно указания на механизм присоединения в виде представления подписи в дополнение к тексту Соглашения Правительства США.
Таким образом, способ, которым Украина будет предоставлять согласие на обязательность для него Соглашения «Артемида», будет зависеть от следующих факторов:



  • о какой именно путь договорятся государства (ст. 8 Закона Украины «О международных договорах Украины»);
  • или подлежать Соглашение ратификации в зависимости от уровня подписанта с украинской стороны (межведомственное соглашение; соглашение от имени Правительства Украины; соглашение в виде Указа Президента Украины - в соответствии со ст. 12-13 Закона Украины «О международных договорах»).
По состоянию на 13 ноября 2020 окончательный правовой вывод сделать невозможно, поскольку в официальных источниках (ни на сайте ГКАУ, ни на сайте НАСА) не содержится полного текста Соглашения, подписанного украинской стороной.
выводы
Для Украины присоединение к Соглашению «Артемида» является значительным шагом, который дает ей возможность продемонстрировать в полной мере весь накопленный технический потенциал. В частности предложить для реализации Программы «Артемида» собственный концепт опытно-промышленной базы на Луне разработан Конструкторским бюро «Южным», а также другие образцы космической техники .
Однако решающее значение для сотрудничества между Украиной и США в программе по освоению глубокого космоса будут дальнейшие договоры, которые будут заключаться между двумя сторонами и будут четко оговаривать их права и обязанности в рамках такого сотрудничества. К подготовке и экспертизе подобных международных договоров необходимо будет привлечь специалистов по хозяйственному праву, международному частному праву, международного космического права и многих других правовых практик для предотвращения потенциальных рисков и несогласованности.
Что же касается роли именно Соглашения «Артемида» в налаживании взаимоотношений между двумя космическими державами, то ее основная цель - подтвердить готовность контрагентов к совместной деятельности на основе изложенных в Соглашении принципов, чем «открыть двери» для ведения дальнейших переговоров и заключения последующих, уже более конкретных, сделок. В этом и заключается политический характер Соглашения, пока не создает для сторон юридических обязательств.
https://voxukraine.org/uk/za-kulisami-ugodi-artemida-analiz-politichnih-ta-pravovih-aspektiv/

PIN

Цитата: Space books от 19.11.2020 14:08:34Для Украины присоединение к Соглашению «Артемида» является значительным шагом, который дает ей возможность продемонстрировать в полной мере весь накопленный технический потенциал.
ну, вот теперь продемонстрирует. Наладит производство "уже готового продукта", как в позапрошлом году мне сообщил один из коллег Колесника насчёт "Циклон-4М", и за Луну!

Space books

ЦитатаКосмос | Летим на Луну? Украина присоединилась к программе NASA "Артемида". Объясняем, что это даст
20.11.2020, 08:18

Летим на Луну? Украина присоединилась к программе NASA 
Иллюстративное фото: depositphotos.com

Какие проекты Украина может предложить NASA для лунной программы и почему РФ не хочет в ней участвовать. Рассказывает Андрей Колесник

Государственное космическое агентство Украины 12 ноября подписало Договоренности в рамках программы NASA "Артемида" о сотрудничестве в исследовании Луны, Марса, комет и астероидов.
"Поздравляем Украину! Она стала девятой страной-подписантом Договоренностей в рамках программы NASA "Артемида", -- заявила пресс-служба посольства США в Украине в соцсети Twitter.
Артемида -- пилотируемая космическая программа NASA по возвращению людей на Луну, финансируемая правительством США. Она призвана помочь создать постоянно обитаемое поселение на Луне, и стать фундаментом для освоения Марса.
Подписание Договоренностей -- только первый шаг. Госкосмосу Украины надо представить проекты сотрудникам NASA и взять на себя ответственность за их финансирование.
LIGA.net поговорила о космическом проекте NASA и идеях Госкосмоса с Андреем Колесником -- советником Председателя Государственного космического агентства Украины, бывшим руководителем подразделения агентства по аналитике и прогнозирования космической деятельности.

Вот что он рассказал, что этот проект может дать Украине.
Программа Артемида родилась из амбиций США вернуться в глубокий космос -- вернуться на Луну и покорить Марс. Еще при Бараке Обаме национальная космическая политика старалась установить лидерство в глубоком космосе -- разрабатывала концепцию международной окололунной станции Gateway, которая станет пересадочным пунктом для миссий на естественный спутник Земли и в дальний космос. C приходом Дональда Трампа политика немного видоизменилась -- было решено привлекать в проект не только госсектор и международных партнеров, но и частный сектор.

Андрей Колесник,фото: Facebook/Андрей Колесник
Избранный президент США Джо Байден меньше заинтересован в покорении глобального космоса. В ходе предвыборной кампании, в отличие от Трампа, он уделял крайне мало внимания космосу, сосредоточившись на более земных проблемах, например, на экологических. При Байдене может немного сократиться финансирование, но из Белого дома вряд ли будут поступать тормозящие решения (сенат США в следующем году планирует сократить финансирование программы Артемида с $3,2 млрд до $1 млрд -- Ред.). Лунная программа, марсианские исследования будут продолжаться и дальше.
Вполне вероятно, задача вступить на поверхность Луны в 2024 году будет пересмотрена, ведь такой срок был установлен по политическим причинам -- продемонстрировать успехи президента Трампа к концу второго срока его президентства.
Проект Артемида предполагает строительство международной окололунной станции Gateway, с которой будут отправляться на Луну посадочные модули с астронавтами и заправляться и обслуживаться космические корабли. 50 лет назад в рамках программы Аполлон астронавты высаживались сразу на Луну. Окололунная станция будет строиться по примеру международной космической станции. Корабли будут закрепляться в посадочном модуле, который в свою очередь будет состыкован с Gateway. Более того, станцию можно будет использовать для полетов по направлению к Марсу.
Программа Артемида мобилизует как госресурсы США, так и госресурсы других стран, изъявивших желание присоединиться к проекту. Это страны [и структуры], которые располагают техническим и финансовым потенциалом реализовывать космические проекты -- Британия, Европейское космическое агентство, Япония, Канада, Австралия, Великобритания, Италия, ОАЭ. Теперь и Украина.
Договоренности с NASA предполагают, что страны-участницы программы самостоятельно платят за свое участие. То есть самостоятельно проектируют и реализуют свою часть работы.

Здание NASA, фото: CJ GUNTHER /EPA
NASA уже подписывает первые контракты. Механизмы сотрудничества фиксируются в меморандумах о взаимопонимании. Один из таких документов американцы недавно подписали с Европейским космическим агентством, в них конкретизируются проекты развития окололунной станции.
У Украины большое политическое желание присоединится к программе Артемида. Оно будет подтверждено американской стороной, если NASA увидит естественное стремление -- например, наши идеи и готовность их финансировать. Пока "написан" некий пролог к соглашению.

Что Украина может предложить NASA? Это три проекта, которые вошли в глобальную дорожную карту по освоению Космоса, составленную международной группой по изучению космического пространства.
Три проекта касаются работ на поверхности Луны. Первый -- создание энергетической установки, которая работает от солнечной энергии. Второй -- создание термоэлектрических генераторов, работающих за счет перепадов температур на поверхности Луны и в ее глубине. Это что-то наподобие тепловых насосов на Земле. Произведенная электроэнергия будет потребляться для обеспечения лунной базы, кроме того позволит осуществлять электролиз воды, добытой из лунного льда.
Что это значит? Электричество растопит лед и разложит воду на составляющие части -- кислород и водород. Первый, как известно, нужен, прежде всего, для дыхания персонала, обслуживающего элементы лунной базы, второй -- просто бесплатное и хорошее топливо.
У нас есть все научно-технические возможности реализовать этот проект, а также кадры, которые могут за него взяться. На научные исследования и разработку электрических установок понадобится около 100 млн грн. На термоэлектрические генераторы -- 40 млн грн.
Третий проект -- проектирование и сборка наноспутника формата CubeSat 6U для картографирования поверхности Луны. Фактически -- это классический спутник наблюдения. Дело в том, что на каждом участке Луна разный уровень гравитации, так называемые гравитационные аномалии. Это опасно, так как может создавать "ловушки" любым низколетящим космическим аппаратам. Благодаря наноспутнику мы, в частности, сможем составлять или дополнять карты гравитационных аномалий. На проектирование этого проекта понадобится около 170 млн грн.
Это небольшие деньги, благодаря которым мы сможем продемонстрировать NASA целесообразность и возможность воплощения этих идей в "металл".
Мы стараемся зондировать интересы американской стороны. В украинском космическом агентстве также обсуждаем идеи сотрудничества по окололунной станции. Например, возможность войти в проект создания одной из составных частей станции Gateway -- лунных посадочных модулей либо специализированного отсека (например, шлюза), или элементов стыковочной системы для космических кораблей, курсирующих по маршруту Земля-Луна-Земля.
22 года назад, когда создавалась Международная космическая станция, мы предлагали проект посадочного модуля в рамках российского сегмента станции -- украинский модуль был бы даже крупнее и более функциональный, чем на тот момент стандартный российский. Но в итоге, с базовым российским модулем деньгами помогло NASA, полностью оплатило его производство, а мы остались ни с чем, так как нам не хватало собственного финансирования.
Тем не менее, у нас сохранились расчеты и проработки, это дает надежду начать новую разработку, уже на другом технологическом уровне.
Россия не хочет участвовать в программе Артемида из политических соображений. РФ видит себя равной стороной в строительстве и эксплуатации международной космической станции, но не равной в окололунном проекте. Кроме того, встает вопрос стандартов -- сейчас международная космическая станция живет в режиме двухстандартного решения. Российский сегмент работает по своим техническим стандартам, американский сегмент, куда также входят японское, канадское и европейское космические агентства, -- по американским стандартам.
Для окололунной станции предложен общий стандарт, который Россия пока не хочет принимать.

Международная космическая станция, фото: Depositphotos.com
NASA предложила России небольшой кусок работы -- построить шлюзы для лунной станции, но та отказалась. Шлюзы -- действительно конек российской технической мысли. Для Украины этот проект желанный, но он материально неподъемный.
Участие Украины в программе NASA Артемида зависит от финансирования, от готовности Верховной Рады выделять деньги на проекты. По нашим подсчетам, чтобы спроектировать, а главное построить предложенные нами проекты и идеи понадобится постоянное финансирование около 2,2 млрд грн в год.
Какой экономический эффект дает программа Артемида? Государства вкладывают в разработку новых технологий до того этапа, пока их не удастся коммерциализировать. Что это значит? NASA или страны-участницы передают патенты на проекты частному бизнесу, он, в свою очередь, перечисляет деньги в госбюджет. Полученные средства снова направляются на проведение космических разработок. По расчетам NASA, каждый доллар, заложенный из госбюджета, генерирует до $8-$10 в экономику США.
США вкладываются в проект, чтобы продемонстрировать его привлекательность. Но и после продажи патента NASA не покинет проект -- оставит за собой функции регуляции и защиты инфраструктуры.

Для Украины участие в программе Артемида -- пока репутационная история. Мы пережили два этапа налаживания отношений с американской аэрокосмической агентством -- в 90-е и после 2008 года. Расцвет был в 90-х, когда Украина получила единственного международного астронавта -- Леонида Каденюка. Оба этапа заканчивались обнулением через неподобающее поведение украинской стороны, отсутствия финансирования. Чтобы получить шанс в третий раз, нужны неординарные шаги, прежде всего надо продемонстрировать кардинальные внутренние изменения в сфере космической деятельности, готовность реализовывать обещанные проекты.
Космос -- это игра в долгую, раньше, чем через 10-15 лет усилия не будут вознаграждены. Зато потом курица понесет золотые яйца.
Диана Манучарян

Диана Манучарян
корреспондент LIGA.net
https://biz.liga.net/all/it/article/letim-na-lunu-ukraina-prisoedinilas-k-programme-nasa-artemida-chto-eto-dast

Space books

https://mil.in.ua/uk/news/uryad-zatverdyv-perelik-priorytetnyh-oboronnyh-proektiv-dlya-yakyh-shukatymut-investytsiyi-v-2020-2023-rr/

Русско язычной версии сайта нет. Кто не понимает, засуньте в Гугл-переводчик.


ЦитатаУряд обрав пріоритетні оборонні інвестпроекти на 2020-2023 рр

Кабінет Міністрів ОПК Україна
Кабінет міністрів України 18 листопада затвердив Перелік пріоритетних для держави інвестиційних проектів на 2020-2023 роки. За словами міністра розвитку економіки, торгівлі та сільського господарства України Ігоря Петрашка це 100 проектів, які відібрали із близько 600 пропозицій від  центральних та місцевих органів виконавчої влади, органів місцевого самоврядування, а також державних підприємств.

3. Ракетно-космічний комплекс повітряного старту

Одна із запланованих модифікацій "Мрії" - Ан-225-100 передбачала можливість розміщення на фюзеляжі космічної ракети-носія а на борту - систем для повітряного запуску. На початку 2000-их років КБ "Південне" та ДП "Антонов" почали спільну розробку проекту "Світязь" (повітряний старт триступеневої ракети створеної на базі РН "Зеніт").

6. Створення ракетного рідинного двигуна РД870

Двигун розробляється КБ "Південне". Його планують використовувати, зокрема на триступеневій українській ракеті Циклон-1М в якості першої ступені.

Bell

https://www.nkau.gov.ua/ua/news/main-themes/1608-rezultaty-diialnosti-kosmichnoi-haluzi-ukrainy-za-9-misiatsiv-2020-roku

https://diana-mihailova.livejournal.com/5748308.html


ЦитатаГКАУ опубликовало результаты деятельности космической отрасли Украины за 9 месяцев 2020 года.
За 9 месяцев 2020 году объем товарного производства продукции (товаров, работ, услуг) предприятий космической отрасли Украины в сопоставимых ценах составил 1 665, 2 млн. грн., что составляет 54,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Объем валового производства продукции (товаров, работ, услуг) в сопоставимых ценах составил 2 165, 5 млн. грн., или 74,3% показателей соответствующего периода 2019.
Реализовано продукции на 1 640 ,9 млн. грн., что составляет 53,2% от реализации за аналогичный период прошлого года.
Экспортировано продукции на 843, 1 млн. грн. (34,7% от объема за соответствующий период 2019).
За 9 месяцев 2020 году в РФ экспортировано 20,3 млн. грн., что в 7 раз больше чем по итогам 9 месяцев 2019 года.
Импортировано продукции на сумму 173,8 млн. грн. (на 125% больше, чем за соответствующий период 2019).
По итогам 9 месяцев 2020 года общая чистая прибыль, остающаяся в распоряжении экономически активных предприятий, составляет 16,12 млн. грн. (с учетом чистой прибыли, принадлежащей неконтролируемой доле АО «Хартрон»).
Общий чистый убыток предприятий за I-III кварталы 2020 - 1054,4 млн.грн .
Сводный финансовый результат по отрасли - 1038,3 млн. грн. чистого убытка, что в 23 раза больше результата 9 месяцев 2019 (чистый убыток 44,3 млн.грн.).
Дебиторская задолженность предприятий отрасли (с учетом долгосрочной) за отчетный период увеличилась на 0,9% и на 30 сентября 2020 составляет 4012,4 млн.грн.
Текущая дебиторская задолженность составляет 2353,7 млн. грн., из этого просроченная - 602,7 млн.грн.
Доля просроченной задолженности от общего объема текущей задолженности увеличилась с 16,2% в 2019 году до 25,6% за 9 месяцев 2020 года.
Кредиторская задолженность (с учетом долгосрочных обязательств) за отчетный период 2020 увеличилась на 4,7% (~ 1 млрд. грн.) и на 30 июня 2020 составляет 21 млрд 888,1 млн грн.
Текущая кредиторская задолженность предприятий отрасли на 30 сентября 2020 составляет 7 825, 5 млн.грн. (из нее просроченная - 834,9 млн.грн.).
Доля просроченной задолженности от общего объема текущей задолженности увеличилась с 8,7% в 2019 году до 10,7% за 9 месяцев 2020 года. Недоимка по платежам в бюджет по состоянию на 30 сентября 2020 составляет 197, 4 млн. грн .
По сравнению с показателем на 01.01.2020 года задолженность в бюджет (недоимка) увеличилась в четыре раза.
Общий объем освоенных капитальных инвестиций (без НДС) за 9 месяцев 2020 составляет 27,9 млн. грн. (уменьшение на 61,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года).
Износ основных средств по предприятиям отрасли на 30.09.2020 составляет 93%.
За 9 месяцев 2020 среднесписочная численность работников всех предприятий отрасли составила 13896 человек (экономически активных предприятий - 13 864 человек). По сравнению с данными прошлого года она уменьшилась на 1646 человек (или на 10,6%).
Среднемесячная заработная плата штатных работников по отрасли за 9 месяцев 2020 составляет 8 695,4 грн., уменьшение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6,4%.
За отчетный период не удалось ликвидировать задолженность по заработной плате. По состоянию на 30 июня 2020 она составила 156 262 тыс. грн., увеличение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 42,4%.
Остались невыполненными задачи по решению проблемных вопросов проекта по созданию космического ракетного комплекса «Циклон - 4», на реализацию которого расходы государственного бюджета достигли 672 млн. долл. США. Проект был приостановлен по инициативе бразильской стороны еще в ноябре 2018, однако до сих пор не определена правовая позиция Украины относительно ликвидации бинациональной компании «Алкантара Циклон Спейс», а оборудование и техническая документация, созданные в рамках этого проекта, стоимостью 211, 1 млн. долл. США, сохраняется без определения их правового статуса.
В рамках проекта «Морской старт», который был завершен в октябре 2010 г., по результатам судебных исков компаний «Боинг» и БКСК (дочерняя компания «Боинг») с ГП «ПО ЮМЗ» и ГП «КБ« Южное» взыскано 196, 2 млн . долл. США (решение от 12.05.2016). Не было принято никаких мер с целью решения конфликтной ситуации, что затрудняет осуществление хозяйственной деятельности государственных предприятий на международном рынке.
Решение вопроса задолженности ГП «ПО« Южмаш »и утилизации твердого ракетного топлива межконтинентальных баллистических ракет РС-22 и жидкого ракетного топлива (гептила) было достигнуто за счет увеличения расходов государственного бюджета.


ЦитатаОстались невыполненными задачи по решению проблемных вопросов проекта по созданию космического ракетного комплекса «Циклон - 4», на реализацию которого расходы государственного бюджета достигли 672 млн. долл. США.
В рамках проекта «Морской старт», который был завершен в октябре 2010 г., по результатам судебных исков компаний «Боинг» и БКСК (дочерняя компания «Боинг») с ГП «ПО ЮМЗ» и ГП «КБ «Южное» взыскано 196, 2 млн. долл. США (решение от 12.05.2016 г.).


Валовое производство в космической отрасли упало на 35%, или до 2,16 миллиардов гривен.
Долги по кредитам за 9 месяцев 2020 выросли на 4,7%, до 21,88 миллиарда гривен.

За 9 месяцев 2020 г. предприятия Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) получили 1,038 миллиарда гривен убытка, заявила пресс-служба самого ГКАУ.

Там также отметили, что финансовый результат отрасли ухудшился в 23 раза относительно 9 месяцев 2019 года, когда убыток предприятий ГКАУ был 44,3 миллиона гривен.

Продажи производимого упали на 46,8% или до 1,64 миллиарда гривен, объем освоенных капитальных инвестиций - упал на 62% или до 27,9 миллиона гривен.

Количество сотрудников в космической отрасли Украины за 9 месяцев 2020 г. сократилось на 10,6%, до 13 890 человек.

Реализовано продукции на 1 640,9 млн. грн., что составляет 53,2% от реализации за аналогичный период прошлого года. Экспортировано продукции на 843,1 млн. грн. (34,7% от объема за соответствующий период 2019 г.).
За 9 месяцев 2020 г. в  РФ экспортировано на 20,3 млн. грн., что в 7 раз больше чем по итогам 9 месяцев 2019 года.
Дебиторская задолженность предприятий отрасли (с учетом долгосрочной) за отчетный период увеличилась на 0,9% и на 30 сентября 2020 составляет 4 012,4 млн. грн. Текущая дебиторская задолженность составляет 2 353,7 млн. грн., из нее просроченная - 602,7 млн. грн. Доля просроченной задолженности от общего объема текущей задолженности увеличилась с 16,2% в 2019 году до 25,6% за 9 месяцев 2020 года.
Кредиторская задолженность (с учетом долгосрочных обязательств) за отчетный период 2020 г. увеличилась на 4,7% (~ 1 млрд. грн.) и на 30 июня 2020 составляет 21 млрд. 888,1 млн. грн. Текущая кредиторская задолженность предприятий отрасли на 30 сентября 2020 г. составляет 7 825,5 млн. грн. (из нее просроченная - 834,9 млн. грн.). Доля просроченной задолженности от общего объема текущей задолженности увеличилась с 8,7% в 2019 году до 10,7% за 9 месяцев 2020 года.

Напомним, в период с 24 января по 16 ноября 2020 г. ГКАУ возглавлял Владимир Усов, который заявил, что не согласен с такой оценкой своей работы. Он сообщил, что за 9 месяцев работы его команда заключила инвестиционных соглашений в целом на 1 миллиард долларов, в частности, с корейской компанией Caris и чешской Witkowitz.

Однако умолчал, что речь идет лишь о возможных договоренностях, которые далеки от области космоса и касаются автобусов и железнодорожных вагонов.

Как говорится в официальном сообщении предприятия, с Caris был подписан только меморандум о сотрудничестве, а не твердый контракт. А обсуждает он только возможное подписание соглашений по производству электроавтобусов и зарядных станций.

В то же время Witkowitz только выражала намерение организовать на мощностях «Южмаша» вагоноремонтное предприятие. Как сообщила пресс-служба, речь идет о создании цехов по ремонту колесных пар, ремонт вагонов и локомотивов.

Руководитель Минстратегпрому, вице-премьер-министр Олег Уруский в интервью Defence Express следующим образом объяснил причины увольнения Усова.

«Замена руководителя ГКАУ состоялась потому, что не было достигнуто конкретных результатов в работе. Я хотел присмотреться к человеку, дать шанс. Мы имели несколько встреч. Но за это время ничего принципиально не изменилось, концепцию развития ГКАУ мы не получили, конкретных предложений по решению текущих проблем я также не увидел. Поэтому Кабинет Министров и принял кадровое решение (по освобождению Усова - ред.) по Государственному космическому агентству», - сказал вице-премьер-министр Уруский.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Старый

Цитата: Bell от 22.11.2020 11:41:00За 9 месяцев 2020 году в РФ экспортировано 20,3 млн. грн.
??? ::) ?
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

cross-track

Цитата: Старый от 22.11.2020 12:01:19
Цитата: Bell от 22.11.2020 11:41:00За 9 месяцев 2020 году в РФ экспортировано 20,3 млн. грн.
??? ::) ?
може, гранаты экспортировали?! :D
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!