Авария на 31/6 Байконура после запуска Союз МС-28 27.11.2025

Автор Tagir2000, 27.11.2025 18:32:56

« назад - далее »

Космодесант, Vitoverter, Vadim (+ 1 Скрыт) и 9 гостей просматривают эту тему.

Практик

Цитата: Astro Cat от 06.12.2025 11:28:13
Цитата: Трилобит от 06.12.2025 11:14:35В итоге к пересменке должны успеть

"Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь!"(с)
" И вы говорите! " (С)  ;D

Seliv

Цитата: Paleopulo от 06.12.2025 13:14:24
Цитата: Seliv от 06.12.2025 12:33:28По хорошему, точнее даже обязательно, до пилотируемого пуска хоть один беспилотный, пусть Прогресс, произвести
Смысл? Если сделают криво, то опять улетит в газоход. И не важно, пилотируемый или нет.
Ну мало-ли, если он сразу поедет, что-то в газовых потоках до ракеты снизу долетит.
И формально его аттестовывать под пилотажку надо

Paleopulo

Цитата: Seliv от 06.12.2025 13:20:25Ну мало-ли, если он сразу поедет, что-то в газовых потоках до ракеты снизу долетит.
И формально его аттестовывать под пилотажку надо
Посмотрим, тут от сроков все будет зависеть. Поток идет от ракеты таким потоком, что туда вряд ли что долетит. Разве что старт разворотит, так САС на что?
Но зависть будет, скорее всего, от сроков.

Demir_Binici

Цитата: Astro Cat от 06.12.2025 11:02:51Походу теперь все грузовые Драконы придется дооснащать двигателями и баками в багажнике. За чей счет банкет?
Багажник нужен только для доставки внешних элементов. Сейчас, наверное, более актуальна отработка элементов USDV. Так что часть банкета оплачивает SpaceX за счёт средств по fixed-price контракту на USDV - двигатели, баки и прочее; часть банкета оплачивает NASA - нет возможности (или уменьшается возможность) доставлять внешние грузы при фиксированной оплате за рейс Cargo Dragon.

Дата полёта SpX-34 пока не определена. Вроде планировалась на первое полугодие, но с учётом того, что миссия Boeing Starliner-1 будет грузовой, может переместится и на второе. Посмотрим, будет ли следующий Cargo Dragon тоже с двигателями в багажнике.

Seliv

Цитата: Paleopulo от 06.12.2025 13:28:56Поток идет от ракеты таким потоком, что туда вряд ли что долетит. Разве что старт разворотит, так САС на что?
На первом запуске старшипа, когда под табуреткой голый бетон был и они его хорошо разворотили, куски вверх между струй до движков отчетливо летели. газодинамика не простая и не самая очевидная штука, что только всё только вниз, все эти переотражения.
А на САС надейся, но сам не плошай

Demir_Binici

#945
Цитата: Трилобит от 06.12.2025 11:14:35В итоге к пересменке должны успеть. По расходникам и топливу интересно как ситуация, возможно и без Прогрессов смогут обойтись в это время с помощью партнеров.
Основная проблема не в "пересменке". Если даже к ней не успеют, то ничего страшного. Ну будет на МКС один космонавт. Такое уже бывало. Справится. В некотором отношении даже лучше. Один меньше жрёт припасов расходует, чем трое.
Плохо, что те российские космонавты, что прилетели на Союзе МС, будут лишены возможности вернуться, если с их кораблём что-то случится.

Цитата: Трилобит от 06.12.2025 11:14:35По расходникам и топливу интересно как ситуация, возможно и без Прогрессов смогут обойтись в это время с помощью партнеров.
Технически, по грузам, доставляемым в герметичном объёме, это самая меньшая из возможных проблем. Максимально Прогресс МС доставлял 1632 кг (Прогресс МС-19). Крайне редко масса превышает полторы тонны, а в последних пяти миссиях средняя масса составляла всего лишь 1,183 кг. В пяти последних миссиях Cargo Dragon доставлял в герметичном отсеке в среднем 2.3 тонны, Cygnus Enhanced - 3.7 тонны. Cygnus XL может доставлять 5 тонн, HTV-X - 4 тонны. Посмотрим, сколько загрузят в Starliner.

Благодаря экспериментам на Dragon SpX-33, Прогресс МС-32 поднимал орбиту станции лишь однажды, так что топлива у него ещё много. Возможно, что даже без дальнейших подъёмов орбиты Cygnus XL и Dragon SpX-34, топлива в Прогресс МС-32 хватит до осени. Интересно, сколько топлива в Звезде и насколько его хватит, и есть ли топливо в Заре.

Помимо припасов в герметичном отсеке и топлива, Прогрессы возят ещё газы (в основном азот) для компенсации потерь атмосферы и воду для регенерации кислорода из углекислого газа. В последних пяти миссиях Прогресс доставлял в среднем 48.6 газов и 420 кг воды. Возможно тоже потенциальная проблема.

Arzach

Цитата: Demir_Binici от 06.12.2025 14:18:23Плохо, что те российские космонавты, что прилетели на Союзе МС, будут лишены возможности вернуться, если с их кораблём что-то случится.
Вообще-то они и так лишены этой возможности на ближайшие несколько месяцев, независимо от состояния старта - новых готовых к полету кораблей для них нет. Так что, вся надежда только на SpaceX.

Ed Sch

Цитата: Arzach от 06.12.2025 14:41:49Вообще-то они и так лишены этой возможности на ближайшие несколько месяцев, независимо от состояния старта - новых готовых к полету кораблей для них нет. Так что, вся надежда только на SpaceX.

Или на Боинг.
Это был бы феерический номер, прийдись к месту пустой Старлайнер.

Demir_Binici

Цитата: Arzach от 06.12.2025 14:41:49
Цитата: Demir_Binici от 06.12.2025 14:18:23Плохо, что те российские космонавты, что прилетели на Союзе МС, будут лишены возможности вернуться, если с их кораблём что-то случится.
Вообще-то они и так лишены этой возможности на ближайшие несколько месяцев, независимо от состояния старта - новых готовых к полету кораблей для них нет. Так что, вся надежда только на SpaceX.
Выходит, что случай с Союз МС-22 ничему не научил. Пичаль.Экономию на втором СК понять ещё можно. Хотя экономия и копеечная. Но сколько можно сэкономить на том, что корабль строят аккурат к планируемой дате его старта, а не к дате старта предыдущего?

Seliv

#949
Цитата: Demir_Binici от 06.12.2025 14:18:23Основная проблема не в "пересменке". Если даже к ней не успеют, то ничего страшного.
Нет, проблема что ресурс нахождения союза на орбите меньше чем у космонавтов

Demir_Binici

Цитата: Seliv от 06.12.2025 18:37:31
Цитата: Demir_Binici от 06.12.2025 14:18:23Основная проблема не в "пересменке". Если даже к ней не успеют, то ничего страшного.
Нет проблема. ресурс нахождения союза на орбите меньше чем у космонавтов
Вы точно прочитали цитируемый текст?

Даже если за без малого год не запустят следующий Союз, (предположительно) останется космонавт, прилетевший на Crew Dragon.

Тут уже писали, что Союз-МС может год  на орбите находится.

АниКей


tacticmedia.ru

Что случилось на Байконуре 27 ноября 2025 года?

Спойлер

Повреждение стартового комплекса на Площадке №31 Байконура при старте Союз МС-28 27.11.2025 г.
В прошлый четверг 27.11.2025 г., в 12:28 Московского времени со стартового комплекса на Площадке №31 космодрома Байконур был произведён успешный старт ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным пилотируемым кораблём «Союз МС-28». Корабль штатно вышел на заданную орбиту и состыковался с МКС в автоматическом режиме в 15:34 Московского времени по короткой схеме после двух витков, через 3 часа и 6 минут после старта. Экипаж начал работу на станции, всё отлично.
Однако, ещё до стыковки, в 14:51 в одном из космических пабликов появилось [1] следующее сообщение:
Цитировать«Скажу то, что все равно станет известно. Старт ракеты прошел успешно, однако на стартовом комплексе есть вопросы, которые повлияют на график следующих пусков. Больше написать не могу, ждём официальную информацию. С учётом того, что пуски по программе на МКС могут проводиться только с этого старта дальше додумывайте сами.»
Энтузиасты начали искать, что могло пойти не так. Почти единственным источником информации были официальная трансляция Роскосмоса и техническая трансляция подразделения Роскосмоса ЦЭНКИ. Были отметены самые очевидные, казалось бы, версии, т. к. оказалось, что небольшой рассинхрон при разведении ферм обслуживания для этой площадки норма (зато именно эту версию первой понесли потом иноагенты).

Небольшая рассинхронизация при разведении ферм обслуживания оказалась в пределах нормы
Однако, внимательность и знания, помноженные на количество энтузиастов дали плоды и, как минимум в чате с участием автора, в 17:04 была опубликована вот эта картинка [2]:

: Снимок экрана трансляции после пуска, смотрите на дно котлована правее стартового стола. Трансляция Роскосмоса.
Если не знать чего тут точно не должно быть, то всё выглядит нормально. Но сравните с состоянием дня котлована газохода стартового комплекса до пуска [3]:

Обратите внимание, на дне котлована газохода около стартового стола ничего нет, как и должно быть. Трансляция Роскосмоса.
При этом на опубликованных Роскосмосом прекрасных фото Ивана Тимошенко видно, что данного предмета на дне газохода во время старта ещё не было [4]:

Ракета оторвалась от стартового стола, газоход пуст, как и должно быть. Фото Ивана Тимошенко, Роскосмос
Давайте рассмотрим, что же там лежит, используя повышение контраста и высветление (на картинке не естественные цвета!):

Снимок экрана из трансляции после обработки в редакторе фотографий. Цвета не естественные! В правом нижнем углу на дне газохода лежит конструкция, которой там быть не должно и во время старта не было.
Это т. н. кабина обслуживания. Предназначена для подготовки первой и второй ступени ракет из семейства Р-7, в которое входит и современный Союз-2.1, к старту.
При подготовке к старту она расположена ровно под ракетой (здесь и далее, если не указано иначе, фото из канала Алексея Широнина и комментариев в нём [5]):

Кабина обслуживания. Вид снизу, из газохода.
Именно с неё работники космодрома получают доступ к двигателям, могут подсоединить трубопроводы для заправки и размещают зажигательные устройства в камерах сгорания двигателей (те самые, которые выглядят как швабры [6]):

Пирозажигательные устройства установлены в камерах сгорания. КЦ «Южный», ЦЭНКИ, Роскосмос.
Напомним, что двигатели первой и второй ступеней ещё со времён Р-7 включаются на земле, одновременно. Это было сделано для того, чтобы избежать сложностей с запуском двигателей в полёте. Всё-таки Р-7 – это первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. Почти всё было впервые и использовались может не самые передовые сейчас, но надёжные решения.
В кабине обслуживания есть площадки нескольких уровней, которые могут выдвигаться вверх и складываться обратно, чтобы была возможность кабину убрать перед стартом. Вот так кабина выглядит со стартового стола:

Вид на кабину обслуживания сверху, со стартового стола.
В раздвинутом состоянии верхний уровень позволяет заправить баки, в частности, перекисью водорода для ТНА двигателей РД-107 и РД-108:

Верхний уровень поднят, что позволяет получить доступ для заправки двигателей.
На данном рисунке хорошо видны все уровни кабины в раздвинутом состоянии [7]:

Кабина обслуживания с раздвинутыми уровнями [7]. Слева защитная штора.
Вот так выглядела установка кабины обслуживания на космодроме Восточный:

Монтаж кабины обслуживания на космодроме Восточный. Хорошо виден проём, над которым висит ракета перед стартом. Видны балки с рельсами, по которым передвигается кабина обслуживания.
Примерно за 50 минут до пуска кабина обслуживания убирается по рельсам в нишу под стартовым столом, расположенную с противоположной от газохода стороны:

Верхний ряд: вид из ниши на кабину обслуживания, расположенную в рабочем положении под проёмом для ракеты. На верхнем правом фото виден стопор, который устанавливается после того, как кабина убирается в нишу. Нижний ряд: видны балки, выходящие к газоходу и стопора.
В нише кабина защищена металлической шторой от газов проходящих в проём при старте ракеты. Вот схема стартового комплекса для ракет семейства Р-7, на схеме кабина обслуживания в рабочем положении, перед пуском она будет убрана влево, в нишу левее оси ракеты:

Схема старта ракет семейства Р-7. Видны фермы-опоры, на которые своим силовым поясом опирается ракета. Ниша, куда убирается кабина обслуживания — это пустое пространство левее оси ракеты.
На данной картинке видна и причина того, почему пришлось использовать такое сложное решение, как кабина обслуживания. Все ракеты семейства Р-7 «подвешиваются» за силовой пояс, расположенный чуть выше боковых блоков «морковок» на стартовом столе ещё со времён своей прародительницы МБР. Это решение когда-то помогло уместиться в массовые характеристики ещё на том уровне технологий и предоставило задел для модернизаций ракеты. В том числе для добавления третьей и, в случае ракеты-носителя «Молния», даже четвёртой ступеней. При этом вес верхних ступеней действует только на верхнюю часть второй ступени, выше силового пояса, а не всю ступень вместе с боковыми блоками. Именно за это решение было заплачено относительной сложностью стартового комплекса.
Именно эта кабина обслуживания лежит «вверх ногами» в газоходе после старта РН Союз-2.1а с ТПК Союз МС-28. Видимо, по какой-то причине стопорное устройство (на одной из картинок выше видно, что оно работает по принципу шпингалета, т. е. должно разрушиться, чтобы перестать работать) отказало, кабина из-за возникающей при старте ракеты и работе устройств защищающих стартовый комплекс эжекции поехала по рельсам в сторону газохода и выпала в него, как ящик комода или письменного стола. Ударилась торцом и перевернулась. Причину отказа стопоров выяснит комиссия, но там могло быть и разрушения от сильнейших вибраций при старте и усталости металла и нарушение правил использования. Давайте не будем «ставить диагноз по фотографии», ситуацию это уже не изменит. Известно, что при первом старте с Восточного штора, защищающая кабину обслуживания в нише, была вырвана, но кабина уцелела.
Таким образом, на Площадке №31 Байконура выведена из строя кабина обслуживания. Можно ли эксплуатировать стартовый комплекс без неё? В норме нет. Даже если подогнать снизу в газоход подъёмники с люльками, скорее всего при выходе кабины были повреждены трубопроводы и прочие коммуникации, да и не пройдёт такой вариант по нормам безопасности. Т.е. в таком состоянии стартовый комплекс использовать нельзя. Является ли это существенной проблемой, ведь у нас есть старты для ракет семейства Р-7 на космодромах Плесецк (две пусковых установки) и Восточный (один старт)? Оказывается, что да. Причины следующие: Плесецк не подходит, т. к. если вы внимательно слушали наши лекции по баллистике с Сергеем Лемещенко, то знаете, что изменение наклонения орбиты – это энергетически дорого, особенно если надо из высоких широт переходить на орбиту с наклонением ближе к плоскости экватора. Так вот, даже РН Союз-2.1б, более мощный по сравнению с Союза-2.1а, не может вывести с Плесецка (широта 62.9) Прогресс МС или Союз МС на наклонение МКС (51.6 градуса). Плюс там нет аппаратуры тестирования и заправки Прогрессов и Союзов. Что насчёт Восточного? Там расположение подходит почти идеально – 51.9 градуса северной широты. Но тоже нет аппаратуры тестирования и заправки Прогрессов МС и Союзов МС. Более того, там старт новый, строился сразу под новую ракету Союз-2.1 и он не поворотный. Давайте разберёмся зачем же поворачивать ракету вообще? Для этого надо вспомнить, как летают баллистические ракеты. Через три точки: точка старта, цель (с учётом поворота планеты за время полёта) и центр Земли (на самом деле гравитирующий центр) проводится т. н. плоскость стрельбы [8]:

Стартовая система координат [8].
После чего, когда ракета взлетела, управление ракетой производится только отклонением вектора тяги в этой плоскости. Система управления подавляет выход из плоскости стрельбы (стабилизация по углу рыскания) и повороты вокруг оси ракеты (стабилизация по крену). Таким образом, если повернуть перед стартом ракету так, чтобы оси гиростабилизированной платформы совпадали со стартовой системой координат, то задача управления становится проще. Напомним, МБР Р-7 была первой в мире МБР. Поэтому стартовый комплекс был сделан именно так, с возможностью поворота ракеты на старте вокруг своей оси, чтобы получить нужное расположение гиростабилизированной платформы:

Поворотный круг стартового комплекса Р-7. Зазор поворотного круга прикрыт лентой с жёлтыми и чёрными полосами.
Естественно, если у нас есть возможность стабилизировать ракету по крену (т. е. доворачивать её обратно, если, к примеру, из-за ветрового воздействия её разворачивает), то мы можем и повернуть ракету на нужный угол сразу после старта. И уже МБР Р-36, разработка которой началась в 1962-м году, умела это делать. Умеет это делать и РН Союз-2.1. Казалось бы, тогда проблемы нет? Но все системы, включая и систему аварийного спасения (САС) до появления Союз-2 (лётные испытания начались в 2004-м году), разрабатывались исходя из предположения, что вращение ракеты в полёте – это аварийная ситуация (мы же уже развернули её в плоскость стрельбы). Поэтому САС считает разворот ракеты аварийной ситуацией и выдаёт команду на спасение экипажа [9]. Т.е. сейчас для использования даже современно РН Союз-2.1а нам нужен стартовый комплекс с поворотным кругом. А такие есть только на Байконуре и Плесецке. Таким образом, до модернизации САС на РН Союз-2.1а, использовать космодром Восточный для пилотируемых пусков нельзя. Теоретически можно запустить оттуда грузовой Прогресс МС, т. к. на нём САС нет. Однако отсутствие аппаратуры заправки и контроля для этого типа аппаратов на Восточном не позволяет это сделать нормальным образом. Насколько известно автору, Роскосмосом предлагалось провести такую модернизацию и у РКК «Энергия» даже был определённый задел, но работы не начались по причине отсутствия финансирования.
Однако, у нас же есть «Гагаринский старт», т. е. Площадка №1 на Байконуре! Казалось бы, там с поворотным кругом всё нормально и с неё запускали современные корабли Союз МС и Прогресс МС. Но не всё так просто, их запускали используя РН Союз-ФГ, который давно не производят. Старт не был модернизирован под Союз-2.1, несмотря на предложения Роскосмоса [10] по той же причине: недостаток финансирования. В результате, в апреле 2022 г. Площадка № 1 была передана Казахстану под музей. В начале 2022-го было договорились с ОАЭ о финансировании модернизации для совместного коммерческого использования, но после 24-го февраля договорённость сорвалась [11]. Таким образом, из-за недофинансирования рухнула система дублирования: основной стартовый комплекс для пусков на МКС – это Байконур, Площадка №31, дублирующий – Восточный, после модернизации САС и установки оборудования заправки и контроля (всё равно это планировали делать как минимум для нового корабля ПТК НП, которому тоже нужна САС). Дополнительный вариант с «Гагаринским стартом» в виде дублирующего тоже сорвался по тем же причинам.
Итак, мы поняли, что в настоящий момент из-за нештатной ситуации на Площадке №31 Байконура возможности пуска на МКС грузовых или пилотируемых кораблей нет. Является ли это серьёзной ситуацией, которая требует скорейшего разрешения? Да, конечно. Является ли это катастрофой? Нет. Экипаж штатно доставлен на МКС. Их смена запланирована на 14 июля 2026 г. Есть ещё 8 месяцев на ремонт стартового комплекса. Ближайший пуск грузового корабля Прогресс МС-33, запланированный на 19 декабря 2025 г., очевидно, не состоится в эту дату. Даже запуск следующего грузового корабля Прогресса МС-34, запланированный на 25 марта 2026 г. может быть отложен. Так насколько реалистично произвести ремонт в течение нескольких месяцев?
Автор материала читал утверждение, что «комплект запасной кабины обслуживания входит в ЗИП и был доставлен на Байконур в 2013 г.» Если это действительно так, то при оптимистичном развитии событий даже запуск Прогресса МС-22 в январе-феврале не кажется не реальным. Кроме того, есть законсервированный старт для РН «Молния» на космодроме Плесецк (последний запуск в 2010 г.), там кабина обслуживания есть. Её можно снять, разобрать, привезти на Байконур (в собранном виде со сложенными площадками она имеет габариты примерно 19х17х8 м и весит 144 т, т. е. ну совсем не габаритный груз), собрать и установить на Площадке №31. Часть оборудования можно попытаться купить у Казахстана с Площадки №1, но там из-за другого размера газоотводного лотка и размер площадки другой, однако, как минимум часть оборудования подойдёт. Это варианты без производства новой площадки и скорее дают оценку на март-апрель. Но допустим, ни один из этих вариантов по какой-то причине не подходит. Давайте разберёмся, кто может произвести новую кабину обслуживания сейчас. Та, что была установлена на Площадке №31 была произведена (старт сдан в 1961 г.) на Новокраматорском машиностроительном заводе в г. Краматорске (ДНР РФ, временно окупирован Украиной) [12]. Та часть завода, которая когда-то в 1960-х производила кабину обслуживания, закрыта в 2006 г. и по заводу в последние несколько лет регулярно наносились ракетные удары. Поэтому вот прямо срочно брать Краматорск и заодно Славянск не надо, там уже нет оригинального производителя. Однако, разработана кабина обслуживания была в ЦКБ ТМ (главный конструктор В.П. Бармин, г. Тверь) и НКМЗ не был единственным производителем. В частности, для старта Союза-СТ в Гвианском космическом центре (Куру) и для космодрома Восточный, данный элемент стартового комплекса был изготовлен на заводе Тяжмаш, г. Сызрань [13]. Т.е. даже изготовить с нуля данную конструкцию есть где. Было бы финансирование. Кроме того, судя по появившимся в сети фотографиям упавшей кабины, как минимум часть элементов может быть использована при ремонте:

Появившиеся в сети фотографии кабины обслуживания после падения. Обратите внимание, даже краска цела, что означает довольно высокую вероятность того, что сталь не раскалялась и не потеряла свои свойства.
Заметим, это достаточно сложная конструкция (3D модель, которую можно покрутить есть вот тут [14]), но, по крайней мере на первый взгляд, не требующая редких технологий, чего-то вроде сварки титана в аргоне, для которой было бы сложно найти специалистов, если их надо будет нанять, к примеру, для организации работы в три смены. Таким образом скорость восстановления старта будет зависеть от финансирования и качества организации работ. Хочется отдельно отметить, что задержки с грузовыми кораблями бывали и ранее, когда, из-за аварий, они просто не долетали до МКС. Для таких ситуаций на станции создан запас на несколько месяцев. Кроме того, именно поэтому так важно международное сотрудничество (которое по МКС продолжается и не останавливалось после 2022 г.), что страны могут подстраховать друг друга, в том числе и поэтому производятся перекрёстные полёты.
В качестве резюме можно сказать следующее: ситуация серьёзная, но не катастрофическая. По оптимистичным прогнозам (если комплект новой кабины обслуживания уже есть в ЗИП на Байконуре) первый старт с Площадки №31 возможен в январе-феврале. По довольно реалистичным прогнозам, при должной организации работ и достаточности выделенных ресурсов, мартовский старт Прогресса должен состояться в срок. Но даже по пессимистичным прогнозам (если не рассматривать в качестве таковых различных иноагентов), если будут сложности с комплектующими, всё равно смена экипажей в июле должна пройти по плану.
Напоследок хочется сказать следующее. Требовать от Роскосмоса вот прямо сейчас объявить когда может быть отремонтирован стартовый комплекс на Площадке №31 нельзя. Да, было бы здорово иметь больше информации о планировании и ходе работ. Но надо помнить, что если Роскосмос объявляет сроки, им надо отвечать и если они будут не выдержаны, то скорее всего будут последствия. Так что осторожность в обещаниях вполне понятна и ожидаема. Закончить же хочется следующей цитатой [15]:
Цитировать«Столько лет мы искали специалистов и экспертов в космической отрасли и не могли найти. Но стоило кабине обслуживания выпасть в газоотводный лоток...»
А ведь нормальные вирусологи были!

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер