Формирование экипажей в советской космонавтике

Автор AB57, 13.07.2024 20:29:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

AB57

Вот такой есть вопрос: как и кем конкретно формировались экипажи в советское время? Ведь все комиссии (ГМВК и пр.), как правило, формально утверждали уже представленные экипажи. А вот кто на самом деле их подбирал-формировал и по какому принципу?

В Каманинский период всё более или менее понятно - каждая сторона толкала своих, иногда заручившись поддержкой противоположной стороны, и где-то на очередном большом совещании стороны (как правило, военные и промышленность) о чём-то договаривались (хотя, иногда и ненадолго). Но это был период, когда не стояло вопросов о психологической совместимости, итд.  Особенно это касается позднего периода - конца 60-х - начала 70-х. Получается, что военные предложили условно Иванова, а промышленность - Петрова и Сидорова, их "сложили" вместе и получился экипаж. 

И как было дальше - в 70-е - 80-е итд? По Алмазам - здесь, скорее всего, более или менее понятно: МО/ЦПК было вполне достаточно. А вот экипажи по программам ЦКБЭМ? Помнится, в НК была статья сына Глушко о том, какими Глушко-старший планировал экипажи Салютов. Он что - сам единолично эти экипажи подбирал? 

На этом фоне ещё и истории про Глушко с предложениями "хочешь полететь в космос?" людям, вообще не входящим ни в какие отряды  (Атькову, например). Или, например, его предложение В. Титову отправиться в годовой полёт, когда с последним, по его же словам, после двух неудач никто больше связываться не хотел (ведь Титов был космонавтом другого ведомства, к которму Глушко формально отношения не имел... Ну разве что, только как член ЦК).

Leroy

Поднятая тема очень интересна...

Кстати, о психологической совместимости, о которой так любили писать журналисты и авторы книг о космонавтике. У меня такое впечатление, что никакой психологической совместимостью вообще никто не занимался. Несколько лет назад я спросил об этом  одного космонавта. Он покрутил пальцем у виска.

Брабонт

Спрашивать космонавта бесполезно, поскольку он подопытный кролик. Вряд ли им досконально объясняют основания решения о назначении в экипаж.

В советское время психологи вроде бы имели какой-то вес: https://epizodyspace.ru/bibl/beregov/kosm-akad/03.html

Во времена международных полётов, естественно, всё было по-другому: https://m.vk.com/@nvru_game-kto-vybiraet-komandira-kosmicheskogo-korablya-i-kak-opredely

AB57

#3
Цитата: Брабонт от 13.07.2024 23:23:56Спрашивать космонавта бесполезно, поскольку он подопытный кролик. Вряд ли им досконально объясняют основания решения о назначении в экипаж.
В советское время психологи вроде бы имели какой-то вес: https://epizodyspace.ru/bibl/beregov/kosm-akad/03.html
Во времена международных полётов, естественно, всё было по-другому: https://m.vk.com/@nvru_game-kto-vybiraet-komandira-kosmicheskogo-korablya-i-kak-opredely
Полностью согласен -- вряд ли космонавтов посвящали/посвящают в тонкости процедуры назначения в экипажи.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пока что можно лишь подозревать, что:

Скорее всего, где-то в 60-е (по-видимому, после знаменитой "войны" вокруг назначения экипажей Восхода) военные и гражданские (МОМ, АН, медики, итд) договорились, что командиром экипажа должен быть военный (читай "ЦПК"), бортинженер - от ОКБ-1/ЦКБЭМ, а третье место - по надобности и требуемой специализации занимается либо военными, либо гражданскими. Подозреваю, что для усиления сил для лоббирования решения о необходимости участия гражданских космонавтов Королёв (??) привлёк Келдыша, минздрав, итд (соответственно, появились отряды АН СССР, ИМБП, итд) в качестве поддержки.

Небольшое отступление: любопытно, что больше всех не повезло отряду АН - они до полётов так и не добрались. 

Однако, даже при наличии такой договорённости, периодически наступал кризис. Хорошая иллюстрация тому - история с предложением Мишина отправить Феоктистова на Союзе-3 (а, может быть, это была всего лишь игра -- этого мы уже никогда не узнаем).

По-видимому, с появлением третьего места (Союз-Т), к этой схеме опять вернулись. И это самое третье место стало возможным предлагать и сторонним организациям (например, Чазову, итд). Чем не наш ответ payload specialist-ам на шаттле?       

Поэтому, похоже, что экипажи продолжали составлять из предлагаемых сторонами кандидатов - ну ещё привлекли психологов, итд. Хотя истории вроде Воробьев-Яздовский, да и не только, заставляют сомневаться в том, что психологов тогда сильно слушали.

И, похоже, приблизительно так оно и было вплоть до объединения всех отрядов в ЦПК (это уже конец 2000-х, если мне не изменяет память). По сему, тот же Глушко вполне мог пролоббировать кого-нибудь (даже не "своего") в экипаж. 

Одна надежда - может быть, Шамсу удастся обнаружить какие-нибудь документы в архиве...

спец

#4
Цитата: Leroy от 13.07.2024 22:48:47Поднятая тема очень интересна...

Кстати, о психологической совместимости, о которой так любили писать журналисты и авторы книг о космонавтике. У меня такое впечатление, что никакой психологической совместимостью вообще никто не занимался. Несколько лет назад я спросил об этом  одного космонавта. Он покрутил пальцем у виска.
Леон, поинтересуйся, кто такой Ростислав Борисович Богдашевский. К сожалению, с 2017 года - покойный.

Leroy

#5
Цитата: спец от 14.07.2024 16:23:40поинтересуйся, кто такой Ростислав Борисович Богдашевский. К сожалению, с 2017 года - покойный.
Ты меня обижаешь. Когда я был на выступлении Сан Саныча Скворцова, он забыл эту фамилию, запнулся, а я ему с места напомнил.

Leroy

Цитата: Анатолий Егоров от 15.07.2024 19:17:30
Цитата: Leroy от 15.07.2024 16:42:27Сан Саныча Соловьева
Сереброва, может?
Скворцова. Перепутал. Хотел исправить, да ты опередил.

спец

Ну вот, если Скворцова, то всё нормально, а то ты меня озадачил. ;)

спец

Вот как раз Ростислав Борисович, царствие ему небесное, и занимался много лет вопросами психологической подготовки экипажей. Не один, разумеется.

Шамс

Раз уж вспомнили Богдашевского.

Новости космонавтики №07, 2012 (roscosmos.ru)
Рубрика - Профессионал (стр. 60-63)

3 июня 2012 г. исполнилось 75 лет старшему научному сотруднику ЦПК имени Ю.А. Гагарина, врачу-психологу, полковнику медицинской службы в отставке Ростиславу Борисовичу Богдашевскому. Без малого 50 лет он самоотвержен␂но трудится в ЦПК, посвятив всю свою жизнь делу подготовки космонавтов. Ростислав Борисович стоял у истоков зарождения космической психологии, внес значительный вклад в ее развитие. За время службы в ЦПК он непосред␂ственно участвовал в подготовке всех поколений космонавтов: от первых со␂ветских покорителей космоса гагаринского набора до нынешних российских космонавтов, к которым относится как к своим сыновьям.

Кстати, он тогда мне сказал, что у него есть рукопись будущей книги, в которой он подробно и откровенно всё изложил. Но по его словам печатать ее еще слишком рано - многие люди живы. 

AB57

#10
Цитата: спец от 16.08.2024 12:00:21
Цитата: AB57 от 16.08.2024 11:37:36мне кажется, что лётчики-испытатели ЛИИ очень бы обиделись на такое. Для "штатных" ситуаций испытатели не нужны.
Мне кажется, что Вам кажется. ;) Как минимум, один летчик-испытатель, Александр Юрьевич Гарнаев (знаете такого, надеюсь?), это прочитал и вроде бы не обиделся.
Во избежание недопонимания и неточных толкований:

В истории космонавтики все первые полёты выполнялись официально набранными космонавтами. То есть не применялась обычная для авиации практика, когда сначала аппарат испытывался испытателями (фирменными или отраслевыми) и только потом допускались к полётам лётчики заказчика.

Единственное исключение - это X-15. В соответствии с контрактом он был сначала испытан фирменным испытателем (Кроссфилд) и только потом передан заказчику. При этом, по этому же контракту, Кроссфилду специально ограничили скорости и высоты, которые необходимо было достичь для сдачи аппарата, чтобы все рекордные полёты выполнялись только лётчиками заказчиков (военными и НАСА).

При желании, можно, конечно, приравнять космонавтов из Подлипок (да и челомеевских тоже) к этим самым фирменным испытателям, так как они участвовали практически во всех полётах своих изделий, но всё же испытателями их считать, наверное, неразумно. Ещё Фергюсон полетел бы как фирменный испытатель, если бы не принял решение уйти. Вот, пожалуй, и все случаи, когда в экипижи входили испытатели-"нестандартные" космонавты. 

На Буране же (по крайней мере в первоначальной версии графика полётов) первыми должны были лететь отраслевые (МАПовские) испытатели (Волк и Станкявичус - или другие вариации на эту же тему). И они же выполнили первые полёты по программе атмосферных испытаний (первый полёт, первая автоматическая посадка, итд). Кстати, эта "бурановская" схема применялась и раньше - на испытаниях атмосферного аналога  "Спирали" - 105.11. Тогда первые полёты выполнил Фастовец от фирмы Микояна (МАП), и только потом - лётчики облёта (от МАП и от ВВС - правда, до космонавтов здесь дело вообще не дошло). В отличие от шаттла, где даже атмосферные испытания выполнялись насовскими астронавтами без участия фирменных испытателей. 

Просто фраза в духе "гражданские ничего толком не испытывают, а настоящие испытатели - это военные" (см цитату несколькими сообщениями выше), отдаёт извечным спором между военными и гражданскими о том, у кого "синус больше всех превышает единицу" и не более того. Не думаю, что корабль с боевыми повреждениями можно было вернуть на землю и для этого нужно было специально тренироваться (в отличие от гражданских) - STS-107 тому пример. Скорее всего, имелось в виду, что военные испытатели из НИИ ВВС должны были работать с военными системами и полезными нагрузками - но это же совсем другое...

Шамс

Цитата:
При желании, можно, конечно, приравнять космонавтов из Подлипок (да и челомеевских тоже) к этим самым фирменным испытателям.

У них даже в должностях в экипаже значилось - космонавт-испытатель.
На Союзе-10 и 11 Рукавишников и Пацаев - космонавты-испытатели.
А вот, Колодин и Воронов - космонавты-исследователи.

AB57

#12
Цитата: Шамс от 19.08.2024 17:35:11Цитата:
При желании, можно, конечно, приравнять космонавтов из Подлипок (да и челомеевских тоже) к этим самым фирменным испытателям.

У них даже в должностях в экипаже значилось - космонавт-испытатель.
На Союзе-10 и 11 Рукавишников и Пацаев - космонавты-испытатели.
А вот, Колодин и Воронов - космонавты-исследователи.
ну тогда уж самый первый такой испытатель - это Феоктистов. Хотя именовался "научным сотрудником" )) 

и тоже странно - т.е. если бы вместо экипажа Добровольского полетел экипаж Леонова, то испытаний бы не было? Здесь, видимо, дело в чём-то другом -- скорее всего, была какая-то бюрокартическая игра и у промышленности некоторые "свои" проходили по категории испытателей. И опять странно - Рукавишников и Пацаев - испытатели, а Елисеев, Волков и Кубасов - нет? И что тогда должен был делать Колодин?

Leroy

Цитата: AB57 от 19.08.2024 17:43:25Но что тогда должен был делать Колодин?
Может, представлять военный компонент программы?

AB57

#14
Цитата: Leroy от 19.08.2024 17:56:15
Цитата: AB57 от 19.08.2024 17:43:25Но что тогда должен был делать Колодин?
Может, представлять военный компонент программы?
Конечно! Но ведь могли же и Колодина тоже назвать испытателем для однообразия. Думаю, что дело во внутренней бюрократии МО и МОМ.

AB57

#15
Просьба к модератору форума:  может, ряд сообщений выше и ниже стоит перенести в тему "Назначение экипажей в советской космонавтике"? 

Сделано.

Шамс

В многоместных КК третьи члены экипажей имели разные должности:
гражданские - испытатели
военные - исследователи

Если бы Елисеев, Волков и Кубасов были на третьем месте, то они были бы испытатели.

AB57

Цитата: Шамс от 19.08.2024 18:02:57В многоместных КК третьи члены экипажей имели разные должности:
гражданские - испытатели
военные - исследователи

Если бы Елисеев, Волков и Кубасов были на третьем месте, то они были бы испытатели.
"испытателем можешь ты не быть, но называться им обязан" ))))

Leroy

Всё это по большей части было формальным. УКП, летавшие по программе "Интеркосмос", назывались космонавтами-исследователями. Хотя в экипаже было всего 2 человека.

Шамс

http://www.coldwar.ru/arms_race/iniciativa/o-podgotovke-kosmonavtov-ispitateley.php

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей»

№270-105 27 марта 1967 г.

- о подготовке космонавтов-испытателей (летчиков), прошедших полный курс подготовки в Центре подготовки космонавтов ВВС;
- о подготовке космонавтов-испытателей (бортовых инженеров) из специалистов по конструкции космических кораблей, их систем и оборудования;
- о подготовке космонавтов-исследователей из лучших специалистов различных отраслей науки.

3. Группа космонавтов-испытателей (летчиков) комплектуется из числа подготовленных по полному курсу Центра подготовки космонавтов ВВС и имеющих летную и инженерную подготовку.
Группа космонавтов-испытателей (бортовых инженеров) комплектуется из специалистов по конструкции космических кораблей, их систем и оборудования, непосредственно участвующих в создании и испытаниях космических кораблей.
Зачисление в состав группы космонавтов-испытателей производится приказом Министра общего машиностроения.
4. Группа космонавтов-исследователей комплектуется из специалистов по системам регулирования, управления, физике, биологии, медицине и другим направлениям. Космонавты-исследователи привлекаются для выполнения конкретных исследований. Состав группы космонавтов-исследователей определяется на каждый год совместным решением Министерства общего машиностроения, Академии наук СССР, Министерства здравоохранения СССР и Министерства обороны СССР.

- от 2 до 7 тыс. рублей при полетах в космическое пространство:
- от 5 до 15 тыс. рублей при первых наиболее сложных полетах в космическое пространство, решающих новые задачи в освоении космоса (в том числе облет Луны и высадка на нее и другие).