Луна-27 – страдания в ожидании

Автор ksm15, 03.11.2024 20:29:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nonconvex

Цитата: Raul от 03.05.2025 13:26:03Дроны на оптоволокне летают за 10 км... камеру с грузиком опустить, чтобы по пропаданию веса точно определить высоту и вертикальную скорость. Радар в музей.
дроны и без оптоволокна умеют цепляться за подстилающую поверхность, камерой с распознаванием неоднородностей рельефа. У меня пацан таким балуется. Отлично держит ветер, зависая над поверхностью на любой разумной высоте.

Raul

#61
Цитата: nonconvex от 10.05.2025 22:36:54
Цитата: Raul от 03.05.2025 13:26:03Дроны на оптоволокне летают за 10 км... камеру с грузиком опустить, чтобы по пропаданию веса точно определить высоту и вертикальную скорость. Радар в музей.
дроны и без оптоволокна умеют цепляться за подстилающую поверхность, камерой с распознаванием неоднородностей рельефа. У меня пацан таким балуется. Отлично держит ветер, зависая над поверхностью на любой разумной высоте.

И сколько дронов наколотили разработчики, прежде чем научили их цепляться за земной рельеф? Вы немного забегаете вперёд... Надо правильно погасить вертикальную и горизонтальную скорость, а у Вас уже неоднородности рельефа. А что если их (значимых неоднородностей) нет в точке посадки, тогда как?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Брабонт

Цитата: Raul от 11.05.2025 22:35:16Надо правильно погасить вертикальную и горизонтальную скорость
Сложнейшая, фундаментальная задача российской космонавтики, реализации которой, как показал опыт Л.-25, препятствует наличие бортового компьютера.

Raul

Цитата: Брабонт от 12.05.2025 07:03:58
Цитата: Raul от 11.05.2025 22:35:16Надо правильно погасить вертикальную и горизонтальную скорость
Сложнейшая, фундаментальная задача российской космонавтики, реализации которой, как показал опыт Л.-25, препятствует наличие бортового компьютера.
Без иронии :) Никто, кроме китайцев, не решил эту задачу с первой попытки.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Брабонт

Американцы тоже решили эту задачу с первой попытки, в июне 1966 года.
Несмотря на наличие доплеровского измерителя дальности и радиальной скорости, сигналы которого обрабатывались бортовой ЭВМ :)

Raul

#65
Цитата: nonconvex от 10.05.2025 22:36:54
Цитата: Raul от 03.05.2025 13:26:03Дроны на оптоволокне летают за 10 км... камеру с грузиком опустить, чтобы по пропаданию веса точно определить высоту и вертикальную скорость. Радар в музей.
дроны и без оптоволокна умеют цепляться за подстилающую поверхность, камерой с распознаванием неоднородностей рельефа. У меня пацан таким балуется. Отлично держит ветер, зависая над поверхностью на любой разумной высоте.
Хотя в принципе... алгоритмы электронной стабилизации изображения могут и на Луне и выдавать информацию о направлении и величине вектора скорости. :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Брабонт

#66
Не могут. Единственным достоверным источником "системы принятия решений" был и остаётся многолучевой посадочный радиолокатор (уточняющий исчисление пути по бортовым приборам инерциальной навигации). Анализаторы изображений (из базы данных американского орбитера, хранящейся на борту лунника) только помогают выбрать подходящую площадку среди кратеров на посадочной поверхности, отвечающей общим условиям по уклону и неоднородности. А там, как повезёт, что мы и видим на иностранных примерах.

simple

Цитата: Брабонт от 12.05.2025 17:05:57Не могут.
люди както обходятся без радаров

Брабонт

Разумеется. Когда иду за пивом, обхожусь без радара. А вот мягко сесть на Луну только по исчислению пути, без точного знания высоты, наверное, проблематично. Впрочем, была история на одном из "Аполлонов"...

Raul

Цитата: Брабонт от 12.05.2025 17:05:57Не могут. Единственным достоверным источником "системы принятия решений" был и остаётся многолучевой посадочный радиолокатор (уточняющий исчисление пути по бортовым приборам инерциальной навигации). Анализаторы изображений (из базы данных американского орбитера, хранящейся на борту лунника) только помогают выбрать подходящую площадку среди кратеров на посадочной поверхности, отвечающей общим условиям по уклону и неоднородности. А там, как повезёт, что мы и видим на иностранных примерах.
Вот здесь я не соглашусь с категоричностью утверждения. В любом дешевом китайском телефоне есть алгоритм электронной стабилизации изображения, который по смещениям картинки на сенсоре точно определяет направление и скорость смещения руки. И может быть применен для определения горизонтальной скорости лендера. Возможно, именно поэтому китайские автоматы садятся на Луну безошибочно... только предположение, конечно.

Профи полагаются на радары и мучаются с их настройкой, а "мыльницы" работают без настройки "из коробочки". :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Брабонт

К слову, у иностранцев при посадке применяются лидары, которых в России пока нет. Разве что поставить китайский дальномер из хозмаркета ::)

Pavel

Цитата: Raul от 12.05.2025 22:30:38Возможно, именно поэтому китайские автоматы садятся на Луну безошибочно... только предположение, конечно.
Нет не по этому. У них лазерная система сканирования. Если интересно можете заглянуть в журнал, чье название носит этот форум :)

Pavel

Цитата: Pavel от 22.05.2025 14:39:08
Цитата: Raul от 12.05.2025 22:30:38Возможно, именно поэтому китайские автоматы садятся на Луну безошибочно... только предположение, конечно.
Нет не по этому. У них лазерная система сканирования. Если интересно можете заглянуть в журнал, чье название носит этот форум :)
Это важно? Так как в целом системы сравнимы. Есть плюсы так и там


cross-track

Цитата: Pavel от 22.05.2025 14:49:10
Цитата: Pavel от 22.05.2025 14:39:08
Цитата: Raul от 12.05.2025 22:30:38Возможно, именно поэтому китайские автоматы садятся на Луну безошибочно... только предположение, конечно.
Нет не по этому. У них лазерная система сканирования. Если интересно можете заглянуть в журнал, чье название носит этот форум :)
Это важно? Так как в целом системы сравнимы. Есть плюсы так и там

На приведенном фото трудно сравнивать точности. У одного прибора приведены диапазоны, а у другого точности фиксированы.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Pavel

Цитата: cross-track от 22.05.2025 21:27:04На приведенном фото трудно сравнивать точности. У одного прибора приведены диапазоны, а у другого точности фиксированы.
Просто так и есть. У радиосистемы чем ниже, тем большая точность. У лидара заявлена  фиксированная точность во всем диапазоне. 

cross-track

Цитата: Pavel от 23.05.2025 08:50:20
Цитата: cross-track от 22.05.2025 21:27:04На приведенном фото трудно сравнивать точности. У одного прибора приведены диапазоны, а у другого точности фиксированы.
Просто так и есть. У радиосистемы чем ниже, тем большая точность. У лидара заявлена  фиксированная точность во всем диапазоне.
Но для радиосистемы задана фиксированная высота 4.5 км, а не диапазон высот. Как тогда понимать диапазон точности для радиосистемы?
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Pavel

Цитата: cross-track от 23.05.2025 09:34:26
Цитата: Pavel от 23.05.2025 08:50:20
Цитата: cross-track от 22.05.2025 21:27:04На приведенном фото трудно сравнивать точности. У одного прибора приведены диапазоны, а у другого точности фиксированы.
Просто так и есть. У радиосистемы чем ниже, тем большая точность. У лидара заявлена  фиксированная точность во всем диапазоне.
Но для радиосистемы задана фиксированная высота 4.5 км, а не диапазон высот. Как тогда понимать диапазон точности для радиосистемы?
Это максимальная высота с которой может работать система. То есть радиосистема с 4.5 км до  условного 0. Лидар с 6 км. И это хороший результат. У Е-8 максимальная  граница высоты была меньше. Но точную цифру уже не помню.

Со скоростями аналогично. Это максимальные скорости что должны определять приборы

cross-track

Цитата: Pavel от 23.05.2025 10:46:35
Цитата: cross-track от 23.05.2025 09:34:26
Цитата: Pavel от 23.05.2025 08:50:20
Цитата: cross-track от 22.05.2025 21:27:04На приведенном фото трудно сравнивать точности. У одного прибора приведены диапазоны, а у другого точности фиксированы.
Просто так и есть. У радиосистемы чем ниже, тем большая точность. У лидара заявлена  фиксированная точность во всем диапазоне.
Но для радиосистемы задана фиксированная высота 4.5 км, а не диапазон высот. Как тогда понимать диапазон точности для радиосистемы?
Это максимальная высота с которой может работать система. То есть радиосистема с 4.5 км до  условного 0. Лидар с 6 км. И это хороший результат. У Е-8 максимальная  граница высоты была меньше. Но точную цифру уже не помню.

Со скоростями аналогично. Это максимальные скорости что должны определять приборы
А почему у лидара заявлена  фиксированная точность во всем диапазоне? 16 метров - это точность во всем диапазоне, включая околонулевые высоты7 Как тогда садиться с такой низкой точностью?
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Брабонт

Как шутят учОные, хочешь завалить докладчика, спроси его о точностях :)

Pavel

Цитата: cross-track от 23.05.2025 11:21:57А почему у лидара заявлена  фиксированная точность во всем диапазоне? 16 метров - это точность во всем диапазоне, включая околонулевые высоты7 Как тогда садиться с такой низкой точностью?
Ну так IM-1 и не сел  ::)  Хотя задача не такая и сложная. У станций обычно закладывают финальный режим спуска с ввсоты где-то 30 метров с постоянной скоростью без контроля высоты.  С выключением двигателей малой тяги после контакта с Луной. Ну а станции расчитываются для посадки с боковыми и вертикальными скоростями . Так было у Луноходов с луночерпалками, так расчитывалась и Луна-25.

Требовать от лидара работать до касания вообше глупо. Так как сложно понять как будет работать. Заранее никто не скажет как высоко поднимется пыль.На Аполло-15 пыль поднимаемая двигателем уже в 18 метрах полностью скрыла Луну.