Союз-3 необходимость конкурса на создание массовой российской средней ракеты

Автор Балтийский Технократ, 20.09.2022 13:24:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Балтийский Технократ

Спецоперация на Украине показала колоссальное отставание России в космических технологиях. Я не собираюсь говорить на тему кто виноват. Но я намерен поставить вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ! Для этого надо произвести ревизию, и в первую очередь средств выведения. Почему это так важно? Да потому что цена выведения напрямую определяет цену аппарата, разумеется если это серийный массовый аппарат, а не уникальный космический объект. Практика показывает что килограмм стоимости космического аппарата индустриального производства должен стоить приблизительно столько же сколько и цена его вывода на штатную орбиту.
Пример спутники Ван-Вэб  стоимость спутника 1,5 миллиона долларов и стоимость вывода 36 спутников около 50 миллионов долларов.
===========
Что есть у США - в первую очередь Фалкон-9 (Ф9), это уже отлично отработанная машина которая достигнет в 2022 году темпа 55 пусков в год. Фактически больше одного пуска в неделю. Для общего сравнения приведем массу ПН полезной нагрузки к ПН доставляемой Ф9 на низкую околоземную орбиту высотой 200 км и наклонением 28 градусов. Эта величена с вариантом спасаемой ступени около 15,5 тонн. При 55 пуках это 852 тонны в год. Себестоимость пуска для Спейс-Х около 15 миллионов долларов ( 1000 автомобилей средней цены), коммерческая цена рентабельности на рынке пусковых услуг около 35 миллионов долларов, взвешенная рыночная цена пуска 55 миллионов долларов. Итого сверхприбыль Спейс-Х с 55 пусков около 1100 миллионов долларов. А так как компания частная, то Илон Маск может эту сверхприбыль бросить на перспективные программы развития с максимальной эффективностью, так как не использует малоподвижный механизм современного венчурного инвестирования.
В итоге появляется система Сканет...извините ошибочка, система Сторлинк. Которая великолепно себя зарекомендовала на полях сражений Украины.
Ф9 стал рабочей лошадкой космической индустрии США, да чего там говорить всего Западного Мира. Повторяется феномен ракеты Союз, Сергея Королева, которая в 60-90 годах прошлого века стала рабочей лошадкой советской космонавтики, с темпом пусков до 60 в год, ценой ракеты в 1,5 миллиона рублей (или 300 машин Жигули автомобилей средней цены) и приведенной массой ПН на НЗО в размере 480 тонн в год, что при помощи тяжелой ракеты Протон до 20 пусков в год, ценой 6 миллионов рублей (или 1100 машин Жигули), по 22 тонны = 440 тонн в сумме составляло до 920 тонн в год, величину которой Спейс Х достигает только к 2023 году.
А в России как обстоят дела. Печально. Основной рабочей лошадкой остается РН Союз-2 до 20 пусков в год при максимальной загрузке производства в Самаре. Цена Союз-2 около 1400 миллионов рублей (23 миллиона долларов или 2000 российских автомобилей среднего класса) себестоимость пусковой услуги около 2000 миллионов рублей на НЗО, но при более высоких орбитах приходится применять разгонные блоки что увеличивает стоимость пуска еще на 600-700 миллионов рублей. В итоге Россия имеет только одну серийную систему вывода ПН на орбиту. При этом на орбиту выводится максимум 160 тонн! всего. Есть малая ракета под маркой Союз-2 это двухступенчатая Союз-2-1В, это фактически опытная ракета, которая использует старые запасы советского двигателя НК-33. Существует ракетная система Ангара, которая фактически не вышла из стадии испытаний. И производится мелкой серией, но даже при полном запуске производства это будет малосерийная ракета, до 10 пусков в год РН Ангара-5, 250 тонн в год, и, по предварительным оценкам, весьма дорогая.
=============================
И что делать?
Мое мнение, как главного конструктора Балтийского космического агентства, таково:
России нужна серийная ракета, грузоподъемностью 7,5 тонн на НЗО, с возможностью пусков более 120 в год, по себестоимости пуска в серии до 600-700 миллионов рублей и минимальной рыночной цене пусковой услуги в 1200-1400 миллионов рублей ( 20 миллионов долларов). Это должна быть ракета со спасаемой и многократно используемой первой ступенью, и верхней ступенью, способной к многократным пускам, используемой в качестве разгонного блока. И эта ракета должна использовать в качестве стартового комплекса модифицированный стартовый комплекс ракеты Союз. Поэтому для этой гипотетической ракеты я предлагаю использовать наименование Союз-3 ( Русская Тройка). Эта ракета должна быть создана форсированными темпами в течении 2-3 лет и к и к 26 году она должна быть способной к запускам два раза в неделю.
Можно ли это сделать? - можно. И не надо ничего выдумывать, просто устроить конкурс всем инженерным коллективам считающим, что они могут создавать космическую технику ( без лицензий и регистрации) и предложить участвовать в конкурсе, каждой группе предоставить уникальный статус "шарашка" с полными правами разрабатывать ракетно-космическую технику, выделить фонд расходов в 30 миллионов рублей, с правом исключительно целевого расходования средства, с полным отчетом целевого использования, и с немедленной государственной регистрацией всех прав СОЗДАТЕЛЕЙ на полученные изобретения и инновации. И дать на работу 3 месяцев, с помесячными отчетами о расходовании средств. По итогам каждого месяца происходит отсев коллективов показавших полную недееспособность.
Все коллективы должны действовать раздельно, не используя и не воруя наработки соседей по конкурсу. В случае абсолютного превосходства одного из проектов, немедленно дать ему статус фаворита и начать претворять проект в производство. Для этого коллектив фаворит получает уникальный статус "государственного сокровища" и любой чиновник, который создает препятствия его деятельности должен рассматриваться как государственный преступник.

Эта форма конкурса кардинально отличается от системы конкурсов Национальной Технологической Инициативы, которая , как я считаю, полностью себя дискредитировала погрязая в бюрократических подковерных разборках между коллективами и чиновниками, сражающимися за долю в бюджетном финансировании
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Фактически надо будет сразу создавать и систему спутников, путь вялую и слабую но подобие и системы Старлинк, пусть пропускная способность будет в десять в сто раз меньше чем у Старлинк, но она должна быть массовой, дешевой и использующей комплектующие национального или союзного производства. Назовем ее для удобства Востока.
120 средних ракет это 120 пусков 4 тонн на полярные орбиты высотой 1500 км.
Если спутник будет иметь массу по 500 кг, то один пуск это 8 спутников, итого до 960 спутников в год, при сроке службы в 5 лет это около 4 тысяч спутников на орбите. Это конечно в три раза меньше чем у Старлинка но это хоть какой то ответ.
 Если использовать финансирование в режиме полной оплаты по госпрограмме с фиксированной прибылью в 25% то спутники должны стоить не более 1250 миллионов рублей за 8 изделий (250 миллионов расчетная прибыль). Итого по 156 миллионов за серийный спутник выпускаемый темпом в 1000 изделий в год. Объем производства 156 000 миллионов рублей, или для понимания 2500 миллионов долларов.
Вместе с пусковыми услугами программа потребует 5 миллиардов долларов в год, и еще от 1 до 2 миллиардов в год на обслуживание сети связи Восток.

Какие параметры может иметь Восток  это около 4500 спутников, 48 орбитальных плоскостей по 96 спутников в плоскости, высота орбиты 1500 км наклонение 83 градуса.
первый этап развития системы Восток спутник 500 кг, количество каналов земля-борт 16 скорость передачи данных 96кбит/с. Лазерные каналы связи между спутниками, базовыми станциями на земле и атмосферными спутниками. Коррекция орбиты.
Это первый этап, вряд ли российская промышленность потянет большие параметры, но это не главное. Главное запустить механизм индустриального развития. Будет производство , будет прибыль, будет развитие.
Через тернии к звездам!

Большой

Надо форсировать Амур-СПГ. Которую Рогозин притормозил.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Большой

У Союза-3 надо спасать 4 блока 1 ступени, у Амура-СПГ-1 блок.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

ПВА

Для 120 запусков в год нужно иметь прогноз загрузки. Маск загрузил себя сам, создав Старлинк. Увы, в нашей стране в нынешних условиях нет перспектив на 10% от такой загрузки. А заказчики из-за рубежа к нам не пойдут. А если сидеть на госзаказе, то цена вообще не имеет значения (Арес-1 тому яркий пример).

Балтийский Технократ

Цитата: ПВА от 20.09.2022 14:04:53Для 120 запусков в год нужно иметь прогноз загрузки. Маск загрузил себя сам, создав Старлинк. Увы, в нашей стране в нынешних условиях нет перспектив на 10% от такой загрузки. А заказчики из-за рубежа к нам не пойдут. А если сидеть на госзаказе, то цена вообще не имеет значения (Арес-1 тому яркий пример).
вы витаете в иллюзиях. После отказа запускать ванВэб международный  рынок пусковых услуг для России закрыт. Ну исключения конечно будут  КНДР, Иран ну и вроде того.
Для российской пусковой индустрии открыт только внутренний рынок, в реале у России нет чего предложить, серийный Союз-2, нерукопожатный, Ангара чрезвычайно дорогая по сравнению С Фальконом-9, и даже с Фальконом-Хави. Нету носителей, кончились.
Через тернии к звездам!

Дмитрий В.

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 14:42:11
Цитата: ПВА от 20.09.2022 14:04:53Для 120 запусков в год нужно иметь прогноз загрузки. Маск загрузил себя сам, создав Старлинк. Увы, в нашей стране в нынешних условиях нет перспектив на 10% от такой загрузки. А заказчики из-за рубежа к нам не пойдут. А если сидеть на госзаказе, то цена вообще не имеет значения (Арес-1 тому яркий пример).
вы витаете в иллюзиях. После отказа запускать ванВэб международный  рынок пусковых услуг для России закрыт. Ну исключения конечно будут  КНДР, Иран ну и вроде того.
Для российской пусковой индустрии открыт только внутренний рынок, в реале у России нет чего предложить, серийный Союз-2, нерукопожатный, Ангара чрезвычайно дорогая по сравнению С Фальконом-9, и даже с Фальконом-Хави. Нету носителей, кончились.
Так я ж и говорю - проще вывести производство Союзов на максимальную мощность: одно изделие в неделю, как в СССР.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Балтийский Технократ

Цитата: Большой от 20.09.2022 14:01:55Надо форсировать Амур-СПГ. Которую Рогозин притормозил.

Амур-СПГ, упирается в три критических вопроса:
- абсолютно новый стартовый комплекс, да еще и на СПГ, это миллиардные затраты с сомнительными перспективами.
- абсолютно провальный проект двигателя. При 100 тоннах тяги имеет массу (2200 кг) в 4 раза больше чем Мерлин-1Д (500 кг), и вероятно будет иметь просто запредельную цену. Могу только предполагать, но раза в три дороже Раптора это точно! Кстати и по массе он больше Раптора (1600 кг). Цена двигателя будет ни как не меньше 300-400 миллионов рублей, что дает стоимость второй ступени не менее 1200 миллионов рублей, так что миф о 900 мега рублей за ракету  это обычный миф советских главных конструкторов которые всегда любили коэффициент занижения в три раза, он знали гланое втянуться в бой...а там кривая вывезет (есть анегдот у ракетчиков, что именно так "развели" Филева с ракетой Союз-5, ему обещали цену в 25 миллионов долларов...а потом улыбнулись и сказали 50...бери а то будет еще дороже) ведь монополист  не несет совершенно никакой ответственности  ни перед заказчиком, ни перед Правительством, ни даже (прости Господи) перед Владимиром Владимировичем, если и получается "прищемить хвост", то совсем по другой статье, как у американского мафиози Аль Капоне (его защучили по бухгалтерии а не за мокруху)
- вторая ступень не приспособлена для повторного пуска в космосе.
- чудовищно малое качество массы конструкции второй ступени около 10 ( у Фалькона-9 около 27), что вынуждает безвариантно использовать дорогой разгонный блок.
- чрезвычайно большая тяга двигателя при  посадке первой ступени.

Ни о каком сравнении с технологичностью и себестоимостью Амур-СПГ с Союзом-2 просто не выдерживает.
Даже в одноразовом варианте реальная себестоимость Союза-2 меньше чем себестоимость второй ступени Амур-СПГ...а то что сейчас Союз-2 стоит 1300 миллионов, так он 20 лет назад стоил 200 миллионов, а зарплаты у рабочих и стоимость материалов практически не особо выросли. Так что 1300 миллионов тянут за собой такой шлейф накладных расходов, что ой йой йой....туши свет.
Уверен, что если заново развернуть индустриальное производство Союза-2, например в Санкт-Петербурге, в индустриальном объеме, и просто "бить по рукам" всем желающим рвачить...то стоимость производства РН с темпом 120 изделий в год, снизит стоимость ракеты до 600 и даже 400 миллионов рублей. Но очень остро встанет вопрос об загрязнении окружающей среды 600 упавшими ракетными ступенями в год, что опять нас приводит к необходимости многоразовости первой ступени.
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Цитата: Дмитрий В. от 20.09.2022 14:52:14
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 14:42:11
Цитата: ПВА от 20.09.2022 14:04:53Для 120 запусков в год нужно иметь прогноз загрузки. Маск загрузил себя сам, создав Старлинк. Увы, в нашей стране в нынешних условиях нет перспектив на 10% от такой загрузки. А заказчики из-за рубежа к нам не пойдут. А если сидеть на госзаказе, то цена вообще не имеет значения (Арес-1 тому яркий пример).
вы витаете в иллюзиях. После отказа запускать ванВэб международный  рынок пусковых услуг для России закрыт. Ну исключения конечно будут  КНДР, Иран ну и вроде того.
Для российской пусковой индустрии открыт только внутренний рынок, в реале у России нет чего предложить, серийный Союз-2, нерукопожатный, Ангара чрезвычайно дорогая по сравнению С Фальконом-9, и даже с Фальконом-Хави. Нету носителей, кончились.
Так я ж и говорю - проще вывести производство Союзов на максимальную мощность: одно изделие в неделю, как в СССР.
Согласен, добавлю перевести производство из Самары в Санкт-Петербург, и всю оснастку производства спроектировать заново, используя по максимуму изготовление комплектующих на предприятиях СПб. А еще лучше отдать производство Союза-2 в частные руки. Тогда точно цена Союза-2 , самой ракеты будет ниже 900 миллионов. Я лично вел переговоры с производителями и продавцами двигателей для Союза  и сам готов организовать в СПб поточное производство Союзов по цене 900 миллионов за ракету, при этом даже повысить грузоподъемность на 1 тонну, до 9 тонн с Восточного, и сделать верхнюю ступень с возможностью повторного включения как у Фалькона-9, что для орбит до 8 тысяч позволяет обойтись без разгонного блока.
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

#9
Цитата: Большой от 20.09.2022 14:03:28У Союза-3 надо спасать 4 блока 1 ступени, у Амура-СПГ-1 блок.
Если у Союза-2 объединить в единый блок первые и вторые ступени то сажать то же надо будет одну ступень. И тогда зачем этот Амур? От добра добра не ищут.
Амур-СПГ нужен Баранову и Ахметову, что бы кормить огромное предприятие. Эти парни разумно опасаются ликвидации производства Союза-2 после ликвидации производства Протона. Надо отдать должное этим руководителям они пытаются сохранить Прогресс. Ведь если бы Путин отдал приказ (как Батька Сталин, сделать копию Фау-2 и Королев сделал).. сделать копию Фалькона-9, я уверен российские инженера сделали бы точную копию Ф9 в очень короткий срок. Но технология Ф9 и Союза так различны, что легче просто сделать новый завод в Санкт-Петербурге  этой кузнице российского копирования западных технологий, что после начала производства новой ракеты ГКЦ Прогресс пришлось бы закрыть а людей распустить! Тысячи высококвалифицированных рабочих, техников и инженеров без работы! за это в турму сразу сажать надо...У руководства Роскосмоса стоят не только научные, оборонные, коммерческие , технологические задачи у госкорпорации огромные социальные нагрузки и обязанности и их никто отменять не собирается. И здесь клин и там подстава  вот руководители предприятий Роскосмоса и вертятся как уж на сковородке...а тут болтуны на форуме НК, вроде меня, с разными тупыми идеями...МРАК!
Через тернии к звездам!

Большой

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 15:15:29
Цитата: Большой от 20.09.2022 14:01:55Надо форсировать Амур-СПГ. Которую Рогозин притормозил.

Амур-СПГ, упирается в три критических вопроса:
- абсолютно новый стартовый комплекс, да еще и на СПГ, это миллиардные затраты с сомнительными перспективами.
- абсолютно провальный проект двигателя. При 100 тоннах тяги имеет массу (2200 кг) в 4 раза больше чем Мерлин-1Д (500 кг), и вероятно будет иметь просто запредельную цену. Могу только предполагать, но раза в три дороже Раптора это точно! Кстати и по массе он больше Раптора (1600 кг). Цена двигателя будет ни как не меньше 300-400 миллионов рублей, что дает стоимость второй ступени не менее 1200 миллионов рублей, так что миф о 900 мега рублей за ракету  это обычный миф советских главных конструкторов которые всегда любили коэффициент занижения в три раза, он знали гланое втянуться в бой...а там кривая вывезет (есть анегдот у ракетчиков, что именно так "развели" Филева с ракетой Союз-5, ему обещали цену в 25 миллионов долларов...а потом улыбнулись и сказали 50...бери а то будет еще дороже) ведь монополист  не несет совершенно никакой ответственности  ни перед заказчиком, ни перед Правительством, ни даже (прости Господи) перед Владимиром Владимировичем, если и получается "прищемить хвост", то совсем по другой статье, как у американского мафиози Аль Капоне (его защучили по бухгалтерии а не за мокруху)
- вторая ступень не приспособлена для повторного пуска в космосе.
- чудовищно малое качество массы конструкции второй ступени около 10 ( у Фалькона-9 около 27), что вынуждает безвариантно использовать дорогой разгонный блок.
- чрезвычайно большая тяга двигателя при  посадке первой ступени.

Ни о каком сравнении с технологичностью и себестоимостью Амур-СПГ с Союзом-2 просто не выдерживает.
Даже в одноразовом варианте реальная себестоимость Союза-2 меньше чем себестоимость второй ступени Амур-СПГ...а то что сейчас Союз-2 стоит 1300 миллионов, так он 20 лет назад стоил 200 миллионов, а зарплаты у рабочих и стоимость материалов практически не особо выросли. Так что 1300 миллионов тянут за собой такой шлейф накладных расходов, что ой йой йой....туши свет.
Уверен, что если заново развернуть индустриальное производство Союза-2, например в Санкт-Петербурге, в индустриальном объеме, и просто "бить по рукам" всем желающим рвачить...то стоимость производства РН с темпом 120 изделий в год, снизит стоимость ракеты до 600 и даже 400 миллионов рублей. Но очень остро встанет вопрос об загрязнении окружающей среды 600 упавшими ракетными ступенями в год, что опять нас приводит к необходимости многоразовости первой ступени.

Ну это пока не существующая РН, и параметры будут определены в проекте. Двигатель РД0169А весит 1000 кг, а высотный РД0169В весит (тьфу, масса ;D) 1300 кг. Откуда 2200 кг? 2250 кг весит РД-182 тягой 300 тс на земле (Энергомаш). А вторую ступень можно (и нужно) проектировать с повторным запуском ЖРД. Это никто не запрещает. Впрочем про технические подробности и преимущества Амура-СПГ перед Союзом-2 обсуждалось в соответствующей ветке.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Большой

Дык кормить Прогресс надо в любом случае. И при увеличении кол-ва С-2 и при производстве РН СПГ.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Балтийский Технократ

Цитата: Большой от 20.09.2022 15:40:42
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 15:15:29
Цитата: Большой от 20.09.2022 14:01:55Надо форсировать Амур-СПГ. Которую Рогозин притормозил.

Амур-СПГ, упирается в три критических вопроса:
- абсолютно новый стартовый комплекс, да еще и на СПГ, это миллиардные затраты с сомнительными перспективами.
- абсолютно провальный проект двигателя. При 100 тоннах тяги имеет массу (2200 кг) в 4 раза больше чем Мерлин-1Д (500 кг), и вероятно будет иметь просто запредельную цену. Могу только предполагать, но раза в три дороже Раптора это точно! Кстати и по массе он больше Раптора (1600 кг). Цена двигателя будет ни как не меньше 300-400 миллионов рублей, что дает стоимость второй ступени не менее 1200 миллионов рублей, так что миф о 900 мега рублей за ракету  это обычный миф советских главных конструкторов которые всегда любили коэффициент занижения в три раза, он знали гланое втянуться в бой...а там кривая вывезет (есть анегдот у ракетчиков, что именно так "развели" Филева с ракетой Союз-5, ему обещали цену в 25 миллионов долларов...а потом улыбнулись и сказали 50...бери а то будет еще дороже) ведь монополист  не несет совершенно никакой ответственности  ни перед заказчиком, ни перед Правительством, ни даже (прости Господи) перед Владимиром Владимировичем, если и получается "прищемить хвост", то совсем по другой статье, как у американского мафиози Аль Капоне (его защучили по бухгалтерии а не за мокруху)
- вторая ступень не приспособлена для повторного пуска в космосе.
- чудовищно малое качество массы конструкции второй ступени около 10 ( у Фалькона-9 около 27), что вынуждает безвариантно использовать дорогой разгонный блок.
- чрезвычайно большая тяга двигателя при  посадке первой ступени.

Ни о каком сравнении с технологичностью и себестоимостью Амур-СПГ с Союзом-2 просто не выдерживает.
Даже в одноразовом варианте реальная себестоимость Союза-2 меньше чем себестоимость второй ступени Амур-СПГ...а то что сейчас Союз-2 стоит 1300 миллионов, так он 20 лет назад стоил 200 миллионов, а зарплаты у рабочих и стоимость материалов практически не особо выросли. Так что 1300 миллионов тянут за собой такой шлейф накладных расходов, что ой йой йой....туши свет.
Уверен, что если заново развернуть индустриальное производство Союза-2, например в Санкт-Петербурге, в индустриальном объеме, и просто "бить по рукам" всем желающим рвачить...то стоимость производства РН с темпом 120 изделий в год, снизит стоимость ракеты до 600 и даже 400 миллионов рублей. Но очень остро встанет вопрос об загрязнении окружающей среды 600 упавшими ракетными ступенями в год, что опять нас приводит к необходимости многоразовости первой ступени.

Ну это пока не существующая РН, и параметры будут определены в проекте. Двигатель РД0169А весит 1000 кг, а высотный РД0169В весит (тьфу, масса ;D) 1300 кг. Откуда 2200 кг? 2250 кг весит РД-182 тягой 300 тс на земле (Энергомаш). А вторую ступень можно (и нужно) проектировать с повторным запуском ЖРД. Это никто не запрещает. Впрочем про технические подробности и преимущества Амура-СПГ перед Союзом-2 обсуждалось в соответствующей ветке.
из википедии вестимо  откуда еще, секретных документов не имею право цитировать.
  • 26 сентября 2019 года на сайте госзакупок был размещен контракт на создание Воронежским КБХА метанового двигателя с начальной (максимальной) ценой 765,78 млн рублей с датой окончания работ 15 ноября 2021 года («Создание ракетных двигателей нового поколения и базовых элементов маршевых двигательных установок перспективных средств выведения в части работ 2019—2021 годов»; шифр СЧ ОКР: «ДУ СВ» (2021)). Согласно техзаданию, двигатель получил название РД0177, тяга должна составлять 85 тс, земной удельный импульс — 312 с, а масса не должна превышать 2200 кг[11].
Кстати 1300 кг тоже не меньше чем 500 кг.
И где это вы можете показать, что при проектировании абсолютно нового двигателя под новое горючее, все получится сразу. Да и сам факт горючего СПГ....мрак, почему не чистый нормализованный метан? СПГ есть позорно гадкая для двигателя смесь углеводородов,от которой осадок и накипь просто неизбежны.
Ваши аргументы не принимаются.
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Цитата: Большой от 20.09.2022 15:43:38Дык кормить Прогресс надо в любом случае. И при увеличении кол-ва С-2 и при производстве РН СПГ.
А вот это уже сложный вопрос.
Есть неподтвержденное мнение, что либеральный экономический блок Правительства, после уничтожения электронной, компьютерной, авиационной индустрии очень хотел уничтожить атомную и космическую индустрию. В итогу уничтожено производство Протона, Космос-3М  коммерческих бестселлеров мировой космической индустрии и почти было начато уничтожение производства Союза-2, и ведь наверняка была идея (я так предполагаю), произвести в запас штук 200-300 Союзов, и закрыть производство. По аналогии с Протонами.
Но ктото, возможно СВЕРХУ, остановил этот блудняк (как я считаю). 
Через тернии к звездам!

Старый

1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары и Восточного - выкачать из бюджета максимум денег.
3. Фалкон-9 длиннее и толще чем  УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска
5. Было стыдно и весело (с) Hiroo

Raul

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 13:24:20колоссальное отставание России в космических технологиях
:-\

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 13:24:20России нужна серийная ракета, грузоподъемностью 7,5 тонн на НЗО, с возможностью пусков более 120 в год, по себестоимости пуска в серии до 600-700 миллионов рублей и минимальной рыночной цене пусковой услуги в 1200-1400 миллионов рублей ( 20 миллионов долларов). Это должна быть ракета со спасаемой и многократно используемой первой ступенью, и верхней ступенью, способной к многократным включениям пускам, используемой в качестве разгонного блока. И эта ракета должна использовать в качестве стартового комплекса модифицированный стартовый комплекс ракеты Союз. Поэтому для этой гипотетической ракеты я предлагаю использовать наименование Союз-3 ( Русская Тройка).
Названия у нас придумываются быстро... А если говорить о тандемной ракете среднего класса, под которую может быть модифицирован СК Союза, то ее уже назвали Союз-6.  И даже придумали (много раз). Отличается наличием полноценной верхней ступени (блока И) и большей ПН ~9 тонн.

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 13:24:20Эта ракета должна быть создана форсированными темпами в течении 2-3 лет и к и к 26 году она должна быть способной к запускам два раза в неделю.
Технокарт предлагает выполнить пятилетку за три года.  :) Чтобы сделать ракету форсированными темпами, не надо ничего придумывать! Надо делать то, что уже было придумано. И разделить работу на короткие этапы по 2 года на каждый. По принципу последовательного усложнения задачи.
1) Одноразовый Союз-6.
2) Многоразовый Союз-6 с вертикальной посадкой на РД-0110Р с многократным включением.
3) Многоразовый Союз-6ЛК без верхней ступени.

Объявление конкурса для раздачи денег направо и налево, да еще под новым названием Союз-3... не поддерживаю. Конкурсы надо объявлять для новых проектов, а не для старых.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Старый

Цитата: Raul от 20.09.2022 17:42:40Технокарт предлагает выполнить пятилетку за три года.
Технократ сменил профессию на ревизора. Не мешай ему. 
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары и Восточного - выкачать из бюджета максимум денег.
3. Фалкон-9 длиннее и толще чем  УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска
5. Было стыдно и весело (с) Hiroo

Raul

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 14:42:11После отказа запускать ванВэб международный  рынок пусковых услуг для России закрыт.
Думается, что этим упредили отказ со стороны OneWeb. И рынок пусковых услуг в любом случае закрывался в 2023 году.  Одним годом раньше - непринципиально.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Старый от 20.09.2022 17:44:57
Цитата: Raul от 20.09.2022 17:42:40Технокарт предлагает выполнить пятилетку за три года.
Технократ сменил профессию на ревизора. Не мешай ему.Ког-
Кого-кого?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

SOLDIER

Цитата: Старый от 20.09.2022 17:44:57
Цитата: Raul от 20.09.2022 17:42:40Технокарт предлагает выполнить пятилетку за три года.
Технократ сменил профессию на ревизора. Не мешай ему.
Кац предлагает сдаться. ;D
Я готов слушать вас всю свою биографию.

Балтийский Технократ

#20
Цитата: Raul от 20.09.2022 17:42:40
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 13:24:20колоссальное отставание России в космических технологиях
:-\

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 13:24:20России нужна серийная ракета, грузоподъемностью 7,5 тонн на НЗО, с возможностью пусков более 120 в год, по себестоимости пуска в серии до 600-700 миллионов рублей и минимальной рыночной цене пусковой услуги в 1200-1400 миллионов рублей ( 20 миллионов долларов). Это должна быть ракета со спасаемой и многократно используемой первой ступенью, и верхней ступенью, способной к многократным включениям пускам, используемой в качестве разгонного блока. И эта ракета должна использовать в качестве стартового комплекса модифицированный стартовый комплекс ракеты Союз. Поэтому для этой гипотетической ракеты я предлагаю использовать наименование Союз-3 ( Русская Тройка).
Названия у нас придумываются быстро... А если говорить о тандемной ракете среднего класса, под которую может быть модифицирован СК Союза, то ее уже назвали Союз-6.  И даже придумали (много раз). Отличается наличием полноценной верхней ступени (блока И) и большей ПН ~9 тонн.

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 13:24:20Эта ракета должна быть создана форсированными темпами в течении 2-3 лет и к и к 26 году она должна быть способной к запускам два раза в неделю.
Технокарт предлагает выполнить пятилетку за три года.  :) Чтобы сделать ракету форсированными темпами, не надо ничего придумывать! Надо делать то, что уже было придумано. И разделить работу на короткие этапы по 2 года на каждый. По принципу последовательного усложнения задачи.
1) Одноразовый Союз-6.
2) Многоразовый Союз-6 с вертикальной посадкой на РД-0110Р с многократным включением.
3) Многоразовый Союз-6ЛК без верхней ступени.

Объявление конкурса для раздачи денег направо и налево, да еще под новым названием Союз-3... не поддерживаю. Конкурсы надо объявлять для новых проектов, а не для старых.
Чем Союз-6 отличается от Союза-5 да почти ничем, заменой РД-171МВ на РД-180, Но это значит, очень небольшая величина разница в 5-7 миллионов долларов, то есть Союз-5 будет стоить 50-60 миллионов долларов пусковая услуга а Союз-6 ну на десятку меньше 40-50 миллионов, все равно дороже Союза-2 миллионов на 5-10 ( при этом у Союза-2 хоть есть шанс на 10 пусков в год увеличить темп, а для Союза-6 просто двигателей РД180 взять больше негде будет, ну 5-6 двигателей в год максимум). Все остальное почти идентично? то есть заранее идти на снижение ПН с 17 до 7 тонн? Это тихая нелогичность, и тому есть только одна причина, найти покупателя для РД-180
Это раз, хотя и этого вполне достаточно

Но есть и еще один повод против многоразовости. РД180 на керосине и большом давлении, значит нужно после каждого пуска разбирать и прочищать двигатель, и вот сколько это будет стоить большой вопрос, есть у меня большое подозрение что будет это стоить очень большой процент от стоимости нового двигателя. И смысл?

Думаю этих двух причин было достаточно, чтобы проект Союз-6 похоронить.

Но вот как назло и есть еще один повод отказаться от проекта Сою-6, и очень серьезный. НПО Энергомаш, забабахол коренное переоборудование станочного парка, и глубокую цифровизацию. А тут как назло санкции  а оборудование то ЗАГРАНИЧНОЕ, дорогое и требует регулярных расходных материалов и квалифицированного обслуживания. И вот здеся у меня ООООченнь большие сомнения по поводу возможности наращивания, а возможно и поддержания производства РД180 и других двигателей этой линейки.
Вот не могу забыть упитанную фигуру начальника ответственного за постройку спутникового завода Газпрома...когда ходил он с Борисовым и показывал недоделанный завод полный непоставленного оборудования...и растерянный вид, типа а как же это у меня ведь ДЕНЬГИ! они же за деньги все должны продать..., а хитрые итальянцы и французы, бац и не продают....

А вот красовец РД-108-107 исключительно отечественного изготовления. Ну просто 100% россиянин!!! И есу санкции легко преодолеть.
Через тернии к звездам!

Raul

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16Чем Союз-6 отличается от Союза-5 да почти ничем, заменой РД-171МВ на РД-180, Но это значит, очень небольшая величина разница в 5-7 миллионов долларов. Все остальное почти идентично?
Алюминия меньше, верхняя ступень на РД-0124 и возможность сесть на старт Союза-2. Союз-5 туда не встает из-за массы.

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16Но есть и еще один повод против многоразовости. РД180 на керосине и большом давлении, значит нужно после каждого пуска разбирать и прочищать двигатель
После прожига перед отправкой ULA его тоже разбирали и прочищали?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16А тут как назло санкции  а оборудование то ЗАГРАНИЧНОЕ, дорогое
Вот это я не понял. РД-171 производили на импортном оборудовании? И в СССР тоже?  Когда уcпели?  :o

Ладно, проводите свой конкурс, раз так много знаете ;)  А мы по совету Каца пойдем сдаваться еще повоюем. :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Балтийский Технократ

Цитата: Raul от 20.09.2022 21:52:02
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16А тут как назло санкции  а оборудование то ЗАГРАНИЧНОЕ, дорогое
Вот это я не понял. РД-171 производили на импортном оборудовании? И в СССР тоже?  Когда уcпели?  :o

Ладно, проводите свой конкурс, раз так много знаете ;)  А мы по совету Каца пойдем сдаваться еще повоюем. :)
Да вот везде в СМИ сообщали, какие молоцы на НПО Энергомаш, самое современное оборудованием оснастили производство, и опять таки полная цифровизация, это значит, подойдет милый диверсант южной наружности с большими эээ...вторичными половыми признаками  вставит куда не надо флэшку и нажмет кнопочку...и кырдык всей цифровизации, ну прямо как на кувыркающимся РН Протон....А на Союзе-2, там технология конца 50 годов прошлого века....ну там немного разбавлена всякими новшествами но не критично....
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Цитата: Raul от 20.09.2022 21:46:35
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16снижение ПН с 17 до 7 тонн?
До 9 тонн

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16ну 5-6 двигателей в год максимум
Значит, 50-60 пусков в год при 10x


Ну да большая разница, вместо 17 тонн, не 7 а 9, потери будут не 10 лямов баксов а 8.... экономия по российски!
Ну да, как я мог забыть, мы котята значит не ишем легких путей и экономии государственного бабла...с каждым полетов в трубу улетает 600 миллионов рубликов...зато креативно!
Через тернии к звездам!

Raul

Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:23:34
Цитата: Raul от 20.09.2022 21:46:35
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16снижение ПН с 17 до 7 тонн?
До 9 тонн

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16ну 5-6 двигателей в год максимум
Значит, 50-60 пусков в год при 10x

Ну да большая разница, вместо 17 тонн, не 7 а 9, потери будут не 10 лямов баксов а 8.... экономия по российски!
Ну да, как я мог забыть, мы котята значит не ишем легких путей и экономии государственного бабла...с каждым полетов в трубу улетает 600 миллионов рубликов...зато креативно!
Многоразовая первая ступень летает 10 раз, как заявлено. Стало быть, 5-6 РД в год хватает на 50-60 полетов. Больше не надо.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Балтийский Технократ

Цитата: Raul от 20.09.2022 22:28:49
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:23:34
Цитата: Raul от 20.09.2022 21:46:35
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16снижение ПН с 17 до 7 тонн?
До 9 тонн

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 21:29:16ну 5-6 двигателей в год максимум
Значит, 50-60 пусков в год при 10x

Ну да большая разница, вместо 17 тонн, не 7 а 9, потери будут не 10 лямов баксов а 8.... экономия по российски!
Ну да, как я мог забыть, мы котята значит не ишем легких путей и экономии государственного бабла...с каждым полетов в трубу улетает 600 миллионов рубликов...зато креативно!
Многоразовая первая ступень летает 10 раз, как заявлено. Стало быть, 5-6 РД в год хватает на 50-60 полетов. Больше не надо.
Вы меня слушали? у вас есть гарантия, что восстановленная первая ступень с РД180, будет дешевле новой?
У меня такой уверенности нет, по моему мнению все будет съедено снижением ПН и надежности. Поэтому хоть РД180 формально, на бумаге и многоразовый, но на деле никакого проку от этой многоразовости нет. По ряду описных выше причин.
Но я понял, вам или очень эстетически нравится С6 или вы лоббируете РД-180...одно из двух. 
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Цитата: Raul от 20.09.2022 22:25:48
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:15:28полная цифровизация
Значит, пусть турбины выпускают, как собрались?
Ну почему вы как ребенок, типа ах вы так, то я уши себе назло взрослым отморожу! Цифровизация это важно и перспективно  НО на полностью отечественной элементной базе  100%!
Но меня терзают весьма обоснованные сомнения  какой процент цифровой отечественной техники в НПО Энергомаш....я циничен и подозреваю что 99,9%...Хотя скажу честно  буду очень рад если ошибаюсь....( я в дуже романтик)
Через тернии к звездам!

Raul

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:34:49Но я понял, вам или очень эстетически нравится С6 или вы лоббируете РД-180...одно из двух.
И то и другое :)

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:37:53
Цитата: Raul от 20.09.2022 22:25:48
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:15:28полная цифровизация
Значит, пусть турбины выпускают, как собрались?
Ну почему вы как ребенок, типа ах вы так, то я уши себе назло взрослым отморожу!
Это не я придумал, недавние слова Арбузова (почти).

Можно, я отсюда уйду, из этой ветки? У Вас ко мне вопросы есть?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Балтийский Технократ

Цитата: Raul от 20.09.2022 22:47:30
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:34:49Но я понял, вам или очень эстетически нравится С6 или вы лоббируете РД-180...одно из двух.
И то и другое :)

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:37:53
Цитата: Raul от 20.09.2022 22:25:48
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 22:15:28полная цифровизация
Значит, пусть турбины выпускают, как собрались?
Ну почему вы как ребенок, типа ах вы так, то я уши себе назло взрослым отморожу!
Это не я придумал, недавние слова Арбузова (почти).

Можно, я отсюда уйду, из этой ветки? У Вас ко мне вопросы есть?
Разумеется можете уйти, я вас не держу.
И вряд ли вы сможете ответить на интересующие меня вопросы, а то что сможете ответить вряд ли меня заинтересует. Увы.

Если обидел прошу прощения, ну вот такой у меня незлой юмор...все это знают, и я неоднократно за него был модераторами наказан., об этом многие знают. Но ведь не со зла, а так для обострения интеллектуальной деятельности. А Арбузов  это хитрый руководитель, старый и очень опытный. И как опытный руководитель, он знает, что начальству надо давать то, что оно начальство хочет. Особенно в СМИ, тем более там говори что хочешь, реальной ответственности почти нет. А любые слова надо проверять. А практика говорит  ни одного двигателя линейки РД170 не летало повторно. Более того, ни одного не включалось в полете повторно. А Раптор летал и включался повторно. Быть сертифицированным на многоразовое использование и быть экономически выгодным при многоразовом использовании это большая разница. А вот РД-107 летал в космос и повторно использовался! Это факт! Был такой прецедент!
Через тернии к звездам!

Raul

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 23:35:11Если обидел прошу прощения, ну вот такой у меня незлой юмор...
Да что Вы, я тоже люблю задавать резкие вопросы. :) Хотелось для себя уяснить, что за конкурс. Ловите морковки ;)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Ну-и-ну

Нет смысла в новой РН с ПН 7.5 тонн. Слишком мало для всего.

Mavik

Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 13:24:20Что есть у США - в первую очередь Фалкон-9   ...  Для общего сравнения приведем массу ПН полезной нагрузки к ПН доставляемой Ф9 на низкую околоземную орбиту высотой 200 км и наклонением 28 градусов. Эта величена с вариантом спасаемой ступени около 15,5 тонн
уже 17 тонн.  При возвращаемых первой ступени и обтекателе. 

Балтийский Технократ

Цитата: Ну-и-ну от 21.09.2022 14:29:06Нет смысла в новой РН с ПН 7.5 тонн. Слишком мало для всего.
Для чего всего? Есть стандарт. Как например в легковом автомобиле. Грузоподъемность 400 кг...и уже очень долго и всех устраивает. Союз летает более полусотни лет и де факто стал стандартом. Унифицировав это стандарт снижаем себестоимость 1 кг ПН
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Цитата: Raul от 21.09.2022 08:11:21
Цитата: Балтийский Технократ от 20.09.2022 23:35:11Если обидел прошу прощения, ну вот такой у меня незлой юмор...
Да что Вы, я тоже люблю задавать резкие вопросы. :) Хотелось для себя уяснить, что за конкурс. Ловите морковки ;)
Гипотетический конкурс, который по моему мнению должен устроить Роскосмос и правительство.
Через тернии к звездам!

Дмитрий В.

Оставаясь реалистами, признаем что никакого конкурса на новую РН класса Союз-2 не будет, да и не нужно. Поскольку проблема не в средствах выведения, а в КА. Поэтому лучше сосредоточиться именно на объектовой тематике. Очевидной потребностью является создание крупной (несколько десятков минимум) КА ДЗЗ. Также очевидно, что такая группировка может быть осилена только в размерности микро- или миниспутника. Для подавляющего большинства прикладных задач вполне достаточно метрового/субметрового разрешения. Таких аппаратов в России есть: Аист, Канопус - это то, что уже производится. Но, возможно, подойдут и КА ДЗЗ на платформе Паллада от Спутникс (https://sputnix.ru/tpl/docs/Kinosputnik%20datasheet%20rus%20version.pdf) массой до 200 кг. На орбиту высотой 500-600 км Союз-2/Фрегат закинет таких с десяток. За 10 пусков в год можно развернуть сотню таких. Увеличить производство Союзов на 10 шт в год - не бог весть, какая проблема (заодно и себестоимость снизится). Поэтому, имхо, гораздо перспективнее и эффективнее инвестировать в серийное производство таких спутников, чем в новые ракеты.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Subrogator

А вот тут вопрос похлеще курицы и яйца: сунулся бы Маск в Старлинк, если бы у него не было многоразовой ракеты?

Так что поточное производство спутников (и развертывание действительно многоспутниковой группировки) не может начаться без дешёвого средства выведения, а тут две альтернативы: домучивать союз, или делать многоразовую РН.

Кстати, если масса всего КА ДЗЗ (борт+пн) оценивается в 200 кг, то что мешает делать аналог старлинка одновременно обеспечивающим и связь и ДЗЗ? Этакий смартфон в космосе  ;)

Балтийский Технократ

#39
Цитата: Subrogator от 22.09.2022 13:17:30А вот тут вопрос похлеще курицы и яйца: сунулся бы Маск в Старлинк, если бы у него не было многоразовой ракеты?

Так что поточное производство спутников (и развертывание действительно многоспутниковой группировки) не может начаться без дешёвого средства выведения, а тут две альтернативы: домучивать союз, или делать многоразовую РН.

Кстати, если масса всего КА ДЗЗ (борт+пн) оценивается в 200 кг, то что мешает делать аналог старлинка одновременно обеспечивающим и связь и ДЗЗ? Этакий смартфон в космосе  ;)
Ба...наконец то интересные для меня логические выводы.
А парень то соображает! И как я считаю в верную сторону.
Когда то Королев сделал Р7, для простого задания, забросить боеголовку в 8 тонн. Ну не было у нас тгда легкой боеголовки, а у амеров была и они сделали Атлас.
А потом Королев лихорадочно соображал, что сделать, чтобы Семерка не пошла в утиль ( как позже случилось с Н1 и Энергией) И придумал  он предложил запускать фоторазведку на Востоках! Гениальное решение, которое потом осуществил Маск.
Маск имел задачу отвоевать рынок носителей у России, в которой его реально послали  "куда подальше" и "без уважения". И мас реально послал российскую космонавтику куда подальше с международного рынка пусковых услуг.
А я между прочим предупреждал  Роскосмос еще у Маска пусковые услуги покупать будет и космонавтов возить будет на кораблях Маска  здесь в НК форуме...Надо мной тогда издевались.
А вот теперь в день подписания с маском договора об обмене запусков космонавтов и астронавтов в этот день уволили Рогозина  а вот нефиг было Маска дразнить, и ВВП подставлять под внешнеполитический УДАР, в Престиже и Статусе. Такое не прощается...думаю это второй человек после Яковлева который реально довел ВВП "до ручки".
Короче. Я единственный в России главный конструктор ракет-носителей (ну скажем так, кое что понимаю на начальном уровне специалиста), который одновременно имеет и профессиональное образование как дипломированный специалист в ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ. Окончил Университет Телекоммуникаций им проф. Бонч-Бруевича....(зал прошу аплодисменты), в еще советской системе ОБРАЗОВАНИЯ.
И я как специалист заявляю - будет носитель соответствующей удельной ценой будет с соответствующий удельной ценой и спутник. То есть 50 кг спутник должен стоить по выводу на ССО, столько же сколько стоит вывод.
Нормальный спутник в 150 кг не уложить с российской электроникой, и в 50 кг не уложить, и дже в 220 кг не уложить...возможно в 300-400-500 уложится и удастся, но будут большие габаритные размеры, так что под ГО Союза уместится штуки три четыре. Наглядный пример спутники Гонец, его антенно фидерные устройства просто не помещаются в большом количестве под ГО Союза. Хотя Гонец имеет массу 290 кг. Всего. То есть Протон сможет поместить под своим ГО штук 4 - 6 (это 2 тонны) на орбиту 1500 км! Воистину выстрел из пушки по воробьям.
Так что как дипломированный специалист  по телекоммуникациям заявляю, нету в России космических носителей соответствующих спутникам большой орбитальной группировки, Запускают чрезвычайно дорого.
Гонец 290 кг запуск одного спутника около 12 миллионов долларов это РН Союз-2 с Фрегатом.
А запуск спутника Старлинк 220 кг обходится Маску в 250 тысяч долларов (исходим из себестоимости пуска для внутреннего потребления внутри корпорации Спейс-Х в 15 миллионов долларов за пуск), то есть почти в 50 раз дешевле....ну как тут не сказать креативную фразу министра Лаврова...Д.Б.! Не в Два..КАРЛ!...не в три раза и не в ПЯТЬ! Е.Т.М. КАРЛ! А в 50!!! В общет то и Пяти раз хватила для куска веревки и мыла.
И кто после этого тут спорит о необходимости делать КА...нет таких КА и не будет.
А будут КА массой 500 кг и размером 2 на 2 на 3 метра.
Не будет вавэбов по 1,5 миллионов баксов, которые поместятся под ГО Союза в количестве ах 36 штук.
Хотя можно сделать макеты из платика и картона и показать их с гордостью новому руководителю.
Можно показать Борисову новый завод построенный Газпромом (точнее коробку из бетона, которую отказались заполнять оборудованием заграничные подрядчики) втюхивая ему "воздух". особенно умиляют откровенные и смелые показы "пустоты". Дмитрий.В. Это и есть пустота цехов, о которой мы говорили по отношению к Прогрессу.
За державу обидно.
Кстати военные рано или поздно ( я так думаю) будут сажать руководство и их замов, за тотальный провал.
Сядут все и 37 год покажется легким субботником.
И еще их будут очень больно ПЫТАТЬ...люди которые приедут с Донбасса "в кожаных куртках с маузерами" и очень тяжелым взглядом людей у которых ВСУ шники вооруженный Стар Линками убивали десятки и сотни боевых товарищей.
Пощады ведь не будет. Я не пугаю, просто я констатирую. И вероятно даже недооцениваю ярость ЧКистов.
Кстати спутники ГЛОНАС, сделаны хорошо - надо отдать должное - и сделаны очень своевременно, вероятно именно поэтому какая то "падла" пустила тот Протон за бугор.
А потом какая то другая не менее дальновидная "падла" уничтожила производство РН Космос-3М.
Мне конечно обидно за Державу.
Но скоро придут в Роскосмос те, кто спросить почему КУРИЦА не соответствует ЯЙЦУ, то есть Носитель не соответствует СПУТНИКУ.
И я думаю  есть существенная вероятность что сядут ВСЕ сотрудники Роскосмоса и все сотрудники ЦНИИ Маш.
У на в России незаменимых нет.
Ну реально, ну как можно относиться к зам. заму который при зарплате в 600 тыс в мес. льет слезы что вот нет у Роскосмоса 3 000 тыс на год, на разработку эскизного проекта для сверхмалой РН. Ну ни копейки нету, частным фирмам...то есть нет совсем.
Хочу напомнить что даже в Веймарской Германии находили по 10 тыс золотых рейхсмарок ( ФАУ-2 стоила 40 тыс рейхсмарок), на премии всем фирмам которые просто подают проекты. Да Да всем всем, как кстати сделали и японцы но уже 1 миллионов долларов всем которые делаю хоть каких то роботов...ДАРПА тоже не скупилась...И только Россия "родина космоса" кому там выдала гранты, ну не миллиардик как маску, а хотя бы десяток миллионов долларов?

Прошу извинения  накипело...понимаю что админ взбунтуется...и поэтому основную часть вырезаю...

На счет многоразовости
Мое мнение самое простое и самое быстрое сделать из Союза, многоразовую модификацию (многоразовая первая ступень), которая будет запускаться с немного модифицированного стартового комплекса Союз, на Плесе и Восточном. взлетать садится и потом несколько раз....это можно сделать года за 3 возможно и за 2, если денег не жалеть. Грузоподъемность конечно снизится на треть....но если будет верхняя ступень с повторными пусками в космосе (как у маска), то и двух третей вполне хватит и запускать можно будет раз в 4 дня с одного старта. Это если конкурсов не проводить а просто выделить все необходимые средства и полномочия.
Эх ну почему же в Росси ничего без шпицрутенов и дыбы нормально сделать не могут....???
Через тернии к звездам!