Схемы ЖРД для ракет-носителей: определяемся с лучшим решением

Автор torazurey, 28.09.2025 00:36:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какую схему жидкостных ракетных двигателей для первых ступеней считаете лучшим решением?

Открытый цикл — путь простоты, надежности и низкой стоимости
Закрытый цикл — путь максимальной эффективности и мощности, несмотря на сложность
Цикл с электронасосами — революционный путь упрощения механики для малых и средних ракет
Адаптивный (полуоткрытый) цикл — революционная концепция оптимизации под разные режимы полета
Свой вариант / Посмотреть результаты

Demir_Binici

Цитата: Трилобит от 28.09.2025 17:57:33
Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 15:49:44Не могу подобрать примера схемы, на которой бы НЕ разрабатывали новый двигатель для перспективной ракеты, или разработали недавно.
Вытесниловку вроде никто не делает, слишком уж чугуний, я это вообще в шутку продвигаю.
Пожалуйста, РД-843 для верхней ступени Vega-C. Вроде ещё SPE/BERTA для kick stage Ariane 6, но тут я не уверен по поводу схемы.

Буцетам

Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 10:47:33Если мы считаем открытый и закрытый цикл разными схемами, то особая.
бла-бла-бла
Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 10:47:33Под ДОГГ (Oxidizer Rich Stage Combustion) обычно подразумевают
бла-бла

Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 10:47:33Они называют это Closed Catalyst Cycle.
бла ;D ;D
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Prokrust от 28.09.2025 11:19:29И там и там газогенератор и турбина (конечно разные но все же). Основная разница в схеме - просто сброс или подача в камеру сгорания.
Скажу больше, при одном и том же давлении турбина ДВГГ будет работать в намного более комфортных условиях. Очень хорошо для многоразовости! Термоциклирование - проблема для многоразовых мерлинов, Маск лично говорил.

Но ДВГГ всё же сложнее, у него (при том же давлении в камере) раза в 2-3 выше давление после насоса, что отражается на конструкции (например придётся сделать две ступени вместо одной), и сложнее запуск
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Трилобит

Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 18:15:03
Цитата: Трилобит от 28.09.2025 17:57:33
Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 15:49:44Не могу подобрать примера схемы, на которой бы НЕ разрабатывали новый двигатель для перспективной ракеты, или разработали недавно.
Вытесниловку вроде никто не делает, слишком уж чугуний, я это вообще в шутку продвигаю.
Пожалуйста, РД-843 для верхней ступени Vega-C. Вроде ещё SPE/BERTA для kick stage Ariane 6, но тут я не уверен по поводу схемы.
Я имел ввиду на первые ступени. На всякой мелочи вроде верхних ступеней, РБ и маневровых движков то понятно что схема ходовая.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Demir_Binici

Цитата: Трилобит от 28.09.2025 19:16:03
Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 18:15:03
Цитата: Трилобит от 28.09.2025 17:57:33
Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 15:49:44Не могу подобрать примера схемы, на которой бы НЕ разрабатывали новый двигатель для перспективной ракеты, или разработали недавно.
Вытесниловку вроде никто не делает, слишком уж чугуний, я это вообще в шутку продвигаю.
Пожалуйста, РД-843 для верхней ступени Vega-C. Вроде ещё SPE/BERTA для kick stage Ariane 6, но тут я не уверен по поводу схемы.
Я имел ввиду на первые ступени.
Если говорить о том что используется сейчас или планируется, то вроде нет. А если покопаться в истории, то были примеры.

Вернер П.

Цитата: torazurey от 28.09.2025 11:10:04забыл указать что это голосовалка по двигателям первых ступеней. Исправил.
Если есть что добавить - пишите
Увы, не исправили. Маршевые двигатели есть на всех ступенях и РБ - это двигатели предназначенные для ускорения перемещаемого аппарата.

Трилобит

Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 19:44:59
Цитата: Трилобит от 28.09.2025 19:16:03
Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 18:15:03
Цитата: Трилобит от 28.09.2025 17:57:33
Цитата: Demir_Binici от 28.09.2025 15:49:44Не могу подобрать примера схемы, на которой бы НЕ разрабатывали новый двигатель для перспективной ракеты, или разработали недавно.
Вытесниловку вроде никто не делает, слишком уж чугуний, я это вообще в шутку продвигаю.
Пожалуйста, РД-843 для верхней ступени Vega-C. Вроде ещё SPE/BERTA для kick stage Ariane 6, но тут я не уверен по поводу схемы.
Я имел ввиду на первые ступени.
Если говорить о том что используется сейчас или планируется, то вроде нет. А если покопаться в истории, то были примеры.
Я про сейчас. Из исторических и летавших вроде только Диамант был, ну и его суборбитальные предки. Из того что не летало OTRAG был, для Шаттла рассматривали вытесниловку, Sea Dragon.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

torazurey

Цитата: Вернер П. от 28.09.2025 19:55:57Увы, не исправили.
Исправил в голосовалке, а в названии темы оставил как есть. Спасибо что заметили!

Буцетам

Понял что очень не люблю уплотнения. А уж уплотнения "окислитель-горючее" уууу! Не не не, такого добра нам не надо, пусть другие кушают.
Так что, пожалуй, прекращаю хейтить полную газификацию. Хорошая схема, но необходимо держать холодный газ в кислом тракте...а Маск по-прежнему дурачок глушкосектантский.
Кроме full flow, без уплотнений возможны вот какие варианты:
- электронасосы - хрень для малых тяг
- вытесниловка - ну это даже без комментариев
- цикл Клепикова (холодный ДОГГ + турбина на газифицированном горючем, горючее охлаждает камеру)
- обратный цикл Клепикова, он же цикл Буцетама (ДВГГ + турбина на газифицированном окислителе, окислитель охлаждает камеру). Давление ниже чем у Клепикова, УИ такой же
- обратный Клепиков с tap-off. Вместо ДВГГ по линии горючего газогенерация прямо в камере. По линии окислителя - без изменений. Цикл, очевидно, полуоткрытый, так что УИ ниже чем у цикла Буцетама, а вот давление то же самое (т.к. и этот цикл и Буцетам ограничены по давлению трактом окислителя, завязанным на испарительную газогенерацию и "квадрат-куб")
- прямой открытый Клепиков с tap-off. Этот полностью открытый, по линии окислителя открытый цикл на (холодном!) кислом газе, по линии горючего tap-off. Тяга самая высокая (не ограничена, давление хоть 500 атм), УИ самый низкий (потери УИ от открытости больше чем у Мерлина, т.к. газ в ГГ более холодный)
- двойной цикл с газификацией: 2 турбины на газифицированном горючем и газифицированном окислителе, оба компонента охлаждают камеру. По такому циклу работает BE-7

Так вот последний вариант теперь считаю самым лучшим. Для первых ступеней - открытый вариант, для вторых закрытый. А если хочешь и давление и много тяги и УИ - бери цикл Клепикова либо цикл Буцетама. 
Все другие циклы я отныне считаю порченными и не стоящими рассмотрения
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Дем

Электронасосы на батарейках - да, хрень. Ибо у батареек энергии на кило мизер. Оно разве что для маневровых движков.
А вот вариант электрогенератор -> электронасосы уже интересно. Тем более что генератор может быть МГД, в сопле движка.

Ещё вариант - "полузакрытый". Дожигаем выхлоп ТНА в отдельном сопле более низкого давления (рулевом например)
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.