Паром ЗЛ и многоразовый ЛЧ

Автор Олигарх, 30.09.2005 23:42:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

Посмотрел в Nescafe IMAX (м. Речной вокзал Посмотреть на карте
Официальный сайт www.nescafe-imaxcinema.ru) стереофильм Путешествие на Луну 3D (в оригинале Magnificent Desolation).

Здорово, не хуже чем "Космическая станция", которую, кстати, продолжают показывать в этом кинотеатре.
Рекомендую для просмотра.

После такого фильма, когда возвращаешься к современной космонавтике, понимаешь, что  поколение, американское и советское, времен аполллоновых и покоренья Луны:  "Богатыри! Не мы!"  

Ну, а в современности прошумела публикация
на NasaSpaceflight.com статьи VSE: Less steroids or less Apollo

Причем редакция этого сайта уже дала отбой, якобы источник подкорректировал исходный материал NASA.
США не Россия, общественность и пресса заставят прояснить эту ситуацию.
Но пока мы можем только гадать, что же было изменено.

А нужно ли всегда летать к Луне со стыковкой CEV с EDS/LSAM на околоземной орбите?

Ведь большинство полетов предполагается к лунной базе!

Я полагаю, что полет такого типа вполне можно выполнить с единственным запуском CaLV по схеме Аполлона!
Такая возможность рассматривалась в ESAS? Кажется, нет.
Предлагаю обсудить эту возможность.

Для полетов к базе нынешний LSAM избыточен!

Для этих полетов вполне достаточен небольшой лунной модуль типа аполлоновского, но на 4-х человек + небольшой (100-400 кг) груз, с небольшим ресурсом поддержки экипажа, например, в течение 2-3 суток. При полетах к базе вполне можно обойтись без шлюзовой камеры!  
 Больше и не нужно для полетов к ЛБ.

Нынешний LSAM нужно заточить под это требования!

Взлетная ступень LSAM в этом случае 6-7 тонн, из них 3,5-4 тонны топливо (у Аполлона-11 сухая масса взлетной ступени (без космонавтов) – 2181 кг, топливо 2367,2 кг + 274,2 кг; ХС=2,3 км/с).  
Посадочная ступень LSAM, которая тормозит для выхода на орбиту вокруг Луны связки LSAM+CEV (в случае Аполлона это делал CEV), а потом делает посадку, использует водород.
Какова должна быть ее масса? В 20 тонн получится?
     
Масса КК Аполлон-11 – 44 тонны, Аполлон-15 -- 48 тонн 760 кг (Левантовский, стр. 282).

Сколько ПН может отправить CaLV к Луне?
85-90% от того, что отправлял Сатурн-5?

Тогда получается, что заточенный LSAM и CEV в сумме должны уложиться и 40-42 тонны. Отсюда масса CEV около 15 тонн ...

Кто умеет считать и знает точные данные, please, пройдитесь по этому варианту.

Насчет китайцев.
На uplink.space.com разбираются J с применением их новой РН для полетов к Луне:

Latest on Chicom 'Long March 5' 25 tonne payload rocket
(http://uplink.space.com/showflat.php?Cat=&Board=missions&Number=479300&page=0&view=collapsed&sb=5&o=0&fpart=all)

"To restate the obvious, why cut down the Shenzou for a flyby mision when the proposed launch vehicle, the CZ-5, already has gobs of excess capacity to do the job? That doesn't make any sense. "
To prepare for a CZ-5 launched lunar landing mission, of course. Without the OM, you could pack a one man open layout "jumper" style lander in there for the same mass. They could launch a Shenzhou with the existing launcher and a large transtage and full size lander with the CZ-5, dock in LEO and do the mission. Given they are going to be assembling a mini-station from OM modules left in orbit, they are going to be building up the skillsets for in orbit rendezvous.
Используя предложение с У., китайцы обойдутся без этого экстрима.

Олигарх

Цитировать
ЦитироватьТеперь они планируют после полета с выходом в открытый космос, запуск одного автоматического Шеньчжу, затем второго, они стыкуются, затем запуск третьего пилотируемого, который стыкуется со связкой двух автоматических.

Понятно, что стыковки на окололунной орбите – это не тоже самое, что на околоземной орбит. Тем не менее, ...

Mini Station 1
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/225/37.shtml
на китайский лад, как отработка ЛОС на LEO, по аналогии с Аполло-9.


Кажется, на нашем форуме это не обсуждалось.

РИА Новости - Аналитика и комментарии - Российско-американский лунный тандем
                  16:56|28/ 03/ 2006
Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
 
      Без всяких сомнений  нынешний март можно охарактеризовать как месяц далеко
      идущих международных космических проектов с непосредственным российским
      участием. Судите сами. Утвержден долгожданный план дальнейшего
      строительства Международной космической станции, Роскосмос и Европейское
      космическое агентство подписали специальное соглашение о широкомасштабном
      участии России  во всех европейских космических начинаниях.

      Последние же дни месяца ознаменовались тем, что находившийся в Москве
      директор американского Института космической политики Джон Логсдон
      !!! открыто заявил о том, что США готовы начать диалог с Россией
          о совместной лунной программе.
 
      По мнению американцев, строительство лунной базы может начаться уже с
      первой пилотируемой  экспедиции, так как перспективный лунный модуль в
      отличие от корабля «Аполлон» сможет доставлять на спутник Земли гораздо
      больше грузов.
      Кроме лунного модуля американская программа предусматривает разработку
      нового пилотируемого корабля и носителя для него, тяжелой ракеты-носителя
      и отдельной верхней ступени с системой спасения экипажа. Отмечается,
      однако, что все перечисленные элементы НАСА собирается строить
      самостоятельно.

      С другой стороны, будут приветствоваться усилия других !!!!
      стран по разработке средств доставки людей и грузов на Луну.
     
      Если так, то нельзя не
      сказать, что в России, точнее, в московском Институте Космических
      исследований (ИКИ) Российской Академии Наук уже  разработана принципиально
      новая соответствующая система.
     
      «Тросовая    система   для   межпланетных   перелетов   разработана
      коллективом  ученых  Института космических исследований под руководством
      Игоря Сидорова.  
      Она  может  использоваться  как для создания постоянной
      базы на  Луне,  так  и  в  проектах  пилотируемой экспедиции на Марс», -
      сообщил в середине марта один из руководителей ИКИ Юрий Зайцев.
     
      Он  пояснил,  что  под  тросовой  системой  понимается  связка из двух
      космических  аппаратов,  соединенных  тросом  длиной  в  десятки и сотни
      километров.
      «Соединенные  тросом  аппараты  вращаются  наподобие  пращи,  
      а вся система  находится на орбите вокруг Земли или какой-либо другой
      планеты. Если от  одного  из  аппаратов в нужный момент времени отделить
      груз, то ему за счет     высвобождения    энергии   вращения   пращи  
      сообщается поступательное  движение,  которое  обычно придается работающим
      ракетным двигателем», - сказал эксперт.
     
      Самое главное состоит в том, что использование такой системы позволит
      разрешить принципиальный вопрос любого межпланетного полета  - непомерно
      высокая стоимость. Вспомним, что уже в далекие 60-е годы прошлого века
      каждая экспедиция на Луну по программе «Аполлон» обходилась в 2 млрд.
      долл. В целом сегодня этот показатель окажется значительно выше, если
      сделать ставку на тяжелый носитель наподобие «Сатурна-5».

      «Создание  сегодня нового тяжелого носителя на базе элементов «Спейс
      Шаттл»,  по экспертным оценкам, будет стоить 10 млрд. долл., а каждый
      запуск примерно  столько  же,  что  и  полет «Сатурн-5». Таким образом,
      ставка на тяжелые  носители  делает межпланетные проекты дорогостоящим
      тупиком», - сообщил Зайцев.
 
      По  его словам, разработка ученых ИКИ  позволит решить данную проблему,  
      несмотря   на   то,  что  время  доставки  грузов  при  этом
      увеличивается.  
      Если  сейчас  полет к Луне занимает около трех суток, то
      груз, запущенный   с  помощью  тросовой  системы,  может  идти  к  месту
      назначения около месяца.
      «Осуществлен   ряд   модельных   экспериментов  
      в   водной ????
      среде, подтверждающих основные характеристики системы».
     
      Для циклической доставки груза, например, с Земли на  Луну  и  обратно  
      предлагается  создать  группировку  из  трех тросовых  систем  -  двух на
      околоземной орбите и одной - на лунной.
      При этом низкая   круговая   и  
      эллиптическая   околоземные  орбиты  должны располагаться  в  полярной  
      плоскости,  а  вокруг  Луны тросовая система вращается на круговой
      экваториальной орбите.
     
      Как пояснил Юрий Зайцев, для выполнения перелета на окололунную орбиту
      параметры  вращения  «запускающей»  тросовой  системы и момент отделения
      груза выбираются  таким образом, чтобы обеспечить его контакт с концевым
      блоком окололунной  тросовой системы на расстоянии 2-3 км от поверхности
      Луны с относительной  скоростью  50-100  м/сек.  
      Последующую  посадку на
      лунную поверхность  транспортный  блок  совершается  с  помощью ракетных
      двигателей.
      Таким образом, Россия уже может разнообразить содержание предстоящей в
      этом году в США  встречи 13 стран по обсуждению стратегии освоения и
      использования Луны.

      Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

1. Насчет этой тросовой системы. Ваше мнение?

2. Насчет транспортной системы для Луны в целом.
   В случае МКС есть две транспортные системы:
   - тяжелая - Space Shuttle;
   - легкая  - КК Союз и Прогресс.

Очевидно, что для Луны США уже предложили тяжелую транспортную систему
на основе сверхтяжелого носителя.
Поэтому и, что не менее важно, исходя из реальных возможностей,
 России и/или Европе стоит подумать о более легкой системе
на основе средних РН.
Кажется, такой системой может быть подмножество
второго этапа лунной программы РККЭ.  
Кстати, тросовой системы ИКИ в программе РККЭ нет ...

Олигарх

Очень интересное предложение на space.com:

The Grand SLAM: Rocketing Water to the Moon  
 
By Leonard David
Senior Space Writer
posted: 24 May 2006
06:41 am ET

BOULDER, Colorado - A strikingly simple concept would provide efficient water provisions for human outposts/bases on the Moon.
The idea is to repeatedly clobber our already crater-rich neighbor with tons
of water ice-to establish an "anywhere, anytime" delivery system.

Not only could chucking a payload of water ice to the Moon help sustain an expeditionary crew there, the impact mimics-in experimental form-a comet strike. Therefore, it's a double-whammy:

!!! A science mission wrapped within an exploration capability test mission.

Spearheading the speculative ploy-called SLAM-is Alan Stern, executive director of the Space Science and Engineering Division here at Southwest Research Institute (SwRI). He's the lead scientist on another far out, but on the way, endeavor - the New Horizons spacecraft that is outbound for Pluto.

"I hope the SLAM idea stimulates thought and gets people thinking a little bit more out of the box," Stern told SPACE.com.
"When we have people on the Moon, they are going to need water. This is an
exceptionally efficient, low-cost way to get it there."

Cold traps, lukewarm thoughts

One perplexing issue for scientists and lunar exploration planners is just how much water ice is at the Moon's poles in the first place.

Spacecraft that orbited the Moon-the Pentagon's Clementine (1994) and NASA's Lunar Prospector (1998-1999)-relayed data that hydrogen, arguably in the form of water ice, might be stashed within permanently shadowed craters-called "cold traps"-at the lunar poles.
And, if water ice is there, that resource could be used by visiting astronauts to make rocket fuel and oxygen.
But is it there or not? And if so, how much water ice is available and in what condition for processing?
NASA's back to the Moon thinkers are anxious to sort out the truth about this possible lunar water inventory.
For instance, joining in on the robotic assault on the Moon by several nations over the coming years is NASA's Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO).
 
Thermal jacket

On LRO's 2008 mission a newly announced "secondary payload" is the Lunar CRater Observation and Sensing Satellite (LCROSS). The LCROSS will monitor the impact of a spent upper stage from the same mission, leftover hardware that would impact a crater in the Moon's south pole area. A plume of material should be tossed high above the Moon's desolate landscape-then sensor-scanned in a look for lunar water ice.
If found, getting at that water ice at the poles won't be easy. Working people and machinery in those cold trap climes would be tough. Light and power reserves aren't easy to come by. Communications in and out of those locales is an issue too.

And that's where SLAM meets these difficulties-head on.

SLAM needs no mid-course correction en route to the Moon, nor a spacecraft for that matter.
All that's necessary is

!!! a thermal jacket for the water ice payload
that's flung by rocket booster toward any selected
spot on the Moon.

"It appears to be entirely feasible, simple, and really cheap," Stern said. A proprietary technique would be utilized to keep the water ice ball from being buried too deep on impact.

At lunar impact speeds, virtually
!!! all of the ice will come to rest
less than 5 feet (1.5 meters) below the
surface
??? if properly pre-fractured. НЕПОНЯТНО, КТО-НИБУДЬ ОБЪЯСНИТ?

Also, work done on the concept indicates that
!!! a majority of the water ice
that is slammed into the Moon is retained, !!!
with only !!!  15 percent vaporized.

Clean water act

SLAM could even serve as an emergency, launch-on-demand service, Stern continued, for lunar-situated crews in need of a rapid recharge of oxygen, hydrogen, or liquid water to drink.
 
SLAM is also, in a way, a "clean water act" for the Moon.
No telling what the quality of water ice, bacteria-wise, might be available in those darkened polar craters-if indeed it's there.

Another ballistic bonus of SLAM is creation of a calibrated comet impact crater.

The shot-to-the-Moon ball of ice is a little comet, Stern noted.

Moreover, scientists could study the transport efficiency of water on the Moon.

Molecules of water that are introduced into the lunar environment from outside sources hop around like being on a griddle - but a certain percentage make their way to the poles.
The survival rate of those water molecules is a great scientific question, Stern said.

"SLAM is a nexus of three or four things in exploration and science," Stern said.
"I defy you to find a space mission that's cheaper or simpler" than a mission that involves just two things:

A rocket and a
garden hose left behind at the pad,
he pointed out.

Breaking the Gordian Knot

Rockets lifting thousands of gallons of water skyward has been part of U.S. space history.
In the early 1960's, test missions for the Saturn 1 booster included hurling water-filled upper stages into space, even dumping loads of water into Earth's upper atmosphere under Project Highwater.

"SLAM was designed to take advantage of the high performance and precision injection capability of the
!!! existing Atlas 401," said Bernard Kutter, Manager of Advanced Programs at Lockheed Martin Space Systems in neighboring Denver.

Kutter explained to SPACE.com that, by utilizing existing Atlas capabilities, SLAM can provide a low cost, low risk, novel lunar science mission furthering our understanding of the Moon and water transport around the Moon.

SwRI's Stern emphasized that SLAM is the output of roughly a dozen people that tackled a set of issues...to break the Gordian Knot between the value of polar volatiles and the difficulty of polar operations.

"To us it made a lot of sense. We couldn't find an obvious flaw in it...not to say that it doesn't have pros and cons," Stern explained.
One constraint is that an Earth-to-Moon ice ball strike must take place during
lunar night, he said, with mining recovery necessary before sunrise to prevent ice sublimation after impact.

That's a practical, real-world problem, Stern observed, just as deep ocean drilling here on Earth has its problems too. In exchange for those troubles there are great rewards, he said.
 
"We're proud of the SLAM idea," Stern concluded. "It'll be up to others to see if this concept, I guess you could say, 'holds water'."

Идея классная, но ее можно развить в нескольких направлениях.

А) Итак, лед в Thermal jacket со 2-й космической скоростью
(для Луны 2,4 км/сек.) врезается в поверхность, при этом испаряется
около 15% льда и остальной находится на глубине в несколько метров.

Что если снизить скорость падения? Например, до 1-й космической – 1,7 км/сек.
Очевидно, что испарится льда меньше.

В этой ветке упоминается алгоритм запуска к Луне, при котором КА придается меньше скорости, чем при прямом быстром перелете, но полет продолжается несколько недель (кажется, три) и КА выходит на орбиту спутника Луны с массой на 20% больше, чем при прямом перелете.  
Возможно, стоит лед посылать по такой траектории. Хотя Thermal jacket должен быть потолще, потребуется дополнительный небольшой приборно-агрегатный отсек с ЖРД/ЭРД, системами ориентации и связи и т.д.    

Может быть, в случае если скорость падения равна 1-й космической, можно сделать такую оболочку (Thermal jacket), которая переживет падение и не разрушится? Например, металлический нос оболочки, который при падении поглощает основную часть энергии столкновения. А лед внутри оболочки находится в небольших емкостях, мешках? J которые все-таки разлетятся, но которые потом можно легко собрать.

Б) Насколько я понимаю, из лунных ресурсов проще и дешевле всего добывать кислород. После некоторой начальной стадии, когда производство местного кислорода налажено, имеет смысл посылать не водяной лед, а лед другого вешества, более богатого водородом, чем вода.
Метан! Посылать метановый лед!

Олигарх


slipstream

ЦитироватьЧто бы это значило?
Ноавя лунная гонка?
http://www.spaceref.com/news/viewnews.html?id=1131

кстати весь текст дословная перепечатка вот отсюда
http://www.aviationnow.com/avnow/news/channel_awst_story.jsp?id=news/aw060506p2.xml
ЦитироватьRussia Plans Ambitious Robotic Lunar Mission  
By Craig Covault  
06/04/2006 03:31:23 PM  

А почему гонка? Это же просто подробное описание уже давно известного проекта "Луна-Глоб":

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1620

Олигарх

Цитировать
ЦитироватьЧто бы это значило?
Ноавя лунная гонка?
http://www.spaceref.com/news/viewnews.html?id=1131

кстати весь текст дословная перепечатка вот отсюда
http://www.aviationnow.com/avnow/news/channel_awst_story.jsp?id=news/aw060506p2.xml
ЦитироватьRussia Plans Ambitious Robotic Lunar Mission  
By Craig Covault  
06/04/2006 03:31:23 PM  

А почему гонка? Это же просто подробное описание уже давно известного проекта "Луна-Глоб":

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1620

Я прочитал об этом сразу после сообщения Шамса о том, что РККЭ
раскручивает Путина на обгон американцев при возвращении на Луну
и, сложив эти два сообщения, пришел к этому выводу ...

Олигарх

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЧто бы это значило?
Ноавя лунная гонка?
http://www.spaceref.com/news/viewnews.html?id=1131

кстати весь текст дословная перепечатка вот отсюда
http://www.aviationnow.com/avnow/news/channel_awst_story.jsp?id=news/aw060506p2.xml
ЦитироватьRussia Plans Ambitious Robotic Lunar Mission  
By Craig Covault  
06/04/2006 03:31:23 PM  

А почему гонка? Это же просто подробное описание уже давно известного проекта "Луна-Глоб":

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1620

Я прочитал об этом сразу после сообщения Шамса о том, что РККЭ
раскручивает Путина на обгон американцев при возвращении на Луну
и, сложив эти два сообщения, пришел к этому выводу ...

Как сообщил тов. Краснов после запуска последнего Прогресса, получено задание Родины возвращаться на Луну.
Значит, недаром год назад Н.Н. Севастьянов раскручивал Путина ...
Но плодами этой раскрутки воспользуются другие – C'est la vie!

Я начал эту ветку, чтобы рассмотреть варианты транспортной системы, альтернативные ESAS.
Было у меня ощущение, что в ESAS слишком много от Apollo.
Но другие – Россия, ESA, Китай – даже если и захотят, то не смогут в такой же мере заимствовать от Apollo.

Впрочем, зная страсть советских/российских начальников съобезьянничать американское, можно предположить,
что такие попытки будут.
Или повторить свои же разработки 40-летней давности.

Кстати, на ленте новостей:
08.08.2007 / 21:05    Новые назначения в РКК "Энергия"
     Оптимизируется структура управления ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева".
     Как сообщает сайт Корпорации, в рамках утвержденной 6 августа 2007 года новой организационной структуры
ОАО "РКК "Энергия" им. С.П. Королева" проведены назначения:
     первым вице-президентом, первым заместителем генерального конструктора и первым заместителем руководителя
Головного конструкторского бюро (ГКБ) назначен Зеленщиков Николай Иванович,
     вице-президентом, первым заместителем генерального конструктора, заместителем руководителя ГКБ по ракетно-космическим
системам – Филин Вячеслав Михайлович,
...
...
Очевидно, что это тот Филин, который ушел, когда пришел Севастьянов. Верно?
И который руководил разработкой нашего лунного кораблика :) - ЛК.
Я читал книжечку Филина об этом проекте, интересно.

ЛК - это фактически взлетная ступень, практически все торможение с лунной орбиты делал блок Д, который отделялся
почти перед посадкой (американцы назвают такой вариант crash stage), ЛК гасил последние около 100 м/с, зависал и садился.
Ну, и потом взлетал.

Как могла бы выглядеть современная инкарнация ЛК с crash stage?

Новый ЛК должен быть побольше, по грузоподъемности в несколько (3-4-) раз.
Понятно, его сухая масса увеличивается раза в 2-3- .
Такой ЛК доставляет 2-3 космонавтов и обеспечивает их жизнь и работу на поверхности луны до 7-10 суток.

А что могло быть crash stage для такого большого ЛК?

Может быть, что-то типа КВРБ?
Это типа КВРБ запускается к Луне типа Ангарой 5 с УКВБ.
Это типа КВРБ выходит на орбиту вокруг луны, где уже находится новый многоразовый (!) ЛК.

У этого ЛК двигатели не в днище, как у старого, а навешаны по бокам - две пары,
одна основная - другая запасная (КВД-1М не подойдет?).

А на днище у него маленький стыковочный узел.
ЛК, он активный, стыкуется с типа КВРБ.
В ЛК через этот стыковочный узел передавливается несколько тонн водорода и кислорода для основных двигателей ЛК
и несколько десятков КГ вонючки для двигателей ориентации и причаливания.

К Лк стыкуется лунный ЕвроСоюз, космонавты переходит и Евросоюз отделяется.

И далее по схеме 40-летней давности.
Типа КВРБ сводит ЛК с орбиты, как блок Д, и почти перед посадкой отделяется, ЛК садится.
После пребывания на Луне ЛК взлетает, Включив обе пары основных двигателей. Затем одна пара отключается, и на другой
он выходит на орбиту вокруг Луны, где происходит стыковка с Евросоюзом. Космонавты переходят в него и улетают.

А одинокий новый ЛК ждет следующего типа КВРБ и следующего ЕвроСоюза ...

В общем, я симпровизировал все это как шутку.    

ПОсмотрим, что теперь придумает Филин и РККЭ.

sychbird

Меня давно снедает мысль из разряда ценных/бредовых, что при современном уровне технологии разработать  автоматизированный холодильник-рекуператор для  ожижения  испаряющегося водорода на турбодетандере для относительно большого бака, находящегося в космическом пространстве проше и выгоднее с точки зрения массового совершенства, чем заморочки с теплоизоляцией.

И тогда вопрос о длительном хранении ЖВ исчезает сам собой.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

mihalchuk

Я не представляю, как угнаться за американцами и даже обогнать их, не используя орбитальную заправку. Но и этот путь не самый быстрый, зато самый верный.

sychbird:
ЦитироватьМеня давно снедает мысль из разряда ценных/бредовых, что при современном уровне технологии разработать автоматизированный холодильник-рекуператор для ожижения испаряющегося водорода на турбодетандере для относительно большого бака, находящегося в космическом пространстве проше и выгоднее с точки зрения массового совершенства, чем заморочки с теплоизоляцией.
Идея интересная. Вообще-то космическая изоляция достаточно лёгкая. Но в ней может образоваться дыра, и тогда туда хлынет тепло. Кроме того, нагревание идёт неуклонно, срок выдерживания ограничен.
Параметры детандера можно оценить. Взять площаль бака, посчитать поток тепла на внешнюю поверхность, учесть его уменьшение от термоизоляции, помножить на 50 (меньше у маленького детандера едва ли получится), найдём мощность детандера. Далее оцениваем его массу, прибавляем массу радиалора и источника тока - задача решена.
Но на орбитальной станции - надёжнее :wink: .

Дем

ЦитироватьВ ЛК через этот стыковочный узел передавливается несколько тонн водорода и кислорода для основных двигателей ЛК
и несколько десятков КГ вонючки для двигателей ориентации и причаливания.
Использование на ЛК криогенки означает крайне короткую миссию. Потому как куда днём радиатор выпихнуть?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Bell

Весь холодильник будет весить заведомо больше хорошей ЭВТИ. Без вопросов.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

unhappy

Испарившийся водород отводить в надувной баллон, типа Бигелоу :D
тоже инженер

ratte07

Есть же опыт разработки криогенных блоков для Луны. Это наши Д и СР. Д получился достаточно тяжелым. В результате при очень неплохом двигателе он не выигрывает у Бриза М по полезной нагрузке. СР был очень проблемным, массы не хватало, и самое главное он требовал особой ориентации на трассе перелета, что вообще ставило под сомнение возможностьего использования при существующей системе ориентации комплекса.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Bell

Вонючка едва ли проигрывает керосину/ЖК с учетом массового совершенства, а водород все-таи слишком рискованно ханить неделю и больше...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

sychbird

ЦитироватьВесь холодильник будет весить заведомо больше хорошей ЭВТИ. Без вопросов.

Да не ЭВТИ дело. Там внутрибаковая теплоизоляция, предохраняющая алюминиевые сплавы от охрупчивания. А на участке выведения если ЭВТИ, то надо учитывать вес ГО.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

ratte07

ЦитироватьВонючка едва ли проигрывает керосину/ЖК с учетом массового совершенства, а водород все-таи слишком рискованно ханить неделю и больше...
Вот именно. Лишние 20 с. создают уже трудноразрешимые проблемы. Водород - почти неразрешимые. Все это оттягивает полет и дает возможность тратить деньги на эксперименты и НИР.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

WkWk

С водородом есть надежда на организацию дозаправки на Луне. С кислородом там вообще проблем нет ( в породе).
 А с гептилом - увы.
 Но это конечно больше вопрос того будем ли на луне что то серьезное строить.

ratte07

ЦитироватьС водородом есть надежда на организацию дозаправки на Луне. С кислородом там вообще проблем нет ( в породе).
 А с гептилом - увы.
 Но это конечно больше вопрос того будем ли на луне что то серьезное строить.
Во-первых - это проблема не первого этапа. Во-вторых для запарвки на Луне все равно будет другая размерность блоков. И логика короткой работы - заправил и полетел. Технологии длительного хранения топлива в баках для этого не нужны.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

WkWk

Что технологии длительного хранения не нужны это я согласен.
 А первый этап как раз и может состоять в создании заправочной базы, откуда уже Луна и исследуется - полеты по балистической траектории в разные районы.
 Хотя конечно этот вариант нам просто не по карману.

Олигарх

ЦитироватьЧто технологии длительного хранения не нужны это я согласен.
 А первый этап как раз и может состоять в создании заправочной базы, откуда уже Луна и исследуется - полеты по балистической траектории в разные районы.
 Хотя конечно этот вариант нам просто не по карману.

Как ЕвроСоюз и типа КВРБ могли бы добраться до орбиты вокруг Луны, для встречи с новым ЛК?
Например, они добираются вместе и одновременно.
 
На LEO выходит 3-я ступень РН с типа КВРБ (в качестве ПН). К этому типа КВРБ стыкуется Евросоюз.
3-я ступень РН включается и направляет связку типа КВРБ+Евросоюз к Луне. После отделения от этой 3-й ступени
типа КВРБ добавляет 200-300- м/сек. и через трое с половиной суток связка достигает окрестностей Луны,
типа КВРБ выдает импульс около 800 м/сек. и связка выходит на орбиту вокруг Луны, где ее поджидает новый ЛК.
Евросоюз отстыковывается от типа КВРБ, к которому стыкуется ЛК и далее как выше.  

З-я ступень РН, выходящая на LEO с типа КВРБ, что это такое?
Это типа УКВБ :), которое в отличие от УКВБ включается дважды, 1-й раз после отделения от 2-й ступени РН
для выхода на LEO, 2-й раз для направления связки типа КВРБ+Евросоюз к Луне.
А что такое 2-я ступень РН?
Это большая водородная ступень на РД-0120 (за подробностями о ней - к ncube и ДмитрийВ :))
А что такое 1-я ступень РН?
Это, по сути, моноблок-пакет из 5 УРМов Ангары, которые отрабатывают вместе как единое целое и после
завершения работы этот моноблок отделяется целиком и падает как единое целое (за подробностями
об этом моноблоке-пакете - к ncube и ДмитрийВ :))
Да, к этому моноблоку, к центральному УРМу цепляются 4 блока 1-й ступени Тополя в качестве ТТУ.

Многих заволновал водород в типа КВРБ, не испарится ли он?
 От старта РН до схода типа КВРБ+ЛК с орбиты Луны - это время жизни типа КВРБ - проходит 5-7 суток.
Мне кажется, что такое время жизни типа КВРБ можно вполне обеспечить.
 
Ладно, пошутили ...    

Транспортную систему к Луне в целом только до некоторой степени можно придумывать
независимо от транспортного потока, который определяется тем, ЗАЧЕМ летим на Луна.
Хотя некоторые ее элементы можно разрабатывать в общем-то независимо.

Так зачем мы летим на Луну, если, конечно, вообще летим?

Для политического руководства, похоже :), нужно лететь, так как другие летят ...
И, пожалуй, более конкретно поставить задачу - что же именно там делать оно просто не может.
Да и, наверное, не должно.

Эту задачу надо сформулировать самой космической отрасли.
Единственного применения типа Killer application, то есть применения, которое снимает все вопросы - ЗАЧЕМ и определяет КАК именно, включая транспортную систему, -  не просматривается.
NASA искало такое применение или хотя бы нескольких таких, которые в совокупности снимали бы эти вопросы, но ... :(
Севастьянов пытался продвинуть в качестве такого Killer application добычу гелия-3 ...  

Если полеты к Луне долговременный проект, то, пожалуй, можно отложить вопрос о killer application на потом, после первых этапов, сосредоточившись на создании инфраструктуры, включая транспорт, которая будет эффективна, дешева и будет востребована и потом.

Мне кажется, можно предложить разумную стратегию возвращения на Луну для России,
для первых его этапов.