КК Союз

Автор Yegor, 06.10.2005 05:44:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Yegor


Yegor


Это фотография с "МАКС 2005". Что это за такой интересный стыковочный узел? Вроде похож на американский.
Вот как выглядит обычный:

Pavel

Цитироватьhttp://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_042/images/DSCF0075-2.jpg
Это фотография с "МАКС 2005". Что это за такой интересный стыковочный узел?

ЭПАС.

Аполлогет

Цитировать
Цитироватьhttp://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_042/images/DSCF0075-2.jpg
Это фотография с "МАКС 2005". Что это за такой интересный стыковочный узел?

ЭПАС.

А, по-моему, в ЭПАС - другой узел (лепестки наружу).
Это, наверное, АПАС-89. Сколько кораблей с ним летало?
По памяти, по-моему, только один - тот, что изначально позиционировался как "корабль-спасатель" для "Бурана",
переброшенный на "Мир" и стыковавшийся к "Кристаллу"?

Yegor

Да, у ЭПАС - лепестки наружу:

Аполлогет

Уточняю - по-моему, это конфигурация 101 машины («Союз ТМ-16»)

Могу быть не прав.

Andy_K64

ЦитироватьУточняю - по-моему, это конфигурация 101 машины («Союз ТМ-16»)

Могу быть не прав.
Прав. Это "Союз-спасатель". Стыковочный узел АПАС-95. Такой же стоит и на Шаттлах. Причем это не американский узел, а наш. NASA его купило для использования в программе МКС.

Yegor

Цитировать
ЦитироватьУточняю - по-моему, это конфигурация 101 машины («Союз ТМ-16») Могу быть не прав.
Прав. Это "Союз-спасатель". Стыковочный узел АПАС-95. Такой же стоит и на Шаттлах. Причем это не американский узел, а наш. NASA его купило для использования в программе МКС.
Очень интересно! Спасибо всем за ответы! А зачем понадобилось делать новый стыковочный узел? Чем не подходил старый?

Аполлогет

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьУточняю - по-моему, это конфигурация 101 машины («Союз ТМ-16») Могу быть не прав.
Прав. Это "Союз-спасатель". Стыковочный узел АПАС-95. Такой же стоит и на Шаттлах. Причем это не американский узел, а наш. NASA его купило для использования в программе МКС.
Очень интересно! Спасибо всем за ответы! А зачем понадобилось делать новый стыковочный узел? Чем не подходил старый?

Каждый узел хорош по-своему. Но, по-моему, это - стремление к унификации, ибо андрогинный стыковочный агрегат не делится на активный и пассивный - обе половинки одинаковы; следовательно (в теории) - более универсален.

Andy_K64

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьУточняю - по-моему, это конфигурация 101 машины («Союз ТМ-16») Могу быть не прав.
Прав. Это "Союз-спасатель". Стыковочный узел АПАС-95. Такой же стоит и на Шаттлах. Причем это не американский узел, а наш. NASA его купило для использования в программе МКС.
Очень интересно! Спасибо всем за ответы! А зачем понадобилось делать новый стыковочный узел? Чем не подходил старый?

Каждый узел хорош по-своему. Но, по-моему, это - стремление к унификации, ибо андрогинный стыковочный агрегат не делится на активный и пассивный - обе половинки одинаковы; следовательно (в теории) - более универсален.
Более универсален. Но и более тяжелый.

X

А что там более тяжелого? Неужели три лепестка намного тяжелее конусной конструкции? Да и диаметр кольца на первый взгляд ненамного больше...

Николай Павловский

ЦитироватьЭПАС.
ЦитироватьА, по-моему, в ЭПАС - другой узел (лепестки наружу).
Это, наверное, АПАС-89.
ЭПАС - название программы (Экпериментальный Полет Аполлон-Союз)
Стыковочный узел назывался АПАС (Андрогинный Периферийный Агрегат Стыковки). Позже его стали называть АПАС-75, чтобы отличать от более поздних бесполых узлов разработки РККЭ.
ЦитироватьСколько кораблей с ним летало?
По памяти, по-моему, только один - тот, что изначально позиционировался как "корабль-спасатель" для "Бурана",
переброшенный на "Мир" и стыковавшийся к "Кристаллу"?
Плюс три шаттла.
Большому кораблю - малую тягу!

Cтарый

Чтото мне подсказывает что данный узел на МАКСе - некачественный муляж. На шпангоуте ни гидроразъёмов, ни штепсельных разъёмов ни даже уплотнителя. Не заметно и амортизаторов. Так что быстрее всего это на скорую руку стяпляпаный макет. Макет АПАСа, естественно.

STEP

ЦитироватьЧтото мне подсказывает что данный узел на МАКСе - некачественный муляж. На шпангоуте ни гидроразъёмов, ни штепсельных разъёмов ни даже уплотнителя. Не заметно и амортизаторов. Так что быстрее всего это на скорую руку стяпляпаный макет. Макет АПАСа, естественно.

Когечно все может быть, но похоже, что разъемы и не планировались. Наружный диаметр кольца сохранили, а внутренний увеличили для возможности перетаскивания более габаритистых грузов. Это заметно съело ширину кольца, т.ч. туда поставить разъемы стало нелегко. Видимо объединение объектов планировалось через внутренние разъемы, что, впрочем, происходит и сейчас. На кадрах передаваемых из космоса часто видна "кишка" проходящая через люк из Союза на станцию. По крайней мере без разъемов на кольце не надо бояться, что во время стыковки контакты не совпадут, или погнутся.
Кольцо не выдвигается, как у АПАС-75 вперед, а наоборот, слегка утапливается внутрь для амортизации. С этой целью имеется глубокая ниша внутри кольца. Видимо кольцо скользит по стенкам ниши. Амортизаторы могут находиться на внешней стороне кольца и тогда их может быть не видно. Скрыть механизм амортизатора необходимо, дабы его не могли повредить при подготовке корабля, и при переходах после стыковки.
Такой узел конечно тяжелее, а андрогинность при стыковке с МКС не нужна, т.к. представить себе МКС в качестве активного корабля невозможно. Стыковки Союзов в спасательных операциях, это вообще чисто теоретический вариант, т.к. сейчас для этого просто нет свободных кораблей-спасателей и свободных носителей для этого. У Союза троированная система схода с орбиты, т.ч. он может не состыковаться, но вероятность того, что он не сможет сесть предельно мала. Посему не мудрено, что данный стыковочный узел распространения пока не получил.
Дурят нашего брата, дурят ...

Cтарый

Круто! ;) Ну а без уплотнительных колец то как? В скафандрах переходить и грузы перетаскивать через "уширеный проход"? ;)

 "Кишка", кстати, это воздуховод. А электро и гидро связи через шпангоуты.

Cтарый

Кстати, в этом макете бытовой и двигательный отсеки были явно бутафорские. А спускаемый аппарат - настоящий.

Oleg

Цитировать
Рис.2. Андрогинный периферийный aгрегат стыковки АПАС-89.
1 — корпус;
2 — защелки кольца;
3 — амортизаторы;
4 — стыковочный шпангоут;
5 — гидроразъемы;
6 — замки;
7 — крышка люка-лаза;
8 — защелки на корпусе;
9 — уплотнение стыка;
10 — электроразъемы.

ЦитироватьАПАС-89 (рис. 2) состоит из корпуса (поз. 1) и стыковочного кольца с тремя лепестками, направленными вовнутрь кольца (на АПАСе-75 эти лепестки смотрели наружу). На лепестках установлены защелки (поз. 2), которые обеспечивают предварительное соединение при стыковке. Кольцо крепится к корпусу с помощью 6 штанг, которые позволяют выдвигать кольцо перед стыковкой и обеспечивать стягивание аппаратов после. Для поглощения ударной энергии при стыковке штанги оснащены амортизаторами (поз. 3). На переднем торце корпуса установлен стыковочный шпангоут (поз. 4). На нем размещены замки (поз. 6), гидроразъемы (поз. 5), электроразъемы (поз. 10) и уплотнение стыка (поз. 9). Снаружи корпус имеются защелки (поз. 8), а внутри расположена крышка люка-лаза диаметром 680 мм (поз. 7).  Старая система стыковки типа "штырь-конус" предполагала, что космический аппарат с узлом типа "штырь" мог быть только активным, а аппарат с узлом типа "конус" — пассивным. В отличие от этого любой АПАС может играть роль и активного узла, и пассивного. Для того, чтобы привести АПАС в активное состояние производится выдвижение его кольца в исходное положение.  При стыковке лепестки кольца активного АПАСа попадают между лепестками пассивного АПАСа, что обеспечивает предусмотренное относительное положение узлов при стыковке. При входе лепестков одного АПАСа в кольцо другого на расчетную глубину срабатывают защелки кольца, которые жестко соединяют стыкуемые объекты. Энергию удара при стыковке поглощают амортизаторы активного стыковочного узла. После успокоения аппаратов производится полное выдвижение кольца активного АПАСа, а затем стягивание аппаратов. Жесткое соединение стыкуемых объектов производится с помощью замков АПАСов, а герметичность стыка — с помощью уплотнения. После проверки герметичности стыка экипажи открывают люки-лазы АПАСов и могут перейти на борт другого объекта. Вся операция стыковки занимает 12 минут (для узлов типа "штырь-конус" — 17 минут).
...
На базе АПАС-89 в планируется создать ряд модификаций, в том числе с увеличенным до 1,25 м диаметром тоннеля без увеличения наружных габаритов, а также упрощенные и облегченные агрегаты для негерметичных стыковок.

НК 2(39) 1993г.
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1993/2/2-93.html
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."


LG

Рисунок СА устарел. Сейчас под отстреливаемым щитом - два блока по три ДМП.

SFN

ЦитироватьOleg пишет:
 
Цитировать
Рис.2. Андрогинный периферийный aгрегат стыковки АПАС-89.
Забудте про АПАС-89, его уже не существует. Сыромятников усовершенствовал его с точки зрения плавности стыковки и он получил назание АПАС-95. Поменялась только электромеханика, но стыковка стала намного комфортнее.