Оптимальная схема газоходов СК для РН Союз-СПГ(Амур-СПГ) на метане

Автор amster, 30.03.2024 05:31:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Оптимальная схема газоходов СК для РН Союз-СПГ(Амур-СПГ) на метане

Подземный газоход
12 (41.4%)
Табуретка с рассекателем
10 (34.5%)
Высокая табуретка без рассекателя(либо с минимальным рассекателем)
3 (10.3%)
Табуретка с подачей воды(как у Маска со Старшипом)
3 (10.3%)
Я против создания Союз-СПГ
1 (3.4%)

Проголосовало пользователей: 29

amster

Просьба озвучить свой выбор и, в идеале, обосновать

amster

Я за "Высокая табуретка без рассекателя(либо с минимальным рассекателем)".
Думаю так проще и дешевле.
Но не такую высокую как у Сатурн-1Б на СК для Сатурна-5 :)
Пониже раза в два вполне достаточно.
==
https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/343352.jpg



Дем

Практика показывает, что подземный газоход ради экономии стараются сделать поменьше.
И когда всё-таки происходит авария - взрывом в нём уносит стартовый стол. Что у Н-1, что у Зенита.
Табуретка же гораздо надёжней.
Водяное охлаждение для небольшой ракеты скорей не нужно.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

amster

Цитата: Дем от 30.03.2024 10:53:27Водяное охлаждение для небольшой ракеты скорей не нужно.
Я думаю что и для большой(Старшип и тп) вода тоже не нужна.
Табуретка повыше существующей для СХ/СШ была бы и надежнее и дешевле.
Маск же устроил это чисто приколоться - типа " а как вам такое?".

Профан

Цитата: Дем от 30.03.2024 10:53:27Практика показывает, что подземный газоход ради экономии стараются сделать поменьше.
И когда всё-таки происходит авария - взрывом в нём уносит стартовый стол. Что у Н-1, что у Зенита.
Табуретка же гораздо надёжней.
Водяное охлаждение для небольшой ракеты скорей не нужно.
А что будет с табуреткой при аварии? Однозначно в металлолом.

Газоход

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 12:13:50Табуретки предполагают сборку РН прямо на ПУ, либо транспортировку из МИКа в вертикальном положении. Для сверхтяжа возможно и вариант.
А для РН "рабочей лошадки" нужна ПУ с минимумом работ вне МИКа.
В идеале (так не будет, но стремится надо): вывезли по ж.д, установили установщиком, присоединили 2 гидроразъема (СПГ, ЖК), один пневморазъем (азот), один-два электроразъема (силовой+слаботочный), сели в микроавтобус, уехали. Всё. Бригада до 10 человек, 2 часа.
Т.е. всё-таки яма :)




Согласен.
Не все варианты из представленных в опросе предполагают горизонтальную сборку и вывоз РКН. Что является отечественной традиционной схемой и более вероятной, т.к. изделие предполагается на жидких КРТ. И более экономически выгодной в виду отсутствия необходимости строительства громоздких вертикальных зданий/сооружений.

Вероятно будет выбран открытый/закрытый (подземный) лоток или табуретка. Однозначно с подачей воды. Если мы не хотим после каждого пуска проводить РВР или рыть глубоко.

Выбор типа газохода зависит также от тяги двигателей первой ступени. При использовании 5 × РД-0169А суммарной тягой 500 тс табуретку надо сделать будет повыше, чем на Циклонах. От чего страдает горизонтальная схема сборки и транспортировки.

Проголосовал за первый, но варианты опроса можно было бы сделать насыщеннее.

Водитель

Конечно табуретка. Для размерности Союз-Спг без воды.

Старшипы с теми же параметрами тяги/массы стартовали с табуретки без воды. Которую сварили за несколько месяцев мексиканские сварщики-гастарбайтеры.

"Проблема" вывоза решается насыпным пандусом. Вам всё равно РН по железке из МИКа на стол тащить. Значит готовить основание под жд в любом случае, с отсыпкой. Соорудить насыпь проще чем копать и заливать карьер под столом.

Но можно конечно и дальше зарывать триллионы в противоатомные бункеры под столом как у ангары или в анимешные гангнам газоходы как у ариан. У богатых свои причуды.

Serge V Iz

Естественные обрывы потому и выглядят как обрывы, что достаточно интенсивно обрушаются. Иначе бы выглядели как склоны )

Если в конкретном месте геологоразведка доложит, что можно укрепить и зафиксировать -- тогда пожалуйста. Испытательные стенды для ДУ иногда стоят именно в таких местах. Вопрос лишь в том, чего будет стоить это самое "укрепить и зафиксировать".

Водитель

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 12:56:29
Цитата: Водитель от 30.03.2024 12:40:56Конечно табуретка
Цитата: Водитель от 30.03.2024 12:40:56"Проблема" вывоза решается насыпным пандусом
Насыпное это уже не табуретка. Это по сути ближе к яме
Нет. Это компромис, если нам нужен именно горизонтальный вывоз.

Водитель

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 13:10:53
Цитата: Водитель от 30.03.2024 13:07:22
Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 12:56:29
Цитата: Водитель от 30.03.2024 12:40:56Конечно табуретка
Цитата: Водитель от 30.03.2024 12:40:56"Проблема" вывоза решается насыпным пандусом
Насыпное это уже не табуретка. Это по сути ближе к яме
Нет. Это компромис, если нам нужен именно горизонтальный вывоз.
Насыпать холм а потом в нем выкопать газоходы, - это как называется?
Ставится табуретка, и с одной стороны к ней отсыпается пандус это называется.

amster

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 12:13:50Табуретки предполагают сборку РН прямо на ПУ, либо транспортировку из МИКа в вертикальном положении. Для сверхтяжа возможно и вариант.
А для РН "рабочей лошадки" нужна ПУ с минимумом работ вне МИКа.
В идеале (так не будет, но стремится надо): вывезли по ж.д, установили установщиком, присоединили 2 гидроразъема (СПГ, ЖК), один пневморазъем (азот), один-два электроразъема (силовой+слаботочный), сели в микроавтобус, уехали. Всё. Бригада до 10 человек, 2 часа.
Т.е. всё-таки яма :)
Наоборот, для РН класса Союз-СПГ(да и для более тяжелых с сухой массой до 50 тонн)
никаких проблем с установкой на табуретку из горизонтального положения нет,
в отличии от сверхтяжа.
И никаких пандусов не надо - лишь немного усложненная система установки в вертикальное положение.

Зато СК будет в разы дешевле в постройке и в эксплуатации.
Да и восстаналивать при аварии мало того что проще,
так и еще и быстрее - можно заранее держать комплект для сборки новой табуретки.

И вашему "10 минутному идеалу" табуретка не помешает.

cross-track

не знаю, о чем вы говорите, но делать нужно так, как делает Маск)
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Водитель

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 13:28:26
Цитата: Водитель от 30.03.2024 13:23:23Ставится табуретка, и с одной стороны к ней отсыпается пандус это называется.
Ну если насыпали ПОЛхолма, то может тогда вместо табуретки соорудить газоходы и засыпать их тоже? Будет целый холм с газоходами
Четверть холма.

Можно и гибридный вариант рассмотреть, с невысокой насыпью/табуреткой и неглубоким газоходом, как у Ариан 4. Это уже от конкретного рельефа местности зависит и проч. Главное принцип - чем проще тем лучше.

Я бы ещё не отбрасывал вертикальный вывоз. Традиции это конечно прекрасно, но часто они тормозят, а не помогают.

amster

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 13:27:17
Цитата: Serge V Iz от 30.03.2024 13:00:16Если в конкретном месте геологоразведка доложит, что можно укрепить и зафиксировать -- тогда пожалуйста. Испытательные стенды для ДУ иногда стоят именно в таких местах. Вопрос лишь в том, чего будет стоить это самое "укрепить и зафиксировать"
Вот так:


Фотография прямо сочится запредельной дороговизной.

Табуретка на ровной поверхности будет дешевле.

Ещё один огромный плюс табуретки - быстрая модернизация под РН с увеличенной тягой.

amster

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 13:41:47
Цитата: amster от 30.03.2024 13:39:40Фотография прямо сочится явной дороговизной.
На фото надо смотреть не конкретную ПУ для повторения, а как это легко устраивается на склоне
Любые работы на склоне всегда были и будут дорогими.

Водитель

Цитата: Плейшнер от 30.03.2024 13:38:24
Цитата: amster от 30.03.2024 13:34:26И никаких пандусов не надо - лишь немного усложненная система установки в вертикальное положение.

Зато СК будет в разы дешевле в постройке и в эксплуатации.
При "табуретке" земляные работы переносятся чуть поодаль - нужно обваловывать заправочные емкости и проч. сооружения для защиты от струи.
Уж лучше управлять ей.
Заправочные емкости и при старте "в землю" нужно защищать.

После отрыва от стола РН всё равно с площадки всё сдувает.

да и не такие уж они и массивные нужны, эти защитные сооружения

amster

Цитата: Газоход от 30.03.2024 12:39:32Выбор типа газохода зависит также от тяги двигателей первой ступени. При использовании 5 × РД-0169А суммарной тягой 500 тс табуретку надо сделать будет повыше, чем на Циклонах. От чего страдает горизонтальная схема сборки и транспортировки.

Проголосовал за первый
Рад видеть в обсуждении темы форумчанина со столь подходящим ником!

Надеюсь при дольнейших размышлениях Вы всё таки более благосклонно отнесетесь к табуретке.
Ведь, табуретка это тот же "газоход" только ширше и гибче :)


Газоход

Цитата: amster от 30.03.2024 14:07:58Рад видеть в обсуждении тему форумчанина со столь подходящим ником!
Ждал такого момента всю жизнь)

Цитата: amster от 30.03.2024 14:07:58Надеюсь при дольнейших размышлениях Вы всё таки более благосклонно отнесетесь к табуретке.
Ведь, табуретка это тот же "газоход" только ширше и гибче :)
Кто пускает с табуретки с тягой 500 тс и более? Никого, кроме Старшипа (с вертикальной сборкой на старте), вспомнить не могу.

Кот Бегемот

Это макет или просто левое фото?
Вы не можете просматривать это вложение.
Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать