ЖРД НК-33 - в чем причина полувековой немилости к семейству НК-15?

Автор amster, 11.05.2024 04:16:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Почему не используют НК-33 и прочие движки Кузнецова?

"Гнилой двигатель"
17 (20%)
Межведомственная борьба космистов с авиаторами
36 (42.4%)
Большая политика - прячут всё связаное с ракетой Н1
19 (22.4%)
Бизнес - НК33 мешает зарабатывать
23 (27.1%)
Вредители - заворачивают всё хорошее в СССР/РФ
16 (18.8%)

Проголосовало пользователей: 85

Голосование закончилось: 29.07.2025 04:16:18

Дмитрий В.

Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

AB57

Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 21:25:21
Цитата: С. Тушин(ский) от 25.08.2024 20:58:27...
Вот, к примеру, банальнейший вопрос - почему проект ЖРД КБ Полярного, несмотря на опыт разработки и использования ЖРД большой тяги и на положительные заключения экспертов, был отвергнут и вместо него был принят достаточно слабый проект другого ОКБ, не имеющего никакого опыта в создании мощных ЖРД? (Я специально не даю некоторые подробности - год принятия решения, изделие, для которого этот двигатель проектировался, название другого КБ - в надежде, что кто-то, заинтересовавшись ответом на этот вопрос, сам найдет ответы и, возможно, удивится, сколько в нашей недавней истории белых пятен, хотя, похоже, эти пятна не очень то и белые)
7 декабря 1949 года на пленарном заседании научно-технического совета НИИ-88 эскизный проект Р-3 был успешно защищён, несмотря на ряд замечаний. В ходе защиты для дальнейшей проработки выбрали двигатель РД-110. Причины такого решения изложил в своём докладе на защите С.П. Королёв: «Я только могу сказать, что А.И. Полярный, являющийся одним из старейших двигателистов, не имеет базы для работы, а ЦИАМ* [Центральный институт авиационного моторостроения] по своему профилю не желает этот двигатель строить...»

не совсем по теме, но: когда Мясищев, работая в МАИ, предложил в 1951 году Сталину проект дальнего стратегического бомбардировщика М-25, то у него тоже не было базы, но её ему по личному указанию очень быстро нашли - 23-й завод. Правда, много лет спустя, у него под тем же предлогом ("нет базы") забрали проект сверхзвукового стратегического самолёта (М-18). Так что аргумент, вроде бы, сильный, но и от лукавого тоже... 

Таких примеров хватает -- создание КБ Кондратьева (переданное потом Сухому), "молекулярный" двигатель Шпитального, итд... Да и Челомею КБ и заводы пачками подкидывали... 

Это я к тому, что, если бы у Полярного была "правильная" поддержка, то и ему бы тоже быстро нашли и базу, и КБ, и всё прочее.

WkWk

Цитата: С. Тушин(ский) от 25.08.2024 20:58:27объективными комментариями и оценками специалистов с "высоты" сегодняшнего дня? 
Это прям и не знаю кто бы мог таким спецом быть? Господь разве что  ;D

solitaire

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 10:08:20Как раз с надежностью у нк-33 всё было намного лучше, чем, например, у рд-170/171, о чём свидетельствуют многочисленные прожиги и испытания
Вообще я думал, речь идёт о зените во времена, когда РД-170 был ещё не готов. Если же рассматривать время, когда уже зенит летал с РД-170, то смысл замены на НК-33 совсем не ясен: (1) разунификация с энергией (2) проблема с восстановлением производства нк-33, к этому времени давно не производящемуся (3) вопросы к надёжности

Про надёжность. РД-170 был по результатам испытаний аттестован для десятикратного использования в пилотируемых полётах. И вот мы возьмём и заменим его на НК-33 которые подобным похвастаться не могут, хотя и имеют большую наработку на стендах. Собственной практики полетов не имеет, если рассматривать практику предшественника - НК-15 - то она крайне печальна.

Если сравнивать НК и БХГ в сверхтяжёлой ракете, то практика известна: Н-1 с НК наворачивалась, а Энергия с БХГ успешно летала.

Если же рассматривать текущее время, то уже есть какая-то практика с самим НК-33. Из достижений: Антерес с НК-33 (после этой аварии говорили "двигатель НК - это серийный убийца ракет"), авария готового двигателя на стенде. Да, БХГ не идеален, и известна авария зенита по вине двигателя, но зенитов было много, да в одно- и двухкамерном варианте он очень хорошо себя проявляет. Вот старлайнер с людьми на ракете с РД-180 улетел, а представить что кто-то посадит людей на ракету с двигателями НК - как-то не получается.

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 10:08:20... неужели Вы думаете, что его допустили бы к работе,  если бы были сомнения в его надёжности? Таким образом Вы выражаете  сомнения в квалификации ведущих специалистов ракетчиков. А со стороны Глушко подобное поведение выглядит некорректным, а если точнее откровенным шельмованием

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 10:37:21Мнеие одного человека не должно быть определяющим. Никто из академиков, как я понимаю, его не поддерживал.
всем говорил: "это дохлая ракета".
Я думаю, выбор был сделан и работали с тем что есть.

Из интересного. конец 1968 г., Пилюгин на предложение сделать многопуск (ибо ПН Н-1 слишком мала):
Цитировать- В теперешней обстановке с такими предложениями мог бы себе позволить выступать только Сергей. Да и то, если бы у власти был Никита. А сегодня к кому обращаться? Глушко заявляет, что двигатели Кузнецова «гнилые» и на них Н1 делать бесполезно. А ты предлагаешь вместо одной ракеты на «гнилых» двигателях пускать три.

...

Давайте доводить Н1 как задумали. Сейчас самое главное, чтобы первая ракета-носитель полетела. Я свою систему доведу пока без вычислительной машины. А про кузнецовские двигатели Келдышу наговорили столько, что он уже мне на президиуме академии жаловался. Не знает, как быть

Мемуары Чертока. 1967 г.
ЦитироватьОКБ-276 было одним из ведущих в стране по созданию авиационных турбореактивных двигателей. Николаю Кузнецову и его специалистам казалось, что для такого высококвалифицированного коллектива разработка сравнительно простых по конструкции «горшков», какими казались ЖРД, особого труда не представит. Однако жизнь показала, что полное отсутствие опыта проектирования и культуры производства ЖРД, экспериментальной базы и, прежде всего, огневых стендов явилось основной причиной появления на первых Н1 ненадежных двигателей.

Мишин откомандировал в Куйбышев для постоянного наблюдения, контроля и помощи наших двигателистов Райкова, Ершова и Хаспекова. Райков — мой сосед по дому № 5 на улице Королева — при редких появлениях в Москве рассказывал, что в новых двигателях очень трудно добиться устойчивости горения в камерах сгорания. При таком высоком давлении надо найти способ вынести колебательную энергию из объема камеры. В ОКБ-276 это уже поняли. Самые большие трудности проявились там, где их не ждали, — в турбонасосном агрегате. Казалось бы, что уж где-где, а в турбореактивном ОКБ с турбиной и насосами справиться легче, чем с камерой сгорания, форсунками и прогорающими соплами. Иногда наблюдались мгновенные разгары кислородного насоса, которые не удавалось предвидеть никакими измерительными способами. Процесс разгара от его начала до полного разрушения двигателя длится менее одной сотой доли секунды. Нужно было не столько иметь методы раннего предупреждения дефекта, сколько исключить саму возможность такого явления. Взрыв двигателя в полете неизбежно приведет к разрушениям в ближайших окрестностях. Нельзя же устанавливать броневую защиту в хвостовой части.
— Вряд ли тут поможет ваш КОРД, — говорил мне Райков. — Ваши ребята на стендах Кузнецова установили аппаратуру КОРДа, и он часто выручает, но от таких взрывов он спасти двигатели не может

...

- ... Последняя гипотеза неожиданных взрывов, о которой там говорят только шепотом, — смещение ротора кислородного насоса. При больших нагрузках возможны нерасчетные осевые и радиальные смещения, превышающие зазор между ротором и корпусом. В среде чистого кислорода стоит чуть чиркнуть ротором о корпус — и взрыв обеспечен.
— А может быть, все гораздо проще? В баках на стенде есть грязь или «посторонние предметы», их попадание в насос приводит к взрывам.
— Пробовали. Умышленно бросали в ТНА металлическую стружку и даже гайки, которые якобы могут оказаться в баках. И хоть бы что! ТНА их проглатывает и не кашляет

И еще
ЦитироватьВ начале 1967 года по решению ВПК была создана межведомственная комиссия для определения надежности двигателей, принятия решения о запуске их в серию и допуске к установке на первые летные ракеты. Председателем комиссии был назначен заместитель начальника ЦИАМа Левин, членом комиссии был и Глушко. Представлялось, что комиссия может дать объективную оценку новым двигателям с такими уникальными для того времени характеристиками.
Во время одного из заседаний комиссии, как мне рассказывал Райков, Глушко высказался в том смысле, что никакая система диагностики и контроля не способна вылечить «гнилые двигатели».
Действительно, КОРД был не способен спасти ракету от сверхбыстропротекающего процесса взрыва двигателя
После 2 аварии:
ЦитироватьОсновные горячие споры разгорелись по поводу первопричины. Кузнецов и вся его команда твердо стояли на гипотезе «посторонний предмет» в насосе.
В насос окислителя попала стальная диафрагма датчика пульсаций давления, доказывали они. Никаких других посторонних предметов, которые могли сорваться со своих мест, чтобы быть втянутыми в кислородный насос, предположить не удалось. Изучение датчика давления и эксперименты по принудительному срыву означенной стальной диафрагмы со своего места никакой ясности не внесли. Убедить скептиков в виновности датчика было трудно.
Предположить, что насос взорвался сам по себе, без «постороннего предмета», было опасно. Если насосы взрываются самопроизвольно, значит, нельзя продолжать летные испытания.
Кузнецовцы категорически отвергали любые версии, кроме постороннего металлического предмета.
Райков осмелился высказать только Мишину свою гипотезу:
— «Посторонний предмет» тут не при чем. Вероятнее всего аксиальный сдвиг ротора. Зазоры в насосе ничтожные. Малейший люфт в подшипниках, сложившись с крайними допусками и деформациями, может привести к тому, что ротор «чиркнет» по статору, произойдет местный разогрев в сотни градусов в среде жидкого кислорода — взрыв неизбежен.
Мишин не занял наступательной позиции по отношению к Кузнецову. Они вместе принимали решение о допуске двигателей к полету, опираясь на заключение межведомственной комиссии конца 1967 года, подтверждавшей, что двигатели пригодны для ЛКИ.
Упомянуть в любом самом мягком заключении вероятность взрыва насоса окислителя по вине конструкторских или технологических недостатков означало прекращение летных испытаний Н1 по вине двигательной техники. Естественно, что Кузнецов, все его специалисты, даже военные представители доказывали, что взрыв возможен только по вине вмешательства «постороннего предмета».
...
Двух аварий Н1 только по вине низкой надежности первой ступени было достаточно, чтобы остановить летные испытания, основательно пересмотреть стратегию отработки надежности, разработать и предложить новый проект экспедиции на Луну.
Выступить с такими предложениями не решался ни Мишин, ни мы, его заместители. ...
Глушко был приглашен Устиновым на приватную беседу под каким-то благовидным предлогом. На самом деле Устинов хотел услышать мнение самого авторитетного двигателиста страны о двигателях Кузнецова. Глушко сказал Устинову, что он не верит в нечистую силу, которая бросает в насосы посторонние предметы

solitaire

Цитата: AB57 от 25.08.2024 11:28:03только сам, почему-то, не смог создать ни аналог F-1, ни аналог J-2. А ведь, абсолютно в этом не сомневаюсь, сверху требовали сделать "наш ответ" (читай - прямые аналоги). Но предпочёл "вонючку" -- так было проще получить поддержку военных. Но даже на ней аналог F-1 создать не удалось. Ну и создание аналога J-2, в итоге, отдали в Воронеж.

Ну и ещё вот это (см дневники Мишина - запись от 27.III. 1967):
"11Д51 стоит — 120 т[ыс.] рублей (600 т[ыс.]р[ублей] у В.П. Г[лушко].)"

Можно, коненчно, рассуждать о "серии" НК-15, что, в результате, снизило стоимость двигателя, но ведь и РД-253 в 1967 году тоже был давно в серии, но, почему-то, стоил в 5 раз дороже!! 
Это все, да.
Но дешёвый НК-15 имел столь малые ресурс, что его даже невозможно было запустить во второй раз (хотя бы чтобы испытать перед полётом).

WkWk

Цитата: solitaire от 25.08.2024 22:32:32Но дешёвый НК-15 имел столь малые ресурс, что его даже невозможно было запустить во второй раз
По мнению Королева это было не нужно. А что он заказал - то Кузнецов и сделал.

solitaire

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 11:39:30Закрывал н-1 он единолично, по крайней мере официально, своим приказом. Конечно елинолично такое решение он принять не мог, но этика учёного предполагает немного другие действия.А запретить использовать (нк-33), всё равно что закрыть.
Вот ещё из мемуаров Чертока. 1970 г.
ЦитироватьАфанасьев сделал паузу, просматривая свои записи. Нашел самое больное для H1 место:
— Келдыш мне снова напомнил про огневые технологические испытания. Ему представили справку, что американские двигатели для «Сатурна» три раза проходят огневые испытания и после прожогов в блоке без переборки идут в полет. А вы с Кузнецовым ни одного не допускаете. Что прикажете мне отвечать? Мне Дементьев обещал, что Кузнецов тоже начнет разработку многоразовых двигателей. Так, может быть, подождем? Не будем спешить с H1, пойдем «наверх» покаемся и попросим отложить полет на Луну? Я только боюсь, что после этого совсем закроют Н1. Помяните мое слово.
Этот спокойный разговор был еще одним поводом для размышлений. Только в июле 1970 года Кузнецов в ОКБ-276 начал разработку двигателей для H1 в многоразовом исполнении с большим запасом по ресурсу. Эта работа не афишировалась во избежание вопроса: а как быть сейчас?
В начале 1970 года было еще не поздно остановить летные испытания H1 со старыми двигателями. Через три года действительно появились новые, настолько надежные двигатели, что ими теперь, спустя четверть века, восхищаются американцы, пожелавшие их приобрести для установки на свои ракеты-носители.
Однако тогда казалось недопустимым, что с новыми двигателями продолжение летных испытаний H1 могло возобновиться не ранее конца 1973 года.
На перерыв в летных испытаниях в три с половиной года не осмелился ни Келдыш, ни Афанасьев, ни Мишин, ни Кузнецов. Только их совместное, согласованное с военными выступление, мотивированное необходимостью применения новых двигателей и перспективными предложениями по новой системе Л3М, могло остановить сползание H1 к окончательному провалу. Всеми овладело некое стадное чувство. Все: от рабочего-монтажника в большом МИКе и до министра — неслись как табун лошадей, в котором задние неминуемо столкнут в пропасть тех, кто впереди
После 3 аварии, при подготовьке к четвёртому полёту
ЦитироватьПосле завтрака Афанасьев попросил меня, Кириллова, Дорофеева и Дегтяренко зайти к нему.
Когда мы явились, он казался очень озабоченным.
— Пока вы летали, я тут имел несколько разговоров с Москвой. И должен вам сказать, настроение там в отношении Н1 очень неважное. Вы делаете все возможное, чтобы подготовить машину. Меняете уже на старте вычислительные машины, десятки приборов сменили, тут уже без вас мне доложили про два передатчика телеметрии, — одним словом, ползете на пузе к кнопке «Пуск». Вам бы только пустить. А понимаете ли, что еще одна авария — и работу могут закрыть вообще? Может быть, собрав все замечания, выйти с предложением отменить этот пуск?
— Ну, если техническое руководство проявит такую инциативу, Госкомиссия примет решение об отмене пуска, что дальше? — спросил я.
— Вот в этом все и дело. Вы, опять повторяю, ползете на пузе к кнопке «Пуск», не задумываясь о возможных последствиях.
— Если я поставлю вопрос об отмене пуска на техническом руководстве, — сказал я, — мне надо иметь веские доводы. Систему управления мы за два дня, получив из Москвы новую машину, а из Харькова новые приборы, проверим и получим заключение о допуске. Я лично боюсь только за двигатели. Каждый главный заявит, что его система отработана, все имевшиеся замечания устранены и он дает вместе с военным представителем заключение о допуске к полету. Я не могу формально предъявить претензии ни к одному разработчику. Никто из них не скажет: «Подождите, через месяц или два я дам новую, более надежную систему». И я действительно на сегодня уверен, что по каждой системе сделано все возможное. За исключением двигателей. Всем известно, что ОКБ-276 работает над созданием качественно новых двигателей многоразового запуска с трехкратным ресурсом после огневых технологических испытаний. Они будут поставляться на ракету без переборки. Значит, Кузнецов не уверен в тех, которые есть сейчас. На № 8Л мы уже будем ставить новые двигатели. Но Кузнецов отнюдь не снимает гарантии со старых одноразовых. Если бы Кузнецов проявил инициативу и сказал: «Давайте подождем, новые многоразовые двигатели уже есть, надо их ставить на № 8Л, а № 7Л возвратить со старта на доработку под новые двигатели, поскольку они принципиально более надежны», — тогда другое дело. Но ведь Кузнецов никогда так не поступит. Есть согласованное решение, что новые двигатели идут только с № 8Л. Я разговаривал с Райковым и Ершовым. Им известно состояние двигателей не по документам и не по наслышке, а по непосредственному участию в испытаниях в ОКБ-276. Райков без колебаний сказал, что полная уверенность в двигателях появится только после выпуска новых многоразовых. Работа в Куйбышеве идет день и ночь.
Здесь никто из кузнецовских представителей об этом не говорит, но для многоразовых двигателей они доработали газогенератор и полностью переделали турбонасосный агрегат. Уже начались стендовые испытания, и первые запуски проходят успешно. Завод начал подготовку к изготовлению первой серийной партии. По прогнозам Райкова она поступит на сборку № 8Л через полгода. Как ни планируй, с новыми двигателями раньше чем через года полтора ракета-носитель не полетит. Получается, что эти полтора года задержки будут по вине Кузнецова, то, есть МАПа. Если с предложением подождать до новых двигателей выступит министр Дементьев, тогда техническое руководство не станет возражать. А без такого демарша у нас нет никаких формальных оснований для отказа от пуска.
— Нет, не надейтесь: ни Кузнецов, ни Дементьев брать на себя инициативу по такой задержке летных испытаний никогда не станут, — с горечью сказал Афанасьев.
Судя по всему, он уже имел разговор с Дементьевым.
— А где гарантия, что снова старт не разрушим? — спросил Афанасьев.
— Есть такая уверенность, — ответил Дегтяренко. Наличие БЦВМ позволило нам с Пилюгиным разработать новую программу на первые 30 секунд. Сразу после отрыва от стола ракета на первых секундах уходит не только вверх, но и в сторону от стартовых сооружении. В системе управления введена блокировка, которая не позволит выключить ни один двигатель, что бы там КОРД не требовал. Даже если один из двигателей или его ТНА взорвется, все равно остальные успеют утащить ракету подальше и старт не пострадает. На предыдущем пуске эту блокировку мы уже проверили в полете.
Я выложил министру последний аргумент в пользу пуска:
— Даже если мы считаем № 7Л ненадежной и выйдем с предложением отменить пуск, нас спросят, что делать с этой ракетой? Возвращать и переделывать под новые двигатели? Это себе дороже. В заделе уже есть пять новых ракет. Ради них эту надо пускать. Мы получим опыт разделения ступеней, проверим новую систему управления, приобретем уверенность в новой схеме управления по крену, проверим идею увода ракеты от старта и, наконец, если повезет, проверим в полете блоки «Г», «Д» и ЛОК. А там столько своих проблем! Если без политики, то для программы в целом выгоднее пускать, чем снимать эту ракету и ждать еще полтора года, пока появится № 8Л

На том порешили и разошлись по своим делам
На том и порешили. Но так и случилось, о чём предупреждал министр: 4 полёт оказался провальным - программу Н-1 закрыли. Для этого обошлись и без Глушко. Хотя позже поставили на место Мишина, которого сняли за провал Н-1.

А вообще здесь видно, как возлагают надежды на "новые и многоразовые двигатели"  - собственно НК-33. Несомненно НК-33 лучше НК-15, потому что последние были просто швах.  Только вот вопрос... НК-33 - на них были надежды (ну если бы Н-1 не закрыли). Да, у них больше ресурс. Да, их можно испытать перед полётом. Но так ли полечили в них все болячки? Вот в аварии Антареса точно ли не виноват тот самый "аксиальный сдвиг ротора"?

Ивгениуш

Цитата: solitaire от 25.08.2024 23:54:25
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 11:39:30Закрывал н-1 он единолично, по крайней мере официально, своим приказом. Конечно елинолично такое решение он принять не мог, но этика учёного предполагает немного другие действия.А запретить использовать (нк-33), всё равно что закрыть.
Вот ещё из мемуаров Чертока. 1970 г.
ЦитироватьАфанасьев сделал паузу, просматривая свои записи. Нашел самое больное для H1 место:
— Келдыш мне снова напомнил про огневые технологические испытания. Ему представили справку, что американские двигатели для «Сатурна» три раза проходят огневые испытания и после прожогов в блоке без переборки идут в полет. А вы с Кузнецовым ни одного не допускаете. Что прикажете мне отвечать? Мне Дементьев обещал, что Кузнецов тоже начнет разработку многоразовых двигателей. Так, может быть, подождем? Не будем спешить с H1, пойдем «наверх» покаемся и попросим отложить полет на Луну? Я только боюсь, что после этого совсем закроют Н1. Помяните мое слово.
Этот спокойный разговор был еще одним поводом для размышлений. Только в июле 1970 года Кузнецов в ОКБ-276 начал разработку двигателей для H1 в многоразовом исполнении с большим запасом по ресурсу. Эта работа не афишировалась во избежание вопроса: а как быть сейчас?
В начале 1970 года было еще не поздно остановить летные испытания H1 со старыми двигателями. Через три года действительно появились новые, настолько надежные двигатели, что ими теперь, спустя четверть века, восхищаются американцы, пожелавшие их приобрести для установки на свои ракеты-носители.
Однако тогда казалось недопустимым, что с новыми двигателями продолжение летных испытаний H1 могло возобновиться не ранее конца 1973 года.
На перерыв в летных испытаниях в три с половиной года не осмелился ни Келдыш, ни Афанасьев, ни Мишин, ни Кузнецов. Только их совместное, согласованное с военными выступление, мотивированное необходимостью применения новых двигателей и перспективными предложениями по новой системе Л3М, могло остановить сползание H1 к окончательному провалу. Всеми овладело некое стадное чувство. Все: от рабочего-монтажника в большом МИКе и до министра — неслись как табун лошадей, в котором задние неминуемо столкнут в пропасть тех, кто впереди
После 3 аварии, при подготовьке к четвёртому полёту
ЦитироватьПосле завтрака Афанасьев попросил меня, Кириллова, Дорофеева и Дегтяренко зайти к нему.
Когда мы явились, он казался очень озабоченным.
— Пока вы летали, я тут имел несколько разговоров с Москвой. И должен вам сказать, настроение там в отношении Н1 очень неважное. Вы делаете все возможное, чтобы подготовить машину. Меняете уже на старте вычислительные машины, десятки приборов сменили, тут уже без вас мне доложили про два передатчика телеметрии, — одним словом, ползете на пузе к кнопке «Пуск». Вам бы только пустить. А понимаете ли, что еще одна авария — и работу могут закрыть вообще? Может быть, собрав все замечания, выйти с предложением отменить этот пуск?
— Ну, если техническое руководство проявит такую инциативу, Госкомиссия примет решение об отмене пуска, что дальше? — спросил я.
— Вот в этом все и дело. Вы, опять повторяю, ползете на пузе к кнопке «Пуск», не задумываясь о возможных последствиях.
— Если я поставлю вопрос об отмене пуска на техническом руководстве, — сказал я, — мне надо иметь веские доводы. Систему управления мы за два дня, получив из Москвы новую машину, а из Харькова новые приборы, проверим и получим заключение о допуске. Я лично боюсь только за двигатели. Каждый главный заявит, что его система отработана, все имевшиеся замечания устранены и он дает вместе с военным представителем заключение о допуске к полету. Я не могу формально предъявить претензии ни к одному разработчику. Никто из них не скажет: «Подождите, через месяц или два я дам новую, более надежную систему». И я действительно на сегодня уверен, что по каждой системе сделано все возможное. За исключением двигателей. Всем известно, что ОКБ-276 работает над созданием качественно новых двигателей многоразового запуска с трехкратным ресурсом после огневых технологических испытаний. Они будут поставляться на ракету без переборки. Значит, Кузнецов не уверен в тех, которые есть сейчас. На № 8Л мы уже будем ставить новые двигатели. Но Кузнецов отнюдь не снимает гарантии со старых одноразовых. Если бы Кузнецов проявил инициативу и сказал: «Давайте подождем, новые многоразовые двигатели уже есть, надо их ставить на № 8Л, а № 7Л возвратить со старта на доработку под новые двигатели, поскольку они принципиально более надежны», — тогда другое дело. Но ведь Кузнецов никогда так не поступит. Есть согласованное решение, что новые двигатели идут только с № 8Л. Я разговаривал с Райковым и Ершовым. Им известно состояние двигателей не по документам и не по наслышке, а по непосредственному участию в испытаниях в ОКБ-276. Райков без колебаний сказал, что полная уверенность в двигателях появится только после выпуска новых многоразовых. Работа в Куйбышеве идет день и ночь.
Здесь никто из кузнецовских представителей об этом не говорит, но для многоразовых двигателей они доработали газогенератор и полностью переделали турбонасосный агрегат. Уже начались стендовые испытания, и первые запуски проходят успешно. Завод начал подготовку к изготовлению первой серийной партии. По прогнозам Райкова она поступит на сборку № 8Л через полгода. Как ни планируй, с новыми двигателями раньше чем через года полтора ракета-носитель не полетит. Получается, что эти полтора года задержки будут по вине Кузнецова, то, есть МАПа. Если с предложением подождать до новых двигателей выступит министр Дементьев, тогда техническое руководство не станет возражать. А без такого демарша у нас нет никаких формальных оснований для отказа от пуска.
— Нет, не надейтесь: ни Кузнецов, ни Дементьев брать на себя инициативу по такой задержке летных испытаний никогда не станут, — с горечью сказал Афанасьев.
Судя по всему, он уже имел разговор с Дементьевым.
— А где гарантия, что снова старт не разрушим? — спросил Афанасьев.
— Есть такая уверенность, — ответил Дегтяренко. Наличие БЦВМ позволило нам с Пилюгиным разработать новую программу на первые 30 секунд. Сразу после отрыва от стола ракета на первых секундах уходит не только вверх, но и в сторону от стартовых сооружении. В системе управления введена блокировка, которая не позволит выключить ни один двигатель, что бы там КОРД не требовал. Даже если один из двигателей или его ТНА взорвется, все равно остальные успеют утащить ракету подальше и старт не пострадает. На предыдущем пуске эту блокировку мы уже проверили в полете.
Я выложил министру последний аргумент в пользу пуска:
— Даже если мы считаем № 7Л ненадежной и выйдем с предложением отменить пуск, нас спросят, что делать с этой ракетой? Возвращать и переделывать под новые двигатели? Это себе дороже. В заделе уже есть пять новых ракет. Ради них эту надо пускать. Мы получим опыт разделения ступеней, проверим новую систему управления, приобретем уверенность в новой схеме управления по крену, проверим идею увода ракеты от старта и, наконец, если повезет, проверим в полете блоки «Г», «Д» и ЛОК. А там столько своих проблем! Если без политики, то для программы в целом выгоднее пускать, чем снимать эту ракету и ждать еще полтора года, пока появится № 8Л

На том порешили и разошлись по своим делам
На том и порешили. Но так и случилось, о чём предупреждал министр: 4 полёт оказался провальным - программу Н-1 закрыли. Для этого обошлись и без Глушко. Хотя позже поставили на место Мишина, которого сняли за провал Н-1.

А вообще здесь видно, как возлагают надежды на "новые и многоразовые двигатели"  - собственно НК-33. Несомненно НК-33 лучше НК-15, потому что последние были просто швах.  Только вот вопрос... НК-33 - на них были надежды (ну если бы Н-1 не закрыли). Да, у них больше ресурс. Да, их можно испытать перед полётом. Но так ли полечили в них все болячки? Вот в аварии Антареса точно ли не виноват тот самый "аксиальный сдвиг ротора"?
Такое впечатление, что писал какой-то левый человек, не имеющий к этому никакого отношения. Это конечно субъективное мнение. Но известна практика, когда конкретные люди нанимали журналистов (или им нанимали) для написания "мемуаров". Нужен детальный анализ текста. Но общее первое впечатление писали не специалисты, профессионалы высокого класса в своём деле, а дегенераты, нанятые, чтобы кричать: "караул, окружают". Повторюсь, это субъективное мнение.

Ивгениуш

Цитата: solitaire от 25.08.2024 23:54:25
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 11:39:30Закрывал н-1 он единолично, по крайней мере официально, своим приказом. Конечно елинолично такое решение он принять не мог, но этика учёного предполагает немного другие действия.А запретить использовать (нк-33), всё равно что закрыть.
Вот ещё из мемуаров Чертока. 1970 г.
ЦитироватьАфанасьев сделал паузу, просматривая свои записи. Нашел самое больное для H1 место:
— Келдыш мне снова напомнил про огневые технологические испытания. Ему представили справку, что американские двигатели для «Сатурна» три раза проходят огневые испытания и после прожогов в блоке без переборки идут в полет. А вы с Кузнецовым ни одного не допускаете. Что прикажете мне отвечать? Мне Дементьев обещал, что Кузнецов тоже начнет разработку многоразовых двигателей. Так, может быть, подождем? Не будем спешить с H1, пойдем «наверх» покаемся и попросим отложить полет на Луну? Я только боюсь, что после этого совсем закроют Н1. Помяните мое слово.
Этот спокойный разговор был еще одним поводом для размышлений. Только в июле 1970 года Кузнецов в ОКБ-276 начал разработку двигателей для H1 в многоразовом исполнении с большим запасом по ресурсу. Эта работа не афишировалась во избежание вопроса: а как быть сейчас?
В начале 1970 года было еще не поздно остановить летные испытания H1 со старыми двигателями. Через три года действительно появились новые, настолько надежные двигатели, что ими теперь, спустя четверть века, восхищаются американцы, пожелавшие их приобрести для установки на свои ракеты-носители.
Однако тогда казалось недопустимым, что с новыми двигателями продолжение летных испытаний H1 могло возобновиться не ранее конца 1973 года.
На перерыв в летных испытаниях в три с половиной года не осмелился ни Келдыш, ни Афанасьев, ни Мишин, ни Кузнецов. Только их совместное, согласованное с военными выступление, мотивированное необходимостью применения новых двигателей и перспективными предложениями по новой системе Л3М, могло остановить сползание H1 к окончательному провалу. Всеми овладело некое стадное чувство. Все: от рабочего-монтажника в большом МИКе и до министра — неслись как табун лошадей, в котором задние неминуемо столкнут в пропасть тех, кто впереди
После 3 аварии, при подготовьке к четвёртому полёту
ЦитироватьПосле завтрака Афанасьев попросил меня, Кириллова, Дорофеева и Дегтяренко зайти к нему.
Когда мы явились, он казался очень озабоченным.
— Пока вы летали, я тут имел несколько разговоров с Москвой. И должен вам сказать, настроение там в отношении Н1 очень неважное. Вы делаете все возможное, чтобы подготовить машину. Меняете уже на старте вычислительные машины, десятки приборов сменили, тут уже без вас мне доложили про два передатчика телеметрии, — одним словом, ползете на пузе к кнопке «Пуск». Вам бы только пустить. А понимаете ли, что еще одна авария — и работу могут закрыть вообще? Может быть, собрав все замечания, выйти с предложением отменить этот пуск?
— Ну, если техническое руководство проявит такую инциативу, Госкомиссия примет решение об отмене пуска, что дальше? — спросил я.
— Вот в этом все и дело. Вы, опять повторяю, ползете на пузе к кнопке «Пуск», не задумываясь о возможных последствиях.
— Если я поставлю вопрос об отмене пуска на техническом руководстве, — сказал я, — мне надо иметь веские доводы. Систему управления мы за два дня, получив из Москвы новую машину, а из Харькова новые приборы, проверим и получим заключение о допуске. Я лично боюсь только за двигатели. Каждый главный заявит, что его система отработана, все имевшиеся замечания устранены и он дает вместе с военным представителем заключение о допуске к полету. Я не могу формально предъявить претензии ни к одному разработчику. Никто из них не скажет: «Подождите, через месяц или два я дам новую, более надежную систему». И я действительно на сегодня уверен, что по каждой системе сделано все возможное. За исключением двигателей. Всем известно, что ОКБ-276 работает над созданием качественно новых двигателей многоразового запуска с трехкратным ресурсом после огневых технологических испытаний. Они будут поставляться на ракету без переборки. Значит, Кузнецов не уверен в тех, которые есть сейчас. На № 8Л мы уже будем ставить новые двигатели. Но Кузнецов отнюдь не снимает гарантии со старых одноразовых. Если бы Кузнецов проявил инициативу и сказал: «Давайте подождем, новые многоразовые двигатели уже есть, надо их ставить на № 8Л, а № 7Л возвратить со старта на доработку под новые двигатели, поскольку они принципиально более надежны», — тогда другое дело. Но ведь Кузнецов никогда так не поступит. Есть согласованное решение, что новые двигатели идут только с № 8Л. Я разговаривал с Райковым и Ершовым. Им известно состояние двигателей не по документам и не по наслышке, а по непосредственному участию в испытаниях в ОКБ-276. Райков без колебаний сказал, что полная уверенность в двигателях появится только после выпуска новых многоразовых. Работа в Куйбышеве идет день и ночь.
Здесь никто из кузнецовских представителей об этом не говорит, но для многоразовых двигателей они доработали газогенератор и полностью переделали турбонасосный агрегат. Уже начались стендовые испытания, и первые запуски проходят успешно. Завод начал подготовку к изготовлению первой серийной партии. По прогнозам Райкова она поступит на сборку № 8Л через полгода. Как ни планируй, с новыми двигателями раньше чем через года полтора ракета-носитель не полетит. Получается, что эти полтора года задержки будут по вине Кузнецова, то, есть МАПа. Если с предложением подождать до новых двигателей выступит министр Дементьев, тогда техническое руководство не станет возражать. А без такого демарша у нас нет никаких формальных оснований для отказа от пуска.
— Нет, не надейтесь: ни Кузнецов, ни Дементьев брать на себя инициативу по такой задержке летных испытаний никогда не станут, — с горечью сказал Афанасьев.
Судя по всему, он уже имел разговор с Дементьевым.
— А где гарантия, что снова старт не разрушим? — спросил Афанасьев.
— Есть такая уверенность, — ответил Дегтяренко. Наличие БЦВМ позволило нам с Пилюгиным разработать новую программу на первые 30 секунд. Сразу после отрыва от стола ракета на первых секундах уходит не только вверх, но и в сторону от стартовых сооружении. В системе управления введена блокировка, которая не позволит выключить ни один двигатель, что бы там КОРД не требовал. Даже если один из двигателей или его ТНА взорвется, все равно остальные успеют утащить ракету подальше и старт не пострадает. На предыдущем пуске эту блокировку мы уже проверили в полете.
Я выложил министру последний аргумент в пользу пуска:
— Даже если мы считаем № 7Л ненадежной и выйдем с предложением отменить пуск, нас спросят, что делать с этой ракетой? Возвращать и переделывать под новые двигатели? Это себе дороже. В заделе уже есть пять новых ракет. Ради них эту надо пускать. Мы получим опыт разделения ступеней, проверим новую систему управления, приобретем уверенность в новой схеме управления по крену, проверим идею увода ракеты от старта и, наконец, если повезет, проверим в полете блоки «Г», «Д» и ЛОК. А там столько своих проблем! Если без политики, то для программы в целом выгоднее пускать, чем снимать эту ракету и ждать еще полтора года, пока появится № 8Л

На том порешили и разошлись по своим делам
На том и порешили. Но так и случилось, о чём предупреждал министр: 4 полёт оказался провальным - программу Н-1 закрыли. Для этого обошлись и без Глушко. Хотя позже поставили на место Мишина, которого сняли за провал Н-1.

А вообще здесь видно, как возлагают надежды на "новые и многоразовые двигатели"  - собственно НК-33. Несомненно НК-33 лучше НК-15, потому что последние были просто швах.  Только вот вопрос... НК-33 - на них были надежды (ну если бы Н-1 не закрыли). Да, у них больше ресурс. Да, их можно испытать перед полётом. Но так ли полечили в них все болячки? Вот в аварии Антареса точно ли не виноват тот самый "аксиальный сдвиг ротора"?
Все Ваши панические настроения и вопли  караул, окружают, разбиваются о простейший факт: было запланировано 6 (шесть) стартов, как минимум. И главное, система корд так ни в одном случае и  не сработала, то есть не была доведена до нормального рабочего  состояния, скорее всего из-за недофинансирования. Видимо, причиной четвёртой аварии (как утверждают "кузнецовцы") было одновременное отключение сразу 6 двигателей. А что мешало отключать их попарно одну пару за другой? Просто проработать этот вопрос? Денег не хватило, специалистов не было, не обратили внимания, торопились, делали всё тяп-ляп?

Seliv

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 11:39:30Закрывал н-1 он единолично, по крайней мере официально, своим приказом.
кажется это называется множественным раздвоением личности, ну да ладно
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:19:05То, что закрывал н-1 не один Глушко, довольно очевидно. Возможно была какая-то серая личность умело манипулировавшая мнениями Леонида Ильича, один из кротов, подготовивших демонтаж СССР
Господи, ну опять же Черток, наша библия. Что тут выдумывать:

"В начале мая 1974 года Устинов собрал у себя близких людей для решения судьбы Н1-Л3. Предстояло подготовить приговор, который сначала должен быть предварительно доложен Политбюро, а затем оформлен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров. На совещание были приглашены Келдыш , Смирнов , Афанасьев , Тюлин , Сербии , Комиссаров , Мозжорин . Единственным "посторонним" был министр авиационной промышленности Дементьев .
- Пора сказать Политбюро правду! - так начал Устинов, открывая совещание, каждый из участников которого должен был нести ответственность перед историей за возможные последствия принимаемого решения. Никто из создателей Н1-Л3 приглашен не был. Судьба Мишина была предрешена. Николая Кузнецова Устинов не пригласил, ибо о его позиции не трудно было догадаться. Самый близкий в те годы к Устинову из главных конструкторов Пилюгин мог выступить невпопад и разрушить предполагаемое единство. С мнением военных в данном случае Устинов мог и не считаться. Среди них заведомо не было энтузиастов лунной программы. Мозжорин рассказывал много лет спустя: - Все присутствующие выступили за прекращение работ и закрытие темы. У Келдыша в запасе не оказалось серьезных научных программ, которые бы оправдали продолжение затрат на столь мощный носитель. Он считал, что Луна для ученых прежнего интереса уже не представляет. Что касается Марса, то прежде следует создать МКТС (МКТС - многоразовая космическая транспортная система.)
С помощью многоразовой системы начать строить на околоземной орбите большую станцию. Вслед за Келдышем все, кроме Мозжорина , выступили за прекращение работ по H1, даже Дементьев и Афанасьев. Эти два министра должны были испугаться перспективы прекращения работ, в которых заняты десятки тысяч людей. Им, министрам, предстоит найти для них работу. Сербин , всегда благоволивший и покровительствовавший Челомею , получил по крайней мере моральное удовлетворение. В свое время проект Челомея - сверхтяжелая ракета- носитель УР-700 - был закрыт по той причине, что работы по H1 уже далеко продвинулись. Смирнов и его заместитель Комиссаров угадывали желание Устинова. Сейчас проще и лично для каждого из них безопаснее закрыть H1, чем рисковать продолжением работ с непредсказуемыми последствиями.
Единственным противником прекращения работ оказался Можорин . Он выступал за продолжение программы отработки ракеты-носителя. Мозжорин пытался доказать необходимость пуска H1 *8, сославшись на то, что на ней установлены новые многоразовые двигатели. - Мы получим возможность испытать не только первую, но вторую и третью ступени. После прекращения американцами работ по Сатурну-5 H1 будет единственным в мире сверхтяжелым носителем подобного класса. Такую возможность ни в коем случае нельзя упускать. - А ты гарантируешь, что пятый пуск будет успешным? - спросил Устинов. - Полные гарантии, как известно, дает только страховой полис, - напомнил Мозжорин любимый афоризм Воскресенского.
Подводя итог совещанию, Устинов сказал, что все, кроме Мозжорина, высказались за прекращение работ. "

Судьба Н1 решилась в высших кабинетах, еще до назначения и личного присутствия Глушко, практически единогласно. проще лично для каждого из них закрыть H1, чем рисковать продолжением работ с непредсказуемыми последствиями


solitaire

Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 00:56:36Такое впечатление, что писал какой-то левый человек, не имеющий к этому никакого отношения. Это конечно субъективное мнение. Но известна практика, когда конкретные люди нанимали журналистов (или им нанимали) для написания "мемуаров". Нужен детальный анализ текста. Но общее первое впечатление писали не специалисты, профессионалы высокого класса в своём деле, а дегенераты, нанятые, чтобы кричать: "караул, окружают". Повторюсь, это субъективное мнение.
Эм.. ну как бы.. мемуары Чертока - весьма известный труд. Если что, называется так: Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Лунная гонка.

Читайте, если интересна история Н-1.

Да, на момент последней цитаты он был главным по Н-1 (замещая Мишина)

Я для чего ее привел - чтобы появилось понимание, "наверху" задумались об отмене программы уже после 3 аварии (ибо слишком она многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым у нее маловата грузоподъёмность - то что в скобках напрямую не следует из цитаты, я просто пытаюсь пояснить). И здесь не важно сколько чего планировалось когда-то (например, разрушить старт не планировалось, а получилось) - отмена это отмена.


Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 01:09:32система корд так ни в одном случае  не сработала, то есть не была доведена до нормального рабочего  состояния, скорее всего из-за недофинансирования.


КОРД:
  • в принципе не может парировать слишком быстрый процесс (такой как взрыв), сколько в неё денег не вложи
  • является костылём к ненадежным двигателям.

Ивгениуш

Цитата: Seliv от 26.08.2024 01:46:56кажется это называется множественным раздвоением личности, ну да ладно
А чё ладно то? Вы профессиональный провокатор? Учились? Где, у кого? Вся эта песня длится полста лет уже. И сводится к формуле: дайте нам побольше денег, и мы сделаем хороший двигатель, потому что этот плохой по определению. Хотя по аварийности нк-15 на том же уровне, что и рд-170. Всего две аварии на 120 движков. Однако вместо того чтобы сделать что то существенное, например усилить меры безопасности, чтобы исключить диверсию, или существенно усилить работу системы корд, они взяли и закрыли ракету. Мне кажется все её ненавидели, от уборщицы до главного. Потому что она мешала им всем потреблять....хочешь не хочешь а общество потребления в СССР уже было построено. А что толку  от дешёвой ракеты? Она требует слишком больших усилий, даже героических за небольшую зарплату....романтики и энтузиазисты к этому времени в СССР начали заканчиваться...что ж, может когда нибудь снова появятся? Как у Стругацких: "эти люди хотят странного

Ивгениуш

#52
Цитата: solitaire от 26.08.2024 02:18:00
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 00:56:36Такое впечатление, что писал какой-то левый человек, не имеющий к этому никакого отношения. Это конечно субъективное мнение. Но известна практика, когда конкретные люди нанимали журналистов (или им нанимали) для написания "мемуаров". Нужен детальный анализ текста. Но общее первое впечатление писали не специалисты, профессионалы высокого класса в своём деле, а дегенераты, нанятые, чтобы кричать: "караул, окружают". Повторюсь, это субъективное мнение.
Эм.. ну как бы.. мемуары Чертока - весьма известный труд. Если что, называется так: Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Лунная гонка.

Читайте, если интересна история Н-1.

Да, на момент последней цитаты он был главным по Н-1 (замещая Мишина)

Я для чего ее привел - чтобы появилось понимание, "наверху" задумались об отмене программы уже после 3 аварии (ибо слишком она многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым у нее маловата грузоподъёмность - то что в скобках напрямую не следует из цитаты, я просто пытаюсь пояснить). И здесь не важно сколько чего планировалось когда-то (например, разрушить старт не планировалось, а получилось) - отмена это отмена.


Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 01:09:32система корд так ни в одном случае  не сработала, то есть не была доведена до нормального рабочего  состояния, скорее всего из-за недофинансирования.


КОРД:
  • в принципе не может парировать слишком быстрый процесс (такой как взрыв), сколько в неё денег не вложи
  • является костылём к ненадежным двигателям.

Цитата: solitaire от 26.08.2024 02:18:00
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 00:56:36Такое впечатление, что писал какой-то левый человек, не имеющий к этому никакого отношения. Это конечно субъективное мнение. Но известна практика, когда конкретные люди нанимали журналистов (или им нанимали) для написания "мемуаров". Нужен детальный анализ текста. Но общее первое впечатление писали не специалисты, профессионалы высокого класса в своём деле, а дегенераты, нанятые, чтобы кричать: "караул, окружают". Повторюсь, это субъективное мнение.
Эм.. ну как бы.. мемуары Чертока - весьма известный труд. Если что, называется так: Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Лунная гонка.

Читайте, если интересна история Н-1.

Да, на момент последней цитаты он был главным по Н-1 (замещая Мишина)

Я для чего ее привел - чтобы появилось понимание, "наверху" задумались об отмене программы уже после 3 аварии (ибо слишком она многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым у нее маловата грузоподъёмность - то что в скобках напрямую не следует из цитаты, я просто пытаюсь пояснить). И здесь не важно сколько чего планировалось когда-то (например, разрушить старт не планировалось, а получилось) - отмена это отмена.


Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 01:09:32система корд так ни в одном случае  не сработала, то есть не была доведена до нормального рабочего  состояния, скорее всего из-за недофинансирования.


КОРД:
  • в принципе не может парировать слишком быстрый процесс (такой как взрыв), сколько в неё денег не вложи
  • является костылём к ненадежным двигателям.

Цитата: solitaire от 26.08.2024 02:18:00
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 00:56:36Такое впечатление, что писал какой-то левый человек, не имеющий к этому никакого отношения. Это конечно субъективное мнение. Но известна практика, когда конкретные люди нанимали журналистов (или им нанимали) для написания "мемуаров". Нужен детальный анализ текста. Но общее первое впечатление писали не специалисты, профессионалы высокого класса в своём деле, а дегенераты, нанятые, чтобы кричать: "караул, окружают". Повторюсь, это субъективное мнение.
Эм.. ну как бы.. мемуары Чертока - весьма известный труд. Если что, называется так: Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Лунная гонка.

Читайте, если интересна история Н-1.

Да, на момент последней цитаты он был главным по Н-1 (замещая Мишина)

Я для чего ее привел - чтобы появилось понимание, "наверху" задумались об отмене программы уже после 3 аварии (ибо слишком она многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым у нее маловата грузоподъёмность - то что в скобках напрямую не следует из цитаты, я просто пытаюсь пояснить). И здесь не важно сколько чего планировалось когда-то (например, разрушить старт не планировалось, а получилось) - отмена это отмена.


Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 01:09:32система корд так ни в одном случае  не сработала, то есть не была доведена до нормального рабочего  состояния, скорее всего из-за недофинансирования.


КОРД:
  • в принципе не может парировать слишком быстрый процесс (такой как взрыв), сколько в неё денег не вложи
  • является костылём к ненадежным двигателям.

Цитата: solitaire от 26.08.2024 02:18:00
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 00:56:36Такое впечатление, что писал какой-то левый человек, не имеющий к этому никакого отношения. Это конечно субъективное мнение. Но известна практика, когда конкретные люди нанимали журналистов (или им нанимали) для написания "мемуаров". Нужен детальный анализ текста. Но общее первое впечатление писали не специалисты, профессионалы высокого класса в своём деле, а дегенераты, нанятые, чтобы кричать: "караул, окружают". Повторюсь, это субъективное мнение.
Эм.. ну как бы.. мемуары Чертока - весьма известный труд. Если что, называется так: Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Лунная гонка.

Читайте, если интересна история Н-1.

Да, на момент последней цитаты он был главным по Н-1 (замещая Мишина)

Я для чего ее привел - чтобы появилось понимание, "наверху" задумались об отмене программы уже после 3 аварии (ибо слишком она многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым у нее маловата грузоподъёмность - то что в скобках напрямую не следует из цитаты, я просто пытаюсь пояснить). И здесь не важно сколько чего планировалось когда-то (например, разрушить старт не планировалось, а получилось) - отмена это отмена.


Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 01:09:32система корд так ни в одном случае  не сработала, то есть не была доведена до нормального рабочего  состояния, скорее всего из-за недофинансирования.


КОРД:
  • в принципе не может парировать слишком быстрый процесс (такой как взрыв), сколько в неё денег не вложи
  • является костылём к ненадежным двигателям.

Вот откуда в человеках навязчивое желание доказывать, что дважды два будет пять? У вас логика дикаря, который не знает как работает паровоз и уверен, что его движет чёрт. Ах мы не знаем как работает этот двигатель, мы ничего не понимаем и не хотим в этом разбираться, и вообще у нас нет мозга, и оставьте нас в покое. Именно так можно перефразировать то, что Вы написали

Ивгениуш

Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:06:29многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым
Что за бред? Наши автоматы и посадку осуществили и грунт взяли, а Вы занимаетесь примитивной пропагандой. Человека посылать на луну это явная глупость. Ради флаговтыка? Потратить много денег на эту явную глупость? Даже в политбюро над этой глупостью смеялись, хотя делали вид, что   "делали  лунную ракету". Выяснилось при всей этой истории, что деньги имеют абсолютную власть ...над всеми ..и всем.

Ивгениуш

Цитата: solitaire от 26.08.2024 02:18:00Я для чего ее привел - чтобы появилось понимание, "наверху" задумались об отмене программы уже после 3 аварии (ибо
Я думаю, люди наверху не любят когда узнают о чём они там задумались. Так что не занимайтесь профанацией и примитивной пропагандой. Это пустозвонство мало относящееся к делу. Кстати, рекомендую к просмотру ролик с подрывом морского старта в 2007 году, устроенным рд-170, если не ошибаюсь, это не единственный впечатляющий фейерверк на счету этого движка :-*

Трилобит

Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:16:56
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:06:29многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым
Что за бред? Наши автоматы и посадку осуществили и грунт взяли, а Вы занимаетесь примитивной пропагандой. Человека посылать на луну это явная глупость. Ради флаговтыка? Потратить много денег на эту явную глупость? Даже в политбюро над этой глупостью смеялись, хотя делали вид, что  "делали  лунную ракету". Выяснилось при всей этой истории, что деньги имеют абсолютную власть ...над всеми ..и всем.
Вы сейчас серьезно? Аполлон безусловно флаговтык, но и массив научных данных несравнимый.
По тому же грунту - объем в несколько центнеров, ручной отбор интересных образцов различных пород с большой площади, особенно в последних миссиях с багги с качественной фотофиксацией формаций откуда был взят образец. Размещение сейсмографов в составе ALSEP, возврат материалов с Surveyor 3.
Два космонавта на багги за пару дней покрывают больше площади и собирают больше данных чем современные роверы могут собрать за несколько лет, что уж говорить о посадочных аппаратах.
Я понять не могу как можно всерьез отрицать такие вещи. Как раз таки отмахиваться от этого под предлогом что "наши первыми сели и вернули граммы" это флаговтык.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

solitaire

Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:06:29
Цитата: solitaire от 26.08.2024 02:18:00
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 00:56:36Такое впечатление, что писал какой-то левый человек, не имеющий к этому никакого отношения. Это конечно субъективное мнение. Но известна практика, когда конкретные л

юди нанимали журналистов (или им нанимали) для написания "мемуаров". Нужен детальный анализ текста. Но общее первое впечатление писали не специалисты, профессионалы высокого класса в своём деле, а дегенераты, нанятые, чтобы кричать: "караул, окружают". Повторюсь, это субъективное мнение.
Эм.. ну как бы.. мемуары Чертока - весьма известный труд. Если что, называется так: Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Лунная гонка.

Читайте, если интересна история Н-1.

Да, на момент последней цитаты он был главным по Н-1 (замещая Мишина)

Я для чего ее привел - чтобы появилось понимание, "наверху" задумались об отмене программы уже после 3 аварии (ибо слишком она многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым у нее маловата грузоподъёмность - то что в скобках напрямую не следует из цитаты, я просто пытаюсь пояснить). И здесь не важно сколько чего планировалось когда-то (например, разрушить старт не планировалось, а получилось) - отмена это отмена.


Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 01:09:32система корд так ни в одном случае  не сработала, то есть не была доведена до нормального рабочего  состояния, скорее всего из-за недофинансирования.


КОРД:
  • в принципе не может парировать слишком быстрый процесс (такой как взрыв), сколько в неё денег не вложи
  • является костылём к ненадежным двигателям.

Вот откуда в человеках навязчивое желание доказывать, что дважды два будет пять? У вас логика дикаря, который не знает как работает паровоз и уверен, что его движет чёрт. Ах мы не знаем как работает этот двигатель, мы ничего не понимаем и не хотим в этом разбираться, и вообще у нас нет мозга, и оставьте нас в покое. Именно так можно перефразировать то, что Вы написали
Помогите понять, что из этого 2*2=5

Может то что КОРД является костылём к ненадежным двигателям?

Ну так будь у НК надёжность скажем как у РД-107/108, то и никакая КОРД и не нужна была бы им, нет?
Я в принципе согласен, что и в этом случае она не помешала бы (но тут наверняка оказалась бы более чем достаточной), но для НК она была строгой необходимостью.

А может 2*2=5 это что КОРД в принципе не может парировать слишком быстрый процесс (такой как взрыв)?

Ну так-то задача КОРД отключить двигатель, параметры которого ушли в аварийный диапазон. Но одно дело параметры ушли, другое дело ротор насоса чиркает статор, разрушая последний. Представим себе волшебную КОРД прямо из Хогвартса, определяющую такую ситуацию и срабатывающую мгновенно, волшебные датчики срабатывающие тоже мгновенно, магические исполнительные механизмы которые тоже отрабатывают мгновенно. Так вот, статор с ротором в лучших традициях НК решили, что они хотят быть вместе - произошло их соприкосновение с забросом температуры, магическая КОРД отсекает двигатель мгновенно... вопрос саморазберётся ли он? Вот я не уверен что нет. А поскольку ещё и магия вне Хогвартса запрещена...


Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:16:56
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:06:29многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым
Что за бред? Наши автоматы и посадку осуществили и грунт взяли, а Вы занимаетесь примитивной пропагандой. Человека посылать на луну это явная глупость. Ради флаговтыка? Потратить много денег на эту явную глупость? Даже в политбюро над этой глупостью смеялись, хотя делали вид, что  "делали  лунную ракету". Выяснилось при всей этой истории, что деньги имеют абсолютную власть ...над всеми ..и всем.
В смысле бред? Разве вы не в курсе, что Н-1 делалась под пилотируемый полет на Луну, правда из-за ограниченных возможностей Н-1 экипажем из 2 человек, а не 3 как у американцев. Собственно и пуски ее были с макетом соответствующего корабля.

Но таки да. Примерно так и высказывался Келдыш летом 1969 на вопрос иностранных журналистов о полетах космонавтов на Луну. Только он-то говорил из-за неготовности Н-1 (о чём разумеется не упоминал), дабы сделать "хорошую мину при плохой игре".

Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:26:43Я думаю, люди наверху не любят когда узнают о чём они там задумались.

Я же проводил цитату с Афанасьевым. Если что Афанасьев - министр общего машиностроения (МОМ). МОМ - это ныне Роскосмос.

Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:26:43Кстати, рекомендую к просмотру ролик с подрывом морского старта в 2007 году, устроенным рд-170

Ну точно также можете полюбоваться аварией Антареса, там НК-33 ярко себя показал.

Я вообще не очень понимаю зачем сравнивать с РД-170. Но если так хочется могу повториться: Энергия с РД-170 успешно летала, а Н-1 с движками НК - падала.

WkWk

Цитата: solitaire от 26.08.2024 21:04:45Может то что КОРД является костылём к ненадежным двигателям?
Наоборот - ненадежные двигатели разработали потому что очень верили в КОРД  :)

Дем

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:39:31Как известно, существовало 9 лётных экземпляров Н-1, это 352 двигателя нк-33 и нк-15, которые, видимо можно довести до уровня нк-33.было 4 старта, остаётся 200 движей, 47 продали американам, кстати, вроде около 20 потом вернулись обратно.
С десяток отработали на союзах, где остальные? И история про уничтожение нк-33 вполне симптоматична.
ИМХО те которые ещё находились на заводе (примерно два комплекта) - уехали на заводской склад.
Те же которые были переданы для установки на ракеты - разделили их судьбу.
Цитата: solitaire от 25.08.2024 22:24:19Про надёжность. РД-170 был по результатам испытаний аттестован для десятикратного использования в пилотируемых полётах. И вот мы возьмём и заменим его на НК-33 которые подобным похвастаться не могут, хотя и имеют большую наработку на стендах.
Двигатель, который собирались ставить на Н-1 - всяко был аттестован для использования в пилотируемых полётах.
Многократность никто не требовал, ибо зачем? РД-170 всё равно летал только по одному разу и без людей.
Цитата: solitaire от 25.08.2024 22:24:19Если сравнивать НК и БХГ в сверхтяжёлой ракете, то практика известна: Н-1 с НК наворачивалась, а Энергия с БХГ успешно летала.
Наворачивалась исключительно по причине системы управления. В стране обьявившей кибернетику лженаукой другого ожидать сложно.
Напомню

Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 18:57:32Однако вместо того чтобы сделать что то существенное, например усилить меры безопасности, чтобы исключить диверсию, или существенно усилить работу системы корд, они взяли и закрыли ракету. Мне кажется все её ненавидели, от уборщицы до главного. Потому что она мешала им всем потреблять....
Так какая разница где именно потреблять?
А ненавидели скорей по причине самодурства и амбиций руководства.
Редуцировали бы ракету до Н-11, шустро сделали бы десяток запусков отловив глюки и только потом начали бы запускать гипертяж. Вон Маск вообще с полёта на одном движке начал.
Цитата: solitaire от 26.08.2024 21:04:45Ну так будь у НК надёжность скажем как у РД-107/108, то и никакая КОРД и не нужна была бы им, нет?
РД-107/108 тоже далеко не сразу стали надёжными
Цитата: solitaire от 26.08.2024 21:04:45Так вот, статор с ротором в лучших традициях НК решили, что они хотят быть вместе - произошло их соприкосновение с забросом температуры, магическая КОРД отсекает двигатель мгновенно... вопрос саморазберётся ли он? Вот я не уверен что нет.
Ну так поставить движок так, чтобы ТНА саморазобрался наружу... и хрен с ним. А КОРД перекроет подачу топлива в него.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

solitaire

Цитата: WkWk от 26.08.2024 21:16:37Наоборот - ненадежные двигатели разработали потому что очень верили в КОРД  :)
👍 ;D