Луна-9 - Е-6 или Е-6М?

Автор VK, 28.04.2006 01:38:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DonPMitchell

Oh...I was not logged in...the picture is from me.
Never send a human to do a machine's job. -- Agent Smith

VK

Кстати, а есть где-нибудь картинка СА Е-6 с надутыми мешками? Как-то в памяти не отложилось, как это выглядит.

Старый

ЦитироватьКстати, а есть где-нибудь картинка СА Е-6 с надутыми мешками? Как-то в памяти не отложилось, как это выглядит.
Я случайно видел но не записал кадры как при испытаниях его сбрасывали с вышки.
 А вот как располагался СА внутри мешков, как они отделялись и куда делись после посадки - я до сих пор понятия не имею.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Dio

Цитировать
ЦитироватьКстати, а есть где-нибудь картинка СА Е-6 с надутыми мешками? Как-то в памяти не отложилось, как это выглядит.
Я случайно видел но не записал кадры как при испытаниях его сбрасывали с вышки.
 А вот как располагался СА внутри мешков, как они отделялись и куда делись после посадки - я до сих пор понятия не имею.
Я вырезал соответствующий кусочек из фильма, который Павел выложил к Дрону, и делал из него GIF-анимашку. Буду дома, запощу, если ни у кого раньше не найдется.


VK

ЦитироватьА вот как располагался СА внутри мешков, как они отделялись и куда делись после посадки - я до сих пор понятия не имею.
Смотрю на кадры, которые DronMSTU любезно выложил, и у меня тот же вопрос возникает.

Старый

А мне стало интересно: из чего вышка? Из брёвен, чтоли?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

ЦитироватьА мне стало интересно: из чего вышка? Из брёвен, чтоли?
Зачем из бревен? Из бруса! Дешево и быстро.

Vladimir

ЦитироватьВот и сомневаюсь я, что это была Е-6М. После стольких неудач и вызова на ковер в Кремль - рисковать и модифицировать аппарат! Когда причина неудачи Луны-8 была уже найдена. Да и не успевали лавкинцы изготовить свою модификацию, все делали строго по чертежам ОКБ-1. И могли сделать только Е-6, родимую. А потом, на досуге, спокойно доработали по новым веяниям, и получили Е-6М, которую и стрельнули разок под названием Луна-13. Вот мое имхо.
Какие будут суждения у уважаемых аксакалов?
Станция Е6М №202 по конструкции и составу бортовых систем и научных приборов была полным аналогом станций Е6, изготовленных в Подлипках. Только станция Е6М №202 была изготовлена на Машиностроительном заводе им. Лавочкина, а что касается изменений, то я просто приведу целиком раздел по изменениям в конструкции Е6М по сравнению с Е6, приведенный в отчете, посвященном запускам всех аппаратов НПО им. Лавочкина, который я когда-то цитировал по поводу станций "Венера-4" и т.д.
1.2. Конструкция
1.2.I. Отработка посадочного устройства станции "Луна-9".
Станция "Луна-8", также как и предыдущие станции типа "Е6", разработанные ЦКБЭМ, не осуществила мягкой посадки на Луну; предстояла четкая доводка ряда агрегатов станции.
Мягкая посадка космического аппарата на лунную поверхность являлась принципиально новой технической проблемой, потребовавшей решения целого ряда вопросов при проектировании станции. Задача осложнялась отсутствием сведений о свойствах лунной поверхности, что обусловило проектирование системы мягкой посадки с учетом возможности посадки станции на различные по своим свойствам породы - от скальных до пылевидных.
С переходом на космическую тематику и получением конструкторской документации на изделия типа "Е6" ОКБ завода им. С.А.Лавочкина предстояло решить проблему мягкой посадки автоматической станции на поверхность Луны.
Автоматическая станция Е6М ("Луна-9") была модификацией конструкции станции типа "Е6".
Посадочное устройство станции было выполнено в виде двух баллонов-амортизаторов, почти шаровидной формы, охватывающих АЛС и связанных один с другим капроновыми лентами при помощи специальных петель, расположенных по периметру каждого амортизатора. По петлям одного из амортизаторов были проложены кольцом детонирующий шнур с двумя электродетонаторами для подрыва его от программно-временного устройства АЛСа. После посадки станции на Луну детонирующий шнур перерубал петли на одном из амортизаторов. Освобожденные амортизаторы принимали шаровидную форму выталкивая АЛС.
Амортизаторы наполнялись гелием при подходе станции к Луне. Система наполнения амортизаторов состояла из стального баллона высокого давления, заполняемого гелием на Земле, пиротехнического клапана, дюзы, пневморазъемов, обеспечивающих отделения АЛСа с амортизаторами от ложемента тормозной установки и трубопроводов.
Амортизаторы были выполнены из авизента, который образует силовую оболочку. В силовую оболочку была вложена камера, выклеенная из листовой резины. Камера представляла из себя герметичный объем, заполняемый гелием.
Амортизаторы разрабатывались и поставлялись загорским филиалом НИИ резиновой промышленности.
В ходе выяснения причин невыполнения мягкой посадки предыдущими станциями было сделано предположение, что из-за неточности определения фактического объема амортизаторов, при их заполнении гелием, на подходе к Луне, могут возникать разрушающие напряжения в материале оболочки, запас прочности которой составлял всего 1,1.
Точность расчета и контроль заполнения амортизаторов, изготовленных из мягкой ткани, затруднялись из-за невозможности точного определения их объема.
Многочисленные эксперименты по заполнению амортизаторов гелием и отработке посадочного устройства в целом не подтвердили этого предположения, но способствовали:
- доработке амортизаторов, заключавшейся в усилении прочности оболочки в местах складок и вызванной случаями разрушения ее в момент отделения АЛС от ложемента;
- улучшению конструкции обвязки амортизаторов в сложенном виде. Капроновый шнур, используемый для обвязки был заменен резиновым, что обеспечило более плотную укладку амортизаторов и повысило надежность обвязки;
- разработке новой конструкции теплоизоляции (конструктор Лютых Ю.). Изготовленная в виде четырех лепестков, выклеенных из стеклоткани и покрытых снаружи ЭВТИ, новая конструкция теп-лоизоляции исключила случаи "заедания", имевшие место при экспериментах со старой конструкцией;
- существенной корректировке инструкции по укладке амортизаторов. Инструкции разработчика содержала самые общие указания по укладке. Заново были разработаны методика удаления воздуха из внутренних полостей амортизаторов и методика контроля.
Дальнейшие работы по доводке посадочного устройства и механизма его действия способствовали выявлению основной причины неудач предыдущих пусков, то есть причины "грубой" посадки.
Причина "грубой" посадки заключалась в том, что возмущающие моменты, возникающие при наполнении амортизаторов гелием, не парировались моментом, создаваемым работающей в это время системой астроориентации и стабилизации.
Сопла этой системы давали максимальную тягу, равную всего 33 г.
Эксперименты, проведенные по методике, разработанной тт. Михайловым Л.Н., Шевченко П.П. и Иодко В.А., позволили сделать окончательный вывод:
наполнение амортизаторов и сброс теплоизоляции необходимо производить после включения тормозного двигателя, одновременно с которым включаются управляющие и стабилизирующие сопла посадочного блока с тягой по 34 кг. Только в этом случае парируются возмущающие моменты при наполнении амортизаторов гелием.
Это, в свою очередь, привело к изменению в системе автоматического управления станции.
31 января 1966г. был осуществлен запуск автоматической станции "Луна-9".
3 февраля 1966г. "Луна-9" впервые в мире совершила "мягкую" посадку на поверхность Луны.

Pavel

Цитировать
ЦитироватьВот и сомневаюсь я, что это была Е-6М. После стольких неудач и вызова на ковер в Кремль - рисковать и модифицировать аппарат! Когда причина неудачи Луны-8 была уже найдена. Да и не успевали лавкинцы изготовить свою модификацию, все делали строго по чертежам ОКБ-1. И могли сделать только Е-6, родимую. А потом, на досуге, спокойно доработали по новым веяниям, и получили Е-6М, которую и стрельнули разок под названием Луна-13. Вот мое имхо.
Какие будут суждения у уважаемых аксакалов?
Станция Е6М №202 по конструкции и составу бортовых систем и научных приборов была полным аналогом станций Е6, изготовленных в Подлипках. Только станция Е6М №202 была изготовлена на Машиностроительном заводе им. Лавочкина, а что касается изменений, то я просто приведу целиком раздел по изменениям в конструкции Е6М по сравнению с Е6, приведенный в отчете, посвященном запускам всех аппаратов НПО им. Лавочкина, который я когда-то цитировал по поводу станций "Венера-4" и т.д.
1.2. Конструкция
1.2.I. Отработка посадочного устройства станции "Луна-9".
Станция "Луна-8", также как и предыдущие станции типа "Е6", разработанные ЦКБЭМ, не осуществила мягкой посадки на Луну; предстояла четкая доводка ряда агрегатов станции.

Владимир. Здесь приведен фрагмент только про посадочное устройство. Про другие системы точно не сказанно? Просто считаеться, что на луне-9 была замена телефотометра(500 против 250 строк).

"на «Луне-9» была установлена новая камера, разработанная в НИИ-885 (Рязанский) под руководством Арнольда Селиванова. На предыдущих аппаратах была установлена камера «Волга», разработанная в НИИ-380 (Росселевич, Брацлавец). Когда программа была передана из ОКБ-1 в КБ Бабакина, то НИИ-380 по инициативе самого Росселевича прекратил дальнейшие работы по ТВ-системе «Волга», поскольку НИИ-380 был очень загружен другими работами."

Pavel

И еще. Предыдущее обсуждение этих станций было здесь.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=843&postdays=0&postorder=asc&start=0

Там мы много различных вариантов Е-6 откопали. :)

Pavel

ЦитироватьI believe this is E-6, generated from stitching frames of a documentary film.  The film talked about Luna-9, but it sometimes shows older Luna-8 hardware.  Maybe I am wrong.  Is this E-6 or E-6M?


Блин! Ведь на снимке DonPMitchell блоки под 90 градусов! Значит если я прав это фотография одной из первых станций Е-6. Луна-4 и т д.
DonPMitchell где вы эту фотографию взяли??

VK

Владимир, как обычно, конкретен и убедителен. То, что перенос системы наддува с отделяемых блоков является серьезным изменением, это я согласен. Хотя я все-таки прихожу к выводу, что основная причина введения индекса М заключается в политических мотивах - изготовление другим заводом. Аргумент: Луноход-2 отличался от Лунохода-1 весьма серьезней, но индекс не вводился - как был 8ЕЛ, так и остался.

Но, тем не менее, резюме: Луна-9 - это Е-6М. Убедили.  :roll: