Чандраян-3 (Chandrayaan 3) – LVM3-M4 – Шрихарикота – 14.07.2023 09:05:17 UTC

Автор zandr, 25.10.2022 20:18:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Цитата: Vysotnik от 04.09.2023 14:16:12Интересно у них есть пульс, чтобы знать пациент жив/мёртв?
конечно. Связи нет - мертв.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Брабонт

Цитата: Штуцер от 04.09.2023 17:25:08
Цитата: Vysotnik от 04.09.2023 14:16:12Интересно у них есть пульс, чтобы знать пациент жив/мёртв?
конечно. Связи нет - мертв.
Вообще, история космонавтики знает пару-тройку случаев воскрешения Лазаря. Но это было на низких орбитах, с регулярными приходами на батареи.

АКБ индийского лунника, конечно, обречены, но вдруг запищит от прямого освещения. Надо же во что-то верить :)

ХВ.

До чего же индийцы молодцы, выжимают из миссии максимум. И хоть объявляли, что Ч-3 рассчитан на один лунный день, - делают всё возможное, чтобы не потерять возможность возобновить работу, если Ч-3 проснётся после ночёвки. Да ещё под занавес прыжок посадочного модуля организовали с видеосъёмкой.
Действительно, гроссмейстерский проект.
Мои аплодисменты !

Виктор Левашов

Может там есть провода напрямую от сб.
Может хоть сигнал подаст.
При солнце.

zandr

https://tass.ru/kosmos/18651611
ЦитироватьИндийский посадочный модуль "Викрам" перевели в спящий режим
НЬЮ-ДЕЛИ, 4 сентября. /ТАСС/. Индийская организация космических исследований (ISRO) перевела посадочный модуль "Викрам", севший на Луне в августе, в спящий режим. Специалисты попытаются активировать его вновь 22 сентября, сообщила ISRO в соцсети X (ранее Twitter).

"Посадочный модуль "Викрам" был переведен в спящий режим сегодня около 08:00 (05:30 мск)", - говорится в сообщении ведомства. Это произошло спустя два дня после того, как в спящий режим был переведен луноход "Прагьян". Его также планируется "разбудить" 22 сентября с началом нового лунного дня, когда солнечные панели вновь окажутся под лучами Солнца.

До этого специалисты ISRO провели эксперимент по взлету и повторной посадке модуля, в результате чего "Викрам" поднялся на высоту около 40 см и сдвинулся от места изначальной посадки почти на 50 см. На новой точке были взяты новые пробы и сделаны замеры. "Собранные данные переданы на Землю. Бортовые [научные] инструменты отключены, приемные датчики продолжают работу", - говорится в сообщении космического агентства.

"Викрам" полностью отключится по мере израсходования заряда его солнечной батареи. "Надеемся, что он проснется примерно 22 сентября", - добавили в ISRO, прикрепив к сообщению фотографии, сделанные бортовой камерой "Викрам" после смены позиции...

zandr

https://twitter.com/isro/status/1698618694795219401
ЦитироватьISRO  @isro
Chandrayaan-3 Mission:
Vikram Lander is set into sleep mode around 08:00 Hrs. IST today.

Prior to that, in-situ experiments by ChaSTE, RAMBHA-LP and ILSA payloads are performed at the new location. The data collected is received at the Earth. 
Payloads are now switched off.
Lander receivers are kept ON.

Vikram will fall asleep next to Pragyan once the solar power is depleted and the battery is drained. Hoping for their awakening, around September 22, 2023.

Here are the images before and after the hop.


Inti

Цитата: Виктор Левашов от 04.09.2023 22:35:03Может там есть провода напрямую от сб.
Может хоть сигнал подаст.
При солнце.

Да батарейка в принципе тоже может ночь пережить кое-как. Хотя конечно ёмкость может здорово упасть. Но если есть запас то кто знает. Скоро узнаем. Чё ж они не всунули в свои аппараты радиоактивные грелки... экономные однако...
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

Павел73

А может и всунули. Просто не сказали, чтоб мировую радиофобную общественность не пугать. :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

SONY

Цитата: zandr от 05.09.2023 06:54:03по мере израсходования заряда его солнечной батареи
Звучит, однако...
Цитата: Inti от 05.09.2023 06:58:01Чё ж они не всунули в свои аппараты радиоактивные грелки... экономные однако...
А мне вот другое интересно...
Электроника без проблем выдерживает заморозку. Народ вон балуется охлаждением процессоров жидким азотом - только лучше работают. Главная проблема, по всей видимости, в аккумуляторах, где твердеет электролит. Ну ещё, теоретически, электролитические конденсаторы ту же проблему имеют, но обычные электролитические конденсаторы в космос отправлять - это в принципе идея плохая, они и в комнате-то высыхать ухитряются, не то, что в космическом вакууме.
Как много энергии нужно чтобы поддерживать температуру аккумулятора на приемлемом уровне в течении двух недель? Что-то мне кажется, что вполне можно греть аккумуляторы энергией самих этих аккумуляторов. Будут тратить по 6% своего заряда в день на работу маленького нагревателя, который греет только их, и ничего другого.
Мне не удалось найти данных по аккумулятору Chandrayaan 3, но у схожей по мощности энергосистемы Луны-25 стоит 8ЛИ-70 с номинальной энергоёмкостью 2020 Вт*ч. Она могла бы использовать нагреватель мощностью 5 Вт чтобы не дать себе остыть ниже -50 на протяжении двух недель.

ExDi

Цитата: SONY от 05.09.2023 14:09:24Как много энергии нужно чтобы поддерживать температуру аккумулятора на приемлемом уровне в течении двух недель? Что-то мне кажется, что вполне можно греть аккумуляторы энергией самих этих аккумуляторов.
насколько я понимаю, так делает марсианский вертолетик, и марсианской зимой там энергобаланс на грани замерзания. но марсианская ночь даже зимой - не две недели..
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Serge V Iz

Цитата: SONY от 05.09.2023 14:09:24Как много энергии нужно чтобы поддерживать температуру аккумулятора на приемлемом уровне в течении двух недель?
А сколько Вт утечет с поверхности оболочки аккумулятора при разности температур, для круглого счёта, 200 градусов?

Если в качестве модели взять автомобильный в оболочке из пенопласта (0.04 Вт/(м*К)) толщиной 100 мм -- будет утекать где-нибудь ватт 20.

Брабонт

Цитата: SONY от 05.09.2023 14:09:24Электроника без проблем выдерживает заморозку.
Конденсаторы в электрических схемах выдерживают заморозку до ночных лунных температур?

Serge V Iz

Смотря какие конденсаторы. ) Вообще, любой РЭК, независимо от вида, при хранении при температуре ниже предусмотренной, может отказать -- просто оборвется контакт частей с разными ТКР да и всё. Но может же и повезти. )

opinion

Цитата: Serge V Iz от 05.09.2023 16:57:49
Цитата: SONY от 05.09.2023 14:09:24Как много энергии нужно чтобы поддерживать температуру аккумулятора на приемлемом уровне в течении двух недель?
А сколько Вт утечет с поверхности оболочки аккумулятора при разности температур, для круглого счёта, 200 градусов?

Если в качестве модели взять автомобильный в оболочке из пенопласта (0.04 Вт/(м*К)) толщиной 100 мм -- будет утекать где-нибудь ватт 20.
В вакууме нет конвективного теплообмена. Только излучение и теплопроводность через крепления аккумулятора к шасси. Но из пенопласта их не сделаешь.
There are four lights

opinion

Цитата: DiZed от 05.09.2023 14:28:31насколько я понимаю, так делает марсианский вертолетик, и марсианской зимой там энергобаланс на грани замерзания.
Он там был не на грани, а за гранью. Более того, аккумулятор полностью разряжался, что тоже нехорошо. И ничего, работает. Да и опоры давно должны были сломаться.

Если производитель не гарантирует, что аккум будет работать после замораживания, это не гарантирует, что он не будет.
There are four lights

SONY

Цитата: Serge V Iz от 05.09.2023 16:57:49А сколько Вт утечет с поверхности оболочки аккумулятора при разности температур, для круглого счёта, 200 градусов?
Откуда возьмётся 200 градусов?.. Учитывая, что аккумуляторы можно охлаждать до -50, перепад в 200 градусов - это только на дне вечнозатенённых кратеров. От силы 150.

У золота (а у нас всюду ЭВТИ с золотым напылением) коэффициент излучения 0,04, что при температуре -50 даёт удельную мощность теплового излучения в 5,6 Вт/м2. Учитывая, что ЭВТИ вообще-то многослойная, и каждый её слой снижает мощность теплового излучения вдвое, уже всего лишь пятислойная изоляция даст 0,35 Вт/м2. Нагревателя в 5 Вт явно "за глаза и за уши"... Про тепловое излучение можем вообще забыть.
Остаётся вопрос оттока тепла в элементы самой АМС. Но это "с дивана" не оценить, т.к. зависит от конкретной конструкции. Можно только предположить, что если специально задаться такой целью, то вполне можно сделать отток тепла от батареи в АМС ниже 5 Вт. В частности можно сделать бистабильные биметаллические контакты, которые автоматически будут отсоединять батарею от энергосистемы при охлаждении АМС ниже -50, а затем автоматически же коммутировать её назад при прогреве АМС выше -30 (какой-то гистерезис в такой системе неизбежен) - это исключит отток тепла через коммутирующие провода.

Цитата: V.V. от 05.09.2023 17:06:07Конденсаторы в электрических схемах выдерживают заморозку до ночных лунных температур?
Я же про конденсаторы написал... Или вы не про электролитические, а про любые? Тогда плёночные, например, работают в жидком азоте, и заморозка-разморозка может значительно снизить их внутреннее сопротивление, т.е. сделать даже лучше:
ЦитироватьAs shown in tables 2–5, the metalized polypropylene film capacitors, which also use identical enclosing (plastic box with resin filling), increased in capacitance at cryogenic. Interestingly, when these capacitors were brought back to room temperature, the capacitance recovered to the initial values. Resistance, on the other hand, decreased at 77 K, but none of them returned to the original values: resistances remained lower than before.
Вы не можете просматривать это вложение.

opinion

Цитата: SONY от 05.09.2023 22:15:37У золота (а у нас всюду ЭВТИ с золотым напылением) коэффициент излучения 0,04, что при температуре -50 даёт удельную мощность теплового излучения в 5,6 Вт/м2. Учитывая, что ЭВТИ вообще-то многослойная, и каждый её слой снижает мощность теплового излучения вдвое, уже всего лишь пятислойная изоляция даст 0,35 Вт/м2. Нагревателя в 5 Вт явно "за глаза и за уши"... Про тепловое излучение можем вообще забыть.
С такой теплоизоляцией аккумулятор не перегреется при использовании?
There are four lights

SONY

Цитата: opinion от 06.09.2023 06:29:28С такой теплоизоляцией аккумулятор не перегреется при использовании?
Чтобы не перегрелся - соединяем аккумулятор с системой терморегуляции АМС с помощью тепловой трубки заполненной, к примеру, ацетонитрилом: ниже -45 рабочее вещество замёрзнет и тепловая трубка полностью прекратит работу, не будет отбирать тепло у аккумулятора, но при прогреве АМС где-то до -20 внутри будет не только жидкий ацетонитрил, но и достаточное давление паров для работы "в полную силу".

Serge V Iz

М.б. надо рассчитывать на температуру аккумулятора в диапазоне где-то +10...+40 °C? В смысле, там где его характеристики предсказуемы, и он ещё может себя же обогревать. )


SONY

Цитата: Serge V Iz от 06.09.2023 11:00:25М.б. надо рассчитывать на температуру аккумулятора в диапазоне где-то +10...+40 °C? В смысле, там где его характеристики предсказуемы, и он ещё может себя же обогревать. )
Аккумулятор на 28,8 В, 70 А*ч и 2020 Вт*ч явно может выдавать 5 Вт (ток 0,0025 C) и в районе нижней границы его допустимой температуры транспортировки.
Тем более когда альтернатива - просто дать ему замёрзнуть и гарантированно выйти из строя.