Утечка из радиатора МЛМ "Наука"

Автор lev_g, 09.10.2023 21:06:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

спец

Лично я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть слова Анатолия. Ну, фантастика, так фантастика.

Shin

Цитата: спец от 11.10.2023 11:31:11Анатолий Зак, Твиттер.
Цитировать...In the 1990s, Russians planned to use this Shuttle mission, "owed to them" to launch the Science & Power Platform, NEP, but it was never completed due to lack of funds, but NEP's deployable radiator (see on a picture) was built and flew on STS-132

Да не, по тексту всё правильно. Это картинка из альтернативной реальности просто - когда деревья были большими, а космические планы просто громадными.

Обратимся к тому, что высечено в граните - НК №7, 2010, с. 7

ЦитироватьВ графике, датированном мартом 2006 г., в полете ULF4 планировалось доставить и установить на Основной ферме станции две грузовые платформы ELC-3 и ELC-4. Однако между NASA и Роскосмосом была давняя договоренность о доставке шаттлом Научно-экспериментальной платформы (НЭП) российского сегмента. Поскольку срок готовности НЭП ушел далеко за «правую» границу графика полетов шаттлов, весной 2007 г. Роскосмос договорился с NASA о замене груза, и на полет STS-132/ULF4 спланировали доставку модуля МИМ-1.
Частью соглашения стала доставка внутри него американских грузов для станции суммарной массой около 1400 кг. Свободное место на «Атлантисе» заняла вертикальная ферма ICC-VLD-2 с запасными частями для МКС. В апреле 2009 г. этот состав ПН миссии ULF4 был утвержден окончательно.


спец

А радиатор, который нарисован на картинке, соответственно, перекочевал в состав прикрепленного груза к МИМ1 (и ШК, и выносной пост ВКД), для дальнейшей установки оных на МЛМ (ставший затем МЛМ-У). Так верно изложено?

спец

Интересно, а когда все-таки был изготовлен РТОд? ::)

Shin

Цитата: спец от 11.10.2023 12:42:42Интересно, а когда все-таки был изготовлен РТОд? ::)

Про радиатор точных данных нет, есть про "Рассвет" немного:

НК №6, 2007, с.21

ЦитироватьСтыковочно-грузовой модуль

Стыковочно-грузовой модуль (СГМ) – это новый элемент российского сегмента МКС. Он будет расположен на надирном (нижнем) стыковочном узле ФГБ «Заря». Назначение СГМ – обеспечить стыковку к «Заре» «Союзов» и «Прогрессов» после вхождения в состав МКС американского Узлового модуля Node 3. Без СГМ Node 3 мешал бы стыковке российских кораблей к ФГБ, и было бы невозможно обеспечить работу на МКС экипажа из шести человек.
Проект СГМ был разработан в начале 2006 г. В качестве основы для него было предложено использовать корпус герметичного приборного отсека (ПГО) Научно-энергетического модуля (НЭМ). В настоящее время на ЗЭМе РКК «Энергия» на хранении находятся два корпуса ПГО (статический и динамический макеты), изготовленные в 1998–99 гг. для экспериментальной отработки НЭМ. При создании СГМ статический макет ПГО будет использован для проведения статических и динамических испытаний, а из бывшего динамического макета ПГО будет изготовлено летное изделие.
ПГО представляет собой цилиндрическую обечайку диаметром 2.2 м с двумя сферическими днищами, на одном из которых установлен активный стыковочный узел ССВП Г4000 для присоединения СГМ к «Заре», а на другом – пассивный узел ССВП Г4000 для стыковки к модулю «Союзов» и «Прогрессов». Длина гермокорпуса составляет 5.5 м.
Максимальная длина СГМ со стыковочными агрегатами – 6.59 м, максимальная ширина (по концам горизонтальных цапф крепления в грузовом отсеке шаттла) – 4.96 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до смонтированного на модуле доставляемого оборудования) – 4.55 м. Герметичный объем СГМ составляет 18.1 м3, свободный объем – 14.5 м3, из которых 5.5 м3 предназначены для доставки и хранения грузов. Для крепления внутри грузового отсека шаттла на СГМ установлены три горизонтальные цапфы (две с одной стороны и одна с другой) и одна килевая цапфа. На модуле установлен такелажный элемент PVGF для захвата манипулятором шаттла и станции.
Стартовая масса СГМ составляет 7.9 т, масса самого модуля – 4.78 т. Общая масса доставляемых грузов – 3.12 т, из них 1.4 т американских грузов внутри модуля и 1.72 т внешних грузов. На внешней поверхности СГМ будут закреплены: шлюзовая камера Многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) массой 900 кг, радиатор МЛМ (570 кг), запасная секция «локтевого сустава» EJ (Elbow Joint) европейского манипулятора ERA (150 кг) и переносное рабочее место с элементами крепления для манипулятора ERA (100 кг). Со временем все эти внешние элементы будут перенесены на МЛМ.

Shin

Цитата: спец от 11.10.2023 12:42:42Интересно, а когда все-таки был изготовлен РТОд? ::)

Всё-таки на НЭМе должен был по проекту стоять радиатор немного бОльших размеров. Вряд ли его уже склепали к тому моменту, когда НЭМ выкинули из планов.

И по первоначальным планам первым стартует МЛМ, а МИМ1 - через год с доп.радиатором на борту.

Так что, имхо, изготовление нашего болезного радиатора было где-то в 2008-2009 годах...

Может я и не прав))

Дем

Цитата: спец от 10.10.2023 23:07:57Ну прям таки через один. При налчии 4 стыковочных узлов. ;)
Узла-то четыре - но два из них одновременно ещё и шлюзы, а третий с некоторых пор травит. Потому стыковать пилотируемый корабль к ним нежелательно.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

спец

Цитата: Дем от 11.10.2023 14:10:32
Цитата: спец от 10.10.2023 23:07:57Ну прям таки через один. При налчии 4 стыковочных узлов. ;)
Узла-то четыре - но два из них одновременно ещё и шлюзы, а третий с некоторых пор травит. Потому стыковать пилотируемый корабль к ним нежелательно.

Про травит (АО СМ) - да, а "два шлюза" Вы какие из стыковочных узлов имели в виду? Если тот, который используется для ВКД - то это один, МИМ2, ни МИМ1, не УМ для ВКД не используются.  ;)

спец

Цитата: Shin от 11.10.2023 13:50:54
Цитата: спец от 11.10.2023 12:42:42Интересно, а когда все-таки был изготовлен РТОд? ::)

Всё-таки на НЭМе должен был по проекту стоять радиатор немного бОльших размеров. Вряд ли его уже склепали к тому моменту, когда НЭМ выкинули из планов.

И по первоначальным планам первым стартует МЛМ, а МИМ1 - через год с доп.радиатором на борту.

Так что, имхо, изготовление нашего болезного радиатора было где-то в 2008-2009 годах...

Может я и не прав))
Думаю, Вы правы. ::)

спец

И снова Уильям Харвуд.
ЦитироватьUS EVA-89: A planned spacewalk Thursday by ISS astronauts Loral O'Hara and Andreas Mogensen has been called off to give engineers more time to assess any possible impacts due to a coolant leak Monday in a Russian lab module radiator (1/2)
ЦитироватьUS EVA-89: The spacewalk likely will slip a week or so, but a date won't be set until engineers complete their review; no major issues are anticipated, but the EVA is not considered "urgent," officials say, and the slip poses no major impact (2/2)

Дем

Цитата: спец от 11.10.2023 15:58:04Вы какие из стыковочных узлов имели в виду? Если тот, который используется для ВКД - то это один, МИМ2, ни МИМ1, не УМ для ВКД не используются.  ;)
Это сейчас только МИМ2. Но МИМ1 был такой же. То есть надо было чётко выбирать какой шлюз, а какой для пилотируемого корабля. И что внезапно может потребоваться другой (ну вот не закроется шлюз после ВКД - и что делать?)
Вот и получается половина кораблей на "Рассвет" и вторая половина на все остальные. Ну и два корабля одновременно - это норма, поэтому узел на "Рассвете" занят практически непрерывно.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Itzanami

Однако, практически пресс-релиз. Радует, что поделились информацией из первых уст

Штуцер

Цитата: Shin от 11.10.2023 13:50:54Может я и не прав))
Крикалев:
"Утечка идет из трубопровода, через который идёт стыковка гибких магистралей"
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Arzach

"Избыточные возможности по сбросу тепла" - многократно озвученная степень запаса наводит на мысль, что на данный момент из запланированного объема научной аппаратуры в "Науке" действует лишь малая часть. :-\

zandr

http://www.roscosmos.ru/39830/
ЦитироватьСергей Крикалев об отсутствии влияния утечки из дополнительного радиатора модуля «Наука» на МКС и ее экипаж
Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Крикалев рассказал об отсутствии влияния утечки теплоносителя из дополнительного радиационного теплообменника многоцелевого лабораторного модуля «Наука» на комфорт экипажа Международной космической станции, выполнение экспериментов и программу полета.
По его словам, внешняя система терморегулирования модуля «Наука» состоит из двух дублированных контуров, проходящих как в модуле, так и в дополнительном радиаторе.
Цитировать«В одном из этих контуров произошла утечка теплоносителя из трубопровода дополнительного радиатора. Из-за того, что в модуле «Наука» есть избыточные возможности по сбросу тепла, работают попеременно то один контур, то другой. И в том контуре, который не работал, случилась утечка», — пояснил Сергей Крикалев.

Он отметил, что никакой угрозы МКС и ее экипажу нет, так как одного контура системы терморегулирования достаточно для сброса тепла из модуля «Наука».
Цитировать«В этом контуре у нас реально работал только один насос из всех, которые там есть, для того чтобы минимизировать сброс тепла и не слишком захолаживать модуль. С точки зрения программы полета, возможности проведения научных экспериментов и комфорта экипажа никаких изменений не чувствуется», — сказал Сергей Крикалев.
По его словам, во время выхода в открытый космос, запланированного предварительно на 25 октября, космонавтам Роскосмоса Олегу Кононенко и Николаю Чубу предстоит тщательно осмотреть и детально сфотографировать место утечки. Они также отсекут негерметичную часть дополнительного радиатора, чтобы иметь возможность восстановить работоспособность остальной части контура системы терморегулирования модуля «Наука» путем его дозаправки.
Цитировать«Целесообразность и трудоемкость восстановления герметичности контура дополнительного радиатора мы поймем, когда поймем причину утечки», — добавил Сергей Крикалев.
Он отметил, что в Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») работает техническая комиссия, которая выработает рекомендации по восстановлению работоспособности и планам использования дополнительного радиатора в будущем.
Цитировать«Этот радиатор предназначен для сброса большого потока тепла в случае необходимости. Если вдруг появятся какие-то эксперименты, которые требуют большого сброса тепла со станции, то этот радиатор может дать такую дополнительную возможность. Это потенциал на будущее», — пояснил Сергей Крикалев.

german_kmw

Цитата: Arzach от 11.10.2023 20:11:53"Избыточные возможности по сбросу тепла" - многократно озвученная степень запаса наводит на мысль, что на данный момент из запланированного объема научной аппаратуры в "Науке" действует лишь малая часть. :-\
Не всякая научная аппаратура выделяет много тепла, скорее всего радиатор нужен для работы электровакуумной  печи которая есть на Науке. 

Roman Vladimirovich F.

всё же осталось для меня непонятым  -  ведь этот радиатор был полностью подключен в единый контур с уже имевшимся, и они оба попеременно работали, и естесственно весь хладагент испарился из этой ЕДИНОЙ системы как было Крикалёвым и сказано, и нужна новая заправка хладагентом  -  но я непонял, что, ВСЯ эта система была РЕЗЕРВНЫМ контуром (и бывший и новый радиатор)? и есть ещё какой то контур охлаждения?

Shin

Цитата: Roman Vladimirovich F. от 11.10.2023 21:13:57всё же осталось для меня непонятым  -  ведь этот радиатор был полностью подключен в единый контур с уже имевшимся, и они оба попеременно работали, и естесственно весь хладагент испарился из этой ЕДИНОЙ системы как было Крикалёвым и сказано, и нужна новая заправка хладагентом  -  но я непонял, что, ВСЯ эта система была РЕЗЕРВНЫМ контуром (и бывший и новый радиатор)? и есть ещё какой то контур охлаждения?

Возьмем для простоты только внешний контур. На МЛМ у него две секции. Независимые, не связанные между собой. К одной из секций подключили пресловутый дополнительный радиатор. Без всяких отсечных клапанов, как я понял.
Доп.радиатор внезапно прохудился и теплоноситель из него и одной из секций вытек (почти) весь.

anik

Цитата: Roman Vladimirovich F. от 11.10.2023 21:13:57всё же осталось для меня непонятым  -  ведь этот радиатор был полностью подключен в единый контур с уже имевшимся, и они оба попеременно работали, и естесственно весь хладагент испарился из этой ЕДИНОЙ системы как было Крикалёвым и сказано, и нужна новая заправка хладагентом  -  но я непонял, что, ВСЯ эта система была РЕЗЕРВНЫМ контуром (и бывший и новый радиатор)? и есть ещё какой то контур охлаждения?
В наружной СТР МЛМ два одинаковых контура (НГК1 и НГК2), в РТоД — тоже два контура. Один контур РТоД подключен к НГК1, другой — к НГК2.

Из-за утечки в одном контуре РТоД был разгерметизирован подключенный к нему один контур наружной СТР МЛМ. Этот контур в тот момент не работал. Работал и продолжает работать другой контур наружной СТР МЛМ вместе с подключенным к нему другим контуром РТоД.

В выходе планируется отсечь разгерметизированный контур РТоД, чтобы в будущем была возможность дозаправить подключенный к нему контур наружной СТР МЛМ. Но сейчас для теплоотвода достаточно работы одного исправного контура наружной СТР МЛМ с подключенным к нему исправным контуром РТоД.

Shin

Вон оно чё, Михалыч... Спасибо товарищу Анику за разъяснения)

Тока непонятно, зафига на доп.радиаторе два контура?