Российские пилотируемые КК и тендер Роскосмоса

Автор Олигарх, 14.09.2005 08:00:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Bell

ЦитироватьИнтересно, как предки собирались решать эту проблему, в частности, на ЛКС?
Очевидно на ЛКС так же как на Буране и МАКСе. На Заре на время отработки системы ДМП тоже планировали катапультирование экипажа.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьКстати, а почему Вы думаете, что в случае компактного размешения экипажа для каждого из пилотов должен быть отдельный люк?
Потому что при прочих равных условиях параллельный интерфейс быстрее последовательного. :)
Или вы имеете в виду, что будет удаляться значительная часть корпуса, достаточная для катапультирования всех членов экипажа одновременно?
В принципе всё это обсуждалось в теме про "Клипер". Мне кажется, что подобная система спасения - с шестью катапультными креслами, с "дырявым" корпусом, который придется усиливать в местах расположения люков - сильно ухудшит летательный аппарат, если вообще не убьет.
Ерунда!
Во-первых, и на шаттле, и на "Буране" вырез под грузовой отсек имеет размер примерно 18х5 метров, и ничего это не убило. Во-вторых, я не зря привел пример пассажирских самолетов - на них вокруг каждого иллюминатора усиливается каркас, причем очень существенно. Настолько существенно, что 10 иллюминаторов выполнить сложнее, чем один большой люк в багажном отсеке.
В-третьих, мне непонятна Ваша логика по поводу катапультирования - в чем проблема конкретно, кроме обывательских опасений? На B-1, к примеру, обеспечивается практически одновременное катапультирование 4-х пилотов на земле, с разведением в полете в разные стороны. А вырезать пирошнуром один большой проем гораздо проще и надежнее, чем 4 или 6. А дальше - катапультирование с разведением по времени в доли секунды, и делов.

PS: причем заметьте - каждый иллюминатор - это фактически дыра, закрытая многослойным стеклом, не включенным в общую силовую схему фюзеляжа. А вскрываемый один раз (при катапультировании) проем может быть частично включен в силовую схему каркаса. Вы же не будете утверждать, что если боковушки на РН "Союз" сбрасываются в полете, то они обязательно плохо закреплены и не держат никакую нагрузку, являясь слабым звеном? Или разделяемые отсеки КК "Союз"?
И последний вопрос - а Вы хоть раз видели фюзеляж самолета до монтажа всех лючков, створок, люков и иллюминаторов? Да там сотни отверстий, и их суммарная площадь может быть больше половины всей омываемой поверхности!

Павел73

Какая при этом нужна подготовка экипажа?! Катапультирование на отдельных креслах резко увеличивает шансы космонавтов покалечиться и напрочь убивает все достоинства крылатого КК  :( ... Всех будет нужно готовить на уровне первого отряда космонавтов. Они же могут шлёпуться куда угодно: в тайгу, в океан, на льды. Нет, так не годится - спасать надо всех вместе!

Дело-то ведь не только в технической возможности реализации такой САС. Надо и о людях подумать.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

KrMolot

ЦитироватьПочему? В этом случае он спасается на катапультных креслах.
...
А вырезать пирошнуром один большой проем гораздо проще и надежнее, чем 4 или 6.  
Кстати, а почему нельзя вырезать всю кабину целиком?  :)

Lev

ЦитироватьВадим Лукашевич писал(а):
Почему? В этом случае он спасается на катапультных креслах.
...
А вырезать пирошнуром один большой проем гораздо проще и надежнее, чем 4 или 6.  
Кстати, а почему нельзя вырезать всю кабину целиком?
Почему это не планировали на Буране для 6 чел?
Делай что должен и будь что будет

ааа

ЦитироватьКстати, а почему нельзя вырезать всю кабину целиком?  :)
Можно. Американцы делали отделяемую кабину на первых В-1, F-111. И даже вроде были реальные случаи катапультирования. И даже с травмами.
На В-1В таких кабин уже не было.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Lev

ИМХО можно конечно теоретически сделать кабину, которая на любом учасике траектории может отстрелиться, спасти экипаж (весь!) и приземлиться на парашюте. Но тогда средства спасения подобной кабины сожрут почти всю ПН.
Делай что должен и будь что будет

Павел73

ЦитироватьИМХО можно конечно теоретически сделать кабину, которая на любом учасике траектории может отстрелиться, спасти экипаж (весь!) и приземлиться на парашюте. Но тогда средства спасения подобной кабины сожрут почти всю ПН.
Так люди -  это и есть ПН пилотируемого КК  :) ! Другой ПН там относительно немного (как раз для этого "почти"). Грузовики же, в т. ч. и многоразовые, обойдутся без людей и без САС.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Merkurey

Цитировать
ЦитироватьКстати, а почему нельзя вырезать всю кабину целиком?  :)
Можно. Американцы делали отделяемую кабину на первых В-1, F-111. И даже вроде были реальные случаи катапультирования. И даже с травмами.
На В-1В таких кабин уже не было.
Вот пара клипов про отделяемые кабины на F-111 http://www.youtube.com/watch?v=M8l79lSjVMg&feature=PlayList&p=4D17F9AE045BB7C4&playnext=1&index=12 и B-1 . Про B-1 говорится, что проблемы были в большой массе кабины, порядка 3,6 т, и в том, как обеспечить мягкую посадку без травмирования экипажа. Несколько лет назад смотрел документальный фильм по истории катапультируемых кресел. Там рассказывалось об аварии F-111, когда лётчикам пришлось отстреливать свою кабину. Оба пилота получилм компрессионный перелом позвоночника при ударе о землю. Похоже, что американцам так и не удалось сделать отстреливаемые кабины безопаснымм при приземлении и чтобы оставались в рамках приемлемых масс.

(Редактировано 1 раз)

KrMolot

Жаль! пмсм, отделяемая кабина необходима в основном для вертикального старта при отказе на первых секундах полета, где взрывная волна после падения РН (как при последней аварии РН Зенит) может слегка помять экипаж при катапультировании при помощи катапультных кресел. :) Да и при аварийном спуске с орбиты также. С воздушным стартом во время запуска проблем быть не должно в следствии особенности конструкции (пмсм, будет достаточно и катапульт).
p.s. Кстати, кажись на ОС Спирали была как раз полностью отделяемая кабина. :)

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьВадим Лукашевич писал(а):
Почему? В этом случае он спасается на катапультных креслах.
...
А вырезать пирошнуром один большой проем гораздо проще и надежнее, чем 4 или 6.  
Кстати, а почему нельзя вырезать всю кабину целиком?
Почему это не планировали на Буране для 6 чел?
Потому что не было таких дурацких требований.
Вообще нужно разделять спасение экипажа в составе КК и спасение экипажа вне зависимости от КК. Все существующие КК (кроме шаттла и "Бурана") в принципе не предусматривают спасение экипажа без спасения КК. В прошлом это предусматривалось только для КК "Восток" и было заложено в "Спирали".
Поэтому отсутствие катапультных кресел в крылатом КК не такая уж проблема. Другое дело, что спасти корабль весом в десятки тонн на ряде участков проблематично. Но для МАКСа весом в 20-25 т это тоже можно - на его модификации под "Энергию-М" стояла общая САС.
Что же касается спасения всех или каждого по отдельности, то скажу так:
- они, катапультируясь одновременно, и так спасаются вместе, а не по отдельности;
- про подготовку пилотов - а почему Вы думаете, что раздельное катапультирование повышает требования к подготовке по сравнению с посадкой в СА? Перегрузка при катапультировани около 15-20g, действует доли секунды, а авария в экипаже Макарова-Лазарева привела к зашкаливанию за 25g, которые действовали на два порядка дольше. Один идиот сказал, не подумав, что снижение перегрузок при штатной посадке позволит возить неподготовленных туристов, и все повторяют, уцепившись за "неподготовленных". На самом деле экипаж тренируется именно на нештатные ситуации, и именно они определяют требуемый уровень подготовленности экипажа.

Вадим Лукашевич

ЦитироватьТам рассказывалось об аварии F-111, когда лётчикам пришлось отстреливать свою кабину. Оба пилота получилм компрессионный перелом позвоночника при ударе о землю. Похоже, что американцам так и не удалось сделать отстреливаемые кабины безопаснымм при приземлении и чтобы оставались в рамках приемлемых масс.
На F-111 отделяемая кабина была выбрана для повышения выживаемости экипажа, т.к. он изначально проектироваллся только как палубный самолет. Именно поэтому она может самостоятельно отделяться с глубины 10 и всплывать, оставаясь на поверхности очень долго.
статичтика боевых дествий в Юго-Восточной Азии свидетельствует, что среднее время жизни летчика в воде после катапультирования несколько часов, в то время как средний период его поиска 1-2 суток. Именно поэтому на нашем Су-27КМ отделяемая кабина (с ресурсом СЖО 3 суток) закладывалась в проект изначально.

C-300

ЦитироватьНо для МАКСа весом в 20-25 т это тоже можно - на его модификации под "Энергию-М" стояла общая САС.
Скажите, на вашем сайте есть информация про этот вариант? Никогда про него не слышал.

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьЯ не понял - профессионалы в чем? В катапультировании? А такие вааще есть?
Я имел в виду профессиональных пилотов, проходивших тренировку на катапульте (у меня есть один знакомый лётчик, повредивший позвоночник на такой тренировке из-за неправильно подобранных пиропатронов) и имеющих хорошую парашютную подготовку. Если это будет требоваться от каждого члена экипажа, то я считаю такой КК шагом назад даже по сравнению с "Союзом".
Шаг назад? Ну-ну...
Волынов при посадке на "Союзе" сломал верхнюю челюсть, не смотря на ложемент. А при посадке на о.Тенгиз экипаж едва не задохнулся. А Комаров на "Союзе-1" ...
Катапультирование им всем совсем бы не помешало, а Комарову спасло бы жизнь...
Как и экипажу "Челленджера"

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьНо для МАКСа весом в 20-25 т это тоже можно - на его модификации под "Энергию-М" стояла общая САС.
Скажите, на вашем сайте есть информация про этот вариант? Никогда про него не слышал.
Там есть намек  :wink: , в самом низу страницы http://www.buran.ru/htm/newsold11.htm :

Как только закончу дела с книгой по "Спирали", вернусь к МАКСу.

Братушка

ЦитироватьДругое дело, что спасти корабль весом в десятки тонн на ряде участков проблематично. Но для МАКСа весом в 20-25 т это тоже можно - на его модификации под "Энергию-М" стояла общая САС.
"Советский аналог орбитальной ступени Space Shuttle  - вариант "ОС-120" получался тяжелее (полная стартовая масса 155,35 т, масса на орбите ИСЗ 120 т включала 30 т полезного груза, посадочная - 89 т) за счет применения на пилонах в хвостовой части двух РДТТ системы аварийного спасения, предназначенных для экстренного отделения ОК от топливного отсека при возникновении аварийной ситуации на участке выведения. "
http://www.buran.ru/htm/os-120.htm
Хм.Я тут посмотрел,оказывается и на ОК-92 также предусматривалась САС.
"При стартовой массе 112 т (включая РДТТ САС массой 20 т и суммарный запас топлива 10 т"..
"В хвостовом отсеке находились:сбрасываемый на 56-ой секунде полета после прохождения критичного участка[11] полета РДТТ САС с начальной тягой 470 тс;"
http://www.buran.ru/htm/ok-92.htm
Жизнь человека коротка - но мало не покажется..

Вадим Лукашевич

Движки САС предусматривались и на "Буране" - именно под них выбиралось расположение посадочного комплекса. Но потом от них отказались

Вадим Лукашевич

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьThe page cannot be displayed :cry:
?? Странно,  а у меня именно так открывается. Тогда http://www.makd.ru -> События, мероприятия -> запись от 11.01 о заседании секции ГЧП. Должно открыться.
Спасибо! Посмотрел - недавно эта "штуковина" на форуме обсуждалась.
Дмитрий, помогите найти инфу, "которая обсуждалась", а то я обыскался...

Вадим Лукашевич

ЦитироватьGonza писал(а):http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=12195040&PageNum=0
Ну и как? Полетит такой птеродактиль?
Доузья, эта ссылка сейчас битая. Кто-нибудь сохранил эту страницу или ссылку с нее?

Дмитрий В.

ЦитироватьДмитрий, помогите найти инфу, "которая обсуждалась", а то я обыскался...

Вроде бы Lin картинки выкладывал в январе, емнип. А вот в какой теме? Может быть "МАКС, Мрия..."?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!