Стартовый комплекс Союза в Синнамари (по соседству с Куру), Французская Гвиана

Автор Rarog, 12.12.2005 16:03:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

LRV_75

Цитироватьhttp://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/213/01.shtml
ЦитироватьКак «Фрегат» спас «Кластеры»

    Схема выведения должна была в основном повторять циклограмму запуска на орбиту первой пары «Кластеров». Однако на участке работы 3-й ступени РН «Союз-У», за 3.5 сек до расчетного времени выключения ЖРД, системой управления носителя была сформирована команда АВД (аварийное выключение двигателя) из-за падения давления в камерах сгорания ниже допустимого предела вследствие окончания горючего. Была реализована предусмотренная в таких случаях для данного типа КРК аварийная циклограмма отделения РБ «Фрегат».

   Помог спасти два европейских спутника Cluster-II разгонный блок «Фрегат». По просьбе корреспондента НК главный конструктор РБ В.А.Асюшкин рассказал о ситуации, возникшей при запуске

Всем рекомендую почитать по ссылке. Там целый блок-бастер, что наш Фрегатушка вытворял  :)  Ай, молодца!
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Петр Зайцев

Сейчас пойдут сравнения с ДМ-03 на Протоне и Глонассами.

LRV_75

ЦитироватьСейчас пойдут сравнения с ДМ-03 на Протоне и Глонассами.
Конечно пойдут. Я и начну  :twisted:
Аналогия имеет место быть. Протону тоже топлива не хватило, правда по другим причинам

ЦитироватьВообще ситуация сложилась уникальная: РН в этот промежуток времени успела выдать команду на отделение ГБ, а терминальная система управления «Фрегата» смогла «взять штурвал на себя».  
Как я понял из разбора той аварии, ничего подобного в связке Протон-М- ДМ нет. Собственно, при имеющихся отношениях между ЦиХ и РККЭ это и неудивительно.

А как Вам вот это:
ЦитироватьСистема управления (СУ) РБ на участке работы РН работала автономно по заданной программе независимо от СУ ракеты-носителя. При нештатной работе РН СУ блока «знала», что случилось. По сигналу «Авария» с РН на борту «Фрегата»2, в соответствии с заданной логикой работы, была запущена циклограмма парирования нештатной ситуации. После разделения блок «выяснил», что ситуация поправима, и включил МДУ. Компенсируя недобор скорости РН и погрешность наклонения орбиты, двигатель при первом включении проработал на 39.47 сек больше, чем планировалось. Дополнительные затраты топлива составили около 240 кг, но после первого включения РБ ошибка выведения была скомпенсирована практически полностью. Тяга двигателя составила 2052.0 кгс (при расчетной 2000±100 кгс)

А ДМ-03 плюхнулся в тихий океан даже не зная что происходит, неговоря уже о том, чтоб ему "дружественный" Протон выдал там какую то команду.

Вообщем, слава Лавочкину!  :)

ЦитироватьДалее РБ сориентировался необходимым образом и выполнил закрутку связки вдоль продольной оси до скорости 30.2 °/с (допуск 30±1 °/с), что требовалось для обеспечения определенных условий освещенности и теплового режима КА. «Кластеры» отделились штатно. Суммарная динамическая ошибка угловой стабилизации продольной оси РБ перед отделением КА составила: для верхнего КА – 0.332°, для нижнего КА – 0.37° при допуске, определенном заказчиком в 1.5°.

ЦитироватьЗатем, в заданный момент времени вблизи апогея включились двигатели ориентации РБ3, импульс которых увел «Фрегат» с орбиты «Кластеров». Падение РБ, согласно расчетам, произошло в 20:41:44 ДМВ в точке с координатами 21°28'26''ю.ш., 70°06'24'' з.д., в пределах ожидаемого района по трассе полета.

 
ЦитироватьИтоги и выводы

   По оценке заказчика, программа полета в целом выполнена. Согласно выводам группы анализа НПО имени С.А.Лавочкина, все бортовые системы РБ работали штатно в соответствии с циклограммой. То, с какой настойчивостью «Фрегат» боролся за спасение КА, достойно восхищения.
Вот так вот  :)
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

PIN

ЦитироватьДалее РБ сориентировался необходимым образом и выполнил закрутку связки вдоль продольной оси до скорости 30.2 °/с (допуск 30±1 °/с), что требовалось для обеспечения определенных условий освещенности и теплового режима КА.

Это называется BBQ mode, в нем РБ находится бОльшую часть времени.
У меня есть сводный отчет от этой миссии по выведению и вводу в эксплуатацию. Там ест очень наглядный график температур с разных сторон аппарата, по телеметрии, оставшейся в mass memory после разделения.
Четко видно BBQ, 3-axis stabilised Fregat mode и период в тени Земли.

LRV_75

ЦитироватьУ меня есть сводный отчет от этой миссии по выведению и вводу в эксплуатацию.
А этот отчет секретный?  :wink:  Его как то посмотреть можно?  :roll:
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

PIN

Не секретный, но и не открытый. Посему, извините, никак не могу помочь в данном случае.

Приходите в эту миссию на работу, вакансии еще появляются
http://www.lsespace.com/spacecraft-operations-engineer-4.aspx
и все сможете читать :)

И спасибо за подсказку с выведением пары "Кластеров", я был не в курсе!

LRV_75

Эх, уважаемый SOE, если уж возвращаться, то только в формате  ... КБ, полигон, испытания, пуск.
А теперь я просто любитель космонавтики.

ps: но мне очень интересно за всем этим наблюдать, тем более в такой компании как форум НК  :wink:
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Разъём

В цитируемой статье про Кластеры есть ряд неточностей.
СУ РБ Фрегат получает автономно навигационные параметры и решает навигационную задачу независимо от РН начиная со старта и включая участок работы трёх ступеней. СУ РБ Фрегат имеет возможности регистрации только четырёх состояний РН (по срабатыванию электромагнитов по трём каналам при подаче напряжения со стороны КУ СУ РН, никаких информационных команд СУ РБ не получает):
- КП
- ГО (отделение ГО)
- ГК3 (команда на отсечку ДУ 3-й ст.)
- АВД (авария)
По регистрации команды ГК3, СУ РБ разворачивает процедуру подготовки отделения и непосредственно отделения. Для этого, прежде всего проверяются 3 условия:
- время полёта больше 506 с (по этой метке снимается блокировка пиросредств отделения)
- наличие сигнала ГК3
- энергетический функционал лежит в допустимых пределах (функционал рассчитываемый СУ РБ  на базе текущих параметров полёта и наличия топлива на борту)

При невыполнении одного из условий, отделения не происходит.

В случае регистрации сигнала АВД (авария), СУ РБ реагирует тем же образом, что и при сигнале ГК3. Но при этом время отделения будет определятся временем прихода сигнала АВД. При выволнении всех трех условий (см. выше) СУ РБ проведет отделение от 3-й ступени и выдаст первый импульс, в терминальном управлении решая задачу выведения на заданную опорную орбиты. При этом время выдачи импульса и расход топлива является переменным. После выхода на номинальную опорную орбиты, все последующие импульсы выполняются по фиксированной циклограмме. В зависимости от резервов топлива на борту РБ (с которым связан расчёт энергетического функционала) последний импульс может быть номинальным или деградированным. СУ РБ проверяет расчётным путём перед каждым включением наличие минимум 176 кг топлива в баках. После включения, МДУ может быть остановлено по окончанию одного из компонентов.
Так в примере с Кластерами, последнее включение было короче заданного, и орбита отделения отличалась от заданной.
А в примере с Меридианом, последнее включение так и не произошло.

PIN

Спасибо большое, многое прояснилось.
Но тогда возникают и вопросы

Цитировать- энергетический функционал лежит в допустимых пределах (функционал рассчитываемый СУ РБ на базе текущих параметров полёта и наличия топлива на борту)

Каков порядок этих пределов?
И в какое (интересует только порядок - секунды или минуты или десятки минут) увеличение времени выведения это может вылиться.

Разъём

В пределах 16-18 с компенсации недолёта 3-й ступени. Увеличение времени выведения может увеличится на не более десятков секунд....

PIN

Отлично, спасибо. Оценю теперь, дает ли для конкретных антенн конкретных станций такое время гарантию отсутствия сигнала.

LG

LRV_75 писал(а):
ЦитироватьВообщем, слава Лавочкину!
Присоединяюсь. :D
PS. И все же Фрегат конструктивно уродский...
Ничего личного  :?

Salo

Ну не уродливей ДМа. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

ЦитироватьВ пределах 16-18 с компенсации недолёта 3-й ступени. Увеличение времени выведения может увеличится на не более десятков секунд....
Ну не уверен...
Честно говоря, даже сомнительно.

Мой скромный опыт работы с баллистикой подсказывает, что если недобор скорости до орбитальной невелик (а для этого необходимо, чтобы масса КГЧ при отделении была в пределах 9 т - ну, это грубая оценка применительно к Союзу-2-1Б с Куру), то можно добиться безопасного для миссии пассивного полета в пределах 3-4 минут, а может быть и больше. Будет определяться, кроме прочего, и резервом запаса топлива на Фрегате, но более точную оценку могут дать только баллистики.
 Моё имхо - до 3-4 минут возможно. Но нужно уточнять прямыми расчетами, влияющих факторов много.

Разъём

Запуск IOV самая напряжённая для РБ Фрегат-МТ миссия. Вылизано уже все. Так что дай бог, чтоб набралось резервов на секунд 18.
3-4 минуты абсолютно невозможно разве, что без полезной нагрузки. Это вы пытаетесь РБ заставить работать вместо 3-й ступени....
 :)

Дмитрий В.

ЦитироватьЗапуск IOV самая напряжённая для РБ Фрегат-МТ миссия. Вылизано уже все. Так что дай бог, чтоб набралось резервов на секунд 18.
3-4 минуты абсолютно невозможно разве, что без полезной нагрузки. Это вы пытаетесь РБ заставить работать вместо 3-й ступени....
 :)

3-4 минуты - пассивного полета. :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Не думаю, что так уж и "вылизано всё. Энергия топлива совсем не равна его массе. Можно твёрдое , лёгкое топливо с такой же энергией , а медленное горение сведёт время вывода  не к секундам , а больше. Это не критично. Некоторые функции разгона аппарата можно переложить на  стартовый комплекс. Возьмём принцип запуска стрелы   с помощью лука.  Совсем не сложно подобрать устройство стартового комплекса с параметрами гигантского лука и трос/"тетива"/ тоже не проблема. На первом этапе это вообще будет "холодный старт", который можно и "подогреть"... Принцип работы лука достаточно хорошо изучен и можно быстро всё просчитать и строить такой пусковой комплекс там , где идут работы и сегодня. Сам аппарат может включать свои двигатели и после старта, в момент "зависания", падения и пр. , провести испытпния и выбрать наилучшую траекторию и точки полёта. Команды с малым сигналом легко подвержены внешнему воздействию. Измерители параметров полёта тоже могут "врать" при сборе информации или при передаче её и на них можно воздействовать через управляющие системы /компьютеры/...

Frontm

ЦитироватьНе думаю, что так уж и "вылизано всё. Энергия топлива совсем не равна его массе. Можно твёрдое , лёгкое топливо с такой же энергией , а медленное горение сведёт время вывода  не к секундам , а больше. Это не критично.
..
 Команды с малым сигналом легко подвержены внешнему воздействию. Измерители параметров полёта тоже могут "врать" при сборе информации или при передаче её и на них можно воздействовать через управляющие системы /компьютеры/...
что это было? :shock:

Lanista