"Клипер" от Dassault

Автор Veganin, 27.06.2025 18:53:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Veganin

https://newatlas.com/space/frances-vortex-spaceplane-to-land-like-a-jet-operate-like-a-shuttle/
ЦитироватьFrance's VORTEX spaceplane to land like a jet, operate like a shuttle
By David Szondy June 27, 2025



Машперевод
Как будет выглядеть орбитальный космический корабль будущего? Если Dassault Aviation добьется своего, он может быть похож на ее многоразовый космический самолет Véhicule Orbital Réutilisable de Transport et d'Exploration (VORTEX), представленный на недавнем Парижском авиасалоне.

Так же, как быстровозводимые многоразовые ракеты мигрируют по всей индустрии запусков, так же происходит и разработка многоразовых орбитальных космических аппаратов для перевозки пассажиров и грузов на Землю и с Земли. В настоящее время все они по сути являются баллистическими капсулами, которые не изменились принципиально со времен расцвета космической гонки, но теперь различные компании и правительственные космические агентства снова присматриваются к космическим самолетам для своей перегоночной работы.

Анонс на недавнем Парижском авиасалоне может показаться блеклым , но у Dassault есть удивительный опыт в создании космических самолетов. С 1975 по 1992 год Франция активно участвовала в разработке космического самолета Hermes , а Dassault выступала в качестве основного подрядчика. Компания также участвовала в проекте Intermediate eXperimental Vehicle (IXV), программе NASA X-38 Crew Rescue Vehicle, проекте VéHicule Hypersonique RéUtilisable AéRoporté (VEHREA) и проекте Véhicule Suborbital Habitable (VSH).

Сегодня Dassault надеется реализовать свои опытные чипы для VORTEX, которая получила 30 миллионов евро (35 миллионов долларов США) от Министерства вооруженных сил Франции, и рассчитывает на дополнительную поддержку со стороны ЕКА в конце этого года после министерской встречи агентства в ноябре.

По данным Dassault, VORTEX — это проект из четырех фаз, при этом фаза 1 нацелена на демонстратор VORTEX-D, представляющий собой корабль в масштабе одной трети длиной около 13 футов (4 м) с размахом крыльев 8 футов (2,5 м), который будет использоваться для отработки конфигураций для гиперзвукового входа в атмосферу. За ним последует фаза 2 VORTEX-S (Smart Free Flyer), представляющий собой аппарат в масштабе двух третей, фаза 3 VORTEX-C (Cargo), который будет полномасштабным грузовым судном, и фаза 4 VORTEX-M (Manned), представляющая собой полномасштабную версию длиной 39 футов (12 м) с размахом крыльев до 22 футов (7 м) для перевозки пассажиров.

VORTEX, призванный предоставить Франции и Европе полный суверенный доступ к космосу, разработан для запуска на ракете без обтекателя, обладает полной орбитальной и атмосферной маневренностью и приземляется на обычной взлетно-посадочной полосе. Предполагается, что он будет полностью многоразовым, с большим грузовым отсеком и предназначен для использования в самых разных миссиях, включая перегонку на космические станции, работу в качестве автономной орбитальной платформы, обслуживание и возвращение спутников, обслуживание складов дозаправки и противодействие военным угрозам.

«Как и гражданские и военные самолеты Dassault Aviation, космоплан VORTEX разработан с расчетом на высокую универсальность», — сказал Эрик Траппье, председатель и генеральный директор Dassault Aviation. «Он внесет вклад в трансформацию использования космического сектора и откроет новые области применения. На перекрестке авиации и космических технологий VORTEX, несомненно, проложит путь новому поколению космической аэронавтики, укрепив стратегическое положение Франции как ведущей космической державы. Dassault Aviation гордится тем, что взяла на себя этот исторический вызов, и благодарит Министерство вооруженных сил Франции за оказанное доверие»
[свернуть]

What will the orbital spacecraft of tomorrow look like? If Dassault Aviation has its way, it could be similar to its Véhicule Orbital Réutilisable de Transport et d'Exploration (VORTEX) reusable spaceplane unveiled at the recent Paris Air Show.

Just as fast-turnaround reusable rockets are migrating throughout the launch industry, so is the development of reusable orbital spacecraft for carrying passengers and cargo to and from Earth. Currently, all of these are essentially ballistic capsules that haven't changed fundamentally since the heyday of the Space Race, but now various companies and government space agencies are taking another look at spaceplanes for their ferry work.

The announcement at the recent Paris Air Show may seem to be coming out of le bleu, but Dassault has a surprising body of experience when it comes to spaceplanes. From 1975 to 1992, France was heavily involved in developing the Hermes spaceplane, with Dassault as the major contractor. The company was also involved in the Intermediate eXperimental Vehicle (IXV) project, NASA's X-38 Crew Rescue Vehicle program, the VéHicule Hypersonique RéUtilisable AéRoporté (VEHREA), and Véhicule Suborbital Habitable (VSH) project.

Today, Dassault hopes to cash in its experience chips for VORTEX, which has received €30 million (US$35 million) from the French Ministry of Armed Forces, with hopes for more support from ESA later this year after the agency's ministerial meeting in November.

According to Dassault, VORTEX is a four-phase project, with Phase 1 aiming at the VORTEX-D demonstrator that's a one-third scale craft about 13 ft (4 m) long with an 8-ft (2.5-m) wingspan that will be used to refine configurations for hypersonic reentry. This will be followed by the Phase 2 VORTEX-S (Smart Free Flyer) that's a two-third-scale vehicle, the Phase 3 VORTEX-C (Cargo), which will be a full-scale cargo ship, and the Phase 4 VORTEX-M (Manned) that is a full-scale version 39 ft (12 m) long with a wingspan up to 22 ft (7 m) for carrying passengers.

Intended to provide France and Europe with full sovereign access to space, VORTEX is designed to lift off atop a rocket without a fairing, have full orbital and atmospheric maneuverability, and land on a conventional runway. It's supposed to be completely reusable, with a large payload bay and is designed to be used for a wide variety of missions, including ferry work to space stations, acting as an autonomous orbital platform, servicing and recovering satellites, tending to refueling depots, and countering military threats.

"Like Dassault Aviation's civil and military aircraft, the VORTEX spaceplane is designed to be highly versatile," said Eric Trappier, Chairman and CEO of Dassault Aviation. "It will contribute to transforming the uses of the space sector and opening up new fields of application. At the crossroads of aviation and space technologies, the VORTEX will undoubtedly pave the way for a new generation of space aeronautics, consolidating France's strategic position as a leading space power. Dassault Aviation is proud to take on this historic challenge and thanks the French Ministry of Armed Forces for its confidence."
Военный минишаттл.


Очень напоминает "Клипер" от РККЭ, макет которого возили в Ла-Бурже:
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд


wisefilinn

Это какой по счету цикл заходов французских мрий об орбитальных крылатиках?

Бертикъ

Очередной наступ на те же грабли. 
"Hermes" 1977-1993.
А у французов снова денюшка откуда-то завелась)))
Вы не можете просматривать это вложение.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

nonconvex

Идея вполне здравая, Клипер не на пустом месте возник. Видимо французы насмотрелись креативного идиотизма И. Маска и решили, что хватит, пора сделать что то более правдоподобное.

wisefilinn

Цитата: nonconvex от 27.06.2025 22:12:50Идея вполне здравая, Клипер не на пустом месте возник. Видимо французы насмотрелись креативного идиотизма И. Маска и решили, что хватит, пора сделать что то более правдоподобное.
Тяжелый случай.
Похоже шаттлодрочеров только могила исправит.

nonconvex

Цитата: wisefilinn от 27.06.2025 22:52:23
Цитата: nonconvex от 27.06.2025 22:12:50Идея вполне здравая, Клипер не на пустом месте возник. Видимо французы насмотрелись креативного идиотизма И. Маска и решили, что хватит, пора сделать что то более правдоподобное.
Тяжелый случай.
Похоже шаттлодрочеров только могила исправит.
Птичка, прикусите клювик.

Это ваше?

Цитата: wisefilinn от 27.06.2025 21:17:08Хамство Вам прощаю из уважения к возрасту и личному вкладу в разоблачение Ангаро-Иртышного вредительства.

я вам тоже прощаю, из снисходительности.

По теме:
Х-37 летает долго, много и надежно, никаких могил не требуется.

Veganin

Цитата: Бертикъ от 27.06.2025 20:24:11Очередной наступ на те же грабли.
"Hermes" 1977-1993.
А у французов снова денюшка откуда-то завелась)))
Денежка от Минобороны и оно может выделить всю необходимую сумму, Франция хочет стать ядерным зонтиком Европы и подтвердить статус великой космической державы, в одном ряду со Штатами и Китаем, как написано в статье.

Цитата: nonconvex от 28.06.2025 04:06:46По теме:
Х-37 летает долго, много и надежно, никаких могил не требуется.
Да и китайцы свой Shelong 6 запустили и не собираются отказываться от него. Более того, собираются к Тяньгуну запускать более дешевый грузовой челнок Хаолун-1, который будет на аэродром возвращать грузы с ОС. Ничего вылавливать из моря-окияна не надо, да и Тяньчжоу этого не умеет:



Индийцы уже почти 20 лет развивают данное направление,  у них идея сделать свой полноценный пилотируемый шаттл.

 Безлошадным остается только наше Минобороны. Ну, и Роскосмос пилит Орла на Орленка.

Возможно, после полета Вортекса что-то и у нас поменяется - военный минишаттл точно лишним не будет.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Arzach

Цитата: Veganin от 28.06.2025 10:54:45хочет стать ядерным зонтиком
Где ядерный зонтик и где все эти мелкие космопланы? Вещи практически не связанные.

Цитата: Veganin от 28.06.2025 10:54:45китайцы свой Shelong 6 запустили и не собираются отказываться от него
А китайцы тупо косплеят американцев. :D Никакой острой необходимости в таком аппарате нет, да и преимуществ никаких в оборонном смысле он не даёт. Но надо, чтоб было.

На данный момент серьёзные актуальные проработки есть только у США - X-37 и Dream Chaser. Что там с Китаем, не слишком понятно - единственный полёт с неизвестным результатом.

Старый

Цитата: nonconvex от 28.06.2025 04:06:46По теме:
Х-37 летает долго, много и надежно, никаких могил не требуется.
Сходи в музей авиации, узнай историю Х-37. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Veganin от 28.06.2025 10:54:45Безлошадным остается только наше Минобороны.
Тссс! А то накаркаешь и вправду начнут делать.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Arzach от 28.06.2025 11:31:59На данный момент серьёзные актуальные проработки есть только у США - X-37 и Dream Chaser. 
С Дримчазером тоже не всё хорошо. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Veganin

Цитата: Старый от 28.06.2025 12:33:31С Дримчазером тоже не всё хорошо. 
А с Х-37B? 
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

спец

Цитата: Старый от 28.06.2025 12:33:31
Цитата: Arzach от 28.06.2025 11:31:59На данный момент серьёзные актуальные проработки есть только у США - X-37 и Dream Chaser.
С Дримчазером тоже не всё хорошо.
Тут вот какое дело. В программе полета к МКС на 2025 год, которую опубликовали в профессиональных кругах по моему в ноябре 2024 года, на 24 мая сего года значилась миссия DCC-1,естественно, со стыковкой к американскому Node2. Это и есть тот самый Дрим чейзер. На дворе июль уже, а DCC - отнюдь. Что характерно (С), он значился и  в 2023м, и в 2024м. Но вот никак, увы. 

Diy

Цитата: Arzach от 28.06.2025 11:31:59На данный момент серьёзные актуальные проработки есть только у США - X-37 и Dream Chaser
Да у нас военный ракетоплан блок Авангард, какие только реально и нужны.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Старый

Цитата: Veganin от 28.06.2025 13:52:17
Цитата: Старый от 28.06.2025 12:33:31С Дримчазером тоже не всё хорошо.
А с Х-37B?
Тоже не всё хорошо. Хотя, конечно, не так плохо как с Дримчазером. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Diy

Цитата: Veganin от 28.06.2025 10:54:45подтвердить статус великой космической державы, в одном ряду со Штатами
РФ (СНГ) лидер в космосе даже при объективном сравнении в лоб: слегка уступаем США в технике для выхода на ОЛО и в АМС (космообсерватории тоже по факту АМС), зато никто так не близок к созданию самой прорывной космотехнологии ЯЭДУ.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Veganin

Цитата: Diy от 28.06.2025 17:14:44РФ (СНГ) лидер в космосе даже при объективном сравнении в лоб: слегка уступаем США в технике для выхода на ОЛО и в АМС (космообсерватории тоже по факту АМС), зато никто так не близок к созданию самой прорывной космотехнологии ЯЭДУ.

Полагаю, наше Минобороны и Академия наук с радостью бы променяли прорывную технологию ЯЭДУ на группировки Starlink/Starshield, Planet Labs, BlackSky, AEHF, Hawkeye, Iceye (Finland) и т.д. и больше сотни спутников ГСО двойного назначения, весь массив данных от американских действующих АМС, Хаббла, Вебба, Чандры, Паркера и т.д. Еще бы и доплатили.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Diy

Цитата: Veganin от 28.06.2025 17:49:47Полагаю, наше Минобороны и Академия наук с радостью бы променяли прорывную технологию ЯЭДУ на группировки
Здесь тоже много спорного и в лоб сравнивать не очень правильно, не буду вдаряться.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Брабонт

Цитата: Diy от 28.06.2025 17:14:44слегка уступаем США в технике для выхода на ОЛО и в АМС
И значительно превосходим США в объёмах металлопроката, метана, керосина и сжиженного кислорода, необходимого космической технике!